23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимодействие нпф и пфр постановления правительства

Негосударственные Пенсионные фонды. Организация персонифицированного учета, взаимодействие с органами ПФ РФ

Взаимодействие органов социального обеспечения с органами исполнительной власти, профсоюзных и другими общественными организациями.

Взаимодействие органов социального обеспечения с Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством.

Следует различать «негосударственные пенсионные фонды» (НПФ), находящиеся в разных юрисдикциях — российской и украинской. Суть организаций — одна и та же, но имеются существенные отличия правового характера.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например: если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются; если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии.

В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства.

С 2008 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

Контроль за деятельностью НПФ:

-Ежегодный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации; Независимый аудитор; Независимая актуарий; Счетная палата.

-Ежеквартальный:Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

-Ежемесячный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

-Еженедельный: Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации

-Ежедневный: Специализированный депозитарий

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2010: НПФ Газфонд; НПФ Благосостояние; Ханты-Мансийский НПФ; НПФ Транснефть; НПФ электроэнергетики

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 31.03.2010: НПФ Благосостояние; НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Норильский Никель; НПФ Газфонд; НПФ электроэнергетики

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ «Райффайзен19. Организация персонифицированного учета органами ПФ РФ.

Индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ

Учет строится на принципах:

— единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

— использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ

— соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем

— осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Взаимодействие пенсионного фонда Российской Федерации с негосударственными пенсионными фондами

В настоящее время в стране формируется система добровольного дополнительного пенсионного обеспечения с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ)[55].

НПФ является особой организационно‑правовой формой некоммерческой организации пенсионного обеспечения, т. е. обладает специальной правоспособностью. НПФ создаются в том же порядке, что и другие некоммерческие организации. Права юридического лица они приобретают со дня их государственной регистрации.

Впервые созданный НПФ подлежит обязательному лицензированию[56]. Право на осуществление деятельности НПФ приобретает только со дня получения лицензии. Помимо этого к руководителям НПФ предъявляются дополнительные требования: наличие опыта работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово‑экономическое образование; отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за иные преступления.

Условием функционирования НПФ является также наличие величины денежной оценки его имущества, которая должна составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн руб.[57] Сначала специальным уполномоченным органом государства в этой сфере был Минздравсоцразвития России, сейчас – Минтрудсоцзащиты России[58]. Работу по лицензированию деятельности НПФ ведет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минтрудсоцзащиты России.

НПФ может осуществлять разнообразные виды деятельности, например может выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и договорам об этом страховании и по профессиональному пенсионному страхованию и договорам о создании профессиональных пенсионных систем.

Рассмотрим первый вид деятельности НПФ, так как в ней отчетливо прослеживается взаимодействие НПФ с ПФР.

Участие НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика ограниченно. НПФ может работать только с пенсионными накоплениями застрахованных лиц для финансирования накопительной части (НЧ) трудовой пенсии[59]. При этом НПФ должен руководствоваться Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения НЧ трудовой пенсии в ПФР и передать ее в НПФ[60].

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя:

а) аккумулирование средств пенсионных накоплений;

б) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений и их учет;

в) назначение и выплату НЧ трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность НПФ регламентирована специальными страховыми правилами фонда. (Имеются в виду документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании.) А порядок таков: 1) инвестирование средств пенсионных накоплений; 2) ведение пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии и информирование об их состоянии застрахованных лиц; 3) заключение, изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария; 4) перевод средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другой НПФ или ПФР; 5) формирование средств пенсионных накоплений; 6) предоставление застрахованным лицам информации об управляющей компании (УК) и о специализированном депозитарии (СД)[61], с которыми фонд заключил договоры; 7) определение размера оплаты услуг фонда, УК и СД; 8) назначение и выплата НЧ трудовой пенсии застрахованному лицу и порядок осуществления выплат его правопреемникам. Вышеназванными правилами устанавливается также перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и фонда и пр.

Страховые правила фонда в обязательном порядке регистрируются при лицензировании деятельности НПФ.

Для получения лицензии и регистрации страховых правил НПФ должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет; опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года, а с 1 июля 2009 г. – не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов.

НПФ не должен иметь актуарный дефицит по результатам актуарного оценивания и фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет своей деятельности.

Соглашение между НФП и застрахованным лицом в пользу последнего (или его правопреемников) оформляется договором об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с этим договором НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований на получение НЧ трудовой пенсии осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу НЧ пенсии или выплаты его правопреемникам[62].

Договоры об обязательном пенсионном страховании не могут противоречить страховым правилам фонда[63].

Бывает так, что застрахованное лицо отказывается от формирования НЧ трудовой пенсии в ПФР и выбирает для этого НПФ. В этом случае при заключении договора об обязательном пенсионном страховании должны соблюдаться следующие правила:

а) заявление о переходе в НПФ направляется застрахованным лицом в ПФР (образец заявления с приложением инструкции по заполнению формы указанного заявления направляется органом ПФР застрахованному лицу ежегодно не позднее 1 июля текущего года);

б) если договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами в соответствии с законодательством РФ, ПФР обязан внести соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц;

в) в случае если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства РФ, ПФР не вносит изменений в единый реестр застрахованных лиц и информирует об этом застрахованное лицо и НПФ не позднее 31 декабря текущего года.

Начиная 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии (НЧ трудовой пенсии). Такое правило содержится в Законе об обязательном пенсионном страховании (новая статья 22.2).

После поступления денежных средств в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечисляет сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование НЧ трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР. Учет страховых взносов, поступивших на выплату НЧ трудовой пенсии, осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо.

С 1 января 2013 г. застрахованные по обязательному пенсионному страхованию лица были вправе не позднее 31 декабря 2013 г. выбрать вариант осуществления своего пенсионного обеспечения – направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 % или 2 % тарифа страхового взноса.

Для того чтобы на финансирование НЧ трудовой пенсии приходилось 6 % тарифа, им нужно было обратиться в ПФР с заявлением:

– о переходе в НПФ, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании;

– выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК);

– выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК;

– выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

В последних двух случаях застрахованное лицо вправе было выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование НЧ трудовой пенсии 2 % или 6 % тарифа страхового взноса.

Для тех лиц, кто не сделает свой выбор, начиная с 2014 г. на финансирование НЧ их трудовой пенсии будет перечисляться 2 % тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 % будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С 1 января 2014 г. в связи с принятием Закона о страховых пенсиях и Закона о накопительной пенсии всё изменилось. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно должны решить, направлять на финансирование НЧ трудовой пенсии 6 % тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 % будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для того чтобы на финансирование НЧ трудовой пенсии перечислялось 6 % тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:

– о переходе в НПФ, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании;

– выборе инвестиционного портфеля УК;

– выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК;

– выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

На финансирование НЧ трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 % тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии.

Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 % тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Точно так же будет распределен тариф, если застрахованное лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о своем выборе.

В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование НЧ трудовой пенсии должно направляться 6 % тарифа страхового взноса, то для них будет действовать следующее правило. В 2014 году 6 % будут направляться на финансирование НЧ только в следующих случаях:

1) выбранный лицом негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

2) выбранная лицом УК, в том числе государственная, соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111‑ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Если перечисленные условия не выполняются, то 6 % тарифа страхового взноса в 2014 г. будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК решили направить на финансирование накопительной части 2 % тарифа страхового взноса.

Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 % тарифа страхового взноса на фиксирование НЧ трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет.

НПФ несет перед застрахованными лицами следующие обязанности: 1) знакомить с правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями; 2) осуществлять учет своих обязательств перед ними (в форме ведения пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии), а также осуществлять учет средств пенсионных накоплений (имеется в виду совокупность средств, находящихся в собственности НПФ, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании); 3) направлять им ежегодно не позднее 1 июля информацию о состоянии их пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений; 4) назначать и выплачивать НЧ трудовой пенсии; 5) осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц; 6) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие их права.

Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Одновременно страховщику должна передаваться информация о графике и об объемах поступления страховых взносов в пользу застрахованного лица за предыдущий период. Изменен данный договор может быть только в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании.

Договор о данном страховании прекращается в случае наступления одного из следующих событий (в зависимости от того, какое из них наступило ранее):

– заключения застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании (в этом случае средства пенсионных накоплений для финансирования НЧ трудовой пенсии подлежат передаче в НПФ, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании);

– удовлетворения заявления застрахованного лица о переводе средств пенсионных накоплений в ПФР (средства пенсионных накоплений для финансирования НЧ трудовой пенсии подлежат передаче в орган ПФР);

– истечения трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию у НПФ, что может произойти по решению суда и в результате принятия решения уполномоченным федеральным органом о принудительной передаче средств пенсионных накоплений в ПФР;

– смерти застрахованного лица (в этом случае НПФ обязан выплатить правопреемникам умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на счете НЧ трудовой пенсии на дату смерти застрахованного лица).

Все НПФ и УК руководствуются в своей деятельности также нормами Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в стране.

2. Какова структура органов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование в России?

3. Каковы основные направления деятельности местных органов пенсионного обеспечения?

4. Для чего создана система индивидуального (персонифицированного) учета в области обязательного пенсионного страхования?

5. Каковы условия взаимодействия ПФР и негосударственных пенсионных фондов?

Глава 6

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 1141 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Правовой механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с пенсионным фондом РФ *

«Финансовое право», 2011, N 10

Vorob’yova E.V. Legal mechanism of interaction of non-state pension funds and the Pension fund of the RF.

В статье раскрывается правовой порядок взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с Пенсионным фондом Российской Федерации в части обращения средств, являющихся взносами накопительной части трудовой пенсии.

В настоящее время активно реализуется государственная программа софинансирования, направленная на привлечение средств населения для увеличения пенсионных накоплений, т.е. гражданин РФ осуществляет часть взносов на формирование накопительной части своей будущей трудовой пенсии самостоятельно, а часть возмещает государство. Средства на финансирование накопительной части трудовой пенсии гражданина (застрахованного лица) находятся или в Пенсионном фонде РФ, или в одном из негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, осуществляется вовлечение негосударственных структур — негосударственных пенсионных фондов в финансово-правовые отношения.

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения . Особенность негосударственного пенсионного фонда заключается в его правовом статусе, который урегулирован не только нормами гражданского права, но и нормами административного и финансового права в части подконтрольности негосударственных пенсионных фондов Федеральной службе по финансовым рынкам, лицензирования их деятельности, передачи средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ (например, в случае аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда) и т.д.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.05.1998. N 19. Ст. 2071.

В соответствии с Положением от 30 июня 2004 г. N 321 Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах, и в том числе в сфере пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Российская газета. 08.07.2004. N 144.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 798 негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, должен уведомлять о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании территориальный орган Пенсионного фонда России в течение одного месяца с момента заключения договора об обязательном пенсионном страховании в письменном виде по форме . Негосударственный пенсионный фонд, как и Пенсионный фонд России, обязан информировать застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений до 1 сентября.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 798 «Об утверждении Правил уведомления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации о вновь заключенных им договорах об обязательном пенсионном страховании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 12 января. N 2. Ст. 125.
Письмо ПФР от 21 сентября 2004 г. N ГБ-22-25/10241 «О приеме уведомлений о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании» // Вестник Пенсионного фонда России. 2004. N 4.

Негосударственный пенсионный фонд обязан передавать по поручению застрахованного лица средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд России в случаях:

  • прекращения (расторжения) договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом в связи с удовлетворением заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд России;
  • аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • смерти застрахованного лица при отсутствии у него правопреемников.

С 1 января 2010 г. на пенсионные счета лиц, имеющих право на получение сертификатов на материнский (семейный) капитал и распорядившихся об использовании такого капитала для целей формирования накопительной части трудовой пенсии, из федерального бюджета поступают соответствующие денежные средства. В связи с этим негосударственный пенсионный фонд обязан:

  • передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд России в случае смерти застрахованного лица;
  • передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд России в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда России о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;
  • извещать Пенсионный фонд России и застрахованное лицо о невозможности передачи суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, в размере, указанном в уведомлении Пенсионного фонда России о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;
  • информировать Пенсионный фонд России на основании его запроса о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, включая доход от их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения указанного запроса.

Застрахованное лицо вправе осуществлять переход из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России, т.е. застрахованное лицо обладает правом выбора фонда, который будет осуществлять формирование накопительной части его трудовой пенсии. Данный переход застрахованное лицо может осуществить один раз в год.

При переходе вносятся соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и осуществляется передача средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России.

Передаче подлежат начисленный негосударственным пенсионным фондом по итогам предшествующего финансового года и с начала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и полученные фондом пенсионные накопления. При этом под основной суммой понимаются пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете на дату прекращения действия договора, а инвестиционный доход — это пенсионные накопления, отраженные на пенсионном счете после передачи основной суммы пенсионных накоплений (начисленный по итогам финансового года инвестиционный доход и полученные негосударственным пенсионным фондом, но отраженные позже на пенсионном счете страховые взносы).

Обмен информацией между фондом и Пенсионным фондом России может осуществляться в электронной форме в порядке, определяемом Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2006 г. N 883 «Об утверждении Порядка электронного документооборота между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, и Пенсионным фондом Российской Федерации» .

Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2006 г. N 883 «Об утверждении Порядка электронного документооборота между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, и Пенсионным фондом Российской Федерации» // Российская газета. 09.02.2007. N 28.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 55 при передаче пенсионных накоплений в Пенсионный фонд России негосударственный пенсионный фонд обязан выдать застрахованному лицу выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Пенсионный фонд России направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет.

В случае принятия решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию негосударственный пенсионный фонд обязан уведомлять об этом Пенсионный фонд Российской Федерации и опубликовывать соответствующую информацию в средствах массовой информации. Срок приостановления привлечения новых застрахованных лиц не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения. Уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам России и Пенсионного фонда Российской Федерации и опубликование информации в средствах массовой информации должны осуществляться в срок до 31 декабря года, предшествующего году отказа от привлечения новых застрахованных лиц. Приостановление привлечения негосударственным пенсионным фондом новых застрахованных лиц не освобождает его от исполнения обязательств по уже заключенным договорам об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственный пенсионный фонд обязан передавать средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд России в течение трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию негосударственного пенсионного фонда.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ

В настоящее время в стране формируется система добровольного дополнительного пенсионного обеспечения с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ)*.

Первоначально НПФ являлся особой организационно-правовой формой некоммерческой организации пенсионного обеспечения, т.е. обладал специальной правоспособностью. НПФ создавался в том же порядке, что и другие некоммерческие организации.

Существенные изменения в пенсионном законодательстве последнего времени привели к тому, что с 1 января 2015 г. страховая пенсия и накопительная пенсия стали самостоятельными видами пенсионного обеспечения российских граждан (это подробно излагается в рамках учебной дисциплины «Право социального обеспечения»).

В связи с этим новая редакция Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» коренным образом изменила правовой статус НПФ. Согласно новым положениям данного закона, НПФ может создаваться только в организационно-правовой форме акционерного общества. Это означает, что создание НПФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и с учетом особенностей, установленных вышеназванным законом для таких фондов.

Все действовавшие НПФ должны пройти установленные процедуры реорганизации по новым правилам. Государственная регистрация как реорганизуемых НПФ, так и новых фондов проводится согласно требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в поел. ред.). Учредительные документы НПФ должны соответствовать положениям Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, о государственной регистрации при их ликвидации, а также о внесении изменений в сведения о НПФ, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, принимается Банком России. Одновременно с принятием решения [1]

о государственной регистрации НПФ Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации НПФ, внесение изменений в сведения о фонде, содержащиеся в указанном реестре, осуществляются уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России. Функции уполномоченного регистрирующего органа в настоящее время выполняет Федеральная налоговая служба.

Существование связей между НПФ и ПФР можно проследить, проведя анализ норм следующих федеральных законов:

  • — «Об основах обязательного социального страхования»;
  • — «Об обязательном пенсионном страховании»;
  • — «О страховых пенсиях»;
  • — «О накопительных пенсиях»;
  • — «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • — «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • — «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  • — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»;
  • — «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • — «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
  • — «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • — «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • — «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», и др. (в поел. ред.).

Анализ норм указанных законов и других нормативных правовых актов показывает, что НПФиПФР наряду со специализированными депозитариями, управляющими компаниями (УК), вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и страхователями, являются субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, между всеми ними объективно существуют различные взаимосвязи.

Главным объектом взаимоотношений между вышеперечисленными субъектами, как и другими участниками, являются денежные средства застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в виде пенсионных накоплений. Последние включают в себя многочисленную совокупность денежных средств, которые можно представить в следующем виде:

  • 1) суммы страховых взносов на финансирование НП, а также суммы дополнительных страховых взносов на НП, суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица (уплаченные в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», поступившие в ПФР и еще не переданные в доверительное управление УК, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов и взносов работодателя ПФР;
  • 2) суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в ПФР (см. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);
  • 3) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование НП (см. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») и еще не переданные в доверительное управление УК, а также НПФ;
  • 4) средства, переданные в доверительное управление УК ПФР (см. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»);
  • 5) средства, поступившие в ПФР от УК для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;
  • 6) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование НП, поступившие в ПФР от УК и НПФ в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование НП и выбора другого направления использования (в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и еще не направленные на указанные цели;
  • 7) средства, поступившие в ПФР от УК для передачи в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные НПФ;
  • 8) средства, в том числе средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование НИ, поступившие в ПФР от НПФ и еще не переданные в доверительное управление УК;
  • 9) средства выплатного резерва, переданные ПФР в доверительное управление государственной УК средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами выплатного резерва (особенности формирования и инвестирования установлены Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»);
  • 10) средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные в доверительное управление государственной УК средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (особенности формирования и инвестирования см. в Федеральном законе «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»);
  • 11) средства резерва по обязательному пенсионному страхованию;
  • 12) средства гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Как видим, единого понятия «пенсионные накопления» для системы обязательного пенсионного страхования нет. Термины «пенсионные накопления», закрепленные во многих федеральных законах, по своему содержанию отличаются друг от друга. Объяснить это можно тем, что законодатель их формулировал исходя из служебного назначения того или иного закона. Кроме того, в самом определении пенсионных накоплений содержатся указания на финансовые источники формирования. Такое различное терминологическое содержание данного понятия сомнительно, так как в будущем может повлечь затруднения в правоприменительной практике.

В рамках рассматриваемой темы настоящего учебника для нас важно то, что взаимодействие между ПФР и НПФ существует по поводу не только будущей накопительной пенсии застрахованных лиц, но и их пенсионных накоплений.

Схематично суть такого взаимодействия между ПФР и НПФ можно представить следующим образом.

Для этого выделим две категории застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию: 1) лица 1967 года рождения и старше; 2) лица 1967 года рождения и позже.

Первая категория застрахованных граждан права на НП не имеет. Следовательно, у них формируется только СП. За ними сохраняется право всеми пенсионными накоплениями или какую-либо частью из них распоряжаться по своему усмотрению: оставлять в ПФР, в государственной управляющей компании (Внешэкономбанк) или распределять в негосударственные организации (НПФ, УК и пр.). В любом случае застрахованные лица подают заявление установленного образца в орган ПФР по месту своего жительства. Сотрудники ПФР осуществляют соответствующие процедуры по данному заявлению (прием заявления, его учет и обработку, направление соответствующему субъекту — НПФ, УК инвестиционной компании и т.д.). Образно говоря, ПФР организует исполнение на практике заявления застрахованного лица. Иными словами, если в заявлении указаны негосударственные организации (НПФ, УК и пр.), то ПФР взаимодействует с ними согласно письменно выраженной воле застрахованного лица. Подчеркнем, что такое взаимодействие начинается с момента поступления заявления застрахованного лица в ПФР и заканчивается получением им пенсионных накоплений или какой-либо их части.

Вторая категория застрахованных граждан имеет право выбора не только на СЧ и НП, но и на соответствующее направление своих пенсионных накоплений или их частей. Схема взаимодействия ПФР и иных контрагентов схожа с ранее описанным порядком, установленным для первой категории застрахованных лиц. При этом отметим одну особенность.

Застрахованные лица, родившиеся в 1967 г. и позже, должны выбрать один из вариантов своего будущего пенсионного обеспечения. В зависимости от избранного ими варианта устанавливается и соответствующий тариф страхового взноса:

  • 1) отказаться от формирования накопительной пенсии (НП). Все страховые взносы, которые за них выплачивает работодатель, направлять на формирование страховой пенсии (СП) в ПФР. Страховые взносы работодателя в ПФР в размере 16% начиная с 2015 г. направляются на формирование СП;
  • 2) продолжать формировать НП. При этом тариф страховых взносов на данную пенсию в НПФ сохраняется в прежнем размере — 6%. В 2014 году все страховые взносы граждан направлялись только на формирование СП в ПФР. Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются управляющей компанией или НПФ. Такие накопления будут выплачены застрахованному лицу в полном объеме (с учетом инвестиционного дохода) при его выходе на пенсию.

Суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе

Тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше

Вариант пенсионного обеспечения 0,0%на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на финансирование накопительной пенсии)

Взаимодействие Пенсионного фонда Российской Федерации с налоговой службой.

Основы организации взаимодействия налоговых органов с Пенсионным фондом закреплены в совместном письме Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2003 г. № АК-08-25/13799 «О соглашении по информационному взаимодействию между МНС России и Пенсионным фондом Российской Федерации» (вместе с соглашением МНС РФ от 02.12.2003 № БГ-16-05/189, ПФ РФ № MЗ-08/32/2-C).

Основная цель взаимодействия — контроль над своевременным и полным поступлением страховых взносов в ПФР. Ниже приводятся направления взаимодействия с ним налоговых органов.

  • 1. Налоговые органы и региональные отделения ПФР при учете плательщиков должны обмениваться данными о регистрации юридических и физических дни в качестве плательщиков в бюджет и страховых взносов в ПФР. Кроме того, должен быть организован обмен информацией о финансовом результате (доходе) крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1020. 2. Порядок и периодичность обмена информацией определяются на местах налоговыми органами и региональными отделениями ПФР.
  • 2. Налоговые органы и органы ПФР взаимодействуют и координируют друг друга в решении вопросов, связанных с банкротством плательщиков или их ликвидацией, принятием мер по взысканию с плательщиков средств в ПФР.
  • 3. При грубых нарушениях плательщиком порядка ведения бухгалтерского учета или при отсутствии такового, длительном неперечислении плательщиком страховых взносов, отказе плательщика представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и т.д. региональные отделения ПФР и налоговые органы могут организовывать совместные проверки.

Следующий день практики начался с изучения взаимодействия отделения Сбербанка с Пенсионным фондом Российской Федерации г. Долинска. Я узнала, что в феврале 2011 года Пенсионный фонд РФ и ОАО «Сбербанк России» заключили Соглашение о взаимодействии, направленное на совершенствование организации доставки пенсий, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат.

В соответствии с Соглашением Отделение ПФР в марте 2011 года вступило в новые договорные отношения с Долинским Отделением ОАО «Сбербанк России», предусматривающие информирование пенсионеров и лиц предпенсионного возраста о возможности получения пенсий и других социальных выплат через структурные подразделения Банка. Взаимодействие Отделения ПФР с Отделением Банка позволяет обеспечить оперативное зачисление пенсий и других социальных выплат на счета пенсионеров.

ФГУП «Почта России» является ключевым партнером Пенсионного фонда РФ по доставке пенсий и иных федеральных выплат, а также по рассылке информационных писем ПФР.

Взаимодействие Пенсионного фонда РФ и «Почты России» не ограничивается только доставкой пенсии. По почте граждане получают важнейшие с точки зрения их будущей пенсии сведения — извещения ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно ПФР рассылает через «Почту России» такие письма более чем 70 миллионам адресатов по всей стране.

В соответствии с соглашением о взаимодействии Пенсионного фонда Российского Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации (№ 12/01-1 от 21.01.2011)

Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России по Долинскому району являются:

  • 1. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
  • 2. Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов.
  • 3. Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении.
  • 4. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

Пенсионный фонд Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации заключили соглашение об информационном взаимодействии, которое направлено на повышение эффективности реализации норм федерального законодательства в сфере противодействия коррупции.

Подписанный документ позволит органами прокуратуры на новом уровне реализовывать комплекс мер по контролю за соблюдением государственными и муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, которые в их отношении установлены законодательством Российской Федерации.

С 2004 года в качестве организаций, с которыми Пенсионный фонд РФ имеет право заключать соглашения о взаимном удостоверении подписей, являются и негосударственные пенсионные фонды. Их называют организациями трансферагентами Пенсионного фонда РФ. Они имеют право заключать договоры и принимать заявления от граждан, а также вести разъяснительную работу по правам граждан в формировании будущей пенсии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 798 негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, должен уведомлять о вновь заключенных договорах, об обязательном пенсионном страховании территориальный орган Пенсионного фонда России в течение одного месяца с момента заключения договора об обязательном пенсионном страховании в письменном виде по форме. Негосударственный пенсионный фонд, как и Пенсионный фонд России, обязан информировать застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений до 1 сентября.

Затем мне доверили работу с документацией, которая предоставляется организацией по застрахованным лицам в Пенсионный Фонд российской Федерации по Долинскому району.

Мне удалось узнать, что страховые взносы в 2016 году страховые взносы надо платить по следующим тарифам: в ПФР — 22 процента, в ФОМС — 5,1 процента, в ФСС — 2,9 процента. Суммарная итоговая ставка составляет 30 процентов. Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году составляет 796 000 рублей. (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265).Когда я проходила первую производственную практику, на тот момент предельная сумма страховых взносов ровнялась 711 000 рублей. Некоторые категории организаций вправе платить взносы по пониженному тарифу (например, некоторые виды бизнеса на УСН). При этом есть целый ряд важных правил начисления и уплаты взносов. Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Отчетность по взносам страхователи должны ежеквартально сдавать в ПФР и ФСС России. В состав отчетности входит форма РСВ-1 (предоставляется в Пенсионный фонд РФ) и форма 4-ФСС (сдается в Фонд социального страхования РФ). пенсионный налоговый взнос

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования необходимо отдельными расчетными документами, которые направляются в банк с указанием соответствующих счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной классификации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо уплачивать без деления на страховую и накопительную части.

При отсутствии банка плательщики страховых взносов — физические лица могут уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Далее я познакомилась с работой клиентской службы. Мне удалось узнать основные задачи клиентской службы. Итак, основными задачами клиентской службы является:

  • — организация работы по приему и консультированию граждан, застрахованных лиц и представителей страхователей по вопросам назначения, перерасчета и выплаты пенсий, осуществления ежемесячной выплаты и дополнительного материального обеспечения;
  • — прием, первичная обработка и передача документов отделы для исполнения;
  • — повышение качества и культуры обслуживания граждан, застрахованных лиц, страхователей, социально-ориентированный подход к нуждам граждан;
  • — контроль над рассмотрением и исполнением принятых заявлений.

Специалисты клиентской службы ведут прием граждан по вопросам установления и выплаты пенсий, ЕДВ, ДМО, ДЕМО, компенсаций, всех видов перерасчетов, заявления по вопросам выплаты и доставки, об отказе и предоставлении НСУ, заявления на запрос пенсионного дела, оказывают содействие в истребовании документов.

Последние дни практики я осуществляла консультацию граждан по вопросам социального обеспечения по телефону либо при обращении граждан в отдел клиентской службы. Гражданин, пришедший за получением консультации, должен взять талон соответствующий данному вопросу, дождаться своей очереди и затем он обязательно получит консультативную помощь. Часто задаваемый вопрос граждан был направлен на общие правила предоставления пенсий лицам пожилого возраста, а конкретно, какой возраст для мужчин и женщин необходим для предоставлении пенсии, стаж работы, какая документация должна быть предоставлена в Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Долинск, как рассчитать страховой балл по новой формуле. При диалоге с гражданами, я легко находила общий язык, если нужно было повторить я без затруднения повторяла, без лишних эмоций, нервов и всего другого, что могло помешать мне в разговоре с гражданином. Я была достаточно корректна и вежлива с гражданином любого возраста. Также вопросы, на которые я затруднялась ответить, мне необходимо было обратиться к нормативно-правовым актам, нормативно — правовой базе ПФРФ, а также ко многим вопросам мне удалось найти ответы в информационно — компьютерных программах, например таких как «Эллардо».

В дальнейшем я узнала, что все средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации г. Долинска, формировавшие основной бюджет Пенсионного фонда направлены на:

  • · выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • · доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • · финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  • · иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Эти средства расходуются в следующем порядке:

  • · на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • · на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector