2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Введение в действие коэффициента перехода кадастровой стоимости

Энциклопедия решений. Исчисление налога на имущество физлиц в переходном периоде по кадастровой стоимости с понижающим коэффициентом

Исчисление налога на имущество физлиц в переходном периоде по кадастровой стоимости с понижающим коэффициентом

Во избежание резкого повышения налоговой нагрузки на граждан сумма налога на имущество физлиц за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости исчисляется по специальной формуле с применением понижающих коэффициентов (см. также письма Минфина России от 03.11.2016 N 03-05-06-01/64484, ФНС России от 21.10.2014 N СА-16-7/279@).

Обратите внимание, что первые четыре налоговых периода исчисляются не с момента введения в действие главы 32 НК РФ, а с даты начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Эта дата установливается органом государственной власти субъекта РФ. С 1 января 2020 года на такой порядок должны перейти все субъекты РФ (п. 1 ст. 402 НК РФ). Например, в случае перехода региона к налогообложению имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2020 года понижающие коэффициенты, предусмотренные ст. 408 НК РФ, будут применяться в течение четырех налоговых периодов начиная с 1 января 2020 года и до 31 декабря 2023 года включительно (см. также письмо Минфина России от 17.03.2015 N 03-05-04-01/14213).

В п. 8 ст. 408 НК РФ предусмотрены понижающие коэффициенты по годам:

0,2 — применительно к первому налоговому периоду;

0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;

0,6 — применительно к третьему налоговому периоду;

0,8 — применительно к четвертому налоговому периоду.

Формула для исчисления налога с понижающим коэффициентом выглядит так:

Н = (H1 — Н2) х К + Н2,

Н — сумма налога, подлежащая уплате*(1);

H1 — сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости*(2);

Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения*(2) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 НК РФ, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом N 2003-I и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 года;

К — понижающий коэффициент.

*(1) В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 — 6 ст. 408 НК РФ;

*(2) Положения пунктов 4 — 6 ст. 408 НК РФ не применяются.

Примечание

О применении инвентаризационной стоимости при уплате налога на имущество физлиц см. письмо ФНС России от 17.01.2017 N БС-4-21/579@.

Начиная с пятого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости, исчисление суммы налога производится в общем порядке без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ (одиннадцатый абзац п. 8 ст. 408 НК РФ).

Рассматриваемая формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, то есть объектов, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ (административно-деловые, торговые центры, офисы и т.д. по перечню, утвержденному субъектом РФ).

Если сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости (Н2), окажется выше суммы налога, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости (Н1), то сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ, то есть исходя из кадастровой стоимости (п. 9 ст. 408 НК РФ). См. также письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-06-01/343.

Пример

Физическое лицо имеет на праве собственности квартиру площадью 60 кв. м, кадастровой стоимостью 2 400 000 руб. Ставка налога — 0,1% от кадастровой стоимости. Гражданин имеет право на вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры. Налог, уплаченный исходя из инвентаризационной стоимости квартиры за предыдущий год, составляет 500 руб. Рассчитаем налог за первый год расчета по кадастровой стоимости с применением понижающего коэффициента 0,2.

Кадастровая стоимость квадратного метра:

2 400 000 руб. : 60 кв. м = 40 000 руб.

Сумма налогового вычета:

40 000 руб. х 20 кв. м = 800 000 руб.

В результате налоговая база составит:

2 400 000 руб. — 800 000 руб. = 1 600 000 руб.

Сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости:

1 600 000 руб. х 0,1% = 1600 руб.

Налог к уплате с учетом коэффициента:

(1600 руб. — 500 руб.) х 0,2 + 500 руб. = 720 руб.

Кадастровая стоимость 2019 — по новым правилам

С 2019 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2019 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2019 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН . А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании.

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2019 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений — вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2019 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2019 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Независимый налоговый консультант-практик. Советник налоговой службы Российской Федерации 3 ранга. Уже много лет я помогаю российским бизнесменам осмысленно и осознанно решать налоговые проблемы, преодолевать страхи и ограничения, вызванные общением с налоговыми органами. Охлаждать пыл и останавливать от опасных налоговых кульбитов. Уверенно, спокойно и с достоинством вести свой бизнес в непростых, а порой и опасных, российских условиях.

О введении в действие результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории области и об изменении системы кадастровой оценки объектов недвижимости

В целях приведения в соответствие уровня и дифференциации кадастровой стоимости земельных участков с рыночной стоимостью участков на рынке недвижимости, в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в 2016 году на территории Белгородской области проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, за исключением территории городского округа «Город Белгород» и Белгородского района.

Полученные результаты определения кадастровой стоимости земель указанной категории утверждены постановлением Правительства Белгородской области от 21 ноября 2016 года №418-пп и отражают изменение ситуации на рынке недвижимости с 2010 года с учетом уровня инфляции за 7 предшествующих оценке лет.

Для целей расчета земельных платежей за использование земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, за исключением территории городского округа «Город Белгород» и Белгородского района, и выкупной стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, новые результаты кадастровой стоимости указанной категории земель применяются с 1 января 2017 года.

При этом с учетом положения налогового законодательства в 2017 году будут платить земельный налог, рассчитанный от новой кадастровой стоимости, только юридические лица. Физические лица будут уплачивать земельный налог от новой кадастровой стоимости в 2018 году за пользование землей в 2017 году.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – федеральный закон №237-ФЗ), устанавливающий новый порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в соответствии с которым определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, будет осуществляться в рамках деятельности специализированных государственных бюджетных учреждений субъектов РФ по единой методике, в то время как ранее расчет кадастровой стоимости осуществлялся частными оценщиками на основании заключенных на конкурсной основе контрактов. Планируемый срок перехода Белгородской области к новой системе государственной кадастровой оценки первое полугодие 2017 года.

В настоящее время в целях реализации положений указанного федерального закона №237 на территории Белгородской области проводится комплекс мероприятий по созданию ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Белгородской области», которое будет наделено полномочиями по осуществлению кадастровой оценки.

Создаваемое областное учреждение будет выполнять не только функции по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, но также осуществлять полномочия, в настоящее время реализуемые органом кадастрового учета, по пересчету и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости произошло изменение их количественных или качественных характеристик.

Кроме того, к полномочиям бюджетного учреждения будет относиться сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения, а также предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости и рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Федеральным законодательством предусматривается, что работники бюджетного учреждения будут нести дисциплинарную и административную ответственность за результаты определения кадастровой стоимости. При этом надзор за соблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки, а также за методологией определения кадастровой стоимости возложен на Росреестр.

С 1 ноября 2016 года изменилась и сама методика определения кадастровой стоимости в связи с вступлением в силу положений приказа Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2016 года №358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке». Теперь при расчете кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков будут учитываться экономические, экологические и социальные факторы региона, такие как уровень жизни населения, процент миграции, социальный состав жителей, инфляция, уровень ВВП субъекта РФ, наличие источников, загрязняющих природную среду. Будет учитываться прежде всего фактическое использование объекта оценки, а не его наиболее выгодное использование, как оценивалось ранее. Новой методикой оценки также предусмотрены коэффициенты, понижающие стоимость объектов оценки, у которого отсутствуют важные жилищно-коммунальные показатели – электричество, горячее водоснабжение и отопление, газификация, канализация.

Собственникам земельных участков и объектов недвижимости предоставлена возможность на подготовительном этапе проведения государственной кадастровой оценки предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости, подавать замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости в период его общественного обсуждения, а также подавать обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Указанные меры призваны минимизировать количество ошибок при определении кадастровой стоимости, а также учесть фактическое использование объектов недвижимости и земельных участков.

В целом новый порядок проведения государственной кадастровой оценки позволит обеспечить концентрацию ответственности на уровне бюджетного учреждения и прозрачность проведения процедур определения стоимости, а также преемственность, актуализацию и постоянное совершенствование моделей кадастровой оценки.

Применение кадастровой стоимости для целей налогообложения

Автор: Тишин А. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Результаты определения кадастровой стоимости утверждаются актом субъекта РФ. Данные по кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Налогоплательщики озаботились вопросом, с какой даты результаты определения кадастровой стоимости подлежат применению для целей исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц: даты составления акта, даты фактического внесения данных в ЕГРН или даты начала применения кадастровой стоимости (дата вступления акта в силу).

Ответ на приведенный вопрос дал Верховный суд, отказав налогоплательщику в признании письма Минфина, в котором приведена принципиальная позиция ведомства по обозначенной проблеме, недействующим.

Позиция Минфина

Письмом от 18.02.2019 № БС-4-21/2652@ ФНС направила для руководства в работе Письмо Минфина России от 14.02.2019 № 03-05-04-01/9247, в котором рассматривался вопрос о применении кадастровой стоимости для целей налогообложения. Финансисты руководствовались следующей логикой.

На основании п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 403 НК РФ база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов РФ, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ: акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

К сведению: дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

С учетом изложенного применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Например, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные в 2018 году, внесенные в ЕГРН на основании актов субъектов РФ, вступивших в силу 1 января 2019 года, подлежат применению для целей исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2019 года – вне зависимости от даты их фактического внесения в ЕГРН.

Вывод Верховного суда

Налогоплательщик обратился в Верховный суд с заявлением о признании рассматриваемого письма Минфина недействующим.

Аргументы налогоплательщика

Позиция налогоплательщика была следующей. Он счел названное письмо недействующим потому, что оно издано Минфином с превышением полномочий, обладает нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, а именно п. 1 ст. 391 НК РФ, и фактически изменяет правовое регулирование, предусмотренное данной статьей. По мнению административного истца, ст. 391 НК РФ четко и недвусмысленно устанавливает, каким образом определяется база по земельному налогу: как кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности организации по отслеживанию принимаемых органами исполнительной власти субъектов РФ актов, утверждающих кадастровую стоимость, и даты их вступления в силу.

Налогоплательщик считал, что его права нарушены письмом, в том числе тем, что в конкретном случае были факты несвоевременного, как он полагает, внесения в ЕГРН уполномоченным органом сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

Доводы Минфина и ФНС

В своих возражениях Минфин и ФНС указали, что спорное письмо издано в пределах предоставленных федеральному органу полномочий и в соответствии с действующим законодательством, не является нормативным правовым актом, а содержащиеся в нем разъяснения не выходят за рамки адекватного толкования положений действующего законодательства и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений.

Важные моменты, на которые указал Верховный суд

Верховный суд, оценив представленные заявления и нормы действующего налогового законодательства, не нашел оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Момент 1.

ВС РФ, основываясь на п. 1 ст. 4 и ст. 34.2 НК РФ, указал: обозначенное письмо издано Минфином при реализации полномочий, установленных законом. Мы не будем останавливаться на данном моменте, поскольку ничего принципиально нового сказано не было.

Момент 2.

А вот по существу вопроса ВС РФ отметил, что в письме Минфина правильно приведены нормы действующего законодательства, а выводы, сделанные в письме, соответствуют порядку внесения данных о кадастровой оценке в ЕГРН.

В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта РФ в течение 3 рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) в том числе об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Такие документы (содержащиеся в них сведения) названные органы, принявшие решение об утверждении результатов кадастровой оценки, направляют в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу указанных решений (актов).

В части 1 ст. 34 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено, что орган регистрации прав в срок не позднее 15 рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН согласно порядку ведения ЕГРН.

Исходя из системного толкования указанных выше норм, ВС РФ отметил: следует сделать вывод, что в рассматриваемом случае сведения о кадастровой стоимости применяются со дня вступления в силу решения (акта) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, то есть с 1 января года начала соответствующего налогового периода, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования.

Момент 3.

ВС РФ указал, что для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, как ошибочно полагает административный истец, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода, определяемого с учетом правил, изложенных в ст. 5 НК РФ и п. 4 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ. Отмеченные законоположения в их системной взаимосвязи правильно истолкованы в соответствии с их смысловым содержанием в спорном письме.

Оспариваемое письмо содержит разъяснения относительно действующей на день его издания редакции абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ, имевшего формулировку: налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Подобная формулировка при ее буквальном истолковании в отрыве от места самой нормы в названной выше системе правового регулирования и взаимосвязанных с ней отмеченных норм, но без уяснения ее правильного смыслового содержания, основанного на системном толковании ее положений, могла вызывать неоднозначное понимание, поэтому Минфин, реализуя свое полномочие, и дал письменное разъяснение ФНС о ее применении, которое соответствует ее действительному смыслу.

Именно такое толкование абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ было позднее поддержано и федеральным законодателем, который внес в редакцию данной нормы юридико-техническую правку, не изменяющую ее предыдущее смысловое содержание, а именно в абз. 1 п. 1 названной статьи слова «указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на» заменены словами «внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с» (п. 22 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Соответственно, оспариваемое письмо, актуальность которого определяется в первую очередь датой его издания, не вступает в противоречие с действующей с 15 апреля 2019 года редакцией п. 1 ст. 391 НК РФ.

Верховный суд указал, что в целом, дав разъяснения, Минфин в рассматриваемом письме не изменил и не дополнил законодательство о налогах и сборах, поэтому содержание оспариваемого акта, вопреки доводам административного истца, не устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение. С учетом изложенных обстоятельств административный иск не подлежит удовлетворению.

Письмом ФНС России от 04.07.2019 № БС-4-21/13095@ для учета в работе была направлена копия Решения ВС РФ от 11.06.2019 (дело № АКПИ19-305) об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Письма Минфина России № 03-05-04-01/9247. Позиция финансистов относительно порядка применения кадастровой стоимости для целей налогообложения – с нового налогового периода – будет поддерживаться сотрудниками налоговых органов, обеспечивающих налогообложение недвижимого имущества организаций и физических лиц, в том числе проводящих мероприятия налогового контроля.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению

Пояснения относительно налогообложения имущества физических лиц от кадастровой стоимости

В настоящее время активно обсуждается предстоящее получение физическими лицами налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости за налоговый период 2015 года в конце 2016 года. С 2015 года переход на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости осуществлен в 28 субъектах Российской Федерации.

Высказываются различные мнения по указанному вопросу, в частности, о неадекватности налоговой нагрузки на физических лиц в связи с переходом на налогообложение от кадастровой стоимости.

Необходимо иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется на основе рыночной информации.

Существует две основные ситуации:

1. Кадастровая стоимость соответствует рыночной стоимости (абсолютное большинство квартир).

В таком случае налогообложение на примере двухкомнатной квартиры в г. Москве площадью 50 кв.м. с инвентаризационной стоимостью 500 000 рублей (за 2014 г.) и с кадастровой стоимостью 10 млн. рублей происходит следующим образом.

В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость квартиры (10 млн. рублей), уменьшенная на величину налогового вычета, предусмотренного в размере кадастровой стоимости, приходящейся на 20 кв.м. этой квартиры. Органами государственной власти Москвы размер такого налогового вычета может быть увеличен.

Фактически облагаться налогом будет 30 кв.м. квартиры, что соответствует кадастровой стоимости в размере 6 млн. рублей.

За первый год (2015 год) в налоговом уведомлении будет содержаться величина налогового платежа, определенного в соответствии с частью 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 400 рублей.

При этом в случае налогообложения такой квартиры от инвентаризационной стоимости величина налога составляла бы порядка 1720 рублей (0,3 процентов от инвентаризационной стоимости, представленной до 1 марта 2013 года и скорректированной на коэффициент-дефлятор (1, 147).

Введение налога на имущество физических лиц осуществляется поэтапно с ростом на 20 % от кадастровой стоимости ежегодно. Для указанного периода платежи будут следующие:

Такое введение налога неправильно называть резким ростом налогового бремени, с учетом поэтапности и того, что коммунальные платежи в сопоставимой сумме уплачиваются ежемесячно, а налоговый платеж – раз в год.

Более того, облегчается налоговая нагрузка при налогообложении новостроек, поскольку фактически величины налоговых платежей меньше, чем при исчислении налога от инвентаризационной стоимости. Это связано с тем, что инвентаризационная стоимость по новым объектам зачастую выше их рыночной стоимости, и это влекло несправедливое налогообложение, так как по более старым объектам жилого фонда, например, в центре Москвы налог был существенно ниже, а стоят эти объекты на рынке значительно выше.

На федеральном уровне установлен также перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты указанного налога по видам объектов недвижимости, к которым относятся, прежде всего, пенсионеры, инвалиды.

Несмотря на в целом сбалансированный подход к постепенному переходу к налогообложению от рыночных показателей было возможным проведение новых оценок в течение этого пятилетнего периода, а рост налоговой нагрузки мог оказаться непредсказуемым.

Для исключения такого роста налоговой нагрузки принципиально было зафиксировать налоговую базу в указанный период.

В этой связи принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ), предусматривающий в том числе:

  1. фактический запрет на проведение новых государственных кадастровых оценок рыночными оценщиками в период с 2017 по 2020 год;
  2. применение в течение указанного периода меньшей кадастровой стоимости, определенной после 1 января 2014 г. или года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Согласно Федеральному закону № 360-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам оспаривания кадастровой стоимости, должны учитываться в пользу налогоплательщиков.

2. Кадастровая стоимость определена с «ошибками», не соответствует рыночной стоимости (небольшое количество жилых объектов).

Исправление допущенных в предыдущих периодах при кадастровой оценке ошибок возможно в упрощенном порядке. Так, например, органы исполнительной власти, утвердившие ошибочно определенные результаты кадастровых оценок, вправе инициировать такое исправление.

Также существует возможность оспаривания кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости.

Для совершенствования процедуры кадастровой оценки принят и 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки постоянно действующим специализированным государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.

За таким учреждением закрепляется комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

  • определение кадастровой стоимости по единой федеральной методологии;
  • представление детальных разъяснений определения кадастровой стоимости, рассмотрение жалоб, связанных с несогласием с ее определением;
  • оперативное внесудебное исправление допущенных при определении кадастровой стоимости ошибок;
  • осуществление постоянного сбора, обработки, систематизации и накопления сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.

Ответственность за результаты кадастровой оценки концентрируется на таком учреждении.

К работникам такого учреждения Федеральным законом № 237-ФЗ представлены минимальные требования, при этом предусмотрена возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственной кадастровой оценки, дополнительных требований к ним.

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Важным аспектом Федерального закона № 237-ФЗ является также существенное упрощение процедур исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, путем непосредственного обращения в учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило.

Таким образом, проведение кадастровых оценок в будущем будет осуществляться под полной ответственностью субъекта Российской Федерации учрежденным им бюджетным учреждением только после накопления им в полном объеме необходимой для проведения кадастровой оценки информации. Первые оценки по новому порядку возможны не ранее 2018 года, а применение их результатов не ранее 2019 года.

Ниже приводятся наиболее распространенные вопросы по применению кадастровой стоимости.

1. В каких субъектах осуществлен переход к налогообложению от кадастровой стоимости? Когда перейдут на этот расчет остальные?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector