3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все ли средства делают человека счастливым преступление и наказание

Сочинение на тему: «Достижение целей — все ли средства хороши? Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Тема: Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы
человека

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Проблема: Достижение целей — все ли средства хороши?

Для любой цели средство одно

Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» называется
программным произведением. Но совсем не потому, что его изучают в
школах и вузах, а потому, что в нем заложена программа. На примере героев
своего произведения автор показывает, что будет с человеком в зависимости
от того, какие цели

он перед собой ставит и каким образом к ним идет.
Позиция Федора Михайловича о достижениях цели известна, он сам писал,
что ничто в этом мире не стоит слезы ребенка. То есть мечтать можно о
многом, добиваться нужно многого, но никто от предпринимаемых действий
не должен пострадать. А как охранная грамота для этого должен быть Бог в
сердце человека. Только с Ним человек не переступит ту черту, за которой,
бывает, обратного пути нет. Без Него человек слеп, глух и немощен.

Главный герой романа Родион Раскольников начитался всяких книжек и
стал одержим идеей о неравности людей. Мол,

И решил Раскольников проверить свою теорию на себе. Он был беден,
жил в какой-то каморке, но вместо того, чтобы работать да на жизнь
зарабатывать, он все с идеями носился да книжки читал. А проверка себя
у него заключалась в убийстве старухи-процентщицы. Он все рассудил по
своей совести: мол, негоже такой вредной и бесполезной старухе жить на
земле да на бедных людях наживаться. Надо ее убить, а деньги (коли, такие
найдутся) на хорошие дела пустить, хоть на самого себя, такого умного да
славного, зря пропадающего человека. Вот она, цель-то, какой была. Хотя
здесь можно сразу и вопрос задать Раскольникову, а почему он не выбрал для
убийства, какого-нибудь бедного, спившегося, бьющего своих домочадцев
мужика? Может, его жизнь была еще бесполезней, чем жизнь процентщицы?
Так ведь, видимо, хотелось, чтоб убийство с пользой было, непременно
денежное.

Вот с таким вопросом: тварь я дрожащая или право имею, пошел Родион
на преступление. Хорошо подготовился, но одного не учел, что одно
преступление тянет за собой другое. И убив старуху, он совершает и

Второе убийство — нечаянного свидетеля. Вот вам и вся теория, вот вам и
человек «великий», который с испуга за себя, за жизнь свою многоценную,
лишает жизни безобидную женщину, которую любила вся округа. Вот так
Раскольников стал не только тварью дрожащей, но и тварью убивающей.

А потом он мучился, страшно мучился. Сначала оттого что не смог
выдержать испытания, потом и совесть присоединилась к этим страданиям.
Но Бог ему послал спасение в виде любви Сонечки Мармеладовой, протянул
руку помощи духовной. Раскольников признается в двойном убийстве, хотя
куда там признается, это опять ему помощь в этом оказали, ведь следователь
Порфирий давно уже не сомневался в виновности этого господина, просто
дал ему шанс чистосердечного раскаяния.

А далее каторга. Соня отправляется за ним. На его каторжной постели под
подушкой теперь лежит Библия, но это только самое начало пути с Богом, а
дальше — неизвестно. Очень даже может быть, что Раскольников придумает
еще какую теорию и в очередной раз отречется от Бога.

Цель жизни человеческой одна — оставаться человеком и научиться любить.
И достичь этой цели ни ум, ни деньги не помогут. Ради этой цели уж точно
никто никого не убьет. А все остальное — мираж.

Краткое содержание Преступление и наказание по главам ЧАСТЬ 1 1 «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м.

Бунт Родиона Раскольникова «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» «Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе» Цели и.

Краткое содержание «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на.

Краткое содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Часть первая I В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно «задавлен бедностью», его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека.

В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И В ЧЕМ НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за уни- женного и оскорбленного человека. Герой романа —.

Система образов романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Система образов романа «Преступление и наказание» строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на.

Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У.

Столкновение теории и жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую.

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание» Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую.

Нравственный закон и объективная реальность в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы.

«Преступление и наказание» — социально-психологический роман Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается.

Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Годы, когда создавался роман «Преступление и наказание» (1865-1866), были для Достоевского временем тяжелого одиночества, мучительных мыслей и трудных решений. Незадолго перед этим, в 1864 году.

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний.

Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. «Человек есть тайна, — писал.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую.

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Содержание:

↑ К чему ведет нарушение нравственных законов?

Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной. Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий. Цель его жизни – «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению. Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души. Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек.

↑ Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь.

Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими.

↑ Какова цена человеческой жизни?

Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой придумает теорию, согласно которой всех людей можно разделить на два типа: гениальных, способных сказать «новое слово» и материал, пригодный лишь для продления потомства. Раскольников пытается убедить себя, что «материалом» можно пожертвовать ради высших интересов. Лишив жизни Алену Ивановну, Раскольников хочет помочь не только своей семье, но и людям, пострадавшим от старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, смерть злобной старухи сделает мир лучше. Поначалу ему кажется, что он совершает преступление, чтобы спасти близких от нищеты, но такую мотивацию он быстро откидывает, избавляясь от украденных денег. Потом он пытается оправдать свой поступок соображениями высшего блага. Однако убийство не приносит ему свободы: герой страдает и мучается. В итоге Раскольников осознает, что теория обесценивания человеческой жизни губительна для всего мира.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

↑ Проблема нравственного выбора

Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф.М. Достоевского. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью. Соня переступает через себя. У каждого свой нравственный выбор и продиктован он разными условиями. Однако каждому герою приходится платить за свой выбор. Одни пути ведут героя к смерти, другие- к страшной духовной пустоте и самоубийству. Раскольникова преступление привело к страшным нравственным мучениям, отвращению, ужасу перед совершенным злодеянием. Выбор, который он совершил, привел его к разрыву с человечеством.

↑ Что значит быть истинно милосердным?

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Она жертвует собой, чтобы спасти семью. Проявляя истинное сострадание, она спасает Родиона Раскольникова от духовной гибели. Она бросает все и едет за арестованным, ничего не требуя взамен. Ее поведение можно назвать поистине милосердным.

↑ Оправдывает ли цель средства?

Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников задает себе вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга. в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

↑ Почему человек совершает преступления? (Нарушение моральных норм, последствия и причины преступления)

Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.

↑ Что такое преступление? (Последствия нарушения нравственного закона)

Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

↑ Страшно ли ошибаться? Для чего нужны ошибки? (проблема ошибки, роль ошибки в жизни человека)

Ошибки очень важны, поскольку помогают человеку приобретать опыт, становиться лучше. Иногда опыт может быть горьким, но без него человек не способен к самосовершенствованию.
Подтверждением может служить роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой произведения, на протяжении всего романа пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке и хочет понять, к какому типу людей относится он. Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Пытаясь разрешить внутренний конфликт герой идет на преступление, совершая самую главную ошибку в своей жизни. Однако он понимает, что не может справиться с грузом вины, его жестокость и бесчеловечный поступок терзают душу. Но в конечном счете именно это становится для него главным уроком, Соня Мармеладова помогает ему осознать свою ошибку. Раскольников признается в содеянном и берет на себя ответственность за свои поступки. Только совершив ошибку, Родион Романович учится отвечать за свои поступки и слова. В конце романа мы видим, что Раскольникову предстоит долгий путь искупления, но начало положено.

↑ Что такое совесть? Для чего нужна совесть? (Проблема совести)

Совесть — внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессоветсной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.

«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. «

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти «от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. «. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».

Добро и зло в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одной из основных проблем его романа «Преступление и наказание» стала проблема добра и зла, их определение, взаимодействие, соотношение в мире и внутри каждого человека.
Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. На его примере автор и раскрывает свою концепцию добра и зла в романе.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
Сам Достоевский был против насилия. Своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – «призвать Русь к топору».
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласна с героем и автором. В душе каждого человека сосуществует добро и зло. И какая сила победит, зависит только от самого человека, хотя природа его изначально светлого, божественного происхождения. И от каждого человека зависит, уверен Достоевский, чего в мире будет больше: Добра или Зла, Света или Тьмы, Мира или Войны. И я с ним в этом полностью согласна.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читаем «Преступление и наказание». Аргументы для написания сочинения

В материале отражены проблемы произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Кратко описываются эпизоды

Просмотр содержимого документа
«Читаем «Преступление и наказание». Аргументы для написания сочинения»

Проблема бедности, социального неравенства

Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания.

Семья Мармеладовых, судьба Сонечки; Родион Раскольников, его сестра Дуня, мать

Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Родион Раскольников понимает свободу как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.

Раскольникова можно назвать «человеком со сломанной совестью». После убийства старухи-процентщицы начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Герой хотел проверить свою теорию о праве на «убийство по совести», а ещё он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от страданий, а в результате обрек себя на муки совести. И эти муки, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, какие мучения будет испытывать, не думал, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. Казалось бы, самая добрая, самая чувствительная героиня романа Сонечка Мармеладова должна прийти в ужас, узнав о страшном преступлении Раскольникова, но она понимает, как мучается этот человек и готова разделить с ним предстоящие муки во имя искупления греха.

Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, социальные и материальные тупики порождают рагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Проблема искупления греха

Как только герой приходит к мысли, что ему все дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе — гармонии.

Проблема самопожертвования, милосердия, сострадания

Две героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья принимает ее жертву («поплакали и забыли»), практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека, чтобы помочь нищенствующему брату Родиону, не поинтересовавшись при этом, нужна ли ему такая жертва. В итоге Раскольникова это только раздражает, он злится на сестру, не желает ей такой судьбы, и это становится для него последним толчком к совершению преступления».

Раскольников своим преступлением , убийством старухи – процентщицы и её сестры Лизаветы, хотел разрешить себе «кровь по совести».Однако затем стал мучиться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. Вероятно, в душе его как раз заговорила совесть , так как по природе своей он не злодей и не убийца. И только вера, искреннее покаяние , любовь, к чему его исподволь приводит Соня, смогут спасти его заблудшую душу. Достоевский не даёт нам увидеть полное раскаяние своего героя. Процесс этот в романе лишь намечен. Но он не отнимает у Раскольникова саму возможность покаяния и обретения нравственного идеала.

Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе

Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он замышляет убийство старухи-процентщицы и пытается «преступить через кровь» «во имя добра». Однако жизнь полностью опровергает его бесчеловечную теориюЗлодеем, в душе которого ещё способно родиться добро, предстаёт Свидригайлов. Он замешан во многих тёмных историях, циничен, лишён веры во что-либо, однако помогает детям Мармеладова после его смерти, отпускает Дуню, мучается видениями перед самоубийством.

Любая человеческая жизнь, по мысли Ф.М. Достоевского, есть абсолютная ценность. Спасение добра с помощью зла невозможно

Дмитрий Разумихин рядом с другом, когда тот в беспамятстве после совершённого преступления, приводит к нему доктора, заботится о родных Раскольникова. Разумихин не принимает жизненную позицию Родиона. Он ужасается, что добрый, умный, но непредсказуемый товарищ разрешил «кровь по совести». Но дружбу с Родионом не прекращает. Разумихин отыскивает доказательства благородства приятеля. Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища. После приговора Раскольникову Разумихин поклялся, что их разлука не навеки. Он загадал скопить немного денег и вместе с Дуней переехать в Сибирь, где почва богата», и вместе с Родей начать новую жизнь.

Проблема денег, богатства

Главный герой произведения – Родион Раскольников – задавлен нищетой. Он находится в постоянном страхе и волнении за свою семью – мать и сестру, у которых нет защитников, кроме него. Раскольников видит, что происходит вокруг него, как живут люди: в голоде, нищете, страхе потерять последнее.
Люди опускаются до такой степени, что теряют человеческий облик, свою душу. В таком состоянии они способны на что угодно: торговать своим телом, грабить, убивать. А кто-то наживается на этом. Именно таковой является ростовщица Алена Ивановна – «паук, сосущий кровь» из людей. Раскольников решает убить это безжалостное существо, чтобы как-то облегчить страдания человечества.
Тема денег связана в «Преступлении и наказании» и с образом Лужина. Этот делец хочет жениться на Дунечке – сестре Раскольникова. И та, ради брата, даже соглашается выйти замуж за деньги этого предпринимателя. И только благодаря вмешательству Раскольникова Дуня не калечит свою судьбу.

Проблема роли книги в жизни человека

Сцена с чтением Евангелия. Дело не в книге, которую Раскольников иак ни разу и не раскрыл, а в той мысли, которая промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?». Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги таковы: « Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя». Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства и взгляды.

Проблема подлинных и мнимых ценностей

Достоевский показал сочетание в Раскольникове подлинных и мнимых ценностей. Фамилия героя также указывает на неоднозначность его личности. Писатель приветствует начинающееся прозрение героя, потому что его индивидуалистическая теория стала источником его страданий и внутренней борьбы. При соприкосновении с реальной действительностью обнаружилась несостоятельность мнимых желаний студента.

Проблема роли веры в человеческой жизни

Вера, искреннее покаяние , любовь, к чему Раскольникова исподволь приводит Соня, смогут спасти его заблудшую душу.

Проблема господства зла в мире

Семён Мармеладов не борется со злом, он смирился с ним как с чем-то неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Родион Раскольников не хотел мириться с нищетой, и это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает искать не только вокруг человека, но и внутри его.

Проблема метода достижения целей

Раскольников задаётся вопросом, позволено совершить зло ради добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство. Достоевский изображает его человеком, жаждущим осчастливить всё человечество. Но Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается преступить нравственный закон и совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову пришлось пройти все круги нравственного ада. Лишь в финале он осознаёт абсурдность своей безумной идеи. В противовес мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своей цели. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру , он заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Вспомним философию «разумного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. »

В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

Харчева Т.А., учитель русского языка и литературы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector