Устав мфо 2020 с учетом требований
Образец устава микрокредитной компании
В соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ устав это учредительный документ юридического лица. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные федеральным законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
Устав является учредительным документом микрокредитной компании. В соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ утверждение устава относится к компетенции учредителей. Федеральный закон от 02.07.2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» не предусматривает обязанности микрокредитной компании согласования устава с Банком России или с иными лицами.
Микрокредитная компания – это вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц (п. 2.2 ст. 2 Федерального закона №151-ФЗ).
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 5 Федерального закона №151-ФЗ копия устава (учредительного документа юридического лица) предоставляется в Банк России в целях внесения сведений об МКК в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Наши специалисты подготовили проекты документов для регистрации микрокредитной компании
Устав микрокредитной компании (ООО)
3800 р.
Заявление Р11001 (ООО) – образец заполнения
2700 р.
Договор аренды нежилого помещения
900 р.
Акт приема-передачи нежилого помещения
700 р.
Гарантийное письмо о предоставлении нежилого помещения для государственной регистрации микрокредитной компании
700 р.
Заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций (ООО, 1 директор, 1 бухгалтер, 1 СДЛ) – образец заполнения
4400 р.
Сведения об учредителях (акционерах, участниках) юридического лица (ООО, 1 учредитель – физическое лицо) – образец заполнения
3200 р.
Расходно-кассовый ордер о выдаче наличных подотчет для оплаты государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от имени и за счет собственных денежных средств — образец заполнения
900 р.
Приказ о назначении директора микрокредитной компании
400 р.
Приказ о назначении бухгалтера микрокредитной компании
400 р.
Приказ о назначении специального должностного лица ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ)
700 р.
Правила внутреннего контроля микрокредитной компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ООО, микропредприятие, 1 директор, 1 бухгалтер, 1 СДЛ, без филиалов и обособленных подразделений)
7900 р.
Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом — образец заполнения
3400 р.
Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону 8(843) 265-52-32.
Уникальный документ, который отсутствует в свободном доступе в Интернете и в справочно-правовых системах. Устав разработан на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 2 июля 2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
- Указание Банка России от 28 марта 2016 г. №3984-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)»;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»;
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Мы предоставляем гарантию прохождения проверки учредительного документа надзорными органами.
Типовой устав микрокредитной компании
1. Общие положения
1.1. Общество с ограниченной ответственностью «Пример» (далее — «Общество»), создано в целях предоставления услуг в области микрофинансирования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон) и Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» на основании решения о его создании.
1.2. Полное фирменное наименование Общества на русском языке — «Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Пример»
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке – ООО «МКК «Пример»
1.3. Место нахождения Общества: Республика Татарстан, г. Казань.
1.4. Общество имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.5. Общество создается без ограничения срока.
1.6. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.7. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
1.8. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
В случае несостоятельности (банкротства) Общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для Общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества Общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.9. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
1.10. Участники Общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.
1.11. Общество приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
1.12. Общество, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его Устав, в течение тридцати дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.
1.13. Общество приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
1.14. Общество как микрофинансовая организация вправе:
1) запрашивать у лиц, подающих заявки на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены Правилами предоставления микрозаймов;
2) мотивированно отказываться от заключения договоров микрозайма;
3) осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», другими федеральными законами и настоящим Уставом, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и Уставом;
4) привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
5) иметь иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозаймов.
1.15. Общество как микрофинансовая организация обязано:
1) предоставлять лицам, подавшим заявки на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;
2) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;
3) проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;
4) гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков микрофинансовой организации, а также об иных сведениях, устанавливаемых микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
5) нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом и условиями заключенных договоров микрозайма.
1.16. Общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников Общества.
1.17. Общество обязуется выполнять требования Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719.
1.18. Общество обеспечивает ведение и хранение списка участников Общества в соответствии с требованиями Федерального закона с момента государственной регистрации Общества.
2. Виды деятельности общества
2.1. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности Общества.
2.2. Основной целью деятельности Общества является получение прибыли путем эффективного использования принадлежащего ему имущества в интересах самого Общества и его акционеров.
2.3. Общество осуществляет микрофинансовую деятельность в целях: формирования и комплексного развития системы микрофинансирования в Российской Федерации как эффективного механизма развития малого предпринимательства, повышения уровня жизни малообеспеченных слоев населения].
2.4. Общество предоставляет микрозаймы в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров микрозайма.
Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются в Правилах предоставления микрозаймов.
2.5. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
Особенности устава микрокредитной компании
Устав микрокредитной компании должен содержать порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации.
Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых указанная информация может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме, перечень указанной информации, перечень информации, которая может не раскрываться, а также лиц, информация о которых может не раскрываться. В случае, если микрофинансовая организация раскрывает в ограниченных составе и (или) объеме информацию, подлежащую раскрытию указанная микрофинансовая организация обязана направить в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается, в сроки, установленные для ее раскрытия, и в порядке, установленном Банком России.
Требования к микрофинансовым организациям 2018 Общие
Общие требования в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
- Требования к наименованию МФО.
- Требования к содержанию Устава МФО.
- Требования к органам управления МФО.
В соответствии с ч. 4.1 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом микрофинансовой организации не могут являться:
- лица, которые осуществляли руководство финансовыми организациями в период, когда у этих организация были отозваны лицензии;
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
- Требования к учредителям (участникам) МФО.
Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не может получить право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО.
- Наличие в МФО Правил предоставления микрозаймов и их размещение в общедоступном месте (обязательное размещение в сети Интернет).
- Требования по предоставляемым займам:
- Микрофинансовая компания вправе выдавать займ:
— физическому лицу на сумму, не превышающую 1 000 000 рублей.
— юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю на сумму, не превышающую 3 000 000 рублей.
- Микрокредитная компания вправе выдавать займы:
— физическому лицу на сумму, не превышающую 500 000 рублей
— юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю на сумму, не превышающую 3 000 000 рублей.
- Требования по привлечению денежных средств.
- Микрофинансовая компания имеет право привлекать инвестиции от граждан в сумме не менее 1 500 000 рублей.
- Микрокредитная компания не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании.
Порядок и условия привлечения средств отражается в регламентирующих документах организации, например в Положении о привлечении средств.
- Микрофинансовая организация обязана раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном учредительными документами. Информацию необходимо разместить в общедоступном месте.
- Обязанность микрофинансовых организаций по вступлению в СРО.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 223- ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и б Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» финансовая организация обязана вступить в СРО в течение 180 дней, следующих за днем наступления одного из событий:
- получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации соответствующего вида;
- прекращение своего членства в саморегулируемой организации.
Требования в сфере ПОД/ФТ в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
- Наличие в организации Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее — ПВК ПОД/ФТ), утвержденных руководителем организации. ПВК ПОД/ФТ утверждаются Приказом руководителя организации.
- Соответствие ПВК ПОД/ФТ требованиям законодательства о ПОД/ФТ. Актуализация ПВК ПОД/ФТ в соответствии с изменяющимся законодательством путем утверждения ПВК ПОД/ФТ в новой редакции.
В данном случае издается Приказ об утверждении ПВК ПОД/ФТ в новой редакции.
Обращаем внимание на соблюдение соответствия даты Приказа сроку внесения изменений в ПВК ПОД/ФТ, установленному законодательством в сфере ПОД/ФТ.
- Наличие в организации специального должностного лица (далее — СДЛ), ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ.
- Соответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством о ПОД/ФТ.
- Регистрация в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
- Своевременная подача необходимых сведений в Росфинмониторинг в определенных случаях и с установленной периодичностью.
- Соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ, в том числе:
- наличие утвержденной руководителем организации Программы обучения по ПОД/ФТ и ее соответствие требованиям к обучению;
- ведение организацией учета обучения (в том числе, определение тематики обучающих мероприятий, сроков их проведения и лиц, ответственных за проведение обучения).
- наличие утвержденного руководителем организации Перечня сотрудников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ, а также соответствие Перечня сотрудников требованиям законодательства;
- проведение (своевременность проведения) вводного (первичного) инструктажа и целевого (внепланового) инструктажа с целью ознакомления с законодательством Российской Федерации в области ПОД/ФТ, с ПВК по ПОД/ФТ и иными внутренними документами организации по ПОД/ФТ в соответствии с Программой обучения по ПОД/ФТ;
- прохождение СДЛ и иными сотрудниками (перечень сотрудников определен Указанием Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях») обучения в форме Целевого (внепланового) инструктажа;
- прохождение СДЛ и иными сотрудниками (перечень сотрудников определен Указанием Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях») обучения в форме Повышения квалификации.
Требования в сфере защиты персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
- Наличие в организации Политики в отношении обработки и защиты персональных данных, которую необходимо опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к ней любых заинтересованных лиц.
- Наличие в организации Положения о защите персональных данных.
- Уведомление Роскомнадзора о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
- Надлежащее оформление первичных документов при обработке и защите персональных данных.
Требования в сфере выдачи займов в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
- Размещение информации в общедоступном месте об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).
- Надлежащее оформление договоров займа:
- предоставление заемщику общих условий договора займа;
- предоставление заемщику индивидуальных условий договора займа.
- Соблюдение ограничений по начислению процентов заемщикам — физическим лицам по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года.
- Соблюдение среднерыночных значений полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов), определяемых Банком России.
- Надлежащее оформление первичных форм документов, связанных с предоставлением, обслуживанием и возвратом займа.
Требования по работе с залогом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Надлежащее оформление договоров залога:
- движимого имущества (с передачей и без передачи предмета залога)
- поручительства
- жилой недвижимости
- нежилой недвижимости
- Надлежащее оформление первичных форм документов, связанных с оценкой, приемкой- передачей и реализацией предмета залога.
Требования по работе с просроченной задолженностью
- В договоре микрозайма должен быть отмечен факт ознакомления заемщика с возможностью установления запрета для кредитора на уступку прав (требований).
- Уступка прав (требований) третьим лицам предполагает соблюдение следующих условий:
- заключение договора цессии
- направление письменного уведомления должнику
- составление акта приема-передачи документов.
- Совершение действий, направленных на возврат задолженности, кредитором или юридическим лицом, с которым заключен агентский договор, должен осуществляться с учетом требований ст.15 ФЗ-353.
Требования в сфере трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации
- Обязательное заключение трудового договора с сотрудниками организации.
- Условия трудового договора могут также содержаться в:
- Правилах внутреннего трудового распорядка;
- Положении об оплате труда;
- Должностных инструкциях сотрудников.
Обращаем Ваше внимание, что договор о полной материальной ответственности можно заключать не с любыми работниками. Статья 244 Трудового кодекса дает отсылку на Постановление Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85. В этом перечне перечислены должности, прием на которые дает право работодателю заключить договор о полной материальной ответственности. Также перечислены работы, выполняя которые, сотрудник также будет нести полную материальную ответственность, если с ним заключен соответствующий договор. Данные виды работ должны содержаться, либо непосредственно в трудовом договоре, либо в должностной инструкции. Следовательно, если Ваш сотрудник осуществляет функции по приему и выдаче денежных средств, рекомендуем Вам оформить внутреннее совмещение, например на должность кассира.
- Надлежащее оформление сотрудников организации.
- Наличие в организации необходимых документов:
- Штатное расписание;
- График отпусков.
- В целях экономической безопасности организации целесообразно наличие следующей документации:
- Положение об организации защиты сведений конфиденциального характера, составляющих коммерческую тайну;
- Обязательство о неразглашении конфиденциальной информации;
- Список лиц, имеющих доступ к информации, содержащей коммерческую тайну (сведения конфиденциального характера);
- Приказ о введении в организацию режима коммерческой тайны.
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Таким образом, директор и главный бухгалтер не может быть в одном лице.
Требования по противодействию коррупции в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Наличие в организации Антикоррупционной политики.
- Наличие в организации Кодекса этики и служебного поведения работников.
- Наличие в организации Положения о конфликте интересов.
- Наличие в организации Положения в отношении предоставления и получения подарков и оказания знаков делового гостеприимства.
Требование к рекламе услуг, связанных с предоставлением займа в соответствии Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»
Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Если реклама услуг, связанных с предоставлением займа, пользованием им и погашением займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Консультации(2)
Руслан
Здравствуйте у меня вопрос 2015 году брал 5000 рублей и не заплатил сегодня пришло судебное письмо где в течение 10 дней должен заплатить 60000 тыс рублей если не оплачу то сумма будет составлять 217000 тыс рублей законо ли это?
28.11.2018 01Ответить
Администратор портала Руслан
Необходимо проверять расчет. Запросите письменные требования к вам.
Изменения в законодательстве в отношении МФО в 2020 году
Что стало причиной глобальных изменений?
Отсутствие контроля при установлении процентных ставок было на руку микрокредитным компаниям. В таких организациях, как правило, особая клиентура (безработные и люди с неофициальным доходом, пенсионеры, молодежь, заемщики с плохой деловой репутацией). Этот пользовательский сегмент находится в безвыходной ситуации в связи с недоступностью обычного кредитования.
Оформив онлайн-займ один раз, такие заемщики, как правило, становятся постоянными посетителями МФО. Отсутствие стабильных доходов вынуждает их обращаться за «деньгами до зарплаты» каждый месяц. А поскольку максимальный размер задолженности по микрокредитам еще 5 лет назад законодательно не ограничивался, эти пользователи автоматически попадали в финансовую кабалу.
Особенно сложно приходилось заемщикам, за которыми числилось несколько онлайн-займов одновременно. Размер обязательств рос как снежный ком. Непомерная долговая нагрузка вынуждала клиентов скрываться от своих кредиторов, и такое сотрудничество не доставляло удовольствия ни заемщику, ни персоналу МФО.
С выходом в свет 554-ФЗ от 27 декабря 2018 г. все значительно изменилось. Часть пунктов Закона уже действует, и любителям быстрого кредитования стало «значительно легче дышать».
C 1 июля 2019 г. микрофинансовые организации при установлении дневной процентной ставки должны ориентироваться на максимальное значение 1 (365% в год).
В документе о внесении изменений в законодательство о потребительских займах и микрокредитах прописано, что с 1 января 2020 г. предельный размер долга с учетом всех начислений не может превышать 1,5-кратного размера от первоначальной суммы. Это условие должно указываться на первой странице договора.
Какие еще изменения принесет новый закон?
Микрофинансовые организации, не включенные в профильный государственный реестр, лишаются части прав. В случае возникновения просроченной задолженности они не смогут требовать ее взыскания даже в судебном порядке. Начинать процесс против заемщика имеют право только профессиональные кредиторы. При этом по суду можно вернуть сумму, не превышающую 1,5-кратный размер первоначального долга.
То же самое касается и коллекторов. Если покупатель займа в момент совершения сделки не располагает соответствующими документами, то уступка права требования невозможна.
Правда, возможен выкуп долга физическим лицом (так называемым «черным коллектором»), но эта процедура должна осуществляться только с письменного согласия заемщика.
Специальный займ
Еще одним новшеством текущего года является кредитный продукт с необычными характеристиками, так называемый «займ до зарплаты». Это краткосрочная сделка, которую можно оформить на период до 15 дней в сумме до 10 тыс. руб.
Такие договоры заключаются на особых условиях. Если заемщик берет максимально возможную сумму, то размер переплаты составит не более 3 тыс. руб. А если лимит по займу меньше 10 тыс. руб., то процентный платеж не может превышать 30%. Увеличивать размер такого кредита или продлевать его срок нельзя.
Введенные поправки обязывают кредиторов указывать на первой странице договора займа его полную стоимость. В отличие от процентной ставки, этот показатель включает дополнительные расходы заемщика (оценка залога, страхование, комиссионные издержки и др.). Их размеры могут сильно отличаться. Все изменения коснутся только договоров, которые заключены после вступления в силу 54-ФЗ от 27.12.2018 г.
Заключение
Благодаря проведенной ранее работе, порядка на рынке микрофинансовых услуг стало намного больше. Хочется верить в то, что меры 2019 и 2020 гг. помогут закрепить достигнутый результат, и пользоваться займами станет еще намного безопаснее.
Что несет грядущий 2020 год рынку МФО
Недавно Национальное Бюро Кредитных Историй (НБКИ) сообщило, что россияне стали брать на 8,3 % микрозаймов меньше. Профессиональное сообщество с интересом стало обсуждать эту статистику. Ряд экспертов даже сообщал о том, что микрофинансовые организации вскоре станут нерентабельными и не смогут получать достаточно прибыли, чтобы покрыть свои расходы. Помимо снижения спроса со стороны населения, препятствиями для деятельности МФО стали необходимость рассчитывать предельную долговую нагрузку клиента и снижение максимальной процентной ставки (не более 1 % вознаграждения в день). ДОЛГ.РФ решил спросить у профессиональных участников микрофинансового рынка, в чем они видят перспективы его развития в 2020 году.
Дмитрий Глущенко, СЕО кредитного маркетплейса Одобрим.ру, указал на то, что если считать по количествам выданных микрозаймов, то их действительно стало меньше. Но при этом в статистике НБКИ демонстрируется увеличение сумм выданных кредитов в МФО.
СЕО кредитного маркетплейса Одобрим.ру считает, что микрозаймы отчасти будут конкурировать с кредитными картами. Эксперт подчеркивает, что аудитория МФО шире, чем у банков, поскольку они проводят денежные переводы не только на кредитные, но и на дебетовые карты. А количество владельцев дебетовых карт в разы больше, чем тех, у кого на руках есть кредитки. По мнению Дмитрия Глущенко, часть клиентов, для которых существует потребность в «длинных» деньгах, ожидаемо перетечет из банков в МФО.
Статистику НБКИ оценил и Андрей Клейменов, генеральный директор группы компаний Eqvanta (владеет брендами МФО «Быстроденьги», «Турбозайм», «Решка»). Эксперт сообщил, что в количественном выражении выдачи микрозаймов в организациях, входящих в холдинг Eqvanta, уменьшились на 10 %. В большей степени уменьшение количества выданных кредитов связано с переориентацией бизнеса с займов до зарплаты на потребительские займы на большую сумму и срок. В результате, как подчеркивает Андрей Клейменов, клиенты реже обращаются в МФО.
Также эксперт рассказал о том, что на снижение спроса влияет уровень одобрения выдачи денег в долг для новых клиентов. Генеральный директор группы компаний Eqvanta сообщил, что у них уровень одобрения мини-кредитов уменьшился на 9 %. Это связано с общим изменением маржинальности микрофинансового бизнеса: если раньше риск-аппетиты МФО позволяли держать уровень одобрения выше, то со снижением ставки их пришлось уменьшить. Для повторных клиентов уровень одобрения остался прежним.
О перспективах микрофинансового рынка в 2020 году ДОЛГ.РФ рассказал в интервью Игорь Петров, директор по связям с общественностью микрофинансовой компании «МигКредит»:
– Как Вы считаете, что станет с микрофинансовым рынком в 2020 году?
– Нет никаких оснований полагать, что рынок МФО в 2020 году претерпит драматические изменения. Но об это можно говорить только при условии отсутствия регуляторных шоков. На мой взгляд, основные решения, связанные с дневной процентной ставкой, максимальной переплатой по займам и определению предельной долговой нагрузки, уже случились в текущем году.
Практика показывает, что лидеры рынка МФО смогли адаптироваться к снижению предельной ставки до 1,5 % в день и сохранили прежние темпы роста. Снижение ставки до 1 % в день, которое произошло 1 июля 2019 года, будет более жестким испытанием эффективности бизнес-моделей. Мы ожидаем переориентации компаний, специализирующихся на выдаче «займов до зарплаты», в организации, выдающие среднесрочные потребительские займы с постепенным погашением. А это потребует больших затрат прежде всего на скоринговые модели, потому что поведение этого сегмента заемщиков имеет свою специфику.
Конечно, далеко не все МФО смогут показать свою жизнеспособность и будут вынуждены уйти с рынка. По экспертным оценкам, если по итогам 2019 года объем рынка прибавит около 30 % и приблизится к 220 млрд рублей, то на фоне ограничения предельной доходности до 1 % в день произойдет замедление прироста выдач до 20 % против 30 % на протяжении двух последних лет. Уменьшится и количество игроков микрофинансового рынка, но не катастрофически, примерно на треть от сегодняшнего показателя в 1900 компаний.
В то же время произойдет концентрация рынка на крупнейших участниках. Этот процесс уже идет: по данным за первое полугодие 2019 года, на топ-20 и топ-100 МФО приходится 57 и 83 % портфеля соответственно.
– Как сказывается на микрофинансовых организациях требование об обязательном расчете предельной долговой нагрузки клиентов и уменьшение процентных ставок по займам?
– Ужесточение регулирования со стороны Банка России усложняет жизнь микрофинансистам. Варианты развития событий у небольших компаний, которые не могут приспособить свои бизнес-процессы к новым условиям, довольно ограничены и будут зависеть от того, с какими именно проблемами сталкиваются МФО: экономика займа и бизнес-модель, достаточность капитала, источники фондирования и другие причины.
Наиболее радикальными вариантами развития событий может стать выход из бизнеса или слияние небольших компаний друг с другом. Выход из бизнеса путем продажи довольно не прост. Сейчас сложно найти инвесторов, готовых войти на этот рынок. Серьезные регуляторные риски пугают капиталовкладчиков, ведь покупка проблемного бизнеса предполагает понимание путей решения его проблем.
Целесообразность продажи портфеля, если речь идет о сегменте PDL, также не ясна: к моменту, когда оценка такого портфеля будет завершена, все краткосрочные займы будут либо погашены, либо уйдут в просрочку, и покупателю фактически достанется дефолтная его часть и клиентская база, которую еще нужно сконвертировать в новые выдачи. Сейчас существуют значительно более дешевые способы привлечения клиентов.
Слияние с другим игроком имеет смысл, когда обе компании остаются на плаву и хотят масштабироваться, сокращая издержки. Однако все мы знаем, насколько сложно операционно объединить два бизнеса.
Если говорить о показателе долговой нагрузки, который МФО должны будут рассчитывать для каждого заемщика с 1 октября, то здесь остается много вопросов. Самый главный из них – как подтягивать информацию о реальных доходах заемщика, особенно в предпринимательской среде. Если брать среднестатистический показатель для отдельного региона, то он всегда будет страдать неточностью, как и всякая «средняя температура по больнице».
Вопрос в том, что клиенты зачастую имеют достаточный доход, но далеко не всегда могут его показать. По факту они не отдают половину своего дохода на обслуживание кредитов. По экспертным оценкам, только порядка 11 % заемщиков можно отнести к категории граждан с высокой долговой нагрузкой.
– Сохранится ли тенденция к уменьшению заинтересованности микрозаймами, или это временное явление?
– МФО уже давно стали органичной частью российской финансовой системы. Лидеры рынка по своей сути уже перешагнули рамки МФО и стали финансово-техническими компаниями. Они предоставляют сервис, которого нет у многих банков. Поэтому будет расти число людей, которые прибегают к услугам МФО просто потому, что это удобно и технологично. Особенно, когда проблему надо решать быстро в экстренном режиме.
Нет никаких оснований полагать, что спрос на микрозаймы будет падать. Наоборот, МФО смогут открывать для себя новые клиентские сегменты благодаря развитию финансово-технической отрасли. В данном контексте можно говорить о переориентации самих МФО на работу с более серьезными кредитными продуктами, об уходе от «займов до зарплаты» в сегмент среднесрочных потребительских кредитов. Статистика показывает, что спрос на них устойчиво растет.
Количество МФО и так снижается, а ограничение ставки 1% в день только ускорит этот процесс. Неэффективные и небольшие организации, скорее всего, уйдут с рынка. Процесс консолидации характерен для всех новых рынков с большим количеством участников, этот же процесс сегодня происходит на рынке МФО. Это естественное развитие рынка, через несколько лет часть крупных игроков увеличит свою долю за счет поглощения или ухода с рынка небольших компаний.
Что касается ПДН, то заметное влияние мы ощутим не сразу. Банки и МФО сначала должны научиться его правильно считать, затем накапливать и, наконец, использовать данные. Все это с учетом специфики заемщиков – возраст, пол, уровень доход и даже регион проживания. Скорее всего, банки быстрее приспособятся к изменениям просто потому, что финансовые ресурсы и IT-возможности у них выше. В любом случае, в ближайшие полгода-год я не ожидаю заметного влияния на рынок от введения ПДН.
Рынок МФО вообще тема злободневная. Тема, которая занимает массу умов России.
Огромный процент физических лиц, обратившихся с необходимостью признать себя несостоятельным (банкротом), вынуждены были это сделать по причине невыплаченных займов, которые брали именно в микрофинсовых организациях.
Возникает вопрос – так почему же столь эффективный механизм «экстренного» получения денег, оказался во многих случаях причиной невозможности рассчитаться с МФО, даже если такое намерение было?
Причина достаточна проста.
Микрозайм, как правило, выдается на небольшой срок, пять, десять, пятнадцать, тридцать дней, однако проценты от 2 и более процентов в день микрофинасовая организация начисляет и требует ей выплатить за весь срок пользования займом, то есть за пределами срока на который был заключен договор (пять, десять, пятнадцать, тридцать дней).
Следовательно заемщики не могут справиться с финансовой нагрузкой в виде 2 и более процентов в день за период после окончания срока действия договором. МФО продолжает начислять такие проценты, передает права требования долга коллекторам, которые тоже претендуют на выплаты процентов за пределами сроков окончания договора.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 22.08.2017 N 7-КГ17-4 разъяснила незаконность требований процентов МФО в размерах, определенных для сроков действия договоров, за пределами действия договора с МФО должны начисляться проценты по ставке рефинансирования ЦФ в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами (пункт 3 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок, размер и условия предоставления микрозаймов предусмотрены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон о микрофинансовой деятельности).
Исходя из императивных требований к порядку и условиям заключения договора микрозайма, предусмотренных Законом о микрофинансовой деятельности, денежные обязательства заемщика по договору микрозайма имеют срочный характер и ограничены установленными этим законом предельными суммами основного долга, процентов за пользование микрозаймом и ответственности заемщика.
Это положение имеет особое значение, когда возникший спор связан с деятельностью микрофинансовых организаций, которые предоставляют займы на небольшие суммы и на короткий срок, чем и обусловливается возможность установления повышенных процентов за пользование займом. Иное, то есть установление сверхвысоких процентов за длительный срок пользования микрозаймом, выданным на короткий срок, приводило бы к искажению цели деятельности микрофинансовых организаций – отмечает Верховный Суд.
В итоге Верховный Суд РФ признал законным начисление процентов по ставке 2 процента в день (730 процентов годовых) только за период на который был выдан займ – 15 (пятнадцать) дней, а за период по истечении 15 (пятнадцати) дней начисление процентов по ставке 2 процента в день (730 процентов годовых) признал незаконным, начисление за данный период необходимо осуществлять по ставке рефинансирования ЦФ в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Т.е. МФО заемщику на сумму основного долга 13 000 руб. начислила проценты (подчеркну не штрафы) в сумме 93 400 руб., и МФО поддержали суды первой и апелляционной инстанций, пришлось обращаться в Верховный Суд РФ, чтобы добиться справедливости.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ в от N 7-КГ17-4 датировано 22 августом 2017 года, но МФО продолжают начислять гигантские проценты и требовать их возврата.
И многие заемщики просто не знают, что данное требование незаконно, продолжают терпеть действия коллекторов и прочих лиц, уполномоченных МФО для взыскания долгов.
У МФО отсутствует желание вести свой «бизнес» в соответствии с действующим федеральным законодательством и в соответствии с разъяснениями, которые даны Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ в от N 7-КГ17-4 от 22 августа 2017 года, вот основная причина снижения спроса со стороны населения.
При этом и МФО и банки зависят от своих клиентов (заемщиков), чем лучше заемщики возвращают займы, тем рентабельней деятельность МФО. Политика, направленная по потопление клиента очень негативно в первую очередь сказывается на МФО.
В статье приведены мнения, что возможно придется снизить процент пользования краткосрочным займом до 1 (одного) процента, считаю это будет правильно, эффективней брать оборотом, пусть под такой немаленький процент, но большему кругу лиц и не требовать начисления процентов за сроками действия договора (пять, десять, пятнадцать, тридцать дней), чтобы дать возможность рассчитаться клиенту (заемщику).
konsulan.ru
Устав микрофинансовой организации в форме ООО
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Регистрация микрофинансовой организации в России
Почему на короткий? Потому что, в отличие от годовых банковских процентов, проценты по займам МФО считают в днях.
Например, до 2017 года нормальной считалась ставка в 1,5-2% в день, а в пересчете на годовые проценты получалось, что заёмщик переплачивал в 7-8 раз.Законом № 230-ФЗ 03.07.2016 с 2017 года установлены ограничения процентов по микрозаймам:Если срок возврата потребительского займа не превышает одного года, то проценты прекращают начисляться после того, как они достигнут трехкратного размера суммы займа. Например, если заёмщик получил 10 000 рублей, то потребовать от него вернуть можно не более 40 000 рублей, с учетом самой суммы займа. То есть, с заёмщика, который не вернул в срок полученные
Устав мфо 2019
Почему на короткий?
Если же займ уже просрочен, то проценты по нему не могут превышать двукратного размера займа. То есть, с заёмщика, который не вернул в срок полученные 10 000 рублей, можно требовать не более 30 000 рублей.
Требования к сайту МФО с последними изменениями
лиц в банках Российской Федерации; платежные реквизиты кредитной организации (ее филиалов); сведения о лицензиях, на основании которых кредитная организация осуществляет свою деятельность, даты их выдачи; сведения о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации (соответствует адресу, указанному в уставе кредитной организации) и сведения о фактическом местонахождении (адресе) кредитной организации (до момента государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, связанных с изменением местонахождения); сведения о местонахождении (адресе) филиалов и представительств, а также внутренних структурных подразделений кредитной организации (дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных офисов, операционных касс вне кассового узла, обменных пунктов, а также иных внутренних структурных подразделений, предусмотренных
Устав микрофинансовой организации в форме общества с ограниченной ответственностью
Общество приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций в уполномоченный орган.1.6.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Устав мфо 2019
Итак, чтобы подробно прояснить картину, рассмотрим особенности МФО в соответствии с их видами. Микрофинансовая компания (МФК) В данном случае размер уставного капитала должен составлять не менее 70 миллионов рублей –положение об этом появилось в конце 2015 года (устанавливается ФЗ №407).
Внимание Получается, сумма довольно внушительная, но здесь есть свои плюсы.
Изначально нужно учесть, что руководители микрофинансовых организаций, открытых до 2016 года, должны были до конца марта 2017 года решить, к какому виду они относятся и, если это требовалось, довести размер уставного капитала до требуемой суммы. В наименовании такой организации обязательно должна звучать фраза «микрофинансовая компания», а также должна быть указана ее организационно-правовая форма. Инфо Данная статья содержит информацию об уставе МФО с учетом требований ЦБ РФ в 2017 году (устав МФО с учетом требований 2017 г.)
Образец устава микрофинансовой организации в форме некоммерческого партнёрства.
Партнерство приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций в уполномоченный орган.1.7.
Партнерство имеет круглую печать с полным наименованием Партнерства на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.1.10. Требования устава Партнерства обязательны для исполнения всеми органами Партнерства и ее членами.1.11.
Партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Партнерство не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Партнерства.1.12.
Требования к микрофинансовым организациям 2019
Информацию необходимо разместить в общедоступном месте.
Обязанность микрофинансовых организаций по вступлению в СРО. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 223- ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и б Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» финансовая организация обязана вступить в СРО в течение 180 дней, следующих за днем наступления одного из событий:
- получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации соответствующего вида; прекращение своего членства в саморегулируемой организации.
Требования в сфере ПОД/ФТ в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г.
N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Требования к микрофинансовым организациям 2019 Общие
- Наличие в МФО Правил предоставления микрозаймов и их размещение в общедоступном месте (обязательное размещение в сети Интернет).
- Требования по предоставляемым займам:
- Микрофинансовая компания вправе выдавать займ:
— физическому лицу на сумму, не превышающую 1 000 000 рублей.
— юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю на сумму, не превышающую 3 000 000 рублей.