155 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика в профсоюзной организации на 2020 год

Учетная политика-2020: вспомнить все!

До конца года осталось совсем немного времени. И пока не началась годовая отчетная кампания, бухгалтерам учреждений бюджетной сферы надо задуматься над формированием учетной политики на 2020 год.

Итоги первого применения

Принято считать, что стандарт — это нечто неизменное, объективное, некая опора, на которой можно возводить разные конструкции, в том числе и нормативные. Однако в реальности оказалось все не так образцово и устойчиво. В течение года Минфин несколько раз вносил изменения в нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности.

Так, приказами от 28.02.2019 Минфин внес изменения в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н (приказ № 31н) и Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н (приказ № 32н). Основные изменения тогда касались порядка составления и хранения отчетности в виде электронного документа. Затем эти положения Минфин продублировал приказами от 10.06.2019 года в стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ № 93н) и в стандарте «Концептуальные основы» (приказ № 94н).

В июле были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете. Среди прочих очень важных для бухгалтера изменений, в новой редакции Закона о бухучете исчезло упоминание о «государственном секторе», а совокупность всех учреждений вновь стала именоваться «бюджетной сферой». После этого терминология Закона о бухучете перестала совпадать с терминами стандартов, написанных как раз для госсектора.

В октябре вступили в силу изменения в Инструкцию по формированию бюджетной отчетности № 191н, внесенные приказом Минфина от 20.08.2019 № 131н. Эти изменения в Инструкцию № 191н отчасти продублировали внесенные ранее поправки в стандарты «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Концептуальные основы», но и установили порядок привлечения к административной ответственности за нарушение сроков сдачи бюджетной отчетности. Аналогичные изменения внесены приказом Минфина от 16.10.2019 № 166н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н. В стадии проектов находятся и изменения в инструкции по учету для казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые Минфин утвердит, вероятно, только в последние дни 2019 года.

Внесение изменений в нормативные документы — событие для бухгалтеров бюджетной сферы привычное. И все бы ничего, если бы не положения пункта 12 стандарта «Учетная политика», согласно которым необходимо корректировать учетную политику учреждения всякий раз при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вряд ли такое положение стандарта предполагает столь регулярные в течение года изменения нормативной базы. Иначе бы у главных бухгалтеров не было другой заботы, кроме как следить за изменениями нормативной базы, чтобы откорректировать должным образом свои локальные акты. Тем более, что внесение изменения в них — дело непростое, требующее времени и соблюдения определенной процедуры. Но одно изменение законодательства все же должно было найти отражение в учетной политике учреждения в 2019 году.

Доказательство невиновности

Судебной практики по административным правонарушениям, в которых фигурирует требование главбуха в письменной форме, пока нет. Она появится, скорей всего в конце 2020 года. Однако, чтобы снизить риски привлечения главбуха к административной ответственности целесообразно в учетной политике на 2020 год предусмотреть:

  • порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам учреждения и выполнения ими таких требований,
  • саму форму письменного требования.

Законом о бухучете и другими нормативными документами не предусмотрено какой-то типовой формы такого требования, однако использовании в учреждении утвержденной его формы сэкономит главбуху время, нервы и личные финансы.

Новые разделы в политике

  • резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
  • непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).

В отчетности за 2020 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н).

К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности. Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений! При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение Кировского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14.03.2019. Согласно материалам дела главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП. Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность. В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:

  • ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;
  • что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.

Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности. Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей.

Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2020 года. А затем в учетной политике на 2020 год предусмотреть, как минимум:

  • порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
  • разработать формы учетных документов;
  • отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.

Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год

Для чего оформлять учетную политику

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем подробно раскройте все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ утверждают на год или на несколько лет. Но в 2020 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

В какие сроки утверждать

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Как правильно утвердить

Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.

Зачем и как делать общедоступной

С 2019 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.

Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Учетная политика НКО на 2020 год — образец

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2020 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2020 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.

Порядок оформления и образец заполнения приказа об утверждении учетной политики вы найдете в этой статье.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2020 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:

Итоги

НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Учетная политика 2020: вносим изменения и готовимся к предельной открытости

Учетная политика организации — неотъемлемая часть ее жизни, в ней прописаны все правила игры, по которым компания ведет учет. Учетная политика регламентирована государством, которое вносит все новые и новые изменения в налоговые и бухгалтерские процедуры. Налицо стремление государства сделать отчетность компаний предельно полной и открытой. По некоторым смелым прогнозам, ситуация может прийти к тому, что налоговый учет полностью уйдет под крыло фискальных органов, то есть ФНС будет не только контролировать и собирать налоги, но и вести расчет налоговой базы предприятия. Что такое учетная политика организации и какие грядут ключевые изменения в учетную политику на 2020 год? Подробности в нашей статье.

Учетная политика (УП) – это своего рода перечень правил, по которым ведется учет на предприятии. Согласно определению, данному в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ, учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

У каждого предприятия своя учетная политика, включающая набор выбранных способов и инструментов ведения учета. Учетная политика утверждается при создании компании, развивается вместе с компанией и прекращает существовать только в случае ее ликвидации.

Для чего нужна учетная политика

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета (БУ).

Данная учетная политика представляет собой отражение способов ведения бухгалтерского учета, основных инструментов отчетности, сроков и т.п. Учетную политику БУ прописывают все организации, кроме индивидуальных предпринимателей (ИП), освобожденных от обязанности ведения бухучета, а также ряда организаций, попадающих в исключения, в частности, иностранные компании, ведущие учет по иным, чем принятым в РФ, правилам.

Учетная политика для целей налогового учета (НУ).

Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского учета, является обязательным для всех налогоплательщиков — как юридических лиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Учетную политику для целей налогового учета регламентирует статья 313 НК РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. В УП для целей налогообложения организация самостоятельного устанавливает порядок ведения налогового учета.

Учетная политика для целей управленческого учета.

Управленческий учет — собственная «вотчина» каждой компании. Он не подлежит никакой обязательной формализации, регламентируется внутренними нормами и правилами. Собственники и управленцы каждой организации разрабатывают свою политику ведения управленческого учета, диктуемую целями и задачами предприятия. В каждом случае, когда компания действительно заинтересована в глубинном понимании процессов, ее управленческая учетная политика – это творческий продукт, разработанный с учетом бизнес-процессов конкретной компании. Под управленческим учетом в организации понимают систему сбора, обработки, накопления и предоставления учетной информации, используемой управленческим персоналом для планирования, контроля и принятия решений по дальнейшему развитию компании.

УП БУ: учет бухгалтерии строго регламентирован

Учетная политика бухгалтерского учета организации регламентирована положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования. Первое положение было утверждено в 1998 году, актуальным на текущий момент является положение, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. №106н.

Компании самостоятельно составляют учетную политику. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем компании. Руководитель несет ответственность за организацию бухучета. За содержание же отчетности несет ответственность главный бухгалтер. Однако 2019 год привнес в этот вопрос изменения. А именно: с 9 июня 2019 года главбух, как должностное лицо, может избежать административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности, если эти искажения допущены другими сотрудниками. Но безапелляционно переложить ответственность на другого сотрудника нельзя, закон предусматривает, что факт ошибки нужно доказать.

Как главбух может снять с себя ответственность за чужую ошибку?

26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения требований, если требования предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить как раз письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений. Нововведение прописано в новой редакции статьи 15.15.6 КоАП РФ, установленной Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.

Данное нововведение потребует внесения вышеуказанного дополнения в учетную политику организации. Исходя из содержания внесенных изменений, необходимо в учетной политике отразить форму письменного требования главного бухгалтера к сотруднику, а также прописать ситуации и порядок предъявления письменного требования, условия, сроки и т.п. их выполнения. На момент написания статьи (ноябрь 2019 года), утвержденные формы данных документов отсутствуют.

Документальный состав учетной политики бухучета

Содержание учетной политики (УП) организации регламентирует пункт 4 ПБУ 1/2008. В нем обозначен перечень документов, которые должны быть описаны в УП.

Какие документы должны быть отражены в учетной политике:

  • рабочий план счетов,
  • формы первичных бланков, регистров БУ, документов внутренней бухгалтерской отчетности,
  • график документооборота,
  • порядок учета имущества,
  • порядок проведения аудита,
  • способы определения доходов и расходов организации,
  • способы оценки имущества, а также других активов организации,
  • способ контроля хозяйственных операций,
  • другие документы, используемые организацией для ведения бухгалтерского учета.

Как часто корректировать учетную политику?

Если компания хочет что-то поменять в своем учете, она должна позаботиться об этом заранее и прежде внести описание изменений в документ Учетная политика. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Вносить поправки посередине календарного года возможно только при условии серьезных изменений в учете или деятельности фирмы, а также при корректировке государством законодательной базы, касающейся вопросов учета.

3 причины внеплановой корректировки УП:

  • изменение законодательства РФ в вопросе учета,
  • изменение способа ведения учета организацией,
  • существенное изменение условий работы организации.

УП госсектора: изменения в бюджетной сфере

Корректировка учетной политики в последнее время активно коснулась организаций бюджетной сферы. Для бюджетников 2019 год принес нововведения: автономные, бюджетные и казенные учреждения прописывали учетную политику согласно введенного федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора.

Также с начала 2019 года бюджетные организации должны были «раскрыть» свою учетную политику, сделать ее публичной и общедоступной – у них появилась обязанность размещать учетную политику на сайте организации.

2020 год привнесет в отчетность бюджетников новые изменения. Остановимся подробнее на нескольких из них. С 1 января 2020 года будут введены новые объекты учета, которые потребуют отражения в отчетности данных о них. Это новые для госсектора объекты учета.

Объекты учета, которые нужно отразить в учетной политике на 2020 год бюджетным учреждениям:

  • стандарт «Непроизведенные активы», (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 28.02.2018 № 34н). К непроизводственным активам отнесены земельные участки, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы (животные, растения, лес и т.п.) и прочие непроизводственные активы.
  • стандарт «Резервы» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.05.2018 № 124н). Подразумевает раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по убыточным обязательствам, по реструктуризации и т.п.
  • стандарт «Связанные стороны» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.12.2017 № 277н). Согласно стандарту с полным названием «Информация о связанных сторонах», организации потребуется указывать перечень юрлиц и физлиц, которые могут оказать влияние на ее деятельность. Это могут быть аффилированные лица, заинтересованные лица, лица, импеющие право влиять на решения организации и т.п. Кроме сведений о связанных сторонах необходимо указать и данные об операциях со связанными сторонами.

Новое в УП для бизнеса на 2020 год

Что касается изменений в учетную политику для коммерческих организаций, то их «спускается» государством великое множество. Они появляются ежегодно. 2019 год был богат на нововведения в учетную политику налогового учета: здесь и многочисленные изменения по имущественным налогам, и продление ограничения срока на возможность изменить метод расчета амортизации ОС, увеличение ставки НДС и многое другое. Что касается бухотчетности, важно учесть, что с 2020 года вводятся изменения в порядок сдачи отчетности.

С 2020 года отчетность организаций будет находиться на едином открытом ресурсе ГИР БО — Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности. За него будет отвечать ФНС. В ГИРе будет отчетность всех организаций, кроме предприятий госсектора, религиозных организаций, организаций с гостайной, Центробанка и отчитывающихся напрямую Центробанку, а также организаций, попавших в исключительные на основе решения Правительства РФ. В ресурс уже будет включена отчетность за 2019 год.

Какая информация станет общедоступной:

  • бухгалтерская отчетность,
  • пояснения к бухгалтерской отчетности,
  • аудиторские заключения,
  • отчетность кредитных и финансовых организаций, контролируемых ЦБ РФ.

Ожидается, что с мая 2020 года ресурс станет общедоступным и любой желающий сможет без всякой платы получить информацию о бухотчетности любой компании. А за деньги можно будет получить доступ ко всему массиву данных, поступающему в налоговую службу.

Отчетность станет «как на ладони», а значит самое время навести порядок в своей учетной политике и спокойно отчитываться, не боясь оказаться «под лупой» общественного внимания. Как привести в порядок учетную политику 2020?

Сделать это проще с помощью электронных сервисов. СБИС Бухгалтерия и учет – это универсальный инструмент приведения в порядок всех профильных процессов в компании. Это не только ведение бухучета, этот и расчет зарплаты и кадровые документы, контроль за финансовыми потоками и многое другое, так как сервис СБИС — это своего рода платформа, в нем сразу несколько электронных помощников. СБИС Электронная отчетность и Электронный документооборот — надежные помощники по сдаче отчетности и взаимодействиям с контрагентами и госорганами.

Обо всех возможностях СБИС Бухгалтерия и учет вам готовы рассказать наши специалисты. Наведите порядок в учете одним решением!

Образец приказа об учетной политике на 2020 год

Налоговая и бухгалтерская учетные политики (УП) — обязательные документы для всех компаний, в том числе “малышей”. Утверждаются приказом. У нас найдете нужные образцы для работы в 2020 году. И полезные комментарии по теме: что писать в приказе, каким числом датировать, кто должен подписать бумагу. Вы можете бесплатно скачать предлагаемые шаблоны и доработать их под нужды конкретной фирмы.

В какие сроки составить приказ об учетной политике на 2020 год новичку

Для компаний, созданных в 2020 году, разработка учетной политики на 2020 год — одна из главных бухгалтерских задач. Что касается сроков, то они различаются в зависимости от вида учета.

Бухгалтерская политика. Срок на подготовку “стартовой” УП для целей бухучета — 90 дней с того дня, когда налоговики внесли запись о регистрации компании в ЕГРЮЛ. Причем применять документ фирма будет с первого дня своей деятельности (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Налоговая политика. Таковую безопаснее утвердить к концу первого налогового периода. Дедлайн — начало первой отчетной кампании (п. 12 ст. 167 НК). И тут нужно помнить, что есть короткие налоговые периоды. Например, по ЕНВД и НДС — это квартал. Если предполагаются какие-то нюансы на участке “Страховые взносы”, “Агентский НДФЛ”, то такие платежи проводят ежемесячно. И в этом случае тоже нужно ускориться и принять УП более оперативно.

В какие сроки обновить учетную политику на 2020 год уже действующим компаниям

Если организация ведет бизнес уже не первый год, утверждать новую политику на 2020 год необязательно. Но обновления, скорее всего, сделать придется, ведь изменений в НПА достаточно много к началу каждого нового года. И часть из них точно может отразиться на работе компании. Чуть далее мы привели примеры изменений в законодательстве, которые могут повлиять на вашу УП.

Утверждайте все обновления на 2020-й заранее — концом уходящего 2019 года. Последний рабочий день в 2019 году по производственному календарю — 31 декабря. Достаточно удобно присваивать последним в году приказам именно последнюю рабочую дату года. Однако если приказ фактически составляется в другой день декабря, то датируйте его этой более ранней датой. Также поступайте, если фирма уже в последний день не работает либо ответственные сотрудники, к примеру, ушли в отпуск.

Если что-то меняется в учете компании в середине 2020 года, приказ датируйте подходящей датой соответствующего месяца.

Что писать в приказе об учетной политике на 2020 год

Типовых бланков ни УП, ни приказов в отношении нее не существует. Каждая организация готовит эти документы в свободной форме. Визирует бумаги обязательно руководитель ООО (АО).

В зависимости от рода правок требуется внести дополнения и (или) изменения в текущую УП. И издать соответствующий приказ. Нужные образцы мы привели. Если правок очень много, то легче переутвердить УП на новый год заново.

Сами учетки, как правило, физически составляет бухгалтерия. Возможно — с привлечением сторонних экспертов, консультантов. Образцы-2020, которые мы привели, помогут сориентироваться, как можно все оформить.

Заметим, что в зависимости от сферы бизнеса положения УП будут отличаться.

Если лицо совмещает несколько налоговых режимов, то нужно в разных разделах УП прописать свои положения по каждой системе. Например, в 2020 году доступно совмещение УСН с ЕНВД или ОСНО с вмененкой. Составлять разные политики на каждый спецрежим — излишне.

Объединять бухгалтерскую и налоговую политику не советуем. Традиционно по каждому виду учета создается свой приказ на утверждение УП. Можно утвердить обе политики единым приказом.

Возможные разделы учетной политики

Приведем примерный перечень разделов учетной политики, которые, как правило, необходимы всем. При разработке документа принимайте во внимание специфику деятельности компании (производство, торговля, услуги и др.).

Итак, стандартные блоки:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички;
  • регистры учета;
  • регламент инвентаризации;
  • порядок документооборота и обработки учетной информации;
  • контрольные мероприятия;
  • методы учета по пунктам, в отношении которых закон предоставляет выбор либо вообще не содержит какие-либо нормы, в том числе методы оценки активов и обязательств;
  • другие элементы и принципы, влияющие на учет.

Примеры изменений, которые нужно учесть при обновлении УП на 2020 год

Приведем самые знаковые новинки учета.

Бухгалтерская политика. Абсолютно весь бизнес коснулось следующее нововведение. С 26 июля 2019 года в Закон о бухучете (п. 3 ст. 9) ввели указание на то, что сотрудники фирмы обязательно должны соблюдать требования главбуха / иного лица, ответственного за бухучет / по оформлению первички. Шаблон подобных письменных требований логично и целесообразно включить в качестве приложения как раз в учетную политику. И ознакомить с этим всех ответственных менеджеров, причастных к первичной документации, под роспись. Соответствующие изменения оформите с 26 июля 2019 года. А к 2020 году, например, вы можете расширить состав лиц, которых должны “слушаться” сотрудники при оформлении первички.

С 2020 года компании представляют бухгалтерскую отчетность только в ИФНС. Дублировать сведения в службу статистики больше не требуется (п. 5 ст. 2 Закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Если в вашей учетной политике есть упоминания про статистику, внесите корректировки.

Налоговая политика. Новый Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ содержит многочисленные новшества в Налоговом кодексе. Причем обновили обе части НК. Внимательно изучите документ. Возможно, в вашей УП прописаны вещи, которые противоречат новым правилам. Так, сократили срок сдачи годовой “подоходной” отчетности. Вместо 1 апреля дедлайн теперь — 1 марта. Если вдруг ваша налоговая УП содержит конкретный график сдачи отчетности, убедитесь, что дата укладывается в новые временные рамки.

Также в 2020 году больше не будет авансовых расчетов по налогу на имущество организаций (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Если про расчеты в УП есть какая-то информация, ее просто нужно подчистить.

На какой период утверждать учетную политику

Приказ об утверждении учетной политики лучше всегда составлять не на конкретный год. В данном случае — 2020-й. А на открытый период. То есть указывать лишь дату, начиная с которой учетка будет работать. А конечную дату — не определять.

Если в вашем действующем приказе прямо указана конкретная дата, то убедитесь, что его действие распространяется на новый 2020-й, иначе точно придется переутверждать политику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector