3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типовые контракты по 44 фз единственный поставщик

Как применять типовые формы контрактов по 44-ФЗ

По общему правилу использовать типовые контракты или типовые условия обязательно, если закупаемые вами товары, работы, услуги соответствуют показателям из информационной карты типового контракта. Но есть и исключения, например при закупке у единственного поставщика продукции необходимой вследствие ЧС. Библиотека утвержденных типовых контрактов (условий) размещена в ЕИС. Выбрав в библиотеке подходящий контракт, скачайте и заполните его. Менять условия типового контракта нельзя.

Когда обязательно использовать типовые контракты

Типовые контракты разрабатываются под определенный вид товара, работы или услуги. Их разрабатывают профильные федеральные министерства, а также государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» для закупки отраслевых товаров, работ, услуг ( ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ ). Применять их нужно всем заказчикам.

На уровне субъектов РФ также могут быть утверждены типовые контракты. Их размещают в региональных информационных системах в сфере закупок для применения заказчиками соответствующего субъекта. Однако порядок их использования устанавливают органы исполнительной власти каждого субъекта РФ самостоятельно. Такие типовые контракты субъектов РФ действуют, пока федеральными органами исполнительной власти не будут утверждены типовые государственные контракты на закупку этих же товаров, работ, услуг ( ч. 8, 9 ст. 112 Закона N 44-ФЗ ).

Вам нужно обязательно использовать типовой контракт (условия), когда данные вашей закупки соответствуют одновременно всем показателям из информационной карты типового контракта (п. 16 Правил разработки типовых контрактов). К ним относятся:

  • коды закупаемой продукции по классификаторам ОКПД2, ОКВЭД2, а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ;
  • цена контракта (диапазон таких цен);
  • иные показатели, которые могут быть установлены разработчиками такого контракта.

Сверьте данные вашей закупки с показателями из информационной карты типового контракта (типовых условий).

Это легко сделать двумя способами:

  • просто прочитайте информационные карты всех утвержденных типовых контрактов — так как на сегодняшний день их немного, сопоставить показатели с вашей закупкой не займет много времени;
  • с помощью функции расширенного поиска в Библиотеке типовых контрактов в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru в разделе «Информация о контрактах и договорах» найдите подходящий контракт и изучите информационную карту.

Применять типовой контракт необязательно в следующих случаях:

1) типовой контракт недавно размещен в ЕИС.

Убедитесь, что утвержденный типовой контракт размещен в ЕИС как минимум 30 дней назад, так как только после этого срока он становится обязательным (п. 15 Правил разработки типовых контрактов). Проверяйте, обязателен ли типовой контракт на момент публикации извещения, либо направления приглашения принять участие в закрытой процедуре, либо заключения контракта в порядке, не требующем размещения информации о таком контракте в ЕИС;

2) не совпадают необходимые показатели из информационной карты.

Типовой контракт применяется, только если все эти показатели соответствуют вашей закупке (п. 16 Правил разработки типовых контрактов);

3) осуществляется закупка из числа исключений, установленных законом.

К таким исключениям относятся следующие случаи ( ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ , п. 18 Правил разработки типовых контрактов):

  • вы покупаете продукцию за наличный расчет;
  • вы проводите запрос котировок ( запрос котировок в электронной форме ) для обеспечения деятельности на территории иностранного государства или для оказания скорой медицинской помощи ( ст. ст. 75 , 76 Закона N 44-ФЗ );
  • вы проводите запрос предложений на поставку оборудования, экипировки для подготовки и участия команд в Олимпийских и Паралимпийских играх либо на оказание услуг по защите интересов РФ в международных или иностранных судебных органах ( п. п. 2, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ );
  • вы осуществляете закупку у единственного поставщика, определенного актом Президента РФ либо Правительства РФ по его поручению, и возможность неприменения типовой формы контракта напрямую указана в этом акте ( п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );
  • иные случаи осуществления закупки у единственного поставщика, в том числе:

— продукции, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария ( п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— до 400 тыс. руб. учреждением культуры, образовательной, физкультурно-спортивной организацией, организацией, в которую под надзор помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ( п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— услуг водо-, тепло- и газоснабжения (кроме реализации сжиженного газа), водоотведения, по подключению к инженерным сетям по регулируемым государством тарифам, хранению, ввозу и вывозу наркотических и психотропных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— закупки продукции, необходимой вследствие чрезвычайных ситуаций или необходимости оказания срочной медицинской помощи ( п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— посещения зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия ( п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— театрами, концертными учреждениями, домами культуры, образовательными учреждениями, природными парками, заповедниками, с конкретными лицами — на создание, исполнение произведения искусства, изготовление декорации, костюмов ( п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— услуг, связанных с обеспечением визитов иностранных государственных делегаций ( п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— продукции для обеспечения деятельности объектов госохраны, выездных мероприятий Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ ( п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— услуг по охране, содержанию, ремонту, обеспечению коммунальными ресурсами нежилых помещений, находящихся в здании, в котором уже оказываются эти же услуги, но для помещений другого лица ( п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— услуг при направлении работника в командировку либо связанных с участием в фестивалях, концертах и иных подобных культурных мероприятиях (проезд, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, организация питания ) ( п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— лекарственных препаратов на сумму не более 200 тыс. руб., предназначенных для назначения конкретному пациенту по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— электрической энергии с гарантирующим поставщиком (договор энергоснабжения) ( п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— преподавательских услуг, услуг экскурсовода физическим лицам ( п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— федеральным органом исполнительной власти услуг лечения гражданина РФ за границей ( п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— продукции в целях обеспечения органов внешней разведки РФ ( п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— продукции в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом ( п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— государственными и муниципальными библиотеками, научными и образовательными организациями услуг по получению права доступа к информации, содержащейся в зарубежных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (п. п. 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— продукции за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность ( п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— юридических услуг в целях защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и органах иностранных государств ( п. 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ );

— продукции органами государственной охраны для реализации мер по такой охране ( п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ).

Исключением из общих правил применения типовых контрактов являются Типовые условия для контрактов, к исполнению которых должны быть привлечены субподрядчики из числа СМП и СОНО. Данные Условия отсутствуют в Библиотеке типовых контрактов. Но их необходимо включать в контракты всех закупок, в извещении которых установлено требование о привлечении субподрядчиков — СМП и СОНО ( ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ ).

Если ваш случай попал в перечень исключений, вы все равно можете использовать типовой контракт по желанию либо разработать проект контракта самостоятельно.

Каков порядок использования типовых контрактов

Если ваша закупка подпадает под действия и типового контракта, и типовых условий, используйте типовой контракт (п. 17 Правил разработки типовых контрактов).

Типовые контракты на оказание услуг утверждаются для каждого конкретного вида услуг, и порядок их использования не отличается от порядка использования любых других типовых контрактов.

Типовые контракты на поставку товара утверждаются для каждого конкретного вида товара, и порядок использования таких контрактов не отличается от порядка использования любых других типовых контрактов.

Чтобы использовать указанные контракты, скачайте файл с текстом типового контракта и заполните его. Если вы используете типовые условия, скопируйте их и вставьте в самостоятельно подготовленный проект контракта.

Текст типового контракта или условий состоит из двух частей. Постоянная часть, которую изменять нельзя, и переменная часть, которую вы заполняете (п. 7 Правил разработки типовых контрактов). Заполните переменную часть данными о вашей закупке. При этом если текст типового контракта (условий) предлагает выбор от одного до нескольких значений перечня, то при заполнении укажите именно один или несколько из таких значений, соответствующих вашей закупке. Иные данные, кроме предлагаемых типовым контрактом или типовыми условиями, указывать нельзя. За изменение типовых условий или включение дополнительных, не предусмотренных типовым контрактом условий работник заказчика может быть оштрафован на 3 000 руб. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

На стадии формирования извещения, при занесении информации в ЕИС, на вкладке «Лот» в блоке «Условия контракта» заполните поле «Номер типового контракта». Для этого либо укажите первые три цифры номера и в списке результатов быстрого поиска выберите необходимый типовой контракт, либо воспользуйтесь функцией поиска по кодам классификаторов ОКПД2 или ОКВЭД2.

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Как использовать типовые контракты по 44-ФЗ

Последние изменения

Собрали последние нововведения в таблицу.

В ЕИС опубликовали типовые формы контрактов по 44 ФЗ на ремонт электронного и оптического оборудования. С 22.11.2019 он станет обязательным для применения. А до этой даты используйте его для закупок с любой НМЦК по желанию, если объект закупки относится к таким кодам ОКПД2 и ОКВЭД2:

  • 33.13 — услуги по ремонту электронного и оптического оборудования;
  • 33.13 — ремонт электронного и оптического оборудования.

Актуализировали формы, которые утверждены Приказом Минпромторга № 716 от 12.03.2018:

  • на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспорта, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вступил в силу Приказ Минтруда об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, которые не требуют индивидуального изготовления и предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты.

Обязательно применяйте контракт по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС.

Пока он там не размещен.

Используйте его для закупок, которые относятся к таким кодам ОКВЭД2 и ОКПД2:

  • 26.60.14.120 — аппараты слуховые;
  • 30.92.20.000 — коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей;
  • 32.50.22.128 — костыли;
  • 88.10 — предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам.

Полный список кодов уточняйте в информационной карте.

На портале правовой информации опубликовали Приказ Минкультуры, который утверждает типовые контракты и информационные карты для таких закупок на оказание услуг и выполнение работ:

  • по организации и проведению форумов, семинаров, съездов, премий, конференций, конгрессов, конкурсов, мастер-классов, творческих школ, концертов, фестивалей, культурно-просветительских акций (программ), дней российской культуры в зарубежных странах, по обеспечению визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, по обеспечению участия российских деятелей культуры и искусства в зарубежных мероприятиях, по созданию экспозиций;
  • по проведению научного (аналитического) исследования, мониторинга и разработки в области общественных и гуманитарных наук;
  • по реставрации музейных предметов;
  • по поддержке исполнительских искусств;
  • по кинотеатральному прокату национального фильма.

Этим же Приказом утвердили стандартную форму соглашения на оказание прочих услуг для нужд кинематографии и финансовой господдержке национального игрового (неигрового) фильма.

Приказ вступает в силу с 26.10.2019, а использовать шаблоны придется через 30 дней после опубликования в ЕИС.

Скорректируют правила обеспечения исполнения контракта. Например, появится вариант условия для ситуации, когда участник закупки для СМП и СОНКО освобождается от обязанности предоставить обеспечение.

Изменят положения об ответственности сторон. Учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта. Появился вариант условия о штрафе для контрактов, который заключают по итогам закупки у СМП и СОНКО.

Разработали образец заявки на получение (выборку) товара. Ее подают в закупках лекарств с неизвестным объемом. Напомним, что проводят такие закупки заказчики с 01.10.2019.

Сейчас в правительстве на рассмотрении ряд новых ТК. Подробнее читайте в статьях:

Что такое типовой госконтракт

Создание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ) в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, Росатому и Роскосмосу. Созданные документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС).

За основу взяли понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями (ст. 420 ГК РФ).

Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять такие виды договоров обязательно. Есть одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик включает его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС.

Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать.

Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно.

Чем заполняют типовые госконтракты

Регулирует содержание типовых контрактов по 44 ФЗ Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014. В нем предписано использовать в случае проведения закупок сведения, которые не относятся к государственной тайне. О сновное содержание составляют стандартные условия. Они основаны на отдельных условиях гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:

  • постоянной (неизменяемой);
  • переменной (изменяемой в зависимости от условий).

Именно в переменную часть вносится информация об условиях и содержании конкретной закупки.

По состоянию на 2019 год утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы по темам:

  • ремонт электронного и оптического оборудования;
  • работы, которые связаны с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам;
  • образовательные услуги для госслужащих;
  • медицинские изделия и сопутствующие услуги;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  • выставочная и ярмарочная деятельность;
  • обслуживание автотранспортных средств;
  • продукция радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники;
  • переработка отходов атомных подводных лодок и иных судов;
  • медицинские стенты и катетеры;
  • лекарства;
  • специальная оценка условий труда;
  • обучение вопросам охраны труда.

Как применять

Утвержденные формы применяются в ходе подготовки:

  • извещения о предстоящей закупке и при составлении приглашений для закрытой процедуры;
  • проекта договора в составе документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
  • при заключении договора с единственным поставщиком.

Типовые договоры по 44-ФЗ не применяют при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ.

Как разрабатывают

Они утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой.

В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663).

В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты. Чтобы внести изменения в утвержденные бланки, необходимо провести аналогичную процедуру.

Как найти библиотеку типовых госконтрактов

Для работы с библиотекой зайдите на официальную страницу Единой информационной системы в сфере закупок. В верхней части экрана найдите раздел «Контракты и договоры», затем перейдите во вкладку библиотека типовых контрактов по 44 ФЗ. Здесь найдете все формы, которые утверждены.

Типовые контракты для строительных работ

16.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал проекты Приказов, которые отменяют типовые договоры по 44 ФЗ для строительных, проектных и изыскательских работ. Они утверждены Приказами № 397/пр от 05.07.2018 и 398/пр от 05.07.2018. Это решение связано с поручением Президента по итогам заседания Госсовета № Пр-1381ГС от 26.06.2019. На нем Правительству
‎поручили утвердить типовые условия государственных и муниципальных контрактов для закупок проектных и изыскательских работ, строительных и реконструкции объектов капитального строительства.

Несмотря на это, 10.10.2019 в ЕИС актуализировали шаблон госконтракта на выполнение строительных работ, реконструкцию объектов капитального строительства, в том числе пусконаладочных и других работ, которые неразрывно связаны с объектом строительства и поставкой материалов и оборудования. Пока его не отменили, планируется, что его обязательно придется применять c 01.01.2020 для закупок предметов, которые относятся к таким кодам по ОКПД2:

Заказчик сам определит условия контракта, если захочет закупить работы по строительству или реконструкции: объектов капстроительства, расположенных за пределами РФ и на территории посольств и консульств; объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.

Размер НМЦК, при котором используют шаблон госконтракта, не ограничен.

10.10.2019 актуализировали и форму соглашения на выполнение проектных и изыскательских работ. Ее придется использовать, если предметом закупки будут работы, которые относятся к ОКПД2:

Его пока не отменили и планируется, что его обязательно начнут применять для закупок с любой НМЦК, если земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории России.

Необходимость использования шаблона типового контракта при заключении контракта до 100000 рублей

Вопрос

Если заключается договор до 100 тысяч рублей по 44 ФЗ, обязательно ли использовать для шаблона типовой контракт?

Ответ

В случае, если заказчик планирует осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то при заключении такого контракта заказчик вправе не использовать для шаблона типовой контракт (пункте 16 Правил № 606).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Когда заказчик обязан применять типовые контракты

Типовые контракты для закупок разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос». Заказчики не вправе изменять или дополнять типовые контракты. Если для вашей закупки типовой контракт или типовые условия не утвердили, самостоятельно разработайте проект контракта. Правило работает, пока профильное ведомство не подготовит типовой контракт (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 27 сентября 2016 г. № Д28и-2543).

Типовые контракты и типовые условия утверждают нормативным правовым актом. Проект акта согласуют с Минэкономразвития России, Минфином России и ФАС России. Правила, по которым разрабатывают типовые контракты и типовые условия, утверждены постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, далее – Правила № 606.

Минэкономразвития России включает типовые контракты в библиотеку ЕИС. Когда заказчики должны применять типовые контракты из библиотеки, а когда это не обязательно, читайте далее в рекомендации.

Когда составить контракт по типовой форме

Составьте контракт по типовой форме или типовым условиям, если данные вашей закупки отвечают показателям из так называемой информационной карты. Информационную карту оформляют и утверждают вместе с типовым контрактом или типовыми условиями одним нормативным правовым актом. В карту включают сведения о самом акте и показатели, по которым заказчики применяют типовой контракт или типовые условия. Информационная карта находится в библиотеке ЕИС вместе с контрактом (п. 8 Правил № 606).

К показателям информационной карты, с которыми заказчик должен сверить объект закупки, относятся:

 коды объекта закупки по ОКПД2, ОКВЭД2;

 коды объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг из ЕИС – с 1 января 2017 года;

 НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком;

 другие показатели информационной карты.

Об этом сказано в пункте 16 Правил № 606.

Сверить показатели объекта закупки и информационной карты поможет таблица.

Применяйте типовые контракты или типовые условия, когда:

 формируете извещение о закупке или приглашение поучаствовать в закрытой закупке;

 готовите проекты контрактов, которые войдут в документацию о закупке или извещение о запросе котировок;

 заключаете контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Такое правило установлено в пункте 14 Правил № 606.

Типовые условия применяйте, только если нет подходящего типового контракта (п. 17 Правил № 606).

Внимание: контрактному управляющему или работнику контрактной службы, который не применит типовой контракт, когда это обязательно, грозит штраф – 3000 руб. (п. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Также штраф в размере 3000 руб. предусмотрен, если в проект контракта включить положения, которых нет в типовом контракте (п. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Ситуация: обязан ли муниципальный заказчик руководствоваться типовым контрактом, который утвержден приказом Минтруда России от 29 октября 2015 г. № 797н, если ОКПД закупки отвечает ОКПД в типовом контракте

Да, если заказчик закупает услуги по профессиональной переподготовке или повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих. При этом показатели информационной карты контракта и данные закупки должны совпадать (п. 16 Правил № 606).

Если заказчик, например, образовательное учреждение, которое закупает услуги по профессиональной переподготовке или повышению квалификации учителей, применять типовой контракт не нужно. Это связано с тем, что типовой контракт, который утвержден приказом Минтруда России от 29 октября 2015 г. № 797н, применяют, когда повышают квалификацию федеральных государственных гражданских служащих.

Ситуация: обязано ли федеральное государственное бюджетное учреждение использовать типовые контракты на обслуживание и ремонт автомобиля

Да, обязано. Если ФГБУ закупает обслуживание и ремонт автомобилей, необходимо применять типовой контракт, который утвердил Минпромторг России приказом от 20 февраля 2016 г. № 467. Такой вывод следует из пункта 3 Правил № 606.

Когда возможно не применять типовые контракты и типовые условия

Заказчик вправе не применять типовые контракты и типовые условия, когда проводит:

 закупку за наличный расчет (если другого не предусмотрено в информационной карте);

 запрос котировок, чтобы работать за границей (ст. 75 Закона № 44-ФЗ);

 запрос котировок, чтобы оказать скорую помощь (ст. 76 Закона № 44-ФЗ);

 запрос предложений, чтобы закупить спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для сборных команд России по олимпийским и паралимпийским видам спорта (п. 2 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);

 закупку услуг по защите интересов России, если физическое или юридическое лицо подаст иск в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи (п. 10 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);

 закупку у единственного поставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (если в правовом акте Президента РФ или Правительства РФ указано, что возможно заключить контракт без типового контракта или типовых условий);

 закупку у единственного поставщика по пунктам 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

 закупку у единственного поставщика по пунктам 1, 8, 20, 21, 23, 29, 40, 41, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

 закупку у иностранной организации на лечение гражданина России за пределами страны, если заказчик – федеральный орган исполнительной власти (п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Об этом сказано в пункте 18 Правил № 606.

Также не применяют типовой контракт и типовые условия, если не вступил в силу нормативный правовой акт, которым формы утвердили, а заказчик:

 размещает в ЕИС извещение о закупке;

 направляет приглашение принять участие в закрытой закупке;

 заключает контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (когда не нужно размещать извещение в ЕИС).

Допустим, акт вступил в силу. Тогда заказчик обязан применять типовой контракт и типовые условия только спустя 30 календарных дней с момента, когда документы разместят в ЕИС. Это предусмотрено пунктом 15 Правил № 606.

Ситуация: заказчик закупает ремонтные работы автомобиля у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Нужно ли применять типовой контракт

Заказчик вправе не применять типовой контракт, который утвержден приказом Минпромторга России от 20 февраля 2016 г. № 467, если закупает диагностику, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такое правило установлено в пункте 18 Правил, утвержденных Постановлением № 606.

Типовые контракты по 44‑ФЗ

Заказчики будут закупать популярные товары и услуги на стандартных условиях. Первые типовые контракты начали публиковать в ЕИС еще в апреле 2016 года и их список постепенно растет. Пора узнать, что это такое и посмотреть, не обязаны ли заказчики в вашей отрасли их применять.

Кто и зачем применяет типовые контракты?

Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:

  1. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже обязаны использовать стандартные требования к товарам и услугам при подготовке техзадания.
  2. Продолжают наполнять каталог товаров, работ и услуг, из которого заказчики обязаны будут брать наименование закупки.
  3. В популярных видах закупок министерства начали утверждать типовые контракты.

Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков.

Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на:

Библиотека типовых контрактов постепенно пополняется. Список актуален на 01.09.2019.

Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:

  • открытых,
  • закрытых,
  • при выборе единственного поставщика.

Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС.

Когда заказчику необязательно применять типовой контракт?

Заказчик может использовать собственный шаблон контракта, если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, до 100 000 рублей).

Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону. Например, как в этой закупке.

Также свои контракты заказчик может использовать при:

  • Проведении закупок за наличный расчет;
  • Запросе котировок для оказания скорой медицинской помощи;
  • Запросе предложений на поставку спортивного инвентаря для олимпийских и паралимпийских команд;
  • Запросах котировок на территории иностранного государства;
  • Заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за границей;
  • Закупке услуг по защите интересов России при подаче в международные суды и арбитражи исков к России;
  • Некоторых закупках у единственного поставщика (например, которые дешевле 100 000 руб., на посещение зоопарка, театра, музея, цирка, контракт с конкретным физическим лицом на создание произведения искусства). Полный список есть в постановлении. ​

В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:

  • Выбрать одно или несколько условий из ограниченного перечня вариантов (способ оплаты, срок возврата обеспечения контракта);
  • Самостоятельно вносить в контракт условия конкретной закупки (данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг).

Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно.

Риски типовых контрактов для поставщиков

Шаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры.

Обеспечение контракта

В контракте на медизделия у заказчика есть выбор, когда возвращать деньги, внесенные в качестве обеспечения. Например, он может это сделать после того, как закончилась гарантия на оборудование. Этот срок может составить несколько лет, так что при поставке медизделия по типовому контракту лучше предоставлять заказчику банковскую гарантию.

В контракте на образовательные услуги условий возвращения обеспечения вообще нет. Заказчики должны описывать их самостоятельно.

В контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую.

Сроки контракта

В контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд.

Выводы

Как и раньше, условия контракта зависят от конкретного заказчика. Так что рекомендуем при работе с типовыми контрактами, как с нетиповыми: внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от предложенных условий из постоянной и переменной части.

44-ФЗ: отвечаем на вопросы

Вопрос: Типовой контракт: кто должен разрабатывать и размещать? Как использовать (применять) типовой контракт? Кто обязан их применять?

Ответ: Министерства и ведомства разрабатывают типовые контракты (шаблоны контрактов) каждый по своей специфике деятельности. Шаблоны можно найти в ЕИС в Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Применять типовые контракты (т. е. заключать контракты на основании шаблонов) заказчики обязаны спустя 30 календарных дней после того, как типовой контракт появился в ЕИС.

Об этом говорит п. 15 постановления Правительства РФ от 02.07.2014 № 606.

Рядом с каждым типовым контрактом в ЕИС указана дата его размещения.

Чтобы понять, необходимо ли составлять контракт по шаблону, заказчик должен проверить код закупки по ОКПД2.

Проверьте объект своей закупки по кодам ОКПД2 и ОКВЭД2. С 1 января 2017 г. сверять данные надо будет и по каталогу товаров, работ, услуг.

Типовой контракт (типовые условия) состоит из двух частей:

•постоянной, которая не подлежит изменению;

•переменной, предполагающей, что заказчик: – выберет один или нескольких вариантов условий из перечня; – включит в контракт информацию об условиях конкретной закупки.

Типовые контракты и условия применяют только при определении поставщика открытыми способами.

Типовые контракты заказчики обязаны применять в следующих случаях:

•подготовка извещений, а также приглашений принять участие в закрытой процедуре;

•подготовка проектов контрактов;

•заключение контракта с единственным поставщиком.

Типовые контракты не применяют при:

•закупках за наличный расчет;

•запросе котировок для оказания скорой специализированной медицинской помощи;

•запросе предложений при заключении контракта на поставку спортинвентаря;

•закупке у единственного поставщика, в т. ч. по пп. 4 и 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 100 тыс. и до 400 тыс. руб.).

Вопрос: Можно ли поставщику (подрядчику, исполнителю) выставить требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательств и штраф за неполное исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по одному контракту?

Ответ: Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных и муниципальных контрактов оговариваются законодателем отдельно.

Способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Важно запомнить, что при ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения – пени, и регулируются они разными документами.

Одновременное применение и пени, и штрафа возможно исключительно при одновременном возникновении соответствующих нарушений (при ненадлежащем исполнении контракта – штраф, а при просрочке исполнения – пеня).

Вопрос: Случаи и порядок расторжения контракта в одностороннем порядке.

Ответ: Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке по основаниям, которые предусматривает ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Но, что очень важно, в контракте это условие необходимо обязательно прописать (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для того чтобы разорвать контракт в одностороннем порядке, вам нужно, обратившись к нормам ст. 95 Закона № 44-ФЗ, следовать такому алгоритму:

•принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 5);

•разместить это решение в ЕИС (ч.12);

•уведомить об этом поставщика (ч.12).

Вы имеете право отказаться от контракта в одностороннем порядке, если:

•вам поставили товары ненадлежащего качества (п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 523 ГК РФ);

•вам поставили некомплектные товары (п. 2 ст. 480 ГК РФ);

•неоднократно (от двух и более раз) нарушали срок поставки товаров, который предусматривает контракт, включая график (п. 2 ст. 523 ГК РФ);

•подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок по контракту, не соблюдает установленный в нем график выполнения работ (оказания услуг) или выполняет работу так, что окончить ее к назначенному в контракте сроку явно невозможно (п. 2 ст. 715 ГК РФ);

•в ходе выполнения работы становится очевидным, что подрядчик не выполнит ее надлежащим образом в установленный в контракте срок (п. 3 ст. 715 ГК РФ);

•отступления в работе (услуге) от условий контракта и иные недостатки ее результата в установленный вами разумный срок подрядчик не устранил либо они слишком существенные и их нельзя исправить (п. 3 ст. 723 ГК РФ);

•в ходе исполнения контракта выяснилось, что поставщик не соответствует требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о себе, став при этом победителем (п. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При наличии оснований для того, чтобы расторгнуть контракт с вашей стороны, вы должны составить решение об одностороннем отказе от его исполнения. Приложите к этому решению документы, которые фиксируют факт нарушения условий контракта (акты, предписания и проч.).

В течение 3 рабочих дней вы должны разместить решение в ЕИС и направить его поставщику в порядке ч.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Вы можете это сделать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, телеграммой, по факсу и по электронной почте. Кроме того, решение об отказе можно направить другим способом, который может зафиксировать, когда именно (дата, время) поставщик получил это уведомление.

Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об этом (ч.13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для надлежащего уведомления вам необходима одна из трех дат, а именно:

•дата, когда вы получили подтверждение о вручении поставщику этого уведомления;

•дата, когда вы получили информацию о том, что поставщик отсутствует по адресу, который он указал в контракте;

•дата по истечении 30 дней с момента размещения вашего решения об одностороннем отказе в ЕИС (ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт в связи с тем, что вы в одностороннем порядке отказались от его исполнения, необходимо включить в реестр недобросовестных поставщиков.

Вопрос: Как и в какой срок формировать отчетность о заключении и исполнении контракта?

Ответ: В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона о КС результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пп. 4, 5, 23 или 44 ч. 1 ст. 93 Закона о КС) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

•об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

•о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

•об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета об исполнении контракта, форма указанного отчета определяются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона о КС).

Так, постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 (далее – Постановление № 1093) установлен такой порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета об исполнении контракта и форма указанного отчета.

В подпункте «в» п. 3 Положения, утвержденного Постановлением № 1093, говорится, что отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней со дня в т. ч. расторжения контракта. То есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вопрос: Особенности перехода МУПов на 44-ФЗ.

Ответ: Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ).

После 1 января 2017 года указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

•если предприятие – исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение – контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);

•если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны (даже в случае отсутствия бюджетного финансирования, т. е. осуществления закупок исключительно за счет «собственных» средств предприятия):

•создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ.

Подтвердить их квалификацию специальным документом;

•запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:

·составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;

·составить и утвердить план-график закупок;

·выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);

•перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе;

•если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам);

•зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Вопрос: Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года?

Ответ: В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион.

Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р).

Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

ЕЛЕНА СТЕПАНОВА, К.Э.Н., ДОЦЕНТ ХГУЭП, СПЕЦИАЛИСТ УМН «ЦЕНТР ГОСЗАКУПОК»

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 10 (168) дата выхода от 25.10.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector