1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сюжет романа преступление и наказание кратко

Достоевский «Преступление и наказание»: сюжет и краткое содержание романа

В данной статье вам будет предложен сюжет романа «Преступление и наказание». Кратко изложено содержание по частям (их всего шесть) и рассказано о том, как Ф. М. Достоевский композиционно выстроил произведение, которое вызвало столь неоднозначную реакцию общества — от восторженных откликов до осуждения замысла.

«Полифонический» роман

Почему невозможно пересказать в двух словах сюжет «Преступления и наказания»? Достоевский создал произведение, которое принято считать «полифоническим», то есть многоголосным. Увидевший свет в 1866 году, роман повествует не только о главном герое — бедном студенте по фамилии Раскольников, но и о семействе Мармеладовых, сестре Дуне, хитром дельце Лужине и развратном барине Свидригайлове.

У каждого из вышеперечисленных персонажей своя сюжетная линия, которая пересекается с описанием жизненных перипетий других героев произведения, создавая ощущение многоголосия.

Временные рамки повествования

Действие, по замыслу автора, происходит непосредственно в тот период, когда осуществляется написание романа — в 1865 году. Несмотря на большой объем текста (примерно 500 страниц), временные рамки охватывают всего пару недель. Лишь эпилог описывает события, которые происходят через полтора года после завершения судебного разбирательства над Раскольниковым. Итак, остановимся на сюжете и композиции «Преступления и наказания».

Краткое рассуждение о композиционных особенностях

Построение романа кажется абсолютно понятным и лаконичным. Автор разбивает повествование на шесть частей, выделяя в каждой по 6-7 глав. На первый взгляд, все абсолютно традиционно. Но только на первый.

У романа абсолютно рваный ритм. Первые три дня до совершения преступления описываются довольно размеренно и логично. Но уже во второй части интенсивность повествования и событий увеличивается, вплетаются новые персонажи и сюжетные линии, создавая некий хаос и усложненность восприятия.

Между главами и днями отсутствует синхронизация, что явно было задумано автором. Видимо, таким образом он хотел донести душевное состояние Раскольникова после убийства и потерю им какого-либо ощущения времени.

Рассмотрим далее очень кратко сюжет «Преступления и наказания», чтобы ввести в курс, о чем повествуется в романе. А затем изложим содержание чуть подробнее, соблюдая разбивку по частям.

Сюжет: завязка романа

Жаркое петербургское лето, июль. Вынужденный из-за отсутствия средств оставить университет, бывший студент Родион Раскольников направляется к старухе-процентщице, у которой когда-то закладывал часы. Он беден, его угнетает ситуация, что он финансово зависим от своей матери и сестры, которая готовится без любви выйти замуж за богатого человека, чтобы содержать себя, а также помогать семье.

Увлеченный образом Наполеона, Раскольников замышляет преступление — убийство процентщицы, жалкой, по его мнению, старухи. После этого собственная жизнь студента и жизнь близких должны измениться в лучшую сторону. Однако Раскольникову придется совершить двойное убийство, лишив жизни также сестру процентщицы — Лизавету.

Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание», рассмотрим чуть ниже.

Завершение сюжетной линии

Раскольникова мучают угрызения совести, он заболевает. Следователь, прочитавший его статью, написанную за несколько недель до гибели старухи-процентщицы и ее сестры под названием «О преступлении», начинает подозревать студента в убийстве. Он ведет с ним диалоги, которые заставляют Раскольникова раскаяться и явиться с повинной.

Но перед этим тот открывает правду Сонечке Мармеладовой, дочери титулярного советника, с которым некогда познакомился в пивной. Девушка содержит семью, занимаясь проституцией, но при этом сохранив душу чистой и непорочной. Она убеждает Раскольникова признаться в преступлении и обещает свою поддержку.

После завершения суда, на котором главному герою выносят приговор — 8 лет каторги, Сонечка отправляется за ним в Сибирь. Таков сюжет «Преступления и наказания», краткое изложение которого позволяет уловить главную проблему — разделение людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Эту дилемму поставил перед собой Раскольников, мечтая отнести себя ко второй категории. Но обретает герой внутренний покой лишь тогда, когда искренне раскаивается:

Разве я старушку убил? Я себя убил! (Р. Раскольников)

Краткое изложение содержания первой части

На протяжении семи глав описывает главного героя Достоевский. «Преступление и наказание» (сюжет кратко будет представлен далее) — это рассказ о подготовке и совершении убийства и последующих за ним событиях. Причем вся предыстория и само преступление излагаются в первой части.

Читатель знакомится с Родионом Раскольниковым, который избегает встречи с квартирной хозяйкой, ибо задолжал ей за свою каморку значительную сумму денег. Бедный, плохо одетый студент истощен нищетой. Направляясь к старухе-процентщице, он размышляет о том, что не ел на протяжении двух дней. Это заставляет его заложить серебряные часы, но при этом строить в голове планы об убийстве старухи. Этими мыслями он терзается уже на протяжении целого месяца.

В пивной Раскольников знакомится с Мармеладовым, бывшим чиновником, который рассказывает ему историю своей жизни. Семен Захарович женился на образованной женщине с тремя детьми, но пропивает имеющиеся деньги, что вынуждает старшую дочь Сонечку отправиться на панель. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников оставляет там имеющуюся мелочь, пораженный нищенской обстановкой.

Дома главного героя ждет письмо матери, из которого он узнает, что Дуня, его сестра, планирует выйти замуж за Лужина, имеющего некоторый капитал. Мать надеется, что тогда сестра сможет помочь Родиону закончить обучение. Не желая, чтобы Дуня жертвовала собой, Раскольников возвращается к своей задумке.

Из каморки дворника он крадет топор и отправляется в дом старухи, зная, что в это время она абсолютно точно будет одна. Когда Раскольников совершает убийство, в его душе начинается паника, поэтому он довольно долго разыскивает богатства процентщицы. В тот момент, когда он распихивает все по карманам, возвращается ее сестра — безобидная женщина по имени Лизавета. Раскольникову приходится расправиться и с этой несчастной жертвой.

Подбросив дворнику орудие убийства, Родион возвращается в свою каморку. Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание»? Кратко изложим содержание второй части.

Часть вторая

Все семь глав посвящены состоянию главного героя после убийства. Раскольников вспоминает о происшествии с ужасом. Он прячет драгоценности за обоями, а позже перепрятывает их на улице — под большим камнем в безлюдном дворе. Главный герой напуган вызовом в полицию, где выясняется, что причиной этого стала его задолженность за квартиру. Едва услышав разговор о совершенном накануне преступлении, Раскольников падает без чувств, однако полицейские связывают обморок с его болезнью.

Студента лихорадит, и от навестившего его Зосимова он узнает о подозреваемых по делу и отсутствии у полиции улик. Ему приходит письмо и денежный перевод для оплаты за жилье. Понимая, что это деньги Лужина, он неприязненно встречает того в момент, когда Петр Петрович приходит познакомиться в качестве жениха Дуни.

Отправившись в пивную, Раскольников заводит разговор с Заметовым, обсуждая совершенное накануне преступление. Случайно он почти признается в убийстве, но собеседник считает того попросту сумасшедшим.

По пути домой Раскольников застает лежащего на мостовой Мармеладова, которого в пьяном состоянии сбили на дороге. Он сопровождает того домой и застает его смерть. Чтобы как-то помочь семье, Раскольников отдает оставшиеся деньги и направляется к Разумихину — своему товарищу. Когда они оба возвращаются в каморку Родиона, их ждут сестра и мать студента, приехавшие в Петербург. Главный герой лишается чувств.

Каков дальнейший сюжет «Преступления и наказания»?

Часть третья

Вся третья часть из шести глав посвящена метаниям Раскольникова и заканчивается его бредом.

Мать, напуганная обмороком сына, хочет остаться около него, но Родион отговаривает ее, а Разумихин провожает родственниц приятеля в гостиницу. Ему очень понравилась Дуня, которую брат просит не выходить замуж за Лужина.

Петр Петрович приглашает письмом невесту и его мать на встречу, но при этом просит прибыть на нее без Раскольникова. Те направляются к сыну и брату, чтобы сообщить об этом. Сестра просит Родиона все же присутствовать на встрече. Во время разговора приходит Соня, чтобы пригласить Раскольникова на поминки. Обе женщины замечают, что тот неравнодушен к молодой девушке, которой отдал все свои деньги.

Раскольников одержим мыслью познакомиться со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело старухи-процентщицы, и вместе с Разумихиным отправляется к нему. Под предлогом, что он делал заклады у старухи, главный герой впервые вступает в диалог с представителем следствия. И сразу же обнаруживает, что находится в числе подозреваемых.

Ситуация усугубляется тем, что на улице какой-то незнакомец называет его убийцей. Придя домой, Раскольников начинает бредить. Так закручивается сюжет «Преступления и наказания».

Часть четвертая

В шести главах следующей части, казалось бы, метаниям Раскольникова будет положен конец. Что же произойдет? Как будет развиваться сюжет «Преступления и наказания»? Краткое содержание четвертой части поможет разобраться в перипетиях истории.

Очнувшись, Раскольников обнаружит возле себя Свидригайлова — барина, у которого его сестра служила ранее. Тот предлагает Родиону 10 тысяч рублей за организацию встречи с девушкой и расстройство предстоящей свадьбы с Лужиным.

Отправляясь на встречу с женихом сестры, главный герой рассказывает Разумихину, своему приятелю, что боится Свидригайлова, который кажется ему опасным человеком. Лужин между тем устраивает сцену, что на встречу пришел брат невесты, ранее оскорбивший его. Он полагал, что Дуня, нуждающаяся в средствах, выполнит его просьбу и придет одна. Но та расторгает помолвку и гонит несостоявшегося жениха прочь. При этом она просит прощения у брата, что польстилась на деньги, не подозревая, насколько Лужин неприятный человек.

Раскольников отправляется к Соне Мармеладовой, пообещав той в разговоре, что расскажет о настоящем убийце Лизаветы, с которой девушка была дружна. Оба не подозревают, что в это время их подслушивает Свидригайлов, оказавшийся соседом Мармеладовых.

Ноги сами несут Раскольникова к следователю под предлогом возвращения вещей, которые были им заложены у процентщицы. Разговор мучает его, и он призывает Порфирия Петровича либо признать его виновным, либо перестать изводить допросами. Но тут выводят красильщика, который неожиданно для самого следователя берет вину за убийство двух женщин на себя.

Казалось бы, наш герой может почувствовать себя в безопасности и облегченно вздохнуть, но в следующих главах напряжение будет лишь усиливаться. Таковы особенности сюжета «Преступления и наказания». Кратко расскажем о продолжении истории.

Часть пятая

События в пяти главах разворачиваются вокруг семьи Мармеладовых. Лужин решает отомстить Раскольникову и с этой целью приглашает к себе в номера Соню, которой предлагает деньги на поминки отца. При этом незаметно подсовывает той сотенную купюру, что видит присутствовавший при разговоре Лебезятников.

Во время поминок, на которых находится Раскольников, у вдовы бывшего чиновника возникает ссора с хозяйкой квартиры. В это время в доме появляется Лужин и обвиняет Соню в краже ста рублей. Однако Лебезятников берет девушку под защиту. Он был уверен, что Лужиным руководили благородные намерения, когда тот незаметно подсунул Мармеладовой деньги.

Хозяйка выгоняет вдову на улицу вместе с детьми. Раскольников же выполняет обещание и рассказывает Соне, кто на самом деле убил процентщицу и ее сестру. Более того, он признается, что не голод им руководил, а желание понять, сможет ли он это сделать, принадлежит ли он к избранным.

Соня со смирением принимает правду и жалеет Раскольникова. В это время приводят ее мать, которая вела себя на улице как безумная. Женщина умирает. На пороге появляется Свидригайлов, который обещает по-соседски помочь сиротам и взять на себя расходы по похоронам. При этом он намекает Раскольникову, что слышал все его разговоры с Соней.

Мы видим, как умело автор держит читателя в напряжении, закручивая сюжет «Преступления и наказания». Краткое содержание последней части еще более убедит вас в этом.

Часть шестая

В романе многие герои трагически погибают при разных обстоятельствах. В заключительной части от собственной пули уходит из жизни Свидригайлов. Раскольников боится его разоблачений, но тот использует информацию лишь для того, чтобы заманить к себе в квартиру Дуню, которой обещает спасти брата в обмен на ее любовь.

Девушка пытается бежать, выстрелив в Свидригайлова из револьвера. Хотя ей не удалось попасть, тот предоставляет Дуне возможность уйти. Проведя время в трактире, Свидригайлов приносит обещанные деньги Соне Мармеладовой, после чего снимает номер в гостинице. Всю ночь ему снится девочка, наложившая на себя руки из-за безответной любви к нему. Утром он выстрелил в себя из револьвера, оставленного Дуней.

А что же происходит с Раскольниковым по сюжету «Преступления и наказания»? Краткое изложение таково: главный герой после мучительных раздумий и метаний решил признаться в содеянном, добровольно сдавшись полиции.

Эпилог

Автор рассказывает, что случилось с главными героями спустя время. Раскольников был осужден на 8 лет каторги и сослан в Сибирь, где тяжело заболел. Его мать, не вынеся ударов судьбы, скончалась. Дуня вышла замуж по любви — за Разумихина, а Соня последовала за Раскольниковым в Сибирь.

После выздоровления для Родиона наступил период перерождения. Он раскаялся, что так жестоко и неразумно поступил с собственной жизнью, но его ангелом и надеждой на прощение стала Соня, с которой он мечтает соединиться по окончании срока наказания. Признанием ценности человеческой жизни завершается сюжет «Преступления и наказания» , краткое изложение которого мы рассмотрели в данной статье.

Преступление и наказание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Краткое содержание романа «Преступление и наказание» для читательского дневника (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 24.09.2018

Часто бывает так, что перечитывать объемные книги не хватает времени, а основные события из них давно погребены под пеленой забвения. В этом случае сюжет в сокращении можно найти в пересказе от «Литерагуру». Здесь мы кратко перескажем содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

(717 слов) Роман повествует о тяжелой судьбе студента Родиона Романовича Раскольникова. Из-за отсутствия денег герою приходится бросить учебу в университете, и он целыми днями думает о судьбах мира сего, гуляя по столице. Слыша разговоры таких же бедных и униженных людей, Родион думает, что он может помочь всем им, и замышляет убить старуху-процентщицу. Он хочет проверить свою теорию: «Тварь ли я дрожащая или право имею». По дороге домой юноша заворачивает в пивную, где встречает Семена Захаровича Мармеладова. Новый знакомый сообщает Раскольникову, что из-за страшной бедности жена советника, Катерина Ивановна, фактически отправила его дочь, Соню, на панель (довела девушку упреками и жалобами). Впоследствии студент знакомится с ними обеими, а заодно видит, в какой нищете живет семья Мармеладова. Родиона Романовича возмущает, что родные пользуются положением бедной Сони и ее деньгами.

В день убийства, несмотря на хорошо продуманный план действий, все ломается из-за внутренней неуверенности Родиона. Раскольников убивает Алену Ивановну и ее беременную сестру Лизавету. Он не может найти ни денег, ни ценных закладов процентщицы. В итоге, обнаружив драгоценности, он отправляется домой.

Герой узнает, что необходимо уплатить долг за проживание. Родион отправляется в полицию, где пишет объяснительную. Люди вокруг него обсуждают убийство. Он лишается чувств. Когда Раскольников приходит в себя, его спрашивают, не болен ли он. Герой, весь бледный, отвечает резко и отрывисто. Испугавшись возможного обыска, Родион спешит домой и переносит украденные у старухи вещи в один из петербуржских дворов, где и прячет украденное под камнем.

Родион навещает своего друга по университету, Разумихина. Последний тоже подозревает у товарища болезнь – белую горячку. Позднее Разумихин навещает Раскольникова и приводит с собой доктора Зосимова. Пока никто не подозревает бывшего студента. Думают на красильщика Митьку. Посреди разговора к нему приходит Петр Петрович Лужин. Герой не в восторге от этой встречи – он удостаивает гостя ядовитой улыбкой.

Спустя некоторое время Родион отправляется в трактир, где встречает работника полиции Заметова. Герой размышляет вслух о том, как он мог бы поступить с драгоценностями старухи. Заметов сообщает о разговоре другим сотрудникам конторы. Вскоре Родион Романович отправляется в дом, где было совершено убийство, задавая там необычные вопросы жителям. Одного из них смутило поведение Раскольникова, о чем этот человек впоследствии сообщит следователю. Вдруг в конце улицы Родион различает чей-то говор и крики. Отправившись на шум, герой выясняет, что отставной титулярный советник Мармеладов попал под коляску с лошадьми. Молодой человек помогает отнести раненого в дом, где Семен Захарович умирает на глазах у родных. При этих обстоятельствах происходит знакомство гостя с Соней.

Вскоре к Родиону приезжают его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Женщины жалеют героя, находят его поведение необычным.

Далее он вместе со своим другом Разумихиным идет к следователю, Порфирию Петровичу доложить о закладе. Порфирий хитрит, делая вид, что не подозревает Раскольникова. Следователь просит Родиона зайти к нему на следующий день.

Студент идет к Соне, обещая поведать ей об убийце. Сосед Сонечки, помещик Свидригайлов, подслушивает разговор.

Родион отправляется на вторую встречу с Порфирием Петровичем, где следователь выдвигает герою свои подозрения относительно его. Это пугает студента, однако ему известно — вещественных доказательств нет. В это время к Порфирию приводят маляра Миколку, который сознается в убийстве. Следователь отпускает Раскольникова.

Родион отправляется к Соне, где признается в преступлении. Девушка советует ему сознаться. Этот разговор снова подслушивает Свидригайлов и в результате пытается шантажировать Дуню, которую он любит (раньше она работала у него, они знакомы). Помещик считает, что это поможет ему добиться Авдотьи Романовны, но все заканчивается провалом.

Вскоре к Родиону приходит Разумихин и сообщает, что Миколку признали виновным. После ухода друга к Раскольникову прибывает следователь, заявляя, что подозревает юношу в убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Порфирий советует признаться в содеянном, чтобы смягчить наказание. Герой отказывается, считая, что никто ничего не сможет доказать. Следователь уходит.

Авдотья Романовна приходит к брату и признается, что все знает, поскольку Соня открыла ей правду. Родион отправляется к девушке. Она надевает на него крестик, после чего герой идет на улицу и встает на колени перед народом. Далее он отправляется в контору, где сознается в преступлении.

Эпилог романа повествует о событиях, произошедших спустя полтора года после убийства. Родион Романович находится в остроге в Сибири. С момента преступления прошло уже где-то полтора года. Мать героя умерла вскоре после суда. Дуня стала женой Разумихина. В ближайшем будущем они хотят отправиться в Сибирь, чтобы жить рядом с Родионом. Герой осужден на восемь лет заточения в Сибири, но за ним следом отправилась Соня — она оказывает ему поддержку. Герой раскаивается в своем преступлении. Они ожидают конца тюремного заключения, чтобы жить вместе.

“Преступление и наказание” краткое содержание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Достоевский преступление и наказание краткий сюжет

Лужин пытается опорочить Родиона и Соню, но его клевета не находит поддержки у родных Раскольникова. Выдворенный Лужин не оставляет мысли обесчестить Родиона перед родными. Снедаемый страхом, Раскольников вновь идет к следователю. Он почти выдает себя, но узнает, что вину за убийство признал маляр Миколка. Во время поминок Мармеладова происходит конфликт, из-за которого хозяйка квартиры отказывает Катерине Ивановне с детьми в проживании. Лужин пытается обвинить Соню в краже денег, но среди присутствующих находится свидетель ее невиновности. Родион рассказывает о своем преступлении Соне, которая жалеет его за душевные страдания. Следователь приходит к Раскольникову и пытается уговорить признать вину. Веря в свою теорию, но уступив просьбам Сони, Раскольников кается на глазах у народа и признается в убийстве. Соня следует за Раскольниковым в сибирскую ссылку.

Преступление и наказание

Со дня преступления его прошло почти полтора года. Преступление и наказание — краткое содержание Действие происходит летом в Петербурге. Бывший студент Родион Романович Раскольников живет в тесной комнате, похожей на шкаф или на гроб, в полной нищете.


Он кругом должен хозяйке, у которой снимает каморку, потому всячески старается избегать встреч с нею. Однажды, уже под вечер, Раскольников идет к Алене Ивановне, старухе-процентщице, которая проживает в одной квартире со своей сводной сестрой Лизаветой.
Преступление и наказание краткое содержание пожалуйста Главный герой романа Родион Романович Раскольников несколько месяцев назад бросил университет.

Достоевский преступление и наказание краткий сюжет

Прогоняя мать и сестру, приехавших к нему, он чувствует необходимость сблизиться с «падшей» Соней. Семью Раскольникова опекает Разумихин, влюбленный в Дуню.

Краткий сюжет преступление и наказание

На свои последние деньги Раскольников оказывает помощь несчастному и его семье.Разумихин критически отзывался вчера и стоял на своем сегодня по поводу мнения социалистов. Те считают, что в преступлениях виновата социальная система.
Порфирий Петрович поинтересовался мнением Раскольникова по этому вопросу. Оказалось, что он читал его статью в газете «Периодическая печать». Раскольников даже не знал, что эта его статья была напечатана. Подчеркнуто примитивно Порфирий Петрович изложил суть статьи. Раскольников вынужден был более пространно объяснить свою точку зрения. Он считает, что необыкновенные люди имеют право по совести перешагнуть через некоторые препятствия, если исполнение идеи того потребует.

Краткое содержание «преступление и наказание»

Порфирий Петрович ведет разговор о теории студента, напечатанной в газете.Имея лишь подозрения, но, не имея доказательств, следователь отпускает юношу, в надежде на его раскаяние и признание вины. Раскольников осознает, что его теория ошибочна и раскаивается в совершенном убийстве.

Внимание Он сближается с Соней, верующей в милосердие и христианскую добродетель. В поисках любви Дуни в Петербург приезжает Свидригайлов, где он знакомится с Раскольниковым.
Родион испытывает неприязнь к обидчику сестры, но способность относиться к жизни легко, несмотря на совершенные прежде мерзкие поступки, привлекает студента. Краткое содержание «преступление и наказание» В задумчивости Раскольников вышел из дома. У ворот он увидел, что дворник показал на него немолодому человеку.

Преступление и наказание — краткое содержание

Он очень беден, ходит в лохмотьях, живет в убогой каморке, но и за нее нечем платить, приходится прятаться от квартирной хозяйки. Дело происходит летом, страшная духота усугубляет тяжелое нервное состояние юноши. Раскольников идет к ростовщице взять денег под залог. Но это не единственная его цель. В голове его зреет план, он мысленно и душевно готовится к его реализации. Преступление и наказание читать краткое содержание, пересказ Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в. примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым.

Ф.м. достоевский «преступление и наказание»: краткое содержание романа

Размышления о скором браке сестры с помещиком Лужиным, который рассчитывает на покорность бедной девушки и о судьбе Сони рождают в голове Раскольникова убежденность в убийстве обрекающей на страдания людей процентщицы. Желание убить старуху и ненависть к кровавой расправе, которая рождена сном из увиденной в детстве картины истязания клячи, разрываю душу Раскольникова.

Бывший студент убивает процентщицу, а вместе с ней, случайно вернувшуюся домой ее сестру. Украденные ценности он бессознательно прячет. Преступление оборачивается для Раскольникова тяжелой болезнью. Он узнает подробности убийства у бывшего товарища по университету Разумихина и готовится сознаться в преступлении. На улице он видит, как Мармеладова раздавила карета. На свои последние деньги Раскольников оказывает помощь несчастному и его семье.

Достоевский преступление и наказание краткий сюжет

Возвращаясь домой, он наведывается в местную рюмочную, где знакомится со спивающимся из-за потери места чиновником Мармеладовым. Краткое содержание романа — Преступление и наказание — (по главам) Достоевского Ф Свидригайлов рассказывает Раскольникову о случае с Дуней, о смерти своей жены.

Говорит, что имел самые лучшие намерения. Рассказы вает, что сидел в тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна. Предлагает расстроить свадьбу Дуни и Лужина, которую устроила его жена.

Лужин, Раскольников и Разумихин встречаются у сестры и матери Родиона в номерах. Лужин рассказывает, что Свидригайлов стал причиной смерти не только своей жены, а и процентщицы Ресслих и слуги Филиппа.

Краткое содержание эпилога преступление и наказание Обычным шрифтом дан краткий пересказ. Жирным шрифтом — авторский текст, необходимый для сочинений и творческих работ.

Достоевский преступление и наказание краткий пересказ по главам

  • Краткий сюжет преступление и наказание
  • Краткое содержание «преступление и наказание»
  • Преступление и наказание — краткое содержание
  • Преступление и наказание
  • Ф.м. достоевский «преступление и наказание»: краткое содержание романа
  • Достоевский преступление и наказание краткий сюжет
  • Достоевский преступление и наказание краткий пересказ по главам
  • Достоевский преступление и наказание краткий пересказ по частям

Краткий сюжет преступление и наказание Прогоняя мать и сестру, приехавших к нему, он чувствует необходимость сблизиться с «падшей» Соней. Семью Раскольникова опекает Разумихин, влюбленный в Дуню.Родион приходит за информацией о заложенных вещах к следователю.

Достоевский преступление и наказание краткий пересказ по частям

А Раскольников заговорил с Разумихиным по поводу своих вещей, заложенных у убитой старухи-процентщицы. Он слышал, что следователь Порфирий Петрович опрашивает закладчиков.

У него там были заложены серебряные часы, которые дороги матери как память об отце. Родион сказал, что не хотел бы, чтобы они затерялись. Разумихин считал, что лучше обратиться к Порфирию Петровичу. Видя, что Раскольникову нужно идти, Сонечка опять заторопилась. Ушли все вместе. На улице Раскольников узнал адрес Сони, пообещал к ней прийти. Он никак не мог с ней проститься. Наконец, они расстались. Соня была так взволнована встречей и обещанием Раскольникова зайти к ней, что не заметила господина, внимательно наблюдавшего за ними еще во время их беседы, потом шедшего за ней следом. Это был человек лет пятидесяти, выше среднего роста, с широкими крутыми плечами. Одет он был щегольски и комфортно.
Прячет награбленные вещи за оторвавшиеся обои. Все дальнейшие события происходят как во сне. Раскольникова вызывают в полицию насчет неуплаты за квартиру. Он ведет себя неестественно, слишком возбужден. В конце концов, теряет сознание. Бесцельно бродя по городу, он вдруг решает покончить с собой, прыгнув с моста.

Но тут с моста бросается женщина. Ее спасает полицейский. Родион отбрасывает мысль о самоубийстве. Он решает идти в полицию.

Вдруг какой-то мужчина попадает под лошадь. Раскольников узнает Мармеладова и всеми силами старается ему помочь. Он чувствует облегчение: визит в полицию откладывается.

Достоевский «Преступление и наказание»: краткое содержание третьей части Родион требует от сестры, чтобы та отказала своему жениху, так как он не принимает ее жертвы. Ему приходит в голову отправиться с Разумихиным к полицейскому.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector