2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Судебный пристав налагать административный штраф статья

Неисполнение требований судебных приставов. Ответственность

При выполнении требований судебного пристава помните, что выполнять вам необходимо только законные требования, требования предусмотренные законом направлены на предотвращение возможных злоупотреблений своими полномочиями судебных приставов.

Но при этом помните, что все законные требования судебного пристава исполнителя, которые направлены на правильное и своевременное исполнение судебных и прочих актов, предполагают беспрекословное выполнение лицами в чей адрес направлены требования и подлежат выполнению на всей территории РФ, так что если требования пристава вполне законны, то лучше их выполнить, ведь любая попытка с вашей стороны помешать работе должностного лица, будет иметь для вас очень неприятные последствия, а какие именно рассказано ниже.

Последствия неисполнения законных требований судебного пристава

Если вы отказываетесь выполнять законное требование судебного пристава исполнителя, то он со своей стороны имеет полное право наложить на вас административный штраф (согласно Кодексу Об Административных Правонарушениях, в размере который предусмотрен кодексом), это касается физических лиц, должностных и юридических лиц. Если требования приставов не выполняет банк, или прочая кредитная организация, то судебный пристав имеет полное право обратиться в арбитражный суд с заявлением с требованием привлечь виновное лицо к административной ответственности. Данный вид наказания предусмотрен статьями 113 и 114 ФЗ Об Исполнительном Производстве.

Также вы понесете ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебных приставов, данную ответственность предусматривает Кодекс Об Административных Правонарушениях.

Если вы препятствуете законной деятельности судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей, то вы понесете ответственность по статье 17.8 КОАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей на физических лиц и от 2000 до 3000 рублей на должностных лиц.

Если должник нарушил законодательство об исполнительном производстве и сообщил судебному приставу недостоверные сведения о правах на имущество, также не сообщил об увольнении с работы или о смене места работы, учебы, о смене места получения пенсии или прочих доходов, также если не сообщил о новом месте жительства, то данные действия считаются нарушениями и ответственность возлагается по части 1 статьи 17.14 КОАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей на физических лиц, от 10000 до 20000 рублей на должностных лиц и от 30000 до 100000 рублей на юридических лиц.

Если должник не выполняет требований неимущественного характера содержащихся в исполнительном документе в срок который устанавливает судебный пристав, после того как пристав вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КОАП в размере от 1000 до 2500 рублей на физических лиц, от 10000 до 20000 рублей на должностных лиц и от 30000 до 100000 рублей на юридических лиц.

Если судебный пристав наложил на вас административный штраф за невыполнение его законных требований и установил новый срок для их выполнения тех же законных требований и вы вновь их не исполнили в срок, то данное нарушение наказывается административным штрафом по части 2 статьи 17.15 КОАП РФ в размере от 2000 до 2500 рублей для физических лиц, от 15000 до 20000 рублей для должностных лиц и от 50000 до 70000 рублей для юридических лиц.

Если исполнение судебного акта возложено на представителя власти или государственного служащего, либо муниципального служащего также на служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или другой организации, то судебный пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства имеет право предупредить указанных лиц о привлечении их к уголовной ответственности, которая предусмотрена статьей 315 УК РФ, а именно за воспрепятствование его исполнению, согласно пункту 18 статьи 30 ФЗ Об Исполнительном Производстве.

Если должник злостно уклоняется от уплаты средств (наложенной на него по решению суда) для содержания детей не достигших совершеннолетия и достигших возраста 18 лет но нетрудоспособных, то он привлекается к ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ которая влечет наказание в виде исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, арестом на срок до 3 месяцев, также могут лишить свободы на срок до 1 года. Также если взрослые трудоспособные дети уклоняются от наложенных на них по решению суда выплат на содержание нетрудоспособных родителей несет то же самое наказание по части 2 статьи 157 УК РФ.

Если осужденному в качестве основной меры наказания был назначен штраф и он уклоняется от его оплаты, то судебный пристав имеет полное право по истечении 10 дней и не позднее 30 дней с даты истечения последнего срока уплаты штрафа, имеет полное право направить в суд представление с требованием заменить вид наказания по части 5 статьи 46 УК РФ, наказание в таком случае не может быть заменено на условное.

Выполнять или нет требования судебных приставов это право каждого, но теперь когда вы знаете какая ответственность на вас ляжет можно задуматься и сделать выводы, конечно редко когда доходит до уголовной ответственности, но на грех и вилы стреляют, поэтому от закона лучше не бегать, да и далеко все равно не убежишь, поэтому соблюдайте и знайте законы и ваши права. А я желаю вам удачи.

Порядок принудительного взыскания административных штрафов

Одной из возможных санкций по административному делу может быть штраф в денежной форме. Размер штрафа определяется судом, иным уполномоченным органом или должностным лицом в постановлении, исходя из условий статьи КоАП РФ, характера проступка, смягчающих и отягчающих факторов. В этой статье разберем все нюансы оплаты административных штрафов, в том числе добровольный и принудительный порядок исполнения.

Общие условия для назначения штрафа

В КоАП РФ содержится почти 100 статей, предусматривающих наказание за совершение противоправных действий и нарушение закона. Практически по каждому составу административных проступков может быть назначена санкция в виде штрафа. Применение такого вида наказания происходит по следующим правилам:

  • в зависимости от вида проступка и условий статьи КоАП РФ, дело будет рассматриваться судом, либо иным ведомством или должностным лицом;
  • при подтверждении вины нарушителя, уполномоченный орган назначает наказание;
  • штраф может быть назначен, если указан в перечне санкций статьи КоАП РФ;
  • по отдельным видам проступков, связанных с ведением частного предпринимательства, штраф может заменяться предупреждением (при первом нарушении);
  • возможен вариант, когда штраф будет назначен лицу, к которому нельзя применить другие административные санкции (например, если нарушителем является несовершеннолетний или беременная женщина, им нельзя назначить арест).

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано нарушителем. На это дается 10 дней, а подавать жалобу нужно в вышестоящий суд или иное ведомство (в зависимости от того, кто назначал наказание). Обязанность по выплате штрафа возникает по истечении 10 дней с момента вручения копии постановления нарушителю или получения документа по почте. Если же нарушитель подал жалобу, постановление вступит в силу сразу после рассмотрения дела в вышестоящей инстанции.

Отсрочка и рассрочка

Если нарушитель понимает, что выплата штрафа для него будет затруднительной, он может сразу подать ходатайство о предоставлении рассрочки или отсрочки. При отсрочке, нарушителю будет предоставлено дополнительное время для добровольной выплаты штрафа. Соответственно, пока период отсрочки не истечет, принудительные меры взыскания не будут применяться.

Рассрочка заключается в распределении общей суммы штрафа на равные периодические платежи. Например, при наложении штрафа в 30 тыс. руб., суд или иной орган может дать рассрочку на 6 месяцев. В этом случае нарушитель обязан платить ежемесячно по 5 тыс. руб. Пока такой график будет соблюдаться, принудительное исполнение не проводится.

Для предоставления отсрочки или рассрочки нужно доказать наличие уважительных обстоятельств, тяжелое материальное состояние, факт длительной болезни или нетрудоспособности, иные факторы. Суд будет самостоятельно оценивать представленные доказательства, поэтому гарантировать предоставление рассрочки или отсрочки по штрафу невозможно.

Правила добровольной оплаты штрафов

Положения о порядке выплаты административных штрафов регламентированы в ст. 32.2 КоАП РФ. В зависимости от категории дела, виновному лицу нужно оплатить взысканную сумму в следующие сроки:

  • в течение 60 дней после вступления в силу постановления;
  • если нарушителем является иностранец или лицо без гражданства, а кроме штрафа было применено принудительное выдворение за пределы РФ, оплатить санкцию нужно не позднее 1 дня после вступления в силу постановления;
  • специальный срок оплаты установлен для статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юрлица) – не позднее 7 дней после вступления в силу постановления.

Таким образом, за большинство нарушений для оплаты штрафа дается 60 дней. В течение этого периода к нарушителю не будут применяться меры принудительного воздействия или какие-либо ограничения. Контролировать исполнение сроков оплаты будет орган, выносивший постановление. Если по истечении 60 дней, либо иного регламентированного срока, деньги не будут перечислены, постановление направляется приставам для принудительного удержания.

Закон предоставляет льготу для добросовестных нарушителей, оплачивающих штраф в течение первых 20 дней. В этом случае размер санкции уменьшается в 2 раза, т.е. должник сэкономит половину взысканной суммы. Льгота не распространяется на отдельные виды нарушений, перечисленных в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ (как правило, это связано с повторностью проступка или повышенной опасностью деяния). Также нельзя рассчитывать на скидку по штрафу, если виновник воспользовался отсрочкой или рассрочкой по исполнению. Если нарушитель не принимал участие в рассмотрении дела и получил постановление по истечении 20 дней, этот срок может быть восстановлен по его заявлению.

Для добровольной оплаты штрафа можно воспользоваться способами, перечисленными в ст. 32.2 КоАП РФ:

  • через банковские и кредитные организации;
  • через отделения почтовой связи;
  • через иных платежных агентов, имеющих соответствующую лицензию или другой разрешительный документ.

Закон запрещает оплачивать штраф в наличной форме, даже если решение о наказание может приниматься должностным лицом или уполномоченным органов на месте нарушения. Например, попытка передать деньги сотруднику ГИБДД при наложении штрафа за превышение скорости, может рассматриваться как взятка со всеми вытекающими последствиями.

При оплате нужно внимательно проверить реквизиты, по которым будет переводиться сумма штрафа. Как правило, реквизиты для зачисления средств в бюджет указываются прямо в постановлении суда или иного ведомства. Учтите, что обязанность считается исполненной только после фактического зачисления средств в бюджет. Поэтому, при ошибочных реквизитах или нарушении сроков перевода, можно столкнуться с принудительным удержанием или утратой права на льготу 50%.

В зависимости от выбранного способа оплаты, подтверждающими документами могут являться:

  • квитанция о почтовом переводе со штемпелем отделения и датой внесения средств;
  • платежное поручение, квитанция, чек или иной документ, выданный банком или кредитной организацией;
  • электронная копия платежного документа, если штраф погашался через онлайн-сервисы, кошельки и иные системы.

Квитанцию или иной платежный документ нужно сохранить. Дело в том, что при отсутствии доказательств оплаты, можно столкнуться с предъявлением претензий и наложением дополнительных санкций. При возникновении таких проблем, доказывать свою правоту предстоит должнику. При отсутствии подтверждающего документа, можно стать фигурантом нового административного дела и получить дополнительное наказание (об этом расскажем ниже).

Перечислить штраф может сам нарушитель, либо любое иное лицо по его поручению. Если штраф взыскан с несовершеннолетнего ребенка, не имеющего место работы и источников дохода, вся сумма будет взыскана с его родителей или иных законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.). При заполнении и проверке реквизитов нужно убедиться, что правильно указан номер постановления, КБК получателя, сведения о плательщике.

Принудительное взыскание

Чтобы подтвердить оплату штрафа, нарушитель должен представить соответствующий платежный документ в суд, либо иное ведомство, выносившее постановление. Также сведения о поступивших платежах будут проверяться через единую федеральную информационную систему. Если сведения об оплате отсутствуют, а платежный документ не представлен, наступают следующие последствия:

  • по истечении срока для добровольной оплаты, изготавливается второй экземпляр постановления;
  • в течение 10 дней документ направляется в службу ФССП по адресу должника;
  • приставы возбуждают исполнительное производство, направляют копию постановления должнику, дают срок до 5 дней для погашения штрафа;
  • по истечении 5 дней, сотрудник ФССП вправе использовать меры принудительного взыскания, а также обязан удержать с должника исполнительский сбор.

Естественно, если нарушителю была предоставлена отсрочка или рассрочка, постановление не будет направлено приставам.

Порядок проведения производства в ФССП будет зависеть от суммы штрафа. Если она не превышает 10 тыс. руб., пристав не может ввести ограничение на выезд за пределы РФ, либо временно лишить должника права управления транспортом. При сумме долга менее 10 тыс. руб., документы будут направлены для удержания на работу, по месту учебы или в иное учреждение, где должник получает постоянный доход. Допускается удерживать штрафы за счет стипендий, пенсий и иных выплат, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Если должником является предприятие, для взыскания штрафа будут направлены документы на арест банковских счетов. При отсутствии средств на счетах и операций, может накладываться арест на имущество для последующей реализации. Взыскание штрафов, взысканных с руководителя или иных должностных лиц предприятия, происходит в общем порядке, т.е. за счет их зарплаты или имущества, путем списания со счетов.

Если сумма штрафа превышает 10 тыс. руб., пристав сможет использовать все меры принудительного удержания и ограничения, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • выявление, розыск, арест и реализация имущественных активов;
  • арест и списание со счетов в банковских и кредитных учреждениях;
  • ограничительные меры по запрету на выезд за границу и временному лишению права управления транспортом;
  • направление документов на удержание с зарплаты, если у должника отсутствует имущество и деньги на счетах.

Если должник скрывает свое место жительство, уклоняется от получения документов из ФССП, может объявляться исполнительный розыск.

Исполнительное производство будет прекращено только после полной оплаты штрафа. Если же нарушитель не погасил долг в течение 5 дней, предоставленных приставом, ему придется платить и исполнительский сбор. Размер такого сбора для частных лиц или ИП составит 7% от суммы штрафа, но не менее 1 тыс. руб. Для предприятий размер сбора составляет 10 тыс. руб.

Что грозит на неоплату административного штрафа

Помимо мер принудительного взыскания и удержания исполнительского сбора, неоплата штрафа может привести к дополнительным административным санкциям. Для этого применяется ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает следующие правила:

  • при нарушении срока на добровольную оплату без уважительных причин, будет составлен протокол по ст. 20.25 КоАП РФ;
  • наказанием за указанный проступок может быть штраф в двойном размере от суммы первоначальной санкции (но не менее 1 тыс. руб.), административный арест или работы обязательного характера;
  • вновь назначенный штраф будет взыскиваться по общим правилам, и независимо от первого наказания;
  • новое наказание не освобождает от обязанности оплатить первый штраф.

Например, если гражданин получил штраф за нарушение ПДД в сумме 30 тыс. руб., за факт просрочки по оплате свыше 60 дней, он будет наказан на сумму 60 тыс. руб. Если же штраф за незначительный проступок составил всего 500 руб., новое наказание не может быть менее 1 тыс. руб.

Избежать наложения нового штрафа можно, если доказать уважительность причин для несвоевременной оплаты. Например, можно указать на неполучение копии постановления, на длительный отъезд на пределы страны, на нахождение долгое время в больнице, на потерю работы. Оценивать эти факторы будет суд, который и примет окончательное решение.

Указанная дополнительная санкция является не единственной мерой ответственности для должника. При попытке воспрепятствовать работе приставов, при продаже или передаче арестованного имущества, либо при выявлении иных нарушений со стороны должника, могут возбуждаться административные и уголовные дела по иным статьям КоАП РФ и УК РФ.

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

Выписка из КоАП РФ о полномочиях ФССП России

Выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с полномочиями Федеральной службы судебных приставов России в области административного права (по состоянию на декабрь 2012 г.).

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;

2) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

3) руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Раздел II Особенная часть

Нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

14) судебными приставами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

10) судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении

  1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
  2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:

77) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35, статьями 17.3 — 17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Раздел II Особенная часть

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов,

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила,

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила,

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Непредставление информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление заведомо неверной информации лицом, на которое возложена обязанность представлять такую информацию,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, находящегося при исполнении служебных обязанностей,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника

влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику,

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.8 настоящего Кодекса,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

СТ 17.14 КоАП РФ

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника —

влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.

3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 17.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объект: общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве.

2. Федеральным законом «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается законом на ФССП России и ее территориальные органы.

В процессе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— совершать иные действия, предусмотренные названным Законом.

Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

3. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

В силу Закона должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Как правило, должников — физических лиц привлекают к административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ за неявку в установленный срок к судебному приставу, непредставление сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, месте жительства.

Так, 25 мая 2009 г. судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП УФССП России по Оренбургской области за нарушение должником — физическим лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, данный должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 тыс. руб.

4. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, в случае неисполнения ими в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании с должника денежных средств.

Особенности привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа содержатся в ст. 114 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу указанной статьи ответственность наступает при неисполнении в установленный Законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, при наличии денежных средств на счетах должника.

Таким образом, деяние банка или иной кредитной организации является административным правонарушением только в том случае, когда на счетах должника имеются денежные средства.

При этом неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, может выражаться как в бездействии (отсутствие кого-либо ответа), так и в действии (например, направление письменного отказа).

Ответственность банка или иной кредитной организации за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в наложении административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб.

При наличии в действиях банка или иной кредитной организации состава административного правонарушения судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, который направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации.

5. Частью 2.1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику.

Данная норма введена в КоАП РФ в 2009 году. Однако, дополнив ст. 17.14 КоАП РФ новой частью, законодатель не внес изменения в ст. 114 Федерального закона «Об исполнительном производстве», соответственно, порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за нарушение исполнительного документа не распространяется на нарушения, предусмотренные ч. 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ.

6. Частью 3 ст. 17.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве. Как правило, это главные бухгалтера организаций, привлекаемые к ответственности за несвоевременное возвращение исполнительных документов, либо за утерю исполнительных документов, а также руководители организаций — работодатели должника за невыполнение в установленный срок законных требований судебного пристава о предоставлении необходимой информации.

7. Необходимым условием для привлечения к административной ответственности должностного лица по ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, т.е. административно-хозяйственных, организационно-распорядительных и иных функций, которые данное должностное лицо уполномочено осуществлять.

При квалификации правонарушения в соответствии с ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи возникают проблемы при решении вопроса о законности требования судебного пристава-исполнителя. Вопрос о законности требований в этом случае решается судом в процессе обжалования постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности. Для признания законным требование должно соответствовать нормам законодательства об исполнительном производстве и не противоречить иным нормативным актам.

Так, например, до внесения в Федеральный закон «О судебных приставах» изменений, позволяющих судебным приставам-исполнителям обрабатывать персональные данные, требования к операторам сотовой связи о предоставлении номеров телефонов должников и иной информации являлись незаконными.

8. Субъекты: физические лица, юридические лица, должностные лица.

9. Субъективная сторона: вина как в форме умысла, так и неосторожности.

О некоторых проблемах исполнения постановлений о наложении административного штрафа

Дата публикации: 27.05.2019 2019-05-27

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Хренников В. Д. О некоторых проблемах исполнения постановлений о наложении административного штрафа // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 434-438. — URL https://moluch.ru/archive/259/59646/ (дата обращения: 22.11.2019).

В статье автор исследует некоторые недостатки и проблемы, возникающие на стадии исполнения постановлений о наложении административного штрафа. Вносятся соответствующие предложения по совершенствованию исполнения наказания в виде административного штрафа.

Ключевые слова: административный штраф, законодательство об административных правонарушениях, исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель.

За многовековую историю в России сложилось так, что именно на судебных приставах лежала и лежит обязанность по принудительному исполнению судебных актов и правоприменительных актов других органов, и лиц.

Впервые исполнительное производство в том смысле, который понимается сейчас, появилось лишь в XII веке. Именно в памятнике Древнерусского права — Русской правде указаны должностные лица и их функции, которые осуществляли принудительные исполнительные функции [20, с. 86].

В ст. 42 Русской правды в краткой редакции указано, что представители государства (вирники) осуществляли взыскание виры (штрафа, пени) в пользу государства [5].

По истечении практически двадцати веков функции судебных приставов остались неизменными.

В науке и у юридического сообщества до настоящего времени нет единого мнения в определении понятия «исполнительное производство» [12, с. 109–112].

Изучив определения понятия «исполнительное производство», которые даются О. В. Исаенковой [10], А. О. Парфенчиковым [14], В. М. Шерстюком [22], М. К. Юковым [23], В. В. Ярковым [24, с. 22–26], и проанализировав положения законодательства об исполнительном производстве можно сформулировать понятие следующим образом, исполнительное производство — это урегулированное законодательством Российской Федерации, совокупность действий, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в целях своевременного исполнения судебного решения и иных правоприменительных актов.

Именно на стадии исполнительного производства окончательно реализуется право на судебную защиту, осуществляется защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

В настоящее время сформировано устойчивое понимание того, что стадия исполнительного производства является неотъемлемым этапом реализации конституционного права на судебную защиту [11, с. 15].

Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в обязанности судебных приставов-исполнителей входит принудительное исполнение судебных актов, актов других органов, а также должностных лиц по делам об административных правонарушениях [2].

Исследователи А. С. Дугенец и М. Я. Масленников в своей научной статье на тему «Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии» отдельно подчеркнули то, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях имеет особое процессуально-правовое значение исполнения санкционных актов, неисполнение этих актов ведет к отрицанию социальной важности правоохранительной деятельности, подрывает веру в силу и авторитет закона, способствует игнорированию достаточно трудоемкой и довольно длительной работы органов административной юрисдикции, в том числе службы судебных приставов, снижает эффективность правоохраны общественных отношений [6, с. 2–11].

Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение следующих постановлений об административных правонарушениях: о наложении административного штрафа (ст. 32.2. КоАП РФ); о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст. 32.4. КоАП РФ); об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (п. 2 ст. 32.9. КоАП РФ); об административном приостановлении деятельности (ст. 32.12. КоАП РФ); о назначении обязательных работ (ст. 32.13. КоАП РФ) [1].

На стадии исполнительного производства вышеуказанных постановлений об административных правонарушениях возникают различные препятствия и проблемы, которые не позволяют исполнить правоприменительный акт.

Ярким примером, иллюстрирующим сложности в исполнении административного наказания, является постановление о наложении административного штрафа.

В настоящее время штраф наиболее распространённый вид административного наказания, которое используется в борьбе с правонарушителями. Штраф как мера воздействия, помимо превентивных и иных свойств, примечателен еще таким качеством как пополнение бюджета [13, с 29].

В 2016 г. на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось 40 715 694 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о наложении административного штрафа, которые были выданы судами и уполномоченными органами. В связи с фактическим исполнением окончено 20 201 791 исполнительных производств. Фактически взыскано — 27,269 млрд. рублей, из 304,42 млрд. рублей [15].

За январь — ноябрь 2017 г. на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось 43 032 754 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о наложении административного штрафа. В связи с фактическим исполнением окончено 21 251 839 исполнительных производств. Фактически взыскано — 29,508 млрд. рублей, из 258,91 млрд. рублей [16].

В 2018 г. на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось 36 485 206 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о наложении административного штрафа. В связи с фактическим исполнением окончено 16 950 439 исполнительных производств. Фактически взыскано — 26,392 млрд. рублей, из 298,44 млрд. рублей [17].

В целом, наиболее явными проблемами, возникающими на стадии исполнения постановлений о назначении наказания в виде административного штрафа являются организационные.

К организационным проблемам исполнения постановлений об административных правонарушениях судебными приставами-исполнителями относится недостаточное количество судебных приставов-исполнителей.

В 2018 г. на судебных приставов-исполнителей пришлось 87 584 813 исполнительных производств. Фактически на весь объем работы с исполнительными производствами в России пришлось только на 22 145 судебных приставов-исполнителей [18]. То есть на одного судебного пристава-исполнителя в 2018 г. пришлось 3 955,06 исполнительных производств.

Еще в 2008 г. Н. А. Винниченко, директор Федеральной службы судебных приставов России — главный судебный пристав Российской Федерации рассказывал о том, что служба испытывает нехватку в специалистах [9].

Вопрос нехватки кадров в Федеральной службе судебных приставов России поднимался различными авторами, например, такими как В. В. Ткаченко [21, с. 28–34] и С. П. Соколовым [19].

Исходя из постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.08.2002 г. № 60 и Министерства юстиции Российской Федерации от 15.08.2002 г. № 1 «Об утверждении Норм нагрузки судебных приставов» следует, что норматив времени судебного пристава-исполнителя при работе с исполнительным производством по взысканию штрафов и иных взысканий в доход государства составляет 8,03 часа [3].

На судебных приставах-исполнителях приходится достаточно большая производственная нагрузка, что приводит к снижению качества введения исполнительных производств. Полагаем, что решить сложившеюся проблему посредством только увеличения численности судебных приставов-исполнителей нельзя, данной меры будет недостаточно.

Полагаем, что на сегодняшний момент актуален следующий путь решения проблемы — это внедрение института частных судебных приставов.

Институт частных судебных приставов является не новым явлением и давно освоенным и внедренным в таких странах как Франция, Нидерланды, Словения, Люксембург, Казахстан и других.

Частный судебный пристав будет осуществлять исполнение судебных и иных актов, а также обеспечивать охрану прав и законных интересов участников исполнительного производства.

Еще одной проблемой на пути к повышению максимально возможного исполнения постановлений о наложении административного штрафа является сама система административно-исполнительного механизма, что выражается в отсутствии гуманизации административного законодательства.

Полагаем, что повысить собираемость взысканных административных штрафов возможно посредством включения в статью 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации нормы, позволяющей лицам, привлеченным к административной ответственности уплачивать административный штраф в меньшем размере при осуществлении платежа в сокращённые сроки после возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Аналогичное предложение уже внедрено в административное законодательство и находит свое отражение в ч. 1.3. ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1].

Проанализировав законодательство Российской Федерации, касающееся исполнения судебными приставами постановлений о наложении административного штрафа, научную литературу различных авторов на тему исполнения постановлений об административных правонарушениях, а также изучив статистические данные, предоставленные Федеральной службой судебных приставов России, полагаем возможным сделать следующие выводы.

Во-первых, на сегодняшний день не решена проблема соотношения недостаточного количества судебных приставов-исполнителей и большого количества исполнительных производств.

Считаем, что целесообразно при решении данной проблемы поднять вопрос об увеличении штатной численности судебных приставов-исполнителей в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов России, а также необходимо изучить зарубежный опыт института частных судебных приставов для возможного внедрения в судебно-исполнительную систему России.

Во-вторых, проблема фактического взыскания административного штрафа в России связано с отсутствуем гуманизации административного законодательства.

Полагаем, что необходимо расширить практику применения возможности добровольной уплаты административного штрафа в сокращенный срок, лицу, привлечённому к административной ответственности, но уже на стадии исполнения постановления о наложении административного штрафа, посредством введения специальной нормы в ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector