71 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение недостоверных сведений при оформлении допуска к государственной тайне

Сообщение недостоверных сведений при оформлении допуска к государственной тайне

Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается (п. 16 Инструкции о порядке допуска). При оформлении допуска используются следующие формы документов, образцы которых приведены в Приложении к Инструкции о порядке допуска: форма 1. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (по заполнении секретно); форма 2. Анкета (заполняется оформляемым гражданином собственноручно); форма 3. Карточка (по заполнении секретно); форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников; форма 5. Учетная карточка на допуск по первой и второй формам допуска; форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по организации; форма 7.

Ii. порядок оформления допуска к государственной тайне

Оформление допуска к государственной тайне

Документы для оформления допуска Процедура оформления допуска к секретным сведения, регламентированная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, предполагает, что сотрудник, которые претендует на получение такого доступа, должен предоставить ряд документов, подтверждающих его благонадежность. В их число входят: анкета установленного образца, заполненная работником собственноручно; документ, используемый для удостоверения личности претендента на допуск к государственной тайне; полный перечень документов, требующихся для подтверждения сведений, приведенных в заполненной анкете, включая паспорт, свидетельство о рождении и заключении либо расторжении брака, военный билет, документ, подтверждающий факт получения соответствующего уровня образования и проч.; справка требуемой формы, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера для работы с секретными сведениями.

Порядок осуществления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

Российской Федерации; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Вас касается выделенный пункт. Обратите внимание, в нём записано: постоянное проживание (и далее по тексту).

Никто в настоящее время из ваших близких родственников постоянно за границей не проживает. Поэтому правовых оснований для отказа в допуске к государственной тайне по третьей форме нет.

Постановление 63 о допуске к государственной тайне: практическое применение

Обратите внимание! В случае, если сотрудник имеет доступ к данным с более высоким уровнем секретности, допуск к менее секретным сведениям ему предоставляется автоматически.

Справка Он включает в себя:

  1. предоставление претендентом недостоверных сведений в заполненной анкете;
  2. уклонение претендента от участия в установленных законом проверочных мероприятиях;
  3. наличие близких родственников, постоянно проживающих за границей или намеревающихся переехать туда на постоянное место жительства. Такое намерение может стать причиной отказа в оформлении документов только в том случае, если оно уже находится на стадии оформления необходимых документов.

Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются: — признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; — наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну; — постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; — выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; — уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Инструкция: оформляем допуск к государственной тайне

Допуск к государственной тайне представляет собой процедуру, в ходе которой оформляется возможность получать секретные сведения и работать с ними. Вопросы, связанные с тем, как происходит оформление допуска к государственной тайне, регулирует закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Формы допуска к государственной тайне

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 устанавливает следующие формы допуска к государственной тайне, то есть к информации закрытого характера. Они устанавливают степень секретности информации, которую применяет сотрудник в работе, а также обязанность последнего не разглашать подобные сведения:

  • форма допуска 3 к государственной тайне позволяет использовать секретные сведения, как вариант — дает доступ к бумагам, имеющим гриф «Для служебного пользования»;
  • форма допуска 2 к государственной тайне дает право использовать совершенно секретные сведения;
  • форма допуска 1 к государственной тайне откроет информацию, которая имеет особую важность, к примеру, финансового характера, связанную с планированием.

Ограничения для претендентов

Лицо получит отказ в случаях:

  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличия в отношении него производства по уголовному делу (преступление против госвласти или умышленное) и статуса обвиняемого;
  • имеющейся непогашенной или неснятой судимости по указанным преступлениям;
  • уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, если с момента прекращения не закончился срок, который аналогичен сроку давности привлечения к уголовной ответственности за такие деяния;
  • наличия противопоказаний медицинского характера по перечню, определенному Приказом Минздрава РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • проживания на постоянной основе за пределами государства как самого претендента, так и его близких или оформления ими бумаг для выезда на ПМЖ в иные страны;
  • обнаружения по факту проверок таких действий лица, которые несут угрозу государству;
  • уклонения лица от мероприятий по его проверке или наличия ложной информации в сведениях, изложенных в анкете.

Ограничения прав для осведомленных лиц

Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:

  1. Допущенные к гостайне.
  2. Ранее допускавшиеся к гостайне.

Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):

  1. Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
  2. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
  3. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.

Как оформляется

Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне.

Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.

Алгоритм оформления состоит из нескольких этапов.

Шаг 1. Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов.

  • анкета установленной формы (ф. 4, приложение к Постановлению Правительства РФ от 06.02.2010 № 63);
  • документы, которые удостоверяют личность и обосновывают информацию в анкете (паспорт, военный билет, трудовая книжка, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера (Приказ Минздрава 898н);
  • согласие провести в отношении себя мероприятия по проверке (п. 21 анкеты);
  • согласие временно ограничить (частично) свои права.

Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством (п. 19 анкеты).

Шаг 2. Кадровая служба обрабатывает документы.

На этом этапе оформления:

  • сотрудника знакомят с законодательством о гостайне;
  • проверяют совпадение информации из анкеты и предоставленных документов;
  • при необходимости уточняют информацию.

Шаг 3. Режимное подразделение предприятия проверяет и оформляет документы.

На этом этапе оформления ответственный сотрудник:

  • получает карточку формы 1 на допуск к гостайне (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63) в учреждениях, где ранее трудился человек, за последние 5 лет;
  • анализирует предоставленную информацию и определяет, есть ли основания для отказа;
  • оформляет документы, связанные с гостайной (карточки формы 1, копию трудового договора, обязательства лица по сохранению тайны);
  • инструктирует допускаемых к государственной тайне лиц;
  • при оформлении допуска, по которому требуется проверка ФСБ, направляет в указанный орган безопасности письмо-обоснование для оформления, а также, в соответствии с Постановлением № 63, анкету формы 4, карточку формы 1, учетную карточку формы 10, списки на оформляемое лицо и его родных формы 11.

Шаг 4. Военный комиссар выносит решение в отношении военнообязанных.

Шаг 5. Руководители госорганов и госорганизаций выносят решение.

Шаг 6. Обязанности по допуску к государственной тайне отражаются в контракте по оформлению доступа. Если контракта нет, то в расписке.

Допуск к государственной тайне по форме 3 оформляется без проверки органами безопасности.

Сколько действует разрешение

Допуск по 1-ой форме нужно переоформлять спустя 10 лет, по 2-ой и 3-ей — спустя 15 лет после даты, когда органы безопасности завершили проверочные мероприятия при переходе лица к другому работодателю. Если сотрудник работает на предприятии постоянно, допуск к государственной тайне переоформлять не нужно.

Если в течение полугода по факту окончания мероприятий по проверке решение о допуске работника к гостайне не оформлено, информация об осуществлении органами безопасности мероприятий по проверке в карточке формы 1 на допуск к гостайне становится недействительной.

Могут отобрать доступ к государственной тайне и до того, как его срок истечет. Перечень случаев исчерпывающий:

  • обстоятельства, изложенные в разделе по ограничению прав на допуск;
  • прекращение трудового соглашения по результатам закончившихся оргштатных мероприятий;
  • нарушение в грубой форме (однократно) обязательств, связанных с защитой гостайны.

Окончание допуска не прекращает обязательства лица по сохранению гостайны.

Социальные гарантии, связанные с допуском к государственной тайне

Сотрудники, получившие доступ, имеют ряд социальных преимуществ:

  • надбавки в % к зарплате (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573);
  • преимущественное право на оставление трудиться (при наличии остальных равных прав) при осуществлении оргштатных мероприятий.

Работники, занятые непосредственно в режимных подразделениях предприятия, вправе претендовать на надбавку за стаж работы по такому направлению.

Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 1538-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Капицына Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем шестым части первой статьи 22 и абзацем четвертым части первой статьи 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», а также рядом положений Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Капицына к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Капицын оспаривает конституционность абзаца шестого части первой статьи 22 и абзаца четвертого части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне», в соответствии с которыми основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться сообщение им заведомо ложных анкетных данных, а допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 данного Закона Российской Федерации основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Кроме того, А.В. Капицын оспаривает конституционность подпункта «д» пункта 12, подпункта «в» пункта 15 и пункта 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 63), а также приложения к данной Инструкции в части, предусматривающей, что при проведении анкетирования граждан, оформляемых на допуск к государственной тайне, они сообщают сведения о том, были ли они или их близкие родственники судимы (когда и за что) (пункт 12 формы 4).

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, А.В. Капицыну было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным приказа о прекращении допуска к государственной тайне, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Как установили суды, А.В. Капицын был уволен с должности начальника отдела муниципального казенного предприятия в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, основанием к чему послужило неуказание им в анкете о снятой судимости по приговору Воронежского областного суда от 25 октября 2005 года за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» части четвертой статьи 290 «Получение взятки» УК Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемые положения Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне не соответствуют статьям 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 23 (часть 1), 37 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют правоприменительным органам рассматривать в качестве основания для прекращения допуска к государственной тайне сокрытие лицом факта снятой судимости.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29, часть 4); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации «О государственной тайне», который устанавливает порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, основания для отказа к такому допуску, а также условия его прекращения (преамбула, статьи 21-23).

Во исполнение пункта 3 статьи 4 данного Закона Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 63 утверждены Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, а также формы учетной документации.

Исходя из взаимосвязанных положений абзаца шестого части первой статьи 22, абзаца четвертого части первой статьи 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», подпункта «д» пункта 12 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и пункта 12 формы 4 приложения к данной Инструкции допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен в случае сообщения им заведомо ложных данных в собственноручно заполненной анкете установленной формы, в том числе сведений о том, был ли гражданин ранее судим, в совершении какого преступления он был признан виновным и когда в отношении него был вынесен приговор.

Таким образом, решение о прекращении допуска лица к государственной тайне принимается не в связи с наличием у него снятой судимости, а в связи с недостоверностью указанных им в анкете сведений, в том числе о фактах совершения им преступлений. При этом необходимо учитывать, что решение о прекращении допуска лица к государственной тайне и о расторжении на основании этого трудового договора с ним принимается руководителем предприятия по результатам проверочных мероприятий в индивидуальном порядке и может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (часть вторая статьи 22 названного Закона).

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации ранее подчеркивал, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по указанному основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными законодательством о государственной тайне, но должны также учитывать все обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод об имеющейся угрозе безопасности государства и о необходимости защиты сведений, составляющих государственную тайну (Определение от 15 января 2015 года № 25-О).

Следовательно, оспариваемые заявителем положения Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Капицына Александра Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Допуск к гостайне с судимостью

Автор Сергей в 29 ноября 2018 . Опубликовано Лицензирование ФСБ

Один из самых животрепещущих вопросов при оформлении допуска к государственной тайне — дадут ли допуск, если в прошлом у претендента была судимость? Некоторые сразу отказываются от должности, если ранее являлись фигурантом уголовного дела, другие пытаются умолчать сей факт, считая, что прошло много времени и судимость уже неактуальна. Кто же прав?

Дают ли допуск к гостайне судимым?

Сразу расставим точки над I: судимость судимости рознь. В ст. 22 Закона «О государственной тайне» в числе оснований для отказа в допуске значатся три причины, связанные с уголовным преследованием:

1. Наличие статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении

По смыслу данной статьи статус обвиняемого гражданин приобретает при предъявлении ему официального обвинения в совершении любого неосторожного преступления, предусмотренного главой 30 Уголовного кодекса РФ, или в совершении любого умышленного преступления.

Гражданин становится обвиняемым в момент вынесения постановления о привлечении гражданина в качестве обвиняемого. Это делает следователь или дознаватель, и обязательно уведомляет гражданина о его новом статусе под роспись.

Статус подсудимого возникает сразу после вынесения судом постановления о принятии уголовного дела к производству. Это происходит после того, как все следственные действия проведены, а обвиняемый ознакомлен с материалами дела и извещен о направлении дела в суд. Статус подсудимого сохраняется до вынесения приговора либо до прекращения дела в суде.

Обратите внимание: объявление подозрения в совершении вышеуказанных преступлений формально не является поводом для отказа в допуске к гостайне, однако здесь есть 2 момента:

  • проверка ФСБ сведений, указанных в анкете, проводится примерно 1-2 месяца. В ходе проверки запрашиваются сведения о фактах уголовного преследования из баз данных правоохранительных и судебных органов. Пока длится проверка, следствие тоже не стоит на месте — подозреваемый легко может как перейти в статус свидетеля или непричастного лица, так и стать обвиняемым и подсудимым. Таким образом, даже если на момент заполнения анкеты нет сведений об обвинении гражданина или грядущем судебном процессе в отношении его уголовного дела, в ходе проверки выяснится действительный статус гражданина.
  • лицо, на момент проверки подозреваемое (но не обвиняемое) в совершении вышеуказанных преступлений, вызовет больше сомнений, а значит, проверка может затянуться. Кроме того, ФСБ учитывает вероятность перехода гражданина в статус обвиняемого с дальнейшими последствиями, поэтому, вероятнее всего, в допуске к гостайне будет отказано.

2. Наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления

Судимость гасится по прошествии определенного времени или может быть снята судом по заявлению осужденного. Если гражданин признан виновным в совершении преступления, однако освобожден от отбывания наказания, он считается несудимым.

Сроки погашения судимости в зависимости от тяжести преступлений (ст. 86 УК РФ):

После истечения указанных сроков гражданин считается несудимым, а значит, теоретически не обязан указывать данные сведения в анкете о допуске к гостайне Тем не менее, ФСБ все равно узнает обо всех случаях привлечения к уголовной ответственности т. к. информация об уголовном преследовании навсегда остаётся в базе данных правоохранительных органов и предоставляется по запросу ФСБ в полном объеме.

3. Прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений

Нереабилитирующие основания — это причины прекращения уголовного дела или преследования, которые не связаны с невиновностью лица. То есть, лицо фактически признано виновным, однако дело прекращается из-за внешних обстоятельств: изменения уголовного закона, объявленной Правительством РФ амнистии, примирения сторон, деятельного раскаяния и возмещения ущерба и т.д.

Обратите внимание: срок давности привлечения к ответственности и срок погашения судимости — не одно и то же. Срок давности — период после даты совершения преступления, в течение которого гражданин может быть осужден за его совершение и подвергнут наказанию.

Итак, если вы когда-либо присутствовали в кабинете следователя или дознавателя по поводу совершенного преступления, лучше выяснить подробности заранее, до заполнения поля о судимости в анкете о допуске к гостайне. Советуем не надеяться на обрывочные воспоминания и рассказы причастных лиц, т. к. такие сведения не очень достоверны. Лучший способ получить точную информацию — запросить справку о судимости (там отражены сведения обо всех фактах привлечения к уголовной ответственности, в том числе не закончившихся судебным приговором).

Нужно ли указывать сведения о погашенной судимости в анкете?

Теоретически погашение или снятие судимости автоматически прекращают все возможные последствия таковых, и человек считается несудимым. Однако в анкете претендента на допуск к гостайне о судимостях, в том числе погашенных, лучше упомянуть с соответствующей пометкой «погашено».

Дело в том, что в справке из правоохранительных органов, которую обязательно запрашивают в ходе проверки ФСБ, все равно будет информация обо всех уголовных преследованиях. Если претендент честно указал, что привлекался к уголовной ответственности, это скорее плюс: гражданин ничего не скрывает = заслуживает больше доверия.

Умышленное замалчивание сведений о судимости может привести к отказу в допуске к государственной тайне, даже если судимости погашена. Дело в том, что в числе оснований для отказа значится «сообщение заведомо ложных сведений в анкете», и именно этот пункт будет применен ФСБ, если выяснится, что гражданин не указал данные о судимости.

Если судимость у родственников

Особенно это интересует претендентов на должности в армии или госслужбе, а также руководителей фирмы с лицензией ФСБ или при получении лицензии на гостайну. Довольно частая проблема: гражданин устраивается на работу на должность, требующую допуска к ГТ, начинает заполнять анкету. Будучи стопроцентно уверенным в «чистоте перед законом» не только себя, но и своей семьи, честно указывает в соответствующих графах о судимости «не имел, не привлекался». И по результатам проверки получает отказ.

Позже выясняется, что в далеком прошлом близкий родственник соискателя на допуск к гостайне был судим за мелкое преступление, наказание было условным, судимость давно погашена, а родственники давно успели об этом забыть. Или история может выглядеть еще более безобидно: например, в молодости отец подрался на танцах, участников драки вызвали в милицию, где все помирились, подписали какие-то документы… Считай, и не было ничего, какая судимость и как она влияет на допуск к государственной тайне теперь?

Однако даже такие «мелочи» — повод выяснить вопрос подробнее и также указать известные сведения в анкете. Чтобы получить информацию, достаточно расспросить близких родственников о возможных фактах уголовного преследования, а в идеале — попросить их всех запросить справки о судимости, чтобы получить достоверные данные.

Конечно, не каждый родственник должен подвергаться проверке. Речь идет только о близких. Если руководствоваться положениями ст. 14 Семейного кодекса и ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, делаем вывод, кто относится именно к близким родственникам:

  • супруги;
  • родители (в том числе усыновители);
  • дети (в том числе усыновленные);
  • родные братья и сестры (в том числе сводные, т. е. имеющие одного общего родителя);
  • бабушки и дедушки.

Обратите внимание, что приемные родители и дети при различных формах семейного воспитания (не включащих усыновление), не считаются близкими родственниками для целей проверки ФСБ.

Судимости остальных родственников для допуска к гостайне значения не имеют.

Как будут оценивать судимость родственников?

Наличие судимости у близких родственников прямо не указано в законе в качестве причины для отказа в допуске к гостайне. Однако на практике ФСБ очень внимательно относится к проверке данных обстоятельств.

Указанные сведения необходимы ФСБ, чтобы оценить благонадежность претендента на допуск, а также риск разглашения гостайны родственникам или их попыток получить доступ к ней через гражданина, в том числе противоправными методами. Иными словами, ФСБ оценивает риски утечки секретной информации не только через претендента, но и через его близкое окружение.

Что будет, если не указать судимость?

Как и в случае с судимостью претендента, поводом для отказа в допуске по пункту «сообщение заведомо ложных анкетных данных» будет именно умышленное сокрытие информации о судимости близких родственников.

То есть, если вы знали, что родитель или брат был когда-то судим, но не помните за что, и решили не указывать это в анкете — это заведомо ложные сведения и повод для отказа в допуске.

Если вы не знали о фактах привлечения к уголовной ответственности и искренне считали всех близких родственников не судимыми, элемента заведомости не будет. Однако данное обстоятельство придется доказывать, возможно, в судебном порядке.

Нужна помощь с оформлением допуска к гостайне или консультации по этому вопросу? Звоните!

Как оформить работнику допуск к государственной тайне

Место работы сотрудника является основным. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Оформление каких документов, внутренних локальных актов при этом необходимо (описать по очередности)? Должно ли быть прописано в трудовом договоре либо должностной инструкции работника, что у него должен иметься либо имеется допуск к государственной тайне? Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска?

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-I) допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (далее — Допуск) осуществляется в добровольном порядке. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке (п. 6 Инструкции. (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Постановление)).

Оформление Допуска осуществляется по месту работы (службы) (п. 5 Инструкции). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к гостайне, определяется номенклатурой должностей работников (далее — Номенклатура) (форма 3), которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее — РСП)*(1) и подписывается его руководителем. В Номенклатуру подлежат включению только те должности, по которым допуск работников к гостайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (п.п. 19-21 Инструкции).

Согласно п. 22 Инструкции Номенклатура в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности (далее — орган ФСБ) по месту их расположения. В сопроводительном письме указываются сведения, предусмотренные указанным пунктом.

Пунктом 23 Инструкции определено, что после согласования с органом ФСБ Номенклатура утверждается: в государственных органах, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органах местного самоуправления — руководителями соответственно государственных органов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органов местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами; в организациях — руководителями организаций.

На наш взгляд, по своему смыслу данный пункт устанавливает только категории лиц, которым предоставлено право утверждения Номенклатуры после ее согласования с органом ФСБ. В госорганах, названных госкорпорациях, органах местного самоуправления такое право предоставлено их руководителям или уполномоченным ими же должностным лицам. В организации таким правом обладает только лицо, являющееся ее руководителем.

В силу п. 27 Инструкции подготовка материалов для оформления Допуска осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее — кадровые подразделения). Направлять граждан в РСП и органы ФСБ по вопросам, связанным с оформлением Допуска, запрещено.

Согласно п. 28 Инструкции граждане, которым оформляется Допуск, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну*(2).

Как следует из п. 29 Инструкции, работники кадрового подразделения:

а) знакомят гражданина, которому оформляется Допуск, с нормами законодательства РФ о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение*(3);

б) сверяют сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;

в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете*(4);

г) доводят до гражданина, которому оформляется Допуск, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о гостайне*(5).

Кроме того, как следует из ч. 3 п. 21 Закона N 5485-I, необходимы письменное согласие указанных граждан на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I, а также письменное согласие на проведение полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий*(6).

Необходимые документы передаются кадровым подразделением в РСП. В свою очередь, РСП осуществляет действия, указанные в п. 31 Инструкции, в том числе:

оформляет, учитывает и хранит карточки (форма 1), копии трудового договора (контракта) и расписки, содержащие обязательства граждан по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне (форма 2);

осуществляет контроль за исполнением установленных требований по Допуску;

осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6-8);

проводит инструктаж граждан, допускаемых к гостайне (документ, которым бы определялся порядок такого инструктажа, найти, к сожалению, не удалось).

На каждого гражданина, которому оформляется Допуск с проведением органом ФСБ проверочных мероприятий, РСП направляет в орган ФСБ документы, указанные в п. 33 Инструкции. Согласно п. 34 Инструкции органы ФСБ могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Документы, не соответствующие требованиям Инструкции, возвращаются органом ФСБ для доработки.

В соответствии с п. 38 Инструкции карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером Допуска возвращается в организацию. Решение о Допуске оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (п. 39 Инструкции).

Взаимные обязательства администрации и гражданина, допущенного к гостайне на постоянной основе, отражаются в трудовом договоре (контракте) (ч. 8 ст. 21 Закона N 5485-I). Соответственно, полагаем, что в трудовом договоре также необходимо:

отразить факт принятия работником на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну (п. 10 Инструкции);

зафиксировать письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I;

определить виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренные ч. 6 ст. 21 Закона N 5485-I*(7).

Кроме того, как подчеркивает судебная практика, в трудовом договоре также должны быть отражены сведения о том, что должностные обязанности предусматривают допуск к государственной тайне*(8).

В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в органы ФСБ, которым в силу п. 3 Постановления предоставлено право давать госорганам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

1 февраля 2019 г.

*(1) В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих гостайну, руководителями органов госвласти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите гостайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ (ч. 4 ст. 20 Закона N 5485-I). Вместе с тем обнаружить соответствующие нормативные документы, утвержденные Правительством РФ, к сожалению, не удалось.

Как отмечается в п. 7 Разъяснения. утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н, структурными подразделениями по защите государственной тайны считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны. Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной тайны утверждается приказами (распоряжениями, указаниями). В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным в установленном порядке положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций.

Согласно п. 32 Инструкции в случае отсутствия в организации РСП или работника, исполняющего функции РСП, оформление Допусков осуществляется РСП организации, которая оказывает данной организации услуги по защите гостайны.

*(2) Форма и порядок получения такой справки утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2011 N 989н.

*(3) Поскольку законодательством не определена обязательная форма документа для таких случаев, полагаем, что организация вправе самостоятельно разработать соответствующий документ (например, расписку), в котором будут отражены сведения и подпись гражданина об ознакомлении с такими нормами.

*(4) Анкета гражданина, которому оформляется Допуск, подписывается работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения (при наличии печати) (п. 30 Инструкции).

*(5) Смотрите форму 2 — Примерное содержание обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне.

*(6) Специальных форм документов для таких случаев не предусмотрено, соответственно, организация также вправе их разработать самостоятельно.

Согласно п. 8 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением Допуска, осуществляются органом ФСБ по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона N 5485-I (ч. 5 ст. 21 Закона N 5485-I).

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона N 5485-I устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

*(7) Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.

*(8) Смотрите решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2017 по делу N 2а-422/2017.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector