15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регистрация лэп 10 кв как объекта недвижимости

Относится ли к объектам недвижимости линия электропередачи (ЛЭП), проложенная под землей, или нет (ЛЭП подключены к трансформаторным станциям и используются для обеспечения электроэнергией плавильных печей)? Относится ли межцеховой газопровод к объектам недвижимости?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Анализ последних примеров судебной практики, а также разъяснений налоговых органов по вопросам квалификации имущества позволяет выделить следующие основания для квалификации объекта имущества как недвижимого:
1) наличие прочной связи объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению;
2) и (или) невозможность самостоятельного использования объекта без недвижимого имущества;
3) и (или) изначальное предназначение объекта имущества для его использования как части недвижимого имущества (на этапе проектирования объекта недвижимого имущества, например, завода, цеха и т.п.).
В связи с чем полагаем, что такие сооружения, как линии электропередачи, в том числе без опор (подземные), а также межцеховой газопровод, могут быть отнесены налоговым органом к недвижимому имуществу для целей исчисления налога на имущество.

Обоснование позиции:
При отнесении имущества к движимому или недвижимому для целей исчисления налога на имущество следует опираться на определения, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ), а также на разъяснения Минпромторга (в силу п. 2 ст. 38 и п. 1 ст. 11 НК РФ, смотрите письма Минфина России от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5322, письмо ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@).
Вопрос квалификации имущества важен, так как для вывода движимого имущества из объектов налогообложения с 2019 года следует точно определить, что к нему относится, а что нет. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Объект обложения налогом на имущество организаций.
В настоящее время к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ)*(1).
Как указано в письме Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590-12 (рекомендовано к использованию письмом ФНС России от 28.03.2018 N БС-4-21/5834@), к объекту недвижимого имущества, кроме самого земельного участка, могут быть отнесены здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте единым объектом с земельным участком (правами на земельный участок)*(2).
В связи с чем для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать наличие записи об объекте в ЕГРН. А при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих:
1) прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (письмо ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@ «О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»);
2) невозможность самостоятельного использования объекта без недвижимого имущества (исходя из письма Минфина России от 24.08.2017 N 03-05-05-01/54266)*(3). Так, в Определении ВС РФ от 24.09.2018 N 307-КГ18-14515 суд пришел к выводу, что если без анализируемого имущества объект недвижимости не может функционировать по своему назначению, то такое имущество нельзя признать движимым имуществом);
3) изначальное предназначение объекта имущества как части недвижимого имущества (на этапе проектирования объекта недвижимого имущества)*(4).
При этом отсутствие государственной регистрации права на имущество еще не свидетельствует о том, что оно не является недвижимым (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638, постановление Второго ААС от 20.12.2018 N 02АП-9694/18 (по вопросу квалификации тепловых сетей, водопроводных и канализационных сетей)).
Отметим, что на основании именно последних двух признаков суды в последнее время принимают решения о квалификации таких объектов, как трубопроводы, линии электропередач и прочие линейные сооружения, в качестве недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество. Обращаем внимание, что налоговые органы учитывают такие выводы судов при проверках (письмо ФНС России от 18.10.2018 N БС-4-21/20327@).
При этом судьи исследуют следующий момент — являются ли спорные объекты неотъемлемой технологической (функциональной) частью недвижимого имущества. Ведь в силу положений статей 130, 133, 133.1 ГК РФ часть недвижимой вещи признается недвижимым имуществом. Например, в постановлении от 04.06.2018 N Ф07-6257/2018 по делу N А42-5598/2017 АС Северо-Западного округа, принимая решение о квалификации палубных кранов в качестве недвижимого имущества (несмотря на то, что они легко могут быть демонтированы и перенесены на новое место), исходил из того, что «палубное оборудование и все установки, находящиеся на палубе судна, являются его неотъемлемой составляющей, без них она неработоспособна».
В постановлении АС Московского округа от 23.08.2018 N Ф05-12789/2018 по делу N А40-176218/2017 (определением ВС РФ от 11.12.2018 N 305-КГ18-20539 оставлено в силе*(5)) суд также учел, что «спорные основные средства «Технологические трубопроводы» и «Газоходы» изначально проектировалась Обществом как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим (производственным) процессом (назначением) с иными основными средствами, включенными в установку Реконструкция установки прокаливания кокса «П-этап», для получения прокаленного кокса».
В постановлении АС Северо-Западного округа от 18.05.2018 N Ф07-5328/2018 по делу N А05-1595/2017 имеется вывод о том, что объект «трансформаторная подстанция с установкой новой модульной КТП» обладает предусмотренными законодательством признаками недвижимого имущества. Довод налогоплательщика о том, что трансформаторы, находящиеся внутри трансформаторной подстанции, могут быть без ущерба для своего назначения извлечены из нее и эксплуатироваться самостоятельно вне зданий и сооружения, то есть являются движимым имуществом, суды отклонили.
Исходя из анализа судебной практики, а также разъяснений налоговых органов, полагаем, что линии электропередачи, в том числе без опор (подземные), могут быть отнесены налоговым органом к недвижимому имуществу как сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 6, 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ, класс 41 «Здания и работы по возведению зданий», категория 42.22.12.110 «Линии электропередачи местные» класса 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее — ОКПД 2), смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.11.2009 N Д23-3650). Исходя из выводов, содержащихся в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146, трансформаторная подстанция также может быть признана недвижимым имуществом.
По этим же признакам межцеховой газопровод может быть признан как часть недвижимого имущества, поскольку он связан единым технологическим процессом с недвижимым имуществом (цехами).
Однако этот вопрос в значительной степени является техническим, а не правовым, поскольку квалификация таких объектов, как здания, строения или сооружения, зависит от их технических характеристик. Отметим, что, рассматривая вопросы квалификации имущества как недвижимого или движимого, суды учитывают технологический процесс налогоплательщика и участие объектов имущества в нем (в частности, могут ли объекты имущества использоваться вне технологического процесса самостоятельно).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

4 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Обращаем внимание на готовящиеся поправки в ГК РФ, которые направлены на изменение порядка определения недвижимого имущества. Так, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, здания. Сооружения будут являться недвижимостью, если они одновременно:
— прочно связаны с землей, то есть их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
— имеют самостоятельное хозяйственное значение и могут выступать в гражданском обороте обособленно от других вещей.
Предполагается, что Правительством РФ будет определяться перечень видов сооружений, не обладающих признаками объектов недвижимости.
С проектом федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования гражданского оборота недвижимости и создания режима единого объекта недвижимости» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 02/04/02-17/00062515).
Смотрите также материал Гензель В., Гавриленко В. Каких изменений в регулировании правового статуса недвижимого имущества можно ожидать с 2019 года? (ГАРАНТ.РУ, 18 октября 2018 г.)
*(2) В данном письме также отмечено, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.
Однако такие объекты, как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования.
По мнению Минпромторга России, факт установки такого оборудования на специальный или общий фундамент не меняет данной квалификации.
В связи с чем оборудование промышленных предприятий, указанное в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ, не может быть отнесено к недвижимому имуществу.
*(3) В указанном письме Минфин России указал, что технологическое оборудование признается движимым имуществом, если оно может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества и его демонтаж не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.
*(4) Например, в решении АС Архангельской области от 28.12.2018 по делу N А05-9793/2018 суд указал, что «общество не приобрело оборудование отдельно от строительства объектов, не разместило его в существующих зданиях и сооружениях, ранее поставленных на учет как объекты недвижимого имущества. Сами здания ранее не выполняли никакой иной функции, не были предназначены для использования в иных целях и были непосредственно возведены в целях установки в них спорного оборудования для достижения производственного результата. Использование зданий 5 туннельных камер непрерывного действия, 10 камер периодического действия, линии сортировки сухих пиломатериалов, цеха по производству древесных гранул, ТЭЦ без установленного в них оборудования в технологическом процессе невозможно.
Рассматриваемые объекты являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления производственной деятельности. Такой правоприменительный подход нашел отражение в судебных актах по делу N А05-1595/2017 и в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146″.
*(5) Данное Определение направлено в территориальные налоговые органы в целях администрирования налога на имущество организаций в отношении объектов основных средств типа «трубопровод технологический» и «газоход» письмом ФНС России от 18.12.2018 N БС-4-21/24643@.

Об отнесении линейных объектов к объектам движимого и недвижимого имущества в налоговых целях

Минэкономразвития России изложило свою позицию по критериям отнесения линейных объектов к объектам движимого и недвижимого имущества.

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Министерства, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 ноября 2016 г. N БС-4-21/21273@

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Минфина России от 26.10.2016 N 03-05-04-01/62406 по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2016 г. N 03-05-04-01/62406

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации и направляет для использования в работе копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.

Заместитель директора Департамента

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847

ОБ ОТНЕСЕНИИ

ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ К ОБЪЕКТАМ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу выразить свое мнение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, к объектам недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в том числе прочной связью с землей.

Также Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса).

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Департамента недвижимости, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

Одновременно с этим обращаем внимание, что, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 24 сентября 2013 г. N 1160/13 по делу N А76-1598/2012), по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Данная позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определение от 23 января 2015 г. N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

Особенности правового режима линейных объектов электросетевого хозяйства

Рассмотрены особенности и многогранность существующей проблемы регистрации прав на объекты электросетевого комплекса (линейные объекты) и предложены пути их решения на основе формирования охранных зон ЛЭП и земельных участков в пределах охранных зон.

Одной из ключевых задач государственной политики в сфере электросетевого хозяйства является создание экономических методов стимулирования эффективности сетевых компаний, обеспечение условий для стабилизации тарифов, а также привлечение частного капитала в электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электросетей с целью обеспечения надежности электроснабжения.

Электросетевому комплексу Российской Федерации необходимо сократить степень разрозненности территориальных сетевых организаций, провести укрупнение и внедрение единой правовой и технической политики в этой сфере. Так, в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более 3 000 территориальных сетевых организаций. Большое количество территориальных сетевых организаций усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Такое многообразие приводит к неоднозначному решению одних и тех же технических задач, их дублированию, а, следовательно, требованию дополнительных инвестиционных затрат.

В то же время малые территориальные сетевые организации не обладают достаточным масштабом для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций. Различие регулирования деятельности территориальных сетевых организаций и межрегиональных распределительных компаний также оказывает дестабилизирующее воздействие на тарифную систему. Активное появление новых территориальных сетевых организаций сопровождается непропорционально быстрым наращиванием их совокупной выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии, выручка территориальных сетевых организаций увеличивается, но при этом потребители ощущают обратное действие — повышение тарифных ставок.

Для решения данной проблемы была разработана Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, которая предусматривает установление критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации (введение технологических, количественных и качественных требований). Соответствие данным требованиям станет обязательным для всех сетевых организаций условием включения их расходов в региональный, так называемый «котловой» тариф.

Разработанный проект постановления направлен на уменьшение общего количества территориальных сетевых организаций для целей снижения рисков в отношении работы электрических сетей и более оптимального распределения ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием электросетевого имущества [1]. В связи с этим, возникает необходимость, прежде всего, в определении объектов недвижимости электросетевого хозяйства и регистрации на них прав.

Если, в составе объектов электросетевого комплекса, все линии электропередач (ЛЭП) считать, также объектами недвижимости, то регистрация прав собственности на земельные участки возможна только после регистрации прав собственности на ЛЭП как объекты недвижимости. Либо при предоставлении правоустанавливающих документов на данные ЛЭП (без предварительного получения свидетельств о государственной регистрации прав), что указано в Приказе МЭРТ № 370 [2].

При регистрации прав собственности на земельные участки в первую очередь оформляются права собственности на земельные участки под опорами воздушных линий электропередачи, начиная с напряжения 10 кВ и выше, поскольку уже ВЛ-10 кВ в большинстве случаев признаются объектами недвижимости. Оформление данных земельных участков проводится в качестве многоконтурных участков. Процедура оформления многоконтурных земельных участков определена Письмом МЭРТ № 22409-ИМ/Д23 [3]. Однако оформление многоконтурного земельного участка затруднено в случае, если опоры располагаются на ранее учтенном земельном участке и, прежде всего, на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Земельное законодательство Российской Федерации поставило перед акционерными обществами электроэнергетики ряд проблем, решение которых требует существенных затрат и планирования финансовых и экономических показателей на ближайшую перспективу [4]. Это связано, прежде всего, с необходимостью проведения землеустроительных работ, формирования земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учет, а это требует значительных финансовых затрат, соизмеримых со всей балансовой прибылью организаций отрасли. Учитывая, что размеры ставок земельного налога зависят от кадастровой стоимости земли, что обычно приводит к росту цен на застроенные земельные участки, их выкуп для сетевых компаний становится практически невозможным из-за экономической нецелесообразности. Необходимо при этом учитывать то, что оформление земельного участка под каждой опорой ЛЭП, площадью 1,0-1,5 кв. м для линий напряжением 0,4-10 кВ, располагающихся на землях различных категорий, в разных кадастровых кварталах, районах и округах, требует различную точность определения координат. Объединение их в многоконтурные земельные участки, согласование с собственниками земельных участков, на которые они попадают, приводит не только к затягиванию процедуры оформления прав, зачастую на годы, но и к финансовым потерям энергетических компаний, за счет которых осуществляется данная работа, и финансовым потерям компаний, осуществляющим работы по межеванию объектов электросетевого комплекса. Земельные участки в дальнейшем не приносят никакой выгоды сетевым компаниям, кроме как выполнения своих фискальных обязанностей, так как такие земельные участки не могут быть никак ими использованы, кроме как на срок службы данной опоры ЛЭП, а при реконструкции ее местоположение однозначно меняется, и в дальнейшем не будет соответствовать кадастровому паспорту. Следовательно, возникает необходимость в проведении дополнительных кадастровых работ, в аннулировании реконструируемого точечного объекта площадью 1.0 -1.5 кв.м. и формировании нового «квадрата» под опору, и все это в пределах охранной зоны.

Учитывая, что Российская энергетическая система является одной из крупнейших компаний в мире, осуществляющей свою производственную и иную деятельность на земельных участках общей площадью более 260 тыс. га, а, общая протяженность электросетей составляет более 2,5 млн. км. то, все это приводит к невозможности быстрого разрешения проблемы оформления прав на линейные объекты сетевой компании в любом регионе. Оформление прав на объекты недвижимости ЛЭП энергетических компаний в те сроки, которые определяются условиями контрактов на выполнение этих работ, становятся невозможными из-за возникновения проблем, требующих дополнительных затрат времени, а, следовательно, и средств.

В связи с этим, следовало бы разделить объекты электросетевого хозяйства на две составляющие: 1) объекты площадного характера, требующие формирование земельного участка с его охранной зоной, 2) точечные объекты (ЗУ под опорами ЛЭП, площадью не более, например, 3.0кв. м), объединенные воздушными линиями электропередачи в единый энергетический объект. Права на объекты площадного характера оформляются в соответствии с требованиями и порядком ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости».

Земельные участки вдоль линейных объектов должны оформляться в соответствии с требованиями «Правил установлении охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ №160 от 24.02.2009г.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией.

При формировании и внесении сведений об охранных зонах в Государственный кадастр недвижимости осуществляется подготовка карты (плана) охранной зоны с отображением в ней точечных объектов (опор ЛЭП). Определение местоположения опор ЛЭП в настоящее время может быть определено различными доступными высокоэффективными методами без привлечения полевых измерений на всем протяжении линии ЛЭП (это различные виды воздушных съемок, в том числе и с использованием беспилотных летательных аппаратов, материалов космической и аэросъемки), что значительно экономит средства Заказчика и сокращает временной интервал получения конечного документа.

После внесения сведений об охранных зонах в Государственный кадастр недвижимости на линейный объект, энергетической компании остается оформить сервитут, на охранную зону, в пределах которой находится определенное количество опор общей площадью, определенной кадастровой документацией. В пределах охранных зон имеется экономический механизм для расчета арендной платы и налога, а также платежей за сервитут, на основе известной и утвержденной кадастровой стоимости. Такой подход позволил бы сетевым компаниям осуществлять те мероприятия, которые ими планируются для поддержания земельного участка в пределах охранной зоны, проведения мероприятий по реконструкции, ремонтных работ и т.д., без дополнительных затрат на кадастровые работы. В настоящее время в таких случаях требуются проведение кадастровых работ, так как реконструкция сети сопровождается передвижением опор, и изменением их координатного местоположения, что требует очередного переоформления прав на этот точечный объект, который изменил свое местоположение в пределах охранной зоны, но координатное местоположение уже не будет соответствовать кадастровому паспорту [9].

На основании изученной нормативной базы и судебной практики, которая не дает однозначного ответа на вопрос, являются ли, прежде всего ЛЭП 0.4-10 кВ, объектами недвижимости, можно сделать следующий вывод: однозначно к объектам недвижимости относятся кабельные ЛЭП напряжением 10 кВ и выше, поскольку в отношении данных объектов существует нормативный правовой акт. Все остальные ЛЭП являются спорными объектами и могут быть отнесены как к недвижимому, так и к движимому имуществу. Но, следует также отметить и то, что ФГУП «Ростехинвентаризация» относит все ЛЭП к объектам недвижимости. Согласно запросу Мосэнерго, из Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ от 24.06.2002г., был получен ответ, что ЛЭП ВЛ 0,4-1, 6-10 кВ относятся к категории движимого имущества». Данный факт предполагает отсутствие необходимости в оформлении прав собственности на указанные объекты ввиду того, что государственной регистрации подлежат права собственности на объекты недвижимого имущества [5, ст. 131; 3, ст. 2]. В соответствии с данным выводом оформлению прав собственности подлежат лишь ЛЭП номинальным напряжением 35 кВ и выше.

В ходе проведения исследования, являются ли ЛЭП недвижимым имуществом, были получены экспертные заключения [6]: Заключение Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы, согласно которому «высоковольтные ЛЭП ВЛ 0,4/6/10 кВ на деревянных и железобетонных опорах, кабельные линии КЛ-0.4-35кВ. не являются объектами недвижимости, т.к. не имеют неразрывной связи с землей и их перемещение не приводит к несоразмерному ущербу их назначения».

Но есть и другие позиции судов, которые относят отдельные опоры низковольтных ЛЭП к самостоятельным объектам недвижимости.

Таким образом, изучив особенности и многогранность существующей проблемы регистрации прав на объекты электросетевого комплекса следует отметить, что Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит каких-либо отдельных положений об особенностях порядка регистрации объектов энергетики. Однако имеются Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы [7]. В Методических рекомендациях энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы определены как объекты недвижимого имущества с учетом того, что в состав сооружения могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь. В данном документе сделана отсылка к ст. 134 ГК РФ, согласно которой действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. В данном подзаконном акте электрические комплексы и энергетические производственно-технологические комплексы электростанций отнесены к недвижимому имуществу со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями [8].

Таким образом, особенности правового режима земель, на которых размещаются линейные объекты электросетевого хозяйства, обусловлены их возможным расположением на земельных участках, предоставленных различным правообладателям и большой протяженностью. В качестве варианта, для разрешения вышеназванных проблем и ускорения процедуры оформления прав на объекты электросетевого хозяйства, предлагается принять Постановление Правительства РФ, определяющего правила формирования земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации линейных объектов электросетевого хозяйства в пределах охранной зоны. Сведения об охранной зоне вносятся в Государственный кадастр недвижимости с обязательным приложением в состав документов карты (плана) и технического плана объектов недвижимости. На основании комплекта документов, в состав которых входит информационное письмо кадастровой палаты о внесении сведений на охранную зону, договора аренды на землю под опорами ЛЭП в пределах охранной зоны, технического плана на объекты ЛЭП осуществляется регистрация прав на земельный участок линейного объекта электросетевого хозяйства напряжением менее 35 кВ, расположенных в пределах охранной зоны.

Это позволит выполнить унификацию законодательства, регулирующего правовой режим земель электроэнергетики, ускорить процедуру оформления прав на земельные участки линейных объектов напряжением ниже 35 кВ, сокращению расходов электросетевых компаний на выполнение работ по формированию охранных зон и объектов ЛЭП в пределах охранных зон. Кроме этого, появляется возможность действий при реконструкции ЛЭП, осуществляемой в пределах охранной зоны электросетевыми компаниями, без проведения дополнительных кадастровых работ.

Кадастровый учет лэп, линии электропередач сроки, цена

Кадастровый учет ЛЭП

Многокилометровые линии электропередач (ЛЭП), находящиеся на балансе эксплуатирующего их предприятия, это всегда большая ответственность – как перед конечным потребителем, так и перед государством. Своевременный кадастровый учет таких линейных сооружений, формирование, закрепление на местности и регистрация обязательных для ЛЭП охранных зон – прямые обязанности организации-владельца. От выполнения этих обязанностей зависят и полноценность права собственности компании на энергетическую инфраструктуру и, во многом, бесперебойность работы самой системы энергоснабжения, а также ограничения, которые накладываются охранными зонами на расположенные в их границах земельные участки и объекты недвижимости, то есть режим использования земельных участков и эксплуатации объектов недвижимости — их соответствие требованиям действующего законодательства.

Что такое кадастровый учет ЛЭП

С точки зрения кадастрового учета линии электропередач являются совокупностью трех ключевых характеристик. ЛЭП это:

  • объект недвижимости, т.е. нечто «…прочно связанное с землей, перемещение чего без несоразмерного ущерба их назначению невозможно…»,
  • сооружение, т.е. «…результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов»,
  • сложная неделимая вещь, т.е «…совокупность имущества, предназначенного для использования по общему назначению и обладающее функциональной, производственной и технологической связью в рамках единого неразрывного технологического процесса»

В соответствии с этими характеристиками прописан и общий алгоритм внесения ЛЭП в Единый государственный реестр недвижимости. При этом каждый такой объект обладает своими уникальными особенностями, а значит, требует практически индивидуального и, конечно, высокопрофессионального подхода к проведению кадастровых процедур. Многое зависит от масштаба объекта, площади и протяженности, а также территориального расположения и транспортной доступности (так как линии ЛЭП часто проходят и в труднодоступных местах и, наоборот, в густонаселенных, что затрудняет выполнение полевых работ), а также от мощности ЛЭП.

Так, для надземных и подземные линии электропередач напряжением от 0,4 кВ до 10 кВ и более, обязательно требуется Разрешение на строительство, а зачастую и оформление 100% права собственности на землю. Для линий менее мощных такого разрешения не требуется, а земля может быть использована и на условиях аренды. Особый порядок кадастрового учета предусмотрен и для ЛЭП федерального масштаба, чьи коммуникации проходят по территории нескольких кадастровых округов. Такие объекты регистрируются в специально созданном округе «Общероссийский» (или «нулевой»), границы которого совпадают с границами Российской Федерации.

Зачем нужен кадастровый учет ЛЭП

Линии электропередач, будь то локальные ЛЭП или сети федерального масштаба, всегда представляют собой промышленный объект повышенной опасности и высокой значимости. Любая авария может привести к большим потерям, серьезному ущербу, а то и человеческим жертвам – в случае повреждения высоковольтных коммуникаций. Кадастровый учет самой линии и зон отчуждения вокруг нее – не прихоть и не каприз государственных структур, а, прежде всего возможность минимизировать такие риски.

После постановки на учет вся информация о ЛЭП становится доступной. Любой желающий может получить в Росреестре и информацию об объекте и обременениях (ограничениях) на территории охранных зон, которые его окружают. В ЕГРН будет содержаться информация о том, где и как эти зоны и сами кабели расположены, как согласовывать и проводить на охранных участках работы, которые вести можно, а какие виды деятельности категорически запрещены.

Без проведения кадастрового учета ответственность за последствия любого ЧП на объекте будет возлагаться на собственника. Невозможно будет отстоять свою позицию в случае самовольных построек вблизи линии электропередачи или право беспрепятственного доступа к ней для обслуживания и ремонта. И, конечно, как в случае с любым объектом недвижимости, само право собственности, т.е. право совершать какие-либо сделки с этим имуществом, владелец получит только после учета ЛЭП в кадастре.

Как поставить ЛЭП на кадастровый учет

С заявлением о постановке на кадастровый учет ЛЭП можно обратиться лично в МФЦ или филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», можно направить документы почтовым отправлением или в электронном формате – через портал гос.услуг (при отправлении через интернет потребуется электронная подпись).

В перечень документов, которые необходимых для линейного сооружения входят:

  • Заявление о постановке на государственный кадастровый учет
  • Технический план сооружения, выполненный в установленной законом форме аттестованным кадастровым инженером, состоящим в СРО
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок/участки, по которым проходит линия
  • Документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя

Ключевое значение для успешного учета в кадастре и последующей регистрации права являются грамотно оформленные права на землю, на которой размещается объект, и профессионально выполненный Тех.план.

Оформление земли под строительство и эксплуатацию ЛЭП

При любом масштабе линии электропередач, владельцу необходимо оформить договоры с каждым из собственников земельных участков, над, под или по которым проходит энергетическая линия.

Если речь идет о муниципальных или государственных землях, участок формируется через Акт выбора и потом передается под строительство или эксплуатацию линейного сооружения на условиях долгосрочной аренды. Если собственники – частные лица, договор аренды необходимо оформлять с каждым из них. В случае постоянного (бессрочного) пользования, обладатель этого права должен от него отказаться, чтобы земли вновь перешли в муниципальное и государственное владение. Если земля представляет собой сельхоз. угодья и находится в долевой собственности, предстоит выдел, оформление собственности и потом аренды необходимой части участка. Если дольщика найти не удается, то через суд земли могут быть признаны невостребованными и вернуться в собственность муниципалитета, а затем – через тот же Акт выбора земельного участка на него можно будет оформить аренду.

Земля под размещение линейного объекта может быть оформлена как сплошной полосой, так и в виде нескольких замкнутых контуров – только вокруг наземных частей ЛЭП (например, вокруг каждой опоры). Контуры могут не иметь смежных границ и находиться друг от друга на большом удалении – тем не менее все они вносятся в межевой план как единый «многоконтурный земельный участок». Подготовка такого межевого плана, как и Технического плана сооружения, на такой сложный линейный объект, как ЛЭП – очень скрупулезная и высокотехнологичная работа, с выполнением которой может справиться только очень опытный кадастровый инженер.

Технический план ЛЭП для кадастрового учета

Технический план ЛЭП формируется в соответствии с жесткими требованиями, установленными законодательством. Право на формирование такого плана имеют только аттестованные кадастровые инженеры, состоящие в СРО и включенные в реестр, с которым можно ознакомиться на сайте Росреестра. Технический план включает текстовую и графическую части.

В текстовой части Технического плана содержится:

  • общие сведения о кадастровых работах;
  • исходные данные;
  • сведения о выполненных измерениях и расчетах;
  • описание местоположения сооружения на земельном участке;
  • характеристики сооружения;
  • сведения о части (частях) сооружения;
  • заключение кадастрового инженера.

К графической части технического плана ЛЭП относятся:

  • схема геодезических построений;
  • схема расположения сооружения (части сооружения) на земельном участке;
  • чертеж контура сооружения (части сооружения);
  • план этажа или части этажа сооружения, а в случае отсутствия у сооружения этажей — план сооружения или части сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения

Технический план предоставляется заказчику в виде электронного документа в формате XML и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, который его выполнил. При желании заказчик может включить в Договор и предоставление Тех.плана в бумажном виде. Бумажная версия плана будет в таком случае заверена подписью и печатью кадастрового инженера.

Если на кадастр необходимо поставить вспомогательные линии электропередач – входящие в состав какого-либо основного объекта капитального строительства – основой для формирования Технического плана объекта может стать Декларация, подготовленная владельцем. Этот путь предусмотрен для ситуаций, когда техническая и проектная документация безнадежно утеряна. Путь вполне реальный, но требует, во-первых, точного соблюдения требований закона к оформлению такой Декларации, а во-вторых, документального подтверждения того, что документация утрачена.

Кадастровый учет ЛЭП федерального масштаба

Особой сложностью отличается подготовка Технического плана на линии электропередач, проходящих по территории нескольких кадастровых округов. Весь объект делиться на составные части – по числу округов – и Технический план включает как общую часть, описывающую объект в целом так и тех.планы каждой части, находящиеся в границах каждого кадастрового округа. В разделе «Заключение кадастрового инженера» заносятся сведения о количестве условных частей и номера всех кадастровых округов, в которых они расположены.

Порядок кадастрового учета таких линейных объектов тоже разработан особый. В Едином государственном реестре недвижимости создан специальный кадастровый округ с номером «0» и названием «Общероссийский». Территория этого округа совпадает границами с границами Российской Федерации. Наиболее протяженные линейны объекты, как единые сооружения, учитываются именно в нем. При этом каждая условная часть таких ЛЭП вносится в реестр недвижимости и того кадастрового округа, на территории которого расположена.

Сроки постановки ЛЭП на кадастровый учет

Сроки постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для линейных объектов, как и для любого объекта недвижимости на территории РФ, с 1 января 2017 года сокращены. Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и регистрации при подаче документов в Росреестр:

  • 5 рабочих дней — для кадастрового учета (ранее – 10 рабочих дней);
  • 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения кадастрового учета и государственной регистрации
  • 7 рабочих дней — для регистрации прав (ранее – 10 рабочих дней).

Если документы подаются через МФЦ все процедуры займут на 2 рабочих дня больше времени.

А вот сроки приостановления кадастрового учета и регистрации прав наоборот Законом увеличены: по решению государственного регистратора приостановка может длиться до трех месяцев (ранее – до одного месяца), по заявлению сторон (правообладателя) – до шести месяцев (ранее – до трех месяцев).

Кадастровый учет охранных зон вокруг ЛЭП

Важный этап узаконивания такого линейного сооружения, как ЛЭП – это кадастровый учет «зон отчуждения», законодательно именуемых как «зоны с особыми условиями использования территории». Этап обязательный для всех собственников подобных объектов и для его прохождения также потребуются услуги опытного кадастрового инженера. После того как ЛЭП получила свой уникальный кадастровый номер, и права на нее зарегистрированы в ЕГРН, можно обращаться к аттестованному кадастровому инженеру за подготовкой описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, прилегающей к данному сооружению. На основании XML-документов этого описания (графического и текстового) охранная зона ЛЭП будет вноситься в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны высоковольтных линий необходимо будет согласовать также в Ростехнадзоре.

После кадастрового учета, информация о наличии охранной зоны становится общедоступной в базе EГРН, а собственнику предстоит оформить эти зоны информационными знаками «в натуре», т.е. непосредственно закрепить их на местности с помощью специальных информационных знаков. Охранные зоны серьезно ограничивает виды хозяйственной деятельности на данных участках. Кроме того, собственник ЛЭП получает возможность установления публичного сервитута на земли, вошедшие в охранные зоны. В рамках сервитута эксплуатирующая организация получает право беспрепятственно пользоваться частью земельного участка, который ей не принадлежит, для доступа к объекту и ведения работ, необходимых для его бесперебойного функционирования.

Регистрация лэп 10 кв как объекта недвижимости

Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

от 26 июня 2015 года N 11-0640-АГ

О внесении сведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства

В ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) поступают обращения филиалов по вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий для объектов электросетевого хозяйства на основании обращений заинтересованных лиц.

Так, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю поступило обращение ОАО «МРСК Сибири» о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства напряжением 10 кВ и ниже, которая данная организация признает движимым имуществом.

В качестве документа, подтверждающего владение объектом электросетевого хозяйства, приложена справка о балансовой стоимости имущества, находящегося на балансе структурного подразделения ОАО «МРСК Сибири» — филиала «Красноярскэнерго» по состоянию на 01.11.2013.

В соответствии с пунктами 2, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее — Правила), в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Пунктом 5 указанных Правил установлено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В письме Минэкономразвития России от 05.12.2014 N Д23и-4396 указано, что после определения границ охранной зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Таким образом, указанный Федеральный закон не разграничивает объекты электросетевого хозяйства на движимое и недвижимое имущество.

Необходимо отметить, что в судебной практике встречаются различные выводы относительно отнесения объектов электросетевого хозяйства напряжением 0,4-10 кВ к объектам движимого или недвижимого имущества.

В постановлении ФАС Уральского округа от 15.12.2010 N Ф09-10485/10-С6 отмечено, что согласно заключению проведенной по делу строительно-технической экспертизы спорный объект — ЛЭП-0,4 кВ, литер 81, протяженностью 160 м является линией электропередачи и соответствует требованиям строительных норм и правил. Объект имеет железобетонные опоры и железобетонные фундаменты, прочно связанные с землей, перемещение этого объекта не возможно без несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, государственная регистрация права собственности на этот объект произведена правомерно, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 05.10.2004 N А65-14/2004-СА2-38 указано: «Воздушные линии электропередач ВЛ 0,4-10 кВ не являются недвижимостью, так как не подпадают под определение недвижимости, данное в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спорные объекты физически непосредственно связаны с землей, но в данном случае необходимости иметь прочную связь с землей, а именно фундамента, не имеется в связи с тем, что согласно постановлению Правительства от 11.08.2003 N 486 «О утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне земли. Вопрос о закреплении опор ВЛ 0,4-10 кВ в грунте решается в каждом проекте отдельно в зависимости от физико-механических свойств грунта. Кроме того, согласно ответу Мосэнерго из Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.06.2002 линии электропередачи ВЛ 0,4-1,6-10 кВ относятся к категории движимого имущества».

В постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2007 по делу N А68-99/ГП-9-06 указано: «В соответствии с заключением экспертизы от 07.06.2002 N 1554, проведенной ГУ «Тульская лаборатория судебной экспертизы», воздушные линии электропередачи ВЛ 0,4-6 кВ не являются объектами недвижимого имущества, в связи с чем государственной регистрации права собственности на них не требуется в силу закона».

Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Вместе с тем в случае, если объекты электросетевого хозяйства относятся к категории движимого имущества, государственная регистрация права на такие объекты не требуется.

В этой связи, не представляется понятным, какой документ в указанном случае должен представить правообладатель объекта электросетевого хозяйства, являющегося движимым имуществом.

Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 6.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, ФГБУ «ФКП Росреестра» просит дать разъяснения по следующим вопросам в целях формирования единой правоприменительной практики:

— возможно ли внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территорий в отношении объектов электросетевого хозяйства, являющихся движимым имуществом;

— является ли справка о балансовой стоимости имущества в указанном случае документом, подтверждающим право владения объектом электросетевого хозяйства на каком-либо праве.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector