Реформирование ск россии в 2020 году
Реорганизация следственного комитета России в 2020 году
Реорганизация следственного комитета России в 2020 году и является плановым мероприятием. Изменения начались год назад, и сегодня глава ведомства обращает внимание на то, что современные следователи смогли раскрыть больше 5000 совершенных преступлений, которые не раскрывались в прошлых годах. И большая часть из них является тяжкой.
В последнее время в прессе очень часто появляются новости о том, что в России наблюдается огромное количество заведённых дел на чиновников, которые связаны с коррупционной деятельностью. Не так давно к уголовной ответственности было привлечено 150 человек, которые входят в местные муниципалитеты. В результате подобной методики наказаний в бюджет страны вернулось около 3,5 миллиарда рублей.
Недавно председатель ведомства сказал, что основным направлением работы следственного комитета можно считать защиту социально незащищенных слоев населения. И особенного внимания заслуживают несовершеннолетние дети, ведь за прошлый год именно этой категории граждан было совершено больше 10 000 преступлений, в результате чего погибла примерно одна 1000 человек.
Прогнозы по поводу реформирования СК
Плановая реорганизация СК России 2019-2020 годов началась с увольнений и отставок членов руководящего состава разных подразделений комитета по следствиям. В самом начале волны этих событий можно было увидеть, что работу потерял президент Свердловского подразделения, затем «под прицел» попал Челябинский комитет, а потом Краснодарский край.
Сегодня волна смещения руководителей уже приостановилась, но ожидать того, что сокращения должностей и увольнения некоторых сотрудников в 2020-м году произойдёт, всё-таки стоит.
Откровенно говоря, реформа следственного комитета требовалась довольно давно, ведь оснований к этому было больше, чем достаточно.
Сегодня даже не профессиональным взглядом заметны недоработки в кадровой политике следственного комитета. Некоторые эксперты вообще считают, что подобная политика отсутствует. Проявляется это в коррупционной деятельности руководителей высшего звена власти, которые, надо сказать, могут похвастаться вполне высокими заработными платами.
В 2019-м году власти решили провести комплекс антикоррупционных мероприятий, основной целью которых является изменение состава членов правления высших представителей власти комитета. И из отчетов видно, что реформирование прошло довольно успешно, потому что на сегодняшний день уровень коррупции в следственном комитете существенно снизился.
Какие изменения планируются на 2020 год?
Просматривая последние новости о реорганизации в СУ СК России нужно сказать, что планируется увеличение числа следователей, а также направление работы. Программа говорит о том, что в первую очередь увеличится число следователей, которые находятся при председатель СК РФ. Подобные изменения коснутся также главного управления.
Параллельно в его составе появятся новые подразделения, среди которых особенно выделяется один, который будет заниматься расследованиями по отношению к несовершеннолетним, а также отдел нарушений в сфере медицины и тот, который ответственен за федеральный розыск.
Обсуждая последние новости о реорганизации следственного комитета РФ в 2020 году стоит сделать отдельно акцент на том, что изменения коснутся не только центрального аппарата власти, а и региональных органов следствия. Здесь количество должностей будет доведено до максимума. Однако будут соблюдены пределы установленной штатной численности человек, которые равны 70 %.
Ликвидация ведомства – что известно?
Отдельного внимания заслуживает упразднение следственного комитета. Сегодня не совсем понятно, идёт ли речь о полном упразднении данной структуры, либо о его реорганизации. Дело в том, что ликвидация, как процедура, также возможна.
Однако без людей, которые сегодня работают в ведомстве СК, невозможно представить себе работу государства, то есть на месте старой структуры должна быть сформирована новая. Речь идёт о формировании Федеральной службы расследований, в рабочий штат которой войдут как раз таки сотрудники Следственного комитета. Дополнительный состав сотрудников будет пополняться из ведомств МВД и ФСБ.
На сегодняшний день расформирование следственного комитета ещё находится на рассмотрении. Однако за внедрение подобного законопроекта выступают члены совета администрации президента. В пользу подобного решения говорят то, что это позволит улучшить силовую структуру каждого субъекта федерации. При этом, ликвидация СК вполне возможна по причине того, что на эту процедуру не потребуется большое количество денег из государственного бюджета.
Нужно сказать, что сегодня в состав рабочего штата СК входит более чем 20 тысяч человек, и на их финансовое обеспечение тратится порядка 40 миллиардов рублей. Страна переживает довольно тяжелые времена, хотя кризис закончился, поэтому экономия продолжается, и ликвидация одного из комитетов, а также формирование новых должностей может стать тем шагом, который позволит немного сэкономить на растратах, поэтому не воспользоваться им нельзя.
Некоторые специалисты делают акцент на том, что ликвидация может вызвать понижение уровня управляемости в стране, что наблюдалось во время создания Росгвардии. Тогда управляемость силовыми структурами была потеряно на пол года, но на сегодня есть возможность избежать подобных сценариев, учитывая ошибки прошлого.
Что можно сказать в качестве вывода?
На самом деле предложение о расформировании СК поступило от Дмитрия Медведева, то есть от премьер-министра страны. Он подсчитал, что подобная реформа позволит не только сэкономить бюджетные средства, а и сделает уровень безопасности в государстве более высоким.
Именно такие заявления поступали в прессу сразу после новости о реорганизации структуры. Сегодня новостей по поводу того, как будет происходить реорганизация ведомства в дальнейшем, мало, поэтому приходится довольствоваться текущей информацией.
Какие реформы ждут в МВД и Следственном комитете и при чем тут Генеральная прокуратура?
От Чайки и Матвиенко, до Бортникова и Колокольцева. Версии и прогнозы.
Эксперты считают, что систему российского следствия ждет серьезная перестройка. В первую очередь, говорят источники близкие к Кремлю, планируется изменить работу Следственного комитета, а затем и МВД. Будет ли СК РФ слегка переформатирован или его полностью расформируют, пока неизвестно.
Эта реформа назрела уже давно и поэтому выглядит вполне логичной. И, пожалуй, только выборы президента на некоторое время остановили ход изменений в системе Следственного комитета и полиции.
В последнее время были обнародованы два инсайда, посвященные будущей реформе. В первом сообщалось, что готовится полное расформирование такой структуры, как Следственный Комитет России. Во втором говорилось о том, что на базе СК РФ будет создана структура, схожая с американским ФБР. Интересно, что инсайд о расформировании СК был вначале распространен на страницах далеко не ведущих изданий. Это, например, Znak.com и ПАСМИ. А вот версия о будущем появлении российского варианта ФБР была озвучена одним из самых массовых СМИ — Life.ru и отпочковавшимся от них Telegram-каналде Mash. Логика, конечно, в инсайдах прослеживается, но на самом деле не все так просто и однозначно. Попробуем поразмышлять.
Погоня за трафиком или назревшая проблема
Допустим, что все сообщения, касающиеся ликвидации Следственного комитета России — есть ни что иное, как обычные фейки. В погоне за интересом читателей редакторы выдумывают очередные кадровые перестановки и откровенно сочиняют очередную сенсационную новость. Цена такой информации — грош. В тоже время, не даром говорят, что дыма без огня не бывает. И если в воображении авторов зарождается мысль о реформах, то это вовсе не значит, что российские силовые структуры не нуждаются в переформатировании. Скорее наоборот. Обществу сегодня как никогда понятно и очевидно, что реформа назрела. Вспомним один из последних, можно сказать, убийственных, имиджевых ударов по СК РФ.
Это, конечно, печально известная история с делом Максименко-Никандрова. Сегодня сотрудники ФСБ и Генеральной прокуратуры активно «разрабатывают», в связи с этим делом, Александра Дрыманова. Шансов у них скорее всего нет, но сама история и попытка втянуть в нее главу столичного СК — факт из ряда вон выходящих. Ведь, представим на минутку, что если будет арестован руководитель СК по Москве, как сможет выдержать этот удар председатель СК РФ Александр Бастрыкин? Это нокдаун? Или нокаут?
В свое время за событиями этого дела, которое закручено не хуже любого блокбастера, следила вся Россия. Теперь все ждут грядущий приговор. А сама ситуация — есть ни что иное, как во-первых, повод задуматься о необходимости что-то изменить в следственных органах, а во-вторых — причина провести серьезную антикоррупционную реформу. Общество, безусловно, хочет видеть работников такого серьезного ведомства, как Следственный Комитет, кристально чистыми. Как может ведомство эффективно бороться, например, с коррупцией, если оно само коррумпировано насквозь? Опять же есть такое понятие, как «кредит доверия». Делом Максименко-Никандрова этот кредит исчерпан.
Вопрос, отнюдь, не риторический.
Будет ли СК расформирован или только реформирован и на его базе создадут аналог ФБР — это, безусловно, важные вопросы. Но, в любом случае, очевидно, что результатом таких реформ станет перераспределение подследственности. А это значит, что нужно вносить существенные изменения в целый ряд законов, менять структуры некоторых силовых ведомств, которые должны будут принять или отдать эту самую подследственность.
Согласно информации СМИ, как мы уже писали выше, реформа может быть реализована в двух вариантах:
- Полная ликвидация СК РФ
- Переформатирование СК и создание на его базе аналога ФБР под руководством Бастрыкина
- Сохранение СК РФ и перераспределение подследственности
Первый вариант несет в себе следующие, возможные изменения подследственности: тяжкие и особо-тяжкие преступления отдадут на расследование в Генеральную прокуратуру, прочие составы, ныне расследуемые СК РФ, отойдут МВД. В этом случае почти ничего не изменится в структуре следствия ФСБ, а Прокуратура вернет себе право расследования уголовных дел. МВД, которое и стало инициаторов таких реформ по данным ПАСМИ, получит в таком случае в свою подследственность наибольшее число уголовных дел. Усиливает Генеральную прокуратуру.
Второй вариант: переформатирование СК и создание на его базе аналога ФБР — отнимет следствие у ФСБ и МВД, оставив им только дознание и оперативное сопровождение уголовных дел. Усиливает СК РФ.
Третий вариант: перераспределение подследственности с сохранением СК РФ. В частности, к данной версии относится законодательная инициатива сенатора Александрова, который предложил разрешить ФСБ расследовать те уголовные дела, признаки которых чекисты обнаружат и задокументируют. Усиливает ФСБ.
Так или иначе, каждый из описанных вариантов, помимо целого ряда организационных проблем несет в себе проблему системную — чрезмерное усиление какого либо одного силового ведомства, что не может не сказаться на общей конфигурации политических сил в стране. Усиление Генеральной прокуратуры могло бы стать возможным, если бы не целая череда скандалов с зарубежными активами семьи Юрия Чайки и Александра Буксмана. Усиление ФСБ похоже тоже не самый лучший вариант в силу обнародования ряда скандалов с задержаниями ряда чекистов в российских регионах, что свидетельствует и о коррупции в их среде. Рост влияния СК РФ может вызвать отторжение хотя бы из-за дела Максименко-Никандрова. А значит система сдержек и противовесов требует нового решения, которое либо известно нам под виртуальным названием «русское ФБР» или широким массам еще не озвучено вовсе.
Впрочем, некоторые инсайды все же просачиваются в прессу от официальных лиц. Так Валентина Матвиенко поддержала идею Юрия Чайки вернуть прокуратуре контроль над следствием. Речь судя по всему идет о возврате к схеме, которую условно можно назвать «СК при Генеральной прокуратуре». С одной стороны это определенного рода аппаратный рывок Юрия Чайки. С другой — возможный перевес в сторону прокуратуры, которому будет серьезно противиться Александр Бастрыкин. Не исключаем появляения в ближайшее время как новых разоблачений детей Юрия Чайки и Александра Буксмана, так и новых подробностей о коррупции в СК РФ.
Реорганизация СК России 2019-2020
Реорганизация СК России 2019-2020 – это, что сегодня находится на слуху множества граждан. Поскольку наблюдаются постоянные лишения насиженных мест руководителей из данной госструктуры.
Всё началось с того, что Владимир Путин отправил искать занятость начальников отделений:
- Свердловской области;
- Челябинской области;
- Краснодарского края;
- Пензенской области;
- Белгородской области;
- Псковской области.
Среди перечисленных выше регионов сейчас только Свердлов и Челябинск получили новых руководителей – судьба остальных следователей пока что решается в кулуарах власти. Описанный расклад служит доказательством проведения масштабных преобразований – посмотрим, какие перспективы ожидают бюджетников в Новом году.
Почему депутаты решились на изменение деятельности комитета?
Вопрос непраздный, поскольку аналитические специалисты отмечали профанацию кадрового состава. Более того, система кадров в СК попросту сильно не продумана и не доработана.
Члены административного звена довольствуются приличными жалованиями, но в то же время «забывают» исполнять вверенные обязанности. Да и текучка рабочих кадров внутри начальствующей группы способствует активизации финансовых махинаций.
Реорганизация следственного комитета России в 2020 году проявится в том, что политические силы введут ряд антикоррупционных схем. Используемые методики призваны обновить руководящую часть федерального госоргана. Вообще, речь идёт об изменениях в составе, но люди, создававшие соответствующий закон, предпочли использовать термин «обновление».
Решили и не дожидаться наступления 2020 года, а приняться наказывать высокопоставленных чинов уже сейчас. Эксперты видят в подобных предпринимаемых мерах единственный выход разрешения проблемы коррупции и прочего злоупотребления рабочими местами.
С этой новостью читают:
Противостояние ведомств как причина упразднения
Но взятки – не единственный спусковой рычаг на пути к проведению реорганизации. То же самое касается и процесса смены главных следователей в регионах. Эта история длится уже в течение 8 лет, когда Следственный комитет отделили от Генпрокуратуры.
Отправившись в «свободное плавание», с 2011 года начальники обсуждаемой госструктуры принялись обвинять прокуроров в содействии незаконным казино в пределах Москвы. Лидером Следственного комитета тогда числился Александр Бастрыкин, который и начал проводить «антипрокурорскую» деятельность.
В те далёкие годы пост президента занимал Медведев, решивший положить конец вражде. Иначе непонятно, куда могло завести столь скандальное противостояние объектов страны.
Следом пошли бурные обсуждения вероятности закрытия СК РФ. Однако даже с учётом былых скандалов не факт, что произойдёт ликвидация следственного комитета. Может быть, текущую область государства изменят, исключив полное упразднение.
Аргументом в сторону обозначенной позиции являются слухи о создании Федеральной службы расследований. Там будут трудиться прежние члены комитета, и основа подразделения останется такой же. Прогнозируется присоединение к ФСР полицейских и ФСБшнков.
Влияние дефицита средств на реформу
Парламентарии уделяют внимание проработке предполагаемого легитимного новшества. Последнее слово остаётся за лидером державы – президент должен подписать законопроект. Но и Путин не против такого способа решения неполадок в нынешней работе следователей.
Важно понимать, что в Следственном комитете занято примерно 20 тыс. уполномоченных граждан. Это повлекло расходы из государственного бюджета в размере 40 млрд. «деревянных» только за один год.
Поэтому финансовый аспект деятельности также влияет на решение о реформе. Упразднение Следственного комитета– один из методов снижения нагрузки на казну.
Порядок работы членов Федеральной службы расследований
Преобразование СК гласит, что круг типичных задач расширяется. Теперь бюджетники обязаны выполнять:
- контроль недобросовестных субъектов, «пойманных» на коррупции;
- выяснение обстоятельств лишения жизни;
- расследование дел, связанных с уклонениями от налогообложения.
Генпрокуратуре поручено наблюдать за функционированием новоиспечённого объекта. Её члены вправе заводить уголовные разбирательства на сотрудников ФСР. Основания для оформления дела – превышение полномочий.
Кто возглавит федеральную службу?
На данный момент определены несколько претендентов на пост начальника организации. Так утверждают последние новости о реорганизации в СУ СК России. Кресло лидера делят между собой Игорь Краснов, замглавы комитета, и Александр Романов, начальник службы управления МВД.
Первый из названых кандидатов обладает надёжной репутацией. Это почётный криминалист, повлиявший на раскрытие преступления против ныне покойного Бориса Немцовым. Также Краснов приложил свою руку к завершению дела по поводу покушения на жизнь Чубайса.
Но и МВДшник Романов завоевал немалый авторитет в своих кругах. Сначала стоит сказать о высокой компетенции этого человека в юридической сфере и позитивных откликах о проводимой деятельности. И в плане преданности профессии Александр Романов тоже находится далеко не в аутсайдерах. Глава государства упоминал о верности работе данного кандидата.
Подводя итоги вышесказанному
Слухи о реформе СК РФ инициированы Дмитрием Медведевым, занимавшим пост президентства в лучшие годы госструктуры. Политик уверен в том, что проведение преобразования поможет улучшить безопасность в государстве. По крайней мере, подобные заявления звучали из уст Медведева перед избирательной кампанией на пост главы державы.
А что касается комментариев со стороны самих членов комитета, то бюджетники не разделяют оптимизма насчёт реформы. Они убеждены, что депутаты плохо продумали систему изменения ведомства. Кто же из названых субъектов глаголет истину по поводу реорганизации следственного комитета РФ. В 2020 году последние новости прояснят ситуацию с судьбой следователей.
Реформа МВД в 2020 году
В статье рассказывается о реформе Министерства Внутренних Дел, которая будет проведена в 2020 году. Описываются предполагаемые изменения, указывается, каких ведомств они коснуться и как отразятся на сотрудниках. Также разъясняются положения реформы и перечисляются возможные отрицательные и позитивные последствия.
То, что реформа МВД необходима, было понятно еще в 2017 году. Эта потребность была озвучена в речи президента. Суть изменений заключается в уменьшении количества работников ведомств и повышении их квалификации.
Какие перемены произойдут в 2020 году?
Министерство Внутренних Дел обладает достаточно обширной громоздкой структурой. Большое число подведомственных служб не участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступниками. После проведения реформы произойдет уменьшение штата работников за счет перевода многих подразделений МВД в другие ведомственные структуры.
Также в 2019-2020 году увеличивается выслуга лет для ухода на пенсию. Изначально пенсию будут получать после 25 лет работы, далее срок вырастет до 30. Уже с нынешнего года в отставку будут уходить сотрудники со стажем работы в органах от 25 лет и выше.
Пенсионная реформа МВД 2020
По сообщению официального источника, изменения в МВД в 2020 году предполагают, что выслуга лет будет рассчитываться по стандартному алгоритму. Основным критерием станет срок службы в правоохранительных органах. Теперь для получения пенсии по выслуге лет сотрудник полиции должен прослужить в ней не менее 25 лет. Для расчета срока принимаются во внимание также специальные периоды:
- Обучение (если сотрудник проходил его до начала работы). Очное образование сроком до 5 лет засчитывается по следующей схеме: два месяца обучения за один месяц службы.
- Замещение должностей. Сюда входит также испытательный срок при устройстве на работу.
- Прикомандирование в рамках ст. 32 ФЗ342 «О службе в ОВД РФ».
- Временное приостановление работы, если оно было необходимо для прохождения службы в другом ведомстве или государственном органе.
- Замещение должности в прокуратуре, но только при условии, что работник получил классный чин. Сюда также входит служба во ФСИН, Национальной Гвардии, ФСКН и противопожарной безопасности.
- Получение должности судьи, работа в следственном комитете или на таможне, но только при условии получения специального звания.
В пенсионной реформе Министерства внутренних дел учтены также льготные сроки выхода в отставку. Они позволяют быстрее получить выслугу лет и уйти со службы. Льготы действуют в тех случаях, в которых сотрудник проходит службу в особых условиях, а также при работе на территории Крайнего Севера и приравненных к нему районов.
Каковы причины увеличения пенсионного возраста?
Реформа Министерства Внутренних дел 2019-20120 годов проводится с несколькими целями. Первая заключается в уменьшении количества расходов на содержание структуры. На сегодняшний день на выплату пенсий уходит значительная часть бюджета ведомства.
Вторая причина реформирования системы – увеличение денежного содержания действующих сотрудников. Сохраненные средства будут использоваться на увеличение денежного содержания действующих служащих. Также эти деньги позволят предоставить работникам дополнительные льготы и создать премиальную систему для стимулирования качественного исполнения служебных обязанностей. Кроме того, за счет сохраненных денег работа будет улучшена, а за счет внедрения новых технологий снизится потребность в «живых» работниках.
Принимая во внимание эти факты, предполагается, что если не в 2020 году, то в течение следующих нескольких лет реформа Министерства Внутренних Дел приведет к увеличению выслуги до тридцати лет.
Изменения в структуре ведомства
Реформирование системы МВД с 2020 по 2024 год предполагает, наряду с изменением сроков прохождения службы, целый ряд структурных трансформаций в самой системе:
- Произойдет объединение ГИБДД и ППС;
- МЧС войдет в систему Министерства;
- Будет восстановлено МГБ – Министерство государственной безопасности;
- Медицинские учреждения, находящиеся в ведении МВД, будут переданы Министерству Здравоохранения;
- Некоторые обязанности будут перераспределены. Так, например, большая часть функций паспортного стола перенаправят в Многофункциональные центры. На гражданскую службу будут переведены психологи, кадровый аппарат и бухгалтерия. Кроме того, предполагается вывести Федеральную службу исполнения наказаний из Министерства Юстиций и передать ее в ведомство МВД.
Но, к сожалению, кроме положительных изменений данное мероприятие может привести к отрицательным результатам. Работники Федеральной службы исполнения наказаний получат целый ряд новых полномочий и, разумеется, дополнительную нагрузку за счет сокращения многих отделов. Это может привести к большому количеству увольнений.
Переаттестация
Согласно предполагаемым изменениям в МВД России, повторную аттестацию сотрудников планируется провести в 2019 году, но ее результаты будут использованы в 2020. Переаттестация проводится в два этапа. Первый – это электронное тестирование на знание законов и должностных обязанностей. Далее следует проверка физической подготовки.
Результаты проверки сотрудников позволят выявить работников, не соответствующих занимаемой должности. Сокращение не коснется полицейских со стажем работы более 20 лет, если они единственные кормильцы в семье, повышают квалификацию или обладают более высоким уровнем умственной или физической подготовки, чем предполагает текущая должность. Благодаря планируемым изменениям и индексации окладов появится возможность увеличить пенсионные выплаты бывшим сотрудникам. Кроме того, сотрудники сами смогут увеличить размер пособий – каждый год службы работника, достигшего пенсионного возраста по выслуге лет, обеспечит ему прибавку к пенсии в размере 3%.
Сократить и приумножить
По ее словам, с 2020 года в России начнется реформа в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госаппарата и повышению зарплат оставшихся. Если этого не сделать, сказала замминистра, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексироваться только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 млрд рублей в год из бюджета. «Экономия не самоцель реформы, — сказала Нестеренко. — Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь».
Сокращение госаппарата предполагается провести в два этапа. Сначала, в 2020 году, уменьшить численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10 процентов, территориальных — на 5, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе планируется структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут преобразованы в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Российский госаппарат «оптимизируется» как минимум с 2010 года. С тех пор едва ли не каждый год происходит сокращение армии чиновников с ее последующим, а то и одномоментным пополнением. В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов.
Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек — лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010- го. В 2017 году расходы на оплату труда федеральных госслужащих были предусмотрены в объеме 95,85 млрд рублей, в 2018-2019 годах — по 96,9 млрд рублей ежегодно.
Центр стратегических разработок предлагает до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. Если сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тысяч населения, то после сокращения их количество снизится до 103 на 10 тысяч. При этом стоимость госуправления тоже упадет: с нынешних 2844 рублей в год на гражданина — до 1990 рублей. По замыслу специалистов ЦСР, сокращение будет поэтапным и завершится к 2024 году. Одновременно будет происходить перевод ряда управленческих функций в цифровой формат.
Российский государственный аппарат имеет свойство прирастать сокращением. Каждый очередной секвестр его неминуемо отзывается скорым приростом. Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него. Но зарплаты госслужащих не подчиняются этой логике. Государство на себе не экономит.
Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих. Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах.
Но, по оценкам экспертов, у нас явно избыточен силовой аппарат. «Таким образом, с точки зрения мирового опыта различного рода силовиков сокращать можно фронтально, — считает экономист Дмитрий Некрасов. — А столь популярное у нас общее сокращение численности гражданских чиновников в России вряд ли целесообразно».
По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона — на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента — в судах и прокуратуре, 2,1 процента — в законодательных органах, 1,1 процента — в других государственных структурах.
За счет чего будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности. В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в Минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости.
Готова ли российская бюрократия самореформироваться — вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников. Важно другое — качество государственных услуг, предоставляемых населению. Речь не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти.
Каких госслужащих будут сокращать в 2020 году
Власти РФ озвучили, каких госслужащих будут сокращать в 2020 году в рамках реформирования госаппарата. Планируемые изменения призваны создать условия более качественно исполнять государственные функции, в том числе предоставлять госуслуги гражданам.
Предпосылки реформирования
Вопрос необходимости сокращения штата госслужащих поднимается в России не один год, но последние новости говорят о том, что в 2020 году власти перейдут от слов к делу.
Предыдущая реформа по сокращению численности госслужащих анонсировалась в 2016 году. Но при заявленном уменьшении на 10% на практике сократили только 1,4% сотрудников. Уже к 2017 году общий штат вырос на 1,2% и составил 2,1 млн. человек, а к 2019 году достиг 2,4 млн.
Таким образом, сами чиновники признают, что штат территориальных и центральных госорганов на данный момент сформирован нерационально: в нем присутствуют избыточные структуры, дублирующие функции друг друга и вовсе выполняющие не свойственные им обязанности. Соответственно возникает необходимость реформ и оптимизации.
Еще одна предпосылка к пересмотру численности персонала госструктур – постепенное замещение ряда обязанностей реальных сотрудников инновационными автоматизированными программами. Современные системы способны принимать обращения граждан, направлять их необходимым специалистами даже отвечать на самые шаблонные из них. С каждым годом алгоритмы только совершенствуются, что будет также влиять на рынок труда.
Чего ждать
Минфин предлагает провести реформу госслужбы в 2 этапа:
- Автоматическое сокращение численности госслужащих: на 10% – для федеральных структур госорганов, на 5% – для территориальных – на 5% в 2020 году. Для последних планируется довести этот показатель до 15% к 2021 году.
- Усовершенствование структуры госаппарата результатом которого станет дополнительное уменьшение численности штата. С этой целью планируется провести укрупнение и преобразование территориальных органов и ведомств в отдельные филиалы, не обладающие статусом юридического лица и дополнительными подразделениями.
Итогом реформы должно стать формирование компактных фронт-офисов, которым не потребуются сотрудники, занимающиеся обеспечением различных аспектов деятельности (информационным, документационным, административно-хозяйственным и пр.).
Определять непосредственно перечень сотрудников госслужбы, попадающих под сокращение в 2020 году, будут сами руководители госорганов. В помощь им Минфин сейчас разрабатывает так называемый реестр функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти. Он должен установить перечень полномочий последних, расходы на их выполнение и определить «лишние» элементы (дублирующие, неактуальные или нереализуемые).
Для оптимизации численности штата планируется использовать еще несколько инструментов в части обеспечивающих полномочий и функций:
- централизацию (например, осуществление закупок для совместно размещенных госструктур) с целью уменьшения количества специалистов, участвующих в реализации соответствующих функций;
- специализацию, предполагающую передачу отдельных полномочий спецучреждениям или госструктурам (к примеру, Федеральное казначейство будет заниматься начислением и выплатой зарплаты).
Изменения в оплате труда
На фоне сокращения госслужащих общий фонд оплаты труда останется неизменным. Соответственно, за счет средств, высвободившихся благодаря уменьшению штата, планируется повысить зарплату оставшихся сотрудников. Иначе обеспечить им конкурентный уровень оплаты будет невозможно. На эти цели нужно дополнительно около 100 млрд. руб. ежегодно, которых в федеральном бюджете попросту нет. В случае отказа от масштабных сокращений, зарплаты будут, как и прежде, повышать только за счет ежегодной индексации по уровню инфляции, что по сути не ведет к улучшению благосостояния граждан.
Наряду с ростом жалования госслужащих планируется изменение самой системы оплаты. Если сейчас зарплата состоит на 40% из постоянной части и на 60% из плавающих стимулирующих выплат, то в скором будущем соотношение изменится с точностью до наоборот.
Мнение экспертов
Эксперты относятся к грядущим изменениям штата госорганов неоднозначно:
- Павел Салин, директор Центра политисследований Финансового университета, напоминает о ранее анонсированных сокращениях, результатом которых не только не стало реальное уменьшение штата госслужащих, но и увеличение их количества. Если же дело дойдет до реальных действий, Салин предполагает, что прежде всего будут сокращать не реальных сотрудников, а незаполненные вакансии.
- Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, предполагает, что основным критерием при масштабных сокращениях должна стать эффективность сотрудников. Поэтому реформа прежде всего коснется тех, кто привык плохо работать и станет для старых кадров стимулом не просто «сидеть на шее государства и проедать госбюджет», а работать эффективнее.
- Марат Баширов, политолог, говорит о возможном лишении работы для низкооплачиваемых работников самых низших рангов. По его мнению, это не обеспечит существенную экономию бюджета, но позволит ликвидировать госслужащих, работа которых заключается лишь в подготовке разного рода справок, отчетов для своего начальства.
Массовое сокращение чиновников в 2020 году: видео