1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разрешение на торговлю табачных изделий в 2020 году

Как начинался тотальный табачный дефицит

К концу 1969 года отсутствие в продаже папирос и сигарет, которое, как обычно в те годы, объясняли временными трудностями, превратило табачные изделия в остродефицитный товар. А Министерство торговли РСФСР сообщало в ЦК КПСС, что в следующем году ситуация только ухудшится.

«В связи с недостаточностью фондов»

Как правило, любые воспоминания о дефиците товаров и продуктов в советские времена вызывают ожесточенные споры. Всегда находятся люди, упорно доказывающие, что у них в республике, области, районе, городе недостатка в молоке, овощах, телевизорах или чем-то другом никогда не существовало. И в этом нет ничего странного. Ведь распределение ограниченных ресурсов всего и вся по разным регионам СССР, несмотря на все разговоры о всеобщем равенстве и плановом хозяйстве, происходило неравномерно.

Если, например, секретарь какого-либо обкома дорастал до уровня секретаря ЦК КПСС или члена Политбюро и при этом сохранял добрые отношения со своим бывшим регионом, для этой области или автономной республики находились и выделялись дополнительные фонды товаров. Поскольку руководители Госплана утверждались на своих постах ЦК и волей-неволей были вынуждены прислушиваться к мнению высоких партийных руководителей.

Кроме того, существовало особое снабжение крупных промышленных центров и столичных городов. Причем отнюдь не равное. К примеру, в декабре 1969 года области РСФСР должны были по плану отгрузить в Москву, население которой составляло 7 млн человек, 29 тыс. тонн мяса. А в Ленинград с населением чуть менее 4 млн — 3 тыс. тонн.

Однако неожиданно возникший в 1969 году дефицит папирос и сигарет охватил все края, области и республики Российской Федерации в равной мере. Во всяком случае, так об этом докладывал в ЦК КПСС заместитель министра торговли РСФСР А. Н. Сергиенко. В его записке о недостаточности ресурсов табачных изделий от 22 декабря 1969 года говорилось:

Продажа этих изделий в 1969 году возросла по сравнению с 1968 годом на 10,9%.

В связи с недостаточностью фондов резко сократились остатки табачных изделий в розничных торговых организациях».

Рост потребления табака, папирос и сигарет был вполне объясним. Год выдался довольно тяжелый. Шло активное сворачивание косыгинской экономической реформы, предусматривавшей переход предприятий на хозрасчет и предоставление им большей самостоятельности. В результате надежды на скорое увеличение заработков и улучшение условий жизни рухнули. А к этому добавлялось напряжение, вызываемое постоянным ростом цен и будоражившими страну слухами о грядущих новых удорожаниях товаров и продуктов (см. «Не может стабилизироваться наша экономика»).

Причем улучшения ситуации в торговле табачными изделиями не ожидалось.

«Заявка на эти изделия,— писал Сергиенко,— представленная МТ РСФСР на 1970 год в объеме 1600 млн рублей, не удовлетворена.

Рыночный фонд табачных изделий установлен в объеме 1399 млн рублей, то есть ниже уточненного плана 1969 года и ниже ожидаемой реализации с. г.

Таким образом, выделяемые на 1970 год рыночные фонды табачных изделий не только не дадут возможности восполнить остатки в рознице, но и не обеспечат бесперебойной торговли ими.

Для нормализации торговли табачными изделиями для РСФСР требуется на 1970 год дополнительно этих изделий на 200 млн рублей».

«Установлен Госпланом СССР»

Министерства торговли СССР и РСФСР имели разное мнение о распространенности табачного дефицита в республиках, краях и областях России

Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

Записку Сергиенко переслали в Министерство торговли СССР для принятия мер. И 12 января 1970 года в ЦК КПСС пришел ответ заместителя министра П. Д. Кондрашова, составленный в лучших аппаратных традициях того времени.

Прежде всего в документе отмечалось, что к Минторгу СССР претензий по торговле табачными изделиями быть не может, поскольку план продаж перевыполнен:

«По предварительным данным, план поставки табачных изделий по рыночному фонду в 1969 году выполнен по СССР на 102,7%, в том числе по РСФСР — на 102,8%.

Населению продано табачных изделий на сумму 2562 млн рублей (примерно 338 млрд штук) против 2362,7 млн рублей (327 млрд штук) проданных в 1968 году, или больше по сумме на 8,4% и по количеству на 3,4%.

По РСФСР в 1969 году продано населению табачных изделий на сумму 1460 млн рублей (примерно 190 млрд штук) против 1317 млн рублей (180 млрд штук) в 1968 году, или с ростом по сумме на 10,8%, по количеству на 5,5%».

Разница в росте продаж в денежном и количественном выражении означала, что табачные изделия подорожали. Но внимание высокопоставленных читателей записки Минторга на этом не заострялось, а шел переход к признанию существования табачного дефицита:

Для нормальной торговли в 1970 году, а также доведения запасов в оптовых и розничных организациях до норматива и обеспечения внерыночных потребителей Министерством торговли СССР определена потребность табачных изделий в сумме 2740 млн рублей, или 370 млрд штук, из них за счет отечественного производства — 330 млрд штук, за счет импорта — 40 млрд штук. При этом поставка по рыночному фонду в 1970 году предусматривалась в целом по СССР на сумму 2670 млн рублей (361 млрд штук), в том числе по РСФСР — на сумму не менее 1500 млн рублей, или с ростом против 1969 года по СССР и РСФСР на 4%».

А затем Министерство торговли СССР мягко перекладывало ответственность за сложившееся положение, как тогда говорилось, «на смежников» — на Госплан СССР:

«Однако в народнохозяйственном плане на 1970 год предусмотрено производство табачных изделий в количестве 317 млрд штук и закупка по импорту — 28,2 млрд штук, т. е. всего ресурсов 345,2 млрд штук при потребности не менее 370 млрд штук.

Рыночный фонд табачных изделий на 1970 год установлен Госпланом СССР в целом по стране в сумме 2535 млн рублей при потребности не менее 2670 млн рублей, или ниже на 135 млн рублей (примерно на 20 млрд штук).

Сумма заявок Советов Министров союзных республик и централизованных получателей для рыночного фонда табачных изделий на 1970 год составляет 2681 млн рублей, из них по РСФСР — 1500 млн рублей.

Исходя из утвержденного Госпланом СССР рыночного фонда табачных изделий в целом по стране в сумме 2535 млн рублей, а также с учетом необходимости полного обеспечения централизованных получателей Минторгом СССР выделено РСФСР табачных изделий на сумму 1395 млн рублей (примерно 191 млрд штук)».

«Увеличивается за счет сокращения запасов»

Но Министерство торговли СССР, как сообщалось в той же записке, принимало все возможные меры для ликвидации дефицита:

Сумма заявок торговых организаций намного превышала совокупные мощности производственных

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

«Учитывая напряженное положение в торговле табачными изделиями, особенно в РСФСР, Министерством торговли СССР принимаются меры по изысканию дополнительных ресурсов папирос и сигарет. По ходатайству Министерства торговли СССР Министерством внешней торговли достигнута договоренность о дополнительной закупке в Болгарии 5 млрд штук сигарет (межправительственный протокол от 15 декабря 1969 года). Из этого количества 4 млрд штук (на сумму около 50 млн рублей) выделяется РСФСР (по сообщению В/О “Разноэкспорт”, контракт на эту закупку должен быть подписан в январе с. г.)».

Говорилось в записке и о других мерах:

«В соответствии с решением бюджетной комиссии рыночный фонд табачных изделий на 1970 год увеличивается за счет сокращения запасов в опте и улучшения ассортимента по СССР на 8,2 млн рублей, из них РСФСР на 4,5 млн рублей».

Правда, «улучшение ассортимента», как правило, означало увеличение цен. Однако Минторг заверял ЦК, что с помощью предложенных мер острота проблемы будет уменьшена:

Кроме того, за счет прибывших в январе с. г. из Кубы (так в тексте.— “История”) табачных изделий (по контракту 1969 года) РСФСР 9 января с. г. выделено дополнительно сигарет на 6,2 млн рублей.

В целях улучшения торговли табачными изделиями Министерством торговли СССР направлено в Госплан СССР ходатайство об увеличении в 1970 году производства табачных изделий и завоза их по импорту. При положительном решении этого вопроса первоочередно будет учтена потребность РСФСР».

Однако от ходатайства в Госплан до реального решения вопроса путь был неблизким. Особенно когда в условиях постоянного дефицита валюты речь шла о закупках за границей. Так что, несмотря на то что получавшееся в результате предпринятых действий увеличение фондов табачных изделий на 60,7 млн руб. было значительно меньше 200 млн руб., о которых писал А. Н. Сергиенко, в отделе торговли и бытового обслуживания ЦК КПСС сочли, что проблема решена.

Но что же происходило в это время в РСФСР на самом деле? Дефицит сигарет и папирос с 1969 года в большинстве регионов стал хроническим. Вполне возможно, что в каких-то местах ситуация была иной. Несомненно одно. Легковесное отношение к серьезной проблеме впоследствии привело к памятным и теперь «табачным бунтам».

Как закроют малый бизнес в 2020 году.

Не так давно в наших СМИ прозвучало, что правительству было дано поручение на разработку законопроекта, который подразумевает отказ от специального режима налогообложения для тех предпринимателей, которые реализуют продукцию подлежащую маркировки с 1 января 2020 года.

Маркировка товара, это нанесение производителем или импортером товара специального штрих-кода на изделие для того, чтобы можно было легко отследить его путь от производителя до потребителя. Конечно с одной стороны всё это как бы сделано на благо народа, так как при этом продажа контрафакта резко снижается и в итоге покупатель в конце получает «оригинальную» вещь. На данный момент это применяется в основном на алкоголь и меховые изделия

Сейчас большинство магазинов площадью до 100 кв.м. применяют систему налогообложения ЕНВД, которая сильно упрощает жизнь малым предпринимателям. При данной системе налогообложения они платят фиксированную сумму налога в бюджет, исходя из той площади, которую занимают. То есть совседм небольшие предприниматели не ведут бухгалтерию. Не считаю точно приход, расход и т. д.

С 1 января 2020 года обязательной маркировке будут подлежать следующие товары:

— постельное и столовое;

— одежда, в том числе рабочая из искусственной или натуральной кожи;

— духи и туалетная вода;

— различные трикотажные изделия, блузки ручного и машинного вязания;

— верхняя одежда, включая: пальто, полу пальто, плащи, куртки,
ветровки и т.д.;

— постельное и столовое бельё;

— автомобильные шины и пневматические резиновые покрышки.

и многое другое.

Сейчас в регионах большинство вышеуказанной продукции реализуется на рынках и в магазинах малой торговли на первых этажах жилых домов, но начиная с 1 января 2020 года большинство (99,9%) таких магазинов и палаток станут внезакона, так как будут обязаны изменить налоговый режим и купить дорогостоящее оборудование.

Как это всё в итоге отразится на предпринимателе:

1. Стоимость одного комплекта оборудования для продажи маркированных товаров составляет в среднем от 25000 рублей. То есть в связи с большим количеством посредников от производителя до конечного продавца всем необходимо будет покупать данное оборудование.

2. Введение обязательного онлайн кассового аппарата. Его средняя стоимость составляет от 18500 рублей.

Но это всё можно пережить, так как это расходы разовые, которые в итоге не особа отразятся на стоимости продукции.

А вот, что в итоге «убьёт» всех малых предпринимателей:

1. Ежемесячная плата за обслуживание маркировочного оборудования включая связь составит от 1000 до 3000 рублей.

2. Ежемесячные расходы на содержание и обслуживание онлайн кассы составит от 1000 до 2000 рублей.

3. Налоговая нагрузка вырастит от 150 до 350% со средних 2000 рублей до 6500 рублей, а это плюс 4500 рублей в месяц.

4. Расходы на бухгалтерию включая программное обеспечение составят в среднем 5000-7000 рублей.

Итого в среднем расходы маленького магазина увеличатся в месяц на 14000 рублей, а это «смертельно» для малого бизнеса.

В большинстве случаев малый предприниматель работает без наёмной силы и это является его единственным источником дохода, чтобы прокормить семью.

На данный момент в нашей стране нет такого количества рабочих мест, чтобы трудоустроить такую «армию» безработных, все крупные предприятия закрываются, иностранные заводы сворачивают деятельность в России.

Зачем «реально» всё это делают.

Давно уже не секрет, что розничная торговля приносит довольно хорошую прибыль большим сетевым магазинам (недаром они «растут как грибы»). При закрытии малого бизнеса в стране все покупатели вынуждены будут ходить в крупные сетевые магазины, которые будут сами устанавливать цены на продукцию ту, которую они сочтут нужным, так как банальной конкуренции просто не будет. А как известно все крупные сетевые магазины аффектированы и контролируются «большими» дядями и тётями которые в свою очередь и продвигают данные законы.

Если всё это не отменят, то в 2020 году нас ждёт:

1. Резкий всплеск реальной безработицы.

2. Резкое повышение цен на те группы товаром которые подлежат обязательной маркировке.

3. Массовое закрытие рынков и малых магазинов.

4. Массовое закрытие небольших ателье по повышу одежды и различной другой текстильной продукции.

В 2020 году в России запретят продажу сигарет без цифровой маркировки

С 1 июля 2019 года все табачные фабрики, расположенные в России, обязаны перейти на производство сигарет с цифровой маркировкой. Производство сигарет без специального цифрового кода Data Matrix будет незаконным. Продавать немаркированные сигареты можно будет до 1 июля 2020 года. После этой даты оборот сигарет без идентификационного знака будет запрещен.

Фото: Pixabay / cherylholt

Золотые годы монополии

Петербург всегда считался центром табачного производства, и сейчас эта отрасль, что называется, в передовиках. По данным Петростата, в январе — апреле 2019-го объем отгрузки продукции и оказания услуг петербургскими предприятиями этого вида деятельности достиг 21,4 миллиарда рублей. Стараются не отставать и соседи: за тот же период табачные фабрики Ленобласти отгрузили «дымного товара» на 15,2 млрд руб.

За январь — апрель 2019 года оборот петербургских предприятий табачной отрасли составил 22,7 млрд рублей, у предприятий Ленинградской области — 16,2 миллиарда рублей. В сегменте пищепрома табачная отрасль занимает почетные места. В Петербурге по объемам отгрузки производители сигарет оставили позади производителей напитков, которые считались драйверами роста пищепрома.

У табачных фабрик и артелей богатая история. Первая масштабная табачная фабрика в Петербурге была основана в 1825 году. А к началу ХХ века в городе на Неве работали уже девять больших табачных фабрик. В 1914 году возникла первая крупная российская табачная монополия — «Санкт-Петербургское торгово-экспортное акционерное общество».

Организация включала 13 табачных фабрик в Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону и Феодосии и производила 56% табачных изделий, выпускаемых в России. С тех пор табачная промышленность северной столицы переживала и взлеты, и падения, но даже в самые трудные времена оставалась на плаву.

Бюджет вылетит в трубку?

Сегодня в Петербурге и Ленинградской области работают три крупные международные компании — British American Tobacco (фабрика «БАТ-СПб»), JTI (табачная фабрика «Петро» и площадка по производству табачного сырья «Крес Нева») и Philip Morris (фабрика «Филип Моррис Ижора»).

В нынешних условиях отрасль в регионе развивается стабильно. Однако в целом по России она испытывает некоторые трудности, что находит отражение на рынке Северо-Запада. Так, в связи с сокращением отечественного табачного рынка до конца 2019 года компания «БАТ-Россия» намерена перенести производство со свой фабрики в Саратове на фабрику «БАТ-СПб», которая, таким образом, останется единственной производственной площадкой компании. В 2016 году компания JTI закрыла в Москве фабрику «Лиггетт-Дукат» и перенесла производство сигарет на петербургское предприятие «Петро».

Главная проблема, которую приходится преодолевать российским табачникам, — это катастрофический рост доли нелегального рынка. По данным экспертов аналитического агентства Nielsen, с 2015-го по 2018 год рынок нелегальных сигарет в России вырос в восемь раз. Согласно данным исследования аналитического агентства Kantar, за последний год доля нелегальных сигарет в России увеличилась на треть и в первом квартале 2019 года превысила порог 10%. То есть на сегодня каждая десятая пачка сигарет на рынке является контрабандной либо контрафактной или имеет сомнительную историю происхождения на территории России.

Результатом этого вышедшего из-под контроля процесса стал тот факт, что, согласно расчетам аналитиков, в текущем году российский бюджет может недополучить более 70 миллиардов рублей с табачных акцизов и НДС. И это притом что для российской экономики табачная продукция является второй по значимости статьей доходов федерального бюджета после компаний нефтегазовой отрасли.

Подпольный дым

Действительно, чтобы приобрести нелегальную продукцию в Петербурге, далеко ходить не надо. Достаточно прогуляться, к примеру, по улицам в окрестностях станции метро «Садовая». Здесь часто можно встретить припаркованные к пешеходным зонам легковушки с установленными импровизированными складными прилавками, которые в случае «тревоги» можно быстро убрать в машину. При желании контрафактные сигареты можно без труда найти на стихийных рынках, во многих независимых табачных лавках, которые зачастую являются семейным бизнесом: достаточно намекнуть продавцу — и товар твой. Ну и, конечно, любители незаконных сигарет пасутся на просторах Интернета.

Чтобы было понятно, нелегальной (контрабандной и контрафактной) считается продукция, с которой в России не уплачен акциз. В основном нелегальный рынок состоит из контрабандных товаров, произведенных в странах Евразийского экономического союза (в который кроме России входят Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан) и дальнего зарубежья.

Свою лепту в формирование нелегального рынка вносят и небольшие местные подпольные табачные артели. В Северо-Западном регионе количество подделок сигаретных марок с весны прошлого года увеличилось с 0,6 до 1% (по итогам первого квартала 2019 года). Исходя из того что Петербург всегда славился табачным производством, здесь есть богатый кадровый резерв профессионалов. Это и пенсионеры, и неприкаянные специалисты фабрик, которые в свое время были закрыты. Вот и промышляют они на «черном» рынке, привлекая в качестве рабочей силы приезжих из Средней Азии.

Не отстает по активности контрабандистов и Ленобласть. К примеру, этой весной был разоблачен подпольный цех по производству сигарет в одном из поселков Ломоносовского района. Стоимость установленного в цехе фасовочного оборудования оперативники оценили минимум в 10 миллионов рублей. Там же были мешки с табаком, коробки с фирменной упаковкой и поддельные акцизные марки. Нелегальное предприятие специализировалось на выпуске сигарет «Прима», ежемесячно выпуская около 800 тысяч пачек. К слову, кроме этой популярной советской марки наиболее часто подделываемыми брендами являются Winston и Bond Street.

Ненасытный акциз

Популярность нелегальных сигарет объясняется их низкой ценой по сравнению со стоимостью легальной продукции российских фабрик, которые вынуждены нести очень большую непроизводственную нагрузку. Это и постоянный рост стоимости акцизов, и ужесточение экологических требований и правил по организации культуры и безопасности труда, и появление новых табачных продуктов в электронном формате. И все это на фоне сокращения потребительского спроса.

При этом в странах, откуда в Россию поступает нелегальная табачная продукция, стоимость акцизов на нее в разы меньше, чем у нас.

«Многократная разница в цене между легальной и нелегальной продукцией является основной причиной роста нелегального рынка, — подтверждает вице-президент компании JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко. — С нелегальных сигарет ни акциз, ни другие налоги никто не платит, в то время как стоимость легальных сигарет постоянно увеличивается из-за роста ставки акциза.

Сегодня средняя стоимость пачки сигарет в России составляет 105 рублей, из которых 62 рубля — это налоговая составляющая (минимальная ставка акциза и НДС). Зафиксированный десятикратный рост доли нелегального рынка за последние три года говорит о превращении нелегальной торговли в масштабный криминальный бизнес с устойчивыми каналами поставок и сбыта. Для борьбы с этим злом необходимы системные шаги со стороны государства, включая ужесточение законодательства».

Спасительный код

Один из способов, которым государство намерено сдерживать натиск табачного контрафакта, — введение обязательной цифровой маркировки Data Matrix, который производители должны наносить на пачку сигарет с помощью специального оборудования.

«С нашей точки зрения, цифровая маркировка обладает значительным потенциалом для решения проблемы нелегального оборота табачной продукции в России, — считает Сергей Головко. — Благодаря тому что цифровой код наносится непосредственно в момент производства пачки и в дальнейшем позволяет отслеживать все этапы движения табачной продукции от фабрики к потребителю, значительно сокращается возможность попадания нелегальных сигарет в легальные розничные каналы. Более того, распространение системы цифровой маркировки на другие страны Евразийского экономического союза позволит ограничить возможности для незаконных перетоков подакцизных товаров на их рынки».

Координацию маркировочного процесса осуществляет Минпромторг России. В системе уже зарегистрированы все ведущие производители, в числе которых Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco и другие. Также к системе подключены крупные торговые сети. Хотя стоит отметить, что розничные сети и сегодня в «нелегальных фокусах» участия не принимают. Поэтому для полномасштабной войны с контрафактом помимо маркировки необходим дополнительный комплекс мер, включающий механизм уравнивания акцизов внутри ЕАЭС (с учетом того, что у Казахстана и Белоруссии есть отсрочка от повышения акцизов на табачную продукцию минимум до 2021 года). Ну и, конечно, для сдерживания незаконной продажи сигарет необходима серьезная ответственность и штрафы по аналогии с теми, которые взимаются за незаконную продажу алкоголя. Сейчас, даже если поймать продавца нелегальных сигарет за руку, максимум, что ему грозит, незначительный административный штраф.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6460) от 17.06.2019 под заголовком «Производители сигарет вооружаются шифрами».

Торговля сигаретами для ИП: правила и налоги

Торговля сигаретами для ИП при правильном подходе позволяет получать высокую прибыль. Предприниматели могут вести её оптом и в розницу. Однако при организации табачного бизнеса придётся учитывать сильную конкуренцию в этой сфере и множество нормативных ограничений, связанных с особой вредностью таких изделий.

Законодательство по теме

Оптовая и розничная торговля табачными изделиями введена в строгие рамки несколькими нормативными актами, в числе которых главное место отведении «антитабачному» Закону от 23.02.2013 N 15-ФЗ. Действовать он будет и в 2019 году.

Основные рамки, касающиеся ИП, очерчены в 13-й, 19-й и 20-й статьях документа.

Торговать табачной продукцией разрешается изначально в:

  1. магазинах, которые должны представлять собой здание или его участок, отведённые под торговлю, соответствующим образом оборудованные, а также имеющие торговые, административные помещения, подсобки и т. п.;
  2. павильонах, представляющих собой строение с залом для торговли и рабочими местами (не меньше одного).

Только за неимением в населённом пункте таких объектов разрешается торговать из других точек вплоть до развозного способа. Запрещено продавать сигареты на ярмарках и выставках.

В торговых точках нельзя выкладывать сигареты на обозрение, а информировать покупателей посредством размещения прайс-листов, где по алфавиту приведён весь ассортимент табачной продукции. Демонстрировать товар можно после ознакомления клиентов с этим перечнем.

Не разрешается поштучно продавать сигареты, а также, если их в пачке меньше или больше 20 штук.

Введены территориальные запреты на реализацию табачных изделий, в результате запрет на продажу установлен:

  • в помещениях, отведенных для образовательных, культурных, спортивных, физкультурных, медицинских целей;
  • в общественном транспорте, государственных муниципальных учреждениях;
  • не ближе 100 метров от границы образовательного учреждения;
  • в зданиях и помещениях, отведённых для обслуживания пассажиров всех видов транспорта (авто, железнодорожного, авиа, водного, метро);
  • на территории, где предоставляются жилищные, гостиничные, бытовые услуги.

Нельзя продавать продукцию несовершеннолетним, то есть лицам, не достигшим 18 лет. Продавец, если не может сразу определить возраст покупателя вправе запросить у него паспорт гражданина российской федерации, чтобы убедиться в правомерности реализации. При отсутствии документа закон рекомендует отказать в продаже.

Запрещена продажа сигарет по цене ниже минимальной. Розничные цены устанавливаются производителями они и печатают на каждой пачке сигарет рекомендованную стоимость продажи. На неё и стоит ориентироваться и опускаться ниже нельзя.

На ИП возложена обязанность по проверке подлинности специальных и акцизных марок. Легальность их проверяют на сайте федеральных органов. Если предприниматель пропустит контрафактный товар по невнимательности, его привлекут к административной ответственности.

Лицензия

Торговля сигаретами в розницу, как вид коммерческих занятий, в перечне лицензируемых видов не значится. То есть специального письменного разрешения на такую реализацию не требуется в настоящее время, не запланировано их введение и на 2019 год.

Тем не менее, ИП, намеревающемуся начать бизнес на табачных изделиях, особенно на торговых площадях, настоятельно рекомендуется добавить соответствующий код ОКВЭД к тем, что были ранее и зарегистрировать его в реестре. Значение индекса – 47.11 позволяет торговать в неспециализированных магазинах продуктами питания и сигаретами. Проводит процедуру регистрации налоговая инспекция, делает это бесплатно, предпринимателю остаётся лишь написать соответствующее заявление.

С начала 2017 года торговля электронными сигаретами приравнена к реализации табачных изделий. Пока ограничения, приведённые в предыдущей главе, распространялись лишь на табачные изделия, но вскоре и такая продукция попадёт под нормирование.

В отдельных регионах налогообложение предпринимателей организовано таким образом, что на ЕНВД и патенте торговать сигаретами стало невозможно. Дело в следующем. Сигареты – товар подакцизный, а на «вменёнке» такую продукцию продавать запрещено. Однако в НК РФ приведён список соответствующих позиций и в нём табачных изделий нет.

Всё решается на уровне региональных законодателей, которые не включают в список допущенных к ЕНВД видов занятий продажу табачных изделий. Контролируют соблюдение ИП предписаний они через ОКВЭД.

Чтобы не получить наказание, рекомендуется справиться в местной налоговой инспекции о присутствии желаемого вида деятельности в списке разрешённых.

Онлайн кассы

Закон отдельно не устанавливает сроки перехода к онлайн кассам ИП, торгующих табачными изделиями. Поэтому следует руководствоваться правилами, действующими для всех предпринимателей.

В соответствии с требованиями закона торговля за наличный расчёт и с помощью банковских карт должна осуществляться с кассовыми аппаратами. Отсрочку до 1 июля 2019 года получили лишь индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патенте. Им пока можно торговать без ККМ и, соответственно без онлайн кассы.

Налогоплательщики попросили Минфин отдельно пояснить, не нарушат ли это правило торговцы табачными изделиями, причисленными к подакцизным. Ведь на схожие категории – пиво и спиртные напитки специальный порядок пробития чеков уже введён. Специалисты министерства указали, что для предпринимателей на патенте и «вменёнке» продажа сигарет в 2019 году по новым правилам (то есть с онлайн кассами) должна вестись тоже с 1 июля.

В кассовом чеке ИП должен указывать наименование товара, поскольку с этого товара берётся акциз. Для другой продукции это правило не действует.

Как правильно продавать табак с 1 июля 2019 г.

Хотите быть в курсе последних статей ?

Подпишитесь на рассылку!

Как правильно продавать табак с 1 июля 2019

В середине лета продавцов маркированных сигарет ждут изменения. Работать придется по новым правилам. Подготовка к реализации сигарет — важный этап переходного периода. Маркировка табака осуществляется на основании положений правительственного Постановления № 224 от 28 февраля 2019 г. Общая информационная база для мониторинга товарооборота табачной продукции носит название МОТП.

Внесение сведений обо всех остатках табака на 01.07.2020 г. в систему мониторинга пока не является обязательным. Но общий алгоритм учета товарооборота сигарет и табака в России уже определен.

Основные положения

Документ определяет порядок регистрации розничными продавцами и импортерами табака маркированной продукции в государственной информационной системе (ГИС). Срок размещения информации — с 01 марта по 30 июня 2019 г. Если деятельность юридическим лицом или ИП началась после 30.06.2019 г., то размещать сведения нужно в течение недели.

С 1 июля 2019 года производить табак и ввозить его в страну без маркировки и занесения в базу данных запрещено. Если информация о сигаретах или папиросах отсутствует в МОТП, их реализация не разрешена. Торговцев в данном случае будут наказывать по законодательству, привлекать к административной ответственности.

Подробнее ознакомиться с темой Маркировки табака можно на выделенной странице

Продажа промаркированного табака осуществляется при помощи онлайн касс, передающих данные через ОФД в налоговую инспекцию. Специфические кассы для продажи табачной продукции подбирать не требуется, однако, нужно учитывать особенность точки продаж: проходимость, доступность сети интернет, необходимости работать в автономном режиме.

Для небольших торговых точек, специализацией которых может быть продажа табачных изделий, производитель касс Атол разработал модель Sigma 10 со встроенным принтером и автоматическим обрезчиком ленты. Компактная и надежная ККТ может быть сравнима с большими POS-терминалами, однако по размерам она меньше аналогов в несколько раз.

Магазин у дома

Аптека

Кафе/бар/ресторан

Салоны красоты/медцентры

Услуги

Регистрация в ГИС табачного мониторинга

Чтобы зарегистрироваться в системе мониторинга, необходимо совершить несколько простых действий:

  1. Заполнить анкету для регистрации в «Национальной системе цифровой маркировки Честный знак».
  2. Внести сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.

Первый этап — отправление заявки на создание личного кабинета. Заявителю приходит на электронную почту ссылка на заполнение регистрационных данных. Чтобы регистрировать и затем продавать табачную продукцию, а также подписывать электронные универсальные передаточные документы (УПД), необходима электронно-цифровая подпись. Оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи занимаются специальные удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи РФ. Получить электронную подпись также можно в нашем УЦ Калуга Астрал

Регистрация осуществляется на официальном сайте системы «Честный знак». Результатом успешного внесения данных является присвоение кода ID. С открытием личного кабинета в ГИС пользователь может пользоваться всем функционалом сайта. Продавцы и импортеры папирос и сигарет обязаны сдавать специальную декларацию по аналогии с ЕГАИС.

Как подготовиться к производству и продаже маркированных изделий

Правила приемки табачной продукции

Разработчики системы продумали все нюансы внесения информации в базу данных. Отечественная табачная продукция маркировка Data Matrix наносится производителем на фабрике. Нанесение Data Matrix на импортные товары осуществляется в стране изготовителя или непосредственно перед прохождением таможни. В Россию табак должен ввозиться уже подготовленным к реализации.

Обязанность производителя и импортера — сообщение системе мониторинга информации обо всех упаковках маркированной табачной продукции. Сделать это можно путем загрузки в ГИС электронных универсальных документов отгрузки товара. Таким образом, права собственности на табак зафиксируются. Переход этого права от одного участника к другому можно будет проследить по цепочке введения УПД. Перемещение табака в системе должно обрести актуальность к 1 июля 2020 года.

Важный момент — если к началу июля 2020 г. у импортера или производителя остался товарный запас без маркировки или с поврежденными кодами Data Matrix, остатки придется кодировать. Заявку на выпуск контрольно-идентификационных знаков пользователь системы сможет отправить прямо из своего Личного кабинета. Генерация новых кодов в виде строчки подлежит преобразованию в квадратный код. Его наносят на немаркированный товар, впоследствии — сканируют считывающим устройством.

Приемка продукции на реализацию может производиться со сканером, а можно будет этого не делать. Так продавец лишний раз страхуется от пересортицы. Ведь информация о производстве папирос или сигарет уже занесена в базу, когда производилась маркировка табака изготовителем или импортером. Принимать табак лучше пачками, но при оптовой продаже допускается сканирование блоков. Впоследствии при обнаружении несоответствий между данными ГИС и фактическим остатком в магазине без предварительного считывания сведений с упаковки будет физически невозможно внести изменения. А технические ошибки допустимы, особенно при масштабном производстве. Выход при обнаружении несоответствий — вернуть товар, не найденный в информационной базе, поставщику.

Особенности перемещения и возврата табачной продукции

В случае если продавец будет перемещать табачную продукцию между своими торговыми точками, фиксировать данное движение в системе не придется. Мониторинг планируется осуществлять по ИНН организации. Это облегчит и упростит учет, дополнительных документов на перемещение продукции регистрировать в ГИС не придется.

При возврате табака поставщику данная операция должна найти отражение в базе данных. С 01.07.2020 г. в УПД появятся новые реквизиты — КИЗ с табачных упаковок. При возврате полной партии необходимо будет сформировать возвратный документ, за основу которого берется первоначальный бланк о приходе ценностей.

Возврат партии частично оформляется различными способами:

  1. В автоматическом режиме через Личный кабинет ИС мониторинга. Для этого продавец просто выбирает накладную поставки и возвращает непроданный товар обратно поставщику.
  2. Ручной вариант, когда возвращаемая продукция сканируется вручную. В этом случае поставщик не должен иметь никаких претензий к полноте обработки партии.

Детали розничной продажи сигарет

Все сигареты и папиросы относятся к категории подакцизной продукции, поэтому в чеках на продажу обязательно должны указываться их наименования. Это правило касается как юридических лиц-компаний, так и индивидуальных предпринимателей (ИП). В общем виде, что касается применения предпринимателями специальных налоговых режимов (ПСН, ЕНВД), законодатели хотят ввести запрет на них при продаже подакцизных товаров. Все изменения законов, действующих в сфере регулирования оборота маркированной продукции, можно найти на сайтах с нормативно-правовыми актами РФ. Данные интернет-ресурсы имеют общий доступ, все материалы регулярно обновляются и дополняются.

Относительно отчетности по движению табачных изделий законодательством пока не предусмотрено четких указаний.

Фиксировать какие-либо изменения в системе мониторинга необходимо в 2 случаях:

  • при выводе табака из оборота после 01 июля 2019 г. посредством сканирования КИЗ на кассах торговых точек;
  • при отправке и получении продукции после 01.07.2020 г. для закрепления актуальных сведений о смене собственника папирос и сигарет.

Многие программные продукты, используемые торговыми точками для реализации товаров, впоследствии будут доработаны в соответствии с новыми правилами маркировки табака. Автоматизированная обработка информации и отправка ее в Личный кабинет ГИС ускорит процедуры обязательного учета.

Продавцов интересует, как при продаже блоков можно будет понять, какие коды стояли на пачках. Система мониторинга разрабатывается таким образом, чтобы через API можно будет сформировать соответствующий запрос и получить корректный ответ от базы данных. Кроме того, при продаже сигарет блоками информация о КИЗ отдельных пачек не потребуется, учет будет вестись в обобщенных единицах.

Торговые точки, испытывающие проблемы с энергоснабжением, столкнуться с необходимостью остановки продаж при отключении света. Дело в том, что каждая покупка должна завершаться выдачей покупателю чека. Отсутствие этого документального подтверждения сделки является серьезным нарушением правил торговли независимо от того, маркированный товар реализуется или нет.

Обратите внимание на кассу Эвотор 7.3. — универсальное решение для среднего бизнеса. Касса имеет встроенный аккумулятор, что позволяет ей работать до 14 часов без подзарядки, что особо актуально для небольших павильонов и ларьков, имеющих перебои с подачей электричества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector