Размещение рекламного плаката в оконном проеме практика
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2014 г. N Ф10-1558/14 по делу N А08-4142/2013 (ключевые темы: наружная реклама — Закон о рекламе — разрешение на установку — предписание — объекты рекламирования)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2014.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-4142/2013,
Общество с ограниченной ответственностью фирма «Санги Стиль» (далее — ООО фирма «Санги Стиль», Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области в лице отдела архитектуры Управления строительства, транспорта и ЖКХ (далее — Администрация) о признании незаконным предписания N 235 от 14.06.2013.
Решением арбитражного суда от 15.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Администрация просит отменить указанное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 30.05.2013 рабочей группой из числа членов Совета по рекламе при главе администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», созданного распоряжением Главы администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» от 04.04.2013 N 743-р «О создании Совета по рекламе при главе администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», произведен осмотр места размещения рекламных конструкций по адресу: Белгородская область, Валуйский район, п. Уразово, ул. Пионерская, 1, о чем составлен соответствующий акт.
Из указанного акта следует, что с фасадной стороны здания по адресу: Белгородская область, Валуйский район, п. Уразово, ул. Пионерская, 1, а именно с наружной стороны двух окон первого этажа здания размещены рекламные конструкции, принадлежащие Обществу, в виде наклеек из пленки с рекламой следующего содержания: «Fa» активные гранулы. Сверхсильная защита, когда тебе это особенно необходимо. Новинка 48 ч.», «Rexona. Свежесть душа. Продли свежесть после душа на весь день.», «Rexona. Никогда не подведет. Всегда выгодная покупка», «Naturella невероятная забота о деликатной коже», «Pampers = 1 сухая ночь. Золотой сон. Всегда выгодная покупка!».
В акте также указано, что с учетом способа размещения спорной рекламы, её размеров, формы, цветового исполнения, содержания, целевого назначения распространение указанной рекламы осуществляется с использованием рекламной консрукции.
14.06.2013 главным архитектором города и района администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области Обществу выдано предписание N 235, в котором установлен месячный срок для демонтажа самовольно установленной рекламной конструкции по вышеуказанному адресу, а также предложено получить соответствующее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Посчитав указанное предписание незаконным, ООО фирма «Санги Стиль» обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания Администрации N 235 от 14.06.2013 и ненарушении этим актом прав и законных интересов Общества.
При этом арбитражный суд сослался на то, что спорная реклама с учетом ее расположения, размера, формы, цветового исполнения, содержания, целевого назначения размещена с использованием рекламной конструкции, на размещение которой требуется получение соответствующего разрешения.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) к рекламным конструкциям относятся: щиты; стенды; строительные сетки; перетяжки; электронные табло, проекционного и иного предназначения для проекции рекламы на любые поверхности оборудования; воздушные шары; аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 — 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Как следует из материалов дела, с фасадной стороны здания, расположенного по адресу: Белгородская область, Валуйский район, п. Уразово, ул. Пионерская, 1, а именно с наружной стороны двух окон первого этажа здания размещены наклейки из пленки, содержащие следующую информацию: «Fa» активные гранулы. Сверхсильная защита, когда тебе это особенно необходимо. Новинка 48 ч.», «Rexona. Свежесть душа. Продли свежесть после душа на весь день.», «Rexona. Никогда не подведет. Всегда выгодная покупка», «Naturella невероятная забота о деликатной коже», «Pampers = 1 сухая ночь. Золотой сон. Всегда выгодная покупка!».
Указанное здание принадлежит ООО фирма «Санги Стиль» и используется для реализации рекламируемого товара.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется, в случае размещения рекламы непосредственно в местах реализации рекламируемых товаров (витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики) (ч. 23 ст.19 Закона о рекламе).
Указанной норме корреспондирует пункт 1.3 Приложения N 1 к постановлению главы администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области от 13.08.2013 г. N 167 «О внесении изменений в постановление главы местного самоуправления города Валуйки и Валуйского района от 28.08.2007 г. N 206».
Как установлено судом, спорная реклама представляет собой наклейки из пленки с выполненным на них текстом рекламы, размещенные на стеклах окон здания, в котором осуществляется реализация рекламируемого товара.
Оценив способ и место размещения спорной рекламы, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанная реклама распространялась ООО фирма «Санги Стиль» без использования рекламной конструкции, на размещение которой требуется соответствующее разрешение.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое предписание администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области в лице отдела архитектуры Управления строительства, транспорта и ЖКХ.
Довод заявителя кассационной жалобы со ссылками на ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» отклоняется судебной коллегией, так как из буквального толкования части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ следует, что по своим техническим данным рекламная конструкция представляет такой объект, который может присоединяться к объектам недвижимости только путем проведения монтажных работ.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу N А08-4142/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Тема: Реклама на внутренней поверхности окон здания — «внутренняя» или «наружная»?
Опции темы
Поиск по теме
Реклама на внутренней поверхности окон здания — «внутренняя» или «наружная»?
вдогонку про разные ФАС — все что пока удалось найти
«Как известно, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 5 ч. 2 ст. 21). Нам уже не раз приходилось писать, что понятие рекламной конструкции законом определено недостаточно , а на практике ситуация и вовсе нередко доводится до абсурда. Так, в Великом Новгороде в магазине под звучным названием «N 15» на входной двери был обнаружен плакат с рекламой водки «Смирновъ». Плакат был обращен лицевой стороной наружу, так что прохожие видели рекламу сквозь стекло двери. Новгородское УФАС решило, что «реклама, размещенная на входной двери магазина N 15, является ненадлежащей, поскольку, несмотря на то что носитель рекламы — бумажный плакат — находится внутри помещения магазина N 15 (за стеклом входной двери), реклама с него направлена и происходит за пределы здания, наружу, где распространение подобной рекламы в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе не допускается» . Читатель сам может убедиться, что подобного запрета в указанном пункте нет. Ни про какие «наружу» или «происхождение за пределы здания» (?) там не говорится. Если пытаться подвести чиновничий произвол под букву закона, то получится, что УФАС признало дверь конструктивным элементом здания, а сам плакат — техническим средством стабильного территориального размещения (!).»
Следует еще уточнить — рассматриваем пример когда помещение «свое», согласие не нужно)
Есть ли еще какие-либо указания на предположительный ответ на вопрос, кроме мнений разных ФАСов?
Urban, а вы из какого города? наружная реклама регулируется не только фз о рекламе, но и НПА, принимаемым на уровне муниципального образования
вот например выдержки из постановления Правительства Москвы
21 ноября 2006 г. N 908-ПП
О порядке установки и эксплуатации
объектов наружной рекламы и информации
в городе Москве и регламенте подготовки
документов Комитетом рекламы, информации
и оформления города Москвы заявителям в
режиме «одного окна»
2.2.3. Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации в оконных и дверных проемах и арках зданий допускается в порядке, предусмотренном Правилами.
2.2.9.10. Витражи — объекты наружной рекламы и информации, устанавливаемые в оконных или дверных проемах и арках зданий.
Конструктивно витражи состоят из основания, каркаса и прозрачных поверхностей.
Рекламная информация размещается с внутренней стороны остекления витража.
Витражи должны иметь подсветку в темное время суток в соответствии с графиком, утвержденным Правительством Москвы.
Рекламные тексты, размещаемые в витражах, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» должны выполняться на русском языке (за исключением зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания.) При этом иностранные товарные знаки и знаки обслуживания должны иметь высоту шрифта не более 10 см, занимать не более 10% площади витража и иметь поясняющий текст на русском языке.
Допускается установка и эксплуатация в витражах предприятий сферы услуг рекламного оформления не по профилю деятельности предприятия. При этом указанное рекламное оформление не должно занимать более 20% площади витража.
Для предприятий бытового обслуживания населения допускается установка в витражах без взимания платы следующей информации:
— знаков соответствия региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания услуг;
— наименований (товарных знаков) фирм-производителей расходных материалов, оборудования, технологических процессов, используемых предприятием;
Для специализированных предприятий бытового обслуживания населения по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов допускается установка в витражах наименований (товарных знаков) фирм-производителей бытовой техники, обслуживаемой данным предприятием.
Площадь информационного поля витража определяется по габаритам изображений, нанесенных на прозрачные поверхности витрины, а также по габаритам объемных конструкций, размещенных внутри витрины.
Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организация разместила на окнах своего помещения рекламные плакаты. Нужно ли получать разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламы?
Ответ:
В данной ситуации реклама, размещенная организацией на окнах (на оконном стекле) своего помещения, является рекламой на витринах. Плакат не является рекламной конструкцией. Для размещения рекламного плаката на витринах не требуется разрешения соответствующих органов.
Обоснование:
На основании п. п. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как следует из ч. 9 ст. 19 Закона, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 , 6 , 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи ( ч. 1 ст. 19 Закона).
Из буквального толкования положений ст. 19 Закона следует, что требования к получению разрешения предусмотрены лишь для установки рекламной конструкции, а не для размещения любой рекламной информации как таковой. При этом в данной норме Закона под рекламной конструкцией понимаются исключительно технические средства стабильного территориального размещения информации. Но в данной ситуации реклама не размещена на рекламных конструкциях (что требует обязательного разрешения на установку), она размещена на оконном стекле.
Надо отметить, что понятие «витрина» действующим законодательством не установлено. Толковый словарь Ушакова определяет это понятие как место за окном магазина для выставки товаров. Согласно определению словаря русского языка Ожегова витрина — это место за окном магазина, шкаф или ящик под стеклом для показа разных предметов, товаров.
Анализ многочисленных нормативно-правовых актов и материалов судебной практики позволяет сделать вывод о том, что пространство за окном торговых организаций, в котором выставлен товар для показа находящимся снаружи здания потенциальным покупателям, с точки зрения законодательства также следует рассматривать как витрину.
Как уже было указано ранее по тексту, требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.
Следовательно, организация, арендующая магазин и разместившая рекламу на окнах (оконном стекле), не обязана получать разрешение на использование своего «заоконного» пространства для размещения рекламы своего товара и все предписания о демонтаже на сегодняшний день будут являться недействительными. Это также подтверждается следующей судебной практикой: Постановлениями ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2013 № Ф03-3296/2013 по делу № А51-1322/2013, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу № А23-697/2013.
Автор: Е.С.Демидкина
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
МирТесен
МЫ СЛЕДИМ ЗА СОБЫТИЯМИ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ИСТОРИЕЙ
Можно ли размещать рекламу на окнах
Можно ли размещать рекламу на окнах? Реклама, размещенная на окнах (на оконном стекле), является рекламой на витринах.
Обоснование — на основании п. п. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из ч. 9 ст. 19 Закона, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).
Из буквального толкования положений ст. 19 Закона следует, что требования к получению разрешения предусмотрены лишь для установки рекламной конструкции, а не для размещения любой рекламной информации как таковой. При этом в данной норме Закона под рекламной конструкцией понимаются исключительно технические средства стабильного территориального размещения информации. Но в данной ситуации реклама не размещена на рекламных конструкциях (что требует обязательного разрешения на установку), она размещена на оконном стекле.
Надо отметить, что понятие «витрина» действующим законодательством не установлено. Толковый словарь Ушакова определяет это понятие как место за окном магазина для выставки товаров. Согласно определению словаря русского языка Ожегова витрина — это место за окном магазина, шкаф или ящик под стеклом для показа разных предметов, товаров.
Анализ многочисленных нормативно-правовых актов и материалов судебной практики позволяет сделать вывод о том, что пространство за окном торговых организаций, в котором выставлен товар для показа находящимся снаружи здания потенциальным покупателям, с точки зрения законодательства также следует рассматривать как витрину.
Как уже было указано ранее по тексту, требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.
Следовательно, организация, разместившая рекламу на окнах (оконном стекле), не обязана получать разрешение на использование своего «законного» пространства для размещения рекламы своего товара и все предписания о демонтаже на сегодняшний день будут являться недействительными.
Это также подтверждается следующей судебной практикой: Постановлениями ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2013 № Ф03-3296/2013 по делу № А51-1322/2013, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу № А23-697/2013.
То есть согласно материалам судебной практики, размещение рекламы на стеклах окон в виде наклеек рекламной конструкцией не является и соответствующего разрешения не требует.
В Республике Крым, а именно в г. Симферополь, размещение рекламы регулируется Правилами распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, приложение к решению 41-й сессии Симферопольского городского совета от 31.03.2016 № 646.
Так согласно п. 2.19. Правил Рекламные (информационные) конструкции – технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, в том числе на земельных участках и имуществе, не отнесённом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу.
А пункт 4.3.1. Правил гласит, что к объектам наружной рекламы относятся рекламные щиты, стенды, уличные коммуникационные рекламные указатели, электронные или светодиодные табло и иные технические объекты стабильного территориального размещения, установленные на земле или внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Таким образом, для размещения рекламы на окнах, которая бы не была отнесена к рекламе, а так же не требовала специальных разрешений на её установку, необходимо выполнить следующие требования:
- размещать информацию о товаре, услуге, не носящую за собой информацию рекламного характера — информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг
- не попасть под понятие рекламной конструкции согласно ст. 19 Закона, п. 2.1.9 Правил.
Делая вывод, можно смело утверждать, что информация, размещенная на окнах (внутри помещения), несущая в себе информацию, не содержащую рекламу, находящуюся по месту нахождения организации и отвечающее техническим требованиям не требует специального согласования и разрешения.
Что же касается электронного табло, то в отношении него существуют следующие исключения:
Это случаи размещения конструкции с бегущей строкой не рекламного характера на высотном здании, когда организация занимает помещение большой площади на 1 этаже, а также установка светодиодного табло крупного размера (медиафасада) с общей информацией над входом.
Это размещение вывесок со светодиодами внутри здания. Рекламную конструкцию устанавливают в окне или витрине организации. Этот вариант предусмотрен законом, он не требует регистрации, однако предполагает соблюдение некоторых условий:
- конструкция не должна занимать более половины площади окна или витрины;
- расстояние между вывеской и оконным стеклом не должно быть менее 15 см;
- в одной витрине или окне разрешается установка экрана с одной строкой, высота букв которой не превышает 15 см.
Информация предоставлена Юридическим отделом
Консалтинговой компании «КУБ»
Юридический консультант Александр Лещенко +7 (978) 750-86-83
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании п. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Федерального закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется, в случае размещения рекламы непосредственно в местах реализации рекламируемых товаров (витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики) (ч. 23 ст.19 ФЗ «О рекламе»).
Исходя из практики судов, информация, размещенная внутри помещения, но направленная лицевой стороной наружу, относится к наружной рекламе. Но по поводу размещения такого рода рекламы есть определенные нюансы.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при применении нормы п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Кроме того, согласно письму ФАС №АК/38790 от 10.11.2010 в случае, если реклама распространяется без использования рекламной конструкции, в т.ч. с нанесением пленки, краски и т.п., разрешения на размещение такой рекламы не требуется.
Судебная практика также исходит из того, что плакаты, размещенные на окнах, не являются рекламными конструкциями, получение разрешения на их размещение не требуется.
В связи с этим, если реклама представляет собой наклейки из пленки с выполненным на них текстом рекламы, размещенные на стеклах окон здания, разрешения, как при установке рекламных конструкций, не требуется. Вместе с тем ее содержание и характеристики должны соответствовать требованиям, установленным законодательством о рекламе. И как указано выше, в зависимости от того, какую информацию несет изображение на наклейке, где именно она установлена (на здании организации, чьи услуги или товары рекламируются, или нет), изображение может быть признано рекламой или нет.