Психолог беседы с детьми ворами - Юридическое бюро Advokat-Popov.Ru
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог беседы с детьми ворами

Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству

Детские воровство и обман являются одними из причин обращения родителей к психологу. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку, имея под собой одно и то же основание. Поскольку эта тема довольно актуальна, я предлагаю опыт психологической работы с такими запросами.

Детские воровство и ложь относятся к так называемым “стыдным” проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил “ужасный” проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить только индивидуально.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Здесь следует оговориться, что мы не имеем в виду случаи истинной клептомании, которая является психическим заболеванием и встречается довольно редко. В случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений мы рекомендуем родителям обратиться к врачу-психоневрологу.

Так же можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

1. Избежать неприятных для себя последствий.
2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).
3. Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).
4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Как видим, причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. Поэтому большое внимание следует уделить работе с родителями ребенка, так как часто именно в семье находится “корень проблем”. Но, учитывая то обстоятельство, что родители приходят к психологу тогда, когда сами уже “все средства воспитания перепробовали”, ребенок нуждается в квалифицированной помощи психолога. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана.Они, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут

  • дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;
  • те, кто умеет сдерживать свои желания;
  • эмоционально благополучные дети.

Это можно считать целью и задачами проводимой коррекционной работы, а также объяснением выбора средств и методов коррекционного воздействия.

Коррекционная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Она состоит из двадцати сессий (Приложение 1) длительностью 40 – 60 минут (в зависимости от скорости выполнения упражнений).

Каждая сессия начинается с кинезиологической разминки (Приложение 2), которая помогает наладить межполушарное взаимодействие и скоординированную работу головного мозга.

Далее следует серия коучинг-вопросов, помогающих ребенку самому осознать существующие проблемы, в частности, в формировании волевых качеств личности, и находить пути их решения.

После этого мы обращаемся к сказкотерапии (анализируем рассказы, сказки литературные и психологические). Это способствует формированию “нравственного иммунитета” — способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Арттерапевтические упражнения также включены в каждую сессию, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между психологом и клиентом. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Завершается каждая сессия просмотром картинок на компьютере (диск “Развиваем воображение и внимание”. Мультимедиа технологии – М., 2003.). Наблюдения автора диска Е.В.Боруховской показывают, что дети, изучающие подобные рисунки, получают мощный толчок в развитии своего интеллекта, активизируют воображение, они усваивают понятия, ранее недоступные для них, и начинают легче учиться и ориентироваться в мире.

1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001..

2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)

3. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)

4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.

5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.

6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2003

7. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002

8. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996

9. Ле Шан. Если ребенок сводит вас с ума. М., 1991.

10. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001

11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003

12. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.

Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»

Светлакова Клара
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»

Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения, или представлением о себе как о преступнике.

Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое».

Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь. Но только в принципе: к счастью, настоящая клептомания — очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это — своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви, причем, возможно, дефицит был в прошлом, но последствия остались.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т. н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?» Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?» Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.

Консультация педагога-психолога «Как помочь дошкольнику быть внимательным» Все родители хотят, чтобы их ребенок был внимательным, умел концентрироваться. Для этого мы читаем нашим детям книги, рассказываем интересные.

Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.

Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.

Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.

Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к обучению в школе. Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать.

Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.

Психологическая помощь ворующим подросткам

В современных условиях невозможно представить, что родители и педагоги решают проблемы воровства ребенка без опоры на профессиональную помощь и поддержку со стороны психологов. Специфика и сущность работы психолога с ворующим подростком заключается в следующем:

во-первых, на базе основательного изучения трудного подростка и условий его проживания ставится психологический диагноз, связанный с его социальным заболеванием, т.е. проявлениями склонности к воровству;

  • — во-вторых, организуется психологическая помощь подростку, направленная: а) на выявление лучшей части его личности («рационального зерна» по А. С. Макаренко); б) убеждение подростка в том, что он может быть хорошим и способен что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону;
  • — в-третьих, создаются условия, способствующие формированию стремлений у подростка стать лучше, вести себя иначе, по-другому;
  • — в-четвертых, организуется процесс обучения подростков социально одобряемым и социально приемлемым способам поведения.

Соответственно, основное предназначение работы психолога с ворующим подростком заключается в оказании личности специально разработанной, систематически реализуемой, адресной психологической помощи.

Приоритетными принципами психологической работы являются: комплексность, сотрудничество и взаимодействие с другими специалистами и родителями; подход к личности с позиции гуманизации, дифференциации и индивидуализации.

Психологическая помощь ворующему подростку содержит следующие тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные направления: диагностическое, консультативное, психокоррекционное и превентивное. Причем превенция предполагает использование диагностических и психокоррекционных мероприятий. Следовательно, для достижения позитивных результатов психолог работает не только с подростком, но и с родителями и педагогами.

Психолог в работе с подростками существенное место определяет использованию в тренингах и коррекционных занятиях различных видов психотерапии (арт-терапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотера- пии, библиотерапии, кинотерапии и др.), призванных решать следующие задачи:

  • — формирование представлений об общечеловеческой культуре и ценностях;
  • — приобретение знаний и умений анализа жизненных ситуаций и способов выхода из них;
  • — моделирование положительного социального опыта, собственного социально приемлемого образа жизни, стиля жизни;
  • — «насыщение» общения положительными образами, переживаниями, эмоциями и чувствами.

Трудно переоценить роль метода арт-терапии в целях диагностики и коррекции девиаций в поведении подростков. Это связано с гем, что арт- терапевтическая деятельность вызывает у детей положительные эмоции, улучшает их эмоционально-психологическое состояние, развивает способность к рефлексии и саморегуляции поведения. Например, чтобы «излечить» подростка, психолог просит его нарисовать себя в тюрьме. Спрашивает, что он там будет испытывать. Один мальчик написал: «Я буду худым, не будет солнца, плохая еда». Продукты изобразительного творчества позволяют грамотно отследить динамику изменений в характере отношений подростка к окружающему миру и определить оптимальность проведенной коррекционной работы.

Примером использования шротерапии в психокоррекции подросткового воровства рассматривается организация и проведение игры «Укради!».

Основной причиной для проведения игры «Укради!» является следующая ситуация. Родители болезненно переживают кражи своего ребенка. Постепенно они стремятся все более жестко контролировать подростка, который, в свою очередь, старается избежать родительского контроля. При этом воровство становится для него систематическим и даже привлекательным занятием. В результате ситуация становится неуправляемой и непредсказуемой, в семейных взаимоотношениях между родителями и подростком наблюдаются напряженность, конфронтация и враждебность. Однако родители не осознают и не связывают закрепление воровства у ребенка с дисгармоничным и деструктивным характером семейных отношений.

Основное предназначение игры «Укради!» заключается в оказании помощи родителям и подростку в осмыслении драматизма (негативной роли) краж и необходимости поиска совместного решения. Цель игры заключается в том, чтобы в ходе игры подросток и родители имели возможность дистанцироваться от напряженной внутрисемейной обстановки, осознали характер своих отношений, а также овладели социально приемлемыми способами общения и взаимодействия в условиях семьи.

Участники игры, дети (возраст от б до 12 лет) и один из родителей.

Подготовительная работа. Психолог проводит определенную подготовку к игре (в течение одного-двух месяцев): изучает семью, личность подростка, особое внимание уделяет анализу фактов совершения им краж; составляет сценарий игры, готовится к выполнению функции судьи; готовит помещение и необходимые предметы: косынки, подушки, фигурки животных, «границу» — ленту, шнур, веревку.

Ход игры. Перед игрой психолог помещает все необходимые предметы в одной части комнаты, затем обозначает линию, которая отделяет ее от другой части помещения. По сценарию родитель «охраняет» предметы, давая подростку («вору») команды остановиться. Одновременно подросток получает задание «воровать» эти же предметы. В процессе игры «вору» необходимо, преодолев «оградительную» линию, «украсть» какой-либо предмет и перенести его на свою половину. В случае

удачи, он имеет право «приказывать», чтобы одна из конечностей «охранника» больше не двигалась (рука, нога и т.д.). «Украв» еще один предмет, он может «устранить» функцию другой конечности «охранника». Игра продолжается до тех пор, пока «охранник» не окажется полностью «парализованным». Психолог выполняет функции судьи, подтверждающего, был или нет предмет перенесен на половину «вора». «Охранник» выполняет команды «вора», например, «убрать за спину руку, а ногу держать на весу»; «закрыть глаза», даже замолчать. Поэтому в результате «охранник» вынужден остановиться. Далее, когда «охранник» полностью «парализован», а все вещи «вор» перенес на свою сторону, происходит обмен ролями. Подросток становится «охранником», а родитель — «вором». Родитель может «парализовать» разные части тела «охранника», если ему удастся что-нибудь «украсть». Смена ролей может происходить несколько раз, до тех пор, пока каждый из них не освоит роли «охранника» и «вора», с выполнением которых связаны определенные эмоции и переживания. В конце занятия психолог подводит итоги его проведения (используя «вопрос — ответ», арт-терапию, обсуждение видезаписи игры и др.). В игре родитель и подросток вынуждены вплотную общаться и взаимодействовать друг с другом. Поэтому, как правило, положительные изменения наблюдаются в их взаимоотношениях, которые уже видны во время игры. «Подвижки» подтверждаются также тем, что подросток и родитель пытаются ввести в игру новые элементы, отражающие их отношения.

Примеры изменений действий участников с предметами: родители прячут мелкие предметы на своем теле, крепко держат их, чтобы «вор» не смог вырвать. Как результат, это лишь повышает интерес к ним со стороны подростка. Эти моменты психолог использует с целью предложения участникам договориться, как поступить с оставшимися предметами, или даже обсудить, как надо относиться друг к другу. Главным моментом является осознание подростком значимости своего «Я», а также того, что сохранение предмета в руках родителя может означать любовь и внимание с его стороны. С учетом всего этого психолог организует переговоры участников игры относительно того, что делать с оставшимися предметами. Это является основой для возникновения взаимного доверия в семейных отношениях и рассматривается условием постепенного отказа подростка от совершения краж.

Традиционно психологи используют проигрывание этюдов (простых сценок), в которых ребенок вместе со взрослыми может «прожить» сложные житейские ситуации. Особенно это полезно в работе с ворующими детьми, которых необходимо учить прогнозировать последствия своих поступков. Однако психологу важно позаботиться, чтобы при проигрывании этюдов не страдало самолюбие и чувство собственного достоинства ребенка. Например, в этюдах «хозяин — собака» не следует говорить прямо о воровстве собаки, а нужно делать упор на безрассудные поступки, на их печальные и курьезные последствия.

Этюд 3. Собака завела новые знакомства среди дворовых псов и, решив произвести на них впечатление, пригласила целую свору домой, сделав вид, что она живет одна и является полноправной хозяйкой квартиры. Необходимо придумать как можно смешнее: какое разорение и беспорядок учинили в доме четвероногие гости; как на это среагировал внезапно вернувшийся хозяин.

Отечественными психологами накоплен достаточно большой положительный опыт использования сказкотерапии. Приведем в качестве примера чтение, прослушивание и анализ басен и сказок, способствующих формированию у подростков противостояния социальным негативным воздействиям на личность. Так, в общении с родителями ворующих подростков можно использовать широко известную басню Эзопа «Мальчик-вор и его мама», созданную 2,5 тыс. лет назад.

«Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ, и мать приняла это еще охотнее. Время шло. Мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец, его поймали однажды с поличным и повели на казнь, а мать шла следом и колотила себя в грудь. Перед казнью сын сказал матери: “Если бы ты наказала меня, когда я в первый раз принес краденую дощечку, не докатился бы я до такой судьбы, и не пришлось бы сейчас мне умирать. ”»

Психологи утверждают, что самое трудное в коррекционной работе с ворующими подростками — это изменение к нему отношения со стороны окружающих (в первую очередь, педагогов, родителей, сверстников). Пока к подросткам-правонарушителям общество, в соответствии со сложившимися стереотипами и установками, относится крайне негативно, как к преступникам, представляющим особую опасность для окружающего мира. Поэтому в психологической работе целесообразно использовать метод сказкотерапии «Вор и маска» (по материалам Л. М. Шипицыной).

Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдет дальнейший отбор и что его личная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он больше не рисковал снимать маску даже ночыо и жил в постоянном страхе разоблачения.

Вскоре его известили, что он остался в числе последних трех кандидатов. Понимая, что в случае разоблачения его ждет казнь, вор решил бежать из страны. Но, когда он выходил из дома, его приветствовали два солдата, присланные королем. Было слишком поздно!

В день последнего тура вор отправился во дворец, ожидая самого худшего. Впрочем, в нем еще теплилась надежда, что не он окажется избранником принцессы. Однако девушка уже приняла решение и говорила с другими кандидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взял его за руку и сказала отцу: «Вот он».

В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвел короля в сторону:

— Ваше величество, — сказал он. — Это большая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?

Король с радостью согласился. Конечно, настоящим намерением вора было желание при первой же возможности убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он стал вторым по известности человеком в королевстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в надежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемониях. И что было хуже всего — целовать младенцев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и добродетели, стараясь соответствовать той лжи, на которую его обреют маска. Он проклинал себя за то, что купил се.

Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благородного человека скрывается душа вора.

Наконец настал день Королевского Обручения. Уверенный, что его ждет разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем.

Принцесса вышла встретить своего избранника, и он попросил ее остаться на короткое время с ним наедине. Девушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелует?» Но вместо этого он бросился к ее ногам:

— Ваше Королевское Высочество, — зарыдал во]). — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли вы простить меня?

И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродливый вор. После того как он закончил, наступило долгое молчание. Наконец принцесса заговорила.

— Я прощу тебя, — сказала она, — но только при одном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле!

С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дрожа от стыда и страха, он сиял маску и повернулся к принцессе.

  • — Чудовище! — закричала она и дала ему пощечину.
  • — Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я.
  • — Что это за глупая шутка? — снова закричала принцесса. — Чего ты добиваешься?
  • — Что вы хотите сказать?
  • — Возьми это, — сказала она ему, подавая зеркало.

Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении несколько раз перевел взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо! За тот год, что ему пришлось прожить как добродетельному и порядочному человеку, его лицо изменилось. Да что лицо, он сам изменился! Добродетельные поступки изменили его внешность и характер, хотя он сам и нс ощущал этого. Но сомнений нс было — он стал другим.

К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего: Пойдем! — сказала она. — Давай сделаем вид, что ничего этого не было.

И пара направилась па встречу с королем. Потом, когда они стали новыми правителями страны, люди стали считать бывшего вора самым мудрым и справедливым королем из всех, кто когда бы то ни было правил их народом.

Эта сказка помогает лучше понять, что происходит с человеком, когда к нему начинают хорошо относиться. Зачастую неблагополучному подростку говорят: «Ты плохой и должен исправиться!» А сказка советует иное: «Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека — соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!»

Таким образом, с учетом современных требований психологическая наука и практика находятся в постоянном поиске эффективных условий, форм и способов оказания помощи подросткам, склонным к совершению краж.

Что делать с ворующим ребенком?

«Что делать, что делать? Сухари сушить!»

из х/ф «Берегись автомобиля»

Мой ребенок — вор. От осознания такой мысли многие взрослые люди впадают в крайности. Литрами пьют валерьянку, обсуждают проблему с друзьями, хватаются за ремень, бегут на консультацию к психологу. Страшно быть родителями вора. Однако вместо решения проблемы появляются новые сложности. Ребенок продолжает воровать, становится неуправляемым, скрытным. Почему старые «дедовские» методы, наравне с советами педагогов — психологов не работают?

В повседневности мы объясняем воровство с помощью домыслов, рационализаций. На первый взгляд они кажутся убедительными. Похожими на истину.

Маленькие воришки растут в тех семьях, где родители, по мнению опытных людей, слишком баловали ребенка, все ему разрешали. Не знает он слово «нельзя», не понимает. Ему всегда и все было можно. В итоге воспитали преступника.

Похожая история случается, если старшие показывали негативный пример. То пачку бумаги с работы принесут, то ночью через забор у соседей яблок насобирают. Отчего же малышу нельзя у тети Светы из кошелька деньги на мороженое взять?

С ребенком уголовников — рецидивистов все сразу понятно — врожденная тяга к правонарушениям. К сожалению, не родятся от осинки апельсинки.

Ситуацию: хорошие родители, «правильное» воспитание, а дите ворует — в современном обществе обычно объясняют его плохим окружением, безнравственным телевидением. В укор семье выносят вердикт: не доглядели.

Единственным действенным способом отучить раз и навсегда ребенка воровать считают наказание. Причем физическое. Проверенный предками метод. Пусть на своей шкуре прочувствует боль. Надолго запомнит тяжелые последствия детского воровства.

Следы побоев зачастую со временем проходят, а вот душевные травмы остаются. На всю жизнь. Принцип: воспитание без ремня — деньги на ветер, не приносит облегчения родителям воришки, не говоря о нем самом. Чем больше ребенка бьют, тем больше он ворует, тем меньше он развивается. В будущем из него вырастает неудачник.

Провал применения физического наказания опять же объясняется без труда: надо было раньше бить, пока поперек лавки лежал. Теперь поздно. Поезд ушел.

Кажется, что выхода нет. Остается только сетовать на плохие гены, негативное окружение, неправильное воспитание. Смириться с судьбой.

Некоторые родители предпочитают детские кражи воспринимать как болезнь. Идут к психиатрам, те назначают лечение. Бесперспективное. Таблетка от покражи. Правда, смешно? Нельзя вылечить от того, что неизвестно и не понято.

Психологи пытаются поговорить с ребенком, узнать у него причины воровства. Он пожимает плечами и честно отвечает: «я не знаю».

Не спешите опускать руки

Ключом к пониманию сущности воровства является системно-векторная психология Юрия Бурлана. Новое, уникальное знание. Его не нужно принимать на веру и точно следовать инструкциям по применению. Их просто нет. Системно-векторная психология раскрывает причины явления и избавляет от необходимости бороться со следствием — воровством. Она реально работает. Вы сами легко можете стать свидетелями. Увидеть, что настоящие правила воспитания детей работают для всех и всегда.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана воруют только дети с кожным вектором. Вектор — совокупность стремлений, желаний человека, связанный с эрогенной (чувствительной) зоной. В данном случае, с кожей. Вектора не передаются по наследству, они врожденные. Кожный ребенок выполняет свою видовую роль и реализует заложенную в его бессознательном первобытную программу.

Его далекий предок ходил не только на охоту и добывал мамонта, кроме этого он собирал все, что плохо лежало и казалось ему нужным в хозяйстве. Добротная веточка, хороший камень. Так, на всякий случай. Вернувшись с добычей, кожный человек не съедал все на пиру, а припрятывал часть еды на черный день. Делал втихую заначки, запасал впрок, самым спасая стаю сородичей во время голода.

Таким образом, кожные дети не становятся, а рождаются ворами. Архетип предков движет поступками маленького вора. Найти что- то ценное и спрятать. Иногда дети закапывают свои игрушки. В квартире находят места для тайников. Не съеденные конфеты, фрукты складывают там. Их очень греет, радует мысль о запасах. По непонятным для себя причинам они легко идут на мелкие кражи. Машинку из детского сада, карандаш одноклассника. Все это забывается и проходит, если кожный вектор развивается от первобытности к современным реалиям. Большая роль принадлежит родителям и окружению кожного ребенка в том, каким он вырастет.

При определенных условиях кожный малыш не развивается, а так и выполняет архетипичную программу — ворует.

Почему ребенок крадет?

Развитие заложенных природой векторов напрямую зависит от воспитания. К сожалению, родителям при выписке из роддома вместе с младенцем не выдают инструкцию по применению. Желательно брошюру по системно-векторной психологии, которая помогла бы взрослым верно определить вектор ребенка и направлять его в нужное русло. Отпустить малыша в свободное плавание, также как и привязать на якорь означает вырастить неудачника.

Печальная действительность свидетельствует о том, что родители, без знаний и понимания природной сущности малыша, как бы пытаются из домашней утки вырастить прекрасного лебедя. Никакие новаторские теории воспитания и раннего развития не помогут. Утка станет несчастной, но никогда не станет лебедем.

Так, небольшая кража кожного ребенка воспринимается многими семьями как трагедия масштабов Вселенной. Родители часто думают через себя: «я никогда чужого не брал, видимо, мало я его наказывал». Восстанавливают справедливость известным методом — ремнем, шлепками по попе, истеричным ором.

Наделенный чувствительной, нежной кожей, требующей нежности и ласки, малыш прибывает в стрессе от физического наказания. Ему очень больно. Кожа — его эрогенная зона. Болезненное, неприятное состояние ребенок бессознательно снимает покражей. Родители утрачивают доверие и больше не обеспечивают его безопасность. Чужие вещи дают битому кожнику чувство защищенности. Новые детские злодеяния провоцируют еще больший гнев родителей. Получается замкнутый круг: бьют — ворует — бьют — ворует.

Многочисленные попытки «сделать из воришки человека» регулярными порками приводят к тому, что гибкая психика кожного ребенка приспосабливается к побоям и начинает получать удовольствие. Физические наказания становятся приятными и желанными. Из мелкого вора вырастает мазохист. Вновь замкнутый круг.

Ответ прост и понятен каждому: нужно правильно воспитывать ребенка. Недостаточно его любить, уважать и заботиться о нем. Даже в животном мире родители помогают детенышам встать на ноги, развить их природные качества.

В обществе за воспитание, прежде всего, отвечает мать, за обучение — отец. Мама приучает кожного малыша к дисциплине, к необходимости подчиняться правилам, запретам. Объясняет ему, зачем созданы социальные нормы. Показывает границы понятий » мое» и «чужое».

Главное же – архетипичное поведение ребенка выводить наружу. Оно раньше было востребовано обществом и спасало жизнь всей стаи. Сегодня архетипичный кожник развивается внутри человека. Хапаем все для себя, работаем на себя. Это губительный жизненный сценарий. Счастье мимолетно от мелких побед, истинное чувство удовольствия можно испытать лишь отдавая миру свои таланты.

Итак, нужно сублимировать и развивать свойства кожного ребенка наружу. Экономия не для себя, а на семью, на коллектив. Сохранение ресурсов и запасов не для себя, а на группу, общество.

С кожным ребенком всегда можно легко договориться. Кожного мальчика здорово стимулирует все материальное. С кожными девочками надо быть осторожнее, предлагая материальные блага, дабы она не начала воспринимать свое тело словно актив. К примеру, за хорошее поведение пообещать поход в цирк, прогулку с подружкой. Важно — исполнять свои обещания, дабы не утратить кредит родительского доверия.

Конечно, процесс воспитания не будет эффективен без разумного сочетания кнута и пряника. Для кожника пряник обязательно должен быть осязаемым, желательно, чтобы «спасибо» можно было положить в карман.

Кнутом выступают ограничения в пространстве и времени. Пораньше положить спать, не пустить вечером погулять — наиболее приемлемые меры.

Насилие в семье над кожным ребенком провоцирует его воровать и превращает в мазохиста.

В любом случае, кража вторична. Разбираться в первую очередь нужно с родителями, а не с ворующим ребенком. Изменится их отношение к нему, как и вид наказания, то изменится асоциальное поведение. Естественным образом, без каких- либо травм для психики кожного человека.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Беседы с психологом: что делать, если ребенок ворует?

Детские воровство и ложь относятся к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям зачастую неудобно говорить на эту тему, ведь не каждый может признаться самому себе и тем более психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. И, конечно же, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском саду или школе. В этот момент родители, как правило, растеряны и не знают, что делать и к кому обратиться за помощью. Если речь не идет о клептомании, которая является серьезным психическим заболеванием и встречается довольно редко, то решить проблему можно.

В первую очередь родителям нужно признать, что факт воровства был, далее понять, в чем причины воровства ребенка и связанной с ним лжи, и только потом решать, справятся ли они самостоятельно или стоит прибегнуть к помощи специалиста. Конечно, лучшим вариантом будет совместная работа психолога и семьи. Но обо всем по порядку.

Почему ребенок ворует?

Анализируя поступки детей, психологи выделяют три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

Происходит это зачастую не только потому, что родители не могут позволить себе приобрести ребенку, например, дорогую игрушку, которую ему пообещали подарить на день рождения и не сделали этого, но и в случае, когда ребенок привык получать все, что он захочет, не привык слышать отказ, а в какой-то момент родители вдруг поняли, что так продолжаться больше не может, и не удовлетворили его желание. Тогда ребенок любыми способами может хотеть получить желаемое, пусть даже путем воровства.

  1. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

Чаще всего это случается в семьях, где нет близкого эмоционального контакта, где родители не находят времени для свободного общения с ребенком, все время работают или просто не привыкли «разговаривать» и ежедневно произносят только привычные фразы вроде «Тебе пора спать», «Убери за собой игрушки», «Не мешай, я работаю» и т.д. На ребенка просто никто не обращает внимания, и он ищет способ, чтобы его привлечь. Совершить «плохой» поступок – вот то, что стопроцентно заставит маму и папу заметить свое чадо.

  1. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Можно сказать, что эта причина является следствием предыдущих, ведь если ребенок не знает, что такое твердое «Нельзя» с самого раннего возраста, если он никогда не переживал отказа в чем-либо, не расстраивался из-за этого, не пытался разобраться, почему брать вещь без разрешения хозяина – строгое табу, то вряд ли он научится быть честным человеком, и при возможности исполнит свою заветную мечту за счет воровства и лжи, не сможет сказать себе «Стоп!». Здесь решающее значение имеет поведение родителей. Ни в коем случае нельзя своим примером учить ребенка врать, когда это выгодно. Например, не следует просить ребенка передать воспитателю или учителю, что вы не пришли на родительское собрание, потому что заболели, если на самом деле вы просто не собирались туда идти, или взять без спросу деньги из кошелька бабушки, считая, что вы одна семья и это вовсе не воровство. Дети полностью копируют поведение близких людей и со временем такие действия становятся привычными.

В чем причины детской лжи?

Также выделяются четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

  1. Избежать неприятных для себя последствий.
  2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).
  3. Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).
  4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Получается, что так или иначе, причины совершения детьми таких проступков находятся в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. В первую очередь ребенок воспитывается в семье, хотя часто от родителей можно слышать о том, что ребенок научился воровать в детском саду или в школе, что виной тому другие «плохие» дети, неграмотные воспитатели. Но надо честно признаться себе, что именно в семье находится «корень зла» и вытекающие отсюда проблемы.

Как с этим бороться?

Итак, во-первых, следует внимательно изучить, как ведут себя взрослые в семье. Важно исключить любое проявление негативного поведения, являющегося примером лжи и воровства для ребенка.

Во-вторых, важно помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Понятно, что они должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут:

— дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;

— те, кто умеет сдерживать свои желания;

— эмоционально благополучные дети.

Нужно осознавать, что такая работа не может быть сиюминутной, она длительна по времени. Это и вызывает наибольшие трудности у родителей. Они считают, что перепробовали все методы (и беседовали, и ругали, и разрешали, и запрещали), но ничего не помогает. Вот тогда, уже наверняка, стоит пойти к психологу. Специалист поможет не только ребенку, но и даст грамотные рекомендации родителям по конкретному случаю.

Чем может помочь психолог?

В чем же заключается помощь психолога? Психолог предложит индивидуальную программу, подберет необходимые средства и методы коррекционного воздействия. Следует быть готовым к тому, что на это понадобится не менее 15-20 встреч. Специалист будет работать над формированием волевых качеств личности ребенка, помогая ему самому осознать существующие проблемы и найти способы их решения, развивать способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям социума, развивать психические процессы и интеллект.

Подводя общую черту, однозначно можно сказать, что избежать появления в жизни семьи таких понятий как «воровство» и «ложь» или избавиться от них можно, если уделять внимание своим детям, проводить с ними больше времени, заниматься общими делами. Попробуйте регулярно читать с ребенком сказки, и вы увидите, какую воспитательную ценность они в себе несут, порисуйте вместе с ребенком, и вы увидите, сколько положительных эмоций возникнет не только у него, но и у вас, вместе вы станете инициативными и активными людьми. Эти простые действия позволят сблизиться и гармонизировать отношения в вашей семье. А там где есть гармония и чистые мысли, нет места лжи и воровству.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector