1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и порядок установления государственной границы шпаргалка

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны. Законодательство России о государственной границе

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (Закон РФ «О Государственной границе РФ»).

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

1) орографическая граница (линия, проведенная с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел));

2) геометрическая граница (прямая линия, устанавливаемая от одной до другой точки без учета рельефа местности);

3) комбинированные границы (на некоторых участках проведены с учетом рельефа местности, а на других – без его учета) (на практике встречаются чаще);

4) астрономическая граница (геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом).

Пути установления границы государства:

1) Делимитация (определение в договоре общего направления и положения границы) (договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту).

2) Демаркация (проведение линии границы на местности) (договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии, в которые входят их представители, обозначающие в соответствии с договором прохождение границы на местности, для чего сооружают специальные пограничные знаки и составляют документы о демаркации).

Документы о демаркации (протоколы (указывают места постановки пограничных знаков, описывают линию границы) и крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы).

Редемаркация (проверка существующей и демаркированной линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков).

Изменение государственных границ (не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой; не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними).

Способы изменения государственных границ:

1) Сделка о продаже территории (продажа Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г.).

2) Компенсация за передаваемую территорию (соглашение между Францией и Италией 1967 г. об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах – Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г., за это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя).

3) Обмен территориями (в 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии).

4) Восстановление исторических прав на территорию (после Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904 – 1905 гг.).

5) В порядке наказания государства за агрессию (после второй мировой войны в соответствии с Потсдамским соглашением территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а Япония по решению союзных держав лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова).

Российское законодательство о государственной границе (основано на КРФ и ее международных договорах; включает Закон «О государственной границе РФ» и принимаемые в соответствии с ним другие ФЗ, законы и иные НПА субъектов РФ (пример: Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом РФ)).

Принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

1) обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;

2) взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;

3) взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

4) мирное разрешение пограничных вопросов.

Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

1) на суше (по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам);

2) на море (по внешней границе территориального моря РФ);

3) на реках, ручьях, озерах и иных водоемах (на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема);

4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах (в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления);

5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы (по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде).

Режим государственной границы включает правила:

1) содержания государственной границы;

2) пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

3) перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

4) пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

5) ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

6) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители) назначаются руководителем ФСБ по согласованию с МИД РФ в соответствии с международными договорами РФ на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов.

Представители Минобороны РФ решают вопросы урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих осуществляется (при необходимости с участием пограничных представителей РФ).

По дипломатическим каналам разрешаются вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями РФ или представителями Минобороны РФ.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах (на въездах в нее устанавливаются предупреждающие знаки).

Въезд (проход) в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, выдаваемым пограничными органами и войсками на основании заявлений граждан, ходатайств предприятий, организаций, (устанавливаются места въезда (прохода); могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне).

Оружие и боевая техника применяются при защите государственной границы:

1) для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ;

2) для предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров;

3) против лиц, транспортных средств, пересекающих границу в нарушение установленных правил;

4) в ответ на применение нарушителями границы силы или в случаях, когда их задержание не может быть осуществлено другими средствами;

5) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников;

6) для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;

7) для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и Пограничный войск, Вооруженных Сил РФ.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и порядок установления государственных границ;

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов, территориального верховенства государства, а также обозначение принадлежащей ему территории как материальной основы жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами МП является основой мирного сосуществования государств. Современное МП запрещает односторонние и насильственные действия, направленные на изменения границ. Декларация заключительного Акта СБСЕ 1975 г. провозглашает принцип нерушимости границ. Существуют следующие правила определения государственных границ:

I. Сухопутные границы:

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах между сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности.

1. Границы проводятся с учетом географических особенностей местности – орографическая.

2. Границы могут проводиться по прямой линии, которая будет соединять две точки – геометрическая.

3. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами – астрономическая.

Государства используют комбинированный тип границы.

II. Водные границы:

1. Речные: граница проходит по тальвегу – линия наибольшей глубины судоходной реки. По линии главного фарватера. По середине русла;

2. Озерные: линию границы проводят по прямой, которая соединяет точки выхода сухопутной границы к берегам озера;

3. Морские:границаопределяется по правилам внутренних территориальных вод, внешний предел территориальных вод будет составлять морскую границу гос-ва.

III. Воздушная граница: 100-110 км вверх.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами состоит из двух этапов:

1. Делимитация: договорное определение линии прохождения государственной границы,, которая осуществляется с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты, рельеф, гидрография, другие особенности местности. При делимитации договаривающие стороны сопровождают подробным описанием, нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней линии границы является составной частью договора о делимитации и обязательно скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон.

2. Демаркация: обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Все практические вопросы демаркации решается специально создаваемая смешанная правительственная комиссия сопредельных государств. Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол описания границы, протокол на каждый пограничный знак. После окончания демаркации комиссия подписывает специальный акт, который становится составной частью договора о государственных границах. Если государству требуется уточнить линию прохождения границы, проводится специальный процесс – редемаркация. Данный процесс сводится к проверке правильности границы. При этом одновременно может производиться ремонт или замена пограничных знаков, также установление дополнительных пограничных знаков. Редемаркация осуществляется смешанной комиссией.

Один из принципов МП – стабильность государственных границ. В связи с этим в МП существует правовой обычай о том, что правопреемство государств не должно затрагивать, установленных договором границ и пограничного режима.

МП устанавливает, что государственная территория могут быть изменены.

1. Самоопределения народа. В данном случае в результате плебисцита может быть принято решение о том, что часть территории государства будет выделена для создания нового независимого государства.

2. Цессия – передача части территории одного государства другому на основе соглашения между ними. Как правило, осуществляется на возмездных началах, т.е. требует компенсации в денежной или иной форме. В порядке цессии уступаются небольшие участки государственной территории, с учетом географических особенностей местности. Может иметь место двойная цессия, т.е. обмен государствами территориями. В связи с тем, что цессия юридически оформляется в виде международного соглашения, то необходимо соблюдать все условия действительности международного договора.

3. Отторжение части государственной территории государства-агрессора в качестве санкции за агрессию.

Территории с особым правовым режимом.

Международные реки – реки, которые пересекают или разделяют территории двух и более государств. Международные реки имеют свои географические особенности.

· Реки, которые разделяют территорию сопредельных государств – пограничные.

· Реки, которые протекают по территории двух и более государств, но при этом не имеют выхода к морю – многонациональные.

· Реки, которые протекают по территории двух и более государств и имеют выход к морю – собственно международные.

Международная река должна отвечать трем критериям:

1. Политический: пересечение территории более, чем одного государства.

2. Географический: наличие выхода к морю.

3. Функциональный: возможность осуществления по реке регулярного судоходства.

Еще в 1915 г. в заключительном акте Венского конгресса было признано неприемлемым монопольное владение каким-либо участком международной реки, при этом провозглашалось право всех прибрежных государств одушевлять свободу судоходства на всем протяжении реки. Эта норма МП нашла свое выражение в договорной и арбитражной практике. Международные реки могут использоваться не только для судоходства, но и для получения энергии, а также в промышленном и сх производствах. В связи с этим международная практика признает целесообразным выработку соглашений, которые будут регулировать порядок использования конкретной международной реки. К ним относятся:

· конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г.;

· акт, касающийся судоходства и экономического сотрудничества между государствами бассейна реки Нигер 1963 г.;

· соглашение международной комиссии по охране р. Рейн от загрязнения 1963 г.;

· договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г.

Все соглашения, которые на настоящий момент регламентируют порядок использования международных рек, относятся к конкретным рекам и не имеют универсального значения. В 1966 г. были приняты Хельсинские правила использования вод международных рек, но данные правила носят рекомендательный характер.

Международная территория общего пользования.

На эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства:

· открытое море, воздушное пространство над ним;

· морское дно за пределами континентального шельфа;

· космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.

Ранее в классическом МП такая территория называлась ничейной, поэтому каждому государству предоставлялось право оккупации данной территории. В современном МП это право государств было сужено и для правомерной оккупации было установлено три критерия:

1. Оккупации подлежит только сухопутная территория;

2. Оккупация должна носить фактический характер, т.е. сопровождаться мерами по установлению контроля и юрисдикции на оккупируемой территории со стороны соответствующего государства;

3. Ничейная земля может стать предметом оккупации только в том случае, если в отношении этой земли не действует особый международно-правовой режим.

Все остальные территории общего пользования относятся к категории ничейной земли, которая не может быть оккупирована. Все государства имеют права пользоваться этими территориями.

Правовой режим Арктики.

Арктика – область Земного шара с условным центром в виде Северного полюса, в состав которой входят воды Северного ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии, Америки. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах МП и национального законодательства арктических государств. Действует ряд универсальных конвенций:

· Конвенция ООН по морскому праву;

· Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г;

· Двусторонние договоры между арктическими государствами.

К правовому режиму Арктики есть два подхода:

1. Секторальная система (Россия и Канада): юрисдикция арктического государства распространяется за пределы территориальных вод до самого центра Арктики.

2. США, Дания, Норвегиясчитают, что за пределами территориальных вод в Арктике должна действовать свобода открытого моря.

Некоторый компромисс между этими подходами существует в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по сохранению морской среды покрытых льдами районах, шириной в 200 морских миль.

Территория Антарктиды.

Антарктика включает в себя континент Антарктида, о-ва вокруг него, а также южные части Тихого, Индийского, Атлантического океана. В начале XX века ряд государств выдвинули территориальные претензии на этот континент (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили). СССР выступил с инициативой придания особого международного статуса, поддержали США. 1.12.1959 г. был подписан бессрочный договор об Антарктике, в соответствии с которым Антарктика должны использоваться только в мирных целях, в т.ч. на ее территории запрещено испытание любых видов оружия, сброс радиоактивных отходов. Договор закрепил принцип свободы научных исследований.

Государственные границы: понятие, виды, порядок установления

Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними.

В период существования СССР практически со всеми соседними странами были заключены договоры о прохождении государственной границы. В их числе — договор 1990 г. с Китайской Народной Республикой, зафиксировавший линию границы на ее восточном участке (ратифицирован уже Российской Федерацией). Линия границы на ее западном участке определена Договором между РФ и КНР 1994 г. С учетом договоров принимаются внутригосударственные правовые акты о государственной границе.

В России это Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г. Он характеризует государственную границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Государственной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР. Границы Российской Федерации не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат, согласно Закону, договорному закреплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы — описания государственной границы, протоколы пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т. д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран Содружества Независимых Государств используется особый термин «внешние государственные границы государств — участников СНГ», которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами. Существуют Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, 1995 г.

Он определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Международные договоры, касающиеся режима государственной границы Российской Федерации, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответствовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавливаются сроки совместных осмотров пограничных знаков и пограничных просек. В случае повреждения или утраты пограничных знаков немедленно принимаются меры по их восстановлению.

2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами может осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпереходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново — Бранево, Багратионовск — Бартошице, Мамоново — Гроново и др.).

При пересечении государственной границы должен соблюдаться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную границу на море) с целью осуществления права мирного прохода.

Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допускается только с разрешения компетентных органов соответствующего государства.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.

Перемещение через государственную границу товаров, грузов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Въезд на территорию РФ и выезд регламентируется федеральным законом — «О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания — неиммиграционная

виза. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

Граждане государств Содружества Независимых Государств имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории его участников без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство (ст. 1 Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г.). Передвижение лиц, не являющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (ст. 5 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на территории одного государства может предусматриваться для граждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Федерации и Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям государства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инцидентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации.

Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государственной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совершения насильственных действий в отношении лиц, находящихся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу, незаконного перехода (пересечения) границы и других нарушений режима границы.

Решения, совместно принятые пограничными представителями по поводу того или иного случая нарушения режима границы, вступают в силу с момента подписания протокола.

Любой вопрос, имеющий важное значение, может быть передан на разрешение по дипломатическим каналам.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы. Государствами — участниками СНГ заключен ряд соглашений,

посвященных охране их государственных границ, формированию и статусу пограничных войск,

обеспечению их деятельности.

В порядке правопреемства Российская Федерация восприняла применительно к соответствующим регионам двусторонние договоры о режиме государственной границы, о сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о порядке урегулирования пограничных конфликтов, заключенные Союзом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами. Можно назвать и договоры, касающиеся специальных аспектов хозяйственного сотрудничества: с Монголией — о рациональном использовании и охране бассейна реки Селенги (1974 г.), с Норвегией — о взаимном возвращении переходящих государственную границу оленей (1977 г.), с

КНР — о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (1994 г.). Начато заключение договоров с новыми сопредельными государствами: в 1994 г. подписаны Соглашение между Правительствами РФ и Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам, Соглашение между Правительствами РФ и Латвийской Республики о деятельности пограничных представителей.

Государственные границы, порядок их установления

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках — по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных — посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними. При этом действует ряд международных правил, в частности ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию. Однако это правило не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых или иных особых обстоятельств необходимо провести иное разграничение.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы. Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии сухопутной границы (отчасти и водных) подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границы).

Кроме договорных существуют так называемые «исторически сложившиеся границы», точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств. Положение таких границ может быть подтверждено в различных соглашениях сопредельных государств, в том числе и в соглашениях о демаркации.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определен порядок ее пересечения. Режим границы устанавливается как соглашениями государств, так и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, о пограничных уполномоченных (комиссарах), о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы.

На пограничных реках срединная линия реки или срединная линия главного фарватера или тальвега, по которым проводится линия границы, могут изменяться из-за различных намывов, наносов и других природных явлений. Поэтому в договорах часто оговаривается, что линия границы на данной реке является неизменной или она изменяется в зависимости от естественных изменений реки, если международными договорами не предусмотрено иное. Одностороннее изменение уровня пограничных вод недопустимо. Обычно в режиме государственной границы предусматривается, что в случае необходимости переоборудования или сноса мостов, плотин, дамб и подобных сооружений на пограничных водах, если такие действия могут повлечь за собой изменение уровня вод на территории другой стороны, к соответствующим работам можно приступать лишь по получении на то согласия этой стороны.

Государственные границы

Понятие и прохождение государственной границы

Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

  • — на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам или иным образом. Например, по ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 г.) граница на местности обозначена пограничными знаками следующим образом: на сухопутных участках — основными пограничными знаками, состоящими из двух столбов, установленных соответственно на территории РФ и Монголии, как правило, на расстоянии 2,5 м каждый от государственной границы, и центрового столбика, установленного между этими столбами на самой государственной границе, а также промежуточными пограничными знаками, состоящими из одного столба, установленного на самой государственной границе;
  • — на морс — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними). Так, Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о границах морских вод и континентального шельфа в Финском заливе (196.5 г.) подробно описывает прохождение границы по морю;
  • — на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) — по их середине. Так, согласно ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе (1997 г.) «Государственная граница на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, проходит по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде».

Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Например, согласно ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (2003 г.) «Российско-украинская государственная граница проходит так, как это указано в Описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 1) и изображено сплошной линией красного цвета на картах государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 2). Описание и карты государственной границы, прилагаемые к настоящему Договору, составляют его неотъемлемую часть».

Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию.

Демаркация — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками.

Статья 5 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе (2007 г.) устанавливает: «В целях установления и обозначения на местности российско-латвийской государственной границы в соответствии с настоящим Договором и создания документов демаркации Стороны в возможно короткий срок со дня вступления в силу настоящего Договора образуют на паритетных началах Совместную демаркационную комиссию, поручив ей:

  • — разработать и утвердить порядок демаркации государственной границы;
  • — установить на местности точное положение линии государственной границы в соответствии с настоящим Договором и прилагаемыми к нему «Описанием прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» и делимитационной картой;
  • — создать рабочие группы по демаркации границы, руководить их деятельностью;
  • — установить пограничные знаки;
  • — определить на пограничных реках (канализованных руслах рек) или рукавах рек, ручьях и канавах точное положение их середины, а также точное прохождение границы на озерах;
  • — уточнить принадлежность островов на реках;
  • — подготовить проекты документов о демаркации границы;
  • — решать другие вопросы, относящиеся к проведению демаркационных работ.

Документы демаркации, подготовленные Комиссией, подлежат утверждению Правительством каждой из Сторон».

Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д. Компетентные власти содержат пограничные знаки и пограничные просеки в соответствии с положениями документов демаркации государственной границы и документов совместных проверок. Обязанности по выполнению указанных работ распределяются, как правило, следующим образом: компетентные власти самостоятельно содержат пограничные знаки, расположенные на территории своих государств; содержание пограничных знаков, расположенных на линии границы, осуществляется компетентными властями, ответственными за их установку; компетентные власти самостоятельно содержат пограничные просеки, расположенные на территории своих государств, и ведут расчистку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector