Политический режим в иордании настоящее время
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник
Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство
Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство
Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии.
Территория — 91,8 тыс. кв. км. Столица — г. Амман.
Население — 4,5 млн. чел. (1996 г.), главным образом арабы.
Официальный язык — арабский.
Государственная религия — ислам суннитского толка, 5% христиане.
C начала XVI в. территория современной Иордании входила в состав Османской империи. После окончания Первой мировой войны она была включена в английский мандат на Палестину. В 1921 г. на территории к востоку от р. Иордан был создан эмират Трансиордания на правах протектората Англии. В 1946 г. провозглашено независимое государство Иордания с наследным монархическим правлением.
Иордания — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 10 губернаторств (мухафаз).
Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим — умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в «свободном волеизъявлении народа». В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).
Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах. Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест — за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест — за христианами.
Глава государства — Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.
Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.
Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.
Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.
В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом.
В течение XIX в., когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права. В период британского господства (1917-1946 гг.) здесь также было частично воспринято английское общее право.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
В качестве важнейшего источника гражданского права действует ГК 1976 г., составленный по образцу египетского ГК. Он состоит из Вводного титула и 4 книг. Во Вводном титуле имеются разделы о пределах действия, о лицах и др. Первая книга посвящена личным правам, вторая обязательствам, третья — праву собственности, четвертая — вещному обеспечению прав и обязательств. Всего в Кодексе 1449 статей.
Семейно-брачные отношения в Иордании регламентируются Законом о личном статусе 1976 г., который отменил ранее применявшийся Закон о правах семьи 1951 г. Иорданский закон разрешает мусульманину иметь до четырех жен.
В Иордании до сих пор применяются отдельные положения Маджаллыкодификации норм мусульманского гражданского и гражданско-процессуального права, принятой в Турции в 1869-1876 гг.
Экономические законы направлены на поощрение частного предпринимательства и иностранных инвестиций. В 1995 г. принят Закон о поощрении инвестиций, который устанавливает как для иорданских, так и иностранных инвесторов дополнительные стимулы и налоговые льготы.
В 1971 г. в Иордании был принят Кодекс о труде. Иорданское трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы и (со значительными ограничениями) на забастовку.
Уголовное право и процесс
До середины XIX в. на территории современной Иордании применялось мусульманское деликтное право. С 1858 г. здесь стал действовать османский Уголовный кодекс, основанный в значительной мере на французском УК 1810 г.
В настоящее время главным источником уголовного права Иордании является УК 1960 г., основанный на ливанском УК 1943 г., который, в свою очередь, развивает положения французского уголовного законодательства (УК Франции 1810 г.). Влияние мусульманского деликтного права в Иордании ограничивается включением отдельных его норм в уголовное законодательство. В частности, ст.274 УК Иордании 1960 г. объявляет уголовно наказуемым нарушение мусульманского поста во время рамадана.
УК 1960 г. предусматривает смертную казнь как обязательное наказание за преднамеренное убийство и другие виды умышленного убийства; за преступления против государства (измена, попытка изменить Конституцию незаконными способами); за покушение на жизнь или свободу членов королевской семьи; за акты терроризма, поджог или саботаж при отягчающих обстоятельствах. За шпионаж также предусмотрена в качестве обязательной меры смертная казнь (Закон 1971 г.). За воинские преступления смертная казнь установлена по воинскому Уголовному кодексу 1952 г. Согласно Специальному закону 1952 г. владение или продажа оружия для незаконных целей также является преступлением, наказуемым смертной казнью. В 1988 г. эта мера стала обязательной за изнасилование девочки в возрасте до 15 лет.
Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1961 г.
Долгое время на развитие иорданского уголовного процесса весьма негативное влияние оказывала напряженная военно-политическая обстановка внутри страны и на Ближнем Востоке в целом. После объявления 5 июня 1967 г. военного положения был учрежден Военно-полевой суд, состоящий из 3 армейских офицеров. Его компетенция постепенно распространялась на все преступления против безопасности государства; преступления, связанные с огнестрельным оружием и наркотиками; дела об особых видах убийств; другие дела о преступлениях, отнесенные к его компетенции военным Генерал-губернатором (позднее — Премьер-министром). Этот суд не был связан нормами УПК или доказательственным правом, его процедуры иногда не соответствовали международным стандартам справедливости. Приговоры этого суда не могли быть обжалованы в вышестоящий трибунал, но проверялись военным Генерал-губернатором. Чрезвычайные нормы применялись и в деятельности других судов, как военных, так и гражданских. Избранный в 1989 г. парламент внес изменения в Закон о государственной безопасности, вернув судам их гражданский статус и отменив многие элементы чрезвычайного судопроизводства.
Статья 102 Конституции и УПК предусматривают право обвиняемого на адвоката по его собственному выбору на стадиях следствия и суда. Это право существенно ограничено в делах о государственной безопасности. Статья 28 УПК устанавливает, что задержанный должен быть доставлен в суд в течение 48 часов с момента задержания (ареста) даже в особых делах о безопасности. На практике суды обычно санкционируют длительные сроки предварительного заключения.
Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции судебная власть независима. Имеются 3 вида судов: регулярные (суды общей юрисдикции), конфессиональные (религиозные) и специальные суды. Регулярные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, если их рассмотрение прямо не отнесено к ведению религиозных или специальных судов.
Система регулярных судов включает четыре уровня: суды магистратов, суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. 14 судов магистратов осуществляют юрисдикцию по небольшим гражданским и уголовным делам (с максимальным наказанием в виде штрафа до 100 динаров или тюремного заключения сроком до одного года). Семь судов первой инстанции занимаются более серьезными гражданскими и уголовными делами. Уголовные дела рассматриваются коллегией из 3судей, гражданские дела и дела о проступках — 2 судьями. Апелляционные суды в составе 3 судей разбирают жалобы на решения судов первой инстанции, судов магистратов и религиозных судов. К регулярным судам также относятся высокие административные суды.
Высшим судом в стране является Кассационный суд в Аммане. Его председатель, назначаемый Королем, является верховным судьей страны. В полном составе из 7 членов Кассационный суд рассматривает только наиболее важные дела. В остальных случаях заседает коллегия из 5 судей. Кассационный суд выступает как высшая апелляционная инстанция, он также рассматривает по первой инстанции дела о государственных преступлениях и дает толкования закона.
Дела военнослужащих и сотрудников департамента общей разведки рассматриваются внутренними трибуналами, применяющими положения общего и Воинского уголовных кодексов. Действовавший в период военного положения Военно-полевой суд был заменен Судом государственной безопасности, который состоит из гражданских и военных судей. Как и прежний, новый суд рассматривает довольно широкий круг дел, касающихся не только внешней и внутренней безопасности королевства, но и других тяжких преступлений (например, связанных с наркотиками). Решения Суда государственной безопасности могут быть обжалованы в Кассационный суд.
Конфессиональные суды делятся на шариатские — для мусульман и церковные (именуются «конфессиональные советы») — для христианских меньшинств. Эти суды рассматривают дела, касающиеся прежде всего вопросов личного статуса (брак, развод, опека и наследование). Согласно иорданскому Закону о шариатских судах 1967 г. данные суды компетентны решать не только вопросы «личного статуса», но и любой другой спор, если стороны требуют рассмотреть его на основе мусульманского права. Помимо этого, они рассматривают дела о «выкупе за кровь» (дийя), если хотя бы одной стороной конфликта выступает мусульманин и стороны согласны передать дело шариатскому суду, а также и вопросы, связанные с мусульманскими вакфами. В каждом суде шариата заседает один судья (кади), который решает дела на основе мусульманского права. Церковные суды обычно действуют в составе 3 судей, которые выносят решения на основе различных интерпретаций канонического права (греко-православной, католической, англиканской и т.д.). Если спорящие относятся к различным конфессиям и не соглашаются подчиниться юрисдикции одного из религиозных судов, дело рассматривается в гражданском суде.
Согласно Конституции (ст.98) судьи регулярных и шариатских судов назначаются и смещаются королевским декретом. Кандидатуры судей Королю представляет назначаемый последним Высокий судебный совет, который обычно следует рекомендациям Министерства юстиции.
В случае юрисдикционных конфликтов между любыми конфессиональными судами или между конфессиональным судом и регулярным судом председатель Кассационного суда назначает специальный трибунал в составе 3 судей, который разрешает спор о юрисдикции или рассматривает дело по существу.
Специальные суды включают Высокий трибунал (или Высокий совет), который дает толкование Конституции по просьбе Премьер-министра или любой палаты Национального собрания, и Высокий суд правосудия, который образовывается по мере необходимости Кассационным судом. Высокий суд правосудия рассматривает обращения хабеас корпус и мандамус и может издавать судебные запреты (injunctions), касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. Он также наделен полномочиями рассматривать дела о преступлениях, совершенных членами правительства.
У кочевых племен Иордании многие споры и правонарушения по-прежнему рассматриваются в традиционных племенных судах (несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов).
Atalla F. B. Jordan // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1971. P. J27-32.
Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 244-268.
О клинических исследованиях
Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.
Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.
Как их проводят?
У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):
I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;
II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;
III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;
IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.
Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».
Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.
Преимущества и риски для участников. Плюсы
- бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
- качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
- участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
- иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:
- новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
- даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
- новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.
Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.
Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.
Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.
Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.
Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.
Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.
Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.
Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.
Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.
Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.
Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.
После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.
Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.
Политический режим в иордании настоящее время
Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии.
Территория — 91,8 тыс. кв. км. Столица — г. Амман.
Население — 4,5 млн. чел. (1996 г.), главным образом арабы.
Официальный язык — арабский.
Государственная религия — ислам суннитского толка, 5% христиане.
C начала XVI в. территория современной Иордании входила в состав Османской империи. После окончания Первой мировой войны она была включена в английский мандат на Палестину. В 1921 г. на территории к востоку от р. Иордан был создан эмират Трансиордания на правах протектората Англии. В 1946 г. провозглашено независимое государство Иордания с наследным монархическим правлением.
Государственное устройство
Иордания — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 10 губернаторств (мухафаз).
Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим — умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в «свободном волеизъявлении народа». В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).
Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах. Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест — за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест — за христианами.
Глава государства — Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.
Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.
Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.
Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.
Правовая система
В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом.
В течение XIX в., когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права. В период британского господства (1917-1946 гг.) здесь также было частично воспринято английское общее право.
Гражданское и смежные с ним
отрасли права
В качестве важнейшего источника гражданского права действует ГК 1976 г., составленный по образцу египетского ГК. Он состоит из Вводного титула и 4 книг. Во Вводном титуле имеются разделы о пределах действия, о лицах и др. Первая книга посвящена личным правам, вторая обязательствам, третья — праву собственности, четвертая — вещному обеспечению прав и обязательств. Всего в Кодексе 1449 статей.
Семейно-брачные отношения в Иордании регламентируются Законом о личном статусе 1976 г., который отменил ранее применявшийся Закон о правах семьи 1951 г. Иорданский закон разрешает мусульманину иметь до четырех жен.
В Иордании до сих пор применяются отдельные положения Маджаллыкодификации норм мусульманского гражданского и гражданско-процессуального права, принятой в Турции в 1869-1876 гг.
Экономические законы направлены на поощрение частного предпринимательства и иностранных инвестиций. В 1995 г. принят Закон о поощрении инвестиций, который устанавливает как для иорданских, так и иностранных инвесторов дополнительные стимулы и налоговые льготы.
В 1971 г. в Иордании был принят Кодекс о труде. Иорданское трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы и (со значительными ограничениями) на забастовку.
Уголовное право и процесс
До середины XIX в. на территории современной Иордании применялось мусульманское деликтное право. С 1858 г. здесь стал действовать османский Уголовный кодекс, основанный в значительной мере на французском УК 1810 г.
В настоящее время главным источником уголовного права Иордании является УК 1960 г., основанный на ливанском УК 1943 г., который, в свою очередь, развивает положения французского уголовного законодательства (УК Франции 1810 г.). Влияние мусульманского деликтного права в Иордании ограничивается включением отдельных его норм в уголовное законодательство. В частности, ст.274 УК Иордании 1960 г. объявляет уголовно наказуемым нарушение мусульманского поста во время рамадана.
УК 1960 г. предусматривает смертную казнь как обязательное наказание за преднамеренное убийство и другие виды умышленного убийства; за преступления против государства (измена, попытка изменить Конституцию незаконными способами); за покушение на жизнь или свободу членов королевской семьи; за акты терроризма, поджог или саботаж при отягчающих обстоятельствах. За шпионаж также предусмотрена в качестве обязательной меры смертная казнь (Закон 1971 г.). За воинские преступления смертная казнь установлена по воинскому Уголовному кодексу 1952 г. Согласно Специальному закону 1952 г. владение или продажа оружия для незаконных целей также является преступлением, наказуемым смертной казнью. В 1988 г. эта мера стала обязательной за изнасилование девочки в возрасте до 15 лет.
Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1961 г.
Долгое время на развитие иорданского уголовного процесса весьма негативное влияние оказывала напряженная военно-политическая обстановка внутри страны и на Ближнем Востоке в целом. После объявления 5 июня 1967 г. военного положения был учрежден Военно-полевой суд, состоящий из 3 армейских офицеров. Его компетенция постепенно распространялась на все преступления против безопасности государства; преступления, связанные с огнестрельным оружием и наркотиками; дела об особых видах убийств; другие дела о преступлениях, отнесенные к его компетенции военным Генерал-губернатором (позднее — Премьер-министром). Этот суд не был связан нормами УПК или доказательственным правом, его процедуры иногда не соответствовали международным стандартам справедливости. Приговоры этого суда не могли быть обжалованы в вышестоящий трибунал, но проверялись военным Генерал-губернатором. Чрезвычайные нормы применялись и в деятельности других судов, как военных, так и гражданских. Избранный в 1989 г. парламент внес изменения в Закон о государственной безопасности, вернув судам их гражданский статус и отменив многие элементы чрезвычайного судопроизводства.
Статья 102 Конституции и УПК предусматривают право обвиняемого на адвоката по его собственному выбору на стадиях следствия и суда. Это право существенно ограничено в делах о государственной безопасности. Статья 28 УПК устанавливает, что задержанный должен быть доставлен в суд в течение 48 часов с момента задержания (ареста) даже в особых делах о безопасности. На практике суды обычно санкционируют длительные сроки предварительного заключения.
Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции судебная власть независима. Имеются 3 вида судов: регулярные (суды общей юрисдикции), конфессиональные (религиозные) и специальные суды. Регулярные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, если их рассмотрение прямо не отнесено к ведению религиозных или специальных судов.
Система регулярных судов включает четыре уровня: суды магистратов, суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. 14 судов магистратов осуществляют юрисдикцию по небольшим гражданским и уголовным делам (с максимальным наказанием в виде штрафа до 100 динаров или тюремного заключения сроком до одного года). Семь судов первой инстанции занимаются более серьезными гражданскими и уголовными делами. Уголовные дела рассматриваются коллегией из 3судей, гражданские дела и дела о проступках — 2 судьями. Апелляционные суды в составе 3 судей разбирают жалобы на решения судов первой инстанции, судов магистратов и религиозных судов. К регулярным судам также относятся высокие административные суды.
Высшим судом в стране является Кассационный суд в Аммане. Его председатель, назначаемый Королем, является верховным судьей страны. В полном составе из 7 членов Кассационный суд рассматривает только наиболее важные дела. В остальных случаях заседает коллегия из 5 судей. Кассационный суд выступает как высшая апелляционная инстанция, он также рассматривает по первой инстанции дела о государственных преступлениях и дает толкования закона.
Дела военнослужащих и сотрудников департамента общей разведки рассматриваются внутренними трибуналами, применяющими положения общего и Воинского уголовных кодексов. Действовавший в период военного положения Военно-полевой суд был заменен Судом государственной безопасности, который состоит из гражданских и военных судей. Как и прежний, новый суд рассматривает довольно широкий круг дел, касающихся не только внешней и внутренней безопасности королевства, но и других тяжких преступлений (например, связанных с наркотиками). Решения Суда государственной безопасности могут быть обжалованы в Кассационный суд.
Конфессиональные суды делятся на шариатские — для мусульман и церковные (именуются «конфессиональные советы») — для христианских меньшинств. Эти суды рассматривают дела, касающиеся прежде всего вопросов личного статуса (брак, развод, опека и наследование). Согласно иорданскому Закону о шариатских судах 1967 г. данные суды компетентны решать не только вопросы «личного статуса», но и любой другой спор, если стороны требуют рассмотреть его на основе мусульманского права. Помимо этого, они рассматривают дела о «выкупе за кровь» (дийя), если хотя бы одной стороной конфликта выступает мусульманин и стороны согласны передать дело шариатскому суду, а также и вопросы, связанные с мусульманскими вакфами. В каждом суде шариата заседает один судья (кади), который решает дела на основе мусульманского права. Церковные суды обычно действуют в составе 3 судей, которые выносят решения на основе различных интерпретаций канонического права (греко-православной, католической, англиканской и т.д.). Если спорящие относятся к различным конфессиям и не соглашаются подчиниться юрисдикции одного из религиозных судов, дело рассматривается в гражданском суде.
Согласно Конституции (ст.98) судьи регулярных и шариатских судов назначаются и смещаются королевским декретом. Кандидатуры судей Королю представляет назначаемый последним Высокий судебный совет, который обычно следует рекомендациям Министерства юстиции.
В случае юрисдикционных конфликтов между любыми конфессиональными судами или между конфессиональным судом и регулярным судом председатель Кассационного суда назначает специальный трибунал в составе 3 судей, который разрешает спор о юрисдикции или рассматривает дело по существу.
Специальные суды включают Высокий трибунал (или Высокий совет), который дает толкование Конституции по просьбе Премьер-министра или любой палаты Национального собрания, и Высокий суд правосудия, который образовывается по мере необходимости Кассационным судом. Высокий суд правосудия рассматривает обращения хабеас корпус и мандамус и может издавать судебные запреты (injunctions), касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. Он также наделен полномочиями рассматривать дела о преступлениях, совершенных членами правительства.
У кочевых племен Иордании многие споры и правонарушения по-прежнему рассматриваются в традиционных племенных судах (несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов).
Литература
Atalla F. B. Jordan // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1971. P. J27-32.
Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 244-268.
Политический режим в иордании настоящее время
Амман, Акаба, Аллун, Балка, Джараш, Зарка, Ирбид, Карак, Маан, Мадаба, Мафрак, Тафила, возглавляемых назначенными королём губернаторами. Законодательная власть принадлежит совместно королю и Национальному собранию, состоящему из двух плат: сената и палаты депутатов. Сенат включает 40 членов, назначаемых королём, его состав обновляется наполовину каждые 2 года. Палата депутатов численностью 80 чел. избирается на 4 года путём всеобщего голосования (прямых и тайных выборов). Спикером сената является Зейд ар-Рифаи, спикером палаты депутатов — Хади аль-Маджали. По Конституции (поправка принята в 1974) король обладает правом распускать парламент и править страной без него в течение года, а также отправлять в отставку любого его члена. Парламентские выборы проходили в стране в 1989, 1993 и 1997. Выборы 2001 были отложены, следующие состоялись в июне 2003.
Иордания: государственное устройство и политическая система, экономика и наука
Растущее напряжение в Иордании Сегодня, наряду с внутренними угрозами, режим Абдаллы II сталкивается и с угрозами внешними. Сатлофф и Шенкер считают, что риск внутренних беспорядков уменьшился, но угроза от последствий сирийского конфликта возросла. В настоящее время в Иордании находятся около 1,4 млн сирийских беженцев которые являются источником нестабильности.
Почти все они рассредоточились по стране, в официальных лагерях беженцев находится менее 10%, в УВКБ ООН зарегистрирована только половина. Беженцы доля которых от общего населении Иордании составляет около 13%, являются большим бременем для слабой иорданской экономики. В 2015 г. расходы связанные с приёмом беженцев составили 17,5% от бюджета страны, дефицит которого составил $ 2 млрд.
Уровень безработицы в Иордании 12%, среди молодёжи — 30%. Имеются признаки того, что некоторые беженцы находятся под влиянием идеологии ДАИШ.
Государственное устройство и политическая система иордании
Большое влияние имеют Иорданская ассоциация прессы и Иорданская ассоциация адвокатов. С нач. 1990-х гг. в И. наметился курс на демократизацию и либерализацию экономики. Она выступает за мирное разрешение арабо-израильского конфликта, стремится к тесному сотрудничеству с западными государствами, в т.ч.
Иордания
На практике суды обычно санкционируют длительные сроки предварительного заключения. Судебная система. Органы контроля Согласно Конституции судебная власть независима. Имеются 3 вида судов: регулярные (суды общей юрисдикции), конфессиональные (религиозные) и специальные суды.
Регулярные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, если их рассмотрение прямо не отнесено к ведению религиозных или специальных судов.
Политическое устройство иордании
По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим — умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны.
Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в «свободном волеизъявлении народа». В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.). Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов.
Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах.
Политический режим в иордании настоящее время
Глава государства — Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие. Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.
Роль и место умеренной исламской оппозиции в политических процессах в иордании
Специальные суды включают Высокий трибунал (или Высокий совет), который дает толкование Конституции по просьбе Премьер-министра или любой палаты Национального собрания, и Высокий суд правосудия, который образовывается по мере необходимости Кассационным судом. Высокий суд правосудия рассматривает обращения хабеас корпус и мандамус и может издавать судебные запреты (injunctions), касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. Он также наделен полномочиями рассматривать дела о преступлениях, совершенных членами правительства. У кочевых племен Иордании многие споры и правонарушения по-прежнему рассматриваются в традиционных племенных судах (несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов). Литература Atalla F. B. Jordan // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1971. P.
Вы точно человек?
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Guide-To-Jordan.Ru. Сегодняшняя тема посвящена политическому устройству Иордании. Иорданское Хашимитское королевство – конституционная монархия.
Это одно из двух государств мира, в название которого включено имя правящей династии (второе Саудовская Аравия). Страной с февраля 1999 г. по настоящее время правит король Абдалла II бин аль-Хусайн. Решающее слово в ключевых вопросах всегда остается за ним, не только в силу его полномочий, но и благодаря его высокому авторитету.
Роль королевы и других членов королевской семьи также велика, тем более, что многие из них занимают различные почетные должности в государственных и неправительственных организациях. По Конституции (январь 1952 г.) исполнительную власть осуществляют король и Совет министров. Глава последнего с ноября 2007 г. – премьер-министр Надер Аль-Дахаби. Правительство подотчетно парламенту.
Однако расходы связанные с приёмом беженцев и охраной границ превышают объёмы вливаний. Для предотвращения последствий сирийского кризиса Вашингтон должен предпринять следующие шаги: Увеличение гуманитарной помощи. США могли бы рассмотреть возможность более рационального и справедливого распределения выделенных средств ($ 533 млн) на поддержку сирийских беженцев в странах Ближнего Востока.
Вашингтон должен оказать давление на своих европейских и арабских союзников дабы те увеличили ежегодную бюджетную поддержку Иордании. Увеличение трудовой занятости среди сирийских беженцев. Вашингтон должен поощрять европейские страны, в частности Германию, инвестировать в инициативы по созданию рабочих мест в Иордании.
Увеличение сотрудничества в сфере обороны и разведки. Обмен разведывательной информацией и сотрудничество в области безопасности между Вашингтоном и Амманом исключительно сильны.
Политический режим в иордании настоящее время
По разным оценкам против правительства Башара аль-Асада воюет около 3 тыс. иорданцев. Стабильность в Иордании является высоким приоритетом для США. Королевство является основным партнером в борьбе против ДАИШ и иранской экспансии, а также поддерживает мирное урегулирование арабо-израильского конфликта.
Сотрудничество Иордании с Израилем является дополнительным плюсом к интересам США в регионе. Иордании угрожает террористическая деятельность ДАИШ, но теракты скорее всего сплотят население. Однако увеличение числа сирийских беженцев может ослабить иорданскую экономику, что приведёт к обострению внутриполитической обстановки.
Рекомендации С 2011 г. США оказали помощь сирийским беженцам в Иордании на сумму $ 700 млн. Также Иордании была увеличена ежегодная военно-финансовая помощь с нынешних $ 660 млн. до $ 1 млрд к 2017 г. (прим. (13) расходная часть иорданского бюджета в 2016 г.
Правовая система Общая характеристика В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом. В течение XIX в., когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права. В период британского господства (1917-1946 гг.) здесь также было частично воспринято английское общее право.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник
Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство
Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство
Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии.
Территория — 91,8 тыс. кв. км. Столица — г. Амман.
Население — 4,5 млн. чел. (1996 г.), главным образом арабы.
Официальный язык — арабский.
Государственная религия — ислам суннитского толка, 5% христиане.
C начала XVI в. территория современной Иордании входила в состав Османской империи. После окончания Первой мировой войны она была включена в английский мандат на Палестину. В 1921 г. на территории к востоку от р. Иордан был создан эмират Трансиордания на правах протектората Англии. В 1946 г. провозглашено независимое государство Иордания с наследным монархическим правлением.
Иордания — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 10 губернаторств (мухафаз).
Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим — умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в «свободном волеизъявлении народа». В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).
Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах. Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест — за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест — за христианами.
Глава государства — Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.
Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.
Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.
Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.
В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Кочевники-бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом.
В течение XIX в., когда Иордания была частью Османской империи, действовали основанные на французских образцах Коммерческий, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также ряд других элементов европейского права. В период британского господства (1917-1946 гг.) здесь также было частично воспринято английское общее право.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
В качестве важнейшего источника гражданского права действует ГК 1976 г., составленный по образцу египетского ГК. Он состоит из Вводного титула и 4 книг. Во Вводном титуле имеются разделы о пределах действия, о лицах и др. Первая книга посвящена личным правам, вторая обязательствам, третья — праву собственности, четвертая — вещному обеспечению прав и обязательств. Всего в Кодексе 1449 статей.
Семейно-брачные отношения в Иордании регламентируются Законом о личном статусе 1976 г., который отменил ранее применявшийся Закон о правах семьи 1951 г. Иорданский закон разрешает мусульманину иметь до четырех жен.
В Иордании до сих пор применяются отдельные положения Маджаллыкодификации норм мусульманского гражданского и гражданско-процессуального права, принятой в Турции в 1869-1876 гг.
Экономические законы направлены на поощрение частного предпринимательства и иностранных инвестиций. В 1995 г. принят Закон о поощрении инвестиций, который устанавливает как для иорданских, так и иностранных инвесторов дополнительные стимулы и налоговые льготы.
В 1971 г. в Иордании был принят Кодекс о труде. Иорданское трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы и (со значительными ограничениями) на забастовку.
Уголовное право и процесс
До середины XIX в. на территории современной Иордании применялось мусульманское деликтное право. С 1858 г. здесь стал действовать османский Уголовный кодекс, основанный в значительной мере на французском УК 1810 г.
В настоящее время главным источником уголовного права Иордании является УК 1960 г., основанный на ливанском УК 1943 г., который, в свою очередь, развивает положения французского уголовного законодательства (УК Франции 1810 г.). Влияние мусульманского деликтного права в Иордании ограничивается включением отдельных его норм в уголовное законодательство. В частности, ст.274 УК Иордании 1960 г. объявляет уголовно наказуемым нарушение мусульманского поста во время рамадана.
УК 1960 г. предусматривает смертную казнь как обязательное наказание за преднамеренное убийство и другие виды умышленного убийства; за преступления против государства (измена, попытка изменить Конституцию незаконными способами); за покушение на жизнь или свободу членов королевской семьи; за акты терроризма, поджог или саботаж при отягчающих обстоятельствах. За шпионаж также предусмотрена в качестве обязательной меры смертная казнь (Закон 1971 г.). За воинские преступления смертная казнь установлена по воинскому Уголовному кодексу 1952 г. Согласно Специальному закону 1952 г. владение или продажа оружия для незаконных целей также является преступлением, наказуемым смертной казнью. В 1988 г. эта мера стала обязательной за изнасилование девочки в возрасте до 15 лет.
Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1961 г.
Долгое время на развитие иорданского уголовного процесса весьма негативное влияние оказывала напряженная военно-политическая обстановка внутри страны и на Ближнем Востоке в целом. После объявления 5 июня 1967 г. военного положения был учрежден Военно-полевой суд, состоящий из 3 армейских офицеров. Его компетенция постепенно распространялась на все преступления против безопасности государства; преступления, связанные с огнестрельным оружием и наркотиками; дела об особых видах убийств; другие дела о преступлениях, отнесенные к его компетенции военным Генерал-губернатором (позднее — Премьер-министром). Этот суд не был связан нормами УПК или доказательственным правом, его процедуры иногда не соответствовали международным стандартам справедливости. Приговоры этого суда не могли быть обжалованы в вышестоящий трибунал, но проверялись военным Генерал-губернатором. Чрезвычайные нормы применялись и в деятельности других судов, как военных, так и гражданских. Избранный в 1989 г. парламент внес изменения в Закон о государственной безопасности, вернув судам их гражданский статус и отменив многие элементы чрезвычайного судопроизводства.
Статья 102 Конституции и УПК предусматривают право обвиняемого на адвоката по его собственному выбору на стадиях следствия и суда. Это право существенно ограничено в делах о государственной безопасности. Статья 28 УПК устанавливает, что задержанный должен быть доставлен в суд в течение 48 часов с момента задержания (ареста) даже в особых делах о безопасности. На практике суды обычно санкционируют длительные сроки предварительного заключения.
Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции судебная власть независима. Имеются 3 вида судов: регулярные (суды общей юрисдикции), конфессиональные (религиозные) и специальные суды. Регулярные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, если их рассмотрение прямо не отнесено к ведению религиозных или специальных судов.
Система регулярных судов включает четыре уровня: суды магистратов, суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. 14 судов магистратов осуществляют юрисдикцию по небольшим гражданским и уголовным делам (с максимальным наказанием в виде штрафа до 100 динаров или тюремного заключения сроком до одного года). Семь судов первой инстанции занимаются более серьезными гражданскими и уголовными делами. Уголовные дела рассматриваются коллегией из 3судей, гражданские дела и дела о проступках — 2 судьями. Апелляционные суды в составе 3 судей разбирают жалобы на решения судов первой инстанции, судов магистратов и религиозных судов. К регулярным судам также относятся высокие административные суды.
Высшим судом в стране является Кассационный суд в Аммане. Его председатель, назначаемый Королем, является верховным судьей страны. В полном составе из 7 членов Кассационный суд рассматривает только наиболее важные дела. В остальных случаях заседает коллегия из 5 судей. Кассационный суд выступает как высшая апелляционная инстанция, он также рассматривает по первой инстанции дела о государственных преступлениях и дает толкования закона.
Дела военнослужащих и сотрудников департамента общей разведки рассматриваются внутренними трибуналами, применяющими положения общего и Воинского уголовных кодексов. Действовавший в период военного положения Военно-полевой суд был заменен Судом государственной безопасности, который состоит из гражданских и военных судей. Как и прежний, новый суд рассматривает довольно широкий круг дел, касающихся не только внешней и внутренней безопасности королевства, но и других тяжких преступлений (например, связанных с наркотиками). Решения Суда государственной безопасности могут быть обжалованы в Кассационный суд.
Конфессиональные суды делятся на шариатские — для мусульман и церковные (именуются «конфессиональные советы») — для христианских меньшинств. Эти суды рассматривают дела, касающиеся прежде всего вопросов личного статуса (брак, развод, опека и наследование). Согласно иорданскому Закону о шариатских судах 1967 г. данные суды компетентны решать не только вопросы «личного статуса», но и любой другой спор, если стороны требуют рассмотреть его на основе мусульманского права. Помимо этого, они рассматривают дела о «выкупе за кровь» (дийя), если хотя бы одной стороной конфликта выступает мусульманин и стороны согласны передать дело шариатскому суду, а также и вопросы, связанные с мусульманскими вакфами. В каждом суде шариата заседает один судья (кади), который решает дела на основе мусульманского права. Церковные суды обычно действуют в составе 3 судей, которые выносят решения на основе различных интерпретаций канонического права (греко-православной, католической, англиканской и т.д.). Если спорящие относятся к различным конфессиям и не соглашаются подчиниться юрисдикции одного из религиозных судов, дело рассматривается в гражданском суде.
Согласно Конституции (ст.98) судьи регулярных и шариатских судов назначаются и смещаются королевским декретом. Кандидатуры судей Королю представляет назначаемый последним Высокий судебный совет, который обычно следует рекомендациям Министерства юстиции.
В случае юрисдикционных конфликтов между любыми конфессиональными судами или между конфессиональным судом и регулярным судом председатель Кассационного суда назначает специальный трибунал в составе 3 судей, который разрешает спор о юрисдикции или рассматривает дело по существу.
Специальные суды включают Высокий трибунал (или Высокий совет), который дает толкование Конституции по просьбе Премьер-министра или любой палаты Национального собрания, и Высокий суд правосудия, который образовывается по мере необходимости Кассационным судом. Высокий суд правосудия рассматривает обращения хабеас корпус и мандамус и может издавать судебные запреты (injunctions), касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. Он также наделен полномочиями рассматривать дела о преступлениях, совершенных членами правительства.
У кочевых племен Иордании многие споры и правонарушения по-прежнему рассматриваются в традиционных племенных судах (несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов).
Atalla F. B. Jordan // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1971. P. J27-32.
Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 244-268.