1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача движимого имущества комитету по управлению

Распоряжение Департамента имущества г. Москвы от 7 апреля 2010 г. N 1058-р «О порядке передачи движимого имущества государственным учреждениям города Москвы»

В соответствии с Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», постановлениями Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 255-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы», от 24 июня 2008 г. N 531-ПП «О Задачах по совершенствованию системы управления государственными учреждениями города Москвы» и в целях сокращения документооборота в Департаменте и упрощения процедуры передачи движимого имущества между государственными учреждениями города Москвы:

1. Установить, что:

1.1. Передача вновь приобретенного (приобретаемого) движимого имущества в собственность города Москвы и в оперативное управление государственным учреждениям города Москвы осуществляется после принятия такого имущества в имущественную казну города Москвы в порядке, установленном распоряжением Департамента от 4 июня 2009 г. N 1692-р «Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений Департамента и ГБУ «Московская имущественная казна» при принятии имущества в казну города Москвы и выбытии его из казны города Москвы».

1.2. Передача движимого имущества, находящегося в собственности города Москвы и в оперативном управлении государственных учреждений города Москвы, в оперативное управление другим государственным учреждениям города Москвы осуществляется без принятия такого имущества в имущественную казну города Москвы и в следующем порядке:

1.2.1. Решение о прекращении права оперативного управления одного государственного учреждения города Москвы и передаче в оперативное управление другому государственному учреждению городу Москвы принимается Департаментом имущества города Москвы в форме распоряжения Департамента в сроки, установленные Регламентом Департамента.

1.2.2. Для принятия Департаментом имущества города Москвы решения (п. 1.2.1) заявителем (органом исполнительной власти города Москвы, являющимся учредителем государственного учреждения города Москвы передающей или принимающей стороны, либо государственным учреждением города Москвы (передающая или принимающая сторона) представляется в Департамент пакет документов (п. 2.1).

1.2.3. Представленный заявителем пакет документов рассматривается Управлением имущественных комплексов Департамента в сроки, установленные Регламентом Департамента.

1.2.4. В случае некомплектности пакета документов или при наличии иных обстоятельств, препятствующих принятию Департаментом имущества города Москвы решения, в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в принятии Департаментом решения в сроки, установленные Регламентом Департамента.

2.1. Перечень и содержание документов, представляемых для принятия Департаментом решения (п. 1.2.1) (приложение 1).

2.2. Примерную форму распоряжения Департамента по реализации пункта 1.2 настоящего распоряжения (приложение 2).

3. Управлению по работе с документами и письменными обращениями граждан Департамента направлять по принадлежности обращения заявителей в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московская имущественная казна» (п. 1.1) или в Управление имущественных комплексов Департамента (п. 1.2).

4. ГБУ «Московская имущественная казна» рассматривать обращения заявителей (п. 3) и обеспечивать организацию работы по приему-передаче движимого имущества на баланс Департамента с последующей его передачей на баланс государственных учреждений города Москвы в порядке, определенном распоряжением Департамента от 4 июня 2009 г. N 1692-р «Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений Департамента и ГБУ «Московская имущественная казна» при принятии имущества в казну города Москвы и выбытии его из казны города Москвы».

5. Управлению имущественных комплексов Департамента рассматривать обращения заявителей (п. 3) в порядке, определенном настоящим распоряжением.

6. Управлению информационного обеспечения Департамента в трехдневный срок разместить на официальном сайте Департамента настоящее распоряжение.

7. Контроль за выполнением на распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Преснякова И.В.

Приложение 1
к распоряжению Департамента
имущества г. Москвы
от 7 апреля 2010 г. N 1058-р

Перечень
и содержание документов, представляемых для издания Департаментом распорядительного документа по приемке-передаче движимого имущества

1. Письменные обращения:

1.1. Государственного учреждения города Москвы — отправителя имущества о согласии на прекращение права оперативного управления и передачу имущества.

Для государственных автономных учреждений города Москвы дополнительно представляется протокол наблюдательного совета о согласовании передачи имущества.

1.2. Государственного учреждения города Москвы — получателя имущества о согласии на приемку имущества на праве оперативного управления.

1.3. Учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) государственного учреждения города Москвы — отправителя имущества о согласии на передачу имущества.

1.4. Учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) государственного учреждения города Москвы — получателя имущества о согласии на прекращение права оперативного управления и передачу имущества.

2. Копии уставов, трудовых договоров с руководителями и главными бухгалтерами государственных учреждений, и выписку из ЕГРЮЛ сроком изготовления не более 6 месяцев.

3. Пообъектный перечень передаваемого движимого имущества, подписанный руководителем и главным бухгалтером учреждения и заверенный печатью учреждения с указанием в нем балансовой и остаточной стоимости, а также суммы начисленной амортизации,

4. Копии инвентарных карточек учета основных средств, с указанием остаточной стоимости на дату представления, подписанные уполномоченным лицом и заверенные печатью учреждения.

5. На автотранспортные средства — копии паспортов транспортных средств, на самоходные машины — копии паспортов самоходных машин, заверенные печатью учреждения.

Приложение 2
к распоряжению Департамента
имущества г. Москвы
от 7 апреля 2010 г. N 1058-р

Примерная форма распоряжения Департамента имущества

Распоряжение Департамента имущества г. Москвы от 7 апреля 2010 г. N 1058-р «О порядке передачи движимого имущества государственным учреждениям города Москвы»

Текст распоряжения официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Передача движимого имущества комитету по управлению

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

от 7 апреля 2010 года N 1058-р

О порядке передачи движимого имущества государственным учреждениям города Москвы

1. Установить, что:

1.1. Передача вновь приобретенного (приобретаемого) движимого имущества в собственность города Москвы и в оперативное управление государственным учреждениям города Москвы осуществляется после принятия такого имущества в имущественную казну города Москвы в порядке, установленном распоряжением Департамента от 4 июня 2009 года N 1692-р «Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений Департамента и ГБУ «Московская имущественная казна» при принятии имущества в казну города Москвы и выбытии его из казны города Москвы».

1.2. Передача движимого имущества, находящегося в собственности города Москвы и в оперативном управлении государственных учреждений города Москвы, в оперативное управление другим государственным учреждениям города Москвы осуществляется без принятия такого имущества в имущественную казну города Москвы и в следующем порядке:

1.2.1. Решение о прекращении права оперативного управления одного государственного учреждения города Москвы и передаче в оперативное управление другому государственному учреждению городу Москвы принимается Департаментом имущества города Москвы в форме распоряжения Департамента в сроки, установленные Регламентом Департамента.

1.2.2. Для принятия Департаментом имущества города Москвы решения (п.1.2.1) заявителем (органом исполнительной власти города Москвы, являющимся учредителем государственного учреждения города Москвы передающей или принимающей стороны, либо государственным учреждением города Москвы (передающая или принимающая сторона) представляется в Департамент пакет документов (п.2.1).

1.2.3. Представленный заявителем пакет документов рассматривается Управлением имущественных комплексов Департамента в сроки, установленные Регламентом Департамента.

1.2.4. В случае некомплектности пакета документов или при наличии иных обстоятельств, препятствующих принятию Департаментом имущества города Москвы решения, в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в принятии Департаментом решения в сроки, установленные Регламентом Департамента.

2.1. Перечень и содержание документов, представляемых для принятия Департаментом решения (п.1.2.1) (приложение 1).

2.2. Примерную форму распоряжения Департамента по реализации пункта 1.2 настоящего распоряжения (приложение 2).

3. Управлению по работе с документами и письменными обращениями граждан Департамента направлять по принадлежности обращения заявителей в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московская имущественная казна» (п.1.1) или в Управление имущественных комплексов Департамента (п.1.2).

4. ГБУ «Московская имущественная казна» рассматривать обращения заявителей (п.3) и обеспечивать организацию работы по приему-передаче движимого имущества на баланс Департамента с последующей его передачей на баланс государственных учреждений города Москвы в порядке, определенном распоряжением Департамента от 4 июня 2009 года N 1692-р «Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений Департамента и ГБУ «Московская имущественная казна» при принятии имущества в казну города Москвы и выбытии его из казны города Москвы».

5. Управлению имущественных комплексов Департамента рассматривать обращения заявителей (п.3) в порядке, определенном настоящим распоряжением.

6. Управлению информационного обеспечения Департамента в трехдневный срок разместить на официальном сайте Департамента настоящее распоряжение.

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Преснякова И.В.

Приложение 1. Перечень и содержание документов, представляемых для издания департаментом распорядительного документа по приемке-передаче движимого имущества

Приложение 1
к распоряжению Департамента
имущества города Москвы
от 7 апреля 2010 года N 1058-р

1. Письменные обращения:

1.1. Государственного учреждения города Москвы — отправителя имущества о согласии на прекращение права оперативного управления и передачу имущества.

Для государственных автономных учреждений города Москвы дополнительно представляется протокол наблюдательного совета о согласовании передачи имущества.

1.2. Государственного учреждения города Москвы — получателя имущества о согласии на приемку имущества на праве оперативного управления.

1.3. Учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) государственного учреждения города Москвы — отправителя имущества о согласии на передачу имущества.

1.4. Учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) государственного учреждения города Москвы — получателя имущества о согласии на прекращение права оперативного управления и передачу имущества.

2. Копии уставов, трудовых договоров с руководителями и главными бухгалтерами государственных учреждений и выписку из ЕГРЮЛ сроком изготовления не более 6 месяцев.

3. Пообъектный перечень передаваемого движимого имущества, подписанный руководителем и главным бухгалтером учреждения и заверенный печатью учреждения, с указанием в нем балансовой и остаточной стоимости, а также суммы начисленной амортизации.

4. Копии инвентарных карточек учета основных средств с указанием остаточной стоимости на дату представления, подписанные уполномоченным лицом и заверенные печатью учреждения.

5. На автотранспортные средства — копии паспортов транспортных средств, на самоходные машины — копии паспортов самоходных машин, заверенные печатью учреждения.

Приложение 2. Примерная форма распоряжения Департамента имущества о дальнейшем использовании

Приложение 2
к распоряжению Департамента
имущества города Москвы
от 7 апреля 2010 года N 1058-р

Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред. от 22.04.2013) «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества»

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 22 марта 2013 г. N ИБ-06/12205

ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКРЕПЛЕНИИ

НЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с многочисленными обращениями федеральных органов власти и подведомственных Росимуществу территориальных органов по вопросу применения письма Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957 «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества» Росимущество сообщает.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказом Росимущества от 11 августа 2010 г. N 219 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (далее — Регламент) издан приказ Росимущества от 31 августа 2012 г. N 193 «Об утверждении Положения по осуществлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами) полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий» (далее — Положение).

Закрепление недвижимого и движимого имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оформляется в установленном Регламентом и Положением порядке распоряжениями Росимущества (территориальных органов) в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Согласно разделу 8 Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию), согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, предлагаемые к изъятию, или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сроком не более месяца.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права (соответствующий распорядительный акт о закреплении имущества, акт приема-передачи, подтверждающий фактическую передачу указанных объектов недвижимого имущества, договор о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и т.д.).

8. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права (свидетельства постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, или договора аренды на земельный участок, расположенный под зданием.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права.

9. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (здание, строение, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), предлагаемого к закреплению (изъятию).

10. Заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства (выписку из технического паспорта БТИ, поэтажный план и экспликацию на объект недвижимого имущества), а также при необходимости техническое заключение о состоянии объекта недвижимости, предлагаемого к закреплению (изъятию), выданное проектной организацией, имеющей разрешение на проведение обследований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия.

12. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

13. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

14. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

В отношении закрепления (изъятия) объектов движимого имущества за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения соответствующие предложения в Росимущество, а в случаях, когда принятие решения делегировано территориальным управлениям Росимущества — в соответствующие территориальные управления, необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти (при наличии оснований — его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. Справка о балансовой стоимости, инвентарная карточка каждого объекта движимого имущества и расчет чистых активов, подписанные или заверенные руководителем предприятия.

8. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

9. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

10. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

11. В случае передачи автотранспортных средств — заверенная в установленном порядке копия паспорта транспортного средства.

В отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными бюджетными (казенными, автономными) учреждениями, федеральными казенными предприятиями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления соответствующие предложения направляются в Росимущество в аналогичном принятию решения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями порядке.

Письмо Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957 считать утратившим силу.

Судебная практика и законодательство — Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред. от 22.04.2013) «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества»

Размещаемое на MB-Портале обращение в форме сопроводительного письма необходимо дополнить комплектом документов, перечень которых установлен письмами Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 и от 22.04.2013 N ИБ-06/17715 (указанные письма ранее направлялись ФАНО России в подведомственные организации письмом от 19.06.2015 N 007-18.1-21/АС-67).

Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье.

Право оперативного управления.

Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То есть АУ владеют, пользуются имуществом, а также распоряжаются им с согласия его собственника (учредителя учреждения).

Как указано в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22[1], согласно п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением либо в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу ст. 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение. Имуществом, изъятым у АУ, собственник распоряжается по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Отказ от права оперативного управления.

Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.

Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.

Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.

Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.

Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.

Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).

В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).

Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.

Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.

Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно 1 . При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

В учете передающей стороны

В учете принимающей стороны

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

В учете передающей стороны

В учете принимающей стороны

ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

(330 000 руб. / 120 х 1)

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ , который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector