Пени по налогам в 2020 году
Платежное поручение по пеням в 2019 — 2020 годах — образец
Мы подготовили для вас видеоинструкцию по заполнению платежки на уплату пеней.
Уплата пеней платежным поручением в 2019-2020 годах
Прежде всего, напомним, что посредством пеней обеспечивается своевременность уплаты обязательных платежей. В то же время пеня — это не санкция, а обеспечительная мера.
Подробнее о пенях по налогам читайте в этой статье.
У платежного поручения на пени есть как сходства с платежкой по основному платежу (в нем ставят тот же статус плательщика, указывают те же реквизиты получателя, того же администратора доходов), так и различия. На последних остановимся подробнее.
Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100. С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2015 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа».
Ранее при уплате пеней в нем проставляли шифр пеней ПЕ. Теперь мы оставляем это поле пустым, а то, что это именно пени, можно понять как раз из КБК.
ВНИМАНИЕ! С 2019 года порядок определения КБК регулирует новый НПА — приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н. Приказ от 01.07.2013 № 65н утратил силу. Но на общем порядке присвоения КБК пеням это не отразится.
Основание платежа — 2-я особенность платежки на пени
2-е отличие платежки по пеням — основание платежа (поле 106). По текущим платежам мы ставим здесь ТП. По пеням же возможны следующие варианты:
- Мы самостоятельно посчитали пени и платим их добровольно. В этом случае основание платежа, скорее всего, будет иметь код ЗД, то есть добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования ИФНС, ведь пени мы, как правило, перечисляем не за текущий период, а за прошлые.
- Уплата пеней по требованию ИФНС. В этом случае основание платежа будет иметь вид ТР.
- Перечисление пеней на основании акта проверки. Это основание платежа АП.
Все три вышеприведенных случая подробно рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс. К каждому из них приведены образцы заполнения платежки.
Подробнее о реквизитах платежки читайте в этой статье.
Особенность 3-я — поле 107 «Налоговый период»
В зависимости от того, что послужило основанием для платежа, будет различаться и заполнение этого поля:
- При добровольной уплате пеней (основание ЗД) здесь будет стоять 0, ведь пени не имеют периодичности уплаты, которая присуща текущим платежам. Если вы перечисляете пени за какой-то 1 конкретный период (месяц, квартал), стоит указать его, например, МС.08.2019 — пени за август 2019 года.
- При уплате по требованию налоговиков (основание ТР) — срок, указанный в требовании.
- При погашении пеней согласно проверочному акту (основание АП) тоже ставят 0.
Как указать номер и дату документа — основания уплаты пеней
Если вы платите пени самостоятельно, в полях 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» ставьте 0.
Во всех остальных случаях в поле 108 приведите номер документа — основания платежа (например, требования), при этом знак «№» не ставьте.
В поле 109 укажите:
- дату требования ИФНС — для основания платежа ТР;
- дату решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности — для основания АП.
Образец платежного поручения на уплату пеней в 2019-2020 годах можно посмотреть и скачать на нашем сайте:
Если пени — по взносам
Все указанные выше особенности платежек по пеням сейчас относятся и к уплате пеней по страховым взносам (кроме взносов на травматизм), ставшим с 2017 года платежами в налоговую.
О порядке оформления платежных поручений по страховым взносам узнайте из этого материала.
Однако эти изменения не коснулись взносов на страхование от несчастных случаев, и пени по ним, как и сами эти взносы, платятся по-прежнему в соцстрах. При уплате в ФСС и взносов, и пеней по ним в полях 106 «Основание платежа», 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставляют 0 (пп. 5, 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). А если пени платятся по требованию фонда и по акту проверки, их реквизиты приводятся в назначении платежа.
Итоги
Платежное поручение на уплату пеней оформляется аналогично платежке на уплату налогов (указывается тот же статус плательщика, те же реквизиты получателя и того же администратора доходов).
Уплата пеней по видам налогов и сборов производится по отдельным КБК, в 14–17-м разрядах 14–17 которых указывается код подвида дохода — 2100. В особом порядке заполняются отдельные поля платежки на перечисление пени («Основание платежа» и «Налоговый период»).
Что меняется в порядке уплаты налогов в 2020 году: обзор изменений
Уплата налога в бюджет далеко не всегда ограничивается перечислением его соответствующей суммы в бюджет путём заполнения платёжки. Рассказываем обо всех изменениях в порядке уплаты налогов, сборов, страховых взносов с 2020 года, а также процедурах, которые с ними сопряжены.
Новый порядок направления требования
С 1 апреля 2020 года законодатели поправили порядок взыскания налоговых долгов.
Так, требование об уплате налога/сбора/страховых взносов/пеней/штрафов инспекторы выставляют организациям и ИП:
- в 3-месячный срок – если сумма больше 3000 руб.;
- в течение года – если сумма меньше 3000 руб.
Сроки для обычных физлиц такие:
- 3 месяца – если требования на сумму больше 500 руб.;
- 1 год – по меньшим сумма долгов.
Отметим, что до апреля 2020 года требования на сумму менее 500 рублей налоговики выставляют в течение года. Остальные требования – в течение 3-х месяцев. И до апреля 2020 года в этом плане не имеет значения, чьи налоговые долги имеют место – организации, ИП или граждан.
Эти изменения в НК РФ внес п. 17 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Новый порядок блокировки счета
В силу новой редакции п. 3 ст. 46 НК РФ с 1 апреля 2020 года налоговый орган не имеет права приостанавливать операции по счетам организаций и ИП до тех пор, пока задолженность перед бюджетом не превысит 3000 рублей.
Уточним, что речь в новой норме идёт именно об общей сумме налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию.
Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов ИФНС принимает в 2-месячный срок после того, как истек срок требования об уплате налогов.
По новым правилам, если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы долга к взысканию, такая сумма:
- превысила 3000 руб. – решение о взыскании принимают в течение 2-х месяцев со дня превышения;
- не превысила 3000 руб. – решение о взыскании принимают в течение 2-х месяцев со дня истечения 3-летнего срока.
Отметим, что до апреля 2020 года налоговики были вправе блокировать счета при любых суммах долгов, а решения о принудительном взыскании долгов принималось независимо от их суммы в тот же двухмесячный срок.
Эти изменения в НК РФ внёс п. 11 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Новые права налоговиков по взысканию большой задолженности
С 1 апреля 2020 года ИФНС получили право применять дополнительные меры, чтобы взыскать крупные долги перед бюджетом. Речь идёт о недоимке свыше 1 млн рублей.
Так, если банк по инкассо не успел списать крупную задолженность в 10-дневный срок, налоговики вправе:
Мера по взысканию
Пояснение
- не более 1 раза по одному решению;
- решение не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
- с согласия компании.
Перечень таких документов и информации утверждает ФНС России (входят самые различные документы – от правоустанавливающих собственность до деловой переписки).
Если организация/ИП (в т. ч. налоговый агент) не представит в срок, ИФНС вправе запросить такие данные у третьих лиц
Об осмотре территорий, помещений, документов и предметов должностное лицо налогового органа, которое его проводит, должно вынести мотивированное постановление.
Это новая редакция статей 92 и 93.1 НК РФ.
Отметим, что до апреля 2020 года у налоговых органов нет таких полномочий.
Указанные изменения в НК РФ внесли п. 32 и 33 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Плата за отсрочку/рассрочку стала больше
С 1 апреля 2020 года законодатели вдвое повысили проценты за отсрочку и рассрочку налоговых платежей.
Проценты за рассрочку платежей налоговики с 01.04.2020 начисляют по полной ставке рефинансирования ЦБ РФ вместо 1/2 этой ставки, если организация не может в срок заплатить доначисления по итогам проверки.
Отметим, что по-прежнему отсрочка и рассрочка перед бюджетом, предоставленная по причине стихийных бедствий и из-за непоступивших бюджетных ассигнований, осталась беспроцентной. А при угрозе банкротства и сезонной деятельности проценты, как и прежде, начисляют по 1/2 ставки рефинансирования.
Новую редакцию ст. 64 НК РФ ввёл подп. «б» п. 16 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Больше оснований для получения рассрочки
С 1 апреля 2020 года в силу новой редакции п. 5.1 ст. 64 НК РФ ИФНС могут чаще предоставлять рассрочку по налоговым долгам.
Так, рассрочку дадут:
- на 1 год – если налоговые долги перед бюджетом по итогам проверки меньше 30% прошлогодней выручки от реализации;
- на 3 года – если больше 30%, но менее 70%.
Речь идёт о выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения ИФНС по результатам такой проверки.
Отметим, что до апреля 2020 года рассрочка не положена, если задолженность меньше 30% от прошлогодней выручки.
Эти изменения в НК РФ ввёл подп. «в» п. 16 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Расширено право на замену ареста имущества
Согласно новой редакции п. 12.1 ст. 77 НК РФ, с 1 апреля 2020 года можно избежать ареста имущества как способа обеспечить исполнение обязательств перед бюджетом.
Так, по просьбе налогоплательщика-организации арест имущества, принятый в качестве обеспечительной меры, можно заменить:
- банковской гарантией (должна подтверждать, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании недоимку, а также соответствующие пени и штрафы в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; ст. 74.1 НК РФ);
- залогом имущества (п. 2 ст. 73 НК РФ);
- поручительством третьего лица (ст. 74 НК РФ).
Отметим, что до апреля 2020 года арест имущества можно заменить только его залогом.
Данное изменение в НК РФ внёс подп. «а» п. 21 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Новый порядок введения залога имущества
С 1 апреля 2020 года в силу новой редакции ст. 73 НК РФ налоговики получили право автоматически брать в залог арестованное имущество.
Новое основание взять собственность налогоплательщиков в залог появляется, когда организация в месячный срок не гасит долги:
- указанные в решении о взыскании/решении о привлечении к ответственности/отказе в этом;
- исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом его отчуждать.
При этом залог не распространяется на деньги на счетах и во вкладах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).
Кроме того, осталась возможность добровольного залога, когда налогоплательщик сам передает имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение своих обязательств перед бюджетом.
Таким образом, с 01.04.2020 залог имущества возникает не только на основании договора между ИФНС и залогодателем, но и на основании закона – по п. 2.1 ст. 73 НК РФ.
По новым правилам залог, возникающий в соответствии с п. 2.1 ст. 73 НК РФ в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, признается последующим залогом.
Залог не возникает в отношении имущества, находящегося в залоге у 3-х лиц, если по правилам гражданского законодательства передача такого имущества в последующий залог не допустима.
Эти изменения в НК РФ внёс п. 19 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Информация об обеспечительных мерах станет открытой
С 1 апреля 2020 года на основании нового п. 4 ст. 72 НК РФ ФНС России будет размещать на своем официальном сайте налог.ру в том числе:
- решения о применении обеспечительных мер в виде залога/ареста имущества (ст. 73 и 77 НК РФ соответственно);
- решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ);
- информацию об отмене либо о прекращении действия таких решений.
Указанные сведения налоговики обязаны публиковать в течение 3-х дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
На сайте налоговой можно будет узнать про конкретное имущество, в отношении которого действует запрет на продажу.
Конкретный перечень таких сведений утверждает ФНС России.
Согласно приказу ФНС «О составе сведений, размещаемых в соответствии с п. 4 ст. 72 НК РФ, и порядке их размещения», речь идёт о следующей информации, подлежащей ежедневному обновлению:
- ИНН.
- Наименование организации (Ф.И.О. для индивидуального предпринимателя, физлица).
- Дата решения о принятии обеспечительных мер.
- Дата решения об отмене обеспечительных мер.
- Дата решения о прекращении обеспечительных мер.
- Сведения об имуществе и его индивидуальные признаки, в отношении которого приняты обеспечительные меры (описание, в т. ч. цифровое, буквенное обозначения или их комбинация).
- Сведения о виде обеспечительных мер с указанием статьи НК РФ, в соответствии с которой принят их соответствующий вид.
Новую норму в НК РФ ввели п. 18 ст. 1 и п. 4 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Либерализация зачета переплаты
С 1 октября 2020 года согласно новой редакции ст. 78 НК РФ законодатели убрали запрет на зачет переплаты по налогам разных видов.
Так, федеральные, региональные и местные налоги разрешено зачитывать между собой. Переплату можно направить:
- в счет будущих платежей по налогам;
- на погашение задолженности по налогам, а также пеням, штрафам.
А вот вернуть переплату получится только после того, как погашены все долги по налогам.
Добавлено, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано не только в течение 3-х лет со дня её перечисления, но и по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам избежания двойного налогообложения.
Также уточнено, что заявление о зачете/возврате переплаты подают в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Эти изменения в НК РФ внесли подп. «а», «б», «ж» п. 22, абз. 3 подп. «е» п. 22 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Особый контроль за некоторыми выплатами за рубеж
С 1 октября 2019 года для Российской Федерации вступила в силу многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
Как поясняет Минфин в своей информации (без даты и номера) в отношении налогов у источника (например, дивиденды, проценты, роялти) эта Конвенция применяется с 1 января 2020 года применительно к соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключенным с юрисдикциями, которые уже её ратифицировали. А в отношении всех других налогов – не ранее 1 января 2021 года.
На практике это означает, что с 1 января 2020 года станет сложнее пользоваться налоговыми преимуществами и льготами при определенных выплатах за границу в некоторые страны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Налоговая амнистия 2020 года: кому будут прощены долги?
На 2020 год запланировано прощение долгов по налогам для нескольких категорий граждан, а также освобождение от некоторых видов налогообложения. Напомним, впервые налоговая амнистия была анонсирована в 2017 году и начала свое действие с 2018 года. О том, как будет реализовываться налоговая амнистия в 2020 году, читайте в этой публикации.
Физическим лицам спишут задолженность по налогам на землю, транспорт, а также на имущество и по образовавшимся по ним пеням. Речь идет о долгах, накопившихся к 1 января 2015 года и о пенях, возникших после этого периода. Неоплаченные налоги за 2015-2017 гг. по-прежнему будут числиться долгами, обязательными к оплате.
Пакет поправок о списании налоговых задолженностей ИП и граждан был одобрен Комитетом Государственной Думы по бюджету. Пенсионеры также попадут под налоговую амнистию – их освободят от «налога на шесть соток». Задолженность по налогам получат право не погашать и бывшие индивидуальные предприниматели. При этом общая сумма недоимок по налогам достигает десятков миллиардов рублей.
18 декабря ответственный комитет утвердил списание долгов индивидуальных предпринимателей по страховым взносам.
В поправках к проекту закона о внесении изменений в Часть 1 и Часть 2 Налогового кодекса упоминается предстоящая налоговая амнистия 2019 года. Этот законопроект был принят Госдумой во втором чтении 20 декабря 2017 года.
В числе авторов поправок в НК РФ не только вице-спикеры Государственной Думы П. Толстой, С. Жуков и С. Неверов, но и член комитета по бюджету Андрей Исаев и Андрей Макаров (глава комитета) из партии Единая Россия.
Напомним, что инициированная налоговая амнистия принадлежит российскому президенту В. Путину. Он заявил об этом в ходе ежегодной пресс-конференции. Она в 2017 году состоялась 14 декабря, после заявления Путина о намерении участвовать в президентских выборах в марте 2018 года.
Андрей Макаров заявил о том, что начиная с 1 января 2018 года, все поправки в Налоговый кодекс будут введены в действие в рамках выполнения поручения от президента РФ.
Скачать полный текст закона можно по следующей кнопке:
Задолженности по налогам на транспорт, дома и землю
По сведениям, которые передала Федеральная налоговая служба, на 1 января 2015 года долги граждан по налогам на транспорт, дома и землю составили 103 миллиарда рублей (без учета пеней). При этом частично задолженность была погашена в последующие периоды.
Владимир Путин, в свою очередь, в рамках пресс-конференции внес предложение списать гражданам 41 миллиард рублей долгов и отметил, что налоговая нагрузка для предпринимателей – это «тяжкое бремя» (он упомянул налог на капитальный ремонт), а значит, для государства это не выгодно.
Президент также выразил уверенность, что несовершенство российской налоговой системы приводит к образованию задолженностей по налогам.
Дмитрий Юрков, член комитета по бюджету, дал объяснение понятию «безнадежная задолженность». Он пояснил, что к безнадежным долгам граждан можно отнести следующие категории:
- тех, кому ФНС не сумела предъявить иск по разным причинам;
- тех, у кого срок исковой давности по уплате налога уже прошел.
В качестве примера он привел транспортный налог. Так, ФНС имеет право потребовать у автовладельцев уплатить налог на автомобиль за периоды с 2015 по 2017 годы, в связи с тем, что направлению уведомления от налоговой инспекции должно предшествовать не больше чем три года.
Отмечается, что по транспортному, земельному, и имущественному налогу долги будут списаны без участия плательщиков этих налогов. Об этом попросил лично Владимир Путин, упомянул глава Комитета по бюджету Андрей Макаров. Президент попросил освободить граждан от долгов «максимально дебюрократическим способом».
Размер списания задолженности не ограничен минимальным и максимальным порогом, то есть будет списана вся недоимка на дату 1 января 2015 года и все пени на дату принятия ФНС решения о списании задолженности. Например, у физического лица на 1 января 2015 образовалась задолженность по земельному налогу в размере 13 000 рублей, также до 1 января 2015 года была насчитана пеня в размере 3000 рублей. Следовательно, гражданин будет освобожден от уплаты денежной суммы в размере 16 000 рублей. Пеня, которая начислялась после 1 января 2015 года, подлежит уплате, на нее амнистия не распространяется.
Налоговая амнистия в 2020 году для ИП
Для индивидуальных предпринимателей предусмотрено списание долгов по всем налогам на 01.01.2015 года и по пеням, которые образовались с этого периода. Илья Трунин, занимающий должность заместителя министра финансов, добавил, что исключение составляют налоги, по которым не будет проводиться амнистия, а именно:
- НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых);
- акцизы;
- налоги, которые подлежат уплате в связи с перевозкой товаров через границу.
Такая задолженность составляет 41 миллиард рублей и касается 42 миллиона человек.
Кроме того, налоговая амнистия 2020 года для ИП предполагает и прощение задолженности по страховым взносам (в том числе и по штрафам и пеням), возникшим до 1 января 2017 года:
- в ФСС (Фонд социального страхования);
- в ПФР (Пенсионный фонд России);
- в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).
Это будет касаться и тех предпринимателей, которые фактически не вели предпринимательскую деятельность. При этом Макаров добавил, что списание долгов по страховым взносам коснется тех ИП, которые хоть и не вели деятельность, но оставались в статусе индивидуальных предпринимателей.
К тем, кому простят долги, относятся такие категории граждан:
- физические лица;
- ИП;
- адвокаты, нотариусы, и лица, занимающиеся частной практикой.
В качестве основания для списания долгов будет являться сумма долга в налоговую инспекцию или в фонды.
Списанием долгов будет заниматься ИФНС:
- по месту нахождения имущества должника;
- по месту его жительства.
Личное участие налогоплательщиков в списании этих задолженностей не потребуется.
Налоговые органы проведут амнистию автоматически. Гражданин не обязан подавать и предоставлять в ИФНС справки и различные документы. Проверить, произошло ли списание ваших долгов, можно в личном кабинете налогоплательщика. Также ФНС обязано отправить на ваш адрес регистрации местожительства решение о списании долгов. Затем вы можете передать полученное решение судебным приставам, которые вели производство по возврату долга.
По информации ФНС РФ, работа по списанию задолженности будет проводиться налоговыми инспекциями в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
На следующем этапе будет произведено списание оставшейся налоговой задолженности физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также списание задолженности по страховым взносам, в том числе начисленных от размера 8 МРОТ.
Поправка в НК о «бессмысленной задолженности»
Поправки внесены в статью 217 НК РФ, регулирующую перечень доходов, которые подлежат освобождению от налогообложения. К таким доходам отнесены доходы, которые были получены в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года и с которых не был удержан подоходный налог.
С момента принятия этой поправки проблема накопленных задолженностей по налогам в ситуации, когда работники налоговой начисляли гражданам НДФЛ, в результате списания долгов, должна быть исчерпана. Речь идет о задолженностях перед операторами телефонной связи, банками и коммунальщиками.
Глава РФ отметил, что подобная практика лишена всякого смысла. Тем не менее, власти не хотят от нее отказываться полностью. Доходы, получаемые граждане после 1 декабря 2017 года, снова будут облагаться подоходным налогом.
Пенсионеров освободят от «налога на шесть соток»
В ходе ежегодной пресс-конференции Владимир Путин заявил о том, что необходимо освободить пенсионеров по старости от уплаты земельного налога. На сегодняшний день российские пенсионеры по старости освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество (в том числе – на квартиры, а также помещения), находящиеся в их собственности.
Поправкой пенсионерам, которых добавят в категорию льготников по земельному налогу, предлагается вычет в натуральном выражении вместо денежного эквивалента (10 000 рублей). Налоговая база будет уменьшена на кадастровую стоимость 600 м2, которые находятся в собственности у гражданина льготной категории.
Президент РФ сообщил о намерении дать соответствующее поручение правительству РФ, которое вместе с депутатами должно принять решение о том, чтобы льготные категории граждан, получавшие вычет в размере 10 000 рублей, не платили налог за шесть соток.
В льготную категорию также войдут ветераны ВОВ и инвалиды, имеющие право на получение налогового вычета из налоговой базы, то есть, кадастровой цены земельного участка в размере 10 000 рублей. Военные пенсионеры тоже входят в льготную категорию. Таким гражданам следует обратиться в ИФНС.
То есть, земельный налог подлежит уплате для участков большого размера за вычетом шести соток. Напомним, что льготу допускается получить исключительно на один участок земли (на выбор плательщика налогов).
Новый вычет будет использован в отношении налога за период 2017 года. Срок оповещения налоговой инспекции – до 1 ноября, а срок уплаты земельного налога – до 1 декабря 2018 года.
Тоже может быть полезно:
Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам
Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК +7 499 938 52 26. СБП +7 812 425 66 30, доб. 257. Регионы — 8 800 350 84 13 доб. 257
Порядок и формула расчета пени по налогам в 2019 — 2020 годах
Необходимость расчета пени по налоговым платежам возникает, когда начисленные суммы налогов, а также обязательных страховых платежей в казну государства уплачиваются позже сроков, установленных в соответственном законодательстве.Важно знать, что уплата налогов и взносов считается завершенной только после предъявления соответственного поручения в банк. Оно подтверждает перечисление денежных средств на счет государственного казначейства.
При этом, на банковском счете лица, которое предъявляет поручение, должна быть достаточная сумма остатка, в момент совершения платежа. Если все эти критерии не выполняются, то происходит начисление дополнительных, обязательных платежей в виде пени.
Что такое пеня по налогам?
Определение пени имеется в Налоговом кодексе Российской Федерации. Пеня – представляет собой сумму денег, которую плательщик обязан уплатить в случае, когда сборы и налоги были погашены ним позднее, чем в сроки установленные законодательством.
Есть только одно исключение для единого сельскохозяйственного налога, по нему пеня рассчитывается в соответствии с главой 26.1 НК РФ.
Пеня — еще играет роль государственного инструмента, обеспечивающего своевременную уплату налогов и сборов. Потому что ее начисление прекращается только в тот день, когда был погашен просроченный платеж. Она всегда начисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа.
Начисление и расчет налоговой пени регламентируется государственным Налоговым Кодексом.Существует несколько основных мотивов для начисления пени:
- самый распространенный – когда налогоплательщик не произвел выплату денежного обязательства в установленный период;
- когда контролирующий налоговый орган выявил занижение суммы налогового платежа;
- существует обстоятельство, когда начисление пени может распространяться на налогового агента, если он перечислил сумму налогового платежа плательщика позже необходимых сроков (то есть, когда просрочка произошла по вине работников налоговой инспекции);
- начисление пени может проводиться не только на рынке внутри государства, но и начисляться на операции ввоза, вывоза товаров через границу (таможенная пошлина).
Также существуют случаи, когда пеня по налогам не начисляется:
- не начисляется на суммы недоимок, образовавшиеся у плательщика налогов и сборов, по причине предоставления им разъяснений в письменной форме о порядке начисления и уплаты платежей, или из-за решения им других задач касающихся действующего законодательства НК РФ, данных плательщику местным налоговым органом. Чтобы подобные обстоятельства брались в учет при решении вопроса начисления пени – необходимо их подтвердить соответствующим документом. Его можно взять в налоговой инспекции. Вышеуказанное исключение относится так же к налоговым агентам (когда на них падает обязательство уплатить пеню, данный пункт может освободить от уплаты);
- если у плательщика налогов есть переплата по соответственным видам платежей;
- если размер переплаты полностью погашает пеню;
- начисляется не в полном размере, если сумма переплат меньше чем размер недоимки по виду налога, в таком случае пеня снижается пропорционально размеру недостающей недоимки.
Переплата — денежные средства, включающие в себя излишки, образовавшиеся при уплате налогов, пени, штрафов. Она может использоваться для погашения задолженностей если выполняются условия:
- переплата перечисляется на перекрытие недоимки налоговыми органами;
- перечисление переплат может проводиться только для погашения местных, региональных и федеральных налогов.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
- для регистрации ИП
- регистрации ООО
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
- Ведение бухгалтерии для ИП
- Ведение бухгалтерии для ООО
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Порядок расчета
Начисление пени происходит за каждый календарный день текущей просрочки уплаты страхового платежа либо налога.
Размер пени начисляется в процентах, в отношении сумм просроченных налоговых платежей. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки рефинансирования Центрального Банка страны.
- Действующая формула расчета пени текущего года:
- Пеня = (просроченные налоговые обязательства * ставку рефинансирования / 300) * длительность просрочки в календарных днях
- Ставка рефинансирования – это постоянно изменяющаяся величина, поэтому, в процессе начисления пени берется, актуальная на день начисления пени, ставка.
Пени по налогам ставка в 2019 году: формула, новые примеры расчета
При просрочке платежа по налогу более 30 дней ставка пени по налогам в 2019 году повышается. Проверьте расчет инспекции с помощью этой статьи, здесь формулы, примеры расчета, справочники на 2019 г. и полезные ссылки.
Внимание! Специально для бухгалтеров мы подготовили документы, которые помогут проверить расчет пеней, внести платежи и избежать санкций в дальнейшем. Скачивайте бесплатно:
Вносить пени за неуплату налога нужно только в безналичной форме. Банк перечислит санкционную сумму на основании платежного поручения, заполнять которое необходимо строго по правилам, установленным Центральным Банком.
Как вы знаете, любой платежный документ содержит более 20-ти полей. Заполнение одного из полей – кода бюджетной классификации (КБК) – усложняется за счет того, что кодировки постоянно меняются. Поэтому выполнить все требования ЦБ РФ по заполнению платежек непросто. Чтобы не отслеживать постоянно все изменения, удобнее формировать платежные поручения автоматически – в программе БухСофт.
Программа БухСофт автоматически формирует платежные поручения с актуальными реквизитами. Программа сама поставит правильный КБК, очередность платежа и заполнит остальные поля документа. Попробуйте бесплатно:
Другие документы по налоговым платежам
Ознакомившись со ставкой пени по налогам в 2019 году, не забудьте посмотреть следующие документы, они помогут в работе:
Что такое пени за неуплату налога
Пени по налогам – это государственная санкция за опоздание с перечислением в бюджет налоговых платежей, в том числе авансовых.
О начислении пеней за неуплату налога и необходимости их внести инспекция сообщает фирмам и предпринимателям специальным требованием. Если в течение двух месяцев не уплатить затребованную сумму, инспекция взыщет эту задолженность принудительно и даже может обратиться в суд. Подробнее о взыскании налоговых долгов читайте в таблице 1.
Таблица 1. Долги по пеням за неуплату налога
Калькулятор пени по налогам в 2020 году
Если опоздать с налогом (включая авансовые платежи), по нему начислят пени (ст. 75 НК). Рассчитывать / проверять сумму подобных санкций удобно с помощью такого онлайн сервиса, как “Калькулятор пени по налогам”.
Зачем нужен Калькулятор пени по налогам в 2020 году
Есть три существенные причины, почему онлайн сервис, рассчитывающий пени, незаменим в работе бухгалтера.
1. Необходимость выбирать ставку рефинансирования для расчета пени. Когда просрочка совсем небольшая, посчитать сумму пеней за соответствующие дни не так трудно самостоятельно. На простом листочке бумаги или вооружившись калькулятором. Но вот если период задолженности большой, то, скорее всего, в расчете будут задействованы разные ставки рефинансирования. Именно от этого показателя зависит итог.
В 2019 году ключевая ставка, к которой, в свою очередь, привязана ставка рефинансирования, менялась несколько раз. Если взять некорректную завышенную ставку, то можно переплатить пени. Если ошибочно занизить значение — не доплатить пени в бюджет. Всё зависит от того, в какую сторону подвигается показатель в течение периода.
У нас вы можете скачать бесплатно файл со всеми ставками, действующими с начала 2016 года.
2. Необходимость посчитать период просрочки в днях. Если между установленной и фактической датой оплаты большой отрезок времени, то дни складывать придется долго. Поэтому и удобнее пользоваться специальным сервисом. Он эту “грязную” работу сделает за вас.
3. По задолженности, возникшей с 01.10.2017, сумма пеней зависит от периода просрочки. И коэффициент соответственно варьируется. Хороший Калькулятор пени по налогам все это учитывает.
Так, если просрочка уплаты налога составила до 30 календарных дней (включительно), используется коэффициент 1/300 от ставки рефинансирования.
Если просрочка — 31 календарный день и более, пени за дни просрочки с 1 по 30 включительно считаются так же, как и при просрочке в 30 дней или менее. За все последующие дни — с коэффициентом 1/150 вместо 1/300. То есть в повышенном размере.
Чтобы получить общую сумму пеней, нужно сложить два получившихся значения.
Преимущество Калькулятора перед “ручным” подсчетом в том, что нужные ставки рефинансирования в формулу расчета программа подставит сама. Это большое облегчение для бухгалтера. Параллельно, по умолчанию, исходя из забитых дат определит и период просрочки. И нужный коэффициент: 1/150 и (или) 1/300.
Если никаким программам совсем не доверяете — пересчитайте все сами.
Какие данные нужно знать, чтобы заработал Калькулятор пени по налогам
Любой сервис типа “Калькулятор пени” запросит у вас следующие сведения:
- Сумма долга перед налоговой.
- Установленная дата уплаты. То есть дедлайн — то число, когда можно было по закону последний день внести налог в бюджет. Если были выходные, учтите, что из-за них дата переносится на ближайший будний день. Пени по налогам считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога.
- Фактическая дата уплаты налога. Имеется в виду платеж точно на ту сумму, которую вы указали выше. Если долг погашали частями в разные дни, то по каждой сумме запускайте свой расчет.
Если долг всё еще висит и вы хотите узнать, сколько уже накапало, ставьте в Калькуляторе в этом поле текущую дату текущего года. Или — предполагаемую дату гашения задолженности. Получите приблизительный расчет. И уже сможете скорректировать свой бюджет.
И имейте в виду: каким будет последний день начисления пеней зависит от даты возникновения недоимки (Закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ, письмо Минфина от 17.01.2019 № 03-02-07/1/1861).
Если недоимка возникла до 27 декабря 2018 года включительно, день ее погашения в общем количестве дней просрочки не учитывается. То есть пени начисляются до дня, предшествующего фактической уплате налога. К примеру, организация просрочила уплату агентского НДФЛ с отпускных и пособий за ноябрь 2018 года, перечислив налог 27.12.2018 вместо 30.11.2018. Соответственно, пени «набегут» за 26 дней (с 01.12.2018 по 26.12.2018 включительно).
По долгам, которые начали течь с 28 декабря 2018, день погашения недоимки учитывается в общем количестве дней просрочки. Допустим, НДФЛ с отпускных и пособий, выплаченных в январе 2020 года, агент перечислил не 31.01.2020, а 04.02.2020. Значит, пени будут начислены за 4 дня (с 01.02.2020 по 04.02.2020).
Что делать, когда Калькулятор пени по налогам выдал результат
Чтобы минимизировать или даже исключить требования со стороны налоговой, сократить возможные финансовые санкции, нужно оплачивать как можно быстрее налог. И следом — пени.
Важно: КБК для перечисления пеней по конкретному налогу отличается от КБК, предназначенного для уплаты непосредственно самого налога.