17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные направления предупреждения преступлений против личности

Предупреждение насильственных преступлений против личности и хулиганства

Общесоциальное предупреждение насильственных преступле­ний во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразова­ний, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестли­вости, привитию ему культуры общения и нравственных идеа­лов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенно­сти, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявле­ниям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, мило­сердия, сострадания ко всему живому; улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвра­щения к распущенности и вседозволенности.

К основным направлениям специально-криминологической (специально целенаправленной) профилактики в рассматривае­мой сфере относятся:

— последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации;

— своевременность реагирования на правонарушения, со­вершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;

— обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эф­фективной охраны общественного порядка на улицах и в дру­гих общественных местах;

— решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

— пресечение криминогенных влияний на несовершенно­летних и молодежь рецидивистов и профессиональных пре­ступников;

— улучшение качества профилактической работы в марги­нальной среде;

— активизация деятельности по выявлению антиобществен­ных молодежных группировок со склонностью ее участников к насилию;

— активизация деятельности по ликвидации организован­ных преступных групп и сообществ;

— своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

— активизация борьбы с фактами незаконного изготовле­ния, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст­ройств, с их хищениями;

— использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истя­зания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства;

— обеспечение справедливой ответственности за насильст­венные преступления на основе ее дифференциации и индиви­дуализации;

— решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия СМИ, распространению в общественном сознании культа силы, суперменства, ориентации молодежи на противо­правные насильственные варианты разрешения жизненных проблем; переориентация СМИ на пропаганду образа законо­послушного гражданина.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, по­требляющие наркотические средства или психотропные веще­ства; не занятые общественно полезным трудом; ранее суди­мые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы рас­ширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

В системе специальных мер борьбы с насильственными пре­ступлениями выделяются меры общей, групповой и индивидуаль­ной профилактики.

Специальные меры общепрофилактического характера мож­но классифицировать на организационные (связанные с органи­зацией предупредительной деятельности) и функциональные (по ее непосредственному осуществлению). К числу первых следует отнести изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности в регионе (оценка со­стояния и тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов, прогнозиро­вания развития криминологической ситуации, оценка эффек­тивности профилактических мероприятий и проч.), кримино­логическое планирование, профилактическую отработку от­дельных территорий и объектов и т. д.

К функциональным относятся меры профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде: систе­матическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного порядка (скве­ры, строящиеся здания, подвалы, чердаки, заброшенные строе­ния, рюмочные, закусочные и др.); обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени совершения боль­шинства рассматриваемых деяний; проведение специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций; осуществление мероприятий, направленных на свое­временное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в произ­водственных условиях; обеспечение профилактической деятель­ности других государственных органов и общественных органи­заций и поддержание с ними постоянного взаимодействия; пра­вовое воспитание граждан и т. д.

Исключительно важное направление в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями — это групповая и индивидуальная профилактика 1 . Ее объекты — лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложная задача в индивидуальной профилактике заключается в выборе тех признаков-индикаторов, которые мо­гут быть положены в основу прогностической оценки лично­сти.

К объективным признакам, позволяющим с высокой степе­нью вероятности определить возможность совершения насиль­ственного преступления конкретным лицом, относятся:

· проявившаяся склонность к действиям, нарушающим об­щественный порядок, в том числе участию в драках, оскорби­тельному приставанию к гражданам, демонстрации циничного отношения к женщинам;

· устойчиво повторяющиеся конфликты с одними и теми же лицами с тенденцией к их насильственному разрешению;

· систематическое пьянство, потребление наркотиков, дру­гих одурманивающих веществ в сочетании с агрессивным пове­дением;

· паразитизм, бесцельное времяпрепровождение:

· судимость за преступления, связанные с насильственны­ми противоправными действиями;

· угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоро­вью, избиение соседей, родственников и т. д.;

· привлечение к административной ответственности за мел­кое хулиганство, драки и проч.;

· изготовление, приобретение, незаконное хранение и но­шение холодного или огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

При этом следует учитывать и субъективные признаки: та­кие характерологические черты личности, как грубость, дер­зость, агрессивность, склонность к вспышкам гнева и аффек­там, озлобленность, мстительность, циничность; порочные потребности (пьянство, наркотизм, разврат и др.) и неразбор­чивость в средствах их удовлетворения; специфические болез­ненные состояния (алкоголизм, наркомания, психопатия, рас­стройство сексуальных влечений).

Надо принимать во внимание и ситуационные криминоген­ные факторы, например образование неформальных групп, сложившихся на антисоциальной основе, со склонностью к пьянству, хулиганству, разврату, насилию; возникновение опасных конфликтных ситуаций в ближайшем окружении (скандалы между родственниками и соседями, драки, ссоры, угрозы).

Новое законодательство о социальном обслуживании созда­ет и базу для социальной помощи лицам из групп повышенно­го криминального риска. Отрадным явлением стало быстрое развитие в субъектах РФ и на территориях местного самоуправ­ления учреждений для реабилитации лиц с отклоняющимся по­ведением и для лиц, нуждающихся в защите от жестокости, на­силия.

Специфику анализируемых профилактических мер целесо­образно рассмотреть применительно к предупреждению насиль­ственных преступлений в сфере быта.

Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то улучшается без особо резких колебаний, наиболее целесооб­разно эпизодическое (контрольное) реагирование. Оно осуществ­ляется, как правило, участковым уполномоченным милиции и представителями общественности. Методы профилактического воздействия в таких случаях — беседы, советы, оказание необ­ходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.

Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование. Неотложное реагирование осуществляется в условиях обост­рившейся конфликтной ситуации. Речь вдет о часто повторяю­щихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, отклоняющемся по­ведении лиц, страдающих психическими заболеваниями, анти­общественном поведении пьяниц, алкоголиков, наркоманов. Могут быть использованы различные меры правового принуж­дения: лишение по суду родительских прав; принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; прину­дительное лечение в психиатрической больнице или психонев­рологическом диспансере; изъятие охотничьего оружия; при­влечение к административной и уголовной ответственности.

Экстренное реагирование необходимо при бурном, агрессив­ном поведении нарушителя. Оно проводится в момент хулиган­ских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его, как правило, выполняют дежурные части райгорорганов внутренних дел. При соответствующем сообщении они обя­заны срочно направить на место конфликта сотрудников патрульно-постовой службы, а иногда и участковых уполномочен­ных, сотрудников уголовного розыска для его пресечения; реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; по­давление сопротивления правонарушителей; изъятие у них ору­жия; их задержание и т. п. Затем решается вопрос о привлечении этих лиц к уголовной или административной ответственности.

Весьма важна виктимологическая профилактика.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ;

Предупреждение насильственных преступлений основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика преступлений против личности включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений против личности, относятся:

ð выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников;

ð нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные действия их участников;

ð обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

ð ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

ð запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

ð усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

ð изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

ð выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

ð принятие мер, затрудняющих совершение преступлений против личности в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения преступлений против личности;

ð четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями;

ð рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления, по месту их работы или учебы;

ð организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

ð осуществление постоянного контроля за состоянием преступлений против личности со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц — руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

ð организация правового обучения и воспитания населения.

Индивидуальная профилактика преступлений против личности осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц.

Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов:

ð выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению преступлений против личности;

ð постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению;

ð принятия мер для устранения указанных причин и условий;

ð применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике преступлений против личности зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

Таким образом, все сказанное предполагает дальнейшее проведение криминологических исследований социальной действительности и разработку мер, направленных на нейтрализацию детерминант криминальных посягательств на личность. Особо следует изучать криминальное влияние на несовершеннолетних и молодежь. Необходима активная работа по разобщению антиобщественных молодежных группировок со склонностью к насилию.

Заключение

Рассмотрев основные элементы криминологической характеристики посягательств против личности, можно сформулировать предложения и рекомендации по противодействию указанным криминальным проявлениям.

1. Анализу криминальных посягательств на личность следует уделять достаточно серьезное внимание. Особо актуальным и перспективным является выявление причин. Именно выявление специфики причин таких криминальных проявлений на различных уровнях позволит разработать комплексные и многоуровневые системы предупреждения преступлений против личности.

2. Характерной чертой криминальных проявлений против личности в современный период является то, что чаще всего они исходят от деградированных элементов общества — наркоманов, алкоголиков, безработных, с криминальным прошлым. Это связано прежде всего с социально — психологической деградацией личности. При этом государство несет большие экономические потери, так как деградированные элементы самоустраняются из сферы общественного производства. Насилие для них стало естественным продолжением повседневной борьбы за примитивные жизненные блага, добыть которые без агрессивности им невозможно. Наша задача — знать как этого избежать.

3. При совершении преступлений негативные свойства личности преступника выражаются в искаженном уголовно-правовом сознании, отрицательно-эмоциональной установке к потерпевшему, в извращенной потребности в сексуальном общении, в искаженном стремлении к самоутверждению, противопоставлению себя другим, к поддержанию авторитета и престижа в отрицательной микрогруппе.

Именно на эти моменты в сознании лиц должно обращаться особое внимание при проведении мер индивидуальной профилактики. Кроме этого необходимо учитывать возрастные и половые особенности лиц, невротические и психические отклонения, степень алкогольной деградации,

тип темперамента и тому подобные внутренние условия насильственных преступлений.

4. Организация профилактики посягательств на личность должна включать в себя:

— изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике преступности против личности в регионе;

— выявление лиц (склонных к насилию) и постановка их на профилактический учет, наблюдение за их поведением;

— разрешение конфликтных ситуаций, в которых могут оказаться жертвы и склонные к насилию лица;

— оздоровление микросоциальной среды;

— последовательную борьбу с пьянством и наркоманией;

— выявление и принятие мер к устранению причин преступного поведения;

— профилактическую отработку отдельных территорий и объектов;

— разработку комплексных и многоуровневых программ предупреждения.

Литература

1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. — № 237.- 25.12.1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС Российской Федерации 24.05.1996) //Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996.- № 25.- Ст. 2954 (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Директива МВД России №2дсп от 30 декабря 2010 года «О приоритетных направлениях ОВД и ВВ МВД России, ФМС России в 2011 году.»

4. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2010 г.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Основная литература

6. Курс мировой и Российской криминологии: учебник Под ред. В. В. Лунеева. – М.: Юрист, 2011.

7. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 496 с.

8. Криминология: Учебник для вузов. Издание третье, перераб. и доп. Под ред. А.И. Долговой. – М.: Юнити-Дана, 2009.

9. Криминология: Учебник / Под ред. Г. А. Аванесова. — М., 2007.

10. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — 3-
е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2008.

11. Криминология: Учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Проспект, 2010. – 328 с.

12. Криминология: Учебник /Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Логос, 2007.

13. Криминология: учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрист, 2010.

14. Криминология: Учебник для студентов вузов (под ред. Аванесова Г.А.) Изд. 4-е, перераб., доп. – М. Юнити Дана, 2007.

15. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2008.

16. Криминология: Учебник / Под ред. Ю.М. Антоняна. — М.: Логос, 2007.

17. Криминология: Гилинский Я. И. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009 г.

18. Долгова А.И. «Криминология: Учебник для вузов — 4-е изд.,перераб. и доп. – М., Инфра-М Норма, 2010.

19. Криминология: Учеб.пособие / Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Проспект, 2009. – 328 с.

20. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунеева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., Волтерс Клувер, 2005.

21. Криминология. Учебник пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред.: Иншакова С.М., Симоненко А.В.. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 223 c.

22. Криминология: Учебник / Под ред. д.ю.н. В.Н. Бурлакова, д.ю.н. Н.М. Кропачева. — СПб.: Питер, 2002.

23. Гилинский Я. Криминология: Курс лекций. — СПб.: Питер., 2002.

24. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. Изд. 4-е, испр., доп. — М.: «Щит-М», 2004.

25. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. — М.: Юрист, 2003.

26. Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И. Зарубежная и российская криминология. // Правоведение. — М., 2000. — № 4.

27. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

28. Васильчикова Н.В. Кухарук В.В. Криминология: Конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 144с.

[1] Криминология. Под ред. академика В. Н. Кудрявцева, профессора В. Е. Эминова. М. 2010. с. 396.

[2] Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М. 2010. с. 7.

[3] Криминология. Под ред. академика В. Н. Кудрявцева, профессора В. Е. Эминова М. 2009 г. с.397.

Предупреждение преступлений против личности

23 августа 2017

Предупреждение преступлений против личности

Причины, условия и иные детерминанты преступности против личности отличаются значительным разнообразием. На макроуровне российской действительности можно отразить некоторые устойчивые исторические традиции, создающие не только фон, но и хорошо одобренную почву для криминального насилия. Насыщенность российской жизни насилием была велика от организации централизованного государства до самых недавних времен господства тоталитарного режима. Цена человеческой жизни на протяжении веков оставалась невысокой. Государство для своего выживания под ноги Истории бросало миллионы людей, и народ ему платил тем же – восстаниями, революциями и террорами.

В настоящей обновляющейся России провозглашен приоритет личности, ее прав и свобод, законодательно закреплены на вполне цивилизованном уровне гарантии и средства защиты жизни, здоровья, достоинства, других человеческих ценностей.

Гуманные принципы и нормы закрепляются в законодательстве, политики много говорят о правах человека, об уважении личности, но по-прежнему прочный круг незаконного насилия разъедает российское общество. И проблема не только в том, что для искоренения в обыденном сознании людей взглядов, привычек, стереотипа поведения, имеющих глубокие исторические корни, требуется значительное время. Положение усугубляется тем, что власть, государство, избрав заведомо неприемлемый для народа курс общественно-социального развития, оторвались от общества и оказались неспособными исключить незаконное насилие, даже из собственной деятельности. На росте и повышении общественной опасности преступлений против личности в России периода реформ отразились следующие факторы:

Коренная переоценка прежних ценностей и моральных принципов, все большее признание массовым сознанием власти денег, материального фактора как единственной ценности; обесцениванием человеческой жизни, если она не подкреплена высокими показателями;

Общее размывание границ нравственности, морального и аморального;

Усиление масштабов и степени социальной конфликтности в обществе в связи с беспрецедентным ростом социально-экономической дифференциации населения, материального уровня граждан.

В обществе распространилось и закрепилось представление о бессилии закона, правовом беспределе, о бесполезности обращения за помощью в правоохранительные органы, что ориентировало на самостоятельные способы разрешение конфликтных ситуаций.

В современных условиях российские криминологи в качестве причин и условий умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью рассматривают:

— утрату личной перспективы, неблагоприятные материальные и жилищные условия, провоцирующие на агрессивные действия;

— повышенную распространенность среди отдельных групп населения представления о допустимости насильственных действий, стереотипов агрессивно-насильственного поведения в конфликтных ситуациях;

— влияние преступной среды;

— виктимное (легкомысленное, безнравственное, противоправное) поведение потерпевших, послужившее поводом для преступления;

— провоцирующие взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами;

— несвоевременное выявление правоохранительными органами криминогенных семейно-бытовых ситуаций неудовлетворительное реагирование на такие конфликты;

— не реагирование на предшествующие насильственных преступлениям угрозы расправой в отношении потерпевшего и других лиц, побоев, нанесения телесных повреждений, истязаний, хулиганских поступков;

— недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с криминальным рецидивом;

— недостатки в охране общественного порядка и безопасности граждан, в организации потрульно-постовой службы милиции, профилактической деятельности органов внутренних дел;

— латентность и безнаказанность значительной части преступлений против личности;

— не полноту выявления лиц, страдающих психическими заболеваниями и аномалиями психики;

— обстоятельства, способствовавшие формированию антиобщественных

— небрежное хранение оружия; непринятие мер по пресечению оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядов;

Не реагирование окружающих на факты применения насилия, хулиганство, иного аморального и противоправного поведения;

— недостатки в воспитательной работе по месту жительства и работы, в организации досуга, культурного обслуживания населения и т.д.

К криминогенной детерминантам изнасилований, помимо выше указанных, можно отнести:

— эротизирующее и деморализующее воздействие микросреды;

— недостатки деятельности органов образования культуры, здравоохранения, в нравственном и половом воспитании детей, подростков, молодежи;

— распространение пьянства, наркомании и токсикомании в среде несовершеннолетних и молодежи и, обусловленная этим, криминогенность в сфере половых отношении;

— растлевающее влияние пропаганды сексуальной свободы;

— неосмотрительность и неуместную доверчивость части потерпевших, их легкомысленное или провоцирующее поведение;

— недостатки в деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения по выявлению лиц, обнаруживающих признаки сексуальной патологии, склонных к половым извращениям насильственного характера и обеспечению мер лечения и надзора;

— неполное и несвоевременное раскрытие преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— ошибки и упущения в борьбе с проституцией, сводничеством, содержание притонов, распространением порнографии.

К обстоятельствам, формирующим, агрессивную направленность личности в подростковом возрасте, относятся:

— обстановка в семье, формирующая склонность к разрешению возникающих конфликтов путем применения насилия;

— деморализующее влияние ближайшего бытового окружения по месту жительства, работы, учебы;

— жестокость по отношению к людям, животным;

— групповые драки, избиения;

— вовлечение подростков в пьянство, потребление наркотиков и других одурманивающих веществ.

Предупреждение преступлений против личности, с учетом многообразия форм ее проявления и сложного характера детерминации, осуществляется различными мерами. Решающее значение имеют крупномасштабные, осуществляемые устранению социально-экономических, политических и идеологических причин криминального насилия.

Средствами убеждения, воспитания, просвещение необходимо всячески противостоять распространению в массовом сознании культа силы, суперменства, ориентации значительной части граждан, особенно молодежи, на насильственные варианты разрешения жизненных проблем. Большое предупредительное значение имеет укрепление семейных устоев, повышение культуры быта и межличностных отношений.

Необходимо усилить разносторонний социальный контроль в том числе с использованием возможностей современной медицины, за лицами с агрессивно-конфликтной направленностью поведения. Применительно к наиболее опасным видам криминального насилия, связанном с бандитизмом, терроризмом, заказными убийствами, захватом заложников, первостепенное значение имеют меры предупреждение организованной, а также профессиональной преступности.

Основными и последовательными направлениями специально-криминологической профилактики в сфере преступлений против личности, криминологическая наука называет:

— последовательную борьбу с пьянством и наркоманией;

— своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;

— обеспечение эффективной охраны общественного порядка в общественных местах;

— усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

Пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь;

— активизация деятельностью по выявлению и разобщению антиобщественных группировок;

— своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

— активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия;

ответственности за насильственные преступления хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;

— противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации.

В системе мер борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством различают меры общей, групповой и индивидуальной профилактики. Меры профилактического характера подразделяются на:

— организационные – связанные с организацией предупредительной деятельности;

— функциональные – по ее непосредственному осуществлению;

К числу организационных мер относится:

— изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности и хулиганство в регионе;

— профилактическая отработка отдельных территорий и объектов и т.д.

К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде:

— систематическое обследование мест, где наиболее часто совершается преступления против личности и общественного порядка;

— обеспечение дислокации милицейский служб с учетом места и времени совершения большинства деяний;

— проведение специальных профилактических рейдов, проверок;

— осуществление мероприятий, направленных на выявления и изъятие незаконного хранимого оружия;

— правовое воспитание граждан и т.д.

При осуществлении профилактики необходимо в соответствии конкретной ситуации избрать форму реагирования:

Если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения улучшение без резких колебаний, используется эпизодическое. Оно осуществляется участковым инспектором милиции представителями общественности. В качестве мер профилактического воздействия можно применять: советы, беседы, оказание необходимой помощи нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.

Если конфликтная ситуация ухудшается в течении продолжительного времени, применяется длящееся реагирование. К мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, собрание граждан по месту жительства, вызов в органы милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т.д.

Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации, частоповторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц, наркоманов.

В таких случаях могут быть использованы меры правового принуждения: лишение родительских прав; принудительный обмен жилой площади или выселение за невозможностью совместного проживание; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.

Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственном в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т.д. Его выполняют дежурные части органов внутренних дел.

Реагирование и таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т.п. После этого решается вопрос о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности.

Тема 10. Предупреждение преступлений против личности

Предупреждение преступлений против личности – это многоуровневая система мер государственного, общественного характера, воздействующих на причины и условия совершения преступлений против личности, нейтрализующих (ослабляющих, ограничивающих) их и тем самым, обеспечивающих сокращение преступности.

В зарубежной криминологии выделяются три основные модели профилактической деятельности: — модель контроля или концепция правовой превенции; — медицинская модель; — социогенная модель.

В целом, предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя: объекты предупреждения; его основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.

К объектам предупреждения преступлений против личности относятся: процессы и явления экономического, социального, политического, психологического характера и иные факторы, обуславливающие состояние и динамику преступлений против личности; деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия; личность насильника, понимаемая как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

В системе предупреждения преступности выделяют три основных уровня и три соответствующие формы предупреждения преступности — общесоциальный уровень, специально-криминологический уровень, индивидуальный уровень. Кроме уровня предупредительной деятельности классификация предупредительной деятельности осуществляется по ее механизму, объему, по содержанию предупредительных меря, по субъекту их исполнения.

Система предупреждения преступности включает в себя также меры предупредительного воздействия и субъектов предупреждения преступности. Исходя из уровней предупреждения преступности, меры профилактического воздействуя можно разделить на общие (общесоциальные) и специальные (криминологические). В свою очередь, по конкретному содержанию, вышеуказанные меры могут быть классифицированы на политические, экономические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные.

Субъекты общесоциальной профилактики – республиканские, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи.

Субъекты специально-криминологической профилактики: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (органы внутренних дел, прокуратуры, суд); б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции; в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.

Основой предупреждения преступлений против личности являются последовательно осуществляемые программы социально-экономического и культурного развития, в том числе общесоциальные мероприятия, связанные с укреплением и развитием демократических начал в семье, в сферах быта, досуга, с устранением из этих сфер негативных влияний, традиций, стереотипов поведения.

К основным направлениям специально-криминологической профилактики преступлений против личности относятся: а) последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркоманией на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации; б) своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов, которые могут перерасти в убийства; в) обеспечение эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах; г) пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь, повышение качества профилактической работы в маргинальной среде; д) активизация деятельности по выявлению и разобщению антиобщественных молодежных группировок; е) своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности; ж) активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, с его хищениями;

Активизация работы на этих направлениях будет способствовать стабилизации, а затем и сокращению уровня преступлений против личности, условий их совершения. Положительного результата в предупреждении преступности можно ожидать только тогда, когда все субъекты будут осознавать важность проводимой ими работы, и будут стремиться к сотрудничеству и помощи другим субъектам в достижении общей цели – удержанию преступности на социально-терпимом уровне.

Нормативные источники:указаныв заданияхдля СРСП и СРСк соответствующей темеподразделов 2.5. и 2.6.

Основная и дополнительная литература:указана в подразделе 1.8. п.п.153-168, 174-182.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

konsulan.ru

Современное состояние и тенденции преступности против личности

В 2001 году по сравнению с 2000 годом выросло количество убийств (на 5,5%), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (на 12,0%), изнасилований (на 3,7%). Коэффициент убийств в расчете на 100 тысяч населения за последние 6 лет составлял в среднем 31,9, что более чем в три раза превышает

Криминология

а в перспективе и искоренения объективных и субъективных факторов, детерминирующих насильственную преступность.

Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г.

Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Участковые уполномоченные полиции во взаимодействии с другими службами проводят планомерную, наступательную работу с данной категорией граждан как в форме посещения по месту жительства и проведения бесед, так и привлечения к административной и уголовной ответственности.

Кроме того, еженедельно во время проведения «Дня профилактики» осуществляются рейдовые мероприятия, в ходе которых проверяются лица, состоящие на профилактических учетах в ОВД.

Как уже отмечалось выше, предупреждением совершения преступлений против личности в сфере быта является и выявление преступлений превентивной направленности.

Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности

Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г. № 24[8]. В этом документе говорится о консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, необходимости выработки комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, формирования социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Особенно обращено внимание в Концепции

Участковые уполномоченные полиции во взаимодействии с другими службами проводят планомерную, наступательную работу с данной категорией граждан как в форме посещения по месту жительства и проведения бесед, так и привлечения к административной и уголовной ответственности. Кроме того, еженедельно во время проведения «Дня профилактики» осуществляются рейдовые мероприятия, в ходе которых проверяются лица, состоящие на профилактических учетах в ОВД.

Основные направления предупреждения насильственных преступлений против личности в условиях крупного города

Россией признан ряд международных правовых актов, содержащих основополагающие начала об охране прав личности: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и др. В основе профилактической работы органов внутренних, дел находятся федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие их функции и полномочия, в частности: Закон РФ «О безопасности» 1992 г., Закон РФ «О милиции» 1991 года, Положение «О милиции общественной безопасности», утвержденное Указом Президента РФ в 1996 году, приказ министра внутренних дел РФ от 11 августа 1998 года «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и др.

Нельзя не сказать о проблеме уголовно-правовой профилактики насильственных преступлений, в частности,

Формы и методы предупреждения насильственных преступлений против личности органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Предупреждение преступлений»

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина, данным на заседании Государственного Совета Российской Федерации в г.

Казани 26 августа 2005 года, в стране проводится работа по созданию государственной системы профилактики правонарушений. Разработанная Министерством внутренних дел Российской Федерации базовая модель государственной системы профилактики включает четыре уровня: в субъектах Российской Федерации; в городах с районным делением; в городах без районного деления; в муниципальных поселениях. В основе реализации рассматриваемой системы лежит консолидация усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.

Работа по внедрению новой системы профилактики правонарушений в настоящее время развернута во всех субъектах 1 Российская газета.

Предупреждение преступлений против личности

Гуманные принципы и нормы закрепляются в законодательстве, политики много говорят о правах человека, об уважении личности, но по-прежнему прочный круг незаконного насилия разъедает российское общество.

На росте и повышении общественной опасности преступлений против личности в России периода реформ отразились следующие факторы: Коренная переоценка прежних ценностей и моральных принципов, все большее признание массовым сознанием власти денег, материального фактора как

Проблемы профилактики преступлений против личности

К сожалению, до этого еще очень далеко.

На первых порах есть необходимость существенно скорректировать информационную политику государства. Все ведущие информационные средства должны быть в руках государственной власти, иначе трудно преодолеть криминальное влияние этих средств на умы и сердца людей. Надо остановить проповедь обмана, жестокости, насилия, секса, праздного потребительства и всего прочего, которые денно и нощно изрыгаются из средств массовой информации, оболванивая и нравственно деградируя простых людей, особенно молодежь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector