Нужна ли смета на текущий ремонт
Как заполнить по образцу дефектный акт на текущий ремонт и другую рабочую документацию (договор, смету и прочие)?
Решили сделать ремонт, но столкнулись с необходимостью оформления большого количества бумаг? Эта статья поможет вам разобраться, не только в том, какие документы нужны при проведении ремонта, но и для чего они требуются и каким образом правильно их оформить. Также вы сможете узнать, ожидают ли в процессе сбора документов какие-либо возможные затраты.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !
Список
При плановом ремонте ведется следующая документация:
договор;
- смета;
- дефектная ведомость;
- акт на списание материалов;
- план;
- проект;
- техническое задание.
Для собственников недвижимости требуется другой список документов:
- смета;
- договор;
- план;
- проект;
- журнал производства;
- техническое задание.
Обязательные и факультативные бумаги
При этом, не все из перечисленных документов необходимы. Для планового ремонта в обязанности управляющей компании входит:
- составление сметы;
- оформление дефектной ведомости (дефектного акта);
- составление акта на списание материалов.
Для собственника же достаточно составить отчет для налоговой инспекции, и список обязательных документов ограничивается сметой и договором (при его заключении).
При заказе ремонтных работ самостоятельно можно столкнуться с тем, что строительная компания навязывает большой и достаточно дорогой перечень услуг, в том числе оформление якобы необходимых документов. Не дайте себя обмануть! Если у вас возникают сомнения, стоит обратиться непосредственно в налоговую или ЖКХ для получения достоверной информации.
Правила оформления
Расскажем, как оформляется рабочая документация при текущем ремонте.
Договор
Заключается контракт со строительной фирмой или непосредственно с подрядом, выделенным для проведения работ. В качестве заказчика может выступать как управляющая компания, так и владелец жилья.
Перед заключением договора заказчик имеет право ознакомиться с информацией о предстоящем ходе ремонта. Исполнитель в свою очередь должен в обязательном порядке предоставить следующие данные:
- цена услуг;
- способы оплаты;
- виды и качество работ;
- информация о подрядчике (стаж, квалификация и проч.).
В случае несоответствия заказа с выполненными работами или нарушения договора претензии предъявляются именно подрядчику. При необходимости разбирательство в суде проходит также с ним. Поэтому данные о нем – важный пункт.
Теперь вам известно об оформлении договора по ремонту помещения.
Дефектная ведомость
Это документ, объясняющий затраты компании на выполнение работ. Составление ведомости процесс трудоемкий. Для этого формируется специальная комиссия, задача которой проверить качество ремонта, соотнести с исходным заказом и выявить возможные дефекты. В состав комиссии входят:
- сотрудник бухгалтерского отдела;
- представитель подразделения по работе с оборудованием;
- подрядчик, или один из рабочих подряда.
Составление ведомости несет в себе две основные функции:
- контроль затрат;
- налоговый отчет.
Последнее следует понимать как оправдание перед налоговой, то есть на что были потрачены деньги компании за определенный период.
Структура дефектной ведомости на ремонт помещения представляет собой таблицу, содержащую сведения о проведенных работах, а также о возможных дефектах и несоответствиях, выявленных в ходе комиссии.
Четкого образца документа нет. Дефектная ведомость – основной документ локальной сметы.
Акт о списании материалов
Является одним из отчетных документов для компетентных органов. Данный документ содержит информацию об использованных стройматериалах с указанием цели их использования и стоимостью, которая и списывается со счетов компании.
Для составления акта на списание материалов также формируется комиссия, состоящая из:
- ответственного за материалы;
- главного бухгалтера;
- уполномоченного экономиста компании.
Члены комиссии заверяют документ подписями.
Смета
Самый необходимый документ при ремонте. Если говорить простым языком, это систематизация расходов на ремонт. Смета на ремонт помещения составляется при наличии бюджета, и подразумевает грамотный и рациональный расчет исходной суммы для наиболее качественного результата. Она включает в себя:
список необходимых материалов и их стоимость;
- перечень работ и их стоимость;
- общие затраты на транспортировку.
При плановом ремонте составлением сметы занимается бухгалтер строительной компании. Перед этим проводится тщательный осмотр ремонтируемого объекта/помещения, чтобы рассчитать объем работ и материала.
Если вы занимаетесь ремонтом самостоятельно, то составить смету вы можете сами в программе Excel, но будьте при этом очень внимательны, чтобы верно все рассчитать. Если вы сомневаетесь в своих силах, вы можете заказать смету у строительной компании за отдельную плату. Имейте в виду, что сама услуга не будет включена в документ.
Техническое задание
Составляется заказчиком (компанией или собственником) для исполнителя. В первом случае составлением занимается бухгалтер совместно с компетентным представителем ЖКХ. Во втором – либо сам собственник, либо наемный работник.
Техническое задание представляет подробное описание подлежащего ремонту объекта, с указанием требуемых услуг и материалов, а также бюджета, которым располагает заказчик. В ТЗ следует с максимальной точностью расписать все, что требуется от рабочих – именно этим документом они будут руководствоваться во время проведения работ.
Журнал производства
Выдается собственнику в управляющей компании после получения разрешения на проведение ремонта. Но не для каждого вида работ требуется ведение журнала, а только для тех, которые прописаны в пп. 2 и 3 Приложения 1 ППМ №508, а именно:
- укрепление несущих стен;
- изменение конструкции полов;
- работы, связанные с гидроизоляцией.
Согласно с п.1 Приложения 4 ППМ 508 в редакции 840, в журнале производства указывается «технологическая последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства работ по перепланировке».
Если вам выдали журнал, то за ним закреплен человек, имеющий разрешение на его заполнение. Все записи заверяются его подписью, а также подписями собственника и подрядчика.
Проект
Нужен ли проект? Да, его наличие обязательно для капитального, но относительно текущего ремонта составляется по желанию заказчика.
Проект является графическим представлением объекта после проведения всех соответствующих работ. В нем следует указывать:
- расположение и планировку комнат/помещений;
- места установки основной техники;
- розетки, выключатели.
Может быть составлен как общий проект, так и подробный, каждого помещения.
Проектированием занимается дизайнер, которого вам могут предложить в строительной компании, или вы можете нанять его самостоятельно.
Объединяет в себе техническое задание, проект и смету. Это описание всего процесса ремонта, необходимых работ и услуг с учетом их стоимости, а также предусматривает неожиданные ситуации и выход из них.
План текущего ремонта многоквартирного дома составляется заказчиком совместно с подрядчиком и сотрудником строительной компании.
Заявление на проведение работ
Документ относится к плановому ремонту. Такое заявление составляется жильцами, требующими проведения ремонта в своем доме.
Вы можете написать претензию в управляющую компанию, если плановый ремонт не был произведен.
Управляющая компания обязана проводить плановый ремонт многоквартирных домов в соответствии с Постановлением ГК по строительству №170 от 27.09.03. Плата за плановый ремонт включена в стоимость коммунальных услуг. Поэтому в случае игнорирования заявления в УК вы имеете право обратиться в суд.
Возможные затраты
В вышеописанных документах, казалось бы, отражены все стороны ремонта, учтены все нюансы. Но следует понимать, что в целом помимо закупки материалов и оплаты услуг подряда возможны дополнительные расходы, как например:
- заказ проекта и плана;
- оплата услуг бухгалтера (при составлении сметы);
- дополнительные затраты при непредвиденных обстоятельствах.
Как оказалось, не так сложно разобраться в документации при текущем ремонте. Но если вы делаете ремонт самостоятельно, рассчитывать только на свои не всегда верное и выгодное решение – смело обращайтесь за помощью к специалистам, знающим свое дело.
О сметах на ремонт в учреждении
Обязательно ли для государственного бюджетного учреждения наличие сметы на проведение капитального ремонта зданий (сооружений), кто должен этим заниматься и что для этого требуется, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.
Является ли обязательным наличие сметы на проведение работ по текущему, капитальному ремонту зданий (сооружений) в федеральном государственном бюджетном учреждении, или достаточно иметь дефектные ведомости на виды выполняемых ремонтных работ? Может ли главный инженер (или иной сотрудник отдела учреждения) сам составлять сметы на выполнение ремонтных работ, или это должны делать сметчики, специалисты, имеющие свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией? Имеет ли при этом значение источник финансирования ремонтных работ: бюджетные или внебюджетные средства?
Прежде отметим, что ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) указывает, что законодательство РФ о размещении заказов, состоящее в первую очередь из этого Закона, основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. При этом ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что под контрактом понимается договор, заключаемый заказчиком в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Отсюда следует, что к контракту применяются положения Гражданского кодекса РФ, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иного. В частности, к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, и ко всем контрактам применяются также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Законодательством регулирования работ по договору подряда в целом, равно как и по отдельным видам этого договора, в том числе строительного подряда, не предусмотрено.
Цена работ по договору подряда, согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ, может быть определена путем составления сметы. То есть, обратим внимание, смета — это только расчет, обоснование цены по договору подряда, составление которого по общему правилу не обязательно. Какой-либо иной функции смета не несет. По договору строительного подряда, по которому выполняются строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК РФ), составление сметы обязательно (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
В силу вышеупомянутого п. 3 ст. 709 ГК РФ в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (в контексте п. 1 ст. 424 ГК РФ «подтверждение сметы» следует расценивать именно как форму достижения взаимного согласия, соглашения сторон). Как видим, законодательство предполагает, что составление сметы осуществляется, как правило, именно подрядчиком. Вместе с тем приведенная норма не исключает составления сметы заказчиком, по своему смыслу она регулирует только один частный случай — когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной именно подрядчиком.
Составления сметы по контракту касается только одна норма Закона N 94-ФЗ, причем только косвенно: согласно ст. 19.1 этого закона для установления начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) заказчик, уполномоченный орган вправе или принять в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, из различных (практически любых) источников, или осуществить свои расчеты НМЦК. Представляется очевидным, что по договору строительного подряда расчет НМЦК и будет являться сметой. Заметим, что НМЦК может быть установлена только при размещении заказа путем торгов или запроса котировок, необходимости обоснования цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлено.
Вместе с тем Законом N 94-ФЗ установлен особый порядок определения цены контракта, заключаемого по результатам торгов и запроса котировок: она определяется предложением участника размещения заказа, с которым заключается контракт, отраженным в заявке на участие в торгах или котировочной заявке (смотрите, например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 10 ст. 41.12, ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ). (Порядок определения цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлен). При этом представляется очевидным, что поскольку только участник размещения заказа, с которым заключается контракт, может знать все нюансы формирования предложенной им цены, то и представить смету, то есть расчет этой цены, тем более может только он и такой расчет не может зависеть от расчета НМЦК.
Соответственно, следует руководствоваться вышеприведенными общими нормами Гражданского кодекса РФ: цена определяется соглашением сторон и может быть (по договору строительного подряда — должна быть) определена путем составления сметы, в том числе составления сметы подрядчиком, при условии утверждения ее заказчиком.
Необходимость получения для составления сметы лицензии, свидетельства о допуске к такому виду работ или какого-либо иного разрешительного документа законодательством не предусмотрена. Безусловно, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), входит в состав соответствующей проектной документации. Но следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Очевидно, что смета к таким материалам не относится. Повторимся: из п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 746 ГК РФ следует, что составление сметы является только способом определения цены, то есть проведением экономических расчетов.
Соответственно, к собственно работам по проектированию объектов капитального строительства составление сметы не относится. В составе проектной документации смета должна рассматриваться как дополнительный документ, разработанный на основе собственно проектных документов. Поэтому требования о наличии допуска к выполнению проектных работ на составление сметы не распространяются. Подтверждение этому можно найти и в том, что п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ говорит о смете на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, то есть смета не является обязательной частью любой проектной документации.
Требований о какой-либо обязательной проверке, экспертизе смет, как составленных заказчиком для обоснования НМЦК, так и составленных подрядчиком, какими-либо органами или организациями, помимо самого заказчика, законодательство не содержит.
Более того, поскольку, как указывалось выше, цены на подрядные работы не регулируются, правоприменительная практика исходит из того, что механизм ценообразования каждого хозяйствующего субъекта известен только ему, и сметные нормативы, утверждаемые различными органами власти, обязательной силы не имеют (смотрите, например, письма Минрегионразвития РФ от 07.05.2008 N 11089-СМ/08, Минэкономразвития РФ от 17.04.2008 N Д05-1378, постановление ФАС Московского округа от 18.09.2008 N КГ-А41/8488-08). Соответственно, какая-либо экспертиза, в смысле сверки сметы с образцом, невозможна ввиду отсутствия такового образца. Проверка сметы возможна только с позиции соответствия ее составу работ, при этом, как представляется, такую проверку должен проводить в первую очередь заказчик, лучше других осведомленный о своих потребностях в работе. Если у заказчика отсутствуют соответствующие технические специалисты, такая проверка может быть выполнена и сторонней организацией.
Заметим, что ситуация должна измениться с 1 января 2014 года со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьей 22 этого Закона по-новому урегулирован порядок определения НМЦК. Согласно ч. 1 этой статьи НМЦК и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких перечисленных в этой части методов. В их числе и проектно-сметный метод, который заключается, в том числе в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (ч. 9 ст. 22 указанного Закона). В этой связи возникает возможность проверки (экспертизы) сметы на предмет её соответствия упомянутым, государственным элементным сметным нормам, хотя обязанности её проведения законом не устанавливается (но она может быть введена подзаконными актами, в том числе — в рамках административного управления). Также, отметим, не вводится ни обязанности подрядчиков, с которыми будут заключать контракты по итогам сметных процедур, составлять сметы по указанным нормам, ни обязанности заказчика проводить экспертизу таких смет с привлечением каких-либо специализированных организаций (хотя, безусловно, заказчик имеет право это сделать, поскольку ограничений на это законом также не установлено).
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Смета на ремонт: Как заказчику не стать заложником ошибок?
При всей, как могло бы показаться, простоте составления сметы на ремонтные работы, именно она может сослужить злую шутку с некомпетентным заказчиком, несущим ответственность за целевое и эффективное использование выделенных средств, правильное исчисление и полноту уплаты налогов.
«При чем здесь сметная документация?» – спросите Вы. — Мы же знаем, что она разрабатывается по установленным правилам с применением утвержденных нормативов, проходит экспертизу, стоимость фиксируется в заключаемом контракте, а сама смета, становится лишь приложением к договорным документам».
Излишняя самоуверенность заказчика – первый шаг к проблемной смете
Так уж сложилось в практике осуществления незначительных ремонтных работ, что их состав и объемы определяются без разработки проектной документации в дефектной ведомости (ведомости объемов работ, описи работ), которая в свою очередь формируется на основании акта осмотра технического состояния объекта. В основном, составление этих документов осуществляют представители заказчика, иногда привлекая сметчиков и будущих исполнителей работ. Приглашение проектировщиков не происходит, если заказчик считает необязательным разработку проекта и уверен в своей компетенции и профессионализме.
Однако, используя подобный подход к разработке исходных данных для составления сметы, заказчик неосознанно закладывает в них часть возможных проблем, полагаясь на собственные знания.
Ремонтные работы бывают разные. В законодательстве закреплено два вида ремонта – капитальный и текущий. Оба предназначены для сохранения и поддержания в надлежащем техническом состоянии эксплуатируемых объектов. Порой грань между ними достаточно условная, даже при наличии установленных законодательством понятий. Без достаточных профессиональных знаний в проектном деле и понимания нормативных требований, заказчику бывает достаточно сложно без сторонней помощи идентифицировать их в процессе составления дефектной ведомости. К примеру, что такое несущая строительная конструкция, отдельные ее элементы, элементы сети или системы инженерно-технического обеспечения? Далеко не каждый готов дать правильные ответы, а именно они в большинстве случаев и определяют вид ремонта.
Заказчик обязан знать нюансы классификации, что позволит определять надлежащим образом вид необходимых работ – реконструкцию (такое иногда происходит при желании выполнить ремонтные работы), капитальный ремонт, либо текущий, в противном случае допущенные при этом неточности создадут предпосылки для последующих грубых ошибок.
При всей сложности процедуры обследования, выявления недостатков и определения необходимых восстановительных операций, процесс подготовки исходных данных для определения стоимости ремонта заканчивается утверждением дефектной ведомости. Она полноценно должна отражать перечень дефектов строительных конструкций и инженерного оборудования с указанием их качественных и количественных характеристик, а также по сложившейся практике вид и состав работ с объемными показателями, если при этом не оформляется ведомость объемов или опись. Следует обратить внимание, что унифицированная форма дефектной ведомости нормативно не установлена и ее определяет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете руководитель организации, эксплуатирующей ремонтируемый объект.
Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Как вы смету назовете, так она и …
После завершения «творческой» работы заказчика, как в театральной постановке, на сцену выходит главный персонаж – смета. Именно в отсутствии проекта и при наличии только дефектной ведомости, она будет являться единственным документом, который определит и состав, и объем, и цену планируемых к выполнению работ. И именно она зафиксирует окончательно все ошибки, допущенные заказчиком на начальном этапе.
Чтобы исключить фатальные оплошности при ведении бухгалтерского и налогового учетов, иных организационно-распорядительных процедур, особенно важно в наименовании сметы отражать тот вид ремонта, который определен дефектной ведомостью, к примеру: «Выборочный капитальный ремонт системы отопления здания школы…» или «Текущий ремонт системы электроснабжения в помещениях поликлиники…».
Следует отметить, что требования к названию смет не установлены, но при учете приведенных выше пожеланий решается еще один немаловажный вопрос – правильные действия бухгалтерской службы по учету затрат и определению налогооблагаемой базы, исключающие возможные штрафы и доначисления.
Дополнительно необходимо обратить внимание на то, что по действующему регламенту установление соответствия наименования сметы виду учтенных в ней работ не является предметом проверки достоверности сметной стоимости и эксперты не обязаны обращать на это внимание заказчика в целях устранения подобного рода упущений.
Сметчик должен учитывать вид и условия производства ремонтных работ, а не статью финансирования
Но и это не все в решении обозначенной проблемы. Помимо правильного определения вида работ в дефектной ведомости и наименования сметы, есть еще один момент, который уже сметчик не должен игнорировать.
Определение сметной стоимости необходимо осуществлять по установленным сметным нормативам с учетом вида работ, характера и условий их выполнения, а не исходя из «безрассудного» наименования сметы или предполагаемой статьи финансирования.
В случае обратного, скорее всего это будет являться ошибкой, что непременно выяснится при проведении экспертизы сметной документации. Установленный факт не добавит комфорта заказчику, а в перспективе может послужить основанием для прекращения его работы с таким специалистом, и поиску более профессионального исполнителя.
Может выясниться, что деньги были израсходованы неверно
Рано, или поздно, после завершения ремонтных работ, происходят проверки расходования выделенных средств, особенно бюджетных. Ревизоры, при необходимости, проводят анализ сметной документации в целях выяснения правильности отнесения затрат к тому, или иному виду выполненных и оплаченных работ. И вот тут может выясниться, что деньги были израсходованы на текущий ремонт, а в реальности проведен капитальный, или бухгалтерия отразила в налоговом учете проведение капитального ремонта, а по характеру работ была проведена реконструкция.
Возможные последствия перечисленных выше нарушений – не целевое или неэффективное использование бюджетных средств, а в зависимости от степени ущерба и различные формы ответственности, доначисление налогов, взыскание штрафа, порой в немалых суммах, и т.п. Разбирательств на эту тему в регионах предостаточно, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по налоговым спорам.
Заказчик хочет спать спокойно, а сметчик плодотворно работать с постоянным клиентом
Каждый, прочитавший эту статью, сделает свои выводы, но один из них должен быть следующий — заказчик и сметчик совместно не должны игнорировать отраженные в статье нюансы подготовки исходных данных, особенности разработки смет для ремонтных работ, а также вопросы присвоения им «разумного» наименования, дабы не стать заложником совершенных «по незнанию» ошибок. Ведь с большей долей уверенности заказчик хочет спать спокойно, а сметчик работать с постоянным и не обремененным проблемами клиентом.
И это оказывается не все (как бы постскриптум)
Как правило, в нашей жизни ничего не бывает вечного и постоянного. Так и с описанной выше процедурой разработки смет на незначительные ремонтные работы, действующей на протяжении многих лет. Как выясняется после написания статьи, процесс разработки документации для капитального ремонта может поменяться, однако актуальность описанных в ней проблем не исчезает.
После закрепления полномочий по проведению проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта по отдельным объектам в конце 2016 года за Главгосэксперизой России и вступлением в силу с 3 февраля этого года поправок в постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427, ее разъяснения нельзя игнорировать.
Согласно изменений, внесенных в Градостроительный кодекс РФ, (федеральными законами от 03.08.2018г. и вступивших в силу 01.01.2019г. ) для прохождения проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта проектная документация не требуется, достаточно лишь сметной.
Каким образом теперь придется поступать в части разработки документации для выборочного капитального ремонта, мы постараемся разобраться в отдельной статье.
Экспертиза сметы на текущий ремонт (по 44 ФЗ)
От профессионализма и добросовестности людей, составляющих строительные сметы, зависит не только общая стоимость реализуемого проекта, но еще и то, насколько постройка будет безопасной. Именно поэтому, чтобы убедиться в качестве проектирования и обоснованности цены планируемых действий, многими заказывается экспертиза смет.
Зачем она нужна?
Вполне естественно, что доверять процедуру проверки сметы подрядчику, по сути, бессмысленно, так как сегодня, к сожалению, без труда можно натолкнуться на таких специалистов, которые не заинтересованы в правильном оформлении различных бумаг. Нередко случаются даже случаи мошенничества, когда застройщик старается искусственно растянуть сроки возведения какой-либо постройки, а также завышает реальную стоимость аренды техники и различных материалов. Случаются и простые человеческие ошибки, которые могут являться причиной невнимательности.
Именно поэтому, чтобы вам не пришлось из-за подобных вещей терять собственные деньги или получать некачественный объект, лучше всего, чтобы предварительно была проведена экспертиза сметы квалифицированными специалистами.
В чем ее преимущества?
На сегодняшний день такая услуга пользуется особенно широким распространением в случае проведения различных тендеров или каких-нибудь конкурсов, так как здесь риски связаны уже не с тем, что соискатель может пытаться завышать реальную стоимость объекта, а наоборот, с попытками ее занижения. Некоторые настолько стараются выиграть тендеры для получения крупных заказов, что предлагают построить объект за нереально малые суммы средств, а в итоге оказывается, что на самом деле у компании-победителя просто нет возможности реализовать первоначальный план. Бывает и так, что заказчиком не была проведена экспертиза смет, а исполнитель начинает экономить так, что в итоге конструкция имеет крайне низкое качество.
Помимо этого, услуга пользуется популярностью и у частных заказчиков, так как никто не хочет быть обманутым или страдать из-за чьих-то ошибок. При этом нередко такая проверка позволяет сэкономить средств больше, чем приходится тратить на ее проведение.
Что лучше выбрать?
В наше время экспертиза смет проводится государственными или частными структурами. В основном государство занимается такими процедурами только в том случае, если какой-то объект строится с привлечением бюджетных средств, а также если речь идет об обеспечении безопасности и обороны нашей страны. Помимо этого, государственная экспертиза смет может потребоваться и в том случае, если требуется проверка документации по каким-нибудь технически сложным или уникальным объектам. В общей сумме, можно привести около двадцати различных причин, по которым в проведении проверки сметы могут привлекаться услуги таких специалистов, но в любом случае их проводят только в процессе стадии планирования строительных работ, в то время как коммерческие структуры работают с объектами, находящимися на любых этапах строительства.
Если же говорить о непосредственных задачах, то государственная экспертиза сметы по 44-ФЗ требуется для того, чтобы определить степень безопасности проектируемой конструкции. За счет проведения такого мероприятия специалисты определяют, насколько будущая постройка соответствует действующим требованиям технического регламента. Негосударственная процедура проводится абсолютно независимыми компаниями, и в основном здесь может проводиться даже не экспертиза сметы по 44-Ф3, а стандартная проверка документов на предмет экономической обоснованности проекта и отдельных трат по нему.
Кто проводит такую работу?
В компаниях, которые достаточно давно ведут свою деятельность на данном рынке, проведением подобных проверок в основном занимаются профессиональные инженеры-сметчики, имеющие соответствующую квалификацию и многолетний стаж работы. В основном экспертиза строительных смет в малоэтажном строительстве или каком-нибудь другом осуществляется по специальной программе, которая предусматривает разделение сметной стоимости на несколько частей, включая стоимость материалов, затраты, необходимые для оплаты работы сотрудников, арендованной техники и еще множество других особенностей. После этого специалист тщательно проверяет все эти пункты на предмет возможного мошенничества или каких-то элементарных ошибок. В преимущественном большинстве случаев современными специалистами проводится экспертиза сметы в «ГРАНД-смете» и других аналогичных программах.
Как она проводится?
В основном процедура проверки является одинаковой для всех случаев.
В первую очередь устанавливается точный перечень задач, которые будет решать экспертиза сметы на текущий ремонт или строительство. После этого составляется определенный пакет документации, необходимой для проведения анализа, причем здесь важно передать специалистам максимально возможное количество документации, относящейся к возводимому объекту.
Далее определяется приблизительный срок работы, который будет непосредственно зависеть от общего количества предоставленной документации, а также масштабности реализуемого объекта. При этом сразу стоит отметить, что эти факторы также зачастую являются определяющими в уточнении стоимости проводимых работ, а их продолжительность всегда обсуждается предварительно со специалистом. В преимущественном большинстве случаев итоговая экспертиза сметы (пример/образец выше) проводится в срок от недели до двух месяцев, на протяжении которых аналитики занимаются подготовкой отчета о достоверности или недостоверности различных параметров в предоставленных документах.
Как обманывают заказчиков?
Перед проведением строительства компания занимается составлением различных сметных расчетов, то есть оценивает точную стоимость проводимых работ. В преимущественном большинстве случаев строительные организации в зависимости от поставленных целей стараются занижать или, наоборот, завышать стоимость различных материалов и работ, чтобы обеспечить себе дополнительную прибыль. При этом намеренное и, что более важно, искусственное изменение стоимости проводится еще в процессе составления сметы, то есть когда заказчик старается выбрать из нескольких компаний ту, которая является более предпочтительной для проведения различных работ.
В процессе выполнения строительства нередко оказывается, что заказчику пришлось потратить гораздо больше, чем это предполагалось первоначально. Сметы были составлены неточно или неправильно, что вылилось в конечном итоге в серьезную потерю денежных средств, что, естественно, никому не будет приятно.
Часто случаются такие ситуации, когда неправильно составленные сметы являются ошибкой строителей, а иногда речь идет о намеренном укрытии каких-либо недочетов. Так или иначе, единственным, кто будет рассчитываться за подобные ошибки, является заказчик, несущий реальные финансовые затраты.
Мошенничество подрядчиков
Ежемесячно подрядчиками предоставляется акт выполненных работ для того, чтобы заказчик оплатил выполненный объем. Наверное, каждый человек, который не слишком сильно разбирается в различных тонкостях строительства, не будет способен проверить полностью все, поэтому приходится просто верить тому, что написали строители.
К примеру, многие предпочитают не включать в смету определенные виды работ, но при этом ставят заказчика уже перед фактом после их выполнения, заставляя его, соответственно, их оплачивать, чего он на самом деле делать не обязан.
Как ошибаются заказчики?
Многие люди считают, что экспертиза смет на строительство с федеральным бюджетом или частными инвестициями требует серьезных финансовых вложений, так как сама по себе является дорогостоящей. Практика же показывает, что в действительности подобное мнение является абсолютно ошибочным, так как за счет проведения профессиональной проверки сметной документации удается обеспечить экономию до 30% денежных средств, которые могли бы потребоваться для строительства данного объекта.
При этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев цена на услуги экспертов колеблется в районе 1-3% от общей суммы проекта.
Что могут найти?
Среди ошибок, которые наиболее часто встречаются в неправильно составленных сметах, можно выделить повышение трудозатрат, расходов для аренды транспорта, а также другие похожие статьи. Нередко специалистам удается обнаружить также закупку слишком дорогих материалов или какого-нибудь оборудования. Если же говорить о реальных ошибках, то чаще всего они заключаются в процессе составления накладных расходов или неправильно использованных коэффициентах.
В процессе проведения проверки часто специалистам приходится не только работать со сметной документацией, но еще и самостоятельно посещать объект. Довольно часто это требуется для того, чтобы оценить, насколько реальный объем услуг, предоставленных подрядчиком, соответствует перечню, указанному в документации.
При проверке корректности установленных расценок экспертиза строительных смет и сметной документации проверяется по нескольким факторам. В первую очередь специалист определяет, насколько указанные цены соответствуют рыночной стоимости, а также уточняет, не противоречат ли они параметрам, рекомендуемым действующим законодательством и нормативными требованиями. Для проведения такой проверки используется огромное множество специализированных нормативных баз, включая ТЕР, ТСН, ФЕР, СБЦ и многие другие.
Также, когда проводится экспертиза сметы на строительство индивидуального жилого дома или любого другого единичного объекта, берется в учет и тот факт, что сметные нормы периодически принято утверждать едиными для всех норм, а иногда они устанавливаются для каждого региона отдельно. В конечном итоге специалистами составляется заключение, в котором крайне подробно описываются ошибки, найденные при проверке документации, а также указываются рекомендации касательно их устранения.
Таким образом, специалисты чаще всего сталкиваются с:
- неправильной формулировкой накладных расходов;
- завышенными транспортными расходами;
- некорректным подбором аналогичных объектов;
- ошибка коэффициента, пересчитывающего все в текущую стоимость;
- завышенными сроками проведения работ;
- повышенными трудовыми затратами.
Все это приводит к значительному росту расходов, ведь даже незначительные ошибки в коэффициентах приводят к значительному перерасходу денежных средств.
Сколько это стоит?
Практически каждая компания, которой проводится экспертиза сметы (КОСГУ или вопросы частного характера – не имеет разницы), зачастую не указывает заранее каких-то конкретных цифр в плане стоимости. Предлагается разве что предварительно заполнить форму технического задания, в которой приблизительно описывается рассматриваемый объект, и только потом уже после проведения ее проверки специалисты могут определиться с конкретными цифрами. Использование такой технологии предельно понятно, потому что каждый объект отличается множеством индивидуальных особенностей, и по этой причине смета по нему также является абсолютно уникальной, в связи с чем назвать заранее точную и полную стоимость просто невозможно.
Некоторые эксперты считают, что цена, по которой будет проведена экспертиза сметы на текущий ремонт по 44-ФЗ, должна оговариваться только в индивидуальном порядке. На конечную сумму оказывает влияние срочность выполнения всех работ, количество привлекаемых экспертов, объем документов, представленных для проведения анализа, а также количество и сложность поставленных задач. В некоторых случаях для проведения экспертизы и вовсе требуется использование специального оборудования, что тоже сказывается на стоимости проведенных работ, а, помимо всего прочего, в критерии входит удаленность объекта, первичность или вторичность проверки и масса других параметров.
Единственное, что можно отметить – многие компании указывают примерную стоимость на проверку стоимости отдельных видов работ, объектов и множества других элементов, по которым можно примерно представить цену общей процедуры. Основываясь на этой информации, каждый человек уже может самостоятельно свериться с предоставленной ему сметой и обозначить примерную сумму, в которую ему обойдется экспертиза сметы по 44-ФЗ.
Требуется ли лицензия организации для составления локального сметного расчета на проведение текущего ремонта?
Планируем заключить государственный контракт на составление локального-сметного расчета на проведение текущего ремонта.
Не можем понять должна ли у организация с которой планируется заключение такого контракта иметь лицензию? если да то на основании какого документа? если нет то вопрос аналогичный на основании какого документа? желательно с конкретными ссылками на пункты и подпункты.
спасибо за помощь.
Иван, добрый вечер! Перечень подлежащих обязательному лицензированию видов деятельности определен ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указанного вида деятельности в нем нет. Пунктом 48 данной статьи как лицензированный вид деятельности определена
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
перечень работ подлежащих лицензированию в рамках указанной деятельности определен приложением к Положению о лицензировании, утв.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349. Если речь не идет о ТР объекта культурного наследия лицензирование не требуется.
Консультация юриста бесплатно
Иван, добрый вечер, лицензия для составления сметного расчета на проведение текущего ремонта, Вам не нужна.
Ответить здесь со ссылками на конкретные нормы довольно сложно, поскольку нет требования к лицензии — нет статьи, но я попробую, надеюсь уловите мысль.
Согласно п. 5 ст. 48 ГРК РФ:
Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации.
Сметная документация относится к проектной, согласно п.12 пп 11 указанной
В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;
Для составления проектной документации, ГрК требует членство в СРО (допуск СРО), лицензии на строительство на данный момент не выдаются.
Согласно п. 1 cт. 4 ГрК РФ:
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).
То есть, необходимость получения допуска к СРО, относится к тому, что попадает в сферу действия ГрК (капитальный ремонт, реконструкция и тд), более глобальные вещи, чем текущий ремонт.
Поскольку текущий ремонт, в сферу регулирования ГрК не входит, то необходимости вступать в СРО и получать допуск СРО и уж тем более лицензию для составления сметы не требуется.