3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нк рф налоговое резидентство юридических лиц

Кто такой резидент и нерезидент?

Определение тому, кто такой резидент и нерезидент, содержится в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ним резидентами являются, в частности, граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Есть и другое определение того, кто есть «резидент» и «нерезидент» для физических лиц. Это определение содержится в НК РФ и используется в налоговых целях.

Резиденты и нерезиденты

Для целей обложения налогом на доходы физических лиц граждане подразделяются на два статуса получателей дохода: резидент, нерезидент (гл. 23 НК РФ).

Налоговым резидентом РФ является человек, который находился на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Также налоговыми резидентами являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые находятся в командировке за пределами РФ, независимо от фактического времени нахождения их на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Резидент или нерезидент: как определить срок нахождения в РФ

Срок нахождения гражданина на территории РФ (менее или более 183-х дней) отсчитывается со дня его въезда в Россию по день выезда из нее включительно (Письмо ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702 ). При этом срок нахождения человека в России прерывается при его выезде за границу, за исключением кратковременных зарубежных поездок (менее 6-ти месяцев) с целью лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Поскольку действующим законодательством РФ не определен список документов, на основании которых необходимо определять срок нахождения гражданина на территории России, установить период нахождения человека в РФ можно на основании отметок о его въезде (выезде), сделанными российской пограничной службой в таких документах, как загранпаспорт, миграционная карта и др.

Резидент и нерезидент: в чем отличия

Помимо непосредственно определения, кто является резидентом и нерезидентом РФ, Налоговый кодекс РФ содержит ряд отличий в налогообложении их доходов.

Для резидента и нерезидента Налоговым кодексом РФ установлен разный перечень доходов, облагаемых НДФЛ. В отличие от тех, кто является резидентом, у нерезидентов налог удерживается только с доходов, полученных от источников на территории России (ст. 209 НК РФ).

Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13%. Доход же гражданина-нерезидента при этом в общем случае облагается по ставке 30%. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах по полученным займам у резидента будут облагаться НДФЛ по ставке 35%, а у нерезидента – по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Посмотреть ставку НДФЛ для различных видов дохода для резидентов и нерезидентов можно с помощью Виртуального помощника по НДФЛ для налоговых агентов.

Еще одно отличие резидента от нерезидента заключается в том, что гражданин, являющийся резидентом, вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ. Нерезидент же оформить налоговые вычеты не может (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

Налоговый резидент

Налоговый резидент – любое лицо, которое по законодательству государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия.

Для налоговых резидентов своей страны, государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов несколько иные.

В Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица и организации.

Налоговый резидент РФ — физическое лицо

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты — это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др. При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

сведения из табеля учета рабочего времени;

копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

данные миграционных карт;

документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Налоговый резидент РФ — организация

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом налоговые резиденты — организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговое резидентство организаций

Концепция «налогового резидентства» организаций – это новый, дополнительный инструмент, введенный в НК РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ с целью распространить российскую налоговую юрисдикцию на возможно большее число субъектов.

Режим налогового резидентства РФ является альтернативным по отношению к режиму контролируемых иностранных компаний (то есть признание иностранной компании налоговым резидентом РФ и соблюдение ею налогового законодательства РФ в этом статусе должно исключать применение к ней правил налогообложения КИК). Также она отличается от уже давно существующего в НК РФ понятия «постоянного представительства иностранной организации» (ст. 306 НК РФ). Основным признаком налогового резидентства организации в России является ситуация, когда Россия является «местом управления» такой организацией.

Иностранные организации, ставшие налоговыми резидентами РФ, уравниваются с российскими организациями – налогоплательщиками с точки зрения своих обязанностей. На иностранные организации, признавшие себя налоговыми резидентами РФ, будут распространяться все обязанности налогоплательщиков, предусмотренные статьей 23 НК РФ (в том числе уплата налогов, постановка на учет в налоговых органах, учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и др.).

Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ, налоговыми резидентами РФ признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности (пункт 2 ст. 246.2 НК РФ):

1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ.

Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ.

Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Осуществление следующей деятельности иностранной организации в РФ само по себе не может признаваться осуществлением управления иностранной организацией в РФ:

1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;

2) подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации;

3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.

К таким функциям, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть.

Иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами РФ, в частности признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

В случае, если в отношении иностранной организации

  • выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 статьи 246.2 НК РФ, и
  • такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств,

Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ;

2) ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;

3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

Да. Если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения, а также статьей 246.2 НК РФ, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в РФ через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ.

При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории РФ наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ по своему выбору

— с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, либо

— с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ.

Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом РФ, вправе отказаться от статуса налогового резидента РФ на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ. Форма указанного заявления утверждена Приказом ФНС России от 23.12.2015 № ММВ-7-17/595@.

Заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ (об отказе от статуса налогового резидента РФ) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации по форме, утверждаемой ФНС России.

В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, при соблюдении иностранной организацией положений НК РФ и иных нормативных правовых актов РФ в отношении налоговых резидентов РФ указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 НК РФ.

Таким образом, режим налогового резидентства РФ и режим контролируемых иностранных компаний являются взаимоисключающими: если компания признала себя налоговым резидентом РФ, на нее не будут распространяться правила о КИК. Однако, это возможно лишь в том случае, если такая компания соблюдает нормы российского налогового законодательства, касающиеся резидентов.

Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено указанное заявление, до конца этого календарного года.

Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с даты представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление.

При этом, если заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ представлено в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, следующего за годом, в котором представлено указанное заявление.

Да. Возможность самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом РФ (самостоятельного отказа от статуса налогового резидентства РФ) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом РФ налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных статьей 246.2 НК РФ.

Вместе с тем, на текущий момент ни законом, ни подзаконными актами не установлен порядок признания налоговым органом иностранных компаний налоговыми резидентами РФ, оспаривания иностранной организацией решения налоговых органов о признании налоговым резидентом РФ, возможного предъявления к таким компаниям налоговых требований. Также, пока не существует сложившейся практики налоговых органов и судов по указанным вопросам.

Согласно части 5 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, вне зависимости от условий, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 246.2 части второй НК РФ (в которых речь идет об основных и дополнительных признаках «места управления»), иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если

— в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации и

процедура ликвидации завершена до 1 января 2018 года, если иное не указано в пунктах 1 — 3 части 6 статьи 3 указанного Федерального закона (случаи продления предельного срока ликвидации).

Налоговое резидентство физического лица

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогообложение доходов физического лица определяется его налоговым статусом. Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов. Вопросам определения налогового резидентства, исчисления налога в случае изменения этого статуса в течение года посвящено это интервью.

— Кто относится к физическим лицам – налоговым резидентам РФ?
Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом военнослужащие и государственные служащие, направленные на работу за границу, для целей НК РФ рассматриваются как налоговые резиденты РФ.
Кроме того, в 2015 году предусмотрены особенности признания налоговыми резидентами физических лиц, находившихся в 2014 году в Республике Крым и Севастополе.

— Зависит ли налоговое резидентство от гражданства?
Согласно НК РФ нет. Российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ. Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны: иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Вместе с тем, нужно принимать во внимание имеющиеся у РФ соглашения с иностранными государствами. Международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства. В том числе, предусматривать варианты для разрешения ситуаций, когда физлицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств. Например, признать в такой ситуации лицо резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. С учетом статьи 73 Договора налогообложение налогом на доходы физических лиц дохода резидента государства – участника Договора (Республика Беларусь, Республика Казахстан) от работы по найму на территории Российской Федерации осуществляется с первого дня работы по трудовому договору по ставке 13%. То есть, по ставке, предусмотренной статьей 224 НК РФ для резидентов.
Со 2 января 2015 такой порядок применяется и для резидентов Республики Армения. В ближайшей перспективе он распространится и на резидентов Кыргызской Республики.
Представляется, что применение ставки 13% к доходам от работы по найму в РФ, не означает автоматического признания лиц из названных государств налоговыми резидентами РФ. Их налоговый статус определяется в общем порядке – в зависимости от времени нахождения в РФ. Поэтому, если по окончании налогового периода они не будут признаны налоговыми резидентами РФ, их доход подлежит налогообложению по ставке 30%. Сведения о невозможности удержания образовавшейся задолженности налогоплательщика должны быть представлены в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

— Какой срок для определения времени нахождения принимается за 12 месяцев?
При определении статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период. Указанный период может начинаться в одном налоговом периоде и заканчиваться в другом (например, с 15 апреля 2014 г. по 14 апреля 2015 г.). При этом в течение указанного срока собственно 183 дня могут набираться в совокупности (суммироваться) – не обязательно, чтобы они были проведены в РФ непрерывно.
Даты въезда – выезда учитываются при подсчете дней нахождения в России.
При этом лечение, обучение (не более 6 месяцев) за пределами РФ, а с 2015 года еще и выполнение работ (оказание услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (вне зависимости от продолжительности работы) не прерывает срок нахождения в РФ

— Можно ли сразу применить ставку 13%, если организация уверена, что физлицо отработает в РФ больше полугода в текущем налоговом периоде?
Нет, предполагаемый срок нахождения физического лица в РФ в расчет не принимается (письмо Минфина России от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394). Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание налога, штраф по статье 123 НК РФ составит 20% от неудержанной суммы.
До истечения 183 дней нахождения в РФ доходы физического лица должны облагаться как доходы нерезидента – по общему правилу, по ставке 30%. Только к дивидендам и трудовым доходам отдельных категорий нерезидентов пунктом 3 статьи 224 НК РФ установлены пониженные ставки.

— Как подтвердить налоговое резидентство по НДФЛ?
НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в Российской Федерации. Ответственность за исчисление, удержание и перечисление налога, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент.
Правоприменительная практика основывается на праве налогового агента требовать от налогоплательщика любые документы, оформленные в соответствии с законодательством, позволяющие установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории России. К таким документам относятся справки с места работы, выданные на основании табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, свидетельства о регистрации по месту временного пребывания.
Представленные физическим лицом документы, относящиеся только к подтверждению налогового статуса, налоговому агенту целесообразно сохранить, по меньшей мере, до окончания соответствующего текущего налогового периода.

— А если налогоплательщик сообщает, что в период, предшествующий выплате дохода, он находился за границей на лечении?
Период нахождения на лечении до 6 месяцев включительно засчитывается в срок нахождения в России. Лечение (получение медицинских услуг) может подтверждаться физическим лицом договором с иностранной медицинской организацией, справками о времени нахождения на лечении, отметками в заграничном паспорте.

— Что должен предпринять налоговый агент, если физлицо отказывается представить документы, подтверждающие его резидентство?
Когда подтверждающих документов нет, а есть обоснованные сомнения в том, что лицо является резидентом, то налоговому агенту рекомендуется применять ставку не 13%, а 30%. Как минимум до середины июля (если лицо начало работу с января). Если впоследствии налогоплательщик представляет налоговому агенту документы о том, что на момент выплаты доходов он являлся налоговым резидентом РФ, суммы налога, удержанные по ставке 30%, оказываются излишне уплаченными.

— Предположим, работник признан налоговым резидентом. Необходимо ли в дальнейшем проверять его статус как резидента?

Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода. Таким правилом следует руководствоваться, если есть основания полагать, что резидентство физлица может в течение года измениться.
Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение полученных им за налоговый период доходов, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). Но в большинстве случаев уже до окончания налогового периода можно сделать вывод, что статус физического лица не изменится, и соответственно выбрать ставку, подлежащую применению к его доходам: 13% или 30%.
Следует иметь в виду, что измененный по итогам года налоговый статус распространяется на доходы, полученные с 1 января года, а не с момента такого изменения.
Обратите внимание, что перерасчет производится только за тот налоговый период, в котором статус лица изменился. За предыдущий налоговый период налоговые обязанности не пересматриваются.

Может так сложиться, что лицо, признанное налоговым резидентом на даты выплаты дохода, прекращает отношения с налоговым агентом до момента, когда определится его итоговый статус по итогам текущего налогового периода. В этом случае возможное последующее изменение налогового статуса физического лица на обязанности налогового агента не влияет.

— Нужно ли проверять налоговый статус при заключении гражданско-правовых договоров?
Конечно, нужно. При этом у налогового агента возникают сложности, особенно когда с физическим лицом заключен долгосрочный договор гражданско-правового характера, а возможность проверить нахождение физического лица на рабочем месте отсутствует или не предполагается вовсе (например, в сделке по аренде нежилого помещения у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). Поэтому рекомендации налоговому агенту проверять статус получателя дохода актуальны при каждой выплате дохода до формирования у физлица итогового налогового статуса в налоговом периоде.

— А если физическое лицо продает свою квартиру в РФ и при этом постоянно проживает за рубежом?

Доходы от продажи имущества, находящегося в России, подлежат налогообложению в РФ.
Пункт 17.1 статьи 217 НК РФ освобождает от налогообложения доходы, получаемые налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в налоговом периоде такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации. Доходы от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут подлежать налогообложению в полной сумме. По таким доходам физлицо должно представить декларацию и самостоятельно уплатить налог.

Налоговые органы смогут заинтересоваться исполнением обязанности по уплате налога, получив информацию от органов Росреестра о переходе права собственности на недвижимое имущество.

— Работник стал в течение налогового периода налоговым резидентом. Как ему вернуть сумму налога, удержанную по ставке 30%?
Если работник продолжает работу у налогового агента, то в течение оставшегося до окончания налогового периода времени сумма излишне удержанного налога будет засчитываться в уплату налога по ставке 13% (налог взиматься не будет). Такой подход отражен в письме Минфина России от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146.
Возможность зачитывать налоговым агентом налог, излишне удержанный с доходов физического лица в одном периоде, в счет исполнения его обязанности по уплате налога в другом периоде, НК РФ не предусмотрена.
Возврат суммы налога налогоплательщику, в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации, производится налоговым органом в порядке, указанном в пункте 1.1 статьи 231 НК РФ и статьи 78 НК РФ.
Физическое лицо должно представить в налоговую инспекцию декларацию, документы об излишне уплаченном налоге, подтверждение своего налогового статуса.

— Какие действия должны совершаться, если работник из резидента превратился в нерезидента?

В этом случае НДФЛ необходимо пересчитать уже в сторону увеличения – с 13 до 30% и без предоставления работнику налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных). Перерасчет делается с начала календарного года в том месяце, в котором стало понятно, что налоговый статус работника за текущий год уже не может измениться.
Суммы НДФЛ, исчисленные с начала года по ставке 13%, направляются в зачет налога, рассчитанного по ставке 30% (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Если организация не смогла удержать всю сумму НДФЛ, пересчитанного по ставке 30%, то не позднее 31 января следующего года она обязана уведомить инспекцию и работника об этом факте и сумме задолженности.

— Предположим другую ситуацию. Организация направила работников для работы за границу, но продолжала удерживать с их заработной платы налог…

Доходы нерезидента облагаются в РФ, только если они получены от источников в РФ – от российских лиц.
Доходы от выполнения работы за пределами РФ относятся к доходам из источников за пределами РФ. Поэтому такие доходы, полученные нерезидентами, в РФ не облагаются, независимо от того, кто производил оплату труда (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-04-05/5273). В данном случае организация допустила ошибку не в определении статуса работника, а в определении источника дохода. Суммы налога, излишне удержанного организацией, должны быть возвращены ею работникам в порядке пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Аналогичный порядок возврата применяется, если организация при представлении физическим лицом документов, подтверждающих его постоянное нахождение на территории РФ, произвело удержание налога по ставке 30%. Это не пересчет сумм в связи с изменением статуса, а излишнее взыскание налога в связи с неправильным его определением.

— С 2015 года статус налогового резидента стал играть большую роль. В НК РФ включены положения о контролируемой иностранной компании, о фактическом получателе дохода.
Совершенно верно. С 2015 года к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, отнесены суммы прибыли контролируемой иностранной компании. Это стало доходом для налоговых резидентов РФ, признаваемых в соответствии с НК РФ контролирующими лицами этой компании (пп. 8 пункта 3 статьи 208 НК РФ).
При выплате доходов иностранной компании от источников в РФ она может указать, что фактический получатель дохода (бенефициар) – это физическое лицо – налоговый резидент РФ. В этом случае налогообложение выплачиваемого дохода производится согласно части второй НК РФ (статья 7 НК РФ).
Реализация названных положений НК РФ потребует от налоговых резидентов РФ представления налоговых деклараций и уплаты налога с причитающихся им доходов.

— Как подтвердить российское налоговое резидентство для зачета иностранных налогов?
Для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе уплаты на территории Российской Федерации налогов, предусмотренных указанными соглашениями, физическое лицо может получить подтверждение налогового резидентства РФ. Для подтверждения фактического статуса налогового резидента Российской Федерации следует обратиться в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных.

Налоговое резидентство юридических лиц — что это?

В международной практике понятие налогового резидента, как для физических, так и для юридических лиц, — одно из основополагающих при их налогообложении. Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного внутри страны или за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране. Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 действующих соглашений.

На данный момент, в отличие от многих других стран, в России нет понятия налогового резидентства для юридических лиц. Налогоплательщики-юридические лица определены как «организации», и их налоговых статус определен одним критерием: местом их регистрации. Между тем, как известно, нередко за рубежом регистрируется компания, которая, по сути, является «ширмой» и действительности никакой реальной деятельности не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем. Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности, поскольку формально доход получает иностранная компания, а не ее бенефициарный владелец, хотя в реальности денежные средства со счетов компании тратятся по прямому распоряжению владельца бизнеса, а то и в его личных интересах. В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец.

Но в практике других стран применяется другой подход: налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через критерии, которые позволяют определить ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Как правило, основной критерий, — это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д.

Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами.

Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» — гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.

Управление компанией, принятие основных решений о ее деятельности, деятельность совета директоров обычно рассматриваются как основная, «реальная» деятельность компании. Поэтому в Великобритании, например, критерий места центрального управления и контроля применяется уже более 130 лет, постепенно он был воспринят и другими странами.

Введение в российское налоговое законодательство понятия налогового резидентства юридического лица, основанного на критерии контроля и управления, позволит налоговым органам взимать налоги с компаний, которые фактически являются российскими, хотя и зарегистрированы где-то за рубежом.

Фактический получатель дохода: повод для большой путаницы

Еще одним важным шагом Минфин называет законодательное определение понятия фактического получателя дохода. Это понятие – наименее проработанное не только в российское практике, но и на международном уровне. Прежде всего, нужно четко отличать понятия «фактический получатель дохода» и «бенефициарный собственник». В английском языке обычно и то, и другое обознаются одним словом – beneficial owner. В результате, уже сейчас в ходе обсуждения инициатив по деоффшоризации мы видим их смешение, хотя юридический смысл их совершенно разный.

Чаще всего, говоря о «бенефициарном собственнике» или «бенефициарном владельце», имеют в виду фактического владельца компании или бизнеса, конечного акционера, который может быть неочевиден, поскольку может участвовать в своем бизнесе не напрямую, а через другие компании, трасты, доверенных лиц, номинальных держателей и т.д. Раскрытие фактического владельца компании чаще всего требуется не в налоговых целях, а в «антиотмывочном» и антикоррупционном законодательстве – чтобы установить лиц, совершающих преступления под прикрытием (часто фиктивных) юридических лиц, в антимонопольном законодательстве – чтобы получить информацию об аффилированных лицах и установить истинного владельца бизнеса. В налоговых целях понятие фактического получателя дохода не имеет никакого негативного смысла и означает лицо (физическое или юридическое), которое в юридическом и экономическом смысле получает доход в свое распоряжение и несет в связи с этим налоговые обязательства. Это понятие используется в соглашениях об избежании двойного налогообложения и в этом же смысле, мы уверены, его употребляет Минфин в своей программе мер по деофшоризации (см. слайд «Бенефициарный владелец или фактический получатель дохода?»).

В то же время, даже на уровне ОЭСР (а именно здесь создаются основные документы по международному налогообложению и толкованию соглашений об избежании двойного налогообложения) дискуссия о точном определении фактического получателя дохода еще продолжается. На данный момент достигнуто понимание, что

1) в любом случае фактический получатель дохода – это не то же самое, что бенефициарный владелец (о чем мы уже сказали выше),

2) таковым не является посредник (агент, поверенный) или номинальный держатель,

3) таковым не является кондуитная компания (компания, специально созданная для использования налоговых преимуществ по международным соглашениям), которая действует просто как «администратор» дохода.

Иначе говоря, фактический получатель дохода – это «реальный» получатель дохода, который получает его в свое полное распоряжение, а потому разумно, что он и должен уплатить налог с этого дохода. Проблема же заключается в том, что нередко доход выплачивается некоему лицу, которое формально, согласно налоговым соглашениям, имеет право на пониженную ставку налога или вовсе от налога освобождено. А на самом деле денежные средства транзитом уходят дальше, и фактический получатель дохода – лицо, которое зарегистрировано в низконалоговой или оффшорной юрисдикции и которое никаких налоговых льгот не имеет.

Выявлять фактических получателей дохода налоговые органы собираются путем улучшения обмена информацией с налоговыми органами других стран. В результате доходы будут обложены налогом исходя из того, кто является фактическим получателем дохода, а не формальным.

Наказание без преступления?

Основная проблема обоих понятий – налоговое резидентство юридического лица и фактического получателя дохода – заключается в том, что очень сложно их определить, выделить понятные критерии и избежать произвольного толкования и применения налоговыми и судебными органами.

Особенно эта проблема обостряется тем, что в России ни налогоплательщики, ни налоговые органы, ни суды не имеют достаточного (если не сказать – никакого) опыта в применении этих понятий, подходов, которые десятилетиями вырабатывались в европейских странах и США. Достаточно сказать, что у нас нет практически никаких документов ОЭСР на русском языке (ведь Россия – не участник ОЭСР), хотя именно на эти документы собирается опираться Минфин.

Налоговый кодекс в числе основных принципов налогообложения указывает: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п.6 ст.3 НК РФ). А в данном случае есть большая опасность, что все эти незнакомые российскому налогоплательщику понятия будут применяться произвольно, в зависимости от уровня компетентности и собственного понимания конкретного инспектора, от ситуации и необходимости решения фискальных задач, а налогоплательщики будут наказываться за нарушения, которые они совершать и не собирались.

Обмен информациейнеобходимая составляющая деофшоризации

В числе намеченных мероприятий – ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной помощи по налоговым вопросам. Сейчас она уже подписана 63 государствами и, более того, распространена на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, о.Мэн и т.п. территории, которые часто используются в оффшорных структурах).

Сейчас российские налоговые органы могут направлять лишь обоснованные запросы, касающиеся конкретных лиц и конкретных операций (и то, как говорят налоговики, ответы приходят лишь в 30% случаев), поскольку соглашениями об избежании двойного налогообложения обмен информацией достаточно ограничен.

Конвенция предусматривает намного больше инструментов для получения информации из-за рубежа. Во-первых, в дополнение к уже известному обмену информацией по запросу появятся автоматический и произвольный (т.е. без запроса, автоматически или по инициативе налогового органа) обмен информацией.

Во-вторых, предусмотрены особые налоговые проверки, при которых действия налоговых органов двух или нескольких стран тем или иным образом координируются: а) одновременные налоговые проверки; б) совместные налоговые проверки; в) налоговые проверки за границей.

В-третьих, Конвенция предусматривает взаимную помощь по взысканию налогов. Это должно обеспечить поступление недоплаченного налога в бюджет в тех случаях, когда имущество неплательщика находится за границей.

Согласно планам Правительства Конвенция должна быть ратифицирована в 1 квартале 2014 года.

Материал подготовил Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector