Нарушение сроков предоставления налоговой декларации
Ответственность за непредставление налоговой декларации
Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.
Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).
Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.
Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.
В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).
Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.
Налоговая ответственность за непредставление декларации
Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.
Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).
Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.
Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.
В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).
Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.
Административная ответственность за непредставление декларации
В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц. Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций — налоговых агентов. Таким образом, главный бухгалтер организации — налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.
Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.
Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.
Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.
С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547. Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 — 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
Кто вправе устанавливать сроки представления налоговых деклараций?
Ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Установление сроков представления налоговых деклараций находится в исключительной компетенции законодателя. Тем не менее, МНС России нередко присваивало себе данное право. В первую очередь, об этом свидетельствует установление Инструкцией МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» сроков представления в налоговые органы деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог. Еще один пример подобного нормотворчества — письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, возложившее на природопользователей обязанность ежеквартально представлять налоговым органам расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды (неналоговый статус этого платежа в данном случае принципиального значения не имеет).
Едва ли следует удивляться тому, что налоговые органы привлекали налогоплательщиков и их должностных лиц к налоговой и административной ответственности за несоблюдение сроков представления деклараций (расчетов), не задумываясь над законностью установления этих сроков ведомственными правовыми актами. Не проявил должной принципиальности и Минюст России, зарегистрировавший оба ведомственных акта.
К сожалению, подобная практика не получила должной и единой оценки со стороны арбитражных судов. Во многих случаях арбитражные суды выносили решения о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций за непредставление в налоговые органы деклараций (расчетов) в сроки, установленные МНС России. Трудно сказать, почему при разрешении споров игнорировалось содержание статьи 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Достойно сожаления и то, что Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по столь важному вопросу.
В связи с этим трудно переоценить значение Определения от 10.07.2003 № 316-О, вынесенного Конституционным Судом РФ, в котором содержится исчерпывающая оценка попыткам подменить ведомственными правовыми актами законодательство о налогах и сборах: «. Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.»
Несмотря на то, что в Определении КС РФ речь идет о декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, данный судебный акт носит универсальный характер и применим ко всем подобным случаям незаконного ведомственного нормотворчества. Из платежей, упомянутых выше, ныне сохраняет свое действие только плата за загрязнение окружающей среды. Не вдаваясь подробно в связанные с ней проблемы, заметим, что Определение КС РФ от 10.07.2003 № 316-О дает абсолютно четкий ответ, по крайней мере, на один вопрос — о представлении налоговым и природоохранным органам расчетов платы.
Заключение
Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.
Несвоевременно поданная налоговая декларация: штрафные санкции
Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию, однако не все и не всегда делают это своевременно. Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций.
Ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Налоговая ответственность
Штрафные санкции за несвоевременную подачу деклараций установлены в ст. 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок декларации в налоговый орган влечет штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если налогоплательщик не представил декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока, с него может быть взыскан штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Просрочка срока представления отчетности считается в рабочих днях.
Важно обратить внимание на то, что ответственность в виде штрафа наступает и в случае нарушения срока на один день. В связи с чем не рекомендуется откладывать подачу отчетности на последний день, поскольку из-за возможных очередей появляется риск нарушения установленных сроков.
В настоящее время многие налогоплательщики представляют налоговые декларации в электронном виде. Если у налогоплательщика нет технической возможности сделать это в установленный срок, он может представить отчетность в бумажном варианте в установленный срок, а потом «досдать» в электронном формате. В этом случае санкций за несвоевременное представление отчетности не будет, поскольку ответственность установлена только за представление декларации с нарушением сроков, а не за представление декларации по неустановленной форме, в том числе не в электронном виде (Постановления ФАС Московского округа от 09.02.2009 N КА-А40/163-09, от 20.01.2009 N КА-А40/11260-08, ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 по делу N А42-4491/2008).
Рассмотрим ситуации, в которых имеет место несвоевременное представление отчетности, и санкции, налагаемые на налогоплательщиков, допустивших нарушение сроков представления деклараций.
Ситуация 1: несвоевременно представлена «нулевая» декларация, однако 180 дней с установленного срока подачи декларации еще не прошло
На первый взгляд такое нарушение чревато взысканием минимального штрафа в размере 100 руб. за несвоевременное представление декларации в течение срока 180 дней. Однако в Налоговом кодексе РФ не указано конкретно, можно ли взыскать на основании данной нормы штраф за несвоевременную подачу «нулевой» декларации.
По данному вопросу есть две противоположные точки зрения.
Первая: при несвоевременном представлении «нулевой» декларации взыскивается штраф в сумме 100 руб. (Письма Минфина России от 27.10.2009 N 03-07-11/270, от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14, УФНС России по г. Москве от 16.03.2009 N 20-14/4/022859@ и др.). Данной точки зрения придерживаются и некоторые арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу N А56-28215/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2008 N Ф04-7250/2008(16478-А45-42), ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-3291/08-С2.
Основным аргументом, подтверждающим необходимость взыскания штрафа, является тот факт, что налогоплательщик обязан был подать декларацию, несмотря на отсутствие объекта налогообложения. И за неисполнение этой обязанности накладывается санкция в виде штрафа.
Вторая: при несвоевременном представлении «нулевой» декларации штраф не взыскивается, поскольку сумма налога к уплате равна нулю. В частности, к такому выводу пришли многие арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу N А26-7635/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08, от 16.09.2008 N А19-1984/08-15-Ф02-4503/08 и пр.).
При обосновании своей позиции суды указали, что согласно ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Таким образом, если данная сумма равна нулю, то и штраф за несвоевременное представление декларации также должен быть равен нулю. ВАС РФ в Определении от 29.10.2009 N ВАС-13444/09 поддержал эту точку зрения, указав, что штраф при несвоевременной подаче «нулевой» декларации не взыскивается по причине отсутствия базы для его расчета.
Ситуация 2: «нулевая» декларация подана по истечении 180 дней
Налогоплательщик привлекается к ответственности за непредставление декларации в течение более 180 дней после окончания срока ее подачи. При этом минимальный размер штрафа не предусмотрен (п. 2 ст. 119 НК РФ).
По данному вопросу также существуют две противоположные точки зрения.
Первая: при нарушении срока представления «нулевой» декларации более чем на 180 дней следует уплатить штраф в размере 100 руб. (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2007 N А78-4063/06-С2-8/216-Ф02-1433/07, от 01.03.2007 N А19-15990/06-32-Ф02-743/07). Вторая: при нарушении срока представления «нулевой» декларации более чем на 180 дней штраф в размере 100 руб. платить не нужно. Данной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 13.02.2007 N 03-02-07/1-63, УФНС России по г. Москве в Письме от 16.03.2009 N 20-14/4/022859@. Именно эта точка зрения лежит в основе решений арбитражных судов (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2008 N А19-18641/06-33-52-Ф02-9586/07, ФАС Уральского округа от 18.06.2007 N Ф09-4526/07-С2 и др.), а также Президиума ВАС РФ (Постановление от 10.10.2006 N 6161/06 по делу N А45-1098/05-45/40).
В обоснование этой позиции приводятся два аргумента. Во-первых, в п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствует конкретное указание о взыскании минимального штрафа за несвоевременное представление «нулевой» декларации. Во-вторых, согласно этой статье размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Поэтому если данная сумма равна нулю, то и штраф за непредставление декларации также равен нулю.
На наш взгляд, при подаче «нулевой» декларации с нарушением установленного срока штраф можно не платить независимо от срока просрочки (более или менее 180 дней).
Ситуация 3: содержащая обязательства по уплате налогов декларация подана несвоевременно, при этом налогоплательщик имеет переплату по данному налогу
В данном случае не возникает вопроса о неотвратимости штрафных санкций (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от ответственности за непредставление налоговой декларации (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-1337/2008).
Однако возникает вопрос о том, как рассчитывается штраф. Налоговый кодекс РФ не содержит необходимых разъяснений, поэтому существуют две противоположные позиции.
Первая: если налог был уплачен в срок, привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ возможно только в виде взыскания штрафа в размере 100 руб. (Письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133, Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Основанием является уплаченный в срок налог.
Вторая: если налог был уплачен в срок, при привлечении к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, указанной в несвоевременно поданной декларации (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07, ФАС Уральского округа от 19.06.2007 N Ф09-4569/07-С3 и др.). Во-первых, уплата налога по несвоевременно представленной декларации не влияет на привлечение к ответственности за несвоевременную подачу декларации. Во-вторых, размер штрафа определяется исходя из данных, отраженных в декларации, независимо от факта и (или) срока уплаты налога.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации налогоплательщику целесообразно уплатить штраф в сумме 100 руб., обосновывая свою позицию положениями Письма Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133.
Ситуация 4: декларация подана несвоевременно, при этом за данный период должна быть уплачена сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации
Размер штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе представленной с нарушением срока (непредставленной) декларации. В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, как рассчитывается штраф, если фактически за данный период подлежит уплате сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации.
Позиция, выраженная в Письме ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@: размер штрафа исчисляется не на основании указанной в декларации суммы, а исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате налогоплательщиком. Сумма штрафа определяется на основании данных, указанных в уточненной декларации, либо на основании данных, полученных в результате камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.
Ситуация 5: несвоевременно подана содержащая обязательства по уплате налогов «промежуточная» декларация
Как следует из Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228, к организации не применяются санкции за нарушение сроков сдачи «промежуточных» деклараций по налогу на прибыль. Единственная санкция, грозящая в таком случае, — штраф за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, равный 50 руб. за несданный документ, т.е. за несвоевременно представленный расчет авансового платежа.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.12.2009 по делу N А32-19097/2009-51/248 указал, что взыскание штрафа за несвоевременную подачу «промежуточной» отчетности неправомерно, поскольку ответственность за непредставление в установленные сроки расчетов не предусматривается.
Декларация — это письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах и исчисленной сумме налога. Поскольку налог на прибыль организация исчисляет по итогам налогового периода — календарного года, то «декларация» по этому налогу за отчетный период (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) есть не что иное, как расчет авансового платежа, а не налоговая декларация. Следовательно, за несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль ответственность не наступает.
Административная ответственность
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Административная ответственность установлена КоАП РФ.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Должностное лицо может понести наказание за административное нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании изложенных норм УФНС России по г. Москве в Письме от 29.08.2008 N 09-14/081895 сделало вывод о правомерности привлечения руководителя организации к административной ответственности за непредставление декларации.
Отражение в учете санкций за несвоевременное представление деклараций
Налоговый учет
Расходы в виде штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.
Бухгалтерский учет
Суммы причитающихся к уплате налоговых санкций отражаются учетными записями по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сумма штрафных санкций не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого исчисляется условный расход (доход) по налогу на прибыль. При их начислении постоянная разница в бухгалтерском учете не возникает.
Пример. По решению налогового органа организации начислен штраф за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в сумме 30 000 руб. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
30 000 руб.
начислен штраф;
Д-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
30 000 руб.
оплачен штраф с расчетного счета.
Ответственность за непредставление (несдачу) налоговой декларации и другой отчетности
Статья 119 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговой декларации
(расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
(по состоянию на 01 марта 2018 года)
Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Статья 119 1 . Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Статья 119 2 . Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 119 Налогового кодекса РФ
Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.
Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно.
За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Физические лица, получившие доход, должны сдать до 30 апреля следующего года налоговую декларацию (3-НДФЛ), т.е. «сдать» сами себя.
Организации, в зависимости от выбранной системы налогообложения, сдают декарации в разные сроки. Информацию о сроках отчетности можно узнать в налоговом календаре для бухгалтера.
Налоговую декларацию можно предоставить в налоговую инспекцию:
по электронным каналам связи (если это прямо предусмотрено нормативными актами).
Статья 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации. Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, порядок представления налоговой декларации по почте, установленный статьей 80 НК РФ, считается нарушенным, если отсутствует опись вложения, и это может повлечь за собой наступление налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.
Датой представления налоговой декларации, отправленной по почте, является дата, указанная в штампе «Почта России». При этом дата, указанная на календарном штемпеле оператора почтовой связи, подтверждает только дату приема декларации с описью вложения от налогоплательщика и в целях применения статьи 80 НК РФ не признается датой представления налоговой декларации.
Декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога. Следовательно, такой документ не отвечает установленным пунктом 1 статьи 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока. Этот вывод подтверждает и судебная практика (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2006 N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1).
С изменением статьи 119 Налогового кодекса РФ появилась неясность в определении размера штрафа, когда налог уплачен в установленный срок, но налоговая декларация не предоставлена, либо несвоевременно подана нулевая декларация:
из буквального толкования статьи 119 следует, что штраф за несвоевременное представление декларации должен составлять 0 рублей так как неуплаченная сумма (т.е. налоговая база для уплаты штрафа) равна 0 рублей;
1 000 рублей, т.к. такой минимальный штраф установлен указанной нормой.
Письмом Минфина от 21.10.10 № 03-02-07/1479 разъяснено, что представление налогоплательщиком налоговой декларации после 2 сентября 2010 года с нарушением срока влечет взыскание штрафа, установленного статьей 119 НК РФ Минимальный штраф подлежит взысканию в соответствии со статьей 119 Кодекса за указанное налоговое правонарушение также и в случае, когда сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением срока, уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью.
Ничего другого от Минфина ожидать не приходится, ведь не надо забывать, что основная функция этого государственного органа – наполнение государственного бюджета. Поэтому предлагаю дождаться судебной практики на этот счет.
С 1 января 2014 года из пункта 1 исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 года по ст. 119 НК РФ могут быть оштрафованы, например, налоговые агенты по НДС.
Кроме того, с 1 января 2014 года оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. До этой даты вопрос о привлечении их к ответственности также являлся спорным. Причем Президиум ВАС РФ принял сторону организаций и предпринимателей. Он указал, что неплательщики НДС не могут быть привлечены к ответственности за непредставление деклараций по данному налогу (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).
Разъяснения Минфина по применению статьи 119 НК
Письмом Минфина России от 07.10.2011 № 03-02-08/108 разъяснены вопросы ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок.
Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган в установленный законом срок налоговую декларацию, в том числе и при отсутствии налога к уплате (информационное письмо Президиума ВАС России от 17.03.03 № 71).
За невыполнение данного требования предусмотрена налоговая ответственность (ст. 119 НК РФ), минимальный штраф составляет 1000 руб.
Разъяснения ФНС РФ по применению статьи 119 НК
Письмо
от 18 декабря 2012 г. № АС-4-2/21574
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу разъяснения порядка привлечения к ответственности организаций, которые не предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, сообщает следующее.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Налогового кодекса, влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ, влечет согласно статьи 15.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.
Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 04.10.2014, 14.11.2014, 02.03.2018
Штрафные санкции за нарушение срока представления деклараций и расчетов. Бухгалтерский и налоговый учет
Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»
Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию. Однако, зачастую на практике, в ряде случаев не все организации и не всегда делают это своевременно.
Отметим, что ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрим в данной статье следующие вопросы:
какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций и расчетов;
порядок отражения штрафных санкций в бухгалтерском учете за нарушение срока представления деклараций и расчетов.
А также ответим на вопрос, можно ли учесть уплаченные штрафные санкции в целях налогообложения прибыли.
Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам
Во избежание привлечения к ответственности за несвоевременное представление отчетности, Организации надо обязательно помнить о сроках подачи деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам в налоговую инспекцию.
Сроки представления деклараций и расчетов по налогам и страховым взносам приведены в таблице:
Налог/страховой взнос
Форма отчетности
Последний день срока представления отчетности (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – закон № 212-ФЗ), п. 7 ст. 6.1 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития от 16.09.2011 № 3346-19)
Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ)
Расчет по форме 4 — ФСС
В электронной форме:
— за 2016 г. — 25.01.2017;
— за I квартал 2017 г. — 25.04.2017;
— за полугодие 2017 г. — 25.07.2017;
— за 9 месяцев 2017 г. — 25.10.2017;
— за 2017 г. — 25.01.2018.
— за 2016 г. — 20.01.2017;
— за I квартал 2017 г. — 20.04.2017;
— за полугодие 2017 г. — 20.07.2017;
— за 9 месяцев 2017 г. — 20.10.2017;
— за 2017 г. — 20.01.2018
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Взносы на обязательное пенсионное страхование
Сведения по форме СЗВ-М
За январь 2017 г. — 15.02.2017.
За февраль 2017 г. — 15.03.2017.
За март 2017 г. — 17.04.2017.
За апрель 2017 г. — 15.05.2017.
За май 2017 г. — 15.06.2017.
За июнь 2017 г. — 17.07.2017.
За июль 2017 г. — 15.08.2017.
За август 2017 г. — 15.09.2017.
За сентябрь 2017 г. — 16.10.2017.
За октябрь 2017 г. — 15.11.2017.
За ноябрь 2017 г. — 15.12.2017.
За декабрь 2017 г. — 15.01.2018.
Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование
Расчет по форме РСВ-1 ПФР
В электронной форме:
— за 2016 г. — 20.02.2017;
— за I квартал 2017 г. — 02.05.2017;
— за полугодие 2017 г. — 31.07.2017;
— за 9 месяцев 2017 г. — 30.11.2017;
— за 2017 г. — 30.01.2018.
— за 2016 г. — 15.02.2017;
— за I квартал 2017 г. — 16.05.2017;
— за полугодие 2017 г. — 15.08.2017;
— за 9 месяцев 2017 г. — 15.11.2017;
— за 2017 г. — 15.02.2018
Налоговая декларация по НДС
За IV квартал 2016 г. — 25.01.2017.
За I квартал 2017 г. — 25.04.2017.
За II квартал 2017 г. — 25.07.2017.
За III квартал 2017 г. — 25.10.2017.
За IV квартал 2017 г. — 25.01.2018
Налог на прибыль
Налоговая декларация по налогу на прибыль
Если отчетный период — квартал, полугодие и т.д.:
— за 2016 г. — 28.03.2017;
— за I квартал 2017 г. — 28.04.2017;
— за полугодие 2017 г. — 28.07.2017;
— за 9 месяцев 2017 г. — 28.10.2017;
— за 2017 г. — 28.03.2018
Если отчетный период — месяц, два месяца и т.д.:
— за 2016 г. — 28.03.2017;
— за 1 месяц 2017 г. — 29.02.2017;
— за 2 месяца 2017 г. — 28.03.2017;
— за 3 месяца 2017 г. — 28.04.2017;
— за 4 месяца 2017 г. — 30.05.2017;
— за 5 месяцев 2017 г. — 28.06.2017;
— за 6 месяцев 2017 г. — 28.07.2017;
— за 7 месяцев 2017 г. — 29.08.2017;
— за 8 месяцев 2017 г. — 28.09.2017;
— за 9 месяцев 2017 г. — 28.10.2017;
— за 10 месяцев 2017 г. — 28.11.2017;
— за 11 месяцев 2017 г. — 28.12.2017;
— за 2017 г. — 28.03.2018
Налог, уплачиваемый при применении УСН
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН
За 2016 г. — 31.03.2017.
За 2017 г. — 31.03.2018
Налоговая декларация по ЕНВД
За IV квартал 2016 г. — 20.01.2017.
За I квартал 2017 г. — 20.04.2017.
За II квартал 2017 г. — 20.07.2017.
За III квартал 2017 г. — 20.10.2017.
За IV квартал 2017 г. — 20.01.2018
Налоговая декларация по ЕСХН
За 2016 г. — 31.03.2017.
За 2017 г. — 31.03.2018
Налог на имущество
Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество
За I квартал 2017 г. — 04.05.2017.
За полугодие 2017 г. — 01.08.2017.
За 9 месяцев 2017 г. — 31.10.2017
Налоговая декларация по налогу на имущество
За 2016 г. — 30.03.2017.
За 2017 г. — 30.03.2018
Налоговая декларация по транспортному налогу
За 2016 г. — 01.02.2017.
За 2017 г. — 01.02.2018
Налоговая декларация по земельному налогу
За 2016 г. — 01.02.2017.
За 2017 г. — 01.02.2018
НДФЛ (за физических лиц, получивших доходы от организации)
Справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ
По физическим лицам, при выплате дохода которым организация не смогла удержать налог:
— за 2016 г. — 01.03.2017;
— за 2017 г. — 01.03.2018
По всем физическим лицам, получившим от организации облагаемые доходы в течение года, в т. ч. по тем, у кого организация не смогла удержать налог:
— за 2016 г. — 03.04.2017;
— за 2017 г. — 03.04.2018
Расчет по форме 6-НДФЛ
За I квартал 2017 г. — 04.05.2017.
За полугодие 2017 г. — 01.08.2017.
За 9 месяцев 2017 г. — 31.10.2017.
За 2017 г. — 03.04.2018
Штрафные санкции за нарушение срока представления налоговых деклараций (расчетов)
Форма отчетности
Размер штрафа для организации
За отчетный период
Декларация по налогу на прибыль за I квартал, полугодие, 9 месяцев либо 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 или 11 месяцев
200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692)
Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал, полугодие, 9 месяцев (если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды)
Расчет по форме 6-НДФЛ
1000 руб. за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)
За налоговый период
Декларация по НДС
5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по опоздавшей декларации, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи декларации, и до дня, когда она была представлена.
При этом штраф не может быть (п. 1 ст. 119 НК РФ, письмо Минфина от 14.08.2015 N 03-02-08/47033):
— больше 30% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате по опоздавшей декларации;
— меньше 1000 руб.
Декларация по налогу на прибыль за год
Декларация по налогу при УСН
Декларация по ЕНВД
Декларация по ЕСХН
Декларация по налогу на имущество за год
Декларация по транспортному налогу
Декларация по земельному налогу
Справка по форме 2-НДФЛ
200 руб. за каждую несвоевременно представленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ)
Расчет по форме 6-НДФЛ
1000 руб. за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен (п. 1.2 ст. 126 НК РФ)
Штрафные санкции за нарушение срока представления расчетов по страховым взносам
Форма отчетности
Размер штрафа для организации
Отчетность по взносам в ПФР и ФОМС и сведения персонифицированного учета
Расчет по форме РСВ-1 ПФР:
5% от суммы взносов на пенсионное и медицинское страхование, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.
При этом штраф не может быть (ч. 1 ст. 46 закона № 212-ФЗ, письма Минтруда России от 13.07.2016 № 17-4/ООГ-1055, от 04.04.2014 № 17-3/В-138):
— больше 30% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;
— меньше 1000 руб.
Сведения по форме СЗВ-М
500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором должны быть отражены в опоздавшей форме СЗВ-М (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ, далее – закон № 227-ФЗ)
Отчетность по взносам в ФСС (взыскиваются одновременно 2 штрафа)
Расчет по форме 4 — ФСС:
1,5% от суммы взносов на ВНиМ, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен.
При этом штраф не может быть (ч. 1 ст. 46 закона N 212-ФЗ):
— больше 30% суммы взносов на ВНиМ, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;
— меньше 1000 руб.
2, 5% от суммы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве («на травматизм»), начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц, который прошел со дня, установленного для сдачи расчета, и до дня, когда он был представлен. При этом штраф не может быть (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – закон № 125-ФЗ):
— больше 30% от суммы взносов «на травматизм», начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;
— меньше 1000 руб.
Отметим, что если в срок не представлена любая форма отчетности по налогам или расчеты по страховым взносам, должностное лицо организации могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).
Примеры расчетов штрафа за несвоевременное представление отчетности
Приведем примеры расчетов штрафа за несвоевременное представление отчетности
Пример 1. Расчет штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль
Приведем пример расчета штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль.
Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2017 года представлена организацией 15 декабря 2017 года (последний день срока, установленного законом, 28 октября 2017 года).
Сумма авансового платежа, подлежащая уплате на основании этой декларации, — 2 000 000 руб., авансовый платеж перечислен 15 декабря 2017 года (последний день установленного срока — 28 октября 2017 года).
Декларация по налогу на прибыль-2017 представлена организацией 2 апреля 2018 года (последний день срока, установленного законом, — 28 марта 2018 года).
В декларации указана сумма налога к уменьшению.
При таких условиях сумма штрафа составит:
— 200 руб. — за несвоевременное представление декларации за 9 месяцев 2017 года. Сумма штрафа не зависит от суммы, подлежащей уплате на основании декларации, и времени просрочки;
— 1000 руб. — за несвоевременное представление декларации за 2017 год. Поскольку на основании годовой декларации налог доплачивать не надо, штраф уплачивается в минимальной сумме независимо от времени просрочки.
Пример 2. Расчет штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС
Приведем пример расчета штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС.
Организация представила расчет в электронном виде по форме 4 — ФСС за I квартал 2017 года 5 июня 2017 года (последний день срока, установленного для представления расчета, 25 апреля 2017 года. В расчете приведены следующие данные:
— 145 000 руб. — начислено к уплате взносов на страхование ВНиМ за последние три месяца отчетного периода;
— 10 000 руб. — начислено к уплате страховых взносов «на травматизм» за последние три месяца отчетного периода.
Расчет представлен с опозданием на два месяца (один полный месяц — с 26 апреля по 25 мая 2017 года и один неполный — с 26 мая по 05 июня 2017 года).
Общая сумма штрафа за несвоевременное представление расчета составит 15 500 руб., в т. ч.:
— 14 500 руб. (145 000 руб. x 5% x 2 мес.) (по ч. 1 ст. 46 закона № 212-ФЗ);
— 1000 руб. (10 000 x 5% x 2 мес.) (по п. 1 ст. 19 закона № 125-ФЗ).
Пример 3 Приведем пример подсчета штрафа за несвоевременное представление расчета по форме РСВ-1 ПФР. Организация с опозданием представила расчеты в электронном виде по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2017 года и за 2017 год.
Взносы на пенсионное и медицинское страхование, подлежащие уплате на основании этих расчетов, своевременно перечислены в бюджеты фондов.
Данные, необходимые для того, чтобы вычислить штраф за непредставление расчетов, приведены в таблице.
Период, за который представлен расчет по форме РСВ-1 ПФР
Последний день установленного законом срока представления расчета
Фактическая дата представления расчета
Сумма взносов, начисленная к уплате за последние 3 месяца отчетного периода (сумма показателей граф 3, 6, 7 и 8 строки 114 разд. 1 формы РСВ-1 ПФР)
Нарушение сроков представления налоговой декларации: виды ответственности и размеры санкций
«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 47, 2004
В соответствии со ст.23 НК РФ одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций. Согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов и налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. По всем федеральным, региональным и по большинству местных налогов законодательством о налогах и сборах предусмотрена необходимость составления и подачи налоговых деклараций. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации лично или через его представителя, направляется в виде почтового отправления с описью вложения или передается по телекоммуникационным каналам связи.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации является одним из наиболее часто встречающихся налоговых правонарушений. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: административную (ст.15.5 КоАП РФ) и налоговую (ст.119 НК РФ).
В соответствии со ст.119 НК РФ непредставление в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Однако в этом случае сумма штрафа не может превышать 30% суммы, подлежащей уплате, и не может составлять менее 100 руб.
Если налогоплательщик не представил декларацию в течение более чем 180 дней по истечении установленного срока ее представления, то сумма штрафа будет составлять 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п.п.1 и 2 ст.119 неправомерно. Это подтверждается Письмом МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734.
Обязанность подачи налоговой декларации, а также порядок и сроки ее представления по конкретному налогу должны быть установлены непосредственно НК РФ или законом. Если эти позиции устанавливаются различного рода ведомственными актами, то нарушение сроков подачи налоговой декларации не может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ. На это указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.07.2003 N 316-О: п.2 ст.119 НК РФ, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.
Нарушение сроков представления в налоговый орган декларации является самостоятельным видом налогового правонарушения. В связи с этим, даже если налогоплательщик уплатил налог или сумма налога, подлежащего уплате, равна нулю из-за отсутствия объекта налогообложения, налоговая декларация по соответствующему налогу должна быть подана в срок. Судебная практика в таких случаях признает обязанность налогоплательщика подавать декларацию. Индивидуальный предприниматель ввиду отсутствия у него объекта обложения НДС не подал соответствующую декларацию в налоговый орган. В суде первой инстанции предприниматель выиграл дело. Однако ФАС Восточно-Сибирского округа установил, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает лишь в случае получения доходов. Суд также отметил, что согласно п.1 ст.119 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в случае отсутствия в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов следует применять минимальный размер налоговых санкций — 100 руб. за каждую не представленную вовремя декларацию.
На основании ст.ст.52 и 54 НК РФ некоторые налоговые органы считают, что ответственность за непредставление налоговых деклараций должна наступать только в том случае, если такая декларация не представлена по итогам налогового, а не отчетного периода. Некоторые арбитражные суды поддерживают в этом вопросе позицию налоговых органов. Однако есть и другая точка зрения, которой придерживаются как налоговые органы, так и арбитражные судьи. В соответствии с ней ответственность за непредставление налоговых деклараций должна наступать по итогам не налогового, а отчетного периода. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.09.2003 по делу N А26-2207/03-212 указал на то, что в соответствии с п.1 ст.289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять соответствующие налоговые декларации. Однако в Постановлении этого же суда от 09.09.2003 по делу N А13-2298/03-19 указано на то, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению налоговой декларации по налогу с продаж за месяц, поскольку в этом месяце налогоплательщик не реализовывал товары.
Следует отметить, что ст.119 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций. Она не предусматривает ответственности за нарушение срока представления различных расчетов и иных отчетных документов, например расчетных ведомостей, в отделения ФСС РФ. На неправомерность привлечения к ответственности по ст.119 НК РФ за несвоевременное представление расчетов в ФСС РФ неоднократно обращалось внимание в Постановлениях федеральных арбитражных судов (например, ФАС Московского округа от 14.08.2002 N КА-А40/5360-02, от 29.07.2002, N КА-А40/5133-02, от 12.08.2002 N КА-А40/5451-02).
При непредставлении различного рода расчетных налоговых документов налоговые органы могут привлечь налогоплательщика к ответственности по ст.126 НК РФ, в соответствии с п.1 которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Неправомерным является и такое действие налогового органа, как привлечение к ответственности по ст.119 НК РФ за представление декларации, в которой не отражены сведения о сумме налога. Подобный случай был рассмотрен ФАС Западно-Сибирского округа. Налогоплательщик представил в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 и 2000 гг., согласно которым у предприятия отсутствовали рассчитанные суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Позже налогоплательщик представил дополнительные налоговые декларации по тому же налогу за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 и 2000 гг., на основании которых налогоплательщик должен уплатить налог. Налоговая инспекция расценила действия налогоплательщика как непредставление деклараций и вынесла решение о привлечении его к ответственности. ФАС Западно-Сибирского округа указал в решении, что налогоплательщик привлечен к ответственности по ст.119 НК РФ необоснованно.
Часто суды признают неправомерными решения налоговых органов о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ в связи с нарушением процессуальных аспектов привлечения к ответственности. Согласно ст.101 НК РФ производство по делу о налоговом правонарушении должно осуществляться при соблюдении ряда требований. В частности, по акту налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения или возражения. В этом случае материалы проверки должны рассматриваться в присутствии представителя налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно. И только в том случае, если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Нарушение данных требований может служить основанием для отмены решения налогового органа судом. Например, в одном из дел, рассмотренных ФАС Северо-Западного округа, налоговая инспекция не известила налогоплательщика по надлежащему адресу о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В результате налогоплательщик не имел возможности представить письменные объяснения или возражения. Суд признал, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, и отменил ее решение.
Согласно ст.112 НК РФ смягчающими обстоятельствами при привлечении налогоплательщика к ответственности, в том числе и по ст.119 НК РФ, признаются тяжелые личные или семейные обстоятельства, угроза или принуждение в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, в одном из постановлений ФАС Уральского округа указано, что признаются смягчающими ответственность обстоятельствами незначительность просрочки или совершение правонарушения впервые. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа согласно п.3 ст.114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с установленным НК РФ размером.
Еще одним обстоятельством, исключающим возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ, является истечение срока давности. Согласно ст.115 НК РФ такой срок составляет 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Как правило, факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации обнаруживается налоговой инспекцией в результате камеральной проверки. В этом случае составление акта законом не предусмотрено, поэтому срок давности исчисляется с той даты, когда налоговый орган получил декларацию. При подаче налоговым органом иска по истечении 6 месяцев с момента получения декларации срок давности взыскания санкции считается пропущенным. В результате суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания штрафа.
В отличие от ст.119 НК РФ ст.15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц организации-налогоплательщика, нарушавшей сроки подачи налоговой декларации. К должностным лицам организации относятся ее руководитель и, как правило, главный бухгалтер. Следует обратить внимание на то, что ст.15.5 КоАП РФ распространяется на нарушения, совершенные не только должностными лицами налогоплательщика, но и должностными лицами организации — налогового агента. Таким образом, главный бухгалтер организации — налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ. В то же время сама организация — налоговый агент в этом случае может быть привлечена к ответственности только по ст.126 НК РФ, так как ст.119 НК РФ не распространяется на налоговых агентов.
Следует отметить, что если налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации налагается в соответствии с решением налогового органа, то административная ответственность налагается по решению суда. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.
Уголовное законодательство также предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации. Так, с учетом изменений и дополнений в УК РФ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ (с изм. от 11.03.2004), в соответствии со ст.198 УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение преступления физическим лицом, уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:
непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.
уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (произведенное тем или иным путем), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.
Статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в случае непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. В соответствии с этой статьей уклонение, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Определение крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов дано в примечании к данной статье.