3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогообложение нерезидентов юридических лиц в россии

Страховые взносы и налоги для нерезидентов (2018)

«Нерезиденты налоги 2018 страховые взносы» — по такому запросу в интернете можно найти довольно много противоречивой информации. В данной статье мы ее систематизируем и подробно расскажем о том, как облагаются взносами и налогами доходы нерезидентов.

Нерезиденты в налоговом законодательстве

Нормы закона в части обложения НДФЛ разделяют физлиц на налоговых резидентов и нерезидентов. В ст. 207 НК РФ расписаны условия признания физлица резидентом. Прочие не принятые в эту категорию граждане являются нерезидентами и несут, как правило, более высокую налоговую нагрузку по сравнению с резидентами по доходам, получаемым в России.

При применении норм налогообложения доходов нерезидентов в силу п. 1 ст. 7 НК РФ надо также принимать во внимание правила налогообложения, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации.

В ст. 207 НК РФ критерием, посредством которого налоговые агенты и налоговые органы идентифицируют налогоплательщика в качестве налогового резидента, назван период нахождения физлица в Российской Федерации — не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 этой статьи указаны обстоятельства выезда за границу, не учитывающиеся при исчислении периода:

  • на срок менее шести месяцев по вопросам лечения или обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Прочие физлица при получении доходов от источников в РФ являются нерезидентами.

При расчете периода учитываются все дни, в том числе дни въезда и выезда из страны. По мнению Минфина, применение ст. 6.1 НК РФ по исчислению сроков не требуется (письма Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157).

Ставки налога для нерезидентов

Доходы физлиц, не являющихся резидентами РФ, в том числе по которым, в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ, для резидентов применяется ставка 35%, облагаются по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Этим же пунктом предусмотрена пониженная ставка 13% по отдельным видам доходов или обстоятельствам их получения:

  • от работы по найму иностранных граждан, получивших патент в миграционном органе в порядке ст. 13.3 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (правила действуют с 01.01.2015 на основании закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ);
  • трудовой деятельности иностранцев при соблюдении условий признания их высококвалифицированными специалистами согласно ст. 13.2 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
  • осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637;
  • исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, ходящих под российским флагом;
  • осуществления трудовой деятельности лицами, признанными беженцами или получившими политическое убежище в соответствии с законом от 19.02.1993 № 4528-I.

Ставка 15% предусмотрена по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

С вступлением в силу ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана с доходов, получаемых ими по договорам найма, уплачивают НДФЛ по ставке 13% вне зависимости от длительности периода нахождения в России. С 12.08.2015 к этому договору присоединилась Киргизия, и доходы ее граждан, работающих в РФ, с этой даты также начали облагаться по ставке 13% (письмо Минфина России от 19.08.2015 № 03-04-07/47939).

НДФЛ по доходам нерезидента, полученным по договору найма

В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ вознаграждение за исполнение трудовых функций считается полученным работником, в том числе нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает количество дней нахождения нерезидента в России (письмо Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534). Расчет налога при несоблюдении правила 183 дней производится отдельно по каждой выплате без применения стандартного налогового вычета (п. 4 ст. 210 НК РФ) по ставке 30%.

При подтверждении периода пребывания в стране не менее 183 календарных дней работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по ставке 13% с учетом удержанного налога в предыдущие месяцы по ставке 30% (п. 3 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30).

Пример перерасчета НДФЛ со сменой статуса см. здесь .

По окончании налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ осуществляет ФНС после представления декларации 3-НДФЛ и документов, подтверждающих статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231, ст. 78 НК РФ), в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

Получить представление о декларации 3-НДФЛ вам поможет статья «Налоговая декларация 3-НДФЛ: особенности в 2017-2018 годах».

Особенности налогообложения нерезидентов

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ являются как резиденты, так и физлица, ими не являющиеся. Таким образом, все права и обязанности, предусмотренные НК РФ для налогоплательщиков, действительны и для нерезидентов с учетом особенностей, предусмотренных гл. 23 НК РФ и межгосударственными соглашениями Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ отсутствие статуса налогового резидента, а следовательно, применение к доходам резидента ставки НДФЛ в размере 30% не позволяет ему воспользоваться налоговыми вычетами, указанными в ст. 218–221.

При этом налогообложение должно осуществляться с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, действующего между Россией и государством, в котором лицо считается резидентом. Перечень таких договоров опубликован на сайте ФНС.

Чтобы налог, уплаченный в зарубежном государстве, был зачтен в РФ, налогоплательщику необходимо иметь (п. 3 ст. 232 НК РФ):

  • документы, подтверждающие величину начисленного дохода и уплаченного с него за границей налога (оригиналы или их заверенные копии);
  • нотариально заверенный перевод этих документов.

Срок подачи документов на такой зачет ограничен 3 годами после окончания налогового периода, в котором были получены соответствующие доходы (п. 2 ст. 232 НК РФ).

Если международный договор предусматривает полное или частичное освобождение доходов от налогообложения, то иностранцу для получения такого освобождения достаточно представить налоговому агенту паспорт, выданный иностранным государством, или иной аналогичный документ (п. 6 ст. 232 НК РФ). В случае невозможности предъявления ни одного из указанных документов их может заменить официальное подтверждение статуса иностранца, выданное уполномоченным органом иностранного государства. При необходимости перевода текста на русский язык одновременно с таким подтверждением подается его нотариально заверенный перевод.

Налог, удержанный у иностранца до момента подачи им документов на освобождение от налогообложения, подлежит возврату ему налоговым агентом на основании заявления. Возврат нужно осуществить в безналичной форме в течение 3 месяцев со дня получения заявления (п. 7 ст. 232, п. 1 ст. 231 НК РФ), т. е по тем же правилам, которые действуют для резидентов.

Подробнее о действующем в РФ порядке возврата НДФЛ читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ): нюансы».

Страховые взносы с нерезидентов

С 01.01.2017 порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносов на случай временной нетрудоспособности регулирует глава 34 Налогового кодекса.

В ст. 420 НК РФ предусматривается, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного соцстрахования. К таковым относятся законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Этими законами устанавливается, в частности, перечень лиц, которые признаются застрахованными по данным видам страхования.

Взносы на травматизм по-прежнему регулирует закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Начисление взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также взносов по временной нетрудоспособности и травматизму работнику-иностранцу зависит не от его налогового статуса (резидент или нерезидент), а от его правового положения в России:

  • беженец;
  • получивший временное убежище в РФ;
  • гражданин государства — члена ЕАЭС;
  • постоянно проживающий в РФ;
  • временно проживающий в РФ;
  • временно пребывающий в РФ;
  • высококвалифицированный специалист.

На обязательное пенсионное страхование иностранных работников всех перечисленных статусов (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются взносы с выплат, не превышающих 81 021 000 руб. по ставке 22%, а с суммы превышения — по ставке 10%. Взносы на обязательное пенсионное обеспечение высококвалифицированным специалистам не начисляются (в том числе на премии, выплаченные таким работникам уже после их увольнения).

Платить ли пенсионные взносы за временно пребывающих в России граждан из ЕАЭС, узнайте здесь.

Взносы на обязательное страхование по временной нетрудоспособности с выплат более 815 000 руб. не начисляются всем специалистам, независимо от статуса.

Взносы с выплат, не превышающих 815 000 руб. начисляются по ставке 2,9% иностранцам всех статусов, кроме временно пребывающих в РФ. С выплат иностранцам, временно пребывающим в России, взносы на временную нетрудоспособность начисляются по ставке 1,8%, а с выплат в пользу временно пребывающих высококвалифицированных специалистов страховые взносы не исчисляются.

Взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются по ставке 5,1% с выплат, произведенных беженцам, гражданам — членам ЕАЭС, иностранным работникам, постоянно или временно проживающим в РФ. Взносы на этот вид страхования не уплачиваются с выплат, осуществленных в пользу временно пребывающих в РФ высококвалифицированных специалистов.

В соответствии с законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ иностранцы наравне с гражданами РФ подлежат страхованию от производственного травматизма. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве начисляются по тем же тарифам, что и с выплат работникам — гражданам РФ.

Дополнительно о страховых взносах на выплаты иностранным работникам, работающим удаленно, вы можете прочитать в статье «На выплаты “удаленным” иностранцам не начисляются страховые взносы».

О страховых взносах с иностранцев читайте также в статье «Страховые взносы с иностранцев в 2017-2018 годах» .

Итоги

Налогообложение доходов иностранца (НДФЛ) зависит от количества дней его пребывания в России в течение 12 последовательных календарных месяцев. Исчисление страховых взносов с доходов иностранца зависит от его правового положения в России.

Налогообложение доходов юридических лиц (резидентов и нерезидентов)

Юридические лица- инвесторы паевого инвестиционного фонда обязаны уплачивать: налог на прибыль

Прибыль юридического лица — инвестора паевого фонда возникает при реализации инвестиционного пая как разница между ценой продажи пая и ценой его приобретения и относится на финансовые результаты. Также прибыль юридического лица может возникать при погашении пая или получения пайщиками ежегодных или промежуточных выплат дохода по инвестиционным паям.

При выплате суммы, полученной от погашения паев юридическому лицу, управляющая компания не удерживает налог на прибыль. Данный налог уплачивается юридическим лицом самостоятельно.

Операции, связанные с обращением ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Резиденты РФ — Российские юридические лица и иностранные юридические лица, имеющие постоянное представительство в России, относят прибыль от продажи инвестиционных паев на финансовые результаты года и уплачивают налог самостоятельно по ставке 20%.

Для нерезидентов РФ — юридических лиц — налоговых резидентов тех государств, с которыми у РФ нет Соглашений об избежание двойного налогообложения, налог удерживается по ставке 20% и уплачивается налоговым агентом — Управляющей Компанией самостоятельно. При этом более чем с 80 странами указанные Соглашения подписаны, и ставка налога определяется с учетом страны и соответствующего Соглашения об избежании двойного налогообложения (в некоторых случаях налог в России не удерживается и не уплачивается).

Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.

В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации признается приводящей к образованию постоянного представительства:

1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации,

2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации,

3) осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии указанных признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (см. п.4 ст.306 НК РФ).

При осуществлении иностранной компанией на территории России для себя лично деятельности исключительно подготовительного и вспомогательного характера, без непосредственного оказания рекламных и информационных услуг (например, только подписание контрактов без исполнения обязательств), можно утверждать, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Однако совершение на территории России каких-либо иных фактических и юридических действий, направленных на выполнение обязательств по договорам или совершение подготовительных действий в интересах третьих лиц (как самостоятельный вид деятельности), образует постоянное представительство.

Соответственно, при заключении агентского договора по схеме договора поручения, когда российская организация принимает на себя обязательства представлять интересы иностранной компании в РФ и заключать от ее имени договоры на оказание рекламных и/или информационных услуг, деятельность такой иностранной компании следует рассматривать как осуществляемую через постоянное представительство на территории Российской Федерации. И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Однако при этом следует учитывать, что соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность иностранной организации может рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России, либо, напротив, как исключающая его образование.

Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, по налогу на прибыль устанавливаются ст.307 НК РФ. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

* доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ;

* доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

* другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 307 НК РФ.

Согласно пункту 3 указанной статьи 307 НК РФ, в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Применительно к указанным видам услуг, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставке 24 процента, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов от источников на территории РФ, с которых в соответствии со статьей 309 НК РФ был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит в соответствии с НК РФ возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, устанавливаются ст.309 НК РФ.

Применительно к рассматриваемым вопросам, на основании пункта 2 статьи 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранной компании от оказания рекламных и/или информационных услуг на территории России через агента, действующего в качестве комиссионера (т.е. от собственного имени), не облагается налогом на прибыль организаций.

Теперь, что касается налога на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, реализация работ, услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение настоящего подпункта применяется в том числе при:

* оказании рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

* оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

* в иных случаях, когда деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг).

При оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Взаимозависимость российской организаций и иностранной компании не играет значения для исчисления и уплаты НДС.

Как обычно это бывает в правовой сфере, экономико-юридические вопросы в отношении деятельности юридических лиц запутаннее и сложнее вопросов, связанных с лицами физическими. Это объясняется большим количеством нормативных документов, регулирующих деятельность юридических лиц разных видов и деятельности в отношении них, тем более в случае с пересечением с иностранными правовыми нормами. Нужно отметить, что налогообложение юридических лиц — нерезидентов РФ осуществляется на базе трёх групп нормативных документов. Первую группу составляют законодательные акты общего характера, основными из которых являются Налоговый Кодекс и Закон «Об основах налоговой системы в РФ». Вторая группа включает в себя специальные законодательные акты, регулирующие деятельность юридических лиц в целом и общие вопросы их налогообложения в частности. Третья группа состоит уже непосредственно из документов, в сферу регулирования которых входит налогообложение иностранных юридических лиц. Сюда же относятся и международные договоры, которые имеют действие и на территории стран, их подписавших.

Таким образом, сложность вопросов о налогообложении юридических лиц — нерезидентов РФ обуславливается тем, что каждый конкретный случай деятельности отдельного юридического лица и взимания с него налогов нуждается в индивидуальном рассмотрении, так как регулируется особым соглашением с той или иной страной, резидентом которой является это юридическое лицо. К тому же применение международных договоров в сфере налогообложения в Российской Федерации зачастую осложняется тем, что присутствуют различные трактовки тех или иных понятий и категорий в международных договорах и инструкциях государственных ведомств Российской Федерации.

Налогообложение иностранных компаний в России

Иностранные инвестиции являются важнейшей нишей российской экономики, обеспечивая ежегодный приток в страну десятков миллиардов долларов и создание сотен новых рабочих мест. Понимая всю важность привлечения зарубежных инвесторов, законодатель гарантирует им национальный правовой режим, фактически приравнивая в правах создаваемые ими предприятия с российскими. Затрагивает этот вопрос и налогообложение иностранных юридических лиц. Какие правила и ставки к нему применяются и с каким статусом выгоднее всего работать?

Налоговое резидентство в России: что говорит закон

Ппожалуй, самым принципиальным является вопрос налогового резидентства: если организация является налоговым резидентом РФ, применяемые к ней правила налогообложения практически не отличаются от правил для российских компаний. В то же время российское резидентство обяжет такую зарубежную компанию уплачивать все предусмотренные в России для юридических лиц виды налогов, в том числе и с доходов, полученных не на территории России.

Так, налоговым резиденством, согласно п. 1 ст. 246.2 НК , обладают:

  • зарубежные компании, признанные налоговыми резидентами в соответствии с подписанными Россией международными договорами и соглашениями;
  • зарубежные компании, управление которой осуществляется с территории РФ.

Под управлением с территории РФ понимается нахождение на постоянной основе в России исполнительного органа компании или осуществление исполнительских функций с территории РФ главными руководящими лицами. Таким образом, если органы управления предприятия постоянно действуют в России, такое предприятие имеет статус российского налогового резидента.

Как подтвердить налоговый статус

Статус налогового резидента, независимо от того, на каком основании он возник (по международному договору или по месторасположению органов управления) позволяет зарубежному предприятию применять пониженные ставки при налогообложении и другие налоговые льготы. Кроме того, позволяет избежать двойного налогообложения, если между РФ и страной происхождения компании заключено соответствующее соглашение. В любом случае для этого потребуется подтверждение налогового резидентства иностранной компании.

Такое подтверждение обязательно должно иметь документальную форму. Российское налоговое законодательство не предписывает четких критериев и требований к такому документу. В зависимости от законодательства разных стран он может иметь разные наименования, особенности формы, содержания и так далее. Главная его функция – официальное подтверждение, что конкретная компания отвечает требованиям конкретного государства в части налогового резидентства.

Если это документ иностранного государства, с которым у РФ заключено соглашение, такой документ должен быть заверен соответствующим фискальным органом и переведен на русский язык.

В России сертификат о резидентстве выдается по форме КНД 1120008, утв. приказом ФНС № ММВ-7-17/ [email protected] от 07.11.2017 . Чтоб его получить, необходимо направить заявление по форме, установленной приказом, в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных либо заказать ее через электронный сервис . Подробную информацию о порядке получения такого подтверждения можно найти на сайте ФНС .

Когда компания-нерезидент должна встать на учет в ФНС

Обязанность компании-нерезидента встать на учет в налоговых органах, как правило, возникает в связи с необходимостью открытия в РФ банковского счета: как только она откроет счет, она обязана пройти регистрацию в ФНС по месту открытия счета.

При этом закон обязывает становиться на учет в том числе в случаях:

  • осуществления деятельности через обособленные подразделения – филиалы, представительства;
  • осуществления поставок с территории РФ продукции;
  • наличия в собственности на территории РФ недвижимости или транспортных средств;
  • уплаты налогов на добычу полезных ископаемых и так далее.

Для предприятий, осуществляющих свою деятельность через филиал/представительство, как и для всех остальных иностранных компаний (ИК), срок постановки – не позже 30 дней с начала работы (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Место постановки на учет у разных компаний будет отличаться. Например, для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых – по месту расположения участков разработки, для владельцев недвижимого или движимого имущества – по месту его расположения.

Порядок постановки на учет

Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.

Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/ [email protected] от 13.02.2012 .

В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:

  • свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
  • учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
  • решение о назначении исполнительного органа управления;
  • справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
  • документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
  • документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
  • доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.

В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.

Особенности налогового учета ИК

В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.

Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.

Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:

  • использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
  • организация помещений для формирования товарных запасов;
  • организация помещений в целях закупки товаров;
  • обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.

Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.

Особенности налогообложения ИК с представительствами

Согласно ст. 306 НК, постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается филиал, бюро, отделение, контора, агентство или иное обособленное подразделение. При наличии такого представительства, согласно ст. 307 НК, в число доходов, подлежащих налогообложению, включены доходы от:

  • основной деятельности представительства, уменьшенные на объем осуществленных расходов;
  • использования и распоряжения имущества представительства, за вычетом расходов, вызванных получением этой прибыли;
  • любых других источников с территории России.

Когда речь идет о ведении подготовительной деятельности, результат которой – создание представительства, и такая деятельность ведется без получения вознаграждения, размер налоговой базы определяется в размере 20% от общего количества расходов, связанных с такой деятельностью.

Наличие нескольких подразделений обязывает ИК вести налоговый учет по каждому такому представительству отдельно.

Отчетность представляется в общем порядке, в конце каждого отчетного и налогового периода в виде налоговых деклараций по форме КНД 1113020, КНД 1151038 и другим. Отчетность представляется каждым таким отделением по месту его нахождения.

Особенности налогообложения ИК без представительства

В соответствии со ст. 309 НК, ИК, не имеющие постоянного представительства в РФ, в целях налогообложения учитывают такие виды доходов, которые не связаны с их коммерческой деятельностью:

  • дивиденды от участия в российских предприятиях и прибыль, полученная в результате распределения принадлежащего им имущества;
  • доход по процентам, полученный по кредитным сделкам и долговым обязательствам, в том числе по государственным ценным бумагам;
  • прибыль от использования прав на продукты интеллектуального труда, в том числе предметы науки, литературы, искусства, кино и т.д.;
  • доходы от продажи недвижимости или использования, в том числе сдачи в аренду иного имущества;
  • доходы от продажи акций, реализации паев;
  • доход в виде выплаченных российскими предприятиями в пользу ИК штрафов и пеней, и иные такие прибыли.

Указанные доходы являются полученными от российских источников, потому взыскание налогов с них осуществляется у источника. В соответствии с письмом Минфина № 03-08-13/33142 от 08.06.2015, это значит, что такие налоги подлежат удержанию той российской организацией, которая осуществляет их выплату. По факту она выступает налоговым агентом ИК. Такие доходы облагаются налогом вне зависимости от формы их получения.

Все остальные доходы, которые ИК получает от своей коммерческой деятельности (реализации товаров и услуг, имущественных прав и так далее), декларируются и облагаются налогом самостоятельно компанией.

Избежание двойного налогообложения

Предприятие с иностранной пропиской обязано платить в российскую казну налоги от всех источников с территории РФ. При этом очевидно существует риск повторного удержания таких налогов в стране происхождения такой ИК, особенно если она является ее резидентом. В этих целях была разработана некая правовая схема, снижающая налоговое бремя для налогоплательщиков: страны стали заключать соглашения об избежании двойного налогообложения.

Содержанием таких соглашений для некоторых видов сделок для иностранных компаний устанавливается льготный режим налогообложения либо же они вообще освобождаются от налога. Например, при выплате дохода в пользу ИК от российской компании и удержании последней сумм налогов с этих доходов применяется льготный режим налогообложения, если со страной происхождения ИК было заключено соглашение об этом.

В таком случае, согласно п. 1 ст. 312 НК, представитель ИК обязан представить налоговому агенту (российской компании) доказательство резиденства в стране компании, с которой такое соглашение заключено. Как мы писали выше, это может быть сертификат о резидентстве.

В 2019 году, например, заключенными считались соглашения между РФ и 83 странами, однако, по информации ФНС , на практике применяется лишь 80.

Налоги для иностранной компании

Налоги в России для иностранных фирм имеют ряд различий в зависимости от формы организации зарубежного бизнеса. Различия по большей части касаются налоговых ставок, а также исполнения обязанностей налогоплательщика.

Если деятельность ИК реализована через постоянное представительство, оно является самостоятельным плательщиком подоходного налога.

Налог с доходов нерезидентов юр. лиц без образования представительства, если они не связаны с ее коммерческой деятельностью, в свою очередь, взимается партнерами-резидентами РФ.

Но, помимо налога на прибыль, ИК обязана уплачивать ряд других налоговых платежей, в которые входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество предприятия;
  • страховые взносы;
  • налог на землю;
  • транспортный налог.

Налог на прибыль для иностранных компаний

Налог на прибыль, пожалуй, важнейшая форма налогового платежа, обязанность уплатить который возлагается на всех юридических лиц, в том числе и с иностранным происхождением.

Налоговые ставки зависят от того, в какой форме предприятие-нерезидент осуществляет свою деятельность – с/без образования представительства. В этих целях необходимо принципиально отличать налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, поскольку под совместным предприятием понимается организация с иностранным долевым участием, зарегистрированная в РФ. Она облагается налогами, предусмотренными для российских компаний. Мы же ведем речь об иностранных компаниях, изначально созданных за пределами РФ.

Применяемые в рассматриваемом случае налоговые ставки по налогу на прибыль оговорены в ст. 284 НК. Согласно ей, налогообложение прибыли ИК осуществляется по следующим ставкам:

Налогообложения ооо с иностранным учредителем в 2019 году

Смелое решение начать работу в условиях чужой страны – лишь начало долгого и трудного пути. Подготовка и наладка работы зарубежной компании в России отнимает немало сил и времени, но куда больше потребуется усилий для обеспечения планомерной и последовательной работы представительства в дальнейшем. Среди множества вопросов, предстающих перед новым субъектом предпринимательства, заглавным окажется выбор системы налогообложения иностранных юридических лиц в 2019 году.

Что устанавливает Налоговый кодекс

Российское налоговое законодательство разделяет иностранные компании, намеревающиеся работать или работающие в стране, на две принципиальные категории: резиденты и нерезиденты. И если для первых налоговые требования и ставки обложения практически приравнены к тем, которые предъявляются к российским компаниям, то второй статус не дает практически никаких фискальных преимуществ. Для нерезидентов кое-какие послабления могут быть предусмотрены лишь в международных соглашениях.

Признаки юрлица-налогового резидента РФ

Статус налогового резидента дает иностранной компании ряд явных преимуществ в работе и налогообложении. Понятно, что получить его может далеко не каждое заграничное юрлицо . Для регистрации в подразделениях ФНС в качестве резидента иностранному коммерческому объединению нужно соблюсти одно из условий:

  • договориться о получении данного статуса в процессе ведения переговоров и подписания международного или межправительственного соглашения;
  • перенести управление и исполнительные органы организации в РФ, и вести в нашей стране большую часть деятельности, причем в объеме не меньшем, чем в остальных государствах;
  • самостоятельно заявить о желании платить налоги по общим правилам (при условии ведения работы через представительство в России).

Нужно также понимать, что звание налогового резидента, полученное по международной договоренности, иностранной компании присвоят лишь на период воплощения в жизнь описанного в договоре проекта. Любая другая деятельность данного предприятия будет рассматриваться в общем порядке, и доходы от нее вполне могут быть обложены по ставкам для нерезидентов.

Документы, подтверждающие налоговый статус

Если получить привилегии налогового резидента получится не у всех, то нужно хотя бы избежать потенциальной возможности обложения доходов по законодательству сразу двух стран. В этом стремлении иностранной компании поможет система международных договоренностей России с несколькими десятками других государств о предупреждении случаев двойного налогообложения. Если иностранный резидент «прописан» в одной из этих стран, то экономия на выплатах в бюджет получится существенная.

Естественно, простого устного заявления об уплате налогов в заграничный бюджет для наших фискалов будет недостаточно. Кодекс говорит, что подтверждение налогового резидентства иностранной компании должно быть обличено в форму документа, выданного уполномоченными органами родной страны.

Форма такой бумаги не является общей или законодательно закрепленной. Расплывчатость формулировок вынуждает каждое предприятие искать свой выход, чтобы убедить ФНС России в своей налоговой сознательности.

Чаще всего справку или любой другой документ-подтверждение иностранные компании получают в своих аналогах Министерства финансов или налоговых управлений. В этих документах обязательно должно быть упоминание о том, какие налоги юрлицо платит на родине.

Форма «сертификата резидентства».

Несмотря на отсутствие типового бланка подтверждения налогового статуса для иностранных подданных, расхожим названием для данного документа стало слово “сертификат”. На самом деле его форма больше похожа на письмо-разъяснение официального органа.

Сертификат о резидентстве иностранной компании в России должен содержать информацию о том, что заграничный партнер зарегистрирован в местной инспекции, уплачивает налоги и своевременно отчитывается.

Наши фискалы придерживаются мнения о том, что подобные подтверждения нужно получать и предоставлять регулярно, то есть не реже одного раза в каждом налоговом периоде получения доходов.

Сроки регистрации в органах ФНС для нерезидентов

Любая иностранная компания, желающая законно вести в России свою деятельность, обязана пройти аккредитацию. Подробно этот процесс описывается в законе об инвестициях от заграничных субъектов (Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”).

Исполнительный орган, вносивший данные в госреестр иностранных инвесторов, передаст эту информацию в ФНС максимум в течение ближайшей декады. У самого инвестора есть тридцать дней с даты начала деятельности в РФ. Именно в этот срок предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика.

Как встать на учет в налоговой инспекции

Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:

  1. Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
  2. Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
  3. Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
  4. Подтверждение аккредитации в РФ.
  5. Доверенность на представителя.

По завершении процедуры компания получит подтверждающее свидетельство. В отличие от отечественных налогоплательщиков, иностранцам присваивают код иностранной организации (КИО).

Особенности взыскания налогов с доходов зарубежных компаний

Даже если иностранная компания сумела получить заветный статус налогового резидента, налогообложение ее доходов будет происходить с некоторыми отличиями от российских предприятий.

Причем налогообложению подвергнутся как активные доходы от прямой деятельности на территории РФ, так и пассивные – в виде выплат от участия в капитале отечественных субъектов, доходов от имущества в нашей стране и прочих поступлений. Более того, даже если иностранная организация ведет работы без вознаграждения, начислить налог на прибыль придется исходя из суммы расходов представительства на эту деятельность.

Обложение доходов представительства в РФ

В части 2 НК РФ постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается любой вид организации регулярной работы компании в нашей стране, будь то филиал, отделение, агентство или контора.

В кодексе все виды подразделений объединены под одним понятием – отделение. Некоторые из таких отделений могут добровольно заявить о желании стать налоговым резидентом РФ. Но даже без этого статуса особенностью такой формы деятельности будет то, что выплату налогов и подачу отчетности о своей работе отделение будет осуществлять само.

Налоги иностранной компании без постоянного представительства

Если иностранная корпорация решила проводить все коммерческие мероприятия в России, не создавая своего представительства, или получает у нас лишь пассивные доходы, то уплату налогов будет производить ее агент. Им в этом случае станет лицо, выплачивающее заграничному юрлицу денежные средства. Исчислять налоги нужно по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

Является ли нерезидент плательщиком НДС

НДС по своей сути резко выделяется из ряда остальных налогов в фискальной системе РФ. Он исчисляется не из доходов, а, по сути, из оборота. Фактическим его плательщиком в итоге становится конечный потребитель. Но уплата его происходит по принципу цепочки налоговых агентов.

Обязанность уплачивать и удерживать НДС возлагается лишь на резидентов.

Однако это не значит, что иностранные компании смогут избежать оплаты НДС, если их услуги или продукция реализуются на таможенной территории РФ. За них сумму налога удержат и перечислят в бюджет их покупатели.

Если кто-то из потребителей не уменьшил доход иностранного поставщика на 18 процентов, тогда пополнить российскую казну он будет должен из собственных заработков.

Двойное налогообложение – как обойти

Налоги – основной источник доходов бюджета любого государства. Поэтому каждое правительство стремится контролировать доходы каждого из своих субъектов предпринимательства. Однако в погоне за пополнением собственной казны нужно не причинить ущерб компаниям, вышедшим на рынки других стран. Ведь по ту сторону границы тоже рассчитывают на финансовые поступления от инвестора.

С целью поддержания своего экспорта и привлечения инвестиций правительства разных стран выработали систему международных соглашений о максимальном снижении налогового бремени и предупреждении двойного налогообложения.

Чтобы не заплатить лишнего, иностранная компания, зарегистрированная в одной из нескольких десятков стран, с которыми Россия подписала указанное соглашение, должна предоставить документ, подтверждающий ее резидентское положение и постановку на учет в фискальном департаменте.

Системы налогообложения для иностранных предприятий

От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:

Налогообложение юридических лиц нерезидентов в рф

Налогообложение иностранных юридических лиц в России

Для сравнения заметим, что в главе 21 того же Налогового кодекса, посвященной налогу на добавленную стоимость, сходный вопрос о месте реализации услуг для целей обложения НДС решен совершенно иначе. А именно, целый ряд услуг (опять же по определенному списку, включающему консалтинг и прочие «интеллектуальные» услуги), считается реализованным в России, если покупатель — российская организация. В этом случае, если поставщик услуг не зарегистрирован на НДС в РФ, то обязанность по уплате налога также лежит на покупателе как на налоговом агенте. Цель такого подхода — обеспечение экономической нейтральности НДС, но эта тема уже выходит за рамки данной статьи.

Кроме того, раньше существовал довольно длинный список работ и услуг, которые по определению признавались выполненными и предоставленными на территории РФ и соответственно попадали под налог у источника. В частности, в него входили услуги «интеллектуального» (условно говоря) характера — консультационные, управленческие, и т.п. В Налоговом кодексе такого списка нет — доходы от услуг, оказанных российским резидентам иностранной компанией, не имеющей постоянного представительства в России, не подлежат российскому налогообложению!

Налогообложение в рф нерезидентов юридических лиц

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в РФ наблюдается различие в правах и обязанностях между налоговыми резидентами и нерезидентами, что в свою очередь является нарушением п.2 ст. 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»[1].

Проанализирована система налогообложения НДФЛ для нерезидентов и резидентов РФ. Выдвинуто предположение о несправедливом налогообложении нерезидентов. Разработан ряд предложений, направленных на уравнение в правах и обязанностях налоговых резидентов и нерезидентов.

Налогообложение нерезидентов юридических лиц в россии

Порядок налогообложения физических лиц – нерезидентов РФ Главное различие в налогообложение физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами России, заключается, конечно, в ставке налога на доходы физического лица (НДФЛ). Если для резидентов РФ эта ставка составляет стандартные 13 % от дохода, то нерезиденты должны быть готовы заплатить 30 % от своих доходов.

И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Налогообложение доходов юридических лиц (резидентов и нерезидентов)

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Особенности налогообложения иностранных юридических лиц

Во всех соглашениях, заключенных бывшим CCCР, предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное либо частичное освобождение отдельных видов доходов и имущества от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения доходов и имущества.

Все виды доходов и расходов указываются в декларации в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, на день поступления средств на счет или в кассу иностранного юридического лица или его постоянного представительства в РФ, а расходы на день их осуществления.

Налогообложение физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в Российской Федерации

Пункт 3 статьи 224 НК РФ определяет налоговую ставку в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %. Понятие «Налоговый резидент» для целей налогообложения определено в статье 11 НК РФ. Под физическими лицами — налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Для того чтобы определить налоговый статус налогоплательщика, необходимо рассчитать количество дней фактического пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ.

При оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Налоговые резиденты Российской Федерации — это

При получении статуса резидента РФ производится перерасчет исчисленного налога за текущий период. В этом случае осуществляется возврат излишне уплаченных в бюджет страны денежных средств. До 31 декабря 2010 года данное обязательство лежало на работодателе. С 01 января 2011 года эта функция перешла к налоговому органу, в котором лицо состоит на учете по месту своего фактического проживания. Перерасчет и возврат средств происходит на основе поданной гражданином декларации. Кроме того, должна быть предоставлена справка налогового резидента. Она подтверждает переход лица в данную категорию.

Для всех переехавших в страну и имеющих здесь доход, вменяется выплата 30% от прибыли. Данное условие действует до достижения ими статуса резидента РФ. Согласно нормативным актам, на 184-й день пребывания гражданина на территории государства соответствующим органом должен быть в обязательном порядке сделан перерасчет ставки за текущий период.

Кто такой резидент и нерезидент РФ

  • присутствия на территории страны определенное время;
  • регулярное присутствие в стране (безвыездно, или же с кратковременными выездами);
  • приобретения документа, дающего право жить и работать на территории иностранного государства (вид на жительство, рабочая, учебная виза);
  • выполнения иных указанных в законодательстве пунктов.

Пример: Резидент РФ вправе передавать валютные ценности, дарить, завещать их, приобретать и отчуждать коллекционные денежные знаки, открывать счета в иностранной валюте в любом банке. В то же время нерезиденты РФ такого права не имеют, все открытые ими счета находятся в ведении одного или нескольких уполномоченных банков. Это же правило действует в отношении перечисления иностранной валюты. Деньги могут быть перечислены со счета на счет, открытый исключительно в уполномоченном банке.

Налогообложение иностранных организаций в РФ: виды и особенности

Как и другие предприятия, иностранные представительства обязаны отдавать процент дохода или конкретной суммы от него в казну государства. Однако, нужно учитывать и то, что они могут проводить в России как предпринимательскую деятельность, так и иметь другой круг потенциальных доходов, на что нельзя не обращать внимание.

Во-вторых, налог нужно будет уплатить и с доходов, которые получит нероссийская организация после использования, или даже просто из-за владения своим имуществом. Безусловно, оно должно быть зарегистрировано именно на это действующее представительство. Точно так же, как рассчитывается предыдущая сумма налога, здесь она получается аналогично: нужно от «реального дохода» отнять «затраты на его получение», например, при обслуживании машин или проводя ремонтные работы в гостинице, ресторане и подобное.

Налог с продажи квартиры для нерезидентов РФ

  1. Если нерезидент имеет постоянную или временную регистрацию на территории РФ, то подача документов и оплата производится по месту регистрации.
  2. Если регистрации у нерезидента не имеется, то он обязан исполнить налоговое обязательство по месту расположения жилья, которое он продаёт.
  3. Когда нерезидент находится за пределами РФ, а продажу осуществляет посредством доверенного лица, то допускается подача документов через почтовые службы, а оплата – через банк.
  1. Документ – декларация о доходах по форме 3-НДФЛ должен быть подан до 30 апреля следующего за годом продажи.
  2. Непосредственная оплата должна быть произведена не позднее 15 июля года подачи декларации.

30% от стоимости недвижимости не такая уж и маленькая сумма. Многие нерезиденты очень неохотно идут на исполнение данной налоговой обязанности, так как она заметно урезает их прибыль от продажи. Хотя юридического способа избежать налогообложения нет, но на практике существуют некоторые способы, которые позволяют избежать налога. В таких случаях можно заплатить стандартные 13% либо вовсе не платить его, имея основания для льготы.

Налогообложение юридических лиц нерезидентов в рф

Документ, подтверждающий резидентство. Основным условием для освобождения от налогообложения является предоставление нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство в государстве, с которым РК заключен международный договор (п.3 ст.212 НК) или его нотариально засвидетельствованная копия.

  1. В сертификате должно быть четко прописано, что данная компания, не зарегистрирована, например, в данной стране, а именно является резидентом.
  2. Сертификат резидентства выдается уполномоченным налоговым органом иностранного государства. Например, бывает сертификат выдается местным (районным, окружным) налоговым органом, а должен выдаваться центральным аппаратом органов налоговой службы.
  3. Сертификат резидентства подписывается должностным лицом уполномоченного налогового органа. При этом, апостиль должен заверять подпись лица, подписывающего сертификат резидентства от имени уполномоченного налогового ведомства иностранного государства. Очень часто встречаются случаи, когда апостиль подтверждает подпись нотариуса, который в свою очередь заверяет подпись должностного лица налогового органа. В таких случаях, налоговые органы, ссылаясь на положение Гаагской конвенции о порядке оформления апостиля, рассматривают сертификат как не апостилированный либо ненадлежащим образом апостилированный.
  4. Резидент РК – налоговый агент должен располагать надлежащим образом оформленным сертификатом резидентства в момент выплаты дохода нерезиденту (непозже). В случае, если дата сертификата или дата его апостилирования является более поздней, чем дата выплаты дохода, налоговые органы вправе признать незаконным применение налоговой конвенции в момент выплаты дохода, поскольку налоговый агент (казахстанское лицо) в момент выплаты дохода не располагал документом, подтверждающим резидентство. В этом случае нерезидент вправе применить административные процедуры после выплаты дохода нерезиденту (возврат подоходного налога за нерезидента из государственного бюджета или условного банковского вклада).

Какой штраф за неуплату налогов в 2019 году

Генеральный директор чаще всего отвечает за совершение этого преступления, так как считается, что раз именно он подписывает декларацию, то и ответственность за сведения нести должен самостоятельно. При определенных обстоятельствах, когда во время проверки отдела экономической безопасности полиции появились факты, что в преступлении участвовали и другие должностные лица, к ответственности могут привлечь не только директора компании, но и бухгалтера, аудитора, юриста, учредителей и других сотрудников.

С первого дня просрочки на сумму налога начисляются пени. С 2019 года их размер равен 1/300 от установленной Центробанком ставки рефинансирования. Начисляться они будут автоматически ежедневно до дня уплаты долга. Поэтому, чтобы снова не остаться должным государству, в день внесения налога (если вы его просрочили) уточните сумму в ФНС. После этого, не откладывая, внесите средства с банковской карты или наличными. На региональные налоги (например, при несвоевременном внесении транспортного платежа) пени могут быть иными, так как это устанавливается местными властями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector