Может ли военнообязанный не состоять на воинском учете - Юридическое бюро Advokat-Popov.Ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли военнообязанный не состоять на воинском учете

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Обязанности граждан по воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);
  • сообщить в 2-недельный срок в военкомат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (должности), места жительства в пределах района или города (иного муниципального образования);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в РФ;
  • обеспечить сохранность военного билета (временного удостоверения), удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты в 2-недельный срок обратиться в военкомат).

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, а также умышленная порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Уважительной причиной является:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или
  • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
  • ареста на срок до 6 месяцев или
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

Военнообязанный до скольких лет

На граждан РФ распространяется воинская обязанность, которая не ограничивается несением службы в армии. На военном учете состоят мужчины разного возраста, уволенные в запас. Они должны защищать страну в определенных обстоятельствах. Для некоторых людей существуют ограничения в прохождении службы.

Что такое воинская обязанность

Согласно федеральному закону №53-ФЗ от 28.03.1998 года в понятие воинской обязанности входит:

  • Постановка на учет в военкомате.
  • Подготовка к военной службе.
  • Призыв в армию.
  • Прохождение срочной военной службы.
  • Пребывание в запасе и участие в военных сборах в этот период.

В случае объявления военного положения или войны военнообязанный гражданин призывается на службу в рамках мобилизации, проходит соответствующие обучение и служит в войсках.

Законодательство предусматривает для некоторых категорий населения освобождение от прохождения военной службы. Человек вправе выбрать альтернативную трудовую деятельность, которая принесет пользу государству.

Замена военной службы на гражданскую происходит, если такая обязанность противоречит вероисповедания. Не привлекают к службе представителей малочисленных коренных народов, которые занимаются традиционными промыслами.

В список для альтернативной службы попадают непопулярные профессии с низкой заработной платой . В 2018 году в перечень, составленный Росминтрудом и центрами занятости, включено 104 профессии. Среди них семейный врач, артист балета, грузчик, терапевт, дворник, инженер-программист, маляр, педагог-психолог и другие невостребованные профессии.

Военная служба проходит по призыву или добровольно. В последнем случае гражданин заключает контракт, где прописаны права и обязательства сторон. Контрактник должен знать русский язык и соответствовать конкретной специальности по медицинским и профессионально-психологическим показателям. Женщины служат на добровольной основе.

Кто является военнообязанным в РФ

Служить в войсках РФ обязаны граждане, которые находятся в запасе, и призывники. Военнообязанными они становятся автоматически после достижения 18 лет в независимости от постановки на воинский учет.

В первый раз молодые люди отправляются в военкомат в 17 лет, а родившиеся с 1 апреля по 31 декабря – в 16 лет.

Процедура первичной постановки предполагает заполнение анкеты, прохождение тестирования и комиссии в установленную дату. После 18 лет мужчине приходит повестка из военкомата. В учреждение приходят с паспортом для прохождения комиссии. На основе результатов осмотра гражданину присваивают одну из таких категорий:

  • А – годен для службы. Ее дают тем, кто не имеет проблем со здоровьем. Таких мужчин направляют в элитные войска: морская пехота, подвойные корабли, воздушный десант. Она включает 2 подгруппы А1 и А2. Первая указывает на отсутствие патологий и заболеваний до прохождения комиссии. Вторая свидетельствует о наличии серьезных повреждений в прошлом (переломы, сотрясения), которые не мешают службе.
  • Б – присваивается в случае наличия ограничений на служение в отдельных войсках. Подкатегории Б1, Б2, Б3 и Б4 соответствуют роду войск, в которых здоровье позволяет служить.
  • В – отметка указывает на существующие серьезные болезни. Гражданина сразу зачисляют в запас и выдают военный билет. Во время войны его призовут во вторую очередь.
  • Г – свидетельствует о временной непригодности к армии. Отсрочка длится 6 – 12 месяцев. После необходимо повторно проходить комиссию. Категорию присваивают из-за дистрофии, ожирения и других проблем, которые проходят по истечению времени.
  • Д – полное освобождение от военных обязанностей. Такая пометка появляется у людей со сложными патологиями, ВИЧ-инфекцией, отсутствием органов.

СПРАВКА! Категория годности влияет на поиск места работы. Гражданина с отметкой В и Д не возьмут в подразделения МВД, ФСКН, ФСБ и другие силовые структуры РФ.

По закону воинская служба может откладываться на некоторое время. Для принятия такого решения существуют следующие причины:

  • Наличие больных родственников, если за ними некому ухаживать.
  • Опекунство над несовершеннолетними братьями или сестрами.
  • Самостоятельное воспитание ребенка.
  • Наличие двух и больше детей, ребенка-инвалида до 3 лет или беременность жены сроком больше 26 недель.
  • Работа в МЧС, МВД, службе пожарной безопасности и других подобных структурах.
  • Серьезное заболевание.
  • Регистрация в качестве кандидата на выборы в местные или государственные органы власти.

Отсрочка предоставляется гражданину, который поступил на дневную форму в вуз с государственной аккредитацией.

До скольки лет военнообязанные мужчины в России

После службы в армии гражданин считается уволенным в запас. Его вправе призвать в войска в случае мобилизации во время военного конфликта.

Чем выше звание, тем дольше действует военная обязанность. Максимальный возраст военнообязанного составляет:

  • Соладаты, сержанты, старшины – 50 лет.
  • Младший офицерский состав – 60 лет.
  • Капитаны, майоры, подполковники и полковники – 65 лет.
  • Высшие офицеры – 70 лет.

Женщин, которые имеют звание 3 разряда, могут призвать до достижения 45 лет. Офицеры женского пола считаются военнообязанными до 50 лет. Генералы и адмиралы имеют право продления службы на 5 лет. Тех, кто пребывает в запасе, комиссариат переводит в отставку. После наступления максимального возрастного порога происходит снятие с учета в военкомате.

Обязанности граждан пребывающих в запасе
В список военнообязанных, которые пребывают в запасе, попали такие категории населения:

  • Получившие образование на военной кафедре в вузе.
  • Уволенные с воинской службы.
  • Освобожденные от призыва.
  • Те, кто не проходил службу.
  • Граждане с отсрочкой.

Гражданин должен стать на учет как военный в запасе. Сделать это нужно в течение 14 дней после увольнения со службы. Если человек собирается покинуть регион или страну, жениться или развестись, новую информацию необходимо сообщать в комиссариат.

Человек, который состоит на учете, должен прийти в военкомат в определенные сроки после получения повестки. В учреждение ему выдают направление для прохождения обязательного медосмотра в больнице.

Вторая обязанность касается профессиональных качеств. Военнообязанный должен периодически проходить подготовку и повышение квалификации. Такая возможность появляется в ходе военных сборов, которые устраивают 1 раз в 3 года.

Они продолжаются 2 месяца, максимальный срок их проведения – 1 год. После прохождения учений гражданин вправе сдать экзамены для получения звания. Такая процедура доступна 2 раза за время пребывания в запасе.

ВАЖНО! Освобождаются от обязанности ехать на сборы служащие в органах правопорядка, студенты на заочной и дневной форме обучения, граждане с 3 и больше детьми.

Снятие с воинского учета по возрасту

После достижения 50 – 70 лет в зависимости от звания человека снимают с учета в военном комиссариате . Женщины прекращают быть военнообязанными после 45 или 50 лет. Не нужно обращаться в военкомат тем, кому присвоили категорию Д.

Гражданину не нужно писать заявление и идти в военкомат, поскольку процедура проходит автоматически. В личном деле делают пометку о снятии с учета по возрасту и отправляют бумаги в архив.

Для подтверждения снятия с учета нужно лично обратиться в учреждение с паспортом и военным билетом. Работник военкомата поставит соответствующую отметку. Процедура проводится бесплатно. Военный билет с такой записью предъявляют на работе, чтобы отдел кадров внес ее в личные документы.

Кто из военнообязанных освобождается от прохождения сборов
Перечень военных, которые не обязаны посещать сборы, указан в ст.55 закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года. Не нужно приезжать на такие мероприятия женщинам. Освобождение касается следующих категорий военнообязанных:

  • граждане, закрепленные за муниципалитетом, государственными органами власти.
  • работники правоохранительных и таможенных органов, пожарной безопасности, Нацгвардии РФ, учреждений уголовно-исполнительной системы.
  • граждане, которые заключили контракт на работу с организациями ВС РФ, силовыми структурами и воинскими формированиями.
  • работники авиационной и железнодорожной отрасли, занимающиеся ремонтом техники.
  • люди, занятые на посевных и уборочных работах.
  • состав речного и морского флота, наемники на рыболовных судах.
  • педагоги.

Обязанность принять участие в военных сборах снимается со студентов на дневном и заочном обучении. Не вызывают на мероприятие граждан, у которых есть 3 и больше несовершеннолетних детей. Те, кто проходил альтернативную службу, не обязаны посещать сборы. Освобождение распространяется на россиян за границей.

Призывной возраст и военнообязанный отличия

Граждане подлежат призыву для прохождения срочной службы с 18 до 27 лет. Военнообязанными считаются призывники и те, кто зачислен в запас. Они подлежат мобилизации во время военных конфликтов с участием РФ. Максимальный возраст граждан, на которых распространяется военная обязанность, составляет 45 – 70 лет в зависимости от пола и звания.

До какого возраста могут призвать в армию

По законодательству РФ повестки для прохождения срочной службы приходят до достижения 27 лет. Окончание призывного возраста наступает в день рождения человека. Попытки военкомата определить в армию гражданина старшего возраста считаются противозаконными.

Ответственность за уклонение от воинской службы

Отказ проходить службу относится к серьезным правонарушениям. Верховный суд РФ подписал постановление с описанием действий, которые судьи вправе расценивать в качестве уклонения от воинской обязанности. Обвинение предъявляют в таких случаях:

Отказ расписаться о получении повестки.

Отсутствие гражданина в назначенную дату и время в военкомате. Обращают внимание на вручение повестки под роспись. Если извещение отправили по почте, неявка не считается уклонением.

Симулирование болезни, чтобы получить отсрочку или освобождение по здоровью.

Переезд в другой район или страну без оповещения военкомата.

Неявка по истечению отсрочки. Военная организация не обязана высылать повестку. Если до конца призыва юноша не появляется, действия автоматически считаются преступлением.
За такие действия судят по ст. 328 УК РФ.

Гражданину грозит штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы за 18 месяцев. Отказник может быть арестован на 180 дней или отправиться на принудительные работы на 2 года. Максимальная мера наказания – 2 года тюремного заключения.

Если человек отказался проходить альтернативную службу, его ждут штрафные санкции до 80 000 рублей, обязательные работы в течение 480 часов или арест на 6 месяцев.

Неявка по повестке, для постановки на учет или исключение из него, переезд без уведомления военкомата считается административным правонарушением. Согласно ст.21.5 КоАП РФ гражданину выносят предупреждение или штрафуют на сумму от 100 до 500 рублей.

В законодательстве РФ указано, что гражданин страны должен пройти военную службу. Человек вправе выбрать альтернативную деятельность, если для этого существуют серьезные причины.

Призывной возраст составляет 18 — 27 лет, а военнообязанными россияне остаются до 50 – 70 лет в зависимости от звания. В законе предусмотрены обстоятельства, которые позволяют освободиться или отсрочить исполнение долга.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Что значит «о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете»?

Вопрос

В обязанности кадрового работника входит ведение воинского учета и бронирование, в том числе направление в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Что значит «о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете»?

Ответ

Лица, подлежащие воинскому учёту, определены в пункте 15 Положения о воинском учёте, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719. К таким лицам относятся:

граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные):

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;

успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Необходимо отметить, что отдельно выделены граждане, которые не подлежат воинскому учёту. В соответствии с пунктом 16 Положения, к таким гражданам относятся:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами РФ;

имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР РФ и ФСБ РФ.

В соответствии с пунктом 50 Положения, Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны, в том числе, состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления.

Таким образом, к гражданам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, относятся указанные выше лица, подлежащие воинскому учёту, но не состоящих на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Определить подобные лица возможно по отсутствию военного билета, либо приписного свидетельства.

Подробности в материалах Системы:

Ответ: Как организовать воинский учет персонала.

Организация воинского учета

Сотрудники, подлежащие учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Сотрудники, не подлежащие учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);

проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами России;

имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Воинский учет подразделяют на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в пункте 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Документы воинского учета

Воинский учет работодатели ведут на основании документов воинского учета ( п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу ( ч. 1 ст. 65 ТК РФ ). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета ( решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351 ).

К документам воинского учета относятся:

для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель ( п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ , п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ).

Он же определяет состав и обязанности сотрудников , ответственных за организацию и ведение воинского учета. Для этого руководитель организации издает приказ , форма которого приведена в Методических рекомендациях , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Об этом говорится в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его форма приведена в Методических рекомендациях , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно ( п. 37 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).

Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат, как правило, представляют:

карточку учета организации по форме № 18. Унифицированная форма карточки законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего образца ( приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 12 января 2005 г. № 2 );

отчет по форме № 6 , утвержденной постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г. № 760.

Конкретный перечень документов, а также форму карточки учета следует уточнить в военном комиссариате по месту регистрации организации, поскольку на федеральном уровне единый порядок не закреплен.

Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию.

Количество сотрудников, ведущих воинский учет

Чтобы определить количество сотрудников, необходимых для ведения воинского учета, следует ориентироваться на нормы нагрузки, установленные законодательством по числу лиц, подлежащих воинскому учету.

Согласно указанным нормам заниматься воинским учетом в организации должны:

один сотрудник-совместитель при наличии менее 500 работников, подлежащих воинскому учету;

один основной сотрудник при наличии на воинском учете от 500 до 2000 работников;

два основных сотрудника при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 работников;

один основной сотрудник на каждые последующие 3000 работников, состоящих на воинском учете.

Общее количество сотрудников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется ежегодно исходя из количества сотрудников, состоящих в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего года, с применением вышеуказанных норм.

При наличии в организации двух и более сотрудников, осуществляющих воинский учет, следует создать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Об этом говорится в пунктах 12 , 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Обязанности сотрудников, ведущих воинский учет

В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников. В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

2. Вести воинский учет сотрудников. А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки .

3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету. В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета: о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.
Представлять туда:

списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);

списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);

списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
А именно:

сверять не реже одного раза в год: сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;

вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

Такой порядок следует из пунктов 27 , 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность ( п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 ).

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. ( ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ );

за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. ( ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ );

за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. ( ст. 21.1 КоАП РФ );

за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. ( ст. 21.2 КоАП РФ ).

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары ( ст. 23.11 КоАП РФ ).

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения ( ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ).

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Может ли военнообязанный не состоять на воинском учете

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

уволенные с военной службы без постановки на воинский учёт и в последующем поставленные на воинский учёт в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учётные специальности.

Не подлежат воинскому учёту граждане [1] :

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учётной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Обязанности граждан по воинскому учёту

Граждане, подлежащие воинскому учёту, обязаны [1] :

а) состоять на воинском учёте по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учёте в указанных федеральных органах исполнительной власти;

б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для постановки на воинский учёт;

г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учёт в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства [1] .

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе. Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными. Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:

являться по вызову (повестке) в военные комиссариаты для определения своего предназначения в периоды мобилизации и в военное время;

выполнять все указания и требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.

В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан с указанием причин убытия и нового места жительства или места пребывания.

5. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

6. Граждане за неисполнение своих обязанностей по воинскому учету, в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Воинскому учету подлежат граждане: — мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе;

— женского пола, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, а также граждане женского пола, имеющие воинские звания офицеров и не достигшие возраста 50 лет, не имеющие таких званий — 45 лет (ст. 3 «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22. 03. 95 г. № 292).

В соответствии с российским законодательством не подлежат воинскому учету граждане:

— освобожденные от воинской обязанности;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— проходящие военную службу;

— проходящие службу в органах внутренних дел;

— отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы;

— достигшие предельного возраста пребывания в запасе;

— убывшие на постоянное место жительства за границу

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию