1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ликвидация недействующего юридического лица как не допустить

Как с 28 июня налоговики начали исключать недействующие юрлица из ЕГРЮЛ

Налоговые органы в некоторых случаях могут исключить недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сами, не прибегая к помощи суда. Но для этого необходимо выполнение определенных условий, состав которых с 28 июня 2017 г. расширен.

Рассмотрим процедуру прекращения недействующего юрлица с учетом норм Федерального закона от 28.12.16 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Понятие юридического лица

При этом п. 2 ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

В силу ст. 50 ГК РФ все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций приведен в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а некоммерческих — в п. 3 ст. 50 ГК РФ.

Правоспособность юридических лиц

На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. В первом случае решение о ликвидации компании принимают сами учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация организации осуществляется по решению суда в случаях, поименованных в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Например, налоговая инспекция может обратиться в суд с иском о ликвидации компании, если по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, фирма не находится, а направляемая ей корреспонденция возвращается в налоговые органы с пометкой о выбытии. Причем большинство судов соглашаются с требованием налоговых органов и принимают решение о ликвидации организации. Примером такого судебного решения может служить постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 6.07.16 г. по делу № А59-5119/2015.

При этом ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Понятие недействующего юридического лица

Согласно ст. 64.2 ГК РФ принять решение о прекращении юридического лица налоговые органы могут, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному из своих банковских счетов. В этом случае организация считается недействующим юрлицом и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В силу п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации. При этом п. 3 ст. 64.2 ГК РФ прямо предусмотрено, что исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ, которая, в частности, устанавливает ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юрлица и лиц, определяющих действия юрлица.

Таким образом, если юрлицо содержит признаки недействующего лица, то налоговые органы могут принять решение о его исключении из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Упрощенный порядок прекращения недействующего юридического лица

Одновременно с решением о предстоящем исключении пуб­ликуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Подать такие заявления можно в течение трех месяцев.

Если в течение указанного срока такие заявления не получены, то организация исключается из ЕГРЮЛ.

При наличии заявлений от лиц, интересы которых могут быть нарушены, решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, не принимается и такая компания может быть ликвидирована только в общем порядке.

Изменения в процедуре прекращения недействующего юридического лица, вступающие в силу с 28.06.17 г.

В то же время с 28.06.17 г. благодаря вступлению в силу Федерального закона от 28.12.16 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ) ситуация изменится.

Во-первых, с указанной даты в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, на что указывает п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, обновленный Законом № 488-ФЗ. Во-вторых, при наличии у налоговых органов таких сведений они не смогут принимать решение об исключении организации из ЕГРЮЛ, на что указывает обновленный п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Заметим, что на практике налоговые органы и сейчас не принимают подобных решений в отношении организаций, признанных банкротами, руководствуясь постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.05.15 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис».

Проанализировав материалы данного дела, Конституционный суд Российской Федерации признал п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ не соответствующим ст. 35 (части 1 — 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства.

Таким образом, Закон № 488-ФЗ фактически лишь закрепил мнение высших арбитров.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

В силу ст. 2 Закона № 127-ФЗ под контролирующим должника лицом понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны: члены ликвидационной комиссии; лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия, могло совершать сделки от имени должника; лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью; руководитель должника).

Напомним, что согласно п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, если должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Следует обратить внимание, что положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1.09.16 г. На это указывает п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.06.16 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Когда должник вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц признается банкротом

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в ст. 61.2 и 61.3 Закона № 127-ФЗ;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
  • требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности включенных в реестр требований кредиторов.

При этом положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются в отношении:

лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника; лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника, в период совершения последним или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.

Когда контролирующее лицо не несет субсидиарной ответственности

В п. 1 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 6.07.16 г., отмечено, что при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством подконтрольной организации, контролирующее лицо несет бремя доказывания обоснованности и разумности своих действий и их совершения без цели причинения вреда кредиторам подконтрольной организации.

Субсидиарная ответственность контролирующего лица

Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.

Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

С 28.06.17 г. правила изменятся — сделать это можно будет как в ходе конкурсного производства, так и после завершения этой процедуры.

Как указано в обновленном п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пп. 2 и 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

При этом с указанной даты такое заявление помимо указанных лиц может быть подано представителем работников должника, работником или бывшим работником должника.

Процедура ликвидации и исключения организаций ЕГРЮЛ

Ликвидация с последующим исключением сведений о компании из ЕГРЮЛ подразумевает полное прекращение деятельности фирмы. Она утрачивает свой статус юридического лица и лишается права на осуществление экономической деятельности.

  • На основании решения учредителей организации в добровольном порядке;
  • По решению суда в случае серьезных нарушений действующего законодательства;
  • По решению регистрирующего органа, в роли которого выступает налоговая служба.

Самое неприятное — это ликвидация ООО по инициативе регистрирующих органов, в особенности после недавних, датированных 2017 годом, изменений в ст. 21.1 в ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП».

На каком основании налоговая ликвидирует и исключает ООО из ЕГРЮЛ?

Указанная выше статья регламентирует все ситуации, касающиеся исключения юрлица из реестра по инициативе ФНС. В частности, налоговаявправе исключить учреждение из ЕГРЮЛ по своему собственному решению в случаях, если:

  1. ООО на протяжении 12 месяцев перед решением ФНС об исключении не сдает налоговую отчетность и не ведет каких-либо операций по счету. ФНС вправе посчитать такое учреждение недействующим и исключить из реестра.
  2. Предприятие не может быть ликвидировано ввиду отсутствия финансовых средств на проведение ликвидационной процедуры, а также эти расходы не могут быть отнесены на участников юридического лица;
  3. Отметка в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которая сохраняется 6 месяцев со дня внесения и если не принимаются меры к их исправлению.

Заказать обратный звонок

Раньше ФНС исключала по своему решению лишь «пустышки», которые не вели свою деятельность, то теперь серьезную угрозу нормальной деятельности организаций представляют и полномочияналоговиков по исключению ввиду недостоверности сведений о фирме. В 2018 году по этим основаниям было исключено свыше 1,5 тыс. юридических лиц.

Типичная ситуация: юридический адрес ООО в 2018 году был помечен как «недостоверный», и компания не смогла или не захотела вносить верные сведения.

В каких случаях ФНС ставит отметку о недостоверности

При проведении проверочных мероприятий госорган может отметить представленные в ЕГРЮЛ сведения как недостоверные. Чаще всего это:

  • Данные об учредителях, в том числе в случае «множественности» учредителя, когда одно и то же лицо значится в 5 и более юрлицахв составе учредителей;
  • Отсутствие компании по юридическому адресу, неполучение ей корреспонденции и отсутствие директора по этому же адресу. ФНС тщательно проверяет, присутствует ли офис фирмы по указанным данным или же нет.

Организации, которые осуществляли смену юридического адреса ООО в 2018 году столкнулись с очень строгими требованиями налоговой к месту осуществления деятельности:

  • Должны быть представлены документы, свидетельствующие о праве пользоваться указанным в документах адресом: сведения о собственности, договор аренды, гарантийное письмо, сведения о регистрации директора (если ООО оформлено по месту жительства руководства) и т.д.
  • Адрес должен быть указан максимально подробно, вплоть до этажа и номера комнаты;
  • Место регистрации не должно быть «множественным» — если на одну и ту же комнату, здание или этаж уже зарегистрировано 5 и более компаний, то ФНС вполне могла признать место регистрации множественным и поставить метку о недостоверности.
  • Указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес явно должен иметь признаки нахождения по нему компании: офис директора и хотя бы один сотрудник, получение корреспонденции из налоговой, наличие документов фирмы и т.д.

В итоге в 2018 году многие компании, для которых место регистрации носило лишь сугубо формальный характер, оказались на грани исключения из реестра в одностороннем порядке со стороны регистрирующего органа.

Что делать, если ФНС хочет исключить компанию из ЕГРЮЛ?

Когда по факту недостоверной информации в реестре фискальный орган инициирует процедуру удаления фирмы из ЕГРЮЛ, следует придерживаться такого порядка действий:

  • Устранить обстоятельства, которые повлекли простановку отметки о недостоверности сведений;
  • Направить не позднее 3 месяцев с даты публикации решения ФНС об исключении огрганизации мотивированное заявление, в котором указать об устранении всех неточностей в ЕГРЮЛ.
  • Обратиться в ФНС с заявлением о внесении изменений ЕГРЛ в части сведений, которые госорган признал недостоверными.

При грамотном и оперативном исправлении недостоверных данных есть шанс избежать удаления из реестра и продолжить деятельность компании в штатном режиме. И,разумеется, лучше постоянно держать руку на пульсе компании, не допуская длительного нахождения указания о неверности информации в реестре.

Подробнее о том, что делать, если налоговая выставила отметку о недостоверности, мы уже писали ранее (ссылка).

Примеры ситуаций, когда ФНС признает адрес недостоверным

  1. При направлении писем от госоргана все они возвращаются с отметкой о том, что такого получателя по указанному адресу не существует или же возвращаются ввиду истечения срока хранения.
  2. При непосредственном выезде по месту регистрации общества с ограниченной ответственностью налоговики не обнаруживают ни вывески юрлица, ни офиса.
  3. Предприятие оформлено по адресу с указанием лишь номера офисного строения, без конкретизации – этажа, комнаты, подъезда и так далее.

Возможно как наличие одного признака, так и нескольких. Оптимальным способом избежать санкций со стороны регоргана будет либо фактическое размещение офиса по выбранному адресу или же оформление услуги почтового обслуживания, чтобы избежать внимания ФНС.

Как правило, проверки на предмет достоверности сведений инициируются лишь после первых тревожных звоночков – например, постоянного возврата документов.

Как проходит процедура исключения из ЕГРЮЛ

Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой выглядит следующим образом:

  1. ФНС устанавливает наличие оснований для удалениясубъекта экономической деятельности и из реестра в одностороннем порядке и выносит решение об этом.
  2. Решение органа подлежит обязательной публикации в «Вестнике Государственной регистрации» и в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
  3. В течение трех месяцев представитель юридического лица, кредиторы и прочие заинтересованные лица подают в ФНС мотивированные заявления о нарушении их прав односторонним исключением компании из ЕГРЮЛ.
  4. При наличии обоснованных возражений и претензий со стороны кредиторов и иных лиц административное исключение компании из ЕГРЮЛ не производится.

Однако в дальнейшем, даже если фирма не будет исключена из реестра, недостоверный юридический адрес ООО как в 2018, так и в 2019 году доставитв дальнейшем массу проблем компании в ее нормальной деятельности.

Как минимум это:

  • Недоверие контрагентов и отказ от проведения любых сделок;
  • Проблемы с обслуживанием в банках;
  • Риск для учредителей, которые управляют еще несколькими компаниями – они так же могут попасть во внимание ФНС;
  • Постоянно сохраняющаяся угроза повторной инициации механизма удаления из реестра в административном порядке.

Если же внесению отметки о недостоверности предшествовала смена юридического адреса ООО в 2018 году, забракованный госорганом, то лучше подобрать качественный адрес для своего бизнеса и избавиться от неприятной отметки в реестре.

Последствия ликвидации и исключения ООО в административном порядке

В случае если недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ или же аналогичные меры применяются к компании, имеющей признаки недостоверности сведений об адресе или учредителях, для ООО наступают последствия, описанные в статье 3 ФЗ «Об ООО» №14-ФЗ с изменениями от 08 июня 2018 года.

В основном это субсидиарная ответственность учредителей и руководства предприятия, если их действия прямо или косвенно повлекли к ликвидации юрлица и нарушению прав и интересов кредиторов, а также третьих лиц. Требование о возмещении вреда подается в арбитражный суд по месту регистрации учредителей или иных лиц, в отношении которых подается иск о привлечении к субсидиарной ответственности.

Уже состоявшееся удаление из реестра юрлицо только может обжаловать в суд не позднее 1 года со дня внесения записи. Но судебная практика показывает, что обжалование таких случаев практически бесполезно, ведь 6 месяцев отметки о недействительности сведений более чем достаточно для устранения всех недостатков. И если представитель бизнеса мер к исправлению данных не принял, то и требовать признания исключения незаконным через суд он не вправе.

Могут ли исключить фирму с долгами?

Вполне. При наличии отметки о недостоверности ФНС исключает предприятие без оглядки на долги. При этом если фирма задолжала государству, то такие долги могут быть списаны как безнадежные.

При этом судьба неисполненных обязательств перед кредиторами, которые пропустят публикацию решения о прекращении деятельности фирмы, никого не волную. Кредиторам в дальнейшем придется требовать взыскать сумму долга с учредителей или руководства ООО в субсидиарном порядке.

Помощь специалистов

При возникновении проблем из-за недостоверной информации в ЕГРЮЛ по мнению налоговой, лучше обратиться за профессиональной помощью к опытным специалистам.

Юристы не только помогут подобрать «чистый» юридический адрес, но и помогут в дальнейшем избавиться от всех неприятных примечаний в реестре и восстановят нормальную работу компании.

Ликвидация юридического лица по инициативе налоговой

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа возможна в административном и судебном порядке.

Административный порядок ликвидации основан на положениях статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа» (введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ).

Как следует из статьи 21.1 ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в случае не представления отчетности в течение одного года, вас просто могут исключить из ЕГРЮЛ как не действующее юридическое лицо.

Необходимо иметь ввиду, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Судебный порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен статьей 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица». Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

В настоящее время в юридическое агентство участились обращения руководителей, которым поступают уведомления ИФНС о их вызове для проведения опроса о правомерности использования адреса, по которому зарегистрирована организация и составления протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении руководителя организации.

Как следует из ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Если исполнительный орган в лице руководителя организации по незнанию или недосмотру не подавал сведения об изменении адреса регистрации юридического лица в регистрирующий орган, то вопроса о том, что ему необходимо сделать, не возникает. Безусловно, необходимо устранять предписание налоговой. При таких обстоятельствах вопрос вполне возможно решать и без обращения к юристам, специализирующимся на ликвидации юридических лиц.

Однако, в нашем случае к нам обращаются руководители после получения уведомления ИФНС не с просьбой подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ об изменении адреса, а с просьбой ликвидации давно ставшего ненужным юридического лица. Казалось бы, чего проще, собрать учредителей, провести собрание, принять решение о ликвидации и подать его в налоговую. Но не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что половину учредителей «днем с огнем не сыщешь», соответственно возможности ликвидировать организацию в обычном порядке с соблюдение законности при ее ликвидации не получится. Отсутствует кворум для принятия решения о ликвидации, в связи с чем ликвидация в судебном порядке по инициативе налоговой, как правило, неизбежна.

Как следует из Постановления пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г. N 61, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса после возбуждения судом производства по делу не может являться основанием для возмещения судебных расходов юридического лица — ответчика за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ).

В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона или признано недействительным в судебном порядке.

Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

Если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, оно должно принять решение о добровольной ликвидации. Однако, часто встречаются случаи, когда фактически организация прекратила свою деятельность, документы отчетности никто не сдаёт, нет открытых счетов и никакие действия по ликвидации не принимаются (т.к. большинство из этих организаций представляют собой фирмы-однодневки и просто брошены). К 2014 году в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) накопилолсь очень много таких организаций и никто не знал — что с ними делать, т.к. законодательно этот вопрос не был урегулирован.

По этим причинам 01.09.2014 в Гражданский кодекс РФ введено понятие «недействующее юридическое лицо» (статья 64 2 Гражданского кодекса РФ) и введен порядок прекращения деятельности такой организации, который преставляет собой специальную административную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Хотя это процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица, она (как и ликвидация) завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Т.о. с 01.09.2014 налоговые органы могут использовать упрощенный – административный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Признаки недействующего юридического лица

Юридическое лицо признается недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 64 2 ГК) при одновременном наличии следующих условий:

организация в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах;

организация не осуществляла операций ни по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Пункт 2 статьи 64 2 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Порядок признания организации недействующей

Статьей 21.1 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен следующий порядок признания организации недействующей:

при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения;

одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

указанные мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК;

если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Конечно же, смущает присутствие в законе слова «может», т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Для того чтобы проверить принято ли решение о предстоящем исключении конкретного юридического лица Вы можете воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В разделе сервиса «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» через пункт меню «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации. При этом Вы увидите информацию о дате и номере журнала, в котором опубликовано решение, а также о наименовании и адресе регистрирующего органа, опубликовавшего решение.

Для защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности организации, с которой вы планируете заключить договор, настоятельно рекомендуем пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и интернет-сервисами сайта ФНС России.

Изменения с 01.07.2017

До 01.07.2017 организации, задолжавшие нашей Родине и (или) своим контрагентам, нередко применяли альтернативные методы ликвидации.

01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ о субсидиарной ответственности по долгам организаций, согласно которому владельцам ООО больше не получится уклоняться от долгов поскольку этим законом кредиторам дается возможность добраться до выгодоприобретателей должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса даже после проведения процедур банкротства, ликвидации и исключения должника из ЕГРЮЛ. Такая возможность реализована путем дополнения статьи 3 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» пунктом 3.1, которым устанавливается, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями управляющих ООО лиц (указанными в пунктах 1 — 3 статьи 53 1 ГК), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность, которая применяется только в установленных законом случаях.

Согласно пункту 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством. В связи с этим в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора.

Кто такие управляющие лица

Лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица — члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее — директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.

Какие действия признаются недобросовестными

Согласно пункту 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента). Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки обнаружилась впоследствии по причине нарушения возникших из нее обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т.п.). Директор не может быть признан действовавшим в интересах юридического лица, если он действовал в интересах одного или нескольких его участников, но в ущерб юридическому лицу.

Неразумность действий (бездействия) директора

Согласно пункту 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;

до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;

совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т.п.).

Арбитражным судам следует давать оценку тому, насколько совершение того или иного действия входило или должно было, учитывая обычные условия делового оборота, входить в круг обязанностей директора, в том числе с учетом масштабов деятельности юридического лица, характера соответствующего действия и т.п.

Статья 64 2 . Прекращение недействующего юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 64 1 . Защита прав кредиторов ликвидируемого юр. лица
Статья 65 1 . Корпоративные и унитарные юридические лица →

Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53 1 настоящего Кодекса.

Статья написана и размещена 30 июня 2017 года. Дополнена —

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Ликвидация недействующих фирм и ограничение прав граждан в сфере предпринимательства и карьеры

Ежегодно региональные ИФНС закрывают в России тысячи компаний. При этом фискальные органы действуют в строгом соответствии с законом о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Ст.21.1 закона № 129-ФЗ позволяет чиновникам исключить юрлицо из ЕГРЮЛ, если оно в течение последнего года не направляет отчетность в ИФНС и не проводит операций по банковским счетам.

До сих пор многие предприниматели, не желающие терять время в налоговой инспекции, платить деньги за публикацию в Вестнике государственной регистрации и нести нотариальные расходы, просто «бросают» фирму. В конце концов, ИФНС в административном порядке закрывает компанию, а бывший учредитель тут же регистрирует новое предприятие, либо уходит на руководящую должность в другую организацию.

Всё изменилось в марте 2015 года, когда законодатель внес в пункт 1 ст.23 закона о госрегистрации подпункт «ф». Именно данная норма привела в уныние многих бизнесменов, привыкших закрывать «ненужные» фирмы «руками государства». Если говорить вкратце, то эта новелла поставила регистрацию изменений в ЕГРЮЛ, создание новых организаций, а также карьеру человека в прямую зависимость от того, как была закрыта компания, где он когда-то числился руководителем или владел не менее, чем 50% голосов.

На практике это выглядит следующим образом. Региональная ИФНС получает документы на регистрацию юрлица или изменений, связанных с внесением новых сведений об участнике или руководителе уже действующей компании. Чиновники по базам проверяют полученную информацию и выясняют, что этот гражданин ранее владел более 50% голосов в фирме, которая впоследствии была исключена из ЕГРЮЛ, как недействующая. При этом данное ООО на момент ликвидации имело долги перед бюджетной системой, либо его задолженность была признана безнадежной ко взысканию. При совокупности этих факторов, ИФНС немедленно отказывает в государственной регистрации.

Точно также она не зарегистрирует изменения, либо новое юрлицо, если выяснит, что учредитель/руководитель вновь создаваемой организации, либо новый участник/руководитель действующего ООО ранее возглавлял компанию, которая была исключена из ЕГРЮЛ, как недействующий субъект и при этом еще имела непогашенные долги перед бюджетом.

Правда и в первом и втором случае данное правило действует только в течение 3 лет с момента ликвидации «брошенной» компании. Но от этого не становится легче. Ведь жить и работать надо сегодня, а не через три года.

Судебная практика

Предприниматели, испытавшие на себе действие такой новеллы активно обжалуют решение налоговых органов в арбитражных судах. Однако судьи всегда встают на сторону ИФНС. Так, житель Хабаровска еще в 2011 году «забросил» свою фирму. В апреле 2016 года налоговая инспекция исключила ее из ЕГРЮЛ. А в сентябре 2016 года одно из министерств Хабаровского края назначила бывшего владельца данной компании директором государственного предприятия. Однако ИФНС отказалась регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, связанные с назначением руководителя.

Несостоявшийся директор обжаловал отказ в арбитражном суде, который оставил решение инспекции в силе. Всё дело в том, что бывшая фирма кандидата на директорское кресло была ликвидирована с долгом перед бюджетом в размере 11 236 рублей. Мелочь, но она поставила крест на карьере человека в ближайшие три года. И таких случаев всё больше и больше.

При этом возникает довольно интересная коллизия. Допустим, гражданин спохватился и решил заплатить долги ликвидированной компании перед бюджетом. С ноября 2016 года закон позволяет третьим лицам оплачивать налоги за ИП и организации. Но в данном случае речь идет о несуществующей фирме. А это противоречит российскому законодательству, которое признаёт налогоплательщиком только действующее предприятие. Получается, что для оплаты долга надо сначала обжаловать ликвидацию юрлица, восстановить его в ЕГРЮЛ и только потом перечислять деньги. Однако это очень громоздкий путь и никто не рискнет воспользоваться им.

В целом же, анализ судебных решений по жалобам заявителей позволяет сделать вывод, что чаще всего безнадежными ко взысканию признаются долги по налогу на прибыль, НДС и задолженность по УСН. Следует также отметить, что долги по страховым взносам вообще не фигурируют в судебных актах. По-видимому, это связано с тем, что решение о признании долга безнадежным принимается ИФНС. А налоговые органы до 01.01.2017 года не администрировали уплату страховых взносов.

Задолженность недействующих фирм по страховым взносам и штрафам за непредставление отчетности до 01.01.2017 года

Для начала следует развеять миф, который бытует среди многих бизнесменов. Они полагают, что фраза закона о задолженности перед бюджетом относится только к налогам. А страховые взносы и штрафы за непредоставление отчетности предназначены для ПФР и ФСС, которые являются внебюджетными фондами. Поэтому данные суммы не считаются задолженностью перед бюджетом. Это грубая ошибка. Ст.10 Бюджетного Кодекса относит внебюджетные фонды к бюджетной системе РФ.

Другой вопрос, что ПФР и ФСС редко штрафуют недействующие ООО и руководителей за несданные отчеты. Всё зависит от загруженности специалистов фондов, наличия времени и ресурсов, а также их стремления улучшить свою отчетность. Если недействующая компания годами направляет «нулёвки», а потом прекращает их сдавать, то ФСС и ПФР вряд ли накажут организацию. В противном случае во внутренней отчетности фондов появятся суммы начисленных, но не взысканных штрафов. А это ухудшит показатели региональных ФСС и ПФР. Поэтому чиновники иногда сквозь пальцы смотрят на подобные нарушения. И совсем другое дело, когда отчет не сдаст действующая фирма. Здесь фонды обязательно наложат взыскание.

Далее, несмотря на взаимодействие между налоговыми органами и внебюджетными фондами, ФНС до последнего времени не относила штрафы за нарушение порядка предоставления отчетности по линии ПФР и ФСС к безнадежным долгам. Ведь закон четко увязывает возможность ликвидации неработающей фирмы с непредставлением документов именно по налогам и сборам. Вопросы отчетности по страховым взносам регламентировались законами о ПФР и ФСС, а не НК РФ.

Поэтому налоговики легко закрывали фирмы только на основании справок из банка об отсутствии движений денежных средств по счетам и о непредставлении отчетов в ИФНС. Об отчетности для ПФР и ФСС речь вообще не шла. Выписки из ЕГРЮЛ по закрытым фирмам ярко подтверждают этот факт.

Расширение полномочий налоговых органов в области обязательного страхования. Изменение ситуации для владельцев недействующих фирм

С 01.01.2017 года налоговые органы получили права администрирования в области взимания страховых взносов. ИФНС станет штрафовать налогоплательщиков за нарушения в сфере уплаты взносов в ПФР и ФСС, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление расчетов, сведений и документов. Для предпринимателей это означает, что при административной ликвидации недействующих организаций, фискальный орган будет признавать безнадежными не только долги по налогам, но и по страховым взносам, а также по штрафам за нарушение порядка предоставления отчетности.

Следовательно возрастёт число людей, которые будут существенно ограничены (по крайней мере на три ближайших года) в своих правах на карьеру или на занятие предпринимательской деятельностью. Учитывая вышеизложенное мы настоятельно рекомендуем гражданам не «бросать» ненужные им фирмы, а ликвидировать их в соответствии с законом. В противном случае можно на целых три года забыть о руководящих постах или о своём бизнесе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector