5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто выдает заключения о форс мажоре

Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (далее по тексту — Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

1.2. Положение определяет процедуру свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП России) обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте ТПП России в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) — чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

Сертификат о форс-мажоре — документ, выдаваемый ТПП России в соответствии с требованиями настоящего Положения, свидетельствующий обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

Заявитель — лицо, обратившееся в ТПП России с заявлением о получении сертификата о форс-мажоре в соответствии с условиями и требованиями настоящего Положения.

Внешнеторговая сделка — сделка (договор, контракт) в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, отвечающая требованиям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2. Условия и особенности свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)

2.1. ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) по внедоговорным отношениям ТПП России не свидетельствует.

2.2. ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), наступившие на территории Российской Федерации.

ТПП России вправе свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) также в следующих случаях:

— введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, осуществления валютных операций, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств по внешнеторговым сделкам;

— когда документально подтверждено, что на территории иностранного государства компетентный орган, подтверждающий событие, препятствующее российскому хозяйствующему субъекту выполнить обязательство по внешнеторговой сделке, или осуществляющий функцию по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), прекратил свою деятельность.

2.3. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре.

3. Перечень сведений и документов, необходимых для оформления Сертификата о форс-мажоре, и порядок их предоставления

3.1. Сертификат о форс-мажоре оформляется и выдается ТПП России на основании письменного заявления заинтересованного лица (заявителя).

3.2. Заявление в ТПП России с просьбой выдать Сертификат о форс-мажоре подписывается руководителем заявителя или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности или приказа (распоряжения) заявителя.

В заявлении указываются: наименование, реквизиты и предмет заключенного договора (контракта); обязательства заявителя по данному договору (контракту), порядок и сроки их исполнения; событие, которое заявитель считает обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), препятствующее надлежащему исполнению указанных обязательств; начало и окончание срока действия такого события, а также ссылки на документы его подтверждающие; контактные реквизиты заявителя, включая официальную электронную почту. Заявление должно содержать запись о том, что заявитель принимает на себя ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов.

В заявлении может быть указана дополнительная информация, связанная с произошедшим обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), о которой заявитель считает необходимым уведомить ТПП России.

3.3. К заявлению прилагаются следующие сведения и документы*(1):

3.3.1. Правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе с указанием ОГРН (индивидуальный предприниматель представляет копию свидетельства индивидуального частного предпринимателя и копию общегражданского паспорта)*(2).

3.3.2. Документы, подтверждающие возникновение обязательств по внешнеторговой сделке:

— договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, и которые стороны согласились считать обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), а также иную информацию, касающуюся условий освобождения сторон от ответственности при возникновении указанных обстоятельств;

— приложения и спецификации к договору (контракту), если такие имеются;

— справка об объемах выполненных по договору (контракту) обязательств.

3.3.3. Документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

3.4. Предоставленные сведения и документы должны быть подписаны руководителем заявителя или уполномоченным им лицом, действующим на основании доверенности или приказа (распоряжения) заявителя.

3.5. Если сведения, указанные в заявлении, не подтверждены документально или документы, указанные в пункте 3.3 настоящего Положения, предоставлены заявителем не в полном объеме, либо сведений в предоставленных документах недостаточно для свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), ТПП России в течение пяти рабочих дней с даты предоставления заявления с просьбой о выдаче Сертификата о форс-мажоре направляет заявителю запрос с предложением в течение пяти рабочих дней со дня получения им запроса представить недостающие сведения и документы. Запрос может быть направлен посредством указанной в заявлении официальной электронной почты заявителя.

По ходатайству заявителя срок предоставления недостающих сведений и документов может быть продлен ТПП России, но не более чем на десять рабочих дней.

Если заявитель в установленный срок не предоставит запрашиваемые сведения и документы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, ТПП России направляет заявителю мотивированный отказ, предусмотренный пунктом 4.6 настоящего Положения.

4. Порядок рассмотрения предоставленных заявителем документов, условия оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре

4.1. Решение о выдаче Сертификата о форс-мажоре принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий договора (контракта), документов и сведений, указанных в пунктах 3.2. и 3.3. настоящего Положения. При этом определяется совокупность следующих признаков:

— наличие обязательств по внешнеторговой сделке (договору, контракту) и срок их исполнения;

— наличие обстоятельств (событий), которые не могли быть разумно предвидены стороной договора (контракта), имеют чрезвычайный и непредотвратимый характер, а также документов, выданных компетентными органами (организациями), подтверждающих такие обстоятельства (события);

— причинно-следственная связь между наступившими обстоятельствами (событиями) и невозможностью полностью или частично выполнить обязательства по договору (контракту) с учетом срока исполнения таких обязательств;

— период, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

— другие факты, необходимые для выдачи Сертификата о форс-мажоре.

4.2. Рассмотрение предоставленных заявителем сведений и документов, а также оформление Сертификата о форс-мажоре осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты регистрации в ТПП России заявления, а также представления документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

4.3. По результатам рассмотрения ТПП России предоставленного заявителем комплекта документов оформляется и выдается Сертификат о форс-мажоре.

4.4. Сертификат о форс-мажоре оформляется на официальном бланке ТПП России. При этом в Сертификате о форс-мажоре указываются реквизиты договора (контракта), наименование его сторон, место, время (период), в течение которого имели место обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

4.5. Сертификат о форс-мажоре оформляется на русском языке, подписывается руководителем уполномоченного подразделения ТПП России или лицом его замещающим, заверяется печатью ТПП России и выдается заявителю в оригинале с одной удостоверенной копией*(3).

4.6. В случае, если по результатам рассмотрения предоставленного заявителем комплекта документов, в том числе после направления запроса, предусмотренного пунктом 3.5 раздела 3 настоящего Положения, не представляется возможным засвидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) или основания для этого отсутствуют, ТПП России в течение десяти рабочих дней направляет заявителю мотивированный письменный отказ в выдаче Сертификата о форс-мажоре.

4.7. В случае истребования ТПП России дополнительных документов в порядке, предусмотренном пунктом 3.5. настоящего Положения, срок оформления Сертификата о форс-мажоре или мотивированного отказа продлевается на срок предоставления заявителем указанных документов.

4.8. За оформление и выдачу Сертификата о форс-мажоре взимается плата в соответствии с тарифами, устанавливаемыми ТПП России.

За рассмотрение предоставленного заявления и прилагаемых к нему документов, а также оформление мотивированного отказа в выдаче Сертификата о форс-мажоре, предусмотренного пунктом 4.6. Положения, плата не взымается.

4.9. Копии выданных Сертификатов о форс-мажоре, а также документы, связанные с их выдачей, хранятся в ТПП России в течение пяти лет.

По истечении указанного срока хранения копии Сертификатов о форс-мажоре и документы, связанные с их выдачей, подлежат уничтожению.

4.10. Торгово-промышленные палаты вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц по вопросам оформления и выдачи ТПП России Сертификатов о форс-мажоре.

*(1) Документы предоставляются в копиях, заверенных печатью заявителя. Документы на иностранном языке предоставляются с их нотариально удостоверенным переводом на русский язык.

*(2) Иностранные хозяйствующие субъекты прилагают правоустанавливающие и регистрационные документы, предусмотренные национальным законодательством данных лиц.

*(3) В соответствии с приказом ТПП РФ от 10 мая 2011 года № 8-п уполномоченным оформлять сертификаты о форс-мажоре подразделением ТПП России является Юридический департамент.

Обзор документа

Урегулированы вопросы свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Речь идет о чрезвычайных, непредвиденных и непредотвратимых обстоятельствах, возникших при выполнении обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон. Это стихийные бедствия, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запрет торговых операций и др. Предпринимательские риски форс-мажором не являются.

Документом, свидетельствующим обстоятельства непреодолимой силы, признан сертификат о форс-мажоре. Определен порядок его выдачи.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Юридический форс-мажор

Контрагент, не исполнивший обязательств, заранее считается виновным.Но только не в том случае форс-мажора. Если же договор не исполнен вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств, это меняет дело. Однако предусмотреть форс-мажор следует заранее

В этом убеждена Анна Мишина.

По независящим обстоятельствам

В общем виде форс-мажор можно разделить на «непреодолимую силу» и «юридический форс-мажор». К первой категории относятся непреодолимые, чрезвычайные обстоятельства, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения, в результате возникновения которых они оказываются неспособными выполнить принятые обязательства. К таким обстоятельствам относят стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, цунами и т. п.).

К юридическому же форс-мажору могут быть отнесены решения высших государственных органов, забастовки, военные действия, объявление карантина, запрет перевозок или торговли в порядке международных санкций и т. д.

Однако правоприменительная и судебная практика не разделяют эти понятия, поэтому, когда дело касается «договорных» формулировок, наряду с «обстоятельствами непреодолимой силы» следует указывать обстоятельства «юридического форс-мажора», а не включать в перечень обстоятельств непреодолимой силы не соответствующие этому понятию явления. Термин «юридический форс-мажор» не имеет четкого определения, и контрагенты вправе по своему усмотрению устанавливать случаи непредвиденных обстоятельств, за исключением тех, которые могут быть ими созданы или искусственно вызваны. Однако с юридическим форс-мажором следует быть осторожнее, поскольку. далеко не все судьи согласны относить подобные ситуации к обстоятельствам непреодолимой силы (подробнее об этом будет сказано ниже).

«Форс-мажор» необходимо отличать от «случая» и «существенного изменения обстоятельств». «Непреодолимая сила» характеризуется объективной непреодолимостью – то есть зная о ней, все равно нельзя преодолеть (как говорилось выше, это могут быть землетрясение, наводнение и др. стихийные бедствия), а «случай» характеризует субъективная непреодолимость: зная о наступлении событий, их можно преодолеть. Что до «существенного изменения обстоятельств», то оно не препятствует исполнению договора, а требует лишь изменения его условий.

Не все обстоятельства, помешавшие сделке и не зависящие от воли заключивших ее сторон, будут признаны форс-мажором в рамках судебного разбирательства, если до этого дойдет дело.

Как мы уже сказали, «непреодолимая сила» является обстоятельством, освобождающим от ответственности. Однако само по себе это «свойство» форс-мажора не «активизируется». Чтобы избежать санкций, компании придется доказать две вещи. Во-первых, что при той степени заботливости и осмотрительности, которые требовалась от нее по характеру обязательства и условиям оборота, она приняла все меры для того, чтобы исполнить договор как положено. И во-вторых – что исполнение оказалось невозможным действительно вследствие непреодолимой силы, то есть в результате наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Кроме того, наступление и прекращение форс-мажорных обстоятельств должно быть документально подтверждено. Поэтому в контракте необходимо предусматривать обязанности стороны, для которой наступили такие обстоятельства, представить в оговоренный срок документы, подтверждающее наступление форс-мажора. Этими документами могут быть справка из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре.

Необходимо учитывать, что сбор документов, необходимых для рассмотрения и признания произошедших событий обстоятельствами непреодолимой силы, займет какое-то время. Поэтому в контракте нужно четко зафиксировать, что после уведомления о наступлении форс-мажорных обстоятельств пройдет определенное время, по истечении которого будут представлены подтверждающие их документы.

Если вы импортируете или экспортируете товар, то подтверждением форс-мажора будет сертификат Торгово-промышленной палаты (ТПП). Чтобы его получить, нужно предоставить в ТПП заявление и приложить к нему заверенную копию контракта, копию спецификаций, справку об объемах выполненных обязательств и документы, подтверждающие форс-мажор (п. 3. постановления Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 30 сентября 1994 г. N№ 28-4). Обратите внимание, что такой подтверждающий документ только констатирует факт форс-мажора. А признать обстоятельства чрезвычайными, если вы прямо не упомянули их в договорном перечне и партнер сомневается в их чрезвычайности, может только суд.

Что написать в контракте

В законе прямо не указано, какие именно обстоятельства охватываются понятием форс-мажора, прописаны лишь их признаки и критерии. Поэтому фирмам, заключающим контракт, предстоит создать собственный «чрезвычайный» перечень. Обратите внимание, что такой список может быть открытым и закрытым.

Компаньонам необходимо договориться об обязанности письменного уведомления в определенный срок о наступлении, предполагаемой длительности и прекращении обстоятельств, признаваемых форс-мажорными. Также в контракте надо указывать предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом следует обязательно оговаривать, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой возмещения убытков.

Предельная длительность срока действия обстоятельств непреодолимой силы зависит от срока исполнения контракта, характеристик товара, способа продажи и торговых обычаев. Например, в договорах на продовольствие такой срок составляет обычно не более 15–30 дней, на товары производственно-технического назначения – 3–6 месяцев.

Следующая задача из списка того, что необходимо сделать, излагая условия о форс-мажоре, – это определиться с документом, который будет подтверждать наличие форс-мажора, и организация, которая должна выдать эту бумагу.

Затем фирмам следует договориться о последствиях неуведомления или несвоевременного уведомления о форс-мажорных обстоятельствах. Сюда можно включить права и обязанности сторон после истечения срока действия форс-мажорных обстоятельств.

Иногда в данный пункт в виде исключения добавляют порядок расчета между сторонами в случае прекращения контракта вследствие невозможности его исполнения. Данное условие будет полезно для покупателя в том случае, если стороны собираются работать по полной или частичной предоплате. С помощью этой оговорки покупатель сможет получить обратно от «форс-мажорного» поставщика тот аванс, который перевел ему еще до наступления чрезвычайных обстоятельств.

И, наконец, можно предусмотреть ответственность сторон за неисполнение условий договора, которые применяются в режиме форс-мажора (за то, что не вовремя сообщили о его наступлении или не вовремя возвратили аванс, который, по сути, был перечислен еще до наступления чрезвычайных обстоятельств).

Действия, а не события

К обстоятельствам форс-мажора не могут быть отнесены нарушение обязательств со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, а также отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Обратите внимание, что не все обстоятельства, помешавшие сделке и не зависящие от воли заключивших ее сторон, будут признаны форс-мажором в рамках судебного разбирательства (если до этого дойдет дело). Например, изменения, внесенные в законодательство. Допустим, выходит распоряжение или приказ ГТК, в соответствии с которым надо собрать такие документы, представление которых ранее не требовалось. А товар будет лежать на таможенном складе, пока не соберут все эти документы. Тем не менее изменение правовых норм – не форс-мажор, это только существенное изменение обстоятельств.

«Это действительно так, – признает московский адвокат Сергей Воронин, – ведь плюс ко всему вышеизложенному за форс-мажор может сойти только то изменение, которого не ожидали. Если же какой-либо закон или подзаконный акт более или менее публично обсуждался, о том, что он принят в первом или во втором чтении, писали газеты, и, кроме того, если его проект был помещен в электронных правовых базах, – вряд ли такое событие можно назвать тем, что нельзя было предугадать».

Ни по каким параметрам не подпадает под понятие непреодолимой силы и преступление. Оно является действием, а не событием, признак непредотвратимости в данном случае отсутствует (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 20 декабря 2005 г. № А72-2670/05-26/153 и др.), и, если даже преступление условиями договора отнесено к обстоятельствам форс-мажора, суды не всегда расценивают это как основание для освобождения от ответственности, поскольку отсутствует признак непредотвратимости (постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2004 г. №КГ-А40/146-04).

То же самое касается и актов индивидуального применения (наложения штрафа, ареста и т. п.) – они тоже ни при каких условиях не могут считаться непреодолимой силой, так как вызваны поведением лица, в отношении которого они вынесены (постановления ФАС Уральского округа от 10 мая 2006 г. №Ф09-3548/06-С3, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2006 г. № КГ-А40/4491-06 и др.).

Постоянно возникают вопросы и при попытке отнесения к форс-мажору забастовки на предприятии поставщика. Обратите внимание – непризнание ее чрезвычайным обстоятельством будет вполне логично. Ведь забастовка среди работников сама по себе не происходит. Ее должен спровоцировать сам работодатель, отдавая при этом отчет своим действиям. Поэтому трудно будет доказать, что, допустим, он месяцами не платил людям зарплату и при этом не предполагал, что они начнут бастовать (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2005 г. № А 56-5001/04). Однако в другом случае тот же арбитражный суд решил, что забастовка – это все-таки форс-мажор(постановление ФАС Северо-западного округа от 31 января 2000 г. № 3558).

Следующий пример неоднозначной ситуации – это, как ни странно, факт пожара. Казалось бы – чем не стихия? Ан нет, пожар пожару – рознь. Даже лесной пожар, по идее, также может возникнуть вследствие действий человека, а может и сам по себе, например, из-за высокой температуры или тления торфяников.

В любом случае прежде всего обстоятельства непреодолимой силы являются юридическим фактом в форме события, то есть обстоятельства, проистекающего независимо от воли человека. Поэтому ситуации представляющие собой действия, а не события (банкротство, преступление, акты органов власти) должны быть исключены из перечня «претендентов» на признание обстоятельством непреодолимой силы.

Число выданных сертификатов по форс-мажорам выросло на 82 процента

Это сертификаты о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. Они являются основанием для возможного освобождения компании от ответственности по заключенным договорам. Выдает их ТПП.

Вадим Витальевич, в чем же причина такого скачка форс-мажоров?

Вадим Чубаров: Особенно урожайным на форс-мажоры был прошлый год. Прежде всего, это связано с проводимым в России Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018. Вы, наверное, помните, что в целях безопасности были запрещены перевозки взрывоопасных, легковоспламеняющихся и иных опасных грузов в городах, где проводились матчи. Это отчасти нарушило планы бизнеса. Также было много обращений в связи с наводнением в Туапсе и введением там режима чрезвычайной ситуации. В итоге за прошлый год было рассмотрено примерно 200 обращений и выдано более 100 сертификатов.

В 2014 году их было всего 55. Но это тоже стало большим скачком?

Вадим Чубаров: Да. Именно тогда примерно в 1,5 раза увеличилось общее количество обращений. И по результатам рассмотрения выдано 55 сертификатов. В основном это связано с введенными в отношении российских компаний санкций со стороны Евросоюза и США. В 2015 году после введения контрсанкций Россией, количество выданных сертификатов возросло еще на 30 процентов. Потом было затишье. И только в 2018 году вновь был зафиксирован рост выданных сертификатов.

То есть в основном рост форс-мажоров связан с санкционной тематикой. И можно порадоваться, что других оснований для них не так уж много?

Вадим Чубаров: В 2014-2015 годах было выдано около 40 «санкционных» сертификатов, что составило примерно 30 процентов от общего числа. В 2016 году их число сократилось примерно вдвое, а в последние годы не превышает 5 процентов. Так что и других обстоятельств тоже хватает. Ведь среди обстоятельств, которые находятся вне воли и контроля партнеров по договору, есть не только военные действия, забастовки, массовые беспорядки, эпидемии, землетрясения, но и наводнения, ураганы, сходы лавин, пожары, техногенные катастрофы. К тому же стороны имеют право при заключении договора указать в нем те или иные обстоятельства, которые они относят либо, наоборот, не относят к обстоятельствам непреодолимой силы. А мы, кстати, свидетельствует не само событие, а то, насколько оно негативно повлияло на добросовестное исполнение договора, учитываем также объем и сроки такого влияния.

Речь идет обо всех договорах?

Вадим Чубаров: Нет. Палата свидетельствует только те обстоятельства непреодолимой силы, которые влияют на исполнение обязательств по внешнеторговой сделке и международному договору. Еще один важный момент. ТПП России свидетельствует только те форс-мажорные обстоятельства, которые имели место на территории Российской Федерации.

А кто подтверждает форс-мажор по сделке, не являющейся внешнеторговой?

Вадим Чубаров: В этом случае все вопросы решают по соглашению сторон либо в судебном порядке. Практика показывает, что не все это знают. И к нам часто обращаются по «внутренним» договорам, в том числе по государственным контрактам, особенно в последнее время. Понятно, приходится отказывать.

А вообще отказов с вашей стороны много?

Вадим Чубаров: Процент довольно существенный, примерно 30-40 процентов. Но большая часть связана как раз с обращениями по «внутренним» договорам.

Полностью интервью с вице-президентом Торгово-промышленной палаты РФ Вадимом Чубаровым читайте в ближайших номерах «Российской газеты».

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

В каких случая Торгово-Промышленная палата РФ выдает справки о наступлении форс-мажорных обстоятельствах?

Или это должны делать компетентнтые органы.

о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации

(утв. постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ

от 30 сентября 1994 г. N 28-4)

1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г., Устава ТПП Российской Федерации и определяет порядок свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.

2. Обстоятельства форс-мажора — это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.). Таковыми признаются пожар, наводнение, землетрясение, ураган, эпидемия, забастовка, военные действия, запрещение экспорта и импорта товаров и другие.

3. Свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится ТПП Российской Федерации на основании письменного заявления заинтересованной стороны внешнеторгового контракта, подписанного ее руководителем, а в необходимых случаях — заключения территориальной торгово-промышленной палаты. К заявлению прилагаются следующие документы:

надлежаще заверенная копия контракта (в нем должны быть указаны обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, перечислены события, которые стороны согласились считать форс-мажорными, указаны органы стран, которые подтверждают факт наступления обстоятельств форс-мажора);

справка об объемах выполненных обязательств по контракту;

документы компетентных органов (как правило, не менее двух), подтверждающие наличие обстоятельств форс-мажора. (Таковыми могут быть справки о пожаре, наводнении, землетрясении, урагане, военных действиях, запрещении экспорта и импорта товаров, эпидемии, забастовки и т.п.);

члены ТПП Российской Федерации предъявляют копию платежного поручения об уплате членских взносов за текущий год, остальные предприятия, объединения, организации — копию платежного поручения об уплате стоимости услуги за свидетельствование обстоятельств форс-мажора.

В случае необходимости ТПП Российской Федерации могут быть запрошены дополнительные документы.

4. ТПП Российской Федерации свидетельствует обстоятельства форс-мажора, наступившие на территории Российской Федерации. При этом заявителям выдается сертификат.

5. По просьбе предприятий, объединений и организаций ТПП Российской Федерации на платной основе может проводиться проверка обстоятельств форс-мажора.

6. Заявление и документы для решения вопроса о выдаче сертификата о форс-мажорных обстоятельствах передаются заявителем непосредственно в Договорно-правовое управление ТПП Российской Федерации или направляются по почте в адрес ТПП Российской Федерации.

7. За проверку обстоятельств форс-мажора и выдачу ТПП Российской Федерации сертификата, его копии или дубликата взимается плата в соответствии с устанавливаемыми в ТПП Российской Федерации тарифами.

Предприятия, объединения и организации — члены ТПП Российской Федерации за выдачу сертификатов уплачивают 50% стоимости услуги.

8. Сертификат выдается заявителю в отпечатанном виде на бланке ТПП Российской Федерации.

В сертификате указывается наименование сторон контракта, номер и дата его заключения, место, время, период, в течение которого имели место чрезвычайные и непредотвратимые события.

Сертификат подписывается начальником Договорно-правового управления ТПП Российской Федерации или его заместителем. На сертификате ставится печать ТПП Российской Федерации.

9. Сертификат выдается по каждому контракту отдельно на русском языке. Копия выданного сертификата хранится в Договорно-правовом управлении ТПП Российской Федерации. В течение 3-х дней по письменной просьбе заявителя может быть выдан дубликат сертификата.

10. Оформление сертификата производится в 2-недельный срок с даты поступления заявления. По просьбе заявителя сертификат может быть оформлен в течение 3-х суток с момента обращения.

В случае отказа в выдаче сертификата ТПП Российской Федерации направляет заявителю мотивированный ответ, в сроки, указанные в пункте 9 настоящего Положения.

11. Консультирование предприятий, объединений, организаций по вопросам выдачи сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах и рассмотрение документов, подтверждающих обстоятельства форс-мажора, наряду с ТПП Российской Федерации, осуществляется территориальными торгово-промышленными палатами.

Заключение торгово-промышленной палаты по результатам исследования документов, подтверждающих обстоятельства форс-мажора, оформляется на бланке территориальной торгово-промышленной палаты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector