0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто должен заниматься закупками в бюджетном учреждении

Особенности планирования закупок в казенном учреждении

Как финансируются казенные учреждения

Казенные учреждения, а по-простому казенщики, — это организации, которые оказывают государственные или муниципальные услуги для выполнения определенных вышестоящими органами функций. Это подведомственные учреждения, полномочия которых определяют главные распорядители бюджетных средств (ГРБС). Взаимодействие казенных учреждений, выступающих в роли получателей бюджетных средств, и вышестоящих ГРБС регулируются строго в соответствии с БК РФ.

Деятельность казенных учреждений обеспечивается за счет финансирования из средств бюджетов различных уровней. Казенщики вправе вести приносящую доход деятельность, оговорив такое право в учредительных документах. Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности, должны быть направлены в бюджетную систему РФ.

Планирование бюджета осуществляется на основании сметы. Бюджетная смета составляется сроком на отчетный год и плановый период, в соответствии с утвержденными ГРБС и доведенными казенному учреждению лимитами бюджетных обязательств — ЛБО (ст. 6 БК РФ). На основании бюджетной сметы предприятия составляют и плановую закупочную документацию — планы закупок и планы-графики.

Все доведенные ЛБО должны эффективно планироваться и использоваться только в соответствии с целевым назначением.

Порядок закупок в казенном учреждении

Казенщики вправе заключать и оплачивать государственные и муниципальные контракты за счет средств бюджетов различных уровней строго в пределах доведенных ЛБО. Хотя такие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, все полученные доходы должны перечисляться в бюджет РФ (ч. 3 ст. 161 БК РФ). Поэтому они не имеют возможности распоряжаться доходными средствами на свое усмотрение, а значит, и закупать различные товары, работы и услуги. Получается, закупки по нормам 223-ФЗ для казенных организаций недопустимы.

Вся закупочная деятельность ведется только в рамках Федеральной контрактной системы, то есть в соответствии с 44-ФЗ. Соответственно, порядок госзакупок определяется действующими нормами 44-ФЗ.

Так как 44-ФЗ не предусматривает наличие у организации положения о закупках, то и заказчику-казенщику нет необходимости разрабатывать такое положение. Руководству организации надлежит распорядиться либо о создании контрактной службы, если их СГОЗ превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ), либо о назначении контрактного управляющего, если годовой объем закупок, указанный в плане-графике, не выше 100 млн руб. (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).

Заказчики — казенные учреждения вправе вести закупочную деятельность только за счет следующих видов средств:

  • финансирование из бюджета;
  • государственные субсидии на МЗ, ГЗ;
  • безвозмездные гранты по различным государственным программам.

Особенности планирования закупочного бюджета

Казенное учреждение может выступать в роли как государственного, так и муниципального заказчика (п. 5, 6 ст. 3 44-ФЗ). В любом случае специалист обязан вести плановую деятельность — составлять планы закупок и планы-графики на каждый расчетный период.

Планирование осуществляется на основании лимитов бюджетных обязательств. При этом ЛБО используются в строгом соответствии с их целевым назначением, а выделенные объемы финансирования распределяются постатейно — по кодам бюджетной классификации (Приказ Минфина № 65н от 01.07.2013).

Казенщики формируют план закупок в течение 10 рабочих дней после доведения ГРБС лимитов бюджетных обязательств (ч. 7 ст. 17 44-ФЗ). На основании сформированного плана закупок заказчик — казенное учреждение составляет план-график также в течение 10 рабочих дней с момента доведения объема денежных средств (ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).

Казенные учреждения в обязательном порядке размещают планы закупок и планы-графики в Единой информационной системе (Письмо Минфина РФ № 24-06-07/67795 от 17.10.2017).

Сведения, содержащие государственную тайну, не публикуются. КУ также вправе разместить план закупок на своем официальном сайте (ч. 10 ст. 17 44-ФЗ).

Как проводить закупки

Представим пошаговую инструкцию, рекомендующую, как действовать специалисту казенного учреждения в процессе планирования закупок:

  1. Получить у ГРБС бюджетную роспись, в которой будут указаны выделенные учреждению на расчетный год и плановый период лимиты бюджетных обязательств.
  2. На основании полученных ЛБО составить бюджетную смету, распределив предоставленный объем финансирования по КБК в соответствии с потребностями предприятия.
  3. После расчета денежных средств, которые необходимо направить на зарплату (ФОТ), зарплатные налоги (НДФЛ, страховые взносы), а также иные платежи в бюджетную систему (земельный и имущественный налоги, суммы на пени, штрафы и недоимки), останется сумма для исчисления годового объема закупок на государственные, муниципальные нужды заказчика.
  4. Далее необходимо рассчитать сумму на заключение контрактов с естественными монополиями (на коммунальные услуги, услуги почтовой связи). Расчет производится на основании действующих в отчетном периоде тарифов и потребностей учреждения (количество, измеренное в натуральных показателях).
  5. После исчисления вышеуказанных сумм вычитаем получившееся значение из общего объема доведенных ЛБО и распределяем образовавшийся остаток на прочие закупки.
  6. Рассчитываем и обосновываем НМЦК контрактов.
  7. Определяем и обосновываем способы определения поставщика, составляем планы закупок и планы-графики.
  8. Обозначаем госзакупки, которые будут осуществляться с субъектами малого предпринимательства, объем таких заказов — не менее 15 % от СГОЗ (ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).
  9. Выделяем контракты, которые будут заключаться с единственными поставщиками. Контракты до 100 000 руб. не могут в совокупности превышать 2 млн руб. или 5 % от СГОЗ (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). КУ, действующие в области культуры, образования, здравоохранения, могут заключать контракты с единственным поставщиком до 400 000 руб. в размере, не превышающем 20 млн руб. и 50 % от общего объема закупок (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Сформированная плановая документация утверждается, а затем размещается в ЕИС в течение трех рабочих дней после ее согласования и утверждения.

Должностная инструкция

Специалист по закупкам

Образец должностной инструкции специалиста по закупкам

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Специалист в сфере закупок

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по закупкам принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации и программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.

1.2. Специалист по закупкам должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;

2) основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;

3) основы антимонопольного законодательства;

4) основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;

5) особенности ценообразования на рынке (по направлениям);

6) методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта;

7) особенности составления закупочной документации;

8) основы информатики в части применения к закупкам;

9) этику делового общения и правила ведения переговоров;

10) дисциплину труда;

11) Правила внутреннего трудового распорядка;

12) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

13) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.3. Специалист по закупкам должен уметь:

1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;

2) создавать и вести информационную базу данных;

3) изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;

4) обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;

5) обосновывать начальную (максимальную) цену закупки;

6) описывать объект закупки;

7) разрабатывать закупочную документацию;

8) анализировать поступившие заявки;

9) оценивать результаты и подводить итоги закупочной процедуры;

10) формировать и согласовывать протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;

11) работать в единой информационной системе;

12) проверять необходимую документацию для заключения контрактов;

13) осуществлять процедуру подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

14) взаимодействовать с закупочными комиссиями и технически обеспечивать деятельность закупочных комиссий;

15) составлять и оформлять отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, об изменении контракта или о расторжении контракта;

16) осуществлять организацию оплаты/возврата денежных средств;

17) организовывать уплату денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях;

18) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по закупкам в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по закупкам подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

1) предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

2) подготовка закупочной документации;

3) обработка результатов закупки и заключение контракта.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по закупкам исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет обработку и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги;

2) осуществляет подготовку и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

3) обрабатывает, формирует и хранит данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

— начальную (максимальную) цену закупки;

— описание объекта закупки;

— требования, предъявляемые к участнику закупки;

— порядок оценки участников;

2) составляет закупочную документацию;

3) осуществляет подготовку и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

4) осуществляет проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры;

5) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности закупочных комиссий;

6) осуществляет мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет сбор и анализ поступивших заявок;

2) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

3) выполняет обработку заявок, проверку банковских гарантий, оценку результатов и подводит итоги закупочной процедуры;

4) подготавливает протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;

5) осуществляет публичное размещение полученных результатов;

6) направляет приглашения для заключения контрактов;

7) осуществляет проверку необходимой документации для заключения контрактов;

8) проводит процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

9) осуществляет публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

10) подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта;

— осуществление оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

— осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях;

— возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих должностных обязанностей специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы:

1) соблюдать конфиденциальность информации;

2) соблюдать этику делового общения;

3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

4) не разглашать материалы рабочих исследований;

5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по закупкам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по закупкам привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 10.09.2015 N 625н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Кто должен заниматься закупками у единственного источника?

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов, возлагается на контрактную службу (контрактного управляющего).

Для закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя никаких исключений не сделано. Значит, данными вопросами будет заниматься контрактная служба заказчика либо контрактный управляющий.

Как следует из статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, заказчик, совокупный объем закупок которого в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу. (Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок для целей решения вопроса о создании контрактной службы осуществляется не на основе плана-графика, а на основе анализа плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в части суммирования средств, выделенных на закупки товаров, работ, услуг, а для государственных и муниципальных заказчиков – на основе сметы.)

Для решения вопроса о создании контрактной службы (заказчикам, для которых создание такой службы является обязательным) отведен период до 31 марта 2014 года (п. 28 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ).

Если годовой объем закупок не превышает сто миллионов рублей, то можно назначить контрактного управляющего либо создать контрактную службу.

При этом законодатель особо подчеркивает, что создание отдельного структурного подразделения не является обязательным. Это и логично, поскольку, во-первых, многие заказчики имеют большое количество филиалов, иных обособленных структурных подразделений, которым делегированы полномочия по осуществлению закупок для соответствующих обособленных подразделений; во-вторых, функции, возлагаемые на контрактную службу, весьма обширны – касаются и юристов, и экономистов, и технических специалистов (по составлению технических заданий для осуществления процедур закупок, по приемке товаров, результата работ, услуг), и работников бухгалтерии (например, в части оплаты по контрактам, в плане оперативной организации передачи сведений об исполнении контрактов ответственному лицу, которое обязано в течение 3 рабочих дней с даты окончания исполнения обязательств по контракту (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ) направить соответствующую информацию для отражения в реестре контрактов единой информационной системы (ЕИС), а до ее создания – в реестре контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru).

Поскольку контрактная служба разрабатывает план закупок на 3 года, план-график на очередной год, обосновывает начальные максимальные цены, целесообразно в приказе (ином локальном акте) о создании контрактной службы заказчика указать, что в указанную службу включаются работники планово-финансового управления (планового отдела) (с указанием конкретных должностей). Коль скоро на контрактную службу заказчика возлагаются обязанности по подготовке и размещению в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, подготовке проектов контрактов, а также обязанности по участию в обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по выполнению претензионной работы, очевидно, что основной костяк контрактной службы заказчика составят юристы (сотрудники юридического отдела, правового управления). Поскольку нужно осуществлять подготовку технических заданий, то целесообразно включить в контрактную службу хотя бы несколько должностей работников отдела снабжения, а также сметчика, специалиста в области капитального строительства. В той части, в которой необходимо осуществлять оплату по контрактам, представлять юристам (иным сотрудникам контрактной службы, на которых возложена обязанность направления сведений о контрактах в реестр контрактов) сведения об исполнении контрактов, к работе контрактной службы необходимо привлечь работников бухгалтерии (целесообразно – с четким перечислением должностей сотрудников бухгалтерии, включаемых в контрактную службу).

На наш взгляд, контрактному управляющему (в том числе и при организации закупок у единственного источника) не справиться со всеми теми функциями, которые на него возлагаются, поэтому даже при небольшом объеме закупок (до ста миллионов рублей в год) целесообразно создавать контрактную службу.

При этом необходимо учитывать Типовое положение (регламент) о контрактной службе и помнить, что данным подзаконным актом установлены требования к руководителю контрактной службы заказчика.

Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2013 N 30456) // Российская газета. N 273. 2013. 4 декабря.

В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

В этой связи заказчикам, у которых много обособленных подразделений (например, филиалов, представительств), которым делегированы полномочия по осуществлению закупок, нужно принять во внимание, что контрактных служб филиалов не бывает, поскольку статус заказчика – у самого юридического лица. Значит, создавая контрактную службу такого заказчика, нужно прописать в Регламенте контрактной службы, что в ее состав войдут соответствующие занимающиеся закупками отделы (управления) не только головной организации, но и филиалов. Очевидно, что такую контрактную службу должен возглавить один из заместителей руководителя организации (заказчика) в целом.

В работе контрактных служб заказчиков, разумеется, будут возникать проблемы, типичные для организаций с дивизиональными, матричными структурами.

Представим, что приказом руководителя заказчика в контрактную службу включены некоторые должности бухгалтерии (например, для целей регистрации сведений в реестре контрактов). Как должны расставляться приоритеты выполнения заданий при одновременном поступлении поручений от главного бухгалтера (непосредственного руководителя) и от руководителя контрактной службы заказчика? Представляется, что нужно в каждом конкретном случае порядок действий прописывать в локальных актах.

В то же время для оперативного обеспечения работы контрактной службы и в соответствии с пунктом 10 Типового положения (регламента) о контрактной службе руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные названным Положением функциональные обязанности между указанными работниками.

Законом установлены специальные требования к профессиональной подготовке работников контрактной службы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Собственно высшее образование в сфере закупок в Российской Федерации практически не развито, поэтому самое простое, что остается заказчику, – направить работников, которых предполагается включить в контрактную службу, на курсы повышения квалификации. Это, естественно, касается и руководителя контрактной службы заказчика.

При решении вопроса о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников заказчика в сфере закупок необходимо учесть норму части 23 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ – до 1 января 2017 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, при наличии у сотрудника документа о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) по Федеральному закону N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” такого сотрудника можно обучать нормам 44-ФЗ не в первоочередном порядке, а в плановом порядке – до 1 января 2017 года (в первоначальной редакции Федерального закона N 44-ФЗ было до 1 января 2016 года, однако в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ, – до 1 января 2017 года).

Другие статьи по данной теме

Проведение закупочной деятельности в бюджетных учреждениях и ее основные особенности в рамках процесса

Бюджетные учреждения в настоящее время делятся на две большие группы:

  • организации, которые получают средства только из бюджета государства, субъекта федерации или муниципального образования. Иных средств такие организации не получают на осуществление своего функционирования. Кроме того, других источников для финансирования своих нужд у таких организаций нет;
  • организации, которые осуществляют закупки не только за счет средств, полученных из бюджета, но и за счет средств, которые такие организации получают в качестве оплаты своей деятельности, то есть на основании своего собственного дохода.

Проведение закупок в бюджетных учреждениях

Регламентация деятельности первого типа организаций при осуществлении закупок для обеспечения собственных нужд происходит только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это связано с тем, что в момент принятия данного закона в 2013 году он был определен, как ключевой нормативный акт, который должен использоваться всеми государственными и бюджетными учреждениями, получающими финансирование только из различных уровней государственного бюджета.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Если говорить о правовом регулировании закупочной деятельности второго типа организаций, то они имеют право выбирать, на основании каких нормативных актов осуществлять свою закупочную деятельность. При этом в качестве регламентирующих федеральных правовых актов для такой группы бюджетных учреждений следует рассматривать не только указанный выше Федеральный закон, но также и Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Использование второй группой бюджетных учреждений норм Федерального закона №223-ФЗ для проведения закупочной деятельности не является обязанностью таких учреждений – это право таких организаций. При этом не является нарушением действующего законодательства в соответствии с решением УФАС РФ №04-05/3989, принятым в 2015 году, использование организацией, которая получает финансирование не только из средств бюджета, но и от своей деятельности, положений Федерального закона №44-ФЗ для проведения своей закупочной деятельности.

Однако следует помнить, что в том случае, если организация начала работать в соответствии с положениями одного закона, в течение года изменить нормативный акт, выступающий правовым основанием проводимых закупок, будет невозможно до момента начала следующего планового и закупочного года вне зависимости от того, идет ли речь о строгом регулировании с помощью Федерального закона №44-ФЗ либо о более лояльном использовании Федерального закона №223-ФЗ.

Контрактный управляющий и контрактная служба, как основные представители заказчика

Если Федеральный закон №223-ФЗ не говорит о том, кто именно должен проводить все мероприятия, относимые к закупочной деятельности, в рамках обеспечения нужд бюджетного учреждения, то для Федерального закона №44-ФЗ характерно четкое определение того лица или группы лиц, которые должны выполнять все действия, входящие в процедуру закупочной деятельности.

В том случае, если контрактной службы внутри организации нет, а совокупный годовой объем закупок достаточно велик, но не превышает указанного предела в сто миллионов рублей, внутри организации может быть сформирована контрактная служба численностью не менее двух человек, либо назначено несколько контрактных управляющих, объединение в одно структурное подразделение которых может не производиться.

Численность сотрудников контрактной службы или количество штатных единиц, выделенных под контрактных управляющих, в каждом конкретном случае государственный или муниципальный заказчик определяет самостоятельно исходя из своих потребностей и объема тех закупок, которые он проводит.

В случае создания контрактной службы ее должен возглавить специально назначенный руководитель. При этом необязательно, чтобы такой руководитель был назначен исключительно на эту должность.

Права и обязанности руководителя контрактной службы могут быть возложены на любое должностное лицо в организации при условии наличия у последнего достаточного уровня квалификации и пройденного обучения на специалиста по закупкам в соответствии с утвержденными федеральными стандартами профессиональной подготовки.

Порядок создания

Если говорить о порядке создания контрактной службы или должности контрактного управляющего, то вся процедура будет выглядеть следующим образом:

  • сначала необходимо внести изменения в штатное расписание организации, в котором будут либо созданы новые должности, либо введено новое структурное подразделение;
  • следующим шагом становится практическое изменение структуры организации путем создания нового структурного подразделения или новых должностей. При этом следует помнить о том, что фактически можно не создавать новое подразделение, возложив обязанности сотрудников контрактной службы на тех лиц, которые работают в других подразделениях, путем издания специального приказа, корректирующего штатную нагрузку таких сотрудников;
  • после того как все сотрудники получили свои должности, их необходимо обучить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обучение происходит на основании специально разработанных федеральных стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации для специалистов, работающих в области государственных и муниципальных закупок;
  • параллельно с обучением сотрудников происходит разработка положений о единой комиссии, а также об экспертной комиссии с целью реализации норм Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». В случае если заказчиком принято соответствующее решение, речь может идти не о единой комиссии, а о нескольких комиссиях, каждая из которых будет отвечать за свой вид закупочных процедур (например, конкурсная комиссия, аукционная и т. д.).

Должностные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего при проведении закупок в бюджетных учреждениях

Вне зависимости от того, идет ли речь о контрактном управляющем или сотрудниках контрактной службы в качестве самостоятельных штатных единиц, или о сотрудниках других подразделений, назначенных на данные должности приказом руководителя организации, в соответствии с действующим законодательством у таких лиц имеются определенные должностные обязанности (полный их перечень фиксируется в должностной инструкции, а также в положении о контрактной службе). К числу основных функций относятся:

  • осуществление плановой деятельности по подготовке закупочных мероприятий заказчика путем составления и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок плана-графика;
  • публикация всех требуемых законом сведений о проводимых закупочных процедурах в Единой информационной системе в установленные сроки;
  • собственно проведение закупочных процедур с целью определения исполнителя по заключаемому контракту либо публикация сведений о том, что процедура не состоялась, и требуется либо повторная процедура, либо согласование с контролирующим органом в сфере закупок на заключение контракта или договора с единственным вышедшим потенциальным исполнителем;
  • проведение мероприятий по заключению контрактов по итогам осуществленных закупочных процедур, а также контроль за исполнением таких контрактов с последующим принятием результатов такого исполнения;
  • проведение в случае возникновения такой необходимости претензионно-исковой работы, направленной на урегулирование сложившихся конфликтных ситуаций с имеющимся исполнителем по контрактам. Осуществление данного вида деятельности происходит в тесном взаимодействии контрактной службы (контрактного управляющего) с правовым или юридическим подразделением заказчика;
  • реализация иных направлений действий, которые предусмотрены действующим законодательством (например, организация в пределах своей компетенции деятельности закупочных и экспертных комиссий, в том числе посредством привлечения сторонних экспертов из специально аккредитованных компаний для получения достоверной и объективной информации о результатах исполнения того или иного контракта).

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ключевые особенности осуществления закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Особенностью бюджетных учреждений является то, что на них распространяются положения как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Закупки на основании 44-ФЗ производятся в бюджетных учреждениях с некоторыми особенностями.

Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Особенностям закупок в бюджетных учреждениях посвящена ст. 15 ФЗ-44. В части первой указанной статьи подчеркивается, что бюджетные организации должны придерживаться 44-ФЗ, если товары, работы и услуги закупаются ими на бюджетные деньги. Исходя из положений законодательства, закупки, которые производятся частично на бюджетные, а частично на собственные деньги, также должны производиться по 44-ФЗ.

Тогда как в части 2 и 3 ст. 15 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, когда бюджетное учреждение может принять соответствующий локальный нормативно-правовой акт и перейти на закупки по более лояльному 223-ФЗ, если они производятся на безвозмездно полученные гранты и субсидии, а также на прибыль учреждения.

При этом закупки по нормам 223-ФЗ, даже если они осуществляются исключительно за счет полученных доходов от деятельности бюджетного учреждения, являются правом, а не обязанностью бюджетного учреждения. То есть оно вправе руководствоваться положениями 44-ФЗ в процессе закупочной деятельности при желании.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Согласно решению УФАС от 2015 года №04-05/3989, использование бюджетными организациями и учреждениями закупок в соответствии с требованиями 44-ФЗ даже от приносящей доходы деятельности не являются нарушением.

Кто должен заниматься закупками

Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.

Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.

Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:

  1. Изучение положений законодательства.
  2. Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
  3. Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
  4. Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.

Должностные обязанности контрактной службы и управляющего

Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
  • размещение сведений о закупке в ЕИС;
  • определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
  • заключение и исполнение контрактов;
  • принятие результатов исполнения контракта;
  • претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
  • прочие обязанности по нормам закона.

Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector