Комментарий к фз о фсб 2020
Комментарий к фз о фсб 2020
Вследствие известных предновогодних хлопот и забот, быть может, незамеченным для большинства наших сограждан осталось вступление в силу со дня опубликования в «Российской газете» 29 декабря 2010 г Федерального закона № 390-ФЗ «О безопасности».
Новый закон определяет основные принципы и содержание обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, совокупность которых в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года именуется национальной безопасностью, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, и статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Правовую основу обеспечения безопасности России (статья 5 закона) составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Следует подчеркнуть, что новый закон закрепляет иную систему основных принципов обеспечения безопасности страны, к числу которых отнесены (статья 2):
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В тоже время, из этой системы выпали, утратили свое основополагающее значение присутствовавшие в законе от 5 марта 1992 г., следующие принципы интегрированности, сбалансированности жизненно важных интересов личности, общества и государства, и взаимной ответственности личности, общества и государства за состояние безопасности.
Однако это вовсе не означает, что граждане и их общественные объединения, то есть институты гражданского общества, отстранены от обеспечения безопасности страны.
На право граждан и общественных объединений участвовать в обеспечении безопасности прямо указывается в части 4 статьи 4 федерального закона.
В целом деятельность по обеспечению безопасности Российской Федерации включает в себя (статья 3):
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности (данному вопросу специально посвящена статья 7 закона);
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации. Полномочия президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности определены статьей 8 закона и включают:
— определение основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
— прерогативы утверждать стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
— формировать и возглавлять Совет Безопасности (статусу Совета безопасности России посвящена 3 главы – статьи 13 – 18 рассматриваемого закона;
— устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
— в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществлять полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
— принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
— решать в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществлять иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 18 закона устанавливает, что решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.
Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.
Напомним, что Стратегией национальной безопасности до 2020 года на Совет безопасности возложена подготовка ежегодного доклада президенту России о состоянии национальной безопасности, однако в предыдущем, 2009 г., сообщении о представлении данного документа президенту не поступало.
Согласно статье 4 государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.
Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности (статья 7 закона) осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:
1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;
4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.
Глава 2 закона характеризует полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности
К полномочиям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отнесены:
1) рассмотрение принятых Государственной Думой Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;
2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Правительство Российской Федерации (статья 10):
1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти (статья 11 федерального закона) выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (статья 12) в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Следует однако заметить, что с принятием этого важного законодательного акта выстраивание системы обеспечения безопасности России не заканчивается.
На очереди – разработка законов и доктрин в области обеспечения информационной безопасности, энергетической и продовольственной безопасности и ряд других концептуальных и законодательных актов.
Олег ХЛОБУСТОВ, эксперт Фонда национальной и международной безопасности
Сергей Чапчиков — Комментарий к Федеральному закону «О безопасности» (постатейный)
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «Комментарий к Федеральному закону «О безопасности» (постатейный)»
Описание и краткое содержание «Комментарий к Федеральному закону «О безопасности» (постатейный)» читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». В ней подробно рассматриваются основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Издание предназначено для политиков, юристов, общественных деятелей, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе.
Издание подготовлено при информационной поддержке Компании «ГАРАНТ».
Сергей Юрьевич Чапчиков
Комментарий к Федеральному закону «О безопасности» (постатейный)
В современных условиях среди комплекса проблем государственного строительства особое значение приобрели проблемы национальной безопасности.
Дело в том, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.
Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.
В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил[1].
Социальная напряженность, рост нетерпимости, ксенофобии, религиозного радикализма, повышение агрессивности, распространение насилия и террора стали неотъемлемыми чертами развития современных геополитических процессов. Эти тенденции становятся все более опасными для России в силу большой протяженности ее сухопутных и морских границ. Поэтому эффективное противодействие современным угрозам для российского государства – залог сохранения суверенитета, федеративной целостности, гарантия стабильных международных отношений[2].
На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние оказывают рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усиливается глобальное информационное противоборство, возрастают угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Обостряется мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастают угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами[3]. В этой ситуации обеспечение национальной безопасности стало центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие силы, средства и ресурсы, специальные структуры, управленческие кадры и специалисты-профессионалы, научное, организационное, правовое и иное обеспечение, единая выверенная и взвешенная политика национальной безопасности, охватывающая все основные сферы жизни и деятельности общества и государства, и, самое главное в условиях демократического правового государства, – надежная и эффективная правовая база.
В настоящее время произошло существенное расширение представлений о безопасности, как в отношении объектов посягательства, так и в отношении источников опасности, а в принципиальных вопросах при определении понятия «безопасность» речь по-прежнему идет либо о способности (иногда свойстве, качестве) какой-либо системы противостоять посягательствам, либо о состоянии объекта, характеризующегося защищенностью от опасности или отсутствием самой возможности разрушительного воздействия. Это наглядно проявилось в принятии Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Разработка проблем безопасности государства не может не опираться на государственные и международные нормативные правовые акты, регулирующие внутренние и внешние политические отношения. Особую роль при этом играют Устав ООН, Договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1, СНВ-2, СНВ-3), Договор об ограничении стратегических ядерных потенциалов (СНП), международные акты по вопросам безопасности, в частности документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975, 1992 гг.) и др. Для развития общей теории безопасности государства в условиях российской действительности важное значение имеет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «Об обороне», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и другие государственные нормативные правовые документы.
Основные методологические ориентиры для изучения проблем национальной безопасности сформулированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в Федеральном законе «О безопасности», принятом Государственной Думой 7 декабря 2010 г. и подписанном Президентом РФ 28 декабря 2010 г.[4].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в. – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.
Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности[5].
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, сформулированные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Федеральный закон о ФСБ: содержание, последняя редакция
ФСБ — это служба, являющая собой совокупность органов, контролирующая и регулирующая безопасность территории и граждан Российской Федерации, принимающая в этой области самостоятельные решения и проводящая операции и мероприятия. Согласно законодательству РФ, эту сферу контролирует и регламентирует Федеральный закон номер 40.
Общие сведения о 40 ФЗ
Федеральный закон о ФСБ был принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года. Последние изменения в него вносились 18 июня 2017 года. В ФЗ 40 6 глав и 26 статей. Также в это время вносились корректировки в отдельные статьи Федерального закона о ФСБ. Подробности здесь:
Согласно настоящему закону определяются основные принципы работы Федеральной Службы Безопасности, должности сотрудников органов, назначения и операции, проводимые ими, оформлены полномочия и сила федеральных органов и их правоотношения с государством.
Читайте также о последних изменениях в Федеральном законе №151. Подробнее об этом здесь:
Краткое содержание Федерального закона номер 40 «Об органах Федеральной Службы Безопасности в Российской Федерации»:
- В первой главе описаны общие положения закона. Дан список органов служб безопасности и назначение каждого из них. Описаны полномочия ФСБ в сфере безопасности граждан, территорий и государства. Оформлены другие акты, законы и нормативы, регулирующие данную область, прописаны основные принципы и деятельность органов безопасности. Оформлены способы и меры по осуществлению органами деятельности, но при этом соблюдении прав и свобод населения;
- В главе второй дан список и описание категорий деятельности ФСБ. Описана контрразведка, информационная и пограничная безопасность, операции и меры по борьбе с террористами и преступниками и другая разведывательная деятельность;
- В главе номер три дан список полномочий в разных областях Федеральной Службы Безопасности. Оформлены обязанности и обязательства сотрудников федеральных органов и их права. Подробно описано право работников таких служб использовать при исполнении обязанностей оружие, технику, физическую силу и др. Со статьи 14.1 по статью 14.6 подробно расписаны полномочия ФСБ в разных ситуациях, как проникновение в жилые помещения, процесс получения и порядок применения огнестрельного оружия и т. д. Описаны меры и способы сотрудничества ФСБ с другими российскими и иностранными органами и учреждениями;
- В четвертой гл. оформлены все способы и средства, которые использует Федеральная Служба Безопасности для исполнения своих обязанностей. Описаны категории сотрудников и их статус, используемые ими меры. Дана форма удостоверения и меры безопасности, которые используют сотрудники для обеспечения собственной защиты. Описаны способы защиты сотрудников государством, их социальная поддержка и другие лица, помогающие и поддерживающие ФСБ. Меры и процессы предоставления органам сведений и информации для проведения операций;
- В гл. пять оформлены способы и мероприятия по ведению контроля за деятельностью ФСБ, какие органы имеют право получать информацию и какие лица имеют право вести прокурорский надзор;
- В шестой оформлены заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.
Федеральный закон 89 об отходах производства и потребления с изменениями на 2018 год читайте тут:
Все процессы, мероприятия, полномочия, права и обязанности Федеральной Службы Безопасности контролируются настоящим ФЗ, Конституцией Российской Федерации и международными контрактами. Основные положения ФЗ №58 здесь:
Последние поправки
Последние изменения в ФЗ 40 о ФСБ были внесены 18 июня 2017 года, при принятии ФЗ номер 127. Все изменения произошли в статье 7, части шестой. В этой статье описана конфиденциальность информации о Федеральной Службе Безопасности, согласно принятым изменениям любые полученные органами сведения, являющиеся рассекреченными в соответствии с законами Российской Федерации и принятые, как историческая, культурная, научная ценность или наследие народа, передаются в специальные архивы. В дальнейшем такие материалы и сведения хранятся в архивах специальных уполномоченных органов в сфере делопроизводства.
О ФЗ об ОРД с изменениями на 2018 год читайте по ссылке:
В шестой статье описываемого закона оформлены права граждан, которые федеральные органы обязаны соблюдать. Согласно этой статье, граждане могут не опасаться за нарушение своих прав, так как государство контролирует и гарантирует эту область. Для сотрудников ФСБ не допускается ограничение какого-либо права человека или его свободы. В случае, если все же гражданин был ограничен в своих правах или свободах, он вправе потребовать от сотрудников органов разъяснения на каких основаниях были введены ограничения.
Однако согласно этой статье ФСБ имеет право контролировать:
- Звонки телефоном при помощи их прослушивания и записывания;
- Сообщения, переданные при помощи телефонов или телеграфов;
- Письма и посылки, переданные по почте.
В случаях, если работники ФСБ получили сведения, затрагивающие частную, семейную жизнь гражданина или же касающиеся семейной тайны, они не имеют право разглашать эту информацию кому-либо без согласия гражданина. За разглашение конфиденциальной информации сотрудник органа может понести ответственность.
Согласно восьмой статье ФЗ 40 существует ряд направлений деятельности федеральных органов, относящихся к службе безопасности:
- Контрразведывательные мероприятия и операции;
- Деятельность по обеспечению и сохранению информационной безопасности;
- Планирование и применение планов по борьбе с терроризмом;
- Деятельность на границах страны;
- Планирование и применение планов по борьбе с преступностью;
- Разведка.
В статье 14 описаны права сотрудников ФСБ на применение физической силы, огнестрельного оружия и т. д. при исполнении своих обязанностей. Последние изменения в этой статье были внесены 6 июля 2016 года. Согласно этим изменениям работники федеральных органов не несут ответственность за причиненный ущерб или за порчу какого-либо имущества при применении специальной техники, оружия или силы, в случаях если применение этих средств было законно обосновано и на проведенные действия получено разрешение. В составе группы, при командовании командиром или лично сотрудники ФСБ имеют право применять любые средства для достижения цели. Однако основания для применения таких средств должны быть законными. Командир обязан отдать приказ на использование оружия, без приказа служащий использовать его не имеет права. Отдельно для использования боевой техники требуется особое распоряжение Правительства Российской Федерации.
Статья номер 21 и 22 статья 40 ФЗ о ФСБ утратили свою силу или были отменены. 21-ая была отменена 30 июня 2003 года и 22-ая 30 июня 2003 года тоже.
Скачать последнюю редакцию закона о ФСБ
Федеральный закон номер 40 регулирует не только принципы работы Федеральной Службы Безопасности, но и контролирует правоотношения граждан Российской Федерации с сотрудниками ФСБ. В случае, если гражданин предполагает, что во время деятельности федерального органа были нарушены его права или свобода, он имеет право направить иск. Иск направляется в вышестоящий Фед. орган безопасности, судебный орган или прокуратуру. Для того, чтобы не совершить ошибку и понять точно, были ли нарушены права и каким образом поступать дальше, рекомендуется изучить описываемый закон.
Скачать Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» можно по ссылке.
Остановить принятие поправок к Федеральному закону «О федеральной службе безопасности»
Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко
22 декабря 2015 года скоропалительно и без проведения экспертизы правозащитными государственными институтами и Общественной палатой, а также без широкого общественного обсуждения был принят сразу во втором и третьем чтении Законопроект № 830561-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности».
23 декабря 2015 года данный законопроект был направлен в Совет Федерации.
Принятие данного законопроекта в нынешней редакции совершенно недопустимо, поскольку нарушает фундаментальные права граждан на жизнь и здоровье.
Не имея возможности к настоящему моменту в связи с экстренным принятием данного законопроекта и отсутствием какой-либо публичности вокруг него провести полный юридический анализ данного законопроекта, мы приведем лишь несколько примеров.
В предложенной редакции (ст. 14 ч. 2): «2. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям». Отсутствует даже минимальное необходимое ограничение «, если применение силы, спецсредств и оружия признано правомерным». Это означает, что пострадавшие будут лишены возможности обжаловать причиненный в данном случае вред в судебном порядке.
В предложенной редакции (ст. 14.1) «военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (старшего группы)». Нет указания на законность приказов или распоряжений (только в этом случае!) и, тем более, на возможность невыполнения заведомо незаконного приказа или распоряжения.
В предложенной редакции (ст.14.4) военнослужащие применяют физическую силу и спецсредства «для пресечения преступления или административного правонарушения» (п. б) ст. 14.4), «для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности» (п. в) ст. 14.4.), «для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих органов федеральной службы безопасности» (п. в) ст. 14.5.). Согласно этим формулировкам физическая сила и спецсредства могут быть применены для пресечения любого преступления (клевета) и административного правонарушения (превышение скорости). Также физическая сила и спецсредства могут быть применены для пресечения ненасильственного (словесного или иного) сопротивления.
Фактически, формулировки предложенного законопроекта повторяют первоначальный вариант поправок в Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который в народе получил название «закон садистов». После тщательного обсуждения на Совете по правам человека при Президенте РФ, а также совместной работы правозащитников и законодателей удалось выработать в основном приемлемые формулировки для принятия данного закона.
Совершенно очевидно, что такую же работу необходимо провести и над данным законопроектом.
Мы призываем Совет Федерации не утверждать данный законопроект до тех пор, пока он не пройдет экспертизу Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета по правам человека при Президенте РФ, Общественной палаты в РФ, а также широкое общественное обсуждение.
Мы призываем Президента РФ, в случае утверждения Советом Федерации РФ поправок к Федеральному закону «О федеральной службе безопасности» в нынешнем виде, не подписывать данный закон.
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Председатель Московской Хельсинкской группы, Л.М. Алексеева
Член Московской Хельсинкской группы, В.В. Борщёв
Член Правления Общественной правозащитной организации «Гражданский контроль», Ю.И. Вдовин
Председатель Комитета «Гражданское содействие», С.А. Ганнушкина
Директор «Института прав человека», В.М. Гефтер
Член Совета Правозащитного центра «Мемориал», О.П. Орлов
Исполнительный директор Движения «За права человека», Л.А. Пономарёв
Директор Фонда «Общественный вердикт», Н.Е. Таубина
Председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал», А.В. Черкасов
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук, И.Г. Шаблинский
Федеральный закон о ФСБ: содержание, последняя редакция
ФСБ — это служба, являющая собой совокупность органов, контролирующая и регулирующая безопасность территории и граждан Российской Федерации, принимающая в этой области самостоятельные решения и проводящая операции и мероприятия. Согласно законодательству РФ, эту сферу контролирует и регламентирует Федеральный закон номер 40.
Общие сведения о 40 ФЗ
Федеральный закон о ФСБ был принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года. Последние изменения в него вносились 18 июня 2017 года. В ФЗ 40 6 глав и 26 статей. Также в это время вносились корректировки в отдельные статьи Федерального закона о ФСБ. Подробности здесь:
Согласно настоящему закону определяются основные принципы работы Федеральной Службы Безопасности, должности сотрудников органов, назначения и операции, проводимые ими, оформлены полномочия и сила федеральных органов и их правоотношения с государством.
Читайте также о последних изменениях в Федеральном законе №151. Подробнее об этом здесь:
Краткое содержание Федерального закона номер 40 «Об органах Федеральной Службы Безопасности в Российской Федерации»:
- В первой главе описаны общие положения закона. Дан список органов служб безопасности и назначение каждого из них. Описаны полномочия ФСБ в сфере безопасности граждан, территорий и государства. Оформлены другие акты, законы и нормативы, регулирующие данную область, прописаны основные принципы и деятельность органов безопасности. Оформлены способы и меры по осуществлению органами деятельности, но при этом соблюдении прав и свобод населения;
- В главе второй дан список и описание категорий деятельности ФСБ. Описана контрразведка, информационная и пограничная безопасность, операции и меры по борьбе с террористами и преступниками и другая разведывательная деятельность;
- В главе номер три дан список полномочий в разных областях Федеральной Службы Безопасности. Оформлены обязанности и обязательства сотрудников федеральных органов и их права. Подробно описано право работников таких служб использовать при исполнении обязанностей оружие, технику, физическую силу и др. Со статьи 14.1 по статью 14.6 подробно расписаны полномочия ФСБ в разных ситуациях, как проникновение в жилые помещения, процесс получения и порядок применения огнестрельного оружия и т. д. Описаны меры и способы сотрудничества ФСБ с другими российскими и иностранными органами и учреждениями;
- В четвертой гл. оформлены все способы и средства, которые использует Федеральная Служба Безопасности для исполнения своих обязанностей. Описаны категории сотрудников и их статус, используемые ими меры. Дана форма удостоверения и меры безопасности, которые используют сотрудники для обеспечения собственной защиты. Описаны способы защиты сотрудников государством, их социальная поддержка и другие лица, помогающие и поддерживающие ФСБ. Меры и процессы предоставления органам сведений и информации для проведения операций;
- В гл. пять оформлены способы и мероприятия по ведению контроля за деятельностью ФСБ, какие органы имеют право получать информацию и какие лица имеют право вести прокурорский надзор;
- В шестой оформлены заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.
Федеральный закон 89 об отходах производства и потребления с изменениями на 2018 год читайте тут:
Все процессы, мероприятия, полномочия, права и обязанности Федеральной Службы Безопасности контролируются настоящим ФЗ, Конституцией Российской Федерации и международными контрактами. Основные положения ФЗ №58 здесь:
Последние поправки
Последние изменения в ФЗ 40 о ФСБ были внесены 18 июня 2017 года, при принятии ФЗ номер 127. Все изменения произошли в статье 7, части шестой. В этой статье описана конфиденциальность информации о Федеральной Службе Безопасности, согласно принятым изменениям любые полученные органами сведения, являющиеся рассекреченными в соответствии с законами Российской Федерации и принятые, как историческая, культурная, научная ценность или наследие народа, передаются в специальные архивы. В дальнейшем такие материалы и сведения хранятся в архивах специальных уполномоченных органов в сфере делопроизводства.
О ФЗ об ОРД с изменениями на 2018 год читайте по ссылке:
В шестой статье описываемого закона оформлены права граждан, которые федеральные органы обязаны соблюдать. Согласно этой статье, граждане могут не опасаться за нарушение своих прав, так как государство контролирует и гарантирует эту область. Для сотрудников ФСБ не допускается ограничение какого-либо права человека или его свободы. В случае, если все же гражданин был ограничен в своих правах или свободах, он вправе потребовать от сотрудников органов разъяснения на каких основаниях были введены ограничения.
Однако согласно этой статье ФСБ имеет право контролировать:
- Звонки телефоном при помощи их прослушивания и записывания;
- Сообщения, переданные при помощи телефонов или телеграфов;
- Письма и посылки, переданные по почте.
В случаях, если работники ФСБ получили сведения, затрагивающие частную, семейную жизнь гражданина или же касающиеся семейной тайны, они не имеют право разглашать эту информацию кому-либо без согласия гражданина. За разглашение конфиденциальной информации сотрудник органа может понести ответственность.
Согласно восьмой статье ФЗ 40 существует ряд направлений деятельности федеральных органов, относящихся к службе безопасности:
- Контрразведывательные мероприятия и операции;
- Деятельность по обеспечению и сохранению информационной безопасности;
- Планирование и применение планов по борьбе с терроризмом;
- Деятельность на границах страны;
- Планирование и применение планов по борьбе с преступностью;
- Разведка.
В статье 14 описаны права сотрудников ФСБ на применение физической силы, огнестрельного оружия и т. д. при исполнении своих обязанностей. Последние изменения в этой статье были внесены 6 июля 2016 года. Согласно этим изменениям работники федеральных органов не несут ответственность за причиненный ущерб или за порчу какого-либо имущества при применении специальной техники, оружия или силы, в случаях если применение этих средств было законно обосновано и на проведенные действия получено разрешение. В составе группы, при командовании командиром или лично сотрудники ФСБ имеют право применять любые средства для достижения цели. Однако основания для применения таких средств должны быть законными. Командир обязан отдать приказ на использование оружия, без приказа служащий использовать его не имеет права. Отдельно для использования боевой техники требуется особое распоряжение Правительства Российской Федерации.
Статья номер 21 и 22 статья 40 ФЗ о ФСБ утратили свою силу или были отменены. 21-ая была отменена 30 июня 2003 года и 22-ая 30 июня 2003 года тоже.
Скачать последнюю редакцию закона о ФСБ
Федеральный закон номер 40 регулирует не только принципы работы Федеральной Службы Безопасности, но и контролирует правоотношения граждан Российской Федерации с сотрудниками ФСБ. В случае, если гражданин предполагает, что во время деятельности федерального органа были нарушены его права или свобода, он имеет право направить иск. Иск направляется в вышестоящий Фед. орган безопасности, судебный орган или прокуратуру. Для того, чтобы не совершить ошибку и понять точно, были ли нарушены права и каким образом поступать дальше, рекомендуется изучить описываемый закон.
Скачать Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» можно по ссылке.