Как стать тренером по проведению тренингов - Юридическое бюро Advokat-Popov.Ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как стать тренером по проведению тренингов

Как стать бизнес-тренером с нуля? Пошаговая инструкция

Бизнес-тренер — профессия молодая, активно развивающаяся. В современном динамичном мире сложно найти сотрудника внутри компании, который на 100% знает все нюансы и тонкости, как внутренней ситуации в компании, так и внешней обстановки на рынке.

Тренера призваны обучать сотрудников и высшее руководство. Большая часть их работы приходится на обучение торгового персонала, продажников, обслуживающих сотрудников.

Функции

Для того чтобы специалист смог называться именно бизнес-тренером, он должен обладать определенными навыками, личностными качествами, профессиональными знаниями и умениями. Такие тренера большую часть своего рабочего времени занимаются обучением управленческого персонала. Для того чтобы получить доступ к верхушке компании, нужно пройти ряд тренингов и курсов для повышения квалификации и научиться успешно применять на практике приемы тренеров.

Бизнес-тренер или тренинг-менеджер?

Хочу стать бизнес-тренером! Или просто тренинг-менеджером? Одного желания недостаточно. Чтобы быть успешным специалистом, необходимо понять, в чем разница между этими позициями.

Тренинг-менеджер занимается обучением линейного персонала. Чаще всего в его компетенции не входят задачи, связанные с обучением управленческим навыкам, управлением бизнесом или расстановкой приоритетов по планированию развития производства.

Бизнес-тренер в классическом понимании обязательно обучает навыкам управления командой, причем делает это на глубоком уровне. Простого целеполагания будет недостаточно — проработка управления командой идет глубокая, от линейного распределения обязанностей и делегирования полномочий, до управления конфликтами на уровне высшего руководства. Обязательным пунктом программы обучения будет также обучение бизнес-планированию, маркетинговым вещам. Основной уклон в работе — всегда в сторону управленческих функций, стратегии развития бизнеса.

Опыт или теория?

Среди противников и сторонников позиции идет нешуточная битва, главный вопрос которой: должен ли тренер иметь практический опыт в том, чему учит?

Противники говорят, что невозможно качественно научить чему-то, не имея в этом опыта. Как может тренер давать знания и практические советы, когда он сам не вел бизнес, максимум — получил экономическое образование в данной отрасли.

Сторонники же отмечают, что тренинг — это не мастер-класс. На мастер-классе можно получить практические руководства от человека, который имеет успешный (или даже негативный) опыт ведения собственного дела. В таком случае есть смысл прислушиваться к советам и воспринимать их как руководство к действию. Тренинг же направлен на то, чтобы подтолкнуть человека искать правильные ответы на возникающие вопросы. Задача бизнес-тренера — ставить вопросы так, чтобы слушатели сами находили решения. Для этого необходимо обладать определенными качествами, никак, однако, не связанными с практическим ведением бизнеса.

Задачи

Как стать бизнес-тренером? С чего начать? Начать необходимо с выяснения того, что входит в обязанности.

Тренер в своей работе:

  • проводит обучающие тренинги для сотрудников компании или управленческого состава;
  • составляет обучающие программы;
  • пишет методические пособия и памятки;
  • проводит аттестации сотрудников всех уровней;
  • составляет отчетность о проделанной работе.

Учеба на тренера

Обучение бизнес-тренеров проводится в специальных школах. Стать тренером можно:

  • обучаясь в специальном заведении на курсах;
  • став помощником тренера;
  • получив опытного тренера-наставника;
  • обучаясь самостоятельно и проводя практику.

К сожалению, на данном этапе официального обучения тренерству нет. Получив образование в области социологии, психологии, любом другом направлении, для получения работы своей мечты необходимо развивать в себе качества, необходимые для успешной деятельности.

Качества тренера

Разобравшись в том, как стать бизнес-тренером с нуля, необходимо проанализировать, все ли необходимые профессиональные и личностные качества у вас присутствуют. Тренер должен:

  • иметь профильное высшее образование, желательно в придачу к нему пройти школу тренеров или курсы;
  • уметь взаимодействовать с разными людьми, держать аудиторию на протяжении продолжительного периода времени;
  • грамотно, красиво, интересно говорить;
  • уметь излагаться свои мысли четко и доступно;
  • обладать глубокими познаниями по теме (теоретическими, подкрепленными практикой или практическими из опыта);
  • планировать обучающий курс таким образом, чтобы он был доступным, полезным, информативным;
  • обладать лидерскими качествами, харизмой;
  • уметь работать с иностранными материалами, чтобы применять наилучшие практики на отечественном рынке;
  • постоянно самосовершенствоваться.

Выбор роли

Определившись, как стать бизнес-тренером, с чего начать, приступают к освоению профессии. Важно четко понять для себя, каким именно хотите стать тренером:

  • какая отрасль бизнеса нравится больше всего, с чем бы хотелось работать;
  • чему именно хочется обучать — ведению переговоров, организации работы фирмы, управленческим навыкам;
  • какая аудитория интересует — линейный персонал (уборщики, продавцы), менеджментская прослойка — управленцы среднего звена (начальники отделов), топ-менеджмент — директора компаний, правящая верхушка фирм.

Основываясь на выбранном направлении, можно четко определиться, какую роль в будущем хотелось бы играть в рамках компании. Есть 10 ролей, которые выполняют тренера:

  • поддержка управленческих решений;
  • двигатель (драйвер) бизнеса;
  • эксперт;
  • идейный вдохновитель;
  • преобразователь навыков в результат развития бизнеса;
  • агент изменений в стратегических масштабах;
  • специалист по формированию одинаковой структуры для всего бизнеса в различных регионах;
  • наставник;
  • коуч;
  • учитель-практик.

Каждая из этих ролей несет свою смысловую нагрузку, каждая — имеет определенный круг задач.

Чтобы выбрать свою нишу, необходимо проанализировать свои навыки и знания. Определиться необходимо с тем, что лучше всего получается, что приносит наибольшее удовлетворение.

Тренер не может работать без удовольствия. Как стать бизнес-тренером, если общение с людьми или выбранная тема не являются близкими и интересными? Не бывает хороших специалистов там, где общение связано с людьми и проходит, при этом, без запала с обеих сторон.

Уникальность информации

Обучение новой информации — сложная работа. Бизнес-тренер постоянно подвержен стрессу, связанному с необходимостью коммуницировать со взрослыми, сложившимися людьми, с устоявшимися взглядами и убеждениями. Чтобы было проще бороться с возражениями, необходимо не только обладать внутренней стойкостью и упорством, но и четко понимать, в чем уникальность именной этой, преподаваемой вами, информации, и ваша лично.

Аудитории недостаточно получать только качественные знания. Слушатели хотят видеть перед собой личность, активного человека, открывающего новое для них, подающего руку в сложных ситуациях, готового признавать свои ошибки и учиться. Известные бизнес-тренеры — это люди, которыми хочется восхищаться, следовать их примеру, возвращаться к их опыту и покорять с ними еще одну вершину. Роберт Кийосаки, Радислав Гандапас, Бодо Шефер — эти имена известны даже тем, кто тренинги не посещал. Ими восхищаются, их пример известен на весь мир. Не нужно пытаться стать похожим на кого-то из известных людей, хороший тренер — уникален, имеет свою изюминку, верит в собственные силы и свою значимость.

Особенности профессии

На всех этапах вхождения в карьеру есть свои особенности и нюансы. Какие-то постепенно нивелируются, сходят на «нет» под воздействием прочих факторов, какие-то — трансформируются и становятся преимуществами.

Основные особенности и вопросы, появляющиеся у начинающих и опытных тренеров:

  1. Как стать бизнес-тренером, если вокруг уже много таких специалистов? Постоянный демпинг происходит в начале карьеры, затем, получив опыт и знания, каждый получает то вознаграждение, которое он заслуживает.
  2. Заказчик всегда прав. Как бы это ни было печально, но факт остается фактом — если клиент хочет тренинг по продажам без основ борьбы с возражениями, то есть только два выхода — подстроиться под клиента и провести необходимый урок качественно, или отказаться от участия в таком мероприятии. Кроме того, на первых этапах, до получения обратной связи от сотрудников и анализа результатов посттренинговых работ, клиент всегда относится к тренеру снисходительно. Важно помнить, что если бы бизнес был удачен настолько, насколько хочется клиенту, то услуги тренера бы не потребовались. А значит, понимая свою важность для сотрудников, необходимо простить заказчику эту слабость.
  3. Отголоски образования, полученного в вузе, будут постоянно напоминать о себе. Психолог будет анализировать типы личностей, стараться применить полученные знания, аналитик — больше внимания уделять разбору информации. Это — особенности, которые необходимо постоянно контролировать, чтобы работа не была проделана впустую.
  4. Разница квалификаций тренера и аудитории. Профессия бизнес-тренер молода, как и большая часть таких людей в нашей стране. Молодой начинающий специалист явно не произведет впечатления на аудиторию из 30 человек генеральных директоров больших корпораций. Исключения — редки, эти люди — настоящие самородки. Бизнес-тренер по продажам, имеющий опыт, основанный только на западной литературе, однозначно стушуется, столкнувшись с опытными отечественными продажниками, которые выросли из торговцев перекупленным товаром на рынках. Имея реальный опыт, зная реалии рынка, они редко скупятся в своих оценках.

Эмоциональные и физические трудности

Сталкивается специалист еще с некоторыми трудностями.

Эмоциональное выгорание — первая. С этой проблемой сталкивается большая часть тренеров. Как стать бизнес-тренером, думают все, как не сгореть на работе — думает меньшинство. Чтобы не получить эмоциональную усталость, нежелание заниматься любимым делом, необходимо понять для себя, чем эта усталость вызвана — работой с аудиторией, отсутствием позитивного отклика от участников, усталостью физической? Тренер должен всегда быть на пике, держать аудиторию, активно вовлекать слушателей в работу. Это — как игра актера, вслед которой идет эмоциональное опустошение. Чтобы пустота качественно заполнялась, необходимо найти подходящий способ отдыха — чтение книг, поездки на природу, отпуск — для каждого подход свой. Кто-то подпитывается, занимаясь танцами, кто-то — осваивая живопись.

Поездки — вторая. Большинство, раздумывая над вопросом, как стать бизнес-тренером, сталкиваются с таким моментом, как командировки. Однако не в каждой компании они есть. Большинство фирм предпочитает держать штат тренеров в каждом регионе. Ездить «в поля» или нет — дело каждого. Зависит от опыта, профессионализма, желания аудитории и потребностей самого тренера.

Выводы

Решив осваивать нелегкую профессию, необходимо быть готовым, что везде есть, как плюсы, так и минусы. Нельзя нравиться всем, всегда будут слушатели, считающие, что материал скучен и неинтересен. Но можно расти и самосовершенствоваться, чтобы тренерство стало состоянием души.

Как стать бизнес-тренером?

Вопрос этот — из разряда часто встречающихся. Мне его задавали в самых разных ситуациях самые разные люди. Сейчас многие люди хотят расширить свои возможности и приобрести новую специальность. К тому же, прямо скажем, — из разряда элитных. Многие просто хотят сменить прежнюю работу и попробовать себя в новом качестве. Так что отвечать буду с удовольствием.

Для начала — кто чаще спрашивает.

«Гуманитарии».

Психологи, учителя, спортивные тренеры, бывшие офицеры — словом люди умеющие развивать человеческие способности. Они хотят войти в мир бизнеса. В мир отношений жестких, но зато имеющих четкие критерии успешности. Все знают, что тренеры свою работу любят. Да, к тому же, и это тоже все знают, что деньги платят за эту работу, прямо скажем, неплохие.

«Технари».

Из взрослых — получившие образование и основные навыки работы «при советской власти». Дело они знают, работу свою любят, но… «Сейчас же все другое». Из молодых — люди с хорошо простроенным мышлением, понимающие, что в основе любой успешности лежат система и последовательность.

Люди бизнеса.

Успешные менеджеры по продажам часто хотят сделать шаг на более высокую ступеньку иерархии. Часто тренером назначают кого-нибудь из успешных менеджеров, и он сразу же обнаруживает, что продавать самому — одно дело, а обучать этому — совсем другое. Или — распространенный вариант — когда менеджера по персоналу (они же, как правило, психологи) обязывают еще и тренинги вести. Руководители видят смысл поучиться, чтобы повысить качество своей работы по обучению подчиненных.

Поскольку своих читателей я уважаю, то понимаю, что нельзя отвечать на вопрос буквально:
— Как стать бизнес-тренером?
— А просто. Пройти «тренинг для тренеров». И — желаю удачи!

Предлагаю вопрос немного расширить. Например, таким образом:
Чем должен знать и уметь бизнес-тренер?
Какая подготовка и какие рабочие навыки помогут тренеру стать успешным?
Что входит в набор профессиональных компетенций бизнес тренера?

Сразу хотелось бы договориться вот о чем. То, что пишу я — из моего личного опыта. У кого-то вполне м.б. другой опыт. Захотите поспорить, поделиться своим опытом или высказать свое мнение — милости просим. Пишите. Опубликуем.

Статья первая.

Нужна ли бизнес-тренеру подготовка в области практической психологии?

Для начала — в чем она м.б. полезна.
— конечно, задача — встраивать навыки. А как быть, если навык не встраивается именно из-за наличия у человека внутренних проблем? Если его успешности мешают некие травматические воспоминания? Как быть, если к тебе обратились с проблемой, суть которой в том, что человек одной рукой разрушает то, что пытается создавать другой?

Примеры из практики:
1. Молодая худенькая женщина чувствовала себя некомфортно при переговорах с крупными, вальяжными, уверенными руководителями-мужчинами.
2. Взрослый мужчина при переговорах с молодыми женщинами начинал вести себя покровительственно и раздражался, когда те демонстрировали самостоятельную позицию, отличающуюся от той, которую рекомендовал он.
3. Молодой менеджер при переговорах со сверстником вполне мог начать выяснять «кто круче»: спорить, бороться за «последнее слово» и т.д..
4. Молодая, очень квалифицированная и честолюбивая женщина (кстати, тренер), встречая требования придерживаться норм служебной иерархии, заявляла, что «в ней женщину не видят».
И т.д.

Можно заявить, что, мол, в серьезных фирмах уже и штатные психологи появляются. Или: пусть сам решает свои проблемы — к психологам ходит, тренинги личностного роста посещает. И т.д. Сказать-то можно все, что угодно.
Во-первых, далеко не во всякой фирме есть штатный психолог. Во-вторых, даже если и есть, то обратиться к нему мешают многие наши стереотипы. Не привыкли пока еще наши люди к психологам обращаться. Сам по себе совет обратиться к психологу все еще может быть воспринят, не как возможность стать успешней, а как некий диагноз. Как-то само получается: если ты «психолог», то я, выходит, «псих» или «психопат». Короче, ты нормальный, а я по сравнению с тобой — отклонение, ненормальный. Так, что ли?
Тренеру достаточно легко, по ходу выполнения упражнений, сделать для участника следующее:
1) помочь ему осознать: да, у него есть некая «заморочка», которая тормозит его рост;
2) успокоить: наличие проблем никакого отношения к чувству собственного достоинства или самоуважению не имеет.
В зависимости от аудитории, высказать некие рефрейминги, типа: и хорошие компьютеры могут получить вирус. К качеству самого компьютера это отношения не имеет. Запустить антивирусник — и все! Или: осознание наличия проблемы похоже на включение света — сразу видно, где что находится и что с этим теперь делать. Тренер чаще всего воспринимается, как в значительной мере — свой, «продажник». Сам в свое время по клиентам бегал, все понимает. Помогает нам деньги зарабатывать. На одном языке разговаривает. Так сказать, готовая подстройка по ценностям. По личному опыту знаю, что после пары тренингов начинают подходить посоветоваться «о личном». А вот психолог все-таки немного чужой. Он — из другой, спокойной, благополучно-размеренной жизни. Приходит в 10 00, уходит в 18 00. Тренер, он — свой, такой же, только умный. С ним проще. Психолог — тоже умный, но другой. К нему обратиться, как черту некую переступить. Хотя, конечно, все в очень значительной степени зависит от конкретных людей.

И еще одно соображение по поводу базовой подготовке тренера. По моему мнению (подчеркиваю: исключительно — по моему!), тренеру не просто не повредит иметь какую-нибудь методическую подготовку, а он в обязательном порядке должен знать особенности обучения взрослых людей.
1) Понимать, что участникам только тогда будет интересен тренинг, если он отвечает на какие-то конкретно стоящие перед ними вопросы.
2) Уметь объяснить, частью какой общей картины является предлагаемый для отработки навык.
3) Обладать способностью к системному видению всего комплекса необходимых для данной профессии навыков. Уметь представить своим слушателям предстоящий тренинг не как простую последовательность тех или иных упражнений, а как взаимоувязанный единый комплекс, все части которого по своему влияют на их будущую успешность.
А то у нас всех в памяти, в результате многих лет, проведенных в школе и институте как клише, отпечатались примеры плохих учителей и лекторов. Которые тупо гнали свои лекции без всякого желания поинтересоваться, интересны ли кому-то их лекции и нужны ли они вообще? Методическая подготовка помогает понять, как привязать безличную теорию к интересам и уровню данной конкретной аудитории, данных конкретных участников для решения их конкретных сегодняшних задач.
Иначе — две опасности тренерской работы:
Первая -соблазн скатиться к простой, но неэффективной схеме: «делай, как я».
Вторая — свести тренинг к натаскиванию на бессистемный набор когда-то эффективных приемов и приемчиков: «прием №5», «штучка № 10», «ответ №3 на возражение №8» …..

Задача тренера — научить своих участников 1) самостоятельно находить выход из затруднительного положения, 2) суметь проанализировать встречу и понять, что он сам сделал такого, что попал в это затруднительное положение, 3) что делать, чтобы больше в подобные положения не попадать.
Если же тренер не учит своих учеников системному видению, если не говорит с ними об общей логике продаж и переговоров, тренинг сведется к рекомендациям типа «если он тебе задаст вот такой вопрос …, ты ему на это выдавай вот такой ответ…».
-«А если он спросит по-другому?». «А тогда ты ему отвечай вот так».
Т.е. вместо профессионально грамотного взаимодействия участников натаскивают на манипуляции. И мы получаем не доброжелательного и уверенного в себе профессионала, который строит долговременные отношения со своим клиентом, а хитрого манипулятора, выжидающего момент, чтобы «втюхать». А потом — хватай яблоко с воза и беги!

Статья вторая

Кстати, по поводу манипуляций. Давайте разберемся не спеша.
Вокруг этой темы гораздо больше ажиотажа, чем реального понимания о чем, собственно поднимается крик. Мы ведь все постоянно оказываем или пытаемся оказывать друг на друга убеждающее воздействие. Дочка просит денег на мороженное, вы отказываете, она надувает губы, делает грустное лицо и большие глаза, и ваше отцовское сердце тает — это как — манипуляция или нет? Конечно — да. И еще какая! Но вы ведь, вроде, не в претензии, правда же? Все мы, люди — стихийные манипуляторы, один лучше, другой хуже. Специалистов, получивших профессиональную подготовку, столько же, сколько профессиональных гипнотизеров — настолько немного, что можно снять тему. Но здесь, действительно, есть несколько важных моментов.

Первый — важен не сам факт манипуляции, а цели, в которых она осуществляется. Жулик или мерзавец просто используют человека в своих интересах, как вещь. Руководитель, желающий придать подчиненному больше желания рискнуть на новой должности, исходит в конечном итоге из его же интересов. Самые могучие манипуляторы — это дети, маленькие мудрецы и хитрецы, которые добиваются от нас почти всего, чего хотят.

Второй важный момент — если вас обманули, господа, то почему, собственно, вы купились на очередной «лохотрон»? Зачем вы, например, остановились рядом с цыганкой «узнать судьбу» или начали слушать очередного зазывалу с коробками? Вы что, изначально не отдаете себе отчет, с кем имеете дело? В чем причина того, что люди женятся на стервах или отдают деньги брачным аферистам? В хитрых манипуляциях? Нет! Причина в отсутствии самоуважения, неуверенности в себе, желании потешить себя иллюзиями. А эти ребята в людях разбираются и попросту грамотно используют чужие слабости. Так может быть все дело-то как раз в этих слабостях? Может быть, важнее задуматься о своей пониженной самооценке, а не о том, что кто-то ее может использовать? Может быть, имеет смысл подумать, почему окольные пути кому-то кажутся более легкими, чем прямые? Может быть, важнее тратить время не на то, чтобы слабые книжки о манипуляциях покупать, а на то, чтобы воспитать в себе умение говорить «нет»?

Третий момент — интерес к манипуляционным техникам чаще всего проявляют те, кто из-за нехватки честности, профессионализма и нужного количества извилин в мозгу не способен строить открытые и взаимовыгодные партнерские отношения как в личной жизни, так и в бизнесе. Именно эти ребята ищут «заветную кнопку», а также способы как на нее нажимать. Мне это напоминает то, как люди, неспособные к любви, ищут мастериц любовных приворотов.

Четвертый момент — бизнес, господа. Раскрутка брэнда. Заработать хочется. Ну, сами посудите, когда вы отдадите свои деньги за книжку или тренинг с соответствующим названием: когда вы спокойны и рассудительны или же когда вам нагнали страху или дали 100%-ные гарантии успеха? Ответ на этот вопрос ни на какие размышления вас не наводит? Отсюда и соответствующие книжки, и рассылки в Интернете, и тренинги с названиями, похожими на «с гарантией верну мужа».
Авторитетно заявляю: серьезных специалистов по манипуляциям готовят отнюдь не на многочисленных психологических факультетах. А в совершенно других учебных заведениях. И выпускники этих заведений книжек по манипуляциям не пишут и тренингов не ведут, а занимаются совершенно другими делами.

Ну и, наконец, пятый момент. Если что-то существует, профессионалы все-таки должны этим владеть. Но — помня о приоритетах. В серьезные курсы подготовки продавцов, переговорщиков и управленцев входят многие эффективные технологии воздействия и влияния: техники мотивации, техники замены убеждений, техники работы с возражениями, техники работы с чувствами и эмоциями и т.п. И, разумеется, техники манипуляций — тоже. (При условии, что ими владеет ведущий тренер.). Погоды они не делают, в арсенале подготовки занимают достаточно скромное место, но знать их полезно.
По трем причинам.
Во-первых, многие наши коллеги и партнеры являются неосознаваемыми манипуляторами и воздействуют на собеседника, так сказать, не ведая, что творят.
Во-вторых, все-таки существует определенное количество людей, которые приемами манипуляций действительно владеют на уровне стихийно найденного и хорошо отработанного навыка.
В-третьих, в некоторых случаях техники манипуляции действительно помогают подтолкнуть клиента к принятию нужного решения и, тем самым, эффективно завершить работу. Запас , как говорится, карман не тянет. Так что очень даже неплохо, если тренер и сам владеет, и учеников своих учит хотя бы базовым навыкам обнаружения и противодействию манипуляционным приемам. Но, — помня о том, что это отнюдь не палочка-выручалочка и не спасательный круг.

Статья третья

Еще несколько слов о навыках тренера.
Профессиональный тренер должен уметь провести тренинг на любую тему из тех, которыми он владеет, на любой аудитории буквально через 20 минут после получения соответствующей задачи.
Это — не признак мастерства. Это необходимый базовый навык.
В жизни фирмы возможны ситуации, при которых тренера неожиданно просят провести тренинг «через полчаса». И это — не провокация, а вполне возможный вариант. Например, заболел топ-менеджер и менеджеры его группы, маются без дела. (Можно спросить: что это за менеджеры, которые сидят без дела, но это уже — другой вопрос.). Во многих фирмах существуют готовые сценарии тренингов и часто тренера приглашают просто для того, чтобы он их «озвучил». Не знаю, что в этом случае делают другие, а я поступаю следующим образом: беру неделю на адаптацию и подробно вникаю в ежедневную деятельность тех, для кого такой сценарий создан. Твердо уверен, что писавший этот сценарий исходил из своего видения и из своих представлений. Я увижу по-другому и внимание обращу на другие моменты, нежели он. А потом адаптирую готовый текст «под себя». Но, конечно, такой подход я оговариваю с директором по персоналу еще на стадии приема на работу. И, кстати, сразу оговариваю, по каким параметрам будут оценивать мою работу. Настаиваю на том, что о моей работе будут судить по результату, не вмешиваясь в процесс.
Печальный опыт, с которым тоже хочу поделиться: если какой-то момент не был оговорен с самого начала, по нему неизбежно начнется расхождение мнений и конфликты. А возвращаясь к теме готового сценария, выскажу такое убеждение:
Профессиональный тренер начинается не с умения «отстучать» партию по чужой партитуре, как заяц на барабане. Тренер это тот, кто умеет тренинги создавать «под проблему» и «под клиента», т.е. под конкретную ситуацию вполне конкретных людей. Просто повторять чужой сценарий — превращать себя в того самого «зайца на барабане». Хотя, с другой стороны, бывают и настолько хорошо написанные сценарии, что работать по ним — одно удовольствие.

Секрет успеха. Как стать хорошим тренером-психологом интервью н.и.козлова газете «труд»

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Семь советов о том, как стать востребованным тренером-психологом, дал Николай Козлов, профессиональный психолог и ведущий российский автор в области практической психологии.
Ирина Зотова

Разберитесь, что вы хотите
Работать психологом мечтают многие, но представляют это нередко так: «Я буду помогать людям. Буду встречаться с хорошими людьми, разговаривать с ними по душам и расти вместе с ними, как личность». За это вам денег платить не будут. Все сложнее, и трудности начнутся с учебы «на психолога», она не проста и не всегда интересна. Обычно вузовская подготовка привлекает первые 1,5-2 года, последние три курса большинству учеба перестает нравиться: повторы, теория, непрактичные знания. Далее, на кого вы собираетесь учиться? Если на психотерапевта, то после окончания вуза без опыта работы вас скорее всего возьмут на мизерную зарплату в СОБЕСе для бесед с людьми, у которых что-то не складывается в жизни . Однако психолог — это не обязательно психотерапевт, и совсем не обязательно замыкать себя на помощи людям с душевными трудностями. Возможно, вы захотите консультировать людей с нехваткой житейского опыта в семейных отношениях или в воспитании детей, это не психотерапия, а консультирование. А может быть, вас привлечет работа коуча — это другой формат и навыки. В любом случае вы должны знать: существует четыре основные школы или направления в практической психологии: НЛП, психоанализ, гештальт-подход и синтон-подход. Они разные, и специалисты одного подхода часто не понимают специалистов другого. Чтобы определиться, встречайтесь с представителями этих школ, беседуйте, приглядывайтесь, ищите свое.

Присмотритесь к работе с группой
Если вы человек талантливый и успешный, то я рекомендую вам присмотреться к групповой психологической работе. Работа с группой — живее, ярче и богаче, чем работа индивидуальная, с одним человеком. Если говорить не о интересе для вас, а о эффективности в плане результата, то и здесь групповая работа часто имеет преимущество перед работой индивидуальной. Конечно, здесь тоже много вариантов: группы могут быть большие и малые, группы психотерапевтического или бизнес-формата, есть тренинги личностные, есть тренинги конкретных навыков. В любом случае это действительно интересная работа. Какие тренинги вести интереснее всего? Обычно самые увлеченные тренеры — те, кто ведет личностные тренинги. Другое дело, что качественно вести личностные тренинги могут психологи самой высокой квалификации, и учиться здесь нужно очень многому.

Вам нужны: профессионализм, интеллект и здоровье
Многим кажется, что для работы психолога достаточно быть хорошим, добрым человеком, уметь выслушивать и сопереживать людям. Нет. Умение понимать и чувствовать людей у вас должно быть обязательно, но оно не заменит вам ни настоящего профессионализма, ни хорошего интеллекта. У хорошего психолога должна быть очень хорошая голова, прекрасная память, быстрое и четкое логическое мышление — хотя бы для того, чтобы изучать много сложной профессиональной литературы. А чтобы стать профессионалом высокого уровня, необходимо еще и трудолюбие, то есть крепкая попа и такое же крепкое здоровье. Работа тренера-психолога связана с большими физическими нагрузками, поэтому нужно приучить себя вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать. Если у вас расстроится сон и начнет «плавать» настроение, на фоне больших физических нагрузок и эмоционального напряжения может начаться и депрессия… Итого: ведите здоровый образ жизни, берегите здоровье. Это важно.

Изучайте отношение окружающих к вам
Сможете ли вы стать психологом, тем более психологом-тренером, выяснить достаточно просто — присмотритесь к тому, как к вам относятся люди. Уважают ли вас близкие, какие у вас отношения с родственниками: с мамой, с братьями и сестрами? Часто ли с вами советуются друзья или родные? Ценят ли вас коллеги и руководство? Если вы студент и у вас пока что нет шефов и коллег, кто вы на уровне студенческой группы: лидер или аутсайдер? Хорошими тренерами, ведущими психологические группы, становятся лидеры, люди авторитетные в конкретной команде или группе. Подумайте, есть ли у вас опыт руководства группами или командами? Например, если вы ходили в походы, были ли вы там успешны, были ли лидером? Участвовали ли вы в КВН и были ли при этом капитаном команды? Если да, то у вас есть успешная база и опыт руководства группами. Тогда вам что-то светит. Если у вас такого опыта нет, сначала создайте его, а потом идите в психологи. Аутсайдер, получивший психологическое образование и работающий с другими аутсайдерами, это недоразумение, а не психолог. «Сапожник без сапог» едва ли может считаться профессионалом. Начните с собственной успешности, только после этого вы получаете моральное право чему-то учить окружающих.

Проверьте себя в деле
Лучший способ убедиться, что работа психолога вам подходит — проверить себя в деле. Это возможно. В «Синтоне», например, вы можете, приложив некоторые усилия, стать куратором — помощником ведущего. Куратор не ведет большие тренинги, но помогает в маленьких занятиях, работает с малыми группами в 5-10 человек, где происходит усвоение и отработка материала, который давал на основном тренинге ведущий-мастер. К работе куратора не допускают любого, здесь тоже обязательна учеба. Она вполне посильна, а результат привлекателен. Работая в роли куратора, вы познакомитесь с групповой динамикой, научитесь управлять вниманием группы, выступать перед людьми, презентовать себя, быть внимательным к людям, выруливать из сложных ситуаций. Вы получите бесценный опыт работы тренера-психолога. А главное, определитесь, можете ли вы и хотите ли вы стать тренером.

Начните карьеру с бизнес-тренингов
Бизнес-тренинги — это интересно. Заинтересуйтесь ими хотя бы в связи с тем, что бизнес-тренеры лучше всех зарабатывают. Это востребованная отрасль нашей профессии, и освоить ее легче, чем личностные тренинги. Но здесь особенно требуется реальный деловой опыт и ваша деловая успешность. Это не то же самое, что психологическое образование. При приеме бизнес-тренера на работу определяющими являются опыт успешного бизнеса или профильной работы в успешной компании. В любом случае, если вы учите продажам, вы сами должны уметь классно продавать. Самые стандартно-востребованные тренинги — тренинги продаж: на их проведении можно жить безбедно. Но здесь есть опасность, тренинги продаж — однообразная работа, которая по прошествии лет четырех может стать рутиной: пришел, отработал, не включая голову и душу, и все. Происходит профессиональное выгорание, а участникам тренингов важно чувствовать в тренере энергию. Поэтому важно заботиться о своем интересе к работе, вносить разнообразие, например, осваивая личностные тренинги.

Приготовьтесь учиться после вуза
В каком бы вузе вы ни учились, после получения базового психологического образования вам придется учиться еще несколько лет, осваивая конкретный стиль практической психологии. Этому, обычно, не учат в вузах, а вам нужно будет освоить: или НЛП, или психоанализ, или гештальт-подход, или синтон-подход… Лучше всего, получая высшее образование, параллельно учиться работе тренера в авторитетных тренинговых центрах. На мой взгляд, в Москве есть три хорошие тренерские школы: школа бизнес-тренеров Жанны Завьяловой, центр «Класс» Леонида Кроля и «Тренинг тренеров» Ольги Паратновой в Тренинг- центре «Синтон». А пройдя тренинг тренеров, приготовьтесь учиться в «Мастерской ведущего», чтобы после нее еще много лет затачивать свое мастерство под руководством мастеров. Поймите главное: работать психологом, значит учиться всю жизнь.

Директор Тренинг-Центра «Синтон», психолог, к. ф. н, чл-корр. РАЕН

Стаж работы: 26 лет ведения психологических тренингов

Как стать тренером: мифы и реальность

Не все люди могут стать тренерами, кому-то это дано, а кому-то – нет. Этот миф отравляет жизнь многим участникам нашего тренерского курса, которые хотят стать тренерами, а также всем тем, кто мечтает о какой-либо профессии, но сомневается, что ему «дано». К сожалению, многие из нас придерживаются так называемой «парадигмы данности», т.е. считают, что есть ряд профессий, в которых, чтобы добиться успеха, необходимо обладать какими-то особыми свойствами, талантом или даром. И если тебе «не дано», то, как ни старайся, успеха тебе на этом поприще не сыскать. Тренерскую деятельность многие относят именно к таким профессиям. А поскольку понять, «дано» или «не дано» очень трудно (если вообще возможно), многие так и мучаются, иногда на протяжении месяцев, а иногда даже и лет, так и не решаясь попробовать себя в новой профессии.

К счастью, сейчас все большее количество исследований подтверждают то, во что нам и так хотелось верить: парадигма данности не верна, а верна парадигма развития: если прикладывать усилия и много тренироваться, вне всякий сомнений, можно стать первоклассным специалистом в своей области. Подробнее об этом можно прочитать в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» и в книге Малколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Если вам свойственно сомневаться, «дано» вам что-либо или нет, рекомендуем вам обязательно прочитать обе эти книги.

Итак, только что мы развеяли первый миф: «Чтобы стать тренером, нужно обладать каким-то особым талантом в этой области». Кстати, мифом является так же и то, что нужно обладать каким-то определенным полом (в этой профессии успешны как мужчины, так и женщины), возрастом (один из наших бизнес-тренеров успешно работает с 19 лет, мы знаем также и людей, которые пришли в эту профессию после пятидесяти), внешними данными, особой комплекцией, ростом, цветом волос и т.д. В этой статье мы рассмотрим, какие еще мифы существуют относительно этой профессии и которые зачастую высказывают те, кто хочет стать тренером.

Интересно обучение профессии бизнес-тренера? Посмотреть программу можно здесь

Чтобы стать тренером в какой-либо области, нужно обязательно обладать большим опытом именно в этой области (чтобы вести тренинг продаж, нужно быть первоклассным продажником). Миф. Заказчики действительно об этом часто спрашивают, но редко настаивают. Потому что на самом деле всем известно, что человек, который умеет что-либо делать хорошо, далеко не всегда способен обучить это делать других. Более того, для человека с большим опытом в какой-то области свойственно считать свой опыт самым правильным, и естественно, что он будет обучать других работать так, как работает сам. А далеко не всегда его стиль работы подойдет всем участникам тренинга. Более того, в таком случае тренинг рискует превратиться в семинар или даже в лекцию, в ходе которой лектор расскажет участникам «как делать это правильно» (и может быть, даже покажет высший класс), но не создаст условий, в которых участник сможет научиться сам это делать. Это не значит, что такое обучение плохое. Просто это не тренинг. Это мастер-класс профи или гуру, в котором он расскажет вам «фишки» из своего опыта. Если вам повезет, то вы сможете их использовать в своей работе и будете довольны. Если не повезет, то вы будете долго ломать голову над тем, как это применить в вашем бизнесе, не придумаете и останетесь недовольны. В тренинге вы будете искать свои «фишки» и создавать их сами.

К примеру, у нас был опыт, когда после тренинга к нам подошла одна из участниц и рассказала, что буквально за месяц до нашего тренинга она была на обучении у известного на всю Россию тренера по данной тематике, который сам великолепно умеет делать то, чему был посвящен тренинг. Так вот, эта участница сказала следующее: «Вы знаете, я сидела, смотрела на него и понимала, что я так никогда не смогу. После того тренинга я ушла практически в депрессии. А у вас я поняла, что я могу, более того, что я уже много чего умею и точно знаю, в чем мне теперь нужно продолжать практиковаться». Это не означает, что тренер может вообще не уметь делать то, чему посвящён тренинг. Если вы никогда в жизни ничего не продавали, не беритесь за тренинг продаж. Потому что иногда и правда требуется «показать участникам класс» или привести какой-то пример из своего опыта, чтобы завоевать их доверие. Но вам не обязательно иметь двадцатилетний опыт продаж, чтобы учить продавать. Если заказчик настаивает на наличии такого опыта, скорее всего, ему нужен семинар или лекция, а не тренинг.

Чтобы стать тренером, не обязательно проходить специальное обучение (тренинг тренеров). И это тоже миф. Многим со стороны работа тренера кажется простой и понятной, чему там учиться? Но, во-первых, посмотрите вакансии тренинг-менеджеров – практически в каждой в требованиях к кандидату вы увидите «Дополнительное образование в области ведения тренингов (тренинг тренеров)». То есть хотя бы ради наличия сертификата поучиться вам, скорее всего, будет нужно. А кроме того, в профессии тренера кроется огромное количество нюансов, зачастую незаметных со стороны, но играющих ключевую роль в том, будет тренинг успешным или нет. Какие вводить на тренинге правила и для чего? Что такое лабилизация, нужна ли она в тренингах и как ее планировать? Какие упражнения использовать и в зависимости от чего? Как строить логику тренинга? Как работать с трудными участниками? Как правило, все эти вопросы разбираются на тренинге тренеров.

Кроме того, нужно обязательно выбирать такой тренинг тренеров, в котором вы не менее трех раз проведете какие-либо упражнения на группу с качественным разбором и обратной связью. Выбирая тренинг тренеров, ориентируйтесь именно на этот критерий. И важно, чтобы эта работа проходила на протяжении всего обучения, а не представляла из себя ваше выступление на один час в конце курса. Чтобы стать хорошим тренером, вам нужно знать о своих сильных сторонах и зонах для ближайшего развития, а эту информацию вы сможете получить, только проводя упражнения и тренинговые блоки на группе с профессиональной и качественной обратной связью.

Чтобы стать тренером, нужно иметь психологическое или педагогическое образование. Миф. Начнем с педагогического образования. «Пед» — это корень, означающий «детский» (например, «педиатр» — детский врач). Педагогика – это наука об обучении детей. А обучение взрослых имеет свои, весьма существенные особенности. Между прочим, людям с педагогическим образованием бывает очень сложно работать со взрослыми, и им требуется время и силы, чтобы переучиться (иначе «включается училка», а взрослые участники тренингов ох как это не любят)! Так что в большинстве случаев лучше, если у вас нет педагогического образования и опыта работы, поверьте нашему опыту (бывают, конечно, и исключения… Но очень-очень редко).

Теперь что касается психологического образования. Тут все не так однозначно. Если вы хотите стать тренером и вести тренинги личностного роста, то психологическое образование может быть вам полезным, кроме того, от ведущих таких тренингов чаще ожидают, что они являются психологами. Если же вы хотите стать бизнес-тренером, то психологическое образование может стать вам помехой. Люди бизнеса не любят психологическую терминологию и крайне раздражаются, когда психолог пытается их «подлечить» на бизнес-тренинге (что случается очень часто). С другой стороны, если вы – психолог со стажем, то хочется надеяться, вы уже научились справляться со своим желанием полечить кого-либо «без запроса» и поставить всем диагнозы. Тогда опыт практической психологической работы, конечно, будет вам подспорьем. Вам будет легче понимать какие-то процессы и закономерности происходящего в группе. Но само по себе психологическое образование вам в этом мало поможет. Если же у вас такого образования нет, то, как правило, вам будет достаточно тех основ психологии, который содержит в себе тренинг тренеров. В крайнем случае, если вам захочется, позже можно будет получить дополнительное практическое психологическое образование (под практическим имеется в виду обучение, в котором у вас будет большое количество практики и где вас действительно научат, например, консультировать; в отличие от академического образования, где вы узнаете кучу умных теорий, изучая которые вы так и не успеете научиться работать с живыми людьми).

А что же нужно, чтобы стать тренером?

Вы удивитесь, но чтобы стать тренером, нужно, прежде всего, вести тренинги.

Многие участники курса «Тренерское мастерство» спрашивают: но как же я буду вести тренинги, если меня еще никто не знает и у меня совсем нет опыта? Ведь в тех же самых вакансиях обычно просят опыт ведения тренингов минимум год, где же его взять?

На самом деле, это не так сложно – было бы желание.

Во-первых, если вы учитесь на каком-либо тренинге тренеров, можно договориться с кем-то из участников о своеобразном обмене: вы проводите тренинг в его компании, а он проводит тренинг в вашей. И компаниям полезно, и вы начинаете приобретать необходимый опыт.

Во-вторых, можно собрать группу из друзей и знакомых. Только помните о том, что тренинг обязательно должен быть платным! Пусть вы возьмете с участников по 500 руб., но взять их необходимо – потому что таким образом вы формируете с ними профессиональные отношения: люди платят вам за вашу работу. И с самого начала берите деньги за свою работу в качестве тренера. И лучше берите хорошие деньги.

В-третьих, можно предложить свои услуги организациям с ограниченным бюджетом на обучение (или тем, у кого такого бюджета нет вообще). Например, некоммерческим организациям можно предложить провести тренинги для их сотрудников или волонтеров (заодно поможете доброму делу), ВУЗам – провести тренинги для студентов и т.д. Обязательно найдется организация, которая будет вам очень благодарна за ваше предложение.

В-четвертых, можно собирать бесплатные или недорогие мастер-классы через интернет и социальные сети.

Можно объединить усилия с другими выпускниками вашего тренинга тренеров и организовать целый фестиваль мастер-классов по определенной тематике. Вполне возможно, что на такое событие будет легче привлечь участников, чем на отдельный мастер-класс одного тренера.

Начните, например, с того, что опубликуйте статус в социальных сетях, что вы готовы провести желающим тренинг на особых условиях. Или придумайте что-то еще. Главное – начните! И успеха вам в вашем профессиональном развитии!

Автор: Алена Алешина, директор по развитию Тренинговой компании EQuator, соведущий Курса «Тренерское мастерство»

Посмотреть программу Курса «Тренерское мастерство» (начало обучения 28й группы — 15 марта 2019 г.)

Как стать тренером

Помните этот анекдот, в котором заблудившийся юноша спрашивает у пожилого уличного музыканта:

— Простите, вы не подскажите, как попасть в консерваторию?
— Практика, практика и еще раз практика, — отвечает музыкант.

Но вот вопрос — где и как практиковаться? И с чего вообще начинать?

Так как многие, пройдя какой-нибудь тренерский курс, в попытках устроится куда-нибудь подмастерьем оказываются никому не нужны.

Тренинг-центры не заинтересованы в новичках, так как продавать их сложно и хлопотно, а в падаваны к тренерам своих хватает. Что же делать?

Начните с программы

Ну, во-первых, у вас должен быть тренинг. И желательно проверенный. И, желательно, не один. Тренер без тренинга как капитан без корабля или всадник без лошади. Одно название.

Ваши эти программы или чужие, это уже второй вопрос, который, мало кого волнует. А вот то что реально волнует, так это их качество.

Как это бывает…

Многие тренеры честно тырят полюбившийся им курс (как правило, там же, где и учились) и начинают вести его. Поэтому выпускники лайфспринга ведут лидерские программы а-ля лайфспринг, пытаясь доказать всем, что это совершенно другой тренинг 😉 Коучи — курсы по коучингу какого-нибудь известного гуру, а НЛП-тренеры — классический НЛП-практик, в котором узнаются паттерны одного из пяти известных российских тренеров НЛП 😉

…Я никого не осуждаю, это тоже вариант. Но выделиться из толпы делая то же, что и все невозможно. И тренеры годами работают за имя и опыт, свято веря, что лет через 5 каким-то магическим образом они станут известны. Таким способом не станут. Проверено.

Как это произошло у меня

Моим удивлением был тот факт, сколько организаторов обратили на меня внимание и начали звать на тренинги, когда мы с Алексеем Каптеревым провели наш первый тренинг по Новому Коду НЛП.

В мгновение ока я выделился из толпы и стал известным тренером, хотя никакого «квантового скачка» в своем тренерском опыте я не совершал. Просто начал вести в общем-то, не самый уникальный тренинг (Новый Код вели и до нас) и писать об этом в интернете.

Одна единственная программу тут же выделила меня из толпы новичков, ведущих НЛП-практик.

Следующей точкой роста было появление второй программы по «Предназначению». Так как я стал вдвойне интересен организаторам из других городов. Собрать первый тренинг тренера сложно, но прошедшая его группа почти полностью идет на второй, третий и т.д., если они в близкой тематике.

И третьей точкой роста был запуск своего тренинг-центра, когда я понимал что имею достаточное количество программ, чтобы не разориться на рекламе.

Как создать свой тренинг?

Первый тренинг (по Новому коду НЛП) мы с Алексеем Каптеревым создавали год. У нас была еженедельная мастерская, где на почти бесплатных занятиях мы и разрабатывали техники любезно предоставленные нам одним из основателей НЛП, Джоном Гриндером (все они есть в первой линейке).

Второй тренинг родился сам в течение года ведения первого. Скорее отпочковался в силу тренерской привычки отвечать на вопросы упражнениями и техниками.

А следующие программы я создал уже после прохождения трех тренерских курсов. Каждый курс «рождал» по программе. Лучшей из них стало «Высшее Я», которое тоже есть здесь .

Спустя десять лет тренерской практики я понял, что создание тренинга это для многих либо искусство, либо «роды». А я уже видел в этом технологию, начинающуюся от скелета результатов с ядром трансформации, и заканчивая упражнениями, метафорами и всеми семью тренинговыми активностями, упакованными в «обертку», делающую тренинг приключением.

Но, создавая любую свою программу, как ни крути, ты все равно используешь элементы чужих тренингов. Сознательно или бессознательно, но иначе никак. Просто с опытом детализация становится мельче. И это нормально (особенно если вам дано разрешение)). Так что чем больше «элементов» у тренерского конструктора, тем красивее получается его шедевр.

Курс по созданию тренингов, кстати, доступен в записи , но сейчас выгоднее его взять здесь .

Где взять группу?

У меня была база подписчиков и несколько программ. И я знал, что если соберу первый тренинг, то соберу и все остальные. А если первый не выстрели, то какой-то из трех других выстрелит точно 😉 Примерно так и получилось.

Сколько было набито шишек, прежде чем я научился собирать группы, это отдельная драма. Ненависть к одним программам и любовь к другим, затем развод, возвращение к старым… И только с опытом я понял, как их все подружить.

Но если бы я начинал сейчас, я бы начал с ведения мастер-классов, размещения видео с них в ютубе и активного поиска организаторов на всем русскоязычном пространстве.

Обязательно сделал бы сайт, на котором разместил бы четыре своих программы с их подробным промо-описанием. Организаторы все равно его перекроят и изменят название для эксклюзивности, но видеть программы в наличии они должны.

А дальше все очень просто — собирал бы мастер-классы, выступал бы со своей темой везде, куда позовут, работал бы во всех форматах (и вживую и онлайн) и все постоянно снимал бы на видео. Лучшие фрагменты выкладывал бы в свой блог, дублируя в тематическую группу в фейсбуке или вконтакте.

Сегодня мир другой. Сегодня все сильно проще. Главное найти свою тему.

Как найти свою тему?

Мне известен только один способ — попробовать все. Никогда не знаешь, что отзовется в этот период жизни. И каждая тема со временем становится скучна. Это тоже факт. А тренинги — материя тонкая, без вдохновения и искреннего интереса к материалу огонь не вспыхивает.

Вот это важно понять сразу: тренинг собирает вдохновение тренера его провести. Тема должна вас возбуждать. Резонировать с тем, что вы чувствуете прямо сейчас. И даже если по всем канонам маркетинга, рынка и сезона она не катит, но вас почему-то прет — у вас она выстрелит.

Я тысячу раз это видел у других. Я тысячу раз это проходил сам. Я нарушал это правило, возвращался к нему снова, пытался его обойти, возвращался, служил ему, забивал, клялся что никогда больше не отступлюсь, и сотни, реально сотни раз убеждался, что в тренинговом бизнесе это принцип номер один. От темы вас должно штырить. Тогда все пойдет.

Как найти такое? Просто исследуйте. Сначала это любопытство и интерес. Потом что-то цепляет, ты пробуешь. Начинаешь экспериментировать, играешь, рассказываешь это другим… и в какой-то момент понимаешь — оно!

Хороший способ просто посмотреть на то, какие темы вообще есть, выбрать те, которые вам любопытны и почувствовать, возникает ли резонанс. Начать можно с этих .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector