3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в РФ политическое убежище

По действующему российскому законодательству беженцем является лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное (или намеревающееся) покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершения в отношении его насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться такому насилию. Словом, беженцы — это лица, бежавшие с территории какого-либо государства от насилия. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ. Правовой статус беженцев в РФ регулируется Законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 23 мая 1997 г.), принятым вследствие присоединения России к Конвенции о беженцах 1951 г.

Признание лица беженцем сопровождается следующими процедурами:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, обращается с ходатайством в следующие инстанции: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ государства своей гражданской принадлежности; 2) в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии — орган пограничного контроля на государственной границе РФ; 3) в территориальный орган по миграционной службе при вынужденном незаконном пересечении государственной границы. При этом обращение должно последовать в течение суток со дня пересечения государственной границы РФ; 4) в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ.

При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу. В частности, основаниями отказа являются возбуждение в отношении ходатайствующего лица уголовного дела за совершение преступления на территории РФ; прибытие лица из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным беженцем; в случае, если лицо отказывается сообщить сведения о себе; если лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ и в соответствии с российским законодательством может получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ и др. При отсутствии таких оснований ходатайство лица рассматривается по существу в следующем порядке: 1) в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, — федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; 2) в отношении лица, находящегося в центре временного размещения, — территориальным органом миграционной службы в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. В необходимых случаях срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, но не более чем на 3 месяца. Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, выдается удостоверение установленного образца — документ, удостоверяющий личность беженца (прибывших с ним членов семьи) в РФ и дающий ему (им) право находиться на территории РФ на законном основании.

При этом беженцем лицо признается на срок до 3 лет. Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ; на беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемым для вынужденных переселенцев. Им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники при условии их согласия. На беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Политическое убежище в РФ

Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение. В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. N 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права. В соответствии с Положением политическое убежище не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Помощь беженцам оказывают как непосредственно правительства, так и различные комитеты, фонды, а по линии ООН — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам, особенно в зонах конфликтов, оказывают международные организации — ООН, ОБСЕ, Международная организация по миграции (MOM), Международный комитет Красного Креста (МККК), неправительственные организации и др. Категория «беженцы» выделена в иммиграционном законодательстве всех стран и, как правило, относится к гуманитарному классу. Вопросы предоставления убежища регулируются правилами Женевской конвенции о статусе беженца (1951 г.) и законодательными актами страны, определяющими порядок предоставления статуса. Как правило, статус предоставляется на несколько лет, дает право на работу, воссоединение семьи, социальную помощь.

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в рф политическое убежище

Поскольку в некоторых программах можно участвовать только в течение одного месяца после получения убежища, очень важно обратиться за карточкой социального страхования как можно быстрее. УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ФОТОГРАФИЕЙ, ВЫДАВАЕМОЕ АВТОИНСПЕКЦИЕЙ В. Фира Р. из Бруклина, Нью-Йорк пишет: «Более года назад я приехала в США со статусом «пароль» и жду, когда СИН одобрит мою петицию о получении гринкарты.

Правовой статус беженцев и переселенных лиц. право политического убежища

На беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.


Политическое убежище в РФ Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение.

§ 3. правовой статус беженцев и лиц, получивших в рф политическое убежище

Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище в российской федерации

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. политическое убежище

Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные.

75.правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф

РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Миграция: словарь основных терминов — беженцы и ищущие убежище лица

Обычным условием приема в граж­данство Российской Федерации иностранных граждан и апатридовявляется проживание на территории Российской Федерации непре­рывно в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в граж­данство Российской Федерации. Для беженцев, признанных таковы­ми законом или международными договорами Российской Федера­ции, этот срок сокращен до одного года. Проблема беженцев тесно связана с проблемой мигрантов. Основ­ная сложность заключается в разграничении этих понятий. Фактиче­ски беженец — это тоже мигрант, поскольку и тот, и другой перемеща­ются из одного места в другое; однако мигрант — это лицо, которое по иным причинам, нежели беженец, добровольно покидает свою страну и переезжает в другое место. Существует легальная и нелегальная миграция.
Это лица, недобровольно поки­нувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» 1993 г. К категории вынужденных переселенцев отнесены граждане Российской Федерации, которые по тем же причинам, что и беженцы, вынуждены покинуть свое постоянное место жительства на территории Российской Федерации за границей и переселиться в другую часть Российской Федера­ции или в другое государство. К категории вынужденных переселен­цев могут относиться иностранцы и апатриды, вынужденные поки­нуть место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации и переселиться в другую часть Российской Федерации. В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г.
В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. N 746, которым утверждено соответствующее Положение.
Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права.

Беженцы и ищущие убежище лица

Термин «беженец» нередко используется средствами массовой информации, политиками и широкой общественностью для обозначения любого, кто вынужден покинуть свое обычное место проживания. Когда такой термин используется в общем смысле, то, как правило, не делается большого различия между теми, кто был вынужден покинуть свою страну, и теми, кто оказался перемещенным в ее пределах. Не обращается также серьезного внимания на причины бегства, и, независимо от того, спасаются люди от преследователей, политического насилия, межобщинного конфликта, экологической катастрофы или нищеты, предполагается, что все они попадают под понятие «беженец».

Однако, согласно международному праву, понятие «беженец» имеет более конкретное значение. Как зафиксировано в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г., слово «беженец» относится к лицу, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений».

В 1993 г. к Конвенции ООН и Протоколу присоединилась Российская Федерация. В Федеральном законе РФ «О беженцах», утвержденном Президентом Российской Федерации в июне 1997 г. (см. приложение 1), используется следующее определение понятия «беженец» — «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне территории своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного места жительства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Закон также определяет порядок признания и нахождения беженцев на территории страны. Данным законом в России введена процедура «предоставления временного убежища».

Российское законодательство, как и практика стран Запада, выделяет два правовых режима пребывания для рассматриваемой категории иммигрантов на разных этапах прохождения процедуры признания: для лиц, ищущих убежища, и для лиц, признанных беженцами.

Институт убежища определен в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, где впервые говорилось о праве искать «убежище от преследований». Генеральная Ассамблея ООН призывала предоставлять убежище и соблюдать принцип убежища. В декабре 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о территориальном убежище, в которой говорилось, что предоставление убежища — это мирный и гуманный акт, который не следует рассматривать как. недружелюбное действие со стороны другого государства. Институт убежища стал означать не только место убежища, но и право «искать и пользоваться этим убежищем». В настоящее время при решении вопроса о предоставлении иностранному гражданину защиты от юрисдикции другого государства, что составляет основную суть института убежища, необходимо обращение к международному праву, которое предусматривает предоставление защиты на территории государства на основе его суверенитета.

С 1980-х гг. развитые страны стали проводить ограничительную политику в предоставлении убежища. Было введено понятие «безопасная страна происхождения», чтобы легче было выделить среди ищущих убежище лиц, подавших явно необоснованные ходатайства.

Существует «показатель предоставления статуса», который вычисляется как соотношение числа лиц, ищущих убежище, и числа лиц, получивших статус беженца. Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства: политическое убежище, временное убежище, признание беженцем.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Временное убежище дает возможность предоставлять ту или иную форму «гуманитарного статуса» лицам, нуждающимся в защите и убежище, давая им право временно оставаться в стране.

Признание лица, ходатайствующего о признании его беженцем, происходит на основании Федерального закона «О беженцах» от 28 июня 1997 г. Все лица, ходатайствующие о признании их беженцами на территории РФ, должны проходить единую процедуру по проверке соответствия критериям, определяющим понятие «беженец» независимо от национальности и страны гражданской принадлежности или страны прежнего проживания. Статус беженца имеет ограниченный срок действия — до 3 лет.

Существует практика предоставления дипломатического убежища, которое дается скрывающемуся от преследования лицу в помещениях или на территориях, находящихся под юрисдикцией другого государства (в зданиях дипломатических миссий, резиденциях их глав, на военных кораблях и самолетах, в военных лагерях). Этот вид убежища признается только странами — членами Организации американских государств, подписавшими соответствующую конвенцию.

Понятие «лицо, ищущее убежище» относится к тем, кто обращается с просьбой о предоставлении статуса беженца в другом государстве, как правило, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в своей собственной стране либо реальной возможности потерять жизнь или свободу вследствие вспыхнувшего там вооруженного конфликта или царящего насилия. Страны, получающие наибольшее число индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища, находятся, как правило, в развитых регионах мира: в Западной Европе и Северной Америке.

Категория «лицо, ищущее убежища» довольно расплывчата, поскольку она включает людей, которые в конечном счете будут признаны беженцами и ходатайства которых не будут отклонены, а также тех, которым предоставят тот или иной вид на жительство, даже если они не получат официального статуса беженца. До рассмотрения ходатайства все претенденты считаются «предполагаемыми беженцами» и в силу этого защищены принципом невыдачи. Однако после рассмотрения ходатайства те претенденты, которым в предоставлении статуса беженца категорически отказано, подпадают под действие обычных иммиграционных положений соответствующей страны.

Категория «лицо, ищущее убежища» является расплывчатой еще и потому, что людей, которые автоматически могут считаться беженцами, если они перебрались в соседнее государство, следует рассматривать лишь как ищущих убежища, если они транзитом следуют дальше и добиваются допуска в страну, где осуществляются процедуры индивидуального рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища.

Из числа лиц, ищущих убежища, лишь относительно небольшая часть получает статус беженца либо гуманитарный статус. По мнению сторонников ужесточения иммиграционного контроля, в большинстве случаев подача ходатайства о предоставлении убежища — это мошеннический прием со стороны тех, кто хочет мигрировать по экономическим соображениям. Однако многие аналитики считают, что это свидетельствует о растущем ужесточении политики в отношении беженцев и иммигрантов, которую проводят государства наиболее богатых регионов мира. Можно с полным основанием говорить, что сегодня в мире существует ограничительная практика предоставления убежища.

В России, как и в других странах СНГ, используется также категория «лица, находящиеся в ситуации, схожей с ситуацией беженца», которая определяет их как лиц, которые покинули страну своего гражданства, или, если они являются апатридами, страну своего постоянного проживания в результате вооруженных конфликтов, поскольку их жизнь, безопасность или свобода находились под угрозой. Данная категория лиц не подпадает под действие конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г.

В истории человечества потоки беженцев существовали всегда. Необходимость в их международно-правовом регулировании страны особенно ощутили в начале XX в., когда большое количество людей были вынуждены покинуть свои страны. Крупные потоки беженцев вызвали Первая мировая война 1914— 1918 гг., геноцид армянского народа в Османской империи 1915 г., Октябрьская революция в России 1917 г. и революционные события в ряде других стран. Официально международные усилия по оказанию помощи беженцам были впервые предприняты в 1921 г., когда Международный комитет Красного Креста обратился к Лиге Наций с призывом помочь российским беженцам. Лига Наций назначила Ф. Нансена Верховным комиссаром Лиги по проблемам беженцев в Европе. Структура, созданная Ф. Нансеном, впоследствии составила основу УВКБ ООН и занималась вопросами определения правового статуса (выдавала «нансеновские паспорта»), трудоустройством или возвращением на родину. В рамках Лиги Наций было заключено несколько соглашений по беженцам: Женевское соглашение 1922 г., Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам 1926 г., Женевская конвенция о международном статусе беженцев 1933 г. и некоторые другие. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. вызвал новую волну беженцев. Под эгидой Лиги Наций принимаются Временное соглашение о статусе беженцев, прибывающих из Германии (Женева, 4 июля 1936 г.), Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из Германии (Женева, 10 февраля 1938 г.), дополнительный протокол к ним (Женева, 14 сентября 1939 г.) и ряд других документов. 15 октября 1946 г. в Лондоне было принято межправительственное соглашение о выдаче беженцам проездных документов, заменившее Женевское соглашение о выдаче «паспортов Нансена».

После Второй мировой войны была создана сеть учреждений, систем и законодательных актов по решению проблем беженцев. В 1950 г. создано УВКБ ООН, в 1951 г. принята Женевская конвенция о статусе беженца, в 1967 г. — протокол к ней, различные региональные документы (в 1969 г. — Конвенция ОЛЕ, в 1984 г. — Картахенская декларация). Большинство стран мира присоединились к международным правовым актам по вопросам беженцев. В национальном праве понятие «беженец» трактуется в основном в рамках международных документов, хотя существуют и определенные отличия. В ситуации различной трактовки УВКБ ООН было вынуждено ввести такой статус, как «мандатные беженцы» — это лица, признанные в качестве беженцев и пользующиеся защитой данной организации. Место, сроки и условия пребывания мандатных беженцев определяются дополнительным соглашением между УВКБ ООН и правительством страны, при этом УКВБ ООН предпринимает попытки по поиску третьих стран, куда могли бы выехать мандатные беженцы. Признание человека беженцем обычно влечет за собой предоставление ему различных видов социальной помощи со стороны правительства принимающего государства.

В начале 2004 г., по данным УВКБ ООН, в мире насчитывалось около 20 млн. беженцев. Беженцы происходят в основном из регионов и стран, где ведутся военные действия и конфликты. Большой поток беженцев происходил из стран Азии, Африки, некоторых Балканских государств. Находят убежище беженцы в основном в соседних, а также в экономически развитых странах. В России регистрация беженцев началась с 20 марта 1993 г. На начало 2002 г. в стране насчитывалось 17,9 тыс. беженцев.

Помощь беженцам оказывают как непосредственно правительства, так и различные комитеты, фонды, а по линии ООН — Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам, особенно в зонах конфликтов, оказывают международные организации — ООН, ОБСЕ, Международная организация по миграции (MOM), Международный комитет Красного Креста (МККК), неправительственные организации и др.

Категория «беженцы» выделена в иммиграционном законодательстве всех стран и, как правило, относится к гуманитарному классу. Вопросы предоставления убежища регулируются правилами Женевской конвенции о статусе беженца (1951 г.) и законодательными актами страны, определяющими порядок предоставления статуса. Как правило, статус предоставляется на несколько лет, дает право на работу, воссоединение семьи, социальную помощь. Если лицо находится на территории страны достаточно продолжительное время, то предусмотрена возможность его натурализации. Кроме тех, кто подпадает под определение «беженец» согласно Женевской конвенции, убежище может предоставляться и другим группам лиц согласно законодательству страны, как правило, по гуманитарным основаниям.

В ряде западных стран в последние годы правила предоставления статуса беженца ужесточились.

В Дании в июле 2002 г. был отменен статус «беженцев de facto», т.е. теперь убежище могут получить лишь лица, соответствующие критериям Женевской конвенции 1951 г. Исходя из принципиального положения о том, что беженцы должны вернуться в страну их выхода, до семи лет увеличен период ожидания разрешения на постоянное пребывание. Лица со статусом беженца могут быть высланы из Дании, если ситуация в стране их выхода нормализовалась. В Германии в 1993 г. в конституцию были внесены поправки, существенно ограничивающие число лиц, имеющих право ходатайствовать о защите. Согласно этим изменениям на право убежища не могут претендовать граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; лица, выехавшие из страны, где (по определению правительства Германии) нет политического преследования (так называемые «спокойные» страны), могут получить убежище только в случае доказанности факта политического преследования со стороны государства; не могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 14—17. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. С. 246-250.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. Кроме того, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливается, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае необходимости сотрудники представительства Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания». Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен в связи с тем, что они не являются гражданами Российской Федерации. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ) беженцам так же, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка Собрание законодательства РФ. 1995 г. №21 Ст.1929, 1997№ 1 ст. 3..

В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.

При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально — психологические и другие), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.

Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.

Помимо прав за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из этих обязанностей распространяются на них в силу их пребывания на территории России, пользования ее зашитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и вынужденных переселенцев, а также беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.

Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту жительства.

Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации беженца в органах внутренних дел по месту его пребывания.

В случае необходимости для поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установленного образца. За выдачу проездного документа с беженца взимаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных оплате при получении заграничного паспорта.

В Российской Федерации каждый человек, преследуемый за убеждения, имеет право на политическое убежище и пользоваться этим убежищем. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права.

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст.63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003г. утвеждено положение о порядке предоставления политического убежища.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 утверждены следующие формы документов для предоставления политического убежища: Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3601; 2003, №49, ст. 4755.

  • 1. Ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
  • 2. Справки о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища .
  • 3. Свидетельства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища.

Исполнение положения возложено на руководителей подразделений по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации Приказ от 2 ноября 2004 г. N 703 «Об утверждении форм документов для предоставления Российской Федерацией политического убежища»..

С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос об экстрадиции, т. е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстрадиции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории данного государства, укрывается в другом государстве. Но в России Конституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин Российской Федерации не может быть… выдан другому государству». Не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63 КРФ).

Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, которое требует выдачи, так и государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступности»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения, за исключением случаев когда совершенное лицом преступление влечет смертную казнь.

Допускается передача лица, осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при определенных условиях отказ иностранному государству в выдаче осужденного для отбывания наказания а этом государстве.

Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

Беженец — это лицо, не являющееся гражданином РФ, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Статус беженца может иметь и лицо без гражданства, подпадающее под указанные выше признаки во взаимоотношениях со страной своего прежнего обычного места жительства.

Статус беженцев определяется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. Приобретение статуса беженца происходит в два этапа. На первом этапе лицо приобретает свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу. Порядок выдачи такого свидетельства утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г.2 Свидетельство выдается органами федеральной миграционной службы РФ по результатам предварительного рассмотрения ходатайства лица о признании беженцем. На втором этапе орган миграционной службы решает вопрос о признании беженцем либо об отказе в таковом признании. Лицо, признанное беженцем, получает удостоверение беженца. Решение вопроса по существу происходит, как правило, в течение трех месяцев, но не более шести месяцев с момента выдачи указанного свидетельства.

Лицо, признанное беженцем, пользуется в силу ст.5 Закона о беженцах всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Статус беженцев имеет много общего со статусом иностранцев. Однако в отличие от иностранцев беженцы имеют дополнительные права. Среди них: право проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами, право получать питание по установленным нормам, право на медицинскую помощь и получение лекарств, право на единовременное и иное пособие, право на льготы по налогам, сборам и пошлинам, установленное для граждан РФ, имеющих статус вынужденных переселенцев; право на получение услуг переводчика, информации о своих правах и обязанностях; право на работу по найму или предпринимательскую деятельность и право на социальную защиту наравне с гражданами РФ за рядом исключений, другие права.

Финансирование расходов на прием, проезд и размещение беженцев осуществляется за счет бюджетных средств. Мероприятия по обеспечению социальной, культурной адаптации и обустройству беженцев финансируются также за счет фондов помощи беженцам, являющихся некоммерческими организациями.

Конституционное право исходит из того, что статус беженца — временное явление, но не устанавливает каких бы то ни было сроков пребывания в нем. Поэтому после получения разрешения на постоянное пребывание, либо приобретения гражданства РФ, либо в связи с отпадением оснований для отказа от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, а также в других указанных в законе случаях лицо утрачивает статус беженца.

Политическое убежище РФ предоставляет иностранцам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Политическое убежище предоставляется Президентом РФ на основании указа и в порядке, предусмотренном Положением от 21 июля 1997 г.1 По действующему в России Закону СССР о правовом положении иностранных граждан право убежища предоставляется иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (ст. 6). Однако эти положения закона ныне гласят, но не действуют. По сравнению с советским временем в круг лиц, получающих политическое убежище в России, входят иные лица. Положением о порядке предоставления политического убежища запрещено предоставлять таковое лицам, которые прибыли из «страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека». Список таких стран ежегодно составляется Министерством иностранных дел России. Тем самым для граждан ряда стран априори исключается предоставление политического убежища независимо от характера преследования в собственной стране. Такой подход заведомо принижает значение рассматриваемого института как института защиты прав и свобод человека.

Конституционное право, выделяя лиц, получивших политическое убежище, из числа иностранцев, в то же время содержательно почти не определяет особенности их правового статуса. Только ч. 2 ст. 63 Конституции РФ запрещает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Поскольку политические убеждения могут явиться основанием даю получения политического убежища, постольку последнее дает гарантию невыдачи лица стране его гражданской принадлежности. Однако в отношении обычных иностранцев, находящихся на территории России, указанный запрет также действует. Поэтому политическое убежище не связано с получением особого по сравнению с другими иностранцами конституционно-правового статуса, а имеет главным образом морально-политическое значение, связанное с покровительством лицу со стороны главы Российского государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector