Как руководителю проинформировать продавца об ограничениях розничной продажи алкоголя - Юридическое бюро Advokat-Popov.Ru
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как руководителю проинформировать продавца об ограничениях розничной продажи алкоголя

Что не упустить при оформлении трудовых отношений с продавцом

Общие условия трудового договора

Начнем «вытачивать» трудовой договор с продавцом с общих условий, которые присущи любому договору с каждым наемным работником. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) обязательно должны быть указаны следующие сведения:

Место работы (указывается наименование юридического лица, адрес его регистрации или ФИО работодателя – индивидуального предпринимателя и адрес регистрации). Любые уточнения (наименование магазина или сети магазинов) допустимы, но не являются обязательными. Статья 57 ТК РФ относит указание на уточнение места работы к дополнительным условиям. Так что если работодатель планирует, что продавец будет выполнять свои трудовые обязанности не в одном конкретном магазине сети, то указывать дополнительные условия нецелесообразно.

Срок действия трудового договора. Организации торговли могут функционировать временно, в зависимости от сезона, конкретного события или периода. В таком случае с продавцом заключается срочный трудовой договор с обязательным обоснованием причины.

Условия оплаты труда (должностной оклад, имеющиеся у работодателя поощрительные выплаты, надбавки и т.д.).

  • Режим рабочего времени и времени отдыха (продавцы могут работать посменно, если предприятие торговли, допустим, имеет круглосуточный режим работы. В этом случае указывается, каким образом ведется учет рабочего времени работника).
  • У данной категории работников вполне может быть специфический характер работы (например, в пути или разъездной). В этом случае такие условия должны быть указаны в трудовом договоре.

    Указываем функциональные обязанности

    Если работодатель разработал для продавца должностную инструкцию или иной внутренний документ с описанием функционала, то в трудовом договоре достаточно указать, что выполнение трудовых обязанностей производится в соответствии с данным документом. При его отсутствии функционал продавца указывается в трудовом договоре.

    На что же следует обратить внимание при определении обязательств продавца (особенно, если продавец совмещает в себе функции кассира)?

    Обязанность применения контрольно-кассовой техники

    Если предприятие торговли использует в работе ККТ, то в функционале продавца желательно отразить необходимость ее использования. Почему это важно? Дело в том, что работодатель обязан предпринять все меры к строгому выполнению требований Федерального закона № 54 ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт».

    Если в торговом зале имеется исправный и надлежащим образом зарегистрированный кассовый аппарат, а трудовой договор с продавцом содержит обязанности продавца его использовать при приеме денег от покупателей (либо это требование содержит должностная инструкция, с которой работник ознакомлен под роспись), то в данном случае можно считать выполненной обязанность работодателя обеспечить соблюдение требований законодательства о ККТ. Привлечь к ответственности работодателя — юридическое лицо (или индивидуального предпринимателя) при таких обстоятельствах будет сложнее. А вот наложить штраф на продавца как на физическое лицо в соответствии со статьей 14.4 КоАП РФ – реально при наличии доказательств того, что ККТ не использовалась при оформлении покупки. Реальный пример из судебной практики — Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2009 по делу № А21-6795/2009.

    Для справки: неприменение контрольно-кассовой техники в случаях, когда оно обязательно, либо применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. Для юридических лиц ответственность за данное правонарушение установлена в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    Правила отпуска алкогольной и табачной продукции

    В трудовой договор с продавцом, имеющим дело с данными видами товаров, следует включить обязательства соблюдения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». За нарушение правил продажи алкогольной и табачной продукции установлена административная ответственность (статья 14.15 и 14.16 КоАП РФ).

    Если в трудовом договоре будут указаны обязательства продавца по соблюдению всех требований законов, касающихся реализации данных видов товаров, то обязательства предприятия-работодателя в части информирования продавца об ограничениях и иных особенностях их розничной продажи будут считаться выполненными. Альтернативой может быть наличие должностной инструкции или иного внутреннего акта предприятия торговли, с которым продавец должен быть ознакомлен под роспись. Ответственность за нарушение в таком случае грозит физическому лицу – продавцу.

    Обязательства предприятия-работодателя

    А теперь взглянем на обязательства работодателя. Помимо общих моментов, отраженных в Трудовом кодексе РФ, желательно отразить в трудовом договоре специфические обязанности для отношений с работником-продавцом. Так, например:

    Организация должна обеспечить продавцу наличие в кассе разменной монеты для обеспечения покупателей сдачей. Нарушение данного обязательства работодателя может привести к обсчету покупателей, что в свою очередь грозит штрафом по статье 14.7 КоАП РФ (обман потребителей). И хотя эти моменты оговорены в нормативных актах (в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 № 104) все же рекомендуется указать данное обязательство в трудовом договоре, чтобы продавец был осведомлен о праве требовать наличия разменной монеты в кассе.

    Организация должна обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда.

    Организация должна обеспечить работника оборудованием, техническими средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей. Это важно, если в функциональные обязанности продавца входит, например, предпродажная подготовка товаров, их распаковка, упаковка.

  • Если в обязанности продавца вменено обязательное ношение на рабочем месте форменной одежды или особых аксессуаров, то среди обязательств работодателя следует предусмотреть обеспечение ими продавца.
  • Ответственность продавца

    Должность продавца включена в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 85. Соответственно, за недостачу товара продавец будет нести ответственность в соответствии с заключенным договором о полной материальной ответственности.

    В соответствии со статьей 244 ТК РФ договоры о полной материальной ответственности (как индивидуальной, так и полной) заключаются в письменной форме. Порядок определения ущерба, обязанность работодателя устанавливать размер и причину ущерба конкретизированы в статьях 246, 247 ТК РФ.

    Таким образом, выполнение обязанностей продавцом может создать для работодателя как риски финансовых потерь, так и процветание бизнеса в связи с привлечением новых клиентов. Именно поэтому не стоит искать легких путей и оставлять без внимания документальное оформление трудовых отношений, заключая с продавцом «типовые» шаблонные трудовые договоры.

    Трудовой договор продавца с ип образец (продовольственные товаров)

    Трудовой договор продавца с ип образец (промышленные товаров)

    Разъяснения для розничных продавцов алкоголя

    Начиная с этой даты розничные магазины, торгующие спиртными напитками в городских поселениях, обязаны будут передавать через ЕГАИС информацию не только о закупках алкогольной продукции, но и о ее реализаци и подп 2 п. 2 ст. 2 Закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ (далее — Закон № 182-ФЗ) . Проще говоря, факт продажи потребителю каждой единицы алкоголя теперь будет передаваться в ЕГАИС путем сканирования штрихкода на акцизной марке, наклеенной на бутылке. Правда, на сферу общепита это положение не распространяетс я подп. 2 п. 2.1 ст. 8 Закона от 22.11.95 № 171-ФЗ (далее — Закон № 171-ФЗ) .

    От этой обязанности временно освобождены магазины, расположенны е пп. 7, 8 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона № 182-ФЗ :

    • в сельских поселениях (кроме находящихся в Республике Крым) и в городских поселениях Крымского федерального округа — до 1 июля 2017 г.;
    • в сельских поселениях Республики Крым — до 1 января 2018 г.

    Городское поселение — это город или поселок городского типа, а сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.) ч. 1 ст. 2 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ .

    В связи с введением новой обязанности Росалкогольрегулирование (далее — РАР) выпустило ряд разъяснений.

    «Алкогольное» ведомство призвало тех розничных продавцов спиртного, которые еще не подключились к ЕГАИС, не откладывать этот процесс на последний момент, ведь он занимает определенное врем я сайт ЕГАИС . Также РАР сообщило, что при фиксации в ЕГАИС розничной продажи алкоголя система до 01.01.2017 не будет контролировать наличие остатков продукции.

    РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

    За неподключение к ЕГАИС грозит штраф за нарушение порядка учета алкоголя: для компании — от 150 000 до 200 000 руб., для ее директора — от 10 000 до 15 000 руб. ст. 14.19 КоАП РФ Кроме того, это повод для аннулирования «алкогольной» лицензи и п. 3 ст. 20 Закона № 171-ФЗ .

    Поскольку розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в ЕГАИС не учитываетс я подп. 1 п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ , РАР объяснил о сайт ЕГАИС , как в отношении этих напитков надо в электронном виде заполнять журнал учета розничных прода ж приложение № 1 к Приказу Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 :

    • остатки продукции переводятся во второй регистр;
    • ежедневно в ЕГАИС фиксируется акт списания реализованной продукции с указанием причины списания: «Розничная реализация продукции, не подлежащая фиксации в ЕГАИС». Этот акт надо заполнять по аналогии с упомянутым журналом. Созданный таким образом акт списания будет формировать не только журнал учета розничных продаж, но и достоверную информацию об остатках, уменьшая их на объем списанной продукции.

    РАР отметило, что предприятия, оказывающие услуги общепита (в том числе в мини-барах), не вправе закупать алкоголь в розничных магазинах с целью его последующей реализации. Они должны обращаться только к оптовикам или непосредственно к производителям спиртного, имеющим соответствующие лицензи и сайт Росалкогольрегулирования . При этом РАР ссылается на то, что по Гражданскому кодексу розничная продажа является конечной, то есть бизнесмены не могут закупать товар в магазинах для перепродаж и ст. 492 ГК РФ . А если они так поступают, то нарушают закон. Полагаем, что в этом случае будет иметь место такое правонарушени е ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ , как оборот алкогольной продукции без пакета необходимых сопроводительных документо в п. 1 ст. 10.2 Закона № 171-ФЗ (для организаций карается штрафом 200 000— 300 000 руб. с конфискацией продукции). Ведь при закупке алкоголя в розницу у вас на руках будет только кассовый чек.

    В заключение хотим напомнить, что с 1 июля 2016 г.:

    • организации, занимающиеся производством и оборотом пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и предприниматели, закупающие эту продукцию для последующей розничной продажи, в случае невыполнения обязанности по передаче сведений об объеме производства и оборота такой продукции в ЕГАИС п. 4 ст. 2 Закона № 182-ФЗ ; Письмо Росалкогольрегулирования от 28.01.2016 № 1683/07-03могут быть оштрафованы за нарушение порядка учета алкогол я ст. 14.19 КоАП РФ ;
    • фирмы, продающие в розницу алкоголь в городских и сельских поселениях Крымского полуострова, должны фиксировать в ЕГАИС факты закупки алкоголя, а компании, занимающиеся в Крыму закупкой, хранением и поставкой спиртного, должны обеспечить отражение в ЕГАИС оборота продукци и п. 6 ст. 27 Закона № 171-ФЗ ; сайт ЕГАИС .

    Как торговать алкоголем круглосуточно: превращаем магазин в кафе

    Компания RosCo в своем блоге на «Клерке» поделилась лайфхаком.

    Продажа алкогольной продукции (за некоторым исключением) запрещенас 23 часов до 8 часов по местному времени. Как на законных основаниях продлить время реализации алкоголя?

    Прежде всего, обратимся к Федеральному законуот 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту — Закон № 171-ФЗ).

    Именно в этом Законе № 171-ФЗ установлены ограничения розничной продажи и потребления (распития) алкогольной продукции.

    Важно!

    • в заведениях общественного питания, имеющих специально оборудованные помещения для посетителей;
    • в зоне беспошлинной торговли при аэропортах и пограничных пунктах.

    Продажа алкогольной продукции в розницу с 23-х часов вечера до 8 часов утра запрещается, если услуги общепита оказываются в зданиях, являющихся торговыми объектами, помещениях, находящихся в многоквартирных домах, либо встроенных в них или пристроенных к ним.

    Исходя из этого, круглосуточную продажу алкоголя могут осуществлять объекты общепита.

    Превращаем магазин в объект общепита

    Также до открытия кафекомпании необходимо будет получить:

    • заключение от СЭС(представляет из себя заключение проведенной экспертизы о том, что помещение будущего заведения соответствует санитарным нормам и правилам для данной определенной деятельности). Экспертиза осуществляется Роспотребнадзором (СЭС) — она является обязательной;
    • заключение МЧСо том, что помещение соответствует пожарной безопасности. Это заключение требует изготовления пожарной инструкции, планов эвакуации, размещение огнетушителей в определенных местах, создание звукового оповещения о пожаре, установка спецсветильников и многого другого, а также заключения договора на пожарную сигнализациюи т.п.;
    • план производственного контроля — изготавливается самостоятельно.План рассказывает о мероприятиях по соблюдению санитарного законодательства: исследования на бактерии продуктов и материалов для изготовления пищи, дезинфекция помещений,медицинский осмотр персонала, контроль за сертификатами, учет и отчетность по производственному контролю, и многое другое. Производственный план составляется до получения заключения СЭС — разрешения на деятельность.

    При торговле пивом и вином компания дополнительно будет предоставлятьв РосалкогольрегулированиеРФ соответствующие декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, формы и порядок предоставления которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда».

    А с 1 января 2016 года практически все розничные продавцы обязаны фиксировать и передавать информацию по закупкеалкогольной продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи вЕдиную государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.2 ст.8 Закона № 171-ФЗ).Оператором ЕГАИС является Росалкогольрегулирование РФ, а розничные продавцы — ее участниками (п.3-4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1459 от 29.12.2015 г.).

    Подключение к ЕГАИС предусмотрено для компаний и ИП — розничных продавцов алкоголя:

    • компаний, занимающихся закупкой алкогольной и спиртосодержащей продукциис целью ее розничной продажи (в т. ч. при оказании услуг общественного питания);
    • компаний, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции;
    • ИП, занимающихся закупкой пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с целью последующей розничной продажи такой продукции (Информация Росалкогольрегулирования от 20.07.2015 г.).

    Важно!

    Где запрещена продажа алкоголя объектами общепита

    • в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, в которых непосредственно осуществляется деятельность образовательных организаций (за исключением розничной продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках);
    • на спортивных сооружениях, а также на прилегающей к ним территории, на которой разрешена только розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий;
    • на оптовых и розничных рынках. Исключение — розничная продажа сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского), а также розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% при оказании услуг общественного питания;
    • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метро), на автозаправочных станциях. Исключение составляет розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;
    • на вокзалах, в аэропортах и прилегающей к ним территории, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в магазинах беспошлинной торговли, а также размещения алкогольной продукции на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов (Письмо Минфина РФ от 20.07.2018 г. № 03-14-07/51196);
    • в местх нахождения источников повышенной опасности и прилегающей к ним территории;
    • в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к таким местам территориях;
    • в нестационарных торговых объектах. Исключение составляет розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% при оказании услуг общественного питания.

    Важно!

    • на должностных лиц от 3 тыс. до 4 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
    • на компанию — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой (п.3 ст.14.16 КоАП РФ).

    Разъяснения ФС РАР по актуальным вопросам розничной продажи алкогольной продукции

    Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в письме от 31.01.17 № 2148/03-04 за подписью заместителя руководителя Службы Заславского В.В. подготовило разъяснения по актуальным и часто задаваемым вопросам регулирования розничной продажи алкогольной продукции.

    Разъяснения носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными правовыми актами или актами, имеющими нормативные свойства:

    1. Возможность изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

    Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.

    Положения данного пункта распространяются в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.

    В соответствии с подпунктом 15 ст.2 171-ФЗ не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со ст.12 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

    Таким образом, организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со ст.12 171-ФЗ.

    2. Возможность перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица, осуществляющего ее розничную продажу.

    В соответствии с п.19 ст.19 171-ФЗ в лицензии указывается место нахождения организации, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

    Согласно п.20 ст.19 171-ФЗ действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

    Таким образом, перемещение алкогольной продукции возможно по местам нахождения подразделений, указанных в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

    В соответствии со ст.26 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции.

    Перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен ст.10.2 171-ФЗ и содержит в том числе справку к товарно-транспортной накладной (далее — Справка к ТТН).

    Форма Справки к ТТН и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.05 г. N 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

    В соответствии с п.5 правил заполнения Справки к ТТН при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» Справки к ТТН.

    Согласно абзацу 8 п. 2 ст. 8 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее — ЕГАИС).

    Правилами функционировании ЕГАИС (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.15 г. N 1459, установлен перечень информации, представляемой в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств, организациями, использующими оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.

    Согласно Правилам организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции в целях последующей розничной продажи указанной продукции, представляют информацию, содержащую в том числе:

    — сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, Справке к ТТН, справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза);

    — номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.

    Форма заявки о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции утверждена приказом Министерства финансов РФ от 15.06.16 г. N 84н.

    Исходя из вышеизложенного, для перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица необходимо оформление документов, предусмотренных ст. 10.2 171-ФЗ, а также отражение в ЕГАИС информации о таких перемещениях.

    При этом такое перемещение возможно как между обособленными подразделениями юридического лица, находящимися в границах одного субъекта РФ, так и между обособленными подразделениями юридического лица, находящимися в разных субъектах РФ.

    3. Возможность использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях.

    В соответствии с п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Следовательно, использование алкогольной продукции, приобретенной по договору розничной купли-продажи, при производстве неспиртосодержащих продуктов питания для их последующей продажи не соответствует целям, предусмотренным ст. 492 ГК РФ.

    При этом в данном случае закупка алкогольной продукции может осуществляться по договору поставки (ст. 506 ГК РФ) у организации, имеющей лицензию, предусматривающую поставку алкогольной продукции в соответствии с видами деятельности, определенными абзацами третьим, шестым и одиннадцатым п. 2 ст. 18 N 171-ФЗ

    4. Необходимость фиксирования в ЕГАИС сведений о закупке алкогольной продукции в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

    В соответствии с абзацем 8 п.2 ст. 8 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

    Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 п. 2.1 ст.8 171-ФЗ).

    Таким образом, 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

    5. Возможность осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в одном помещении.

    В соответствии с п.19 ст.19 171-ФЗ в лицензии указываются, в том числе, места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

    Согласно п.20 ст.19 171-ФЗ действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

    Таким образом, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в обособленных подразделениях (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), указанных в лицензии.

    При этом п.1 ст. 26 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.

    Согласно форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12.11.15 г. N 359, в лицензии указываются, в том числе, иные сведения, позволяющие определенно установить место нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

    Таким образом, место осуществления розничной продажи алкогольной продукции и место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должны отличаться как фактически, так и в лицензии.

    6. Необходимость применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции.

    Согласно п.6 ст.16 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, в том числе должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику (далее — ККТ).

    Абзацами вторым и третьим п. 6 ст.16 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей ККТ, если иное не установлено федеральным законом.

    В соответствии с п.1.2 ст.1 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — 54-ФЗ) ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных 54-ФЗ.

    При этом Федеральным законом от 03.07.16 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — 261-ФЗ) внесены изменения, в том числе в ст.16 171-ФЗ, а именно, о том, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением ККТ. Данное изменение вступает в силу с 31 марта 2017 года.

    Учитывая, что вышеуказанное требование 261-ФЗ является специальной нормой по отношению к положениям 54-ФЗ (п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.14 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны использовать ККТ с 31 марта 2017 г.

    Приложение. Правила продажи алкогольной продукции

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1150 в настоящие Правила внесены изменения

    Правила
    продажи алкогольной продукции
    (утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987)

    С изменениями и дополнениями от:

    16 ноября 1996 г., 14 июля 1997 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.

    ГАРАНТ:

    Об особенностях продажи алкогольной продукции см. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 пункт 1 настоящих Правил изложен в новой редакции

    1. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции.

    В настоящих Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем — гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    2. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.

    3. Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

    4. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

    5. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

    6. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

    Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

    наименование и цена алкогольной продукции;

    данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

    наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

    государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

    объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

    содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов);

    противопоказания к применению алкогольной продукции; дата изготовления и срок годности.

    Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

    7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

    8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

    9. Не допускается продажа алкогольной продукции:

    1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

    2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

    3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

    4) с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак»;

    5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

    6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

    7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

    ГАРАНТ:

    См. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 10 настоящих Правил внесены изменения

    10. Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

    Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 11 настоящих Правил внесены изменения

    11. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

    12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

    Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

    13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

    14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра.

    На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

    15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

    16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

    17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 18 настоящих Правил внесены изменения

    18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

    Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить товар с недостатками.

    При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

    Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку отсутствие таких документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

    Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 19 настоящих Правил внесены изменения

    19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих Правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector