3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оформить отношения по доставке груза

Документальное оформление расходов на грузоперевозки автомобильным транспортом

Елена Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Минфин России по-прежнему настаивает на необходимости применения товарно-транспортной накладной для подтверждения расходов по договору перевозки грузов автотранспортом. Дело в том, что трех экземпляров транспортной накладной для полноценного документооборота недостаточно. (Письмо Министерства финансов РФ от 22.12.11 № 03-03-10/123).

Документация

Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272; далее – постановление № 272) в документооборот коммерческих грузоперевозок с 25 июля 2011 года введена новая форма – транспортная накладная. Ее применение обязательно при заключении договоров оказания услуг по перевозке грузов (п. 1 ст. 1, п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; далее – Закон № 259-ФЗ)). Особенность правоотношений по такому договору – отсутствие у перевозчика права собственности на перевозимый груз. Поэтому перевозчик несет ответственность за его сохранность как перед грузоотправителем, так и перед грузополучателем (п. 5 ст. 34, п. 1, 3 ст. 39 Закона № 259‑ФЗ).

Не вызывает сомнений, что транспортная накладная (далее – ТН), предусмотренная законом, – необходимый документ для подтверждения затрат на перевозку груза (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако из официальных разъяснений следует, что в целях подтверждения затрат на транспортировку этого документа недостаточно.

В многочисленных разъяснениях Минфина России по вопросам документального оформления грузоперевозок (письма от 17.08.11 № 03-03-06/1/501, № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/499, № 03-03-06/1/498, № 03-03-06/1/497, № 03-03-06/1/492) неизменно фигурирует товарно-транспортная накладная унифицированной формы № 1-Т (далее – ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 (далее – постановление № 78). Не стало исключением и комментируемое письмо.

Между тем, ссылаясь на это постановление, не зарегистрированное в Минюсте России, чиновники игнорируют пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763*. В нем сказано, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

* «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Причиной отсутствия взаимопонимания между специалистами финансового ведомства и налогоплательщиками является недостаточная правовая проработка хозяйственных ситуаций, связанных с перевозкой. Попытаемся восполнить этот пробел.

Оспариваем аргументы Минфина России

В комментируемом письме чиновники указывают, что при наличии договора перевозки груза подтверждение затрат продавца на перевозку груза и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т.

Следовательно, специалисты Минфина России полагают, что для подтверждения затрат продавца необходимы обе формы (ТН и ТТН). Такая точка зрения прямо сформулирована в письмах Минфина России от 11.11.11 № 03-03-06/1/746, № 03-03-06/1/744.

В обоснование своей позиции Минфин России приводит тезис о том, что одновременно с новой транспортной накладной продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.71 (далее – Общие правила). В соответствии с ними основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Действительно, Общие правила, о которых говорит ведомство, формально не отменены. Но в силу пункта 1 статьи 1 Закона № 259-ФЗ отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом, регулируются лишь федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общие правила, которые утверждены в период существования РСФСР, к указанной категории документов не относятся. А значит, дополнять действующие правила, утвержденные Правительством РФ, они не могут.

Иными словами, сферы применения «старых» и «новых» правил не должны пересекаться. И такая область существует. Это перевозки грузов, которые компании осуществляют для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях. В данном случае тоже необходимо оформлять ТТН. Основание – пункт 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83 (далее – Инструкция), которая утвердила первоначальную форму (№ 1-т) товарно-транспортной накладной во исполнение параграфа 3 раздела 6 Общих правил. Впоследствии постановлением № 78 форма № 1-т была заменена формой № 1-Т, применяемой и ныне. Поэтому правомерно рассматривать Инструкцию как продолжение Общих правил, то есть считать, что эти документы образуют единое целое.

Если заключен договор перевозки груза

Транспортная накладная составляется в трех экземплярах, если иное не предусмотрено договором перевозки (п. 9 постановления № 272). Поэтому в общем случае каждый из участников договора – грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик – получает по одному ее оригинальному экземпляру. При этом грузоотправителю достается экземпляр без подписи грузополучателя.

Предположим, что грузоотправителем выступает продавец товара и он же заключает договор перевозки. Значит, у продавца не будет документа, подтверждающего осуществление перевозки. Имеющийся у него на руках экземпляр ТН удостоверяет лишь вручение груза перевозчику, но не удостоверяет доставку груза.

По нашему мнению, вопрос о документе, подтверждающем затраты продавца на перевозку, должен решаться в зависимости от условий договора поставки. Если в данном договоре не установлена обязанность продавца по доставке товара или передаче товара по его местонахождению покупателю, то обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной (если иное не установлено договором купли-продажи) в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю (п. 2 ст. 458 ГК РФ). При таких обстоятельствах для продавца факт доставки товара не имеет значения. А услуга перевозчика для него сводится к тому, что последний принял груз к перевозке – разумеется, на возмездной основе.

Но если договор поставки содержит условие о доставке товара покупателю (п. 1 ст. 510 Гражданского кодекса РФ), то договором перевозки необходимо предусмотреть оформление четвертого экземпляра ТН, а также его возврат грузоотправителю с отметкой грузополучателя о состоявшейся доставке. В силу закона перевозчик принимает на себя обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз уполномоченному на его получение лицу (п. 13 ст. 2 Закона № 259‑ФЗ). Из этой функции вытекает обязанность исполнителя-перевозчика отчитаться перед заказчиком-грузоотправителем о выполнении задания. Поэтому условие о том, что перевозчик высылает заказчику четвертый экземпляр ТН, не выходит за рамки услуги по перевозке. До принятия постановления № 272 подобная обязанность перевозчика в отношении ТТН гражданско-правовых споров не порождала.

В этом случае «оборот» ТН в целом будет соответствовать порядку, принятому для ТТН. Ведь как справедливо отмечает УНФС России по г. Москве в письме от 17.10.11 № 16-15/100090, по своей сути ТН представляет собой транспортный раздел ТТН и предназначена именно для нужд перевозки.

Но ТТН содержит и другой раздел – товарный. Он удостоверяет, что перевезена именно та партия товаров, которая реализована. А новые правила автоперевозки в общем случае не предусматривают раскрытия содержания груза. Объектом договора перевозки выступают не товары, а грузы – упакованные, затаренные и маркированные. Перевозчик не вмешивается в правоотношения между грузоотправителем и грузополучателем по сделке купли-продажи товаров. По этой причине форма ТН товарный раздел не предусматривает, что с юридической точки зрения вполне корректно.

Реализацию товаров подтверждает товарная накладная по унифицированной форме № ТОРГ-12. В постановлении ФАС Центрального округа от 27.05.11 № А35-12290/2009 подчеркивается, что эта форма не содержит сведений, необходимых для установления факта перевозки товара и не подтверждает его доставку продавцом.

Между тем нет препятствий для осуществления увязки между ТОРГ-12 и ТН, удостоверяющей перевозку соответствующей партии товаров. Тогда товарная накладная, включенная в пакет сопроводительных документов на груз (в качестве документа, соответствующего п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н), может играть роль товарного раздела ТТН. А совокупность ТН и ТОРГ‑12 будет эквивалентна ТТН.
При этом унифицированную форму № ТОРГ‑12 рекомендуется дополнить реквизитом «Перевозчик». Отметим, что накладную ТОРГ-12 перевозчик не подписывает в принципе, ибо к сделке купли-продажи он отношения не имеет.

Итак, при отправке груза покупателю достаточно сделать следующее.

В первой строке пункта 4 «Сопроводительные документы на груз» транспортной накладной указать реквизиты товарной накладной – номер и дату составления.

В товарной накладной по форме № ТОРГ-12:

– в разделе «Транспортная накладная» проставить номер и дату транспортной накладной;

– в разделе «Вид операции» написать «доставка покупателю»;

– привести сведения, идентифицирующие перевозчика;

– заполнить поля «Всего мест/прописью», «Масса груза (нетто)/прописью» и «Масса груза (брутто)/прописью» в соответствии с данными, указанными в пункте 3 транспортной накладной.

По мнению автора, такой подход к оформлению не оставляет повода для претензий налоговых инспекторов.

Продавец самостоятельно доставляет товар до склада покупателя

Минфин России утверждает, что в ситуации, когда продавец самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

С этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку гражданское законодательство признает условие о доставке частью договора поставки, а не самостоятельным договором (постановление ФАС Центрального округа от 18.07.06 № А64-11624/05-13).

Решающим аргументом в поддержку такой позиции будут отношения собственности на груз. Если перевозимый товар не признается собственностью покупателя, то груз принадлежит продавцу. В то же время юридическим признаком договора перевозки является отстраненность перевозчика от груза. Груз должен быть принят для перевозки от стороннего лица, то есть перевозчик не может выступать грузоотправителем (п. 3, 13 ст. 2 Закона № 259-ФЗ).

В отсутствие правоотношений по договору перевозки ТН не составляется (п. 20 ст. 2 Закона № 259-ФЗ). Зато продавец, перевозящий принадлежащий ему груз собственным транспортом, следуя Инструкции, должен оформить ТТН. Один ее экземпляр он вручает покупателю.

Покупатель вывозит товар собственным транспортом

Если покупатель вывозит товар собственным транспортом, то формально грузополучатель, грузоотправитель и перевозчик совпадают в одном лице. Очевидно, что в таком случае ни о каких договорных отношениях в гражданско-правовом значении речи быть не может. Затраты по перевозке складываются из стоимости израсходованного бензина и оплаты труда штатного водителя. Они подтверждаются путевым листом автомобиля, унифицированные формы которого предусмотрены постановлением № 78.

Обязанность оформлять путевой лист на «внутрифирменные» перевозки вытекает из пунктов 14 и 15 Инструкции. Закон № 259-ФЗ здесь неприменим, ибо покупатель сам себе услуг не оказывает. Кстати сказать, на эти путевые листы не распространяются и требования приказа Минтранса России от 18.09.08 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Согласно постановлению № 78, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и к нему прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов. Но оформление ТТН, как того требует Инструкция, лишено смысла. По сравнению с путевым листом ТТН не будет содержать новых сведений о хозяйственной операции. Поэтому к путевому листу достаточно приложить товарную накладную, выданную продавцом.

В итоге позиция Минфина России о подтверждении расходов на перевозку при помощи путевого листа возражений не вызывает.

Какими документами подтверждается оказание услуг по перевозке груза.

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ . Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Как правильно по договору оформить перевозку груза автотранспортом?

Договор — первый шаг к заключению сделки согласно закону об автомобильном транспорте. Это позволяет прояснить все моменты сотрудничества. Если речь идет о коммерческих перевозках, то необходимо знать, какие виды договоров существуют, в чем их особенность, а также как оформить разногласия, которые возникли между сторонами до того, как те скрепят соглашение подписями и печатями.

Виды договоров

При оформлении перевозки груза используется одна из приведенных ниже форм.

Организация грузовых перевозок

По условиям этого договора, перевозчик обязуется транспортировать грузы, предоставленные отправителем в оговоренное время. Документ не устанавливает условия для конкретной перевозки, но отношения между сторонами приобретают некую стабильность. Это позволяет уменьшить риски и потери, спланировать деятельность, подчеркивает долгосрочность отношений, их выгоду и снижение рисков для подписантов.

Договоры об организации заключаются только в письменной форме. Основными условиями является фиксация следующих моментов:

  1. Минимальные и максимальные объемы перевозок.
  2. Сроки.
  3. Графики подачи автомобилей.
  4. Порядок погрузки и выгрузки, используемая техника.
  5. Процедура взвешивания.
  6. Дополнительные условия предоставления транспорта с одной стороны, грузов — с другой.
  7. Порядок проведения расчетов, иные условия.

По такому договору, каждая перевозка требует выдачи транспортной накладной.

Разовый договор

Этот вид контракта считается заключенным, когда заказчик взялся за перевозку груза, то есть принял заявку к исполнению. Заказ оформляется отправителем письменно, в свободной форме, и передается перевозчику. На рассмотрение последнему отводится три дня, после чего транспортная компания или ИП должны проинформировать заявителя о принятом решении. Подтверждением контракта является товарно-транспортная накладная.

Чтобы оговорить все особенности перевозки, разовые договоры оформляют в письменной форме. Основные разделы — это предмет соглашения, права и обязанности подписантов, условия приемки и перевозки, стоимость, расчеты, ответственность, форс-мажорные обстоятельства, порядок разрешения споров. В документе также указываются реквизиты сторон. К договору необязательно прилагать заказ. Однако требование к наличию ТТН остается в силе, независимо от того, как оформлено соглашение.

Фрахтование, или чартер

Это третий вид договора на перевозку грузов. Взаимоотношения по нему напоминают аренду транспортного средства с водительским составом. Однако здесь не предусматривается владение и пользование автомобилем, а за владельцем закрепляется право, связанное с эксплуатацией техники.

Подписантами в данном случае являются фрахтователь — лицо, которое заказывает и оплачивает услугу, и фрахтовщик — тот, кто ее предоставляет.

Чартер возможен, когда представитель грузовладельца сопровождает перевозимое, а также если не предусматривается учета движения ТМЦ. Это предусмотрено Уставом, утвержденным Федеральным законом об автомобильных перевозках.

Договор фрахтования, который не предусматривает учета товарно-материальных ценностей, составляется, когда необходимо перевезти снег, строительный мусор, бытовые отходы и другие подобные грузы. В этом случае отсутствует грузополучатель.

Для содержания договора характерна такая особенность, как право фрахтователя (заказчика) требовать предоставления определенного вида транспорта — частично или полностью. В таком случае исполнитель не может сделать замену автомобиля без согласия контрагента. Чартер дает заказчику возможность в зависимости от своих потребностей договориться о маршруте, сроках доставки, местах погрузки.

Еще одной особенностью является то, что перевозчик не может самостоятельно принимать решение о транспортировке дополнительных грузов, пассажиров. Заказчик в таком случае наделяется правом удалить с борта автомобиля лишние товары, имущество или людей. Если автотранспортная компания не согласна выполнить это условие, то договор может быть расторгнут или снижена оплата. В таких случаях клиенты нередко заставляют автотранспортную компанию возместить понесенные убытки.

Если перевозку сопровождает представитель владельца груза, то водитель не выполняет экспедицию и не отвечает за сохранность транспортируемого. Экспедитором считается представитель собственника груза, который и производит сдачу имущества по назначению. В то же время водитель несет ответственность за управление подвижным составом.

В соответствии с законодательной базой, договор страхования составляется в форме заказа-наряда на предоставление борта для перевозки, образец которой приводится в приложениях к Уставу автомобильного транспорта. ТТН здесь не требуется.

Согласно нормам, заказ-наряд подается фрахтовщиком, и тот обязан рассмотреть его в трехдневный срок, после чего проинформировать фрахтователя о принятом решении. В случае отказа подаются письменные объяснения причин.

Договор составляют в трех экземплярах, каждый из которых является оригинальным. Выдаются они так: один — фрахтователю, два — фрахтовщику. Если стороны представляют собой предприятие или индивидуального предпринимателя, то на документе рядом с подписями ставят фирменные печати.

Товарно-транспортная накладная, по законодательству об автомобильных перевозках, нужна для учета товарно-материальных ценностей, когда те перевозятся с использованием транспортных средств, в частности, автомобильных. ТТН обычно оформляется отправителем. Этот документ в бухгалтерии используют для списания ТМЦ с баланса владельца груза и оприходования у получателя. Существует практика, когда эта форма используется вместо ТОРГ-12.

ТТН состоит из двух частей, определяющих взаимоотношение между такими сторонами:

  • Товарная — между грузоотправителем и грузополучателем. Соответственно первая на основание этого документа проводит списание, вторая — оприходование.
  • Транспортная — между грузоотправителем, заказчиком и перевозчиком, владельцем подвижного состава, служит для учета выполненной услуги и расчета между участниками договора.

Количество издаваемых экземпляров соответствует трем, все являются оригинальными. Распределяются они следующим образом:

  • первый — заказчику для списания товара;
  • второй — получателю для оприходования ТТЦ;
  • третий — перевозчику.

Накладную выписывают на одну или более партию груза. При этом под грузом может пониматься наименования продукции, которая транспортируются по одному товарораспорядительному документу. Накладных оформляют столько, сколько автомашин задействовано в перевозке. Если груз помещают в контейнеры, то к накладной прилагают сопроводительную ведомость.

Пункты ТТН содержат следующие графы:

  1. Отправитель.
  2. Получатель (если это физические лица, то для них предусмотрена специальная строка).
  3. Название груза (количество, стоимость, цена не указываются).
  4. Перечень сопроводительных документов, если такие есть (сюда вписывают сертификаты, паспорта качества, другие, в том числе и предусмотренные ДОПОГ).
  5. Указания грузоотправителя (указывается ценность, если она объявлена этой стороной).
  6. Прием груза.
  7. Сдача груза (в графы 6,7 вписывают дату, час подачи автомобиля для погрузки и выгрузки товаров в соответствии с договором и по факту).
  8. Условия перевозки (если ничего не указано, то действуют в соответствии с Федеральным законом о перевозке грузов автомобильным транспортом за № 259 от 8.11.07).
  9. Информация о принятии поданной заявки к исполнению (печать организации или индивидуального предпринимателя).
  10. Перевозчик (указывают Ф.И.О. лица, ответственного за перевозку, а также водителя, телефоны обеих).
  11. Транспортное средство (указывают грузоподъемность (тонны), вместимость (куб. м).
  12. Оговорки и замечания.
  13. Прочие условия (если груз относится к категории опасных или крупногабаритных, то указывают реквизиты специального разрешения и маршрут).
  14. Переадресовка (указываются новые реквизиты доставки, если в этом возникла необходимость).
  15. Стоимость услуг и порядок расчета (належит вписать конечную сумму).
  16. Дата составления, подписи.
  17. Отметки отправителей и получателей (вписывают нарушения, допущенные заключившими договор, после оформления акта указывают его реквизиты).

Пункты 1–6 заполняет грузоотправитель, 8–15 – перевозчик, 7, 16 — обе стороны, 17 любой из подписантов или получатель.

Если возникли разногласия

В этом случае применяется протокол разногласий. Это документ, составляемый лицом, получившим проект договора и не согласным частично или полностью с предложенными условиями. Существование протокола говорит о готовности к заключению сделки, но на иных позициях.

Сторона, которая получила протокол, в случае своего согласия, ставит подпись под текстом. Тогда считается, что договор действительный, но с учетом условий, изложенных в протоколе. Если часть новых предложенных позиций не устраивает контрагента, то составляют еще один протокол — согласования разногласий.

Случаем, требующим написания такого документа, является использование типовых договоров. Протокол позволяет выделить индивидуальные условия для конкретного клиента.

Вопрос о том, как оформить перевозку груза автотранспортом, крайне важен, поскольку обеспечивает почву для успешного сотрудничества. Поэтому перед подписанием бумаг и клиент, и исполнитель, должны прочесть каждое слово и учесть все условия. В противном случае могут возникнуть конфликты, которые иногда заканчиваются судебными разбирательствами и репутационными потерями.

Договор для перевозки груза — основные этапы составления

Сегодня все деловые отношения необходимо юридически заверять. Любая сфера бизнеса требует серьезного подхода, особенно если дело касается реализации товара. Не каждый производитель может поставлять товар на рынок при помощи собственного транспорта, поэтому пользуется услугами грузоперевозчиков. Чтобы не возникало споров, обязательно составляется договор перевозки груза.

Этот документ гарантирует грузоперевозчику и фирме нанимателю защиту их интересов. На рынке существует множество компаний, которые предоставляют услуги по перевозке различных товаров, как внутри страны, так и за рубеж. Так что же нужно учитывать, составляя договор перевозки груза? Какие нюансы следует обсудить обеим сторонам?

Для чего нужно юридически оформлять отношения?

Не у каждой организации есть транспорт, чтобы доставить товар в пункты его реализации. Содержать собственный транспорт довольно дорого, и порой выгоднее обратиться за услугами в транспортные компании. Для этих целей изначально оформляется специальная заявка на перевозку.

Подобный первичный документ позволяет решить все возникающие вопросы перед заключением официального договора между нанимателем и перевозчиком.

Договор защищает права нанимателя и гарантирует, что товар доставят вовремя, в полной сохранности до пункта назначения. Разумеется, в нем учитываются и интересы грузоперевозчика. Благодаря введению новых правил и требований в закон о транспортных перевозках, усилился контроль качества подобных услуг, что позволило приблизить их к международным стандартам.

Предварительная заявка договора на перевозку

Существенные условия договора перевозки груза необходимо рассматривать перед заключением окончательного соглашения между сторонами. Для этих целей в законодательстве предусмотрено оформление предварительного документа, который известен как заявка на перевозку груза.

Заявление на договор перевозки груза автомобильным транспортом позволит грузоперевозчику получить всю необходимую информацию и определиться с окончательной ценой за свои услуги. Какие пункты нужно указывать в заявке:

  • Необходимая информация о перевозимом товаре. Его количество, конкретный вес, комплектация, качественные характеристики. Даже цена указывается. Подобная информация влияет на окончательное решение о заключении договора. Ведь существуют заказы, которые требуют особых условий и перевозки конкретным видом автотранспорта.
  • Конкретные сроки доставки. По ним ориентируется грузоперевозчик, принимая решение. Есть ли у него возможность доставить определенный товар в выбранный пункт назначения точно в срок. Для многих грузов ограничены сроки хранения, и они подлежат быстрой реализации, например, продукты питания.
  • В заявке указывается еще форма ответственности за перевозимый товар. Ведь наниматель доверяет свой товар, рассчитывая на своевременную его доставку. Поэтому определяются и конкретные цифры взыскания, если груз пострадал или пришел с опозданием.
  • Если необходимо перевозить специальные грузы, имеющие взрывоопасные свойства, требующие определенных условий для транспортировки, составляются особые пункты в соглашении, где оговариваются все свойства товара и условия, необходимые для перевозки. Для большинства особых грузов требуются специальные разрешения, которые имеются не у каждого грузоперевозчика.
  • Расстояние, на которое перевозится товар в километрах, а также возможный маршрут.

Вся предоставленная информация влияет на окончательное решение при заключении договора. Все спорные вопросы решаются в течение месяца после отправки заявки в грузоперевозочную компанию.

Образец

Есть конкретный образец заявки, в котором указывается вся дополнительная информация. Позже заявка прикрепляется к сопроводительным документам, необходимым для перевозки грузов автомобильным транспортом.

Оформление заявки о перевозке происходит двумя способами:

  • В офисе компании, предоставляющей услуги по транспортировке;
  • Электронный вариант заявки. Для тех компаний, кто не может подъехать в офис. Подобный способ гораздо удобнее и не требует дополнительных затрат, предоставляя возможность решать все спорные вопросы в электронном виде.

После того как урегулированы все нюансы между нанимателем и транспортной компанией, заключается официальный договор. Заявка также оформляется и подписывается сторонами в двух экземплярах и прикладывается в дополнение к контракту.

Если, после оформления бланка заявки на перевозку грузов автомобильным транспортом, стороны не смогли прийти к взаимовыгодному соглашению, то по истечению месячного срока действия заявки, оформляется официальный отказ от услуг транспортной компании и заявка утрачивает свою юридическую силу.

Существенные условия договора перевозки груза

Существенные условия договора перевозки груза:

  • Официальное наименование обеих организаций, заключающих договор о перевозке.
  • Реквизиты лиц ответственных за фирму, перечисление документов, уполномочивающих конкретное лицо на заключение подобного договора.
  • Следующим пунктом является предмет договора, в этом случае транспортировка.
  • Ответственность и обязательства обеих сторон. Компания отвечает за то, что груз перевезен в целости и сохранности в оговоренные контрактом сроки. А фирма-наниматель обязуется оплатить стоимость перевозки, прописанную в договоре.

Также подробно описываются следующие понятия:

  • Точное число и время погрузки товара, подпись сторон, что груз погружен в срок.
  • Адрес, где осуществляется погрузка, название организации и конкретных лиц, ответственных за своевременное размещение груза.
  • Адрес, где производится разгрузка товара, с точным названием и фамилиями уполномоченных лиц.
  • Маршрут транспортировки, оговоренный при заключении соглашения.
  • Полное описание товара с указанием всех форм и характеристик: вес, количество, форма упаковки и прочее.
  • Характеристика транспортного средства, при помощи которого осуществляется доставка груза.
  • Указывается полная стоимость услуги по завершении доставки.
  • Описаны все условия оплаты после доставки: наличными или банковским переводом, также вариант рассрочки оплаты, если таковой рассматривался.
  • Конкретные сроки доставки.
  • Полное описание предоставляемого транспорта для транспортировки груза, в том числе и указание данных водителя со всей необходимой документацией.
  • Дополнительные условия на перевозку автомобильным транспортом, конкретизирующие определенные условия из договора.

Договор о транспортировке товара объединяет в себе типовой вариант с конкретным уточнением характерным для данного вида деятельности. Стоит обратить внимание, что для некоторых транспортных средств, участвующих в перевозке грузов, предусмотрены особые правила и регламент, поэтому необходимо учитывать это при заключении договора.

Как выглядит договор перевозки груза автомобильным транспортом?

Договор автомобильной перевозки грузов заключается после обсуждения всех нюансов, вносимых в окончательный вариант документа. Объем подобного документа содержит точное описание перевозимого товара и транспортного средства, на котором осуществляется его доставка в конечный пункт.

Бланк договора заявки на перевозку груза должен содержать полную информацию о перевозимом товаре, иначе у перевозчика могут возникнуть проблемы с доставкой. Бланк заявки на перевозку груза обязательно предусматривает дополнение определенными документами и сертификатами. Договор автомобильной перевозки груза следует составлять крайне внимательно, особо это касается сроков поставки. Ведь могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, в том числе техническая поломка. Поэтому перед отправкой товара транспортное средство следует подвергнуть тщательному техническому осмотру.

Прежде чем приступать к заключению договора, необходимо тщательно продумать все условия, вносимые в окончательный вариант документа, чтобы после не возникало спорных ситуаций. Что фирме-нанимателю, что грузоперевозчику нужно обязательно оговаривать конкретные даты погрузки, поставки, и ответственность за несоблюдение договорных условий.

В договоре оказания транспортных услуг по перевозке грузов содержится пункт: перевозчик может привлекать третьих лиц в интересах заказчика для оказания услуг по перевозке грузов. Согласно условиям договора перевозчик обязуется за плату доставить груз, переданный ему отправителем, при этом нет уточнения, чьим транспортом, и выдать его уполномоченному на получение груза лицу. У перевозчика в собственности нет транспорта, перевозка выполняется транспортом третьих лиц (по договору аренды). Договор не содержит положений об организации перевозки грузов перевозчиком, а также указаний на поручение перевозчику заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку грузов с третьими лицами. Является ли этот пункт элементом агентского договора, в связи с чем необходимо оговорить сумму агентского вознаграждения? Возникает ли в этом случае оплата агентского вознаграждения?

Прежде всего отметим, что под договором перевозки груза понимается договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Из приведенной нормы следует, что существо договора перевозки груза заключается в том, что по этому договору перевозчик обязуется перед грузоотправителем переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу.
В отличие от этого договора агентский договор предполагает совершение одной стороной (агентом) по поручению другой стороны (принципала) юридических и иных действий от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Это означает, что предметом агентского договора изначально является заключение агентом определенных сделок в интересах принципала (от имени последнего или от своего имени), а также совершение действий неюридического характера, способствующих исполнению данного принципалом поручения.
Иными словами, при заключении агентского договора агент изначально не принимает на себя никаких обязательств по продаже товаров, выполнению работ или оказанию определенных услуг принципалу, а лишь обязуется совершить юридические действия и иные действия по привлечению третьего лица, которое уже непосредственно продаст товары, выполнит работы или окажет услуги в интересах принципала.
В связи с этим, если из условий договора определенно вытекает, что перевозчик принимает на себя обязательство перевезти вверенный ему грузоотправителем груз и выдать его грузополучателю, а не заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку с третьими лицами, то такой договор нельзя признать агентским договором.
При этом тот факт, что положения договора позволяют перевозчику привлекать третьих лиц для перевозки груза, переданного ему для доставки грузоотправителем, сам по себе не влияет на квалификацию этого договора как договора перевозки.
Дело в том, что положениями п. 1 ст. 313 ГК РФ должнику предоставлено право возложить исполнение взятого им на себя обязательства на третье лицо, а кредитор обязывается принять такое исполнение как произведенное самим должником. Исключение составляют лишь случаи, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ). Данное правило применимо ко всем обязательствам, в том числе вытекающим из договоров (п. 3 ст. 420 ГК РФ).
Следовательно, перевозчик вправе привлечь на основании заключаемого им договора третьих лиц для исполнения своего обязательства по перевозке груза, вверенного ему грузоотправителем. Данный договор не должен расцениваться как договор, заключенный в рамках агентских правоотношений, поскольку у перевозчика есть выбор: оказать услуги грузоотправителю непосредственно, либо поручить исполнение своего собственного обязательства третьему лицу на основании заключенного с этим третьим лицом договора. При этом в любом случае ответственным за исполнение обязательства по перевозке перед грузоотправителем остается сам перевозчик, а не третье лицо (ст. 403 ГК РФ, п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»).
На то обстоятельство, что перевозчик в рамках отношений по грузоперевозке может привлекать к исполнению обязательства третьих лиц указывает и судебная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.03.2016 N Ф03-309/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2015 N Ф09-10313/15, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2015 N Ф03-6321/14).
Таким образом, вышеизложенное указывает на то, что если по договору какое-либо лицо приняло на себя обязательство перевезти груз другого лица и вручить его грузополучателю, но при этом согласно этому договору имеет право привлечь к исполнению своих обязательств третье лицо, такой договор не должен расцениваться как агентский или имеющий элементы агентского договора.
Тем не менее необходимо учитывать также и то, что окончательная квалификация конкретному договору может быть дана только с учетом буквального толкования тех или иных его условий, соотнесения этих условий с иными условиями договора и смыслом договора в целом, а также предшествующих договору переговоров и переписки, практики, установившей во взаимных отношениях сторон, обычаев, последующего поведения сторон (ст. 431 ГК РФ). Поэтому итоговое решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается отношений, в которых грузоперевозчик, не обладающий собственным транспортом для перевозки грузов, использует для исполнения своих обязательств арендованный транспорт, то, на наш взгляд, такие отношения агентскими признаны быть не могут.
Во-первых, в законодательстве не содержится положений, согласно которым наличие у перевозчика транспортных средств в собственности являлось бы обязательным условием заключения договора перевозки или обязательным условием осуществления деятельности по перевозке. Иными словами, сам по себе факт аренды перевозчиком транспортных средств никоим образом не влияет на квалификацию того или иного договора именно как договора перевозки.
Во-вторых, о чем уже упоминалось выше, в рамках агентских отношений агент, заключая договоры, действует не в собственных интересах, а в интересах принципала, то есть товары, работы, услуги, являющиеся предметом указанных договоров, призваны удовлетворять потребности не агента, а принципала. В ситуации же, изложенной в вопросе, непосредственный интерес грузоотправителя состоит не в получении прав временного владения и пользования транспортными средствами, что является предметом договора аренды таких транспортных средств (ст. 606, ст. 632, ст. 642 ГК РФ), а в перевозке груза в определенное место и вручении его грузополучателю. Поэтому перевозчик, арендуя транспортные средства для перевозки груза, вверенного ему грузоотправителем по договору перевозки, действует при заключении договоров аренды в собственных хозяйственных интересах, так как заключение этих договоров позволяет перевозчику надлежащим образом выполнить взятое на себя обязательство по перевозке груза и получить имущественную выгоду в виде оплаты его услуг, а права владения и пользования арендованным имуществом возникают непосредственно у перевозчика, а не у грузоотправителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector