0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Италия форма государственного устройства правления и политический режим

Государственное устройство

Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). Итальянская Республика разделена на 20 административно-территориальных единиц — областей: Абруццо, Апулия, Базиликата, Валле-д’Аоста, Венето, Калабрия, Кампания, Лацио, Лигурия, Ломбардия, Марке, Молизе, Пьемонт, Сардиния, Сицилия, Тоскана, Трентино-Альто-Адидже, Умбрия, Фриули-Венеция-Джулия и Эмилия-Романья. Пять областей Италии (Фриули-Венеция-Джулия, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста) обладают автономным статусом и более широкими полномочиями по сравнению с другими областями. Во многом это обусловлено историческими особенностями их развития и присутствием этнических меньшинств на их территории.

Каждая область подразделена на более мелкие территориальные образования — провинции (provincia). Всего в настоящее время насчитывается 105 провинций. Высший орган власти провинции — совет, избираемый на 5 лет. Исполнительный орган совета — джунта. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

Низшая административно-территориальная единица — община (коммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управление общиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром). В стране насчитывается более 8100 коммун.

Государственное устройство Итальянской Республики (Repubblica Italiana) определяется Конституцией, принятой 22 декабря 1947 года. Конституция практически без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире.

Политический режим государства — демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах. Согласно Конституции Италии высшим органом законодательной власти в стране является парламент (Parlamento), состоящий из двух палат — палаты депутатов (Camera dei Deputati) и сената республики (Senato della Repubblica). Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет. Сенат республики насчитывает 323 сенатора (из них несколько человек избраны в сенат пожизненно). Сенатором может стать гражданин, достигший возраста 40 лет. Согласно итальянским законам право избирать в палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в сенат — 25 лет.

Палаты наделены большими полномочиями: принимают законы, утверждают государственный бюджет, ратифицируют международные договоры и т. д. Руководящие органы палат — бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдении партией ряда требований на выборах. В сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей в количестве не менее 50 тысяч человек — народная инициатива. В то же время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. То есть законопроект, представленный областным советом, может касаться только данной области, избиратели не могут вносить проекты в сферах, зарезервированных за правительством, и т. д.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно получить доверие обеих палат. В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну. В судебной — назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Глава государства — Президент Республики. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства

В настоящее время Президентом Итальянской Республики является Джорджо Наполитано (Giorgio Napolitano), избранный 10 мая 2006 года.

Многопартийность одна из важнейших черт существующей партийной системы Италии в значительной мере данному положению вещей способствовала существовавшая до недавнего времени пропорциональная избирательная система при формировании представительных учреждений. На партийной арене кроме собственно партий, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы. Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в Ватикане, расположенном в столице страны. Основными политическими партиями Италии являются: · Христианско- демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г. партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые и центристские группировки 1,4 млн членов; Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г., — отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра; Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., — левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала свыше 500 тыс. членов; Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) 1969 г., член Социалистического интернационала, правый центр — 180 тыс. членов; · Итальянская республиканская партия (ИРП) 1897 г., партия буржуазного типа 110-120 тыс. членов; Итальянская либеральная партия 1848 г., — правая буржуазная партия 60-153 тыс. членов; Национальный альянс 1946 г., — неофашистская партия 400 тыс. членов; Федерация «зеленых» — 1987 г.- объединение организаций, выступающих за охрану окружающей среды; Демократическая партия левых сил (ДПЛС) 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает традиционные идеалы социал-демократии; Партия коммунистического преобразования (ПКП) 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, остается крайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.

Diplom Consult.ru

Сибирская Академия Государственной Службы

На тему: Политическая система и государственное устройство Италии

гр. ФПС 001 Гришин А.А.

проф. Демидов В.В.

Форма правления и государственное устройство Италии

Политические партии и партийная система.

Центральные органы государственной власти.

Президент, права и полномочия.

6. Административное деление

Форма правления и государственное устройство Италии

Италия — Парламентская республика с президентской формой правления.

Столица Италии – Рим.

Население — Около 58 млн.человек, из них 94% итальянцы.

Географическое положение — Государство на юге Европы. Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями — Адриатическим, Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.

Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.

Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. Данная форма весьма близка к классической модели (Французская четвертая республика).

Политические партии и партийная система.

Многопартийность – одна из важнейших черт существующей партийной системы Италии в значительной мере данному положению вещей способствовала существовавшая до недавнего времени пропорциональная избирательная система при формировании представительных учреждений. На партийной арене кроме собственно партий, которых насчитывается только основных — ____, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы. Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в Ватикане, расположенном в столице страны.

Основными политическими партиями Италии являются:

Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г. – партия клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые, правые и центристские группировки – 1,4 млн членов;

Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г., — отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить политические силы правого центра;

Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., — левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического интернационала – свыше 500 тыс. членов;

Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., член Социалистического интернационала, правый центр — 180 тыс. членов;

Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партия буржуазного типа – 110-120 тыс. членов;

Итальянская либеральная партия – 1848 г., — правая буржуазная партия – 60-153 тыс. членов;

Национальный альянс 1946 г., — неофашистская партия – 400 тыс. членов;

Федерация «зеленых» — 1987 г., — объединение организаций, выступающих за охрану окружающей среды;

Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает традиционные идеалы социал-демократии;

Партия коммунистического преобразования (ПКП) – 1991 г., образовалась после преобразования Итальянской коммунистической партии, остается крайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.

Отличительной чертой профсоюзного движения Италии является то, что наиболее влиятельные и крупные национальные объединения профсоюзов связаны с ведущими политическими партиями:

Всеобщая итальянская конфедерация труда – итальянские коммунисты (ДПЛС, ПКП) – 4,5 млн членов;

Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов – ХДП – 3 млн. членов;

Итальянский союз труда – ИСДП, ИРП – 1,5 млн. членов.

Государственное устройство Италии

Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Территория — 301,2 тыс. кв. км. Столица — г.Рим.

Население — 58,2 млн. чел. (1996 г.), 94% — итальянцы.

Официальный язык — итальянский.

Религия — 90% населения исповедуют католицизм. Согласно Конституции государство и католическая церковь независимы и суверенны каждый в своей сфере. Отношения между ними регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г. и Конкордатом (договором с Ватиканом) 1984 г.

Италия — страна с древнейшей историей и один из очагов мировой цивилизации. В VIII в. до н.э. латиняне основали город Рим, который к началу нашей эры стал центром огромной рабовладельческой империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византия), в 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варваров. На протяжении почти всего Средневековья и Нового времени Италия представляла собой конгломерат феодальных государств, иностранных владений и независимых городских республик. В 1861 г. создано единое Итальянское королевство. В 1922-1943 гг. в стране был установлен фашистский режим Муссолини. В 1929 г. были заключены Латеранские соглашения с главой католической церкви об образовании на территории г.Рима папского государства Ватикан. В 1947 г. в результате референдума Италия провозглашена республикой.

Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции. Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией). В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме правления — парламентская республика.

Политический режим — демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.

Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест — по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты — 5 лет. Полномочия могут быть продлены «только в законодательном порядке и лишь в случае войны» (ст.60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.

Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст.59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.

Основное правомочие Парламента — принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на утверждение Президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное.

Еще одно важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.

Глава государства — Президент Республики. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию. Акты Президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность.

Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает Председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов Правительства. Парламент должен вынести Правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования. В Конституции не содержится полного перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна практически оно руководит государством. Особенно широки полномочия Правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение Парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера- регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава Правительства «направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность». По Конституции Премьер-министр и министры ответственны перед Парламентом: Премьер-министр — за общую политику Правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную — за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится Парламентом на совместном заседании палат.

Государственное устройство страны.
Италия. Государственный строй Италии. § 2. Послевоенное развитие итальянского государства.

Государственное устройство. Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую

Италия — унитарное государство с отдельными элементами федерализма (иногда такую форму государственно-территориального устройства именуют «регионалистской»). В стране 20 областей, которые делятся на провинции. Пять областей — Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния — обладают специальным статусом (самой широкой автономией). В областях действуют выборные органы власти советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы — джунты, которые выбирают своих председателей. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным Правительством комиссарами.

Действует Конституция 1947 г., согласно которой Италия по форме правления — парламентская республика.

Политический режим — демократический. Его характерной чертой является хроническая политическая нестабильность, проявляющаяся в многочисленных правительственных кризисах.

Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту Италии, который состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов, избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, 155 мест — по пропорциональной системе). Срок полномочий палаты — 5 лет. Полномочия могут быть продлены «только в законодательном порядке и лишь в случае войны» (ст.60 Конституции). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов; на нем избирается председатель и президиум — постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирает из своих членов постоянные и временные комиссии, в которых ведется разработка законопроектов, причем в отличие от парламентских комиссий других стран комиссии итальянского Парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет и некоторые другие.

Сенат республики — верхняя палата Парламента, 315 членов которой избираются населением сроком на 5 лет: 3/4 по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и 1/4 по пропорциональной системе (до референдума 1993 г. по этому вопросу система выборов в Сенат была чисто пропорциональной). Сенат является палатой областей. Для избрания в него установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был Президентом Республики, становится автоматически сенатором, «если не откажется от этого» (ст.59). Кроме того, Президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст.64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении (ст.81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение Правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.

Основное правомочие Парламента — принятие законов. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение, комиссия обсуждает законопроект, вносит в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение — обсуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закон поступает на утверждение Президента. Закон публикуется в месячный срок со дня утверждения и вступает в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлено иное.

Еще одно важное правомочие парламента — контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме запросов (интерпелляций), резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.

Глава государства — Президент Республики. Он избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок президентских полномочий — 7 лет. В соответствии с Конституцией (ст.84) Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в Парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые Парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент имеет право отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не отвечает за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию. Акты Президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность.

Правительство Италии — Совет министров — осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает Председателя (один из лидеров парламентского большинства) и по его совету остальных членов Правительства. Парламент должен вынести Правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования. В Конституции не содержится полного перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна практически оно руководит государством. Особенно широки полномочия Правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение Парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера- регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава Правительства «направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность». По Конституции Премьер-министр и министры ответственны перед Парламентом: Премьер-министр — за общую политику Правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную — за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем через 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится Парламентом на совместном заседании палат.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является «прародиной» романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.

Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.

В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.

Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы с технико-юридической стороны — Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий.

После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.

Основным источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. — одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения в кодексах и иных законах, но и на применение ранее изданных норм. Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права.

Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).

Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). «Законодательные декреты» издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). «Декреты-законы», напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе «в случае особой необходимости и срочности», но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования.

Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.

ИТАЛИЯ

Площадь — триста одна 337 км 2 Население — +58,1 млн человек СтолицаРим (2,6 млн человек)

Общие сведения

Италия (итал. Italia), официальное название Итальянская Республика (итал. Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Страну назван по этнонимом племени италики.

Италия расположена на юге Европы, окруженная морями бассейна Средиземного моря и занимает: весь Апеннинский полуостров, крупные острова Сици-лия, Сардиния; 7 населенных островов Тосканского архипелага, крупнейшим из которых является остров Эльба; Понцианские острова; острова Искья, Капри, Прочида; острова Эолийские (Липарские) архипелага; остров Устика; Еґадськи острова; архипелаг Маддалена, острова Таволара, Молара, льАсинара, Сант-Антиоко и Сан-Пьетро вблизи Сардинии; остров Пантеллерия и Пелаґийськи острова в Сицилийском море; острова Тремити в заливе Ґарґано. На северо-западе Италия граничит с Францией (515 км), на севере со Швейцарией (718 км) и Австрией (415 км), на северо-востоке с Словенией (218 км). Кроме того Италия граничит с двумя небольшими государствами анклавами: Ватиканом — 3,2 км и Сан-Марино — 39 км. На юге она (через Тунисский пролив) соседствует с Африкой. Апеннинский полуостров глубоко входит в Средиземное море. Берега Италии омываются морями: на западе — Лигурийским и Тирренским, на юге Ионическим, на востоке Адриатическим. Длина береговой линии — 7456 км.

Площадь территории Италии — 301337 км 2 (70 место среди государств мира). Протяженность с севера на юг — тысяча сто тридцать девять км, с запада на восток — 515 км. Самая высокая точка гора Монблан (4807 км) — на границе с Францией.

Население составляет 58100000 человек. Столица Рим (2600000 человек). Государственный праздник 2 июня — День провозглашения республики в 1946 году. Государственный язык — итальянский. Денежная единица — евро.

На территории Италии находятся две мини-государства Ватикан и Республика Сан-Марино. Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Области: Абруцци, Базиликата, Вале-д’Аоста, Венето, Калабрия, Кампанья, Лацио, Лигурия, Ломбардия, Марке, Молизе, Пулья, Пьемонт, Сардиния, Сицилия, Тоскана, Трентино-Альто-Адидже, Умбрия, Фриули-Венеция- Джулия, Эмилия-Романья. Пять из них со специфическими чертами исторического развития и этнического состава имеют статус автономии.

ВВП (2006) — 1700000000000 долл. США (9 место в мире), на душу населения -29,7 тыс. Долл. США (26 место). Экономически высокоразвитое государство, член «большой семерки». Член ООН, ЕС, НАТО.

Государственное устройство и форма правления

Согласно республиканской Конституции, которая была торжественно принята 27 декабря 1947 и вступил в силу 1 января 1948, Италия демократическая Республика, основанная на труде. Высшая власть принадлежит народу, который воплощает ее в формах и пределах, определенных Конституцией. Выборный двухпалатный Парламент состоит из Палаты Депутатов (630 членов) и Сената Республики (315 членов). Законодательная функция принадлежит обоим Палатам. Кроме того, они контролируют политику и деятельность исполнительной власти. Парламент на совместном заседании избирает Президента Республики сроком на 7 лет. Обязанностью Президента Республики является назначение Президента Совета Министров (премьер-министра), а также членов Кабинета Министров. Глава государства — президент Джорджио Наполитано (с 15 мая 2006). Руководитель правительства — премьер-министр Романо Проди (с 17 мая 2006).

Италия разделена на 20 областей, включающих 109 провинций. Области: Абруцци, Базиликата, Вале-д’Аоста, Венето, Калабрия, Кампанья, Лацио, Лигурия, Ломбардия, Марке, Молизе, Пулья, Пьемонт, Сардиния, Сицилия, Тоскана, Трентино-Альто-Адидже, Умбрия, Фриули-Венеция- Джулия, Эми-лия-Романья. Пять из них со специфическими чертами исторического развития и этнического состава имеют статус автономии. В пределах Италии находится республика Сан-Марино и Папская область — Ватикан.

Области в свою очередь является распределены на 109 провинций (provincia), в том числе 7 основанных недавно в 2002-2004 годах. Автономная область Валле-д’Аоста не имеет деления на провинции. В состав провинций входят коммуны (comuna) (табл.1)

Административно-территориальное деление Италии

Л’Акуила, Кьети, Пескара, Терамо

Баре, Барлетта-Андрея-Трани, Бриндизи, Лечче, Таранто, Фоджа

Беллуно, Венеция, Верона, Виченца, Падуя, Ровиґо, Тревизо

Болонья, Модена, Парма, Пьяченца, Равенна, Ре-джо-Эмилия, Римини, Феррара, Форли-Чезена

Вибо-Валентия, Катандзаро, Козенца, Кротоне, Ре-джо-Калабрия

Авеллино, Беневенто, Казерта, Наполи, Салерно

Витербо, Латина, Рьети, Рома, Фрозиноне

Генуя, Империя, Савона, Специя

Бергамо, Брешия, Варезе, Комо, Кремона, Лекко, Лоди, Мантова, Милано, Монца-э-Брианца, Павия, Сондрино

Анкона, Асколи-Пичено, Мачерата, Пезаро-э-Урбино, Фермо

Алессандрия, Асти, Биелла, Вербано-Кузио-Оссола, Верчелли, Кунео, Новара, Турин

Кальяри, Карбония-Иглесиас, Медио-Кампидано, Нуоро, Ольястро, Ольбия-Темпио, Ористано, Сассари

Агридженто, Энна, Кальтаниссетта, Катания, Месси на, Палермо, Раґуза, Сиракузы, Трапани

Ареццо, Гроссето, Ливорно, Лукка, Масса-Каррара, Пиза, Пистоя, Прато, Сиена, Флоренция

Ґориция, Порденоне, Триест, Удине

По форме государственного правления Италия является парламентской республикой. Это приводит ключевую роль парламента в существующей системе органов государственной власти и конституционно закрепленную ответственность правительства перед обеими палатами парламента. Конституция Италии закрепляет двухпалатную структуру парламента, состоящего из верхней палаты — Сената и нижней палаты — Палаты депутатов.

Характерной особенностью Италии является то, что собственно Итальянская Конституция не разграничивает Сенат и Палату депутатов с точки зрения их компетенции, внутренней структуры и процедур. Это было обусловлено, прежде всего, историческим развитием итальянского парламентаризма. После падения фашистского режима в Италии политические партии, участвовавшие в движении сопротивления, выступили за коренное изменение государственного устройства. Референдум 2 июня 1946 положил конец традиционной для Италии монархии, слабость которой собственно и привела к фашистскому мятежу. Одновременно по пропорциональной системе были выбраны Учредительное собрание, состоявшее из 222 депутатов. Около 80% мест в нем получили антифашистские и демократические силы, в основном левого толка, в дальнейшем отразилось на содержании Конституции. Несмотря на то, что ни одна из политических партий не имела абсолютного большинства в Учредительном собрании (христианские демократы — 35, 2%, социалисты — 20, 7%, коммунисты — 19, 7%), нормы Конституции, касающиеся законодательного органа власти, были результатом компромисса.

Основные политические партии Италии: Блок «Оливковое дерево» (284 человека в парламенте); Блок «Полюс свободы» (246 человек); Лига Севера — Федеративная Италия (59 человек); Партия коммунистического преобразования (35 человек); Объединенные Христианские Демократы; Новая Итальянская Социалистическая Партия; Союз Зеленых; Народная Партия Южного Тироля и другие.

Особенностью итальянской законодательной процедуры является то, что рассмотрение и одобрение законопроектов может быть возложена на комиссии, в том числе постоянные, которые формируются на основе пропорционального представительства парламентских групп. Однако для окончательного принятия законопроекта он должен быть передан на рассмотрение всей палаты. Законопроект должен быть одобрен обеими палатами. В итальянском парламенте не предусмотрены какие — либо согласительные процедуры, координация позиций палат осуществляется путем обычного законодательного «челнока».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector