Иран конституция форма правления судебная система
Государственное устройство. Иран — унитарное государство
Иран — унитарное государство. В административном отношении делится на 25 провинций.
По форме правления Иран — республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками. Политический режим клерикально-авторитарный. Согласно Конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону в стране запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций. Существует ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности «Общество борющегося духовенства».
Государственная власть осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного Руководителя (Лидера) страны. Этот пост занимает богослов (факих), которого определяет и назначает особый орган — Совет экспертов. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии в политике ИРИ и контроль за правильностью ее претворения в жизнь; командование вооруженными силами; объявление войны и мира; назначение и отстранение от должности факихов Совета по охране Конституции, главы судебной власти, председателя телерадиовещательной организации «Голос и образ Исламской Республики Иран», начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками; подписание указа о назначении Президента после его избрания; объявление амнистии или смягчение приговоров.
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Собранию (Меджлису) исламского совета, состоящему из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Меджлис утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета, получение и предоставление правительством займов и безвозмездной помощи.
Контроль за соответствием решений Меджлиса положениям ислама и Конституции ИРИ осуществляется Советом по охране Конституции. Совет рассматривает все решения Меджлиса, осуществляет контроль за выборами Совета экспертов, президентскими выборами, выборами в Меджлис, а также за проведением всеобщих референдумов.
Глава государства — Президент, избираемый прямым голосованием сроком на 4 года. Никто не может занимать этот пост более чем 2 срока подряд. Президент несет ответственность за выполнение Конституции, руководство исполнительной властью (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к компетенции Руководителя), возглавляет Кабинет министров, назначает самих министров и представляет их на утверждение Меджлису, подписывает договоры и соглашения с другими государствами.
В целях создания гарантий соблюдения национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета страны под председательством Президента действует Высший национальный совет национальной безопасности.
Как глава Кабинета министров Президент наблюдает за работой министров и координирует их деятельность. В сотрудничестве с министрами Президент определяет программу и политический курс правительства и организует исполнение законов.
Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Меджлис может выразить вотум недоверия Кабинету министров или любому из министров, в том числе по итогам интерпелляции. В этом случае Кабинет или соответствующий министр должны уйти в отставку.
Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. В этом случае он должен получить вотум доверия от Меджлиса в отношении нового министра (нового состава правительства). Если состав правительства изменился наполовину и более, Кабинет министров обязан получить новый вотум доверия от Меджлиса.
Правовая система
Общая характеристика
Современная правовая система Ирана носит смешанный характер, в ней тесно переплетаются элементы мусульманской и романо-германской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении ХХ в. было неодинаковым.
Иран — одно из немногих мусульманских государств, избежавших прямой европейской колонизации. Процесс «вестернизации» политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.
В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).
Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.
Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.
В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.
Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.
Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).
Судебная практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.
Особенности Конституции Ирана 1979 года
Общая характеристика.До Исламской революции 1979 Иран после принятия в 1906 Конституции являлся парламентской монархией, в которой реальная власть принадлежала шаху. Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов – Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части – Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор – всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха. Многие из декларированных конституционных прав оказались нереализованными. В частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых законов принципам ислама. Шах часто использовал право роспуска меджлиса (парламент). Его законотворческая деятельность контролировалась шахом.
После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти;
Конституционный контроль осуществляет Совет стражей Конституции (особый государственный орган, состоящий из 12 человек: шестерых представителей исламского духовенства, назначаемых Высшим руководителем, и шестерых юристов, назначаемых главой судебной системы. Совет стражей имеет исключительное право вносить поправки в конституцию страны, а также утверждать кандидатуры на высшие государственные посты, в том числе президента. Кроме того, в обязанности Совета входит наблюдение за деятельностью Меджлиса. Совет имеет право наложить вето на любой законопроект и вернуть его на переработку в парламент.). Поправки принимаются Советом по пересмотру Конституции, подписываются президентом и одобряются на референдуме.
Конституция состоит из преамбулы и 14 глав (всего 177 статей). Текст документа содержит обширные цитаты из Корана. В пространной преамбуле излагаются основные этапы «великой Исламской революции», приведшей к свержению «власти внутренней тирании и основанного на ней иностранного господства». Конституция провозглашает Иран исламской республикой. Экономика названа средством «удовлетворения потребностей человека на пути его развития и духовного роста». В конституции указывается, что «мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права», если те не выступают против ислама. Во внешней политике закрепляется принцип невмешательства во внутренние дела других стран, однако при этом декларируется «поддержка справедливой борьбы угнетенных против угнетателей во всем мире».
Конституция Исламской Республики Иран разработана выборным конституционным собранием, утверждена им же 15 ноября 1979 года, принята на референдуме 2-3 декабря 1979 года, через несколько месяцев после исламской революции, в результате которой монархию сменила исламская республика.
Пересмотр конституции 1979.В политической системе, установленной конституцией, имелись противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть – из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что необходимо пересмотреть конституцию. В соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 была создана специальная группа в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений конституции.
Требования, предъявляемые к Руководителю. (1 руководителем являлсяРухолла Мусави Хомейни) Самой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, каким критериям должен соответствовать преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен был быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции «руководителя» (рехбариат) были отделены от функций «авторитетного лидера» (мерьяйят). Соответственно от Руководителя требуется лишь достаточный жизненный и политический опыт.
Его избирает Совет экспертов (выборы раз в 8 лет), состав которого формируется по результатам всеобщего голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей. Все три уровня государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная контролируются Руководителем страны, которым с 1989 является аятолла Сайед Али Хаменеи. (статья 57 Конституции Ирана). Должность руководителя республикой является позжизненной
В новой конституции отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. В состав исполнительной власти входят: глава правительства – президент, избирается на всеобщих выборах на четырехлетний срок (с 2013 –Хасан Рухани) и совет министров (назначается президентом с одобрения парламента). До настоящего времени власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и парламента.
Высший законодательный орган – Собрание исламского совета, меджлис (бывш. Национальное консультативное собрание), который избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года и состоит из 290 депутатов.
Региональные и местные органы управления.Иран разделен на 30 провинций, 324 области и 865 районов. Провинции (останы — استانها) управляются губернаторами, назначаемые министром внутренних дел по согласованию с президентом. Останы Ирана: Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Ардебиль, Бушир, Гилян, Голестан, Зенджан, Илам, Исфахан, Йезд, Казвин, Керман, Керманшах, Кохгилуйе и Бойерахмед , Кум, Курдистан, Лурестан, Мазендеран, Меркези, Семнан, Систан и Белуджистан, Тегеран, Фарс, Хамадан, Хормозган, Северный Хорасан, Хорасан-Резави, Южный Хорасан, Хузестан, Чехармехаль и Бахтиа
Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства. Вердикт Революционного суда не подлежит апелляции. Кроме того, существует Особый духовный суд. Решения этого суда также не подлежат обжалованию, он действует отдельно от общей судебной системы. Высшей инстанцией Духовного суда является Рахбар. Он также назначает и председателей Народного и Революционного судов.
Cтруктура Конституции Ирана 1979 года
• Глава I — Основные принципы
• Глава II — Язык, алфавит, история и государственный флаг страны
• Глава III — Права народа
• Глава IV — Экономика и финансы
• Глава V — Суверенитет народа и органы власти, основанные на нём
• Глава VI — Законодательная власть
• Глава VII — Советы
• Глава VIII — Лидер страны или Совет по руководству страной
• Глава IX — Исполнительная власть
• Глава X — Внешняя политика
• Глава XI — Судебная власть
• Глава XII — Телерадиовещание
• Глава XIII — Высший совет национальной безопасности
Глава XIV — Пересмотр Конституции
КНР: Государственный Совет
Стаья 85 Конституции КНР(1982) определяет Государственный Совет(Правительство КНР)как исполнительный орган, высший административный орган страны. Правовой статус Гос. Совета определяется третьим разделом 3 главы Конституции, а также положениями закона «Об организации Государственного Совета». Особенность правового статуса ГС — с одной стороны, он является распорядительным органом ВСНП и его Постоянного комитета, в связи с чем в своей деят-ти реализует решения высших госорганов, а с другой – выступает в качестве высшего органа гос. управления общей компетенции, который руководит всеми отраслями гос. управления и всеми другими органами гос. администрации.
Формирование ГС:Государственный Совет формируется на первой сессии вновь избранного ВСНП: Главу ГС (Премьера) утверждает ВСНП по представлению Председателя КНР. Прочие члены ГС утверждаются ВСНП по представлению Премьера. В период между сессиями ВСНП необходимые изменения в составе ГС осуществляются Постоянным комитетом и оформляются указами Председателя КНР. Смещение Премьера невозможно. Срок полномочий ГС = сроку полномочий ВСНП (5 лет). Премьер, Вице-премьеры, члены ГС не могут занимать эти должности более двух сроков подряд.
Ответственность: устанавливается персональная ответственность Премьера ГС, министров, а также председателей комитетов. При этом сис-ма персональной ответственности Премьера сочетается с принципом коллегиального руководства, т.е. все важнейшие вопросы решаются на пленарных заседаниях ГС, или же на заседаниях его постоянного бюро, а в министерствах и комитетах в этих целях создаются коллегии. ГС несет ответственность за всю свою деятельность перед ВСНП, которому он подотчётен, а в период между сессиями ВСНП он ответственен перед ПК ВСНП.
Наиважнейшие полномочия ГС (открытый перечень):
· составление планов хоз. и соц. развития, гос. бюджета и руководство работой по их реализации;
· управление экономическим и оборонным строительством, внешними связями, вопросами образования, науки, культуры и т.д.;
· защита прав китайцев, проживающих за рубежом;
· обеспечение прав национальных меньшинств;
· утверждение территориального деления провинций, городов, автономных районов и т.д.;
· утверждение образования и тер. деления автономных округов, уездов и т.д.;
· принятие решения о введение ЧП на отдельных территориях внутри провинций, городов и т.д.;
· отмена нормативно-правовых актов министерств, комитетов, местных гос. админ. органов.
Конституционные основы и конституционные гарантии
Главная / Южная Азия / Иран / Конституционные основы и конституционные гарантии — Далее
Иран / Конституционные основы и конституционные гарантии
Конституция Исламской Республики Иран была принята на референдуме 2–3 декабря 1979 года и пришла на смену конституции 1906 года. 28 июля 1989 года в конституцию были внесены поправки, усилившие полномочия президента и легитимизировавшие создание органа, регулирующего отношения между меджлисом и Наблюдательным советом (НС).
Конституция 1979 года закрепляет на уровне формальных установлений качественно новое политическое устройство, основанное на исламских принципах.
В преамбуле говорится, что конституция следует духу исламской революции, которая коренным образом отличается от всех других революций, поскольку она есть высочайшее проявление духа мусульманской уммы (общины). В преамбуле конституции Ирана даётся политическая оценка монархического режима и указывается на его неприемлемость для иранской уммы, в том числе по причине сотрудничества монархии с США, излагается история исламской революции, очерчиваются контуры и конституционные особенности исламского государства.
Исламская Республика Иран может быть охарактеризована, согласно конституции, как теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, которая обеспечивает легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является велаят-е факиф («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер — Верховный лидер исламской революции — рахбар, курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбар должен соответствовать определённым требованиям (ст. 109), он обладает широким кругом полномочий (перечислены в ст. 110), среди которых:
— определение общей политики государства;
— осуществление функций верховного главнокомандующего вооружёнными силами ИРИ;
— контроль за надлежащим исполнением намеченной им политики;
— объявление войны, мира, мобилизации;
— издание указов и проведение общенациональных референдумов;
— подписание указа о всенародных выборах президента ИРИ;
— смещение президента республики с занимаемого поста, если Верховный Суд признает его виновным в нарушении конституционных обязанностей или меджлис выскажется за его устранение на основании нарушения им ст. 89 конституции (см. раздел «Особенности законодательной власти»);
— разрешение противоречий, которые не могут быть урегулированы в обычном порядке, между меджлисом и Наблюдательным советом.
Рахбар назначает, отстраняет от должности и отправляет в отставку (ст. 110.6):
— богословов в Наблюдательный совет;
— главу судебной власти;
— главу государственной радиотелекорпорации;
— начальника штаба вооружённых сил, главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции и высших чинов вооружённых сил страны.
По конституции допускается передача рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.
Статья 113 конституции устанавливает, что после Верховного лидера исламской революции (рахбара) высшим официальным лицом в стране является президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию рахбара). Ст. 122 устанавливает, что президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом.
Высший законодательный орган власти — однопалатный парламент — меджлис (Собрание исламского совета). Число мест в парламенте увеличивается в зависимости от роста населения (в 1980 году в нём было 270 депутатов, по итогам выборов 2004 года — 290), он формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Согласно ст. 71 конституции, меджлис может самостоятельно инициировать законы при условии, что они не противоречат конституции и исламским принципам (ст. 72). Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции устанавливает Наблюдательный совет (Шоурае негахван; другой вариант перевода — Совет стражей), который, согласно ст. 96 конституции, сочетает фактически функции верхней палаты и конституционного контроля. Наблюдательный совет состоит из 12 членов, половину из которых составляют высшие богословы (улемы), назначаемые рахбаром, остальные 6 членов избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Все принятые меджлисом законопроекты приобретают силу закона только после их одобрения Наблюдательным советом (обязан их рассмотреть в течение 10 дней).
Очень частые противоречия между меджлисом и Наблюдательным советом в 1980-е годы приводили к тому, что ни один из основополагающих законов в тот период не был принят, и правительство было вынуждено работать в условиях законодательного вакуума. В 1988 году в структуру власти был введён Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджма-йе тахшис маслахате незам), который выносит окончательное решение в споре между меджлисом и Наблюдательным советом. Постоянные и временные члены Совета назначаются рахбаром страны. Полномочия Совета определяются ст. 111 и 112 конституции.
Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства (см. «Особенности судебной власти»).
Институциональный дизайн органов власти в Иране и его закрепление в конституции свидетельствуют о том, что система правления в этой стране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентской формы правления.
Гл. XIV конституции фиксирует порядок изменения или внесения дополнений в конституцию. Инициировать этот процесс может сам рахбар после консультаций с членами Совета по целесообразности принимаемых решений или Совета по пересмотру конституции, состоящий из:
— членов Наблюдательного совета;
— глав трёх ветвей власти;
— постоянных членов Совета по целесообразности принимаемых решений;
— пяти членов Совета экспертов;
— десяти назначенных рахбаром авторитетных лиц;
— трёх представителей от совета министров;
— трёх представителей от судебной ветви власти;
— десяти депутатов меджлиса;
— трёх представителей от университетских профессорских кругов.
Решения Совета по пересмотру конституции в случае одобрения и подписи рахбара выносятся на референдум и считаются принятыми, если их поддержит простое большинство избирателей. Не подлежат какому-либо изменению ст. 177 конституции (называется «Пересмотр конституции Советом и референдум»), а также другие статьи конституции, в которых говорится об исламском характере иранской политической системы и её институтов, регулировании и управлении на базе исламских принципов, целях Исламской Республики Иран, официальной исламской религии, духовенстве (имамах Уммы), а также положения, касающиеся национальных референдумов и выносимых на их рассмотрение вопросов.
← Назад | Конституционные основы и конституционные гарантии | Вперёд →
Основы конституционного права Исламской Республики Иран
Особенности Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. как юридического документа
Конституция Исламской Республики Иран вступила в силу 3 декабря 1979 г., сегодня действует в редакции 1989 г., когда в нее были внесены серьезные поправки.
Конституция является идеальным законом стран и руководством к соблюдению правовых норм. Вот как формулируется в общем понятие Конституции: «Конституция – это свод законов, содержащий в себе и трактующий положения о правительстве, государстве, общественных силах страны и регулирующий отношения правительства и народа». Конституция Ирана в 1999 г., спустя 10 лет после ее принятия, была вновь рассмотрена на предмет выявления слабых мест. При этом большое внимание было уделено руководству исполнительной власти, судебной власти и телевидению и радио. Некоторые исправления в Конституции были сделаны в области прав и обязанностей лидера. Все эти изменения были вынесены на всеобщий референдум и одобрены большинством голосов.
Конституция приняла во внимание два принципа власти – приверженность исламу и народу. Эти два принципа, на самом деле, полностью передают дух Конституции. Согласно главе I Конституции, государственный строй Ирана представляется как исламская республика, которая отражает оба принципа власти – приверженность исламу и приверженность народу. В различных статьях Конституции отмечается необходимость соблюдения властью исламских ценностей в законах и обществе. Так, например, в ст. 4 читаем: «Все законы и положения – гражданские, судебные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и др. – должны соблюдать исламские нормы». В то же время в ст. 6 Конституции Ирана сказано: «В ИРИ внутренние дела страны должны опираться на всенародное голосование, и путем выборов осуществляется избрание президента, депутатов Меджлиса исламского совета, членов советов и т.п. или путем референдума в случае, когда это предусмотрено другими статьями Конституции».
Специфика конституционного регулирования правового статуса личности
С точки зрения Конституции, все люди равны перед законом. В этом законе читаем: «Все граждане, как мужчины, так и женщины, едины перед законом, и все их права – человеческие, политические, экономические, общественные и культурные – должны соблюдаться в соответствии с исламскими нормами». В Конституции записано: «Люди Ирана, к какой бы народности они ни принадлежали, равны перед законом, и их цвет кожи, раса, язык и т.п. не должны быть причиной превосходства». Другими словами, в Исламской Республике не должно существовать никакой дискриминации в отношении граждан.
В ст. 56 Конституции Ирана упоминается это важное требование и говорится: «. абсолютная власть над миром и людьми дана Богу, и он создал человека для его судьбы. Никто не может это Божье право забрать у человека или передать его сообществу людей или особой группе». Таким образом, в соответствии с принципами Конституции печать, партии, профсоюзы, политические общества и известные религиозные меньшинства являются свободными. Статья 13 Конституции относительно религиозных меньшинств гласит: «. иранцы приверженцы зороастризма, иудеи и христиане признаются единственными религиозными меньшинствами, которые в рамках закона обладают свободой исполнения своих религиозных обрядов». Представители этих меньшинств вправе принимать участие в различных выборах и имеют своих представителей в Меджлисе исламского совета.
Исходя из того, что большинство иранцев являются мусульманами- шиитами, в Конституции государственной религией был признан ислам. По поводу прочих религий в законе говорится следующее: «. другие религиозные направления ислама, такие как ханифиты, шафииты, мале- киты, ханбалиты и зейдиты, почитаемы, и последователи этих религий обладают всеми свободами в исполнении своих религиозных обрядов, а также гражданских обязанностей (свадьба, развод, наследование и завещание) и касающихся их исков во всех официальных судебных инстанциях. «
Другой важный момент Конституции ИРИ – это внимание к правам и месту женщины, о чем говорится как в предисловии к основному закону страны, так и в ст. 21 Конституции, где подчеркивается особая роль женщины в организации и защите семьи.
Иран конституция форма правления судебная система
Конституция ИРИ имеет преамбулу, в которой изложен ход истории Ирана и революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным вопросам (метод правления в исламе, армия, женщина в обществе и др.) Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175 статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось до 14, а принципов – 177. В них нашли отражение следующие темы: общие принципы государственности, атрибуты государственной власти, права народа, экономика и финансы, права национального суверенитета и отрасли государственной власти, законодательная власть, Руководитель, исполнительная власть, внешняя политика, судебная власть, средства массовой информации. 28 июля 1989 года в Иране прошел референдум, на котором были одобрены изменения, внесенные в Конституцию.
Государственное устройство. иран — унитарное государство
Справедливости ради, надо отметить, что в действующей Конституции не только подробно перечислены основные права женщин, но к тому же на правительство возложена ответственность за обеспечение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Так, например, нормы ст. 21 Конституции устанавливают способы реализации этих прав: Читать далее: Предоставление условий для всестороннего развития женщины и защиты ее моральных и материальных прав Информация о работе «Конституционное право Ирана» Раздел: Государство и правоКоличество знаков с пробелами: 30679Количество таблиц: 0Количество изображений: 0 Скачать Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран Скачать 55504 0 0 … система, включающая в себя самые разные структурные части, элементы, подсистемы; и вся эта сложная взаимозависимая и взаимопереплетающаяся структура придает конституционному праву его сущность.
Государственный строй ирана
Последние две статьи этой главы посвящены вопросу гражданства. Так, ст. 41 закрепляет, что иранское гражданство является исключительным правом любого гражданина Ирана. Государство не вправе лишить гражданства своего гражданина, кроме тех случаев, когда сам гражданин отказывается от своего гражданства или приобретает гражданство другого государства.
Иностранцы могут получить иранское гражданство в соответствии с действующими законами. Ст. 42. Иностранцы имеют право приобрести иранское гражданство в соответствии с действующими законами и могут быть лишены гражданства в случае приобретения гражданства другого государства или по собственному желанию. В ст.
§ 1 конституция ирана.
Поскольку речь идет о политических правах, необходимо отметить, что некоторые российские государствоведы ошибочно полагают, что в Исламской Республике Иран существует половой ценз (в избирательном праве). В Исламской Республике Иран такого ценза нет и женщины могут свободно реализовывать активное и пассивное избирательное право, и немало представительниц женского пола являются членами законодательного органа государства (меджлиса). Также они представлены в органах местного самоуправления и занимают крупные посты в правительстве.
Конституционное право ирана
- 9 Примечания
Высший руководитель, «Рахбар» (перс. رهبر معظم — рахба́ре моаззам, также известен как факих), является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику. Рахбар назначает руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радио-каналов, а также шестерых из 12 членов Совета стражей.
Высший руководитель избирается Советом экспертов. Этот Совет в свою очередь избирается населением среди особого списка кандидатур из духовенства. Статья 57 Конституции Исламской Республики Ирана, определяя принципы гос. устройства, гласит: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции.
Россия является многонациональным федеративным государством. Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран. Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран.
§ 1 Конституция Ирана. По форме правления Иран — республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками.
Процесс «вестернизации» политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы. В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась.
Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей). Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг.
Иран конституция форма правления судебная система
Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман. Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.