0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад на тему права ребенка в детском саду

Доклад «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Дарья Козлова
Доклад «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Изучив тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» я пришла к выводу о том, что положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.

Права детей сегодня — актуальная тема. Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная общественными отношениями и поведением людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

Я считаю, что правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила: разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Работу по правовому воспитанию детей дошкольного возраста я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

Знакомство и обучение основам правового воспитания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип — это дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, научить рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого проводятся такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны». В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

В беседах, конкурсах, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру.

Большую часть времени я посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником… ; выбери правильный тон… ; дидактические игры: «Чьи права нарушены, «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке».

Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.

Знакомя детей с правом на имя, провожу такие игры, как «Расскажи, что означает твое имя?», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай».

Подводя детей к знакомству с правом на гражданство, я знакомлю их с историей нашего города, его символикой. Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на разнообразных играх, а также рассматривали документы, печати, монеты и т. д.

К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы, рисовали рисунки на тему «Нам нужен мир».

Всю свою работу, я стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

В работе с детьми я провожу беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца.

Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми.

Планирую в дальнейшем продолжать работу по этому направлению, расширяя знания детей по правовому воспитанию, стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции.

Анкета для родителей в рамках проекта «Правовое воспитание дошкольников» Анкета для родителей анонимная, что позволяет родителям более честно отвечать на вопросы. Вопросы построены так, что родитель в процессе.

Доклад к родительскому собранию во второй младшей группе «Воспитание сознательной дисциплины у детей дошкольного возраста» Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины у детей дошкольного возраста». Цель: познакомить родителей с методами воспитания.

Доклад на педсовет «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Содержание. 1. Введение. 2. Экологическое воспитание дошкольников. 3. Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников..

Доклад «Роль воспитателя, физкультурного работника и семьи в оздоровлении детей дошкольного возраста» «Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной.

Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста». Выполнила: воспитатель Морозова О. В. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» «Картина на песке может быть.

Гражданско-правовое воспитание. Консультация для педагогов Гражданско – правовое воспитание дошкольников (консультация для педагогов) Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Правовое воспитание дошкольников. Беседа «Что такое права человека» Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конституции ООН о правах ребенка. Познакомить детей в соответствующей.

Правовое воспитание родителей дошкольников В рамках организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для родителей, я оформила папку.

Воспитание гражданственности, формирующей правовое, экологическое, нравственно-патриотическое мировоззрение воспитанников Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения.

ДОКЛАД НА РМО «Правовое воспитание дошкольников»
материал на тему

Обобщение опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание детей

Правовое воспитание детей дошкольного возраста.

Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – общественными отношениями, поведением людей, ответственностью человека за свою судьбу.

Когда же начинать знакомить ребёнка с правами, когда начинать воспитывать обязанности не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах? Не поздно ли? Ведь в таком случае он проживёт без знаний своих прав и обязанностей какую-то часть жизни, привыкнет к тому, что его права порой нарушаются, да и сам он нарушает права других людей. И возникает необходимость перевоспитывать. А перевоспитывать всегда труднее, чем воспитывать. Начинать учить ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права необходимо с малых лет. Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

В нашем детском саду «Светлячок» уделяется большое внимание правовому воспитанию дошкольников. Была проведена работа с воспитателями ДОУ по подготовке к работе с детьми в данном направлении.

В своей работе с детьми я решила использовать тему «Ознакомление дошкольников с основами правового воспитания».

Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

Декларация прав ребенка(1959)

Конвенция ООН о правах ребенка(1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Составила перспективный план своей работы и подобрала беседы по правам ребёнка, подбирая те, которые на мой взгляд понятны и доступны детям. Свою работу начинаю проводить с детьми младшего возраста.

Дети младшего возраста учатся вести себя в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми. В среднем возрасте продолжаю работу по развитию коммуникативных способностей, формирую нравственные нормы поведения, дети учатся оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные. С детьми старшего возраста проводится работа по формированию нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, знакомятся с понятием «право», с Конвенцией о правах ребёнка.

Работу провожу по двум направлениям:

1. Работа с родителями:

Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

2.Работа с детьми:

Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:

• Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);

• Развитие представлений о здоровом образе жизни;

• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;

• Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• Разъяснить общественные нормы и правила поведения;

• Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Поэтому знакомство детей с правами, с Конвенцией осуществляла через разнообразные формы работы:

  • Беседы о правах.
  • Непосредственная образовательная деятельность.(занятие)
  • Ролевые игры.

В игре ребёнок учится реализовывать свои права на участие в игре, на игрушки, на собственное мнение. В игре дети учатся считаться с мнениями и интересами других детей, распределять игрушки, роли, убирать пособия после игры. Ребёнок возлагает на себя соответствующие обязанности. Это способствует усвоению нравственно – правовых норм поведения.

  • Театрализованные игры, драматизацию;

Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

  • Дидактические игры, игры с правилами.

Дидактические игры по правовому воспитанию помогают ребёнку в накоплении социального опыта, расширении области правовых знаний. Игры с правилами способствуют также усвоению прав.

Проводили такие игры, как «Чудесные очки» — помогает ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера, «Я и мои чувства» — игра развивает чувства индивидуальности, «Ласковые имена» — игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу, « Я не должен. »- дети учились разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовались знания детей о социальных нормах, «Угадай, кто это» — игра учит мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности и другие.

• Проводила праздники и вечера развлечений, закрепляли основные права детей

• Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.)

• Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п.)

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п. Герои сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам общества. В сказках «Красная шапочка», «Серая шейка» нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь. Герои сказки «Три поросёнка», «Заюшкина избушка» могут пожаловаться на неприкосновенность жилища. В сказке «Золушка» нарушено право ребёнка на отдых. Читая сказку «Три медведя», закрепляли представление детей о праве на имущество и неприкосновенность. Детям задавались вопросы: «Какое право нарушала девочка?», «Имела ли она право входить в чужой дом без разрешения?». Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Дети отвечали на вопросы: «Почему обитатели птичьего двора смеялись над утёнком и прогоняли его?», «Почему называли гадким?», «Какие чувства испытывал утёнок на птичьем дворе?», «Почему нельзя так относиться к живому существу?». Размышляя о прочитанном, у детей вызывается чувство неприятия унижения личности и желание сопротивляться насилию, таким образом дети осознают право на защиту от унижения, грубого обращения.

Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего села. Проводила экскурсии в библиотеку, музей там нам рассказывали о нашем селе, показывали видеофильмы. К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы.

Затем ознакомила в доступной форме с историей страны, с ёё символикой. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага». «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге)?», «Найди ошибку в изображении герба (флага)?». С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.

Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным селом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и медсестра, которая следит за состоянием здоровья детей. Мы ходили на экскурсию к детской и взрослой поликлиникам.

Закрепляя представления детей о своих правах, проводилась образовательная деятельность по разным образовательным областям. Например, при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию в школу, закрепили знания о праве на образование, рисуя на тему «Моя семья», закрепляли знания о праве на семью.

Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

Работу с семьей начала с изучения Конвенции о правах ребенка, провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе.

Был оформлен уголок для родителей: «Правам ребенка посвящается», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка. Проводились беседы, родительские собрания.

Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы: «Ребенок и его права», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Искусство быть родителем», «Семь правил для всех», «Родительская любовь» и т.д. Проводились совместные мероприятия с родителями, праздники: «Моя дружная семья», «День матери», «Папы- Защитники Отечества», «День восьмое марта», «Осенины».

Для того, чтобы сблизить детей и родителей, предлагала им задания для совместной деятельности:

-создание герба семьи;

-конструирование на тему «Дом в котором я живу»;

-оформление газеты «Один день семьи»;

-изготовление ромашки «Я и моё имя»;

-оформление « Родовое дерево».

Анализируя свою работу в данном направлении, я сделала вывод: отношения детей в группе стали более уравновешенные, спокойные, бесконфликтные. Дети стали считаться с мнением других детей, научились слушать друг друга, оказывать друг другу при необходимости любую помощь. Дети называют многие права и объясняют их содержание из Конвенции о правах ребёнка. Многие поступки детей из своей группы они объясняют с позиции того или иного права. Я стала замечать, что после прочтения того или иного художественного произведения дети стали размышлять о нарушении или торжестве какого права в нём идёт речь.

Хочется отметить и то, что значительно повысилась правовая сознательность родителей. Я заметила, что многие родители стали терпимее относиться к поступкам своих детей и их высказываниям. Мне очень приятно, когда родители откликаются на мою просьбу и вместе с детьми, выполняют, то или иное задание. Родители с желанием идут на контакт, обсуждая интересующую их тему.

Какие права у ребенка в детском саду

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Доклад «Правовое воспитание дошкольников»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ОСП «Детский сад №5 «Светлячок»

МБДОУ ЦРР – Детский сад №8 «Звёздочка» г. Няндома

В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей».

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

Реализация прав ребенка включает:

— защиту его от всех форм жестокого обращения;

— права на охрану здоровья;

— на сохранение своей индивидуальности;

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Изучив эти документы, я решила начать свою работу по ознакомлению дошкольников с основами правового сознания. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Я выбрала тему «Правовая академия» потому, что считаю, в дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

— помочь детям осознать на только права, но и обязанности;

— расширить их представления о собственном месте в

— донести до сознания детей через игру роль прав ребенка.

Задачи, стоящие перед воспитателем ДОУ :

— формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей;

— знание того, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире;

— воспитание любви к матери, родным и близким, привязанности к родному дому, детскому саду, городу, селу, воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.

Виды деятельности: игровую (ролевую, театрализованную, дидактическую) и художественно-продуктивную.

Основные средства воспитания у детей чувства любви к Родине: устное народное творчество, художественная литература, искусство, музыка и т.д.

Принцип ориентированного воспитания позволяет сформировать личность, обладающую социальной ответственностью и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Права и обязанности неразрывно связаны между собой. Каждый ребенок должен знать их. В дошкольном возрасте необходимо, уже с младшей группы, приучать детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать правила потому, что этого требует воспитатель, лишь затем постепенно начинают постигать их значимость. В подготовительной группе необходимо проводить этические беседы. Например: что будет, если мы не будем соблюдать правило «не обижать друг друга»?

В дошкольном детстве соблюдение прав ребенка на охрану здоровья имеет особое значение.

Конвенция ООН о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь»

(ст. 6), а взрослые должны обеспечить «право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст. 27 п. 1).

Организуя работу по данному направлению, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Опираясь на, ведущий в педагогике дошкольного детства, принцип наглядности, я стремилась создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. Работа с плакатами для рассматривания с детьми позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления детей.

Мною предоставлена картотека дидактических и коммуникативных игр по формированию правовой культуры дошкольников. С помощью игр учу детей, какие права имеет ребенок, воспитываю уважение к родным, друзьям – «старших надо уважать, малышей не обижать», развиваю правовую культуру ребенка.

Первые занятия показали, что дети стали внимательнее относиться друг другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку в любой ситуации.

Именно эта последовательность показала, что уровень воспитательного развития детей в правовом отношении стал выше.

— развитие природных возможностей и самоактуализация каждого ребенка.

— развитие у детей основы правового сознания.

— будет сформирована большая объективность в оценке не только чужих, но и собственных поступков.

— развитие умения рассуждать, делать выводы, сопереживать.

— развитие чувства самоуважения и уважения к другим людям.- сформировать простые свойства порядочности, честности, человечности – универсальные и фундаментальные устои гражданского общества и правового государства.

— развитие способности и готовности выступать в роли гражданина и проявлять патриотизм.

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «Зеркало» , «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга» , «Мои сказочные сны» , «Волшебные человечки» … Детям очень нравятся игры путешествия к сказочным героям : Орлу Зоркий глаз, Слонихе Чуткие уши, Бегемотику Вкусноежке, Обезьянке Любопытные руки и Собаке Острый нюх, где на основе полученных ощущений, восприятий , у детей формируется свое отношение к окружающему миру. В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.

Большую часть времени посвящаю практике : решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя : если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон… ; дидактические игры : «Чьи права нарушены , «Выбери правильный тон разговора и ответ» , «Найди ошибку и исправь » , «Назови пословицы к данному праву » , «Назови право к данной картинке » , «Напой песню о названном праве » . Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания , но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.

Знакомя детей с правом на имя , проводили такие игры, как, «Угадай имя по знаку Зодиака» , «Расскажи, что означает твое имя?» , «Подбери цветок к своему имени» , «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай» .

Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство , я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, проводила экскурсии в библиотеку, там нам рассказывали о нашем городе, показывали видеофильмы. Ходили в «Музей заповедник» , посещали различные выставки. К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы. Участвовали в конкурсе рисунков на асфальте «Нам нужен мир» , где заняли второе место. В конкурсе рисунков на асфальте к Дню защиты детей заняли третье место. В проведении экскурсий нас сопровождали родители, были активными помощниками, радовались нашим успехам. Так же, родители помогали в озеленении участка, благоустройстве. Сплели из ивы плетень, посадили мини огород. Дети с родителями сами садили принесенное дерево. В конкурсе «Ландшафтный дизайн» заняли первое место.

Затем ознакомила их с историей республики. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага» .

Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера : «Чем похожи гербы города и республики?» , «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге?», «Найди ошибку в изображении герба (флага?». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх, а также рассматривая документы, печати, монеты и т. д. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.

Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким , каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья» , я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта — машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей. Мы ходили на экскурсию к детской и взрослой поликлиникам, и к районной больнице.

Закрепляя представления детей о своих правах , проводила занятии по другим разделам программы : развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду и т. д. Например, при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию в школу, целесообразно закрепили знания о праве на образование , а этическая беседа «Добрые и злые поступки» познакомила со способами разрешения конфликтных ситуаций.

Перед знакомством с правом на образование , я задала детям вопрос : «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?» . Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала «Школа моей мечты» . Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить.

В работе с детьми я проводила беседы на тему : «Моя семья» , «Самый добрый человек» . Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» , так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца.

Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права , чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.

Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод : интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей , необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей . В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким,

Доклад «Защита прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада»

«Защита прав и достоинства маленького ребёнка.

Координация усилий семьи и детского сада»

Заведующая МДОУ Д/с 10

Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом общества права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту .
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей , и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка .
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей . Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
«Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка», принятые ООН, — основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция – провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребёнка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

window. google_render_ad(); “… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. С нашей помощью им предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, т. к. ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка . И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди — родители.

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

Как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям . Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей , столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка , есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребёнка и Семейного кодекса РФ.

К работе детского сада преимущественно имеют следующие статьи:

— ст. 19 «Государства- участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей. »

ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

ст. 3 7 требует, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут. «унижающим достоинство видам обращения или наказания «.

Семейный кодекс РФ обеспечивает права ребёнка в семье. К работе педагогического коллектива ДОУ непосредственное отношение имеет Глава 11 «Права несовершеннолетних детей»:

1 .Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребёнок имеет право житъ и воспитываться в семье, насколько это возможно, право на заботу родителей.

Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 56 Право ребёнка на защиту.

1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

2. Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблении со стороны родителей (лиц их заменяющих).

. ребёнок вправе обращаться, за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд.

— 3. Должностные лица организаций и иные граждане организаций и иные
граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.

Задача педагогов — вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка. Для этого педагоги детского сада должны хорошо знать правовые документы по защите прав ребёнка и уметь ими оперировать в работе с родителями.

Стратегия работы всего педагогического коллектива нашего ДОУ по защите прав ребёнка органично вливается в общую стратегию взаимодействия детского сада и семьи.

Наше ДОУ считает взаимодействие с родителями по защите прав ребёнка одним из приоритетных направлений своей деятельности.

Детский сад имеет свою систему работы по предупреждению нарушений прав ребенка в семье. Большую часть детского коллектива детского сада составляют дети из малообеспеченных и неблагополучных семей . Многолетний опыт общения коллектива ДОУ N 10 с неблагополучными семьями показал, что формальный подход к работе по нарушению прав будет неэффективен. Поэтому наши воспитатели знают: если не удалось установить партнерских отношений с семьей ребенка, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга, то в работе не удастся добиться нужного результата. Нами накоплен разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей.

Особенность социально-психологического статуса наших воспитанников обуславливает специфику целей и содержания деятельности. Мы даем детям не просто кров, еду, тепло, но, в целом, качественное изменение жизни, отношений с миром, окружающими людьми. Поэтому задача нашего учреждения многогранна: снятие остроты психического напряжения, проведение первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде, восстановление или компенсация утраченных социальных связей, приобщение к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Мы прекрасно понимаем, что решить проблему защиты прав ребенка невозможно только на уровне детского сада .

Поэтому, учитывая важность проблемы, работу в данном направлении начали с изучения правовой базы, тесно взаимодействуя с Управлением социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства Управления образования. Изучая нормативные документы о правах ребенка провели диагностику, анкетирование педагогов и родителей, опросы детей .

Реализация намеченной работы началась с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проведенные нами исследование показали, что правовая и педагогическая культура родителей наших воспитанников находится на очень низком уровне, не зависимо от их социального статуса.

Менее 50% родителей знают о Конвенции по правам ребёнка, и всего 3 % знают какие статьи она содержит. Причём многие родители почему то считают, что Конвенция имеет в большей степени отношение к государству, частично к ДОУ и пости никакого к ним. О существовании Семейного Кодекса РФ знает чуть больше половины родителей (51%). И к нашему удивлению в большей степени о Семейном кодексе были информированы родители неблагополучных семей, которые в силу той или иной необходимости сталкивались с ним. А о других нормативных документах практически все родители (3%) понятия не имеют, не зависимо от своего социального статуса.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей воспитанников нашего детского сада вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям , запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей , не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье .
Анкетирование родителей выявило проблему: нарушение прав ребёнка в семье:

— лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребёнка, большинством родителей (85%) не воспринимается как нарушение его прав;

— только половина родителей (54 %) считает, что, оставляя ребёнка одного на несколько часов, уходя из дома, они нарушают его права. Вместе с тем,, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание ребёнка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

— большинство родителей (75 %) справедливо считают, что ударитъ ребёнка — означает нарушить его права. Но все же, 54 % допускают шлепок по попе, а 21 % — даже
использование ремня.

Виды наказаний, информацию о которых мы получили от самих родителей во время анонимного анкетирования поражает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector