1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия прокурора в порядке ст 125 упк рф

Жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ.

Жалоба на прокурора, жалоба на следователя или дознавателя в порядке ст. 125 УПК РФ.

Одним из способов защиты прав, потерпевшего, подозреваемого и/или обвиняемого в уголовном судопроизводстве является предусмотренный ст. 125 УПК РФ судебный порядок рассмотрения жалоб.

Следует знать, что в порядке ст. 125 УПК РФ свои права могут отстаивать не только потерпевшие по уголовным делам или лица которым органами следствия отказано в возбуждении уголовного дела.

Но и лица привлеченные к уголовной ответственности, а также иные лица права которых нарушены при производстве по уголовному делу.

Итак вы, являетесь потерпевшим или привлечены к уголовной ответственности, однако уголовное дело по вашему заявлению либо вообще не возбуждается или вам отказывают в его возбуждении или наоборот следствие ведется, как вам кажется, с обвинительным уклоном, ваши ходатайства отклоняются, при том как правило без мотивации, ваши жалобы поданные органам ведущим предварительное следствие или дознание и прокурору игнорируются и остаются без ответа.

В такой ситуации как раз и следует воспользоваться правом которое предусмотрено ст. 125 УПК РФ. А именно, подать жалобу.

Надо иметь в виду, что согласно статьи 125 УПК РФ обжалованы могут быть не только действия и решения, но и бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Это делает возможной судебную защиту даже в тех случаях, когда не выносится никакого процессуального решения, которое могло бы быть предметом обжалования, но именно это нарушает права заинтересованных лиц.

Итак написать жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ можно на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора, связанные с:

  • применением в качестве меры пресечения подписки о невыезде;
  • производством обыска;
  • с назначением и проведением судебной экспертизы;
  • наложением ареста на имущество;
  • приостановлением производства по уголовному делу;
  • продлением срока предварительного следствия;
  • отказом в выдаче документов и материалов, необходимых для использования в ходе производства по другим делам;
  • непредставления свиданий с близкими родственниками;
  • ограничением права вести переписку;
  • отказом в признании гражданским истцом;
  • вынесение постановления о возбуждении уголовного дела;
  • отказ прокурора в возбуждении производства в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами, могут быть обжалованы в порядке ст. 125 УПК РФ.

Заявитель также вправе обжаловать в порядке ст. 125 принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении решение, даже если оно не оформлено в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (а имеет, например, вид письма).

И это далеко неполный перечень действий и бездействий прокурора, следователя или дознавателя, которые могут быть обжалованы в порядке ст. 125 УПК РФ. Статьей 125 УПК РФ установлен лишь критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном данной главой. Это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Сам факт нарушения конституционных прав и свобод граждан в силу особой важности последних является достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства. Этого не учитывают в своей практике некоторые судебные органы.

Имейте в виду, что оперативно-розыскные действия и решения в порядке предусмотренном данной статьей обжалованы быть не могут.

Куда подавать жалобы, составленные в порядке ст. с125 УПК РФ.

В части 1 статьи 125 УПК РФ предписывается подавать жалобы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Последнее определяется в ст. 152 УПК по общему правилу как место совершения деяния, содержащего признаки преступления. Таким образом, место предварительного расследования не определяется местоположением органа предварительного расследования, но лишь местом совершения деяния, содержащего признаки преступления. Следовательно, по общему правилу суд, рассматривающий жалобы в порядке ст. 125 УПК, определяется, как правило, по месту совершения такого деяния, а не по месту расположения следователя, дознавателя или прокурора (например, совершенное преступление расследует вышестоящий следственный орган — следственный орган областного ФСКН, областной следственный орган МВД и т.д.)

В УПК РФ не дано прямого ответа на вопрос, как определить подсудность в порядке ст. 125, если обжалуется отказ в возбуждении уголовного дела, когда предварительное расследование не начато, а значит, нельзя определить и место производства последнего , в этом случае постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуется в суд по месту официального расположения органа или должностного лица, принявшего такое решение.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, однако орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель СО, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной стороны, так и по собственной инициативе.

Сторонам в ходе судебной проверки решений, действий или бездействий следователя, прокурора, дознавателя должна быть предоставлена возможность как лично, так и с помощью представляющих их интересы в суде адвокатов и иных допущенных к участию в деле лиц знакомиться с процессуальными документами, затрагивающими их права и законные интересы

Суд должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обоснованность обжалуемого решения органа предварительного расследования (например, о приобщении к материалам уголовного дела денежных средств и признании их вещественными доказательствами).

Очень важно иметь ввиду, что по данной категории жалоб суд не принимает какого-либо окончательного решения. В п. 1 ч. 5 статьи 125 УПК РФ предусматривается вынесение судом постановления не об отмене обжалуемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нарушение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом такого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или возобновление по нему производства, что делало бы его вопреки указанию ч. 3 ст. 15 УПК РФ уголовным преследователем.

Сроки рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ.

В ч. 3 статьи 125 УПК РФ определено, что жалоба подлежит расмотрению: «Не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы». При этом не разъясняется, какой момент имеется в виду — поступление жалобы в суд или к судье, который должен ее рассматривать. Не секрет, что на практике с момента поступления жалобы в канцелярию суда до передачи ее конкретному судье нередко проходит несколько дней. В результате 5-дневный срок рассмотрения жалобы фактически нарушается, однако стороны не могут предъявить претензий к судье, к которому жалоба поступила с опозданием.

Круг участников судебного заседания. Это заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также прокурор. Представляется, что независимо от того, кто заявляет жалобу, о времени и месте судебного заседания судом всегда должен извещаться обвиняемый, ибо по буквальному смыслу п. 19 ч. 4 ст. 47 УПК закон признает, что любая жалоба по данному уголовному делу непосредственно затрагивает его интересы, ибо данная норма не предписывает направлять обвиняемому копии всех без исключения жалоб и представлений по данному делу. Особенно это актуально для случаев, когда заявителем жалобы является не сам обвиняемый (или подозреваемый), а его защитник. Невыполнение этой обязанности судом должно расцениваться как нарушение права обвиняемого на защиту и может повлечь за собой отмену судебного решения. Обвиняемый или подозреваемый, содержащийся под стражей, должен в таких случаях иметь возможность присутствовать в судебном заседании.

Представитель потерпевшего (и, как представляется, также гражданского истца и гражданского ответчика) должны допускаться к участию в судебном заседании в порядке ст. 125 независимо от того, участвовали ли они ранее в ходе предварительного расследования

Судебное заседание по рассмотрению жалоб в порядке ст. 125 проводится открыто, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК.

После открытия судебного заседания, разъяснения явившимся в судебное заседание их прав и обязанностей и обоснования заявителем своей жалобы на решение, действие или бездействие дознавателя, следователя или прокурора заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица (ч. 4 коммент. статьи). При этом возможен допрос и вызванных по ходатайству участников судебного заседания свидетелей

Кратко рассмотрим вопросы связанные с судебным порядком рассмотрения жалоб.

Какова же практическая ценность правовых возможностей предусмотренных данной статьей УПК РФ. Я прежде всего остановлюсь на тех задачах которые могут быть решены в правовом поле для лиц которые привлечены к уголовной ответственности, так как понятно , что большинство обращений к адвокату приходит именно от них.

Итак, что мы можем добиться используя возможности ст. 125 УПК РФ в процессе предварительного следствия:

  • А) в случае нахождения под стражей обеспечить соблюдение прав задержанного (обеспечить свидание с родственниками и т. д.), так как нарушение этих прав иногда может использоваться органами предварительного следствия для оказания давления на обвиняемого;
  • Б) обжаловать законность проведения тех или иных следственных действий (производство обыска, назначение и проведение экспертизы по делу и т. д.), используя в дальнейшем результаты рассмотрения жалоб в уголовном процессе в интересах лица привлеченного к уголовной ответственности, при рассмотрении судом уголовного дела по существу.
  • В) тактически , до ознакомления с материалами уголовного дела, получить доступ к некоторым документам предварительного следствия, для формирования совместно с адвокатом, позиции по делу.

Для обеспечения возможности судебного обжалования процессуальных действий и решений обвиняемому, подозреваемому положения ст. ст. 46 и 47 УПК РФ гарантируют доступ к соответствующей информации. (Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 года № 887- О-О).

В конкретных обстоятельствах дела могут быть выявлены и иные возможности для использования статьи 125 УПК РФ в интересах лица привлеченного к уголовной ответственности.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Комментарий к Ст. 125 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи имеет конституционную основу. Согласно статье 46 Конституции РФ (части первая и вторая) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.

3. Верховный Суд РФ разъясняет: «Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права» (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1. В дальнейшем — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). В частности, обжаловать в суд решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела вправе не только потерпевший, как это с очевидностью подразумевается, но и лицо, в отношении которого, например по факту дорожно-транспортного происшествия, производилась проверка и которое не согласно с основанием отказа, и даже адвокат, который еще до начала уголовного процесса оказывал названному лицу юридическую помощь по соглашению (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. С. 25, 26), хотя никакого участия последнего в этой стадии уголовного судопроизводства УПК не предусматривает.

4. С учетом того что жалоба на основании статьи 125 УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основании статьи 124 УПК РФ — прокурору или руководителю следственного органа, судьям рекомендовано выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельство установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1).

5. Согласно пунктам 10 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ судья обязан обеспечить своевременное извещение о месте, дате и времени судебного заседания заявителя, его защитника, представителя (законного представителя), прокурора, участие которого является обязательным, руководителя следственного органа, следователя, осуществляющего расследование по делу, по которому принесена жалоба. Подлежат извещению иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. К иным лицам относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования отражаются в протоколе судебного заседания, копии таких материалов хранятся в производстве по жалобе.

Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе. При этом судам следует иметь в виду, что разглашение данных, содержащихся в материалах уголовного дела, допускается только в том случае, когда это не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

6. Общий смысл частей третьей, четвертой и пятой комментируемой статьи 125 УПК РФ заключается в том, что жалоба на действия (бездействие) органов расследования и прокурора рассматривается в судебном заседании в условиях состязательности, что и определяет главный смысл судебного контроля за предварительным расследованием уголовных дел и его существенное отличие от прокурорского надзора.

7. Вступившие в законную силу судебные решения по жалобам на постановления дознавателя, следователя, прокурора могут быть пересмотрены вышестоящим судом в порядке надзора только до передачи уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Судебное рассмотрение таких жалоб одновременно, параллельно с разбирательством уголовного дела было бы, считает Верховный Суд РФ, вмешательством в отправление правосудия (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1 «О применении норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции» // Российская газета. 2007. 20 янв.).

В толковании комментируемой статьи 125 УПК России наметилась спорная тенденция. Определением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ и жалобами ряда граждан (Российская газета. 2003. 15 янв.) признано, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, вправе обжаловать в суд решение органа расследования или прокурора о таком возбуждении. В теоретическом отношении данная позиция несостоятельна. Судебная проверка законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, означающем начало уголовного преследования данного лица, которое с этого момента становится подозреваемым, имеющим комплекс прав на защиту, является вмешательством судебной власти в осуществление прерогативы органов уголовного преследования, нарушением закрепленного в статье 15 УПК принципа разделения процессуальных функций. Следующим шагом на этом пути логически мыслится признание за лицом права на судебное обжалование следственного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, а затем и обвинительного заключения, а также решения прокурора о направлении уголовного дела в суд. Такой «контрпроцесс» способен сокрушить функцию уголовного преследования, парализовать ее осуществление, разбалансировать уголовное судопроизводство. Суд не может и не должен проверять законность и обоснованность актов уголовного преследования иначе как путем судебного разбирательства по уголовному делу, поступившему в суд, принятому им к производству и назначенному к слушанию в первой инстанции.

О РОЛИ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ В ПОРЯДКЕ СТ. 125 УПК РФ

магистрант, программа «Адвокат в судебном процессе», ЮИ СФУ,

магистрант, программа «Адвокат в судебном процессе», ЮИ СФУ,

канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ЮИ СФУ,

Мы считаем, что при исследовании судебного контроля по жалобам в уголовном процессе особое внимание необходимо уделять роли прокурора, поскольку его положение представляется неоднозначным. В рассмотрении таких жалоб он участвует на основании п. 6 ст. 37 УПК РФ, по итогам рассмотрения должен давать заключение.

А.П. Рыжаков утверждает, что в ч. 2 ст. 37 УПК РФ закреплены права, а не обязанности прокурора. Соответственно, он сам будет решать, желает или нет принять участие в судебном заседании по рассмотрению судом жалобы на действия (решения, бездействие) следователя (дознавателя и др.). Данный автор полагает, что Верховный Суд РФ, указывая на обязательное участие прокурора в рассматриваемом судебном заседании, имел в виду обязательное участие прокурора, когда им заявлено соответствующее ходатайство [7].

Мы не согласны с таким подходом. В соответствии с теоретико-правовыми исследованиями [2, с. 123; 9, с. 56], «полномочия», а так же формулировки «вправе», если они относятся к органам государственной власти, означают обязанность органа выполнить соответствующее действие. По нашему мнению, участие прокурора в рассмотрении такого дела – его обязанность, обусловленная надзорной функцией. Как верно отмечает В.И. Безрядин, «подменять, в данном случае, термин «полномочия» на термин «право», недопустимо. Если следовать в данном случае логике А.П. Рыжакова, то прокурор вправе осуществлять надзор за законностью, следователь вправе осуществлять предварительное расследование, но это не является их обязанностью, а, соответственно, за бездействие никого из названных должностных лиц привлечь к ответственности будет невозможно» [1, с. 190]. Обязательность участия прокурора в судебном заседании поддерживается и иными учёными [10, с. 774, 3, с. 177].

В ходе наблюдения и интервью нами были выявлены случаи несоответствия поведения прокурора его положению в процессе. Мы не согласны с мнением Н.С. Курышевой о том, что из-за того, что прокурор осуществляет надзор за органами предварительного расследования и несет ответственность за качество выполнения ими служебных обязанностей, в судебном разбирательстве по жалобе должен выступать на стороне органов, решения которых обжалуются, независимо выполняя при этом надзорные полномочия [4, с. 76]. По нашему мнению, независимое выполнение надзорных полномочий не может предполагать участие в судебном заседании на чьей-либо стороне. «Прокурор не может являться стороной в ходе разрешения конфликта между заявителем и должностным лицом, поскольку он обязан быть абсолютно беспристрастным, руководствоваться лишь законом, совестью и представлять интересы общества и государства» [4, с. 76]. Как верно отмечает А.И. Лалиев, деление участников на стороны обвинения и защиты для производства по жалобе в суде неприемлемо [5, с. 74].

В судебном заседании в одном из районных судов г. Красноярска прокурор активно заявлял возражения относительно вопросов адвокатов, адресованных лицу, действия которого обжаловались. При ответах на вопросы это должностное лицо часто затруднялось, при этом прокурор при любой представлявшейся возможности с ним совещался. Будет обоснованным предположить, что он давал определённые рекомендации по поведению в ситуации данного опроса, так как после его высказываний собеседник кивал ему со словами: «Я понял».

Комментарии давались тихо, вне пределов слышимости их другими участниками процесса. Данные совещания напоминали разговоры адвоката с подзащитным в условиях судебного процесса. При озвучивании своего заключения прокурор произнёс фразу: «Наши сотрудники не нарушали закон». Мы считаем, что расценивание прокурором сотрудников правоохранительных органов как «наших» при оценке законности их действий недопустимо и иллюстрирует его необъективность.

В ходе судебного разбирательства прокурору должна быть предоставлена возможность заявлять ходатайства, задавать сторонам вопросы, касающиеся предмета жалобы. Однако это должно использоваться не в целях защиты органа, решение которого обжалуется, а для создания полного представления об исследуемом событии с целью вынесения объективного заключения о законности или незаконности действий. Ситуация, когда прокурор в большинстве случаев не является надзирающим субъектом, выявляющим случаи незаконного и необоснованного ведения предварительного расследования, а «всеми средствами, силами и способами доказывает законность и обоснованность действий и решений должностных лиц, отстаивает их интересы» [4, с. 75-76], не соответствует публичному интересу прокурора в уголовном процессе. Отметим, что Н.С. Курышева, выразившая мнение относительно участия прокурора на стороне органов, действия которых обжалуются, в этой же работе указывает, что «прокурора нельзя приравнивать к стороне, чьи действия являются предметом рассмотрения в суде, за исключением случаев обжалования действий самого прокурора. Прокурор должен осуществлять надзор за рассмотрением жалобы судом, в дальнейшем способствовать реализации вынесенного по результатам рассмотрения жалобы решения, а не заниматься укрывательством и оправданием незаконных и необоснованных проступков и решений дознавателя и следователя» [4, с. 140].

В литературе высказываются опасения по поводу возможной заинтересованности прокурора, дающего заключение по делу при обжаловании действий другого прокурора, так как если заявителем подаётся жалоба на прокурора, то прокурор, участвующий в процессе, не будет беспристрастным, поскольку жалоба направлена против его коллеги [8, с. 62].

С этим не согласен В.И. Безрядин, который полагает, что статус прокурора в процессе как «гаранта законности» означает его беспристрастное отношение при даче заключения по жалобе даже в случае, если обжалуются действия его коллеги [1, с. 190].

Мы считаем, что авторы, не сомневающиеся в беспристрастности прокурора, правы в том, что сама по себе принадлежность должностных лиц к одной структуре не означает обязательной предвзятости прокурора при вынесении решения. Однако, мы считаем, что беспристрастность будет возможна только при осознании прокурором своей роли как гаранта законности при рассмотрении жалобы. Возможно, П.А. Скобликов исходил из того, что прокурору будет сложно признавать ошибки своего коллеги, несмотря на статус надзирающего органа. С учётом описанной выше ситуации, когда прокурор воспринимает своё положение в процессе по ст. 125 УПК РФ как защитника органа предварительного расследования (даже в ситуациях, когда обжалуются действия органов, не связанных с прокуратурой), эти сомнения представляются более чем обоснованными.

Однако, несоответствие связано не с тем, что обжалуются именно действия сотрудников прокуратуры. Это общая проблема обвинительного уклона в уголовном процессе, который распространил своё действие и на эту сферу.

Жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействия руководителя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара (образец)

В Ленинский районный суд г. Самары

443041, г. Самара, ул. Рабочая, д. 21

Тел.: (846) 333-52-15

Заявитель: адвокат НО “СОКА” Антонов А.П.

рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции: г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619

В интересах потерпевшего — фирмы “S.”

Должностное лицо, бездействие которого обжалуется:

руководитель отдела по расследованию преступлений,

совершенных на территории Ленинского района СУ

Управления МВД России по г. Самара

443000, г. Самара, ул. Никитинская, 73

(в порядке ст. 125 УПК РФ)

ДАТА в Отделе полиции № 5 Управления МВД России по г. Самаре в КУСП за № НОМЕР было зарегистрировано заявление директора “S.” Х. по факту противоправных действий со стороны директора ООО “С.” П. и директора ООО “Э.” С.

Постановлением следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района, СУ Управления МВД России по г. Самара капитана юстиции З. от ДАТА возбуждено уголовное дело № НОМЕР в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ.

Постановлением старшего следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района, СУ Управления МВД России по г. Самаре капитана юстиции П. от ДАТА общество S. признано потерпевшим по уголовному делу № НОМЕР.

ДАТА я, адвокат Антонов А.П., был допрошен в качестве представителя потерпевшего S.

В период с ДАТА по настоящее время никакой информации о ходе предварительного следствия по уголовному делу № НОМЕР я не получал, данная информация отделом по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара, мне не предоставляется.

ДАТА мною было подано в отдел по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара ходатайство о предоставлении потерпевшему информации о ходе предварительного следствия по уголовному делу № 20178057НОМЕР. В ходатайстве указан почтовый адрес и телефон адвоката потерпевшего.

Однако до настоящего времени никакой информации о результате рассмотрения данного ходатайства мне не предоставлено.

Согласно ч. 2 ст. 42 УПК РФ, потерпевший вправе получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Ч. 8 ст. 162 УПК РФ установлено, что следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Таким образом, процесс рассмотрения уголовного дела затянут, о ходе предварительного следствия по уголовному делу отделом по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г.Самара не уведомляет ни потерпевшего, ни его представителя.

Указанное бездействие сотрудников отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара и установившаяся порочная практика приводит к существенному нарушению и лишению конституционных прав потерпевшего и затрудняет его доступ к правосудию.

Отмеченные права, как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 3 мая 1995 года № 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ.

Определением Конституционного Суда № 42 от 25.01.2005 г. сформулировано обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания.

Пункт 2 ст. 21 УПК РФ требует от следственного органа в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Согласно п. 2 Постановления от 10 февраля 2009 г. № 1 ”О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ”, помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

Бездействие отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара существенно ограничивает конституционные права и свободы потерпевшего на защиту всеми способами, не запрещенными законом, и может причинить невосполнимый в дальнейшем ущерб его интересам.

Таким образом, сотрудниками отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара допущена волокита при рассмотрении ходатайства о предоставлении потерпевшему информации о ходе предварительного следствия по уголовному делу, а также нарушения прав потерпевшего, выразившиеся в не уведомлении потерпевшего о ходе уголовного дела, игнорировании обращений и несвоевременном информировании, утаивании результатов хода предварительного расследования. Подобное поведение должностных лиц является недопустимым.

Учитывая время, прошедшее с момента допроса потерпевшего (с ДАТА), необходимость принятия объективных и законных решений, факты допущенной волокиты отделом по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара, на основании изложенного и в соответствии со статьей 125 УПК РФ,

П Р О Ш У С У Д:

  1. Признать незаконным бездействие руководителя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара, выразившееся в не предоставлении ответа на ходатайство адвоката Антонова А.П. о предоставлении потерпевшему информации о ходе предварительного следствия по уголовному делу, а также в не уведомлении потерпевшего и (или) его представителя о принятых процессуальных решениях в ходе предварительного следствия по уголовному делу № НОМЕР.
  2. Обязать руководителя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района СУ Управления МВД России по г. Самара устранить допущенное нарушение путем направления заявителю соответствующего ответа на заявленное ходатайство и уведомлении потерпевшего и (или) его представителя о принятых процессуальных решениях в ходе предварительного следствия по уголовному делу № НОМЕР.
  1. Копия ходатайства
  2. Копия доверенности на представителя потерпевшего — адвоката Антонова А.П.

Адвокат _______________________ А.П. Антонов

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Комментарий к Ст. 125 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи имеет конституционную основу. Согласно статье 46 Конституции РФ (части первая и вторая) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

2. Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.

3. Верховный Суд РФ разъясняет: «Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права» (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1. В дальнейшем — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). В частности, обжаловать в суд решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела вправе не только потерпевший, как это с очевидностью подразумевается, но и лицо, в отношении которого, например по факту дорожно-транспортного происшествия, производилась проверка и которое не согласно с основанием отказа, и даже адвокат, который еще до начала уголовного процесса оказывал названному лицу юридическую помощь по соглашению (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. С. 25, 26), хотя никакого участия последнего в этой стадии уголовного судопроизводства УПК не предусматривает.

4. С учетом того что жалоба на основании статьи 125 УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основании статьи 124 УПК РФ — прокурору или руководителю следственного органа, судьям рекомендовано выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельство установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1).

5. Согласно пунктам 10 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ судья обязан обеспечить своевременное извещение о месте, дате и времени судебного заседания заявителя, его защитника, представителя (законного представителя), прокурора, участие которого является обязательным, руководителя следственного органа, следователя, осуществляющего расследование по делу, по которому принесена жалоба. Подлежат извещению иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. К иным лицам относятся, например, потерпевший в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; подозреваемый (обвиняемый) в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела; подозреваемый, обвиняемый в случае подачи жалобы в их интересах защитником либо законным представителем. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. Результаты исследования отражаются в протоколе судебного заседания, копии таких материалов хранятся в производстве по жалобе.

Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе. При этом судам следует иметь в виду, что разглашение данных, содержащихся в материалах уголовного дела, допускается только в том случае, когда это не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

6. Общий смысл частей третьей, четвертой и пятой комментируемой статьи 125 УПК РФ заключается в том, что жалоба на действия (бездействие) органов расследования и прокурора рассматривается в судебном заседании в условиях состязательности, что и определяет главный смысл судебного контроля за предварительным расследованием уголовных дел и его существенное отличие от прокурорского надзора.

7. Вступившие в законную силу судебные решения по жалобам на постановления дознавателя, следователя, прокурора могут быть пересмотрены вышестоящим судом в порядке надзора только до передачи уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Судебное рассмотрение таких жалоб одновременно, параллельно с разбирательством уголовного дела было бы, считает Верховный Суд РФ, вмешательством в отправление правосудия (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 1 «О применении норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции» // Российская газета. 2007. 20 янв.).

В толковании комментируемой статьи 125 УПК России наметилась спорная тенденция. Определением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ и жалобами ряда граждан (Российская газета. 2003. 15 янв.) признано, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, вправе обжаловать в суд решение органа расследования или прокурора о таком возбуждении. В теоретическом отношении данная позиция несостоятельна. Судебная проверка законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, означающем начало уголовного преследования данного лица, которое с этого момента становится подозреваемым, имеющим комплекс прав на защиту, является вмешательством судебной власти в осуществление прерогативы органов уголовного преследования, нарушением закрепленного в статье 15 УПК принципа разделения процессуальных функций. Следующим шагом на этом пути логически мыслится признание за лицом права на судебное обжалование следственного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, а затем и обвинительного заключения, а также решения прокурора о направлении уголовного дела в суд. Такой «контрпроцесс» способен сокрушить функцию уголовного преследования, парализовать ее осуществление, разбалансировать уголовное судопроизводство. Суд не может и не должен проверять законность и обоснованность актов уголовного преследования иначе как путем судебного разбирательства по уголовному делу, поступившему в суд, принятому им к производству и назначенному к слушанию в первой инстанции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector