0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бразилия форма правления и территориально государственное устройство

Государственный строй Бразилии

Содержание

Конституционный строй

В настоящее время в Бразилии действует Конституция 1988 года с поправками, принятыми в 1994 и 1997. В соответствии с ней Бразилия является демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей, свободного предпринимательства и политического плюрализма.

Первоначально Конституция 1988 года устанавливала в Бразилии временную форму правления, согласно ей в стране был назначен референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (президентская или парламентская). На состоявшемся 21 апреля 1993 года плебисците большая часть избирателей проголосовала за республику (66,1 %) с президентской формой правления (56,4 %) [1] .

Бразилия — федеративная республика, в состав которой входят 26 штатов и столичный федеральный округ Бразилиа. Правительство штатов имеет схожую с федеральным правительством структуру и пользуется полномочиями, закреплёнными в конституциях штатов. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, который избирается прямым голосованием на срок 4 года.

Институт федерального вмешательства в дела субъектов федерации строго регламентируется и допускается лишь в случаях нарушения территориальной целостности государства, иностранной интервенции, конфликта между штатами, несоблюдения общественного порядка и финансовой дисциплины.

Исполнительная власть

Главой исполнительной власти и главой государства в Бразилии является президент. Он возглавляет сформированный им кабинет министров — Федеральное правительство. Вторым лицом государства является вице-президент. Президент и вице-президент избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года из числа кандидатов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Для избрания на пост необходимо собрать абсолютное большинство голосов, и в случае необходимости проводится второй тур голосования с участием двух претендентов, набравших наибольшее количество голосов. С 1997 года допускается переизбрание на второй срок.

В компетенцию президента Бразилии входит подписание и издание законов и временных актов, установление дипломатических отношений и подписание международных договоров. Президент направляет на рассмотрение конгресса планы развития и проекты бюджета. Также президент является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами и имеет право вводить чрезвычайное и осадное положения, объявлять войну, предоставлять амнистию, смягчать приговоры.

Министерства и государственные агентства

  • Министерство внешних связей
  • Министерство горнорудной промышленности и энергетики
    • Агентство по регулированию электроэнергетики
    • Национальное агентство нефти, природного газа и биотоплива
  • Министерство гражданской авиации
    • Национальное агентство гражданской авиации Бразилии
  • Министерство здравоохранения
    • Национальное агентство наблюдения за здоровьем
  • Министерство культуры
  • Министерство науки и технологий
    • Национальная атомная энергетическая комиссия
  • Министерство обороны
  • Министерство образования
  • Министерство сельского хозяйства
  • Министерство связи
    • Агентство связи
  • Министерство туризма
  • Министерство финансов
  • Административный совет по экономической защите Бразилии
  • Комиссия по ценным бумагам (Бразилия)

Законодательная власть

Законодательная власть в Бразилии на уровне федерации принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу, состоящему из Палаты депутатов и Федерального сената. Обе палаты обладают равными полномочиями. Одобренные конгрессом законопроекты направляются на утверждение президенту; в случае его отказа утвердить закон, конгрессмены могут преодолеть вето большинством голосов на совместном заседании обеих палат.

Сенаторы должны быть не моложе 35 лет, депутаты — не моложе 21 года. Палата депутатов избирается на четыре года на основе всеобщего пропорционального голосования, причём избиратели отдают голоса не за партию, а за кандидатов, предложенных партиями. Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, избранных населением по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. Каждые 4 года представительство субъекта обновляется на одну и две трети.

Конгресс имеет право отстранить президента от занимаемой должности. Для этого необходимы две трети голосов депутатов (если Верховный суд обвинит президента в совершении уголовного преступления) или сенаторов (если президент не справляется со своими обязанностями).

Судебная власть

Судебная система в Бразилии состоит из вертикали общих и специальных судов. Высшими органами судебной власти являются Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Федеральный верховный суд играет роль конституционного суда: он осуществляет контроль над соблюдением конституции, решает внешнеполитические и внутренние конфликты. Высший суд правосудия выносит решения по обвинению против губернаторов и других должностных лиц штатов, имеет право пересмотреть решения нижестоящих судебных органов и занимается толкованием законодательства.

Кроме того, в стране действуют Высший суд по трудовым вопросам, Высший избирательный суд, Высший военный трибунал, а также общие и специальные суды на уровне штатов, местные суды и суды присяжных для рассмотрения уголовных дел. Судебная власть пользуется административной и экономической автономией.

Избирательная система

В выборах в Бразилии могут участвовать граждане не моложе 16 лет. Для всех грамотных граждан в возрасте от 18 до 69 лет участие в выборах является строго обязательным.

Форма государственного правления и форма государственного устройства Бразилии

Форма правления в Бразилии, согласно ст. 2 переходных положений Конституции, была установлена как временная, так как в стране должен был пройти референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (парламентская или президентская). Данная норма понадобилась для того, чтобы после 20 лет военной диктатуры граждане адаптировались к демократическим отношениям и сознательно выразили свое мнение о монархических тенденциях, распространившихся в стране. Референдум прошел 21 апреля 1993 г.: большинство граждан высказались за президентскую республикуК

Президент и вице-президент избираются всеобщим, равным и прямым голосованием на четыре года с нравом переизбрания [1] [2] . Выборы проводятся за 90 дней до окончания полномочий президента, находящегося в должности. Победившим считается кандидат от политической партии, набравший абсолютное большинство голосов (ст. 77). Статья 14 устанавливает возрастной ценз для занятия должностей президента и вице-президента — 35 лет.

Президент является главой исполнительной власти (ст. 76), он единолично назначает и смещает федеральных министров, после получения одобрения Федерального сената назначает судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц (ст. 84). Президент Бразилии наделен правом введения состояния обороны и чрезвычайного положения, правом осуществлять федеральное вмешательство в дела субъектов федерации [3] , осуществляет помилование и является верховным главнокомандующим вооруженными силами Бразилии (ст. 84). Объем его полномочий и сфера их применения значительно более обширны, чем у президента США, поэтому часть экспертов характеризует форму правления в Бразилии как супер?президентскую республику.

Согласно ст. 89 Конституции Бразилии при президенте существует консультативный орган — Совет Республики. Его членами являются: вице- президент, председатель палаты депутатов; председатель Федерального сената; главы правительственного большинства и оппозиции в палате депутатов; главы правительственного большинства и оппозиции в Федеральном сенате; министр юстиции; шесть бразильских граждан по рождению старше 35 лет, два из которых назначаются президентом Республики, два — избираются Федеральным сенатом и два — палатой депутатов, — все на три года без нрава назначения на повторный срок. Данный консультативный орган имеет право высказываться по вопросу федерального вмешательства, введения состояния обороны и чрезвычайного положения, а также важных вопросов, касающихся стабильности демократических институтов. Президент Бразилии имеет право приглашать государственных министров участвовать в заседании Совета, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к их полномочиям (ст. 90 Конституции Бразилии).

Еще одним консультативным органом при президенте, регулирующим вопросы, связанные с национальным суверенитетом и обороной демократического государства, является Совет национальной обороны. Он вправе давать свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира, введения состояния обороны, чрезвычайного положения и состояния федерального вмешательства; предлагать критерии и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и давать свое заключение об их эффективном использовании, особенно в отношении приграничных зон и зон, которые связаны с сохранением и эксплуатацией естественных ресурсов любого характера; изучать, предлагать и контролировать развитие инициатив, необходимых для обеспечения гарантий национальной независимости и обороны демократического государства (ст. 91 Конституции Бразилии).

В области правотворчества президент обладает правом законодательной инициативы, издает подзаконные нормативные правовые акты — декреты и распоряжения, может наложить полное или частичное вето на законопроект.

Таким образом, институт президентства является ведущим в системе государственных органов власти Бразилии.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом,

который состоит из палаты депутатов и Федерального сената, избираемых на четыре года. Депутатом может быть лицо старше 21 года.

В соответствии со ст. 45 Конституции палата депутатов избирается по пропорциональной системе на всей территории страны, причем избиратели голосуют не за партии, а за кандидатов, предложенных партиями. Общее число депутатов пропорционально численности населения; необходимое для этого регулирование проводится в течение года, предшествующего выборам, таким образом, чтобы ни одна из единиц федерации не была бы представлена менее чем восемью или более чем 70 депутатами. Каждая территория избирает двух депутатов. Таким образом, палата депутатов представляет собой орган общенационального представительства.

Федеральный сенат представляет субъекты федерации — штаты и Федеральный округ — и формируется на основе мажоритарной системы выборов. Каждый штат и Федеральный округ избирают трех сенаторов на восемь лет. Представительство каждого штата и Федерального округа обновляется каждые четыре года, попеременно на 1/3 и на 2/3. Каждый сенатор избирается одновременно с двумя заместителями, возрастной ценз для сенаторов установлен в 35 лет.

Статья 48 Конституции Бразилии предусматривает следующие полномочия Национального конгресса: устанавливать налоги и распределять доходы; принимать годовой бюджет; устанавливать численность личного состава вооруженных сил; объединять и разделять территории или штаты после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями; предоставлять амнистию; регламентировать административную, судебную организацию, прокуратуру; организовывать телекоммуникации и радиовещание; регламентировать финансовые, вексельные и денежные вопросы, деятельность финансовых учреждений и их операции; заниматься денежным обращением, пределами эмиссии денег и размером федеральных долговых обязательств и др.

Статья 49 Конституции Бразилии регламентирует исключительную компетенцию Национального конгресса, к которой относятся такие полномочия, как:

  • — вынесение окончательного решения по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;
  • — уполномочивание президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание; дача разрешения президенту и вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более 15 дней;
  • — принятие решения о введении состояния обороны и федерального вмешательства, уполномочивание на введение осадного положения или прекращение действия любой из этих мер;
  • — прекращение действия нормативных актов исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;
  • — ежегодное вынесение решения об отчетах, представляемых президентом Республики, и дача оценки докладам об исполнении планов правительства;
  • — контроль за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;
  • — дача согласия на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;
  • — уполномочивание на проведение референдума и назначение плебисцита;
  • — разрешение на землях индейцев эксплуатации гидроресурсов, а также разведки и эксплуатации минеральных ресурсов;
  • — одобрение в предварительном порядке отчуждения или сдачи в концессию публичных земель площадью свыше 2500 га и др.

Статья 49 Конституции относит к исключительной компетенции палаты депутатов право начинать процесс в отношении президента, вице-президента и государственных министров; проверять данные в отношении отчетов президента, если они не были представлены в конгресс в 60-дневный срок после открытия законодательной сессии, и др.

Статья 52 Конституции Бразилии устанавливает исключительную компетенцию Федерального сената. Речь идет о проведении судебного процесса и осуждение президента и вице-президента Республики и государственных министров в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью; проведение судебного процесса и осуждение судей Федерального верховного суда, Генерального прокурора Республики и Генерального адвоката Союза за преступление, квалифицируемое как злоупотребление властью; предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора: магистратов, судей Счетного трибунала Союза, назначаемых президентом Республики; губернаторов территорий; председателя и директоров Центрального банка; генерального прокурора; уполномочие на проведение внешних операций финансового характера; установление пределов и условий субсидий под гарантии Союза в отношении внешних и внутренних кредитных операций; прекращение исполнения, полностью или частично, законов, объявленных неконституционными окончательным решением Федерального верховного суда и др.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат Национального конгресса, президенту Республики, Федеральному верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору и гражданам по предметам, предусмотренным Конституцией Бразилии. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее пяти штатов. После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционное™; у президента Бразилии есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-диевный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Статья 92 Конституции Бразилии устанавливает следующие органы судебной власти: Федеральный верховный суд; Высший трибунал правосудия; федеральные областные суды и федеральные судьи; трибуналы и судьи по трудовым делам; трибуналы и судьи по избирательным делам; военные трибуналы и судьи; трибуналы и судьи в штатах, Федеральном округе и территориях.

Высшим судебным органом страны является Федеральный верховный суд, который в соответствии со ст. 101 Конституции Бразилии состоит из 11 судей, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Эти судьи назначаются президентом после одобрения их кандидатур абсолютным большинством членов Федерального сената. Статья 102 устанавливает основное полномочие Федерального верховного суда — конституционный контроль.

Как уже говорилось, Бразилия — федеративная республика. Субъектами являются 26 штатов и один Федеральный округ (столица г. Бразилиа). Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам Конституции Бразилии 1988 г. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на четыре года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

  • [1] Из проголосовавших 90 млн граждан 66,1% высказались за республиканскую формуправления и 10,2% — за восстановление в стране монархии; 56,4% проголосовали за президентскую и 24,7% — за парламентскую республику. Около 20% бюллетеней оказалисьнедействительными, а уровень абсентеизма превысил 20%, несмотря на то что в Бразилиисуществует обязательное голосование.
  • [2] — Конституционная поправка № 16 от 1997 г.
  • [3] Данное право, называемое также правом федеральной интервенции, рассматриваетсякак конституционная гарантия стабильности и неизменности федеративной формы государственного устройства.

Территориальное устройство Бразилии: что нужно знать о штатах и Союзе

Продолжая цикл публикаций о современной Бразилии, нельзя не рассказать о государственно-территориальном устройстве страны, а именно о федерации, ведь полное официальное название страны звучит как Федеративная Республика Бразилия.

Сам по себе термин «федерация» звучит знакомо и, пожалуй, понятно, но чтобы разобраться в том, каковы особенности именно бразильского варианта, сначала вспомним, каким вообще бывает государственное устройство и что это означает на практике.

Государственное устройство – это, в сущности, форма, логика и правила взаимодействия государства с его частями или территориальными единицами. В основе понятия «государственное устройство» лежит очень простая идея о том, что в силу исторических или иных причин разные государства совершенно по-разному взаимодействуют со своими частями, а части, соответственно, – между собой. Принято считать, что государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. При этом существуют и разного рода отклонения от общей классификации, к которым, например, относится Испания со своей формой «государства автономий», заимствующего признаки как у федерации, так и у унитарного варианта. Современная политическая наука также постулирует, что есть страны, чье государственное устройство находится в переходном состоянии, например от унитарного к федеративному или от конфедерации к федерации.

Часто можно услышать, что унитарное государство так называется, потому что не имеет деления, в отличие от федерации. В действительности это не так. Унитарные страны могут быть разделены на множество отдельных территорий, а главное отличие от федерации заключается в том, что при федеративном устройстве у территорий/провинций/штатов/автономий/др. имеются прописанные собственные полномочия в области внутренней (в некоторых случаях и внешней) политики. Проще говоря, в унитарных странах вся полнота власти находится в едином центре, в то время как в формате федерации власть распределяется между двумя уровнями – общефедеральным и региональным.

Унитарная форма очень популярна в мире, большинство стран-членов ООН избрало именно унитарный вариант: Франция, Китай, Япония, Дания, Республика Корея и многие другие.

Одновременно в мире существует и целый ряд федераций: помимо Бразилии и России, крупные федерации – США, Индия, Мексика и ФРГ.

Конституция Бразилии гласит, что политико-административное устройство страны включает в себя штаты, Федеральный округ, муниципалитеты и собственно Союз.

Бразилия сейчас состоит из 26 штатов и одного Федерального округа (относящегося к столице государства городу Бразилиа). По конституции размеры и состав штатов могут меняться, но для этого требуется прямое согласие населения, это правило также распространяется и на муниципальные территории. На сегодня крупнейшие по числу населения штаты – это штат Сан-Паулу, штат Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс, Баия, Парана и Риу-Гранди-ду-Сул.

Бразильская конституция (раздел «Организация государства») довольно подробно описывает компетенции и полномочия как Союза, так и входящих в него штатов и Федерального округа, а также муниципалитетов. Как и во многих других государствах, федерация как единое целое ответственна за поддержание безопасности, взаимодействие с другими государствами, объявление войны и заключение мира, выпуск денежных знаков, формирование общенациональных систем транспорта и инфраструктуры. Кроме того, у Союза есть эксклюзивные полномочия в некоторых сферах законотворчества, например, в гражданском, уголовном, процессуальном и избирательном праве, регулировании деятельности портов и навигации, в вопросах кредитной политики и предоставления гражданства.

В сфере законодательства, однако, есть и отдельные направления, которые входят в полномочия как Союза, так и его составных частей. Это касается, в частности, налогового и финансового законодательства, социального обеспечения, городского планирования, охоты и рыболовства, охраны окружающей среды и сохранения культурного наследия. Это сделано для того, чтобы на региональном уровне могли учитываться особенности территории. Для реализации этих законодательных возможностей у каждого штата есть свой однопалатный парламент – Законодательная ассамблея. Кроме того, население штата выбирает собственного губернатора и вице-губернатора, ответственных за исполнительную власть региона.

В Конституции также подчеркивается, что Союз не может вмешиваться в дела штатов или Федерального округа за исключением отдельных случаев (угроза нарушения суверенитета со стороны других государств, предотвращение конфликта между территориальными единицами, необходимость прекращения масштабных нарушений правопорядка, финансовая несостоятельность территориальной единицы и др.).

Интересно также, что с целью мониторинга развития частей Бразилии государство разделено на пять макрорегионов, включающих в себя сразу по несколько штатов. Деление произведено по географическому принципу и фактически имеет значение только для Бразильского института географии и статистики (IBGE), ведущего сбор статистической информации о Бразилии. Такое деление немного напоминает российский опыт с федеральными округами, также образованными по географическому принципу и включающими в себя сразу по нескольку субъектов Федерации.

Подводя небольшой итог, заметим, что бразильский вариант федерации обусловлен не только обширной территорией Бразилии, но и культурно-историческим наследием, которое принадлежит тому или иному штату. Бразильское законодательство в этом смысле было заточено на сохранение и преумножение этого наследия, и отчасти поставленные цели были достигнуты. Представляется, однако, что в перспективе частям Союза могут понадобиться более широкие полномочия по примеру того, как функционирует федеративная система в ряде других стран, например, в США.

Государственный строй Бразилии

Содержание

Конституционный строй

В настоящее время в Бразилии действует Конституция 1988 года с поправками, принятыми в 1994 и 1997. В соответствии с ней Бразилия является демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей, свободного предпринимательства и политического плюрализма.

Первоначально Конституция 1988 года устанавливала в Бразилии временную форму правления, согласно ей в стране был назначен референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (президентская или парламентская). На состоявшемся 21 апреля 1993 года плебисците большая часть избирателей проголосовала за республику (66,1 %) с президентской формой правления (56,4 %) [1] .

Бразилия — федеративная республика, в состав которой входят 26 штатов и столичный федеральный округ Бразилиа. Правительство штатов имеет схожую с федеральным правительством структуру и пользуется полномочиями, закреплёнными в конституциях штатов. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, который избирается прямым голосованием на срок 4 года.

Институт федерального вмешательства в дела субъектов федерации строго регламентируется и допускается лишь в случаях нарушения территориальной целостности государства, иностранной интервенции, конфликта между штатами, несоблюдения общественного порядка и финансовой дисциплины.

Исполнительная власть

Главой исполнительной власти и главой государства в Бразилии является президент. Он возглавляет сформированный им кабинет министров — Федеральное правительство. Вторым лицом государства является вице-президент. Президент и вице-президент избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года из числа кандидатов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Для избрания на пост необходимо собрать абсолютное большинство голосов, и в случае необходимости проводится второй тур голосования с участием двух претендентов, набравших наибольшее количество голосов. С 1997 года допускается переизбрание на второй срок.

В компетенцию президента Бразилии входит подписание и издание законов и временных актов, установление дипломатических отношений и подписание международных договоров. Президент направляет на рассмотрение конгресса планы развития и проекты бюджета. Также президент является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами и имеет право вводить чрезвычайное и осадное положения, объявлять войну, предоставлять амнистию, смягчать приговоры.

Министерства и государственные агентства

  • Министерство внешних связей
  • Министерство горнорудной промышленности и энергетики
    • Агентство по регулированию электроэнергетики
    • Национальное агентство нефти, природного газа и биотоплива
  • Министерство гражданской авиации
    • Национальное агентство гражданской авиации Бразилии
  • Министерство здравоохранения
    • Национальное агентство наблюдения за здоровьем
  • Министерство культуры
  • Министерство науки и технологий
    • Национальная атомная энергетическая комиссия
  • Министерство обороны
  • Министерство образования
  • Министерство сельского хозяйства
  • Министерство связи
    • Агентство связи
  • Министерство туризма
  • Министерство финансов
  • Административный совет по экономической защите Бразилии
  • Комиссия по ценным бумагам (Бразилия)

Законодательная власть

Законодательная власть в Бразилии на уровне федерации принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу, состоящему из Палаты депутатов и Федерального сената. Обе палаты обладают равными полномочиями. Одобренные конгрессом законопроекты направляются на утверждение президенту; в случае его отказа утвердить закон, конгрессмены могут преодолеть вето большинством голосов на совместном заседании обеих палат.

Сенаторы должны быть не моложе 35 лет, депутаты — не моложе 21 года. Палата депутатов избирается на четыре года на основе всеобщего пропорционального голосования, причём избиратели отдают голоса не за партию, а за кандидатов, предложенных партиями. Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, избранных населением по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. Каждые 4 года представительство субъекта обновляется на одну и две трети.

Конгресс имеет право отстранить президента от занимаемой должности. Для этого необходимы две трети голосов депутатов (если Верховный суд обвинит президента в совершении уголовного преступления) или сенаторов (если президент не справляется со своими обязанностями).

Судебная власть

Судебная система в Бразилии состоит из вертикали общих и специальных судов. Высшими органами судебной власти являются Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Федеральный верховный суд играет роль конституционного суда: он осуществляет контроль над соблюдением конституции, решает внешнеполитические и внутренние конфликты. Высший суд правосудия выносит решения по обвинению против губернаторов и других должностных лиц штатов, имеет право пересмотреть решения нижестоящих судебных органов и занимается толкованием законодательства.

Кроме того, в стране действуют Высший суд по трудовым вопросам, Высший избирательный суд, Высший военный трибунал, а также общие и специальные суды на уровне штатов, местные суды и суды присяжных для рассмотрения уголовных дел. Судебная власть пользуется административной и экономической автономией.

Избирательная система

В выборах в Бразилии могут участвовать граждане не моложе 16 лет. Для всех грамотных граждан в возрасте от 18 до 69 лет участие в выборах является строго обязательным.

Территориальное устройство Бразилии: что нужно знать о штатах и Союзе

Продолжая цикл публикаций о современной Бразилии, нельзя не рассказать о государственно-территориальном устройстве страны, а именно о федерации, ведь полное официальное название страны звучит как Федеративная Республика Бразилия.

Сам по себе термин «федерация» звучит знакомо и, пожалуй, понятно, но чтобы разобраться в том, каковы особенности именно бразильского варианта, сначала вспомним, каким вообще бывает государственное устройство и что это означает на практике.

Государственное устройство – это, в сущности, форма, логика и правила взаимодействия государства с его частями или территориальными единицами. В основе понятия «государственное устройство» лежит очень простая идея о том, что в силу исторических или иных причин разные государства совершенно по-разному взаимодействуют со своими частями, а части, соответственно, – между собой. Принято считать, что государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. При этом существуют и разного рода отклонения от общей классификации, к которым, например, относится Испания со своей формой «государства автономий», заимствующего признаки как у федерации, так и у унитарного варианта. Современная политическая наука также постулирует, что есть страны, чье государственное устройство находится в переходном состоянии, например от унитарного к федеративному или от конфедерации к федерации.

Часто можно услышать, что унитарное государство так называется, потому что не имеет деления, в отличие от федерации. В действительности это не так. Унитарные страны могут быть разделены на множество отдельных территорий, а главное отличие от федерации заключается в том, что при федеративном устройстве у территорий/провинций/штатов/автономий/др. имеются прописанные собственные полномочия в области внутренней (в некоторых случаях и внешней) политики. Проще говоря, в унитарных странах вся полнота власти находится в едином центре, в то время как в формате федерации власть распределяется между двумя уровнями – общефедеральным и региональным.

Унитарная форма очень популярна в мире, большинство стран-членов ООН избрало именно унитарный вариант: Франция, Китай, Япония, Дания, Республика Корея и многие другие.

Одновременно в мире существует и целый ряд федераций: помимо Бразилии и России, крупные федерации – США, Индия, Мексика и ФРГ.

Конституция Бразилии гласит, что политико-административное устройство страны включает в себя штаты, Федеральный округ, муниципалитеты и собственно Союз.

Бразилия сейчас состоит из 26 штатов и одного Федерального округа (относящегося к столице государства городу Бразилиа). По конституции размеры и состав штатов могут меняться, но для этого требуется прямое согласие населения, это правило также распространяется и на муниципальные территории. На сегодня крупнейшие по числу населения штаты – это штат Сан-Паулу, штат Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс, Баия, Парана и Риу-Гранди-ду-Сул.

Бразильская конституция (раздел «Организация государства») довольно подробно описывает компетенции и полномочия как Союза, так и входящих в него штатов и Федерального округа, а также муниципалитетов. Как и во многих других государствах, федерация как единое целое ответственна за поддержание безопасности, взаимодействие с другими государствами, объявление войны и заключение мира, выпуск денежных знаков, формирование общенациональных систем транспорта и инфраструктуры. Кроме того, у Союза есть эксклюзивные полномочия в некоторых сферах законотворчества, например, в гражданском, уголовном, процессуальном и избирательном праве, регулировании деятельности портов и навигации, в вопросах кредитной политики и предоставления гражданства.

В сфере законодательства, однако, есть и отдельные направления, которые входят в полномочия как Союза, так и его составных частей. Это касается, в частности, налогового и финансового законодательства, социального обеспечения, городского планирования, охоты и рыболовства, охраны окружающей среды и сохранения культурного наследия. Это сделано для того, чтобы на региональном уровне могли учитываться особенности территории. Для реализации этих законодательных возможностей у каждого штата есть свой однопалатный парламент – Законодательная ассамблея. Кроме того, население штата выбирает собственного губернатора и вице-губернатора, ответственных за исполнительную власть региона.

В Конституции также подчеркивается, что Союз не может вмешиваться в дела штатов или Федерального округа за исключением отдельных случаев (угроза нарушения суверенитета со стороны других государств, предотвращение конфликта между территориальными единицами, необходимость прекращения масштабных нарушений правопорядка, финансовая несостоятельность территориальной единицы и др.).

Интересно также, что с целью мониторинга развития частей Бразилии государство разделено на пять макрорегионов, включающих в себя сразу по несколько штатов. Деление произведено по географическому принципу и фактически имеет значение только для Бразильского института географии и статистики (IBGE), ведущего сбор статистической информации о Бразилии. Такое деление немного напоминает российский опыт с федеральными округами, также образованными по географическому принципу и включающими в себя сразу по нескольку субъектов Федерации.

Подводя небольшой итог, заметим, что бразильский вариант федерации обусловлен не только обширной территорией Бразилии, но и культурно-историческим наследием, которое принадлежит тому или иному штату. Бразильское законодательство в этом смысле было заточено на сохранение и преумножение этого наследия, и отчасти поставленные цели были достигнуты. Представляется, однако, что в перспективе частям Союза могут понадобиться более широкие полномочия по примеру того, как функционирует федеративная система в ряде других стран, например, в США.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector