8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беседа по ознакомлению ребенка в доу с его правами

Беседы с детьми по правовому воспитанию

Цель: формирование правовой культуры дошкольников.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята давайте поговорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права.

Воспитатель:Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами?

Воспитатель: А кем они являются для своей страны?

Воспитатель: Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому, что он прав. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. А сейчас я вас познакомлю с документом, который защищает ваши права – это Конвенция.

(показывает книгу Конвенции и Конвенцию для детей в картинках)

Воспитатель: В Конвенции прописаны права, которыми обладает каждый ребенок. Это право на жизнь, право на имя, на семью, на заботу со стороны взрослого, на защиту от насилия, право на образование, на досуг, на отдых, на медицинское обслуживание, право на полезное и качественное питание.

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

Ребята что нового вы узнали? Какие права дает вам Конвенция о правах ребёнка?

Беседа «Мое имя»

Цель: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру «наши имена». Я буду бросать вам мяч, а вы называете свое имя и возвращаете мяч.

Воспитатель: Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Воспитатель:Сегодня мы поговорим не просто об имени, а о праве каждого ребенка на имя. В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя при рождении. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У каждого из нас есть имя. Зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена?

Дети: Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого.

В ходе беседы воспитатель объясняет, что у каждого человека есть не только имя, но отчество и фамилия. Выясняет у детей, почему им дали это имя, знают ли они, что означает их имя.

Воспитатель: Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю?

Дети: Да это про вас.

Воспитатель: Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Мой сын зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Николаевна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами. А давайте поиграем в игру «назови ласково». Я называю имя. А вы говорите его ласково.

Игра «Ласковые имена»

Катя – Катенька, Вова – Вовочка, Артем – Темочка, Юля – Юленька и т.д.

Воспитатель: Наша беседа подошла к концу. Давайте на прощание возьмемся за руки и еще раз повторим наши имена. Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли.

(Дети становятся в круг и по очереди произносят ту форму своего имени, которая им больше всего нравится. Еще один вариант игры – назвать свое «взрослое» имя.

Беседа «С кем ты живешь»

Цель: закрепить представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям.
Ход беседы.

Воспитатель: Ребята расскажите с кем вы живете?

Дети: С мамой, папой, с сестрой, с братом, с дедушкой, с бабушкой.

Воспитатель: Хорошо. Послушайте стихотворение и скажите про кого оно:

Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки?

Воспитатель:Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.
Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Дети: Жалеют, балуют и т.д.

Воспитатель:Правильно, она и вкусно накормит и пожалеет и приласкает.
Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните?

Дети: Нужно звонить, писать письма, ходить в гости.

Воспитатель:У кого есть братья и сестры? Дружно ли вы живете? Случаются ли ссоры? Почему? А как вы миритесь?

Ответы детей.
воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Дети: Не обижать, жалеть, играть в игрушки….

Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Физкультминутка.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра,
(Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка,
(Наклоны туловища вправо – влево)
Мой сверчок,
(Повороты туловища вправо – влево)
Вот и вся моя семья.
воспитатель: На этом наша беседа заканчивается. Ребята, скажите, о ком мы сегодня разговаривали?

Дети: О бабушке, о сестре……

Воспитатель: А как можно назвать их, одним словом?

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Наш детский сад с 1984 года работает с детьми в возрасте от 2-х до 7-ми лет. Основной задачей нашего учреждения является:воспитание здорового, интеллектуально -развитого,социально-компетентного ребёнка, полноценно проживающего дошкольное детство.

С уважением,
Галина Олеговна Романенкова
заведующий МАДОУ «Детский сад № 33 Центр развития ребёнка»

Беседа с детьми о правах ребёнка
материал по теме

Задачи:

· Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права.

· Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

· Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми о правах ребёнка

  • Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права .
  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  • Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям .

Материал: Мяч, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя).

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям. Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество!

Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру: «Назови друг друга ласково». (Дети передают друг другу мяч и называют ласково имя того ребенка, которому отдают мяч).

Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это…далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок, который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.

Воспитатель: Вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью! Что такое семья? Это мама. Папа…семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку».

Вечер по лесу плывёт, заревел сыночек.

Звёздочками светится. Вышла мама за порог

Сыну песенку поёт. Принесла ему цветок:

Бурая медведица: — вот тебе цветочек,

— на траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!

Баю, бай, усни, сынишка! — не хочу цветочек. —

— Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек

— Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,

— Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,

Лучше я пойду гулять! Притащила мёду

Вышла мама за порог, Целую колоду.

Принесла ему грибок: мама песенку поёт,

— вот тебе грибочек, мишка угощается:

баю-бай, сыночек! — до чего могучий мёд,

— Не хочу грибочек. — Аж глаза слипаются!

Воспитатель: Скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого-то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? ( Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью!

А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? ( Ответы детей)

Воспитатель: И так, на зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,

Вправо, влево наклонись,

Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!

Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.

Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,

А теперь на пятку – сделаем зарядку!

Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!

Помаши- ка мне рукой раз – другой, раз – другой!

Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!

Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!

Раз – два, раз – два начинается ходьба!

Воспитатель: Устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята , у вас есть право на игру , вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? ( Ответы детей) Послушайте стихотворение «мои права»!

У ребёнка право есть, кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!

Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?

Воспитатель: Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? (Ответы детей)

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, о каких правах мы с вами говорили?

Ребёнок имеет право на имя , фамилию!

Ребёнок имеет право на семью !

Ребёнок имеет право на охрану здоровья !

Ребёнок имеет право на игру !

Молодцы, ребята! Теперь вы знаете о своих правах!

Занятие-игра «Права сказочных героев» для подготовительной группы с ИКТ по проекту ЮНЕСКО «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей — развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок — я имею право”; ноутбуки, проектор.

Ход занятия

— Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.

— Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд — Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать — какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы — то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд — На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

— Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

3 слайд — Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”

— Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд — на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.

    Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд — Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

— Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд — Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.

— Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

— Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

— Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. . Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

— Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

— У Снегурочки появилась семья.

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

— А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится —
Выручит его сестрица.

— О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд — На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

— Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд — Право не разлучаться со своими родителями. Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве — праве общаться на своем родном языке.

15 слайд — Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

16 слайд — инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

— Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

— Снова прошу вашего внимания.

18 слайд — отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:

. Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

. Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

20 слайд — Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Индивидуальная работа с детьми.

Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

21 слайд — Я ребенок. Я имею право . (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, до свидания.

Литература.

  1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  2. Доронова Т.Н.,Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.

Беседа с детьми

Беседа с детьми: Понятие о правах и обязаностьях

Просмотр содержимого документа
«Беседа с детьми»

Беседа 1. Понятие о правах и обязанностях. Право на жизнь.

Ребята, сегодня к нам из волшебного сада, прилетела чудесная птица, а зовут её Птица — Счастья. В своем клюве она принесла нам необычную, но очень важную книжечку, в которой прописаны права маленьких граждан. Книга эта называется «Конвенция о правах ребенка».

Теперь эта книга останется в нашей группе, птица хочет, чтоб каждый ребенок был счастлив, а для этого нужно знать свои права и никому не позволять их нарушать.

-Ребята, как вы думаете, что такое права?

Права – это правила, по которым живут люди.

Каждый из нас является частью общества, а значит должен жить по определенным правилам.

Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, всем, всем,

Что ребёнок — тоже человек, только маленький совсем.

Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Ребята, а вы знакомы с такой ситуацией, когда дети говорят:

«Я — ребёнок, мне всё можно».

Чуть что в крик:

Законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих.

Имея права, ребёнок должен соблюдать и свои обязанности.

Обязанности – это те действия, которые ребенок должен выполнять сам постоянно. Права и обязанности неразрывно связаны друг с другом.

Сегодня мы познакомимся с первым очень важным правом, которое имеют все дети на планете — это право на жизнь, ведь как только ребенок рождается, любые попытки причинить вред его здоровью преследуются по закону.

Ребята, а как надо вести себя детям, чтобы не нарушать это право? (Нельзя играть в опасные игры).

Ребята, в сказках, права сказочных героев тоже часто бывают нарушены. (Показать иллюстрации к сказкам «Колобок» и «Волк и семеро козлят»)

Подумайте, кто из героев этих сказок нарушил право на жизнь?

(Волк, проникнув в домик козлят, съел их. Лиса съела колобка.)

Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Беседа 2. Право на воспитании в семейном окружении.

Ребята, посмотрите Птица — счастья снова прилетела к нам, а значит,

сегодня мы познакомимся с новым правом, а узнать, о каком праве идет речь нам поможет загадка и эта фотография (семейная фотография).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

Что получится? (Семья)

А как одним словом можно назвать всех людей, изображенных на фотографии?

Что такое семья?

Семья — это когда взрослые и дети живут вместе.

Семья является опорой каждого ребёнка, это «маленький островок» безопасности, где всегда ждут, любят, заботятся о вас.

В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье, со своими мамой и папой, а также имеет право на любовь и заботу со стороны родителей.

«Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

А какие обязанности необходимо выполнять, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?

Надо слушаться своих родителей.

Надо помогать своим родителям.

Не огорчать своих родителей.

Надо быть всегда вежливыми.

Если нарушил правило, надо попросить прощение.

Кто живет ладно, у того все складно

Вся семья вместе – так и душа на месте

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

И как напутствие вам, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и прочитаем строчки из одного стихотворения:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.

Беседа 3. Право на имя.

(Птица – Счастья приносит в клюве свидетельство о рождении)

При рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».

Эта книжка — невеличка,

Нет рисунков на страничках,

Но в любое время дня

Все расскажет про тебя.

В этом документе закреплено право ребенка на имя.

Получение имени – это тоже право каждого ребенка.

Имя каждому дано и у всех оно одно!

Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя.

Но иногда можно услышать, как дети или даже взрослые, вместо имени называют прозвище, называют друг друга по фамилии? Это правильно? (нет)

— Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга только по имени по имени).

И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку — это нарушает его право на имя.

Если человек родился

Имя дать ему должны.

Будет жить в любви, заботе,

Гражданин своей страны.

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя того ласково по имени:

Саша наматывает нить на палец, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:

–Сереженька! Сергей наматывает нить на палец, а клубок бросает дальше, обращаясь ласково к следующему ребенку:

В руках у детей получится «паутинка».

Беседа 4. Право на получение образования.

Ребята, а вам интересно, какие права ещё есть у детей? Тогда давайте позовем Птицу – Счастья. (Прилетает, приносит Букварь)

— Узнаете эту книгу?

-Кто догадался, о каком праве мы с вами будем говорить сегодня?

Дети имеют право на получения образования.

Где можно получить образование?

(в школе, в детском саду, в университете).

Да, право на образование существует для того, чтобы каждый ребёнок мог учиться, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения.

Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать, получить профессию)

* Нужно всем учиться в школе

Чтобы грамотными стать

И никто у вас не может

Это право отобрать.

«Землю украшают нивы, человека – знания»

-В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться, не пропускать занятия без причин, соблюдать дисциплину в школе, не наносить вред материальному имуществу учреждения, соблюдать чистоту.

Правильно, ребята, скоро вы пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

— Я начну, а вы продолжайте:

Учись смолоду — … (не помрешь под старость с голоду)

Ученье – свет, а… (не ученье – тьма)

Грамоте учиться — … (всегда пригодится)

Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться)
— Учиться — … (всегда пригодится).

Беседа 5. Право не подвергаться жестокому обращению.

(Птица приносит детям сердечко)

Ребята, это сердечко — символ тепла человеческих сердец.

Дети имеют право на безопасные условия жизни — это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас воздействие, то есть убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к родителям, бабушке или к воспитателю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить детей запрещено.

Целовать их нужно чаще,

И подольше, и послаще.

Обязанности — слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание.

Дети, каждый из вас скажет без труда, сколько ему лет. А есть ли у вас братья и сёстры, которые младше вас?

Вы их не обижаете?

Можете ли вы ударить просто так?

«Глупые ссорятся, а умные договариваются» — гласит пословица.

Также ваша обязанность заботиться о тех, кто младше и слабее вас и не обижать их.

Вспомните, ребята, как в сказке «Буратино» Карабас – Барабас относился к своим куклам? (бил их плеткой, унижал).

-Имел он на это право?

-Что должны были сказать ему куклы?

(Не имеете права подвергать нас пыткам и жестокому обращению).

Беседа 6. Право на защиту от всех форм эксплуатации.

Птица — Счастья приносит иллюстрации к русским народным сказкам «Крошечка -Хаврошечка», «Маша и медведь»

Ребята, вы узнали героиню этой сказки? Вспомните, как жилось Крошечке – Хаврошечке?

Осталась она сиротой, взяли ее жить к себе злые люди, выкормили, да работой заморили: она все прибирала, и за всё отвечала. Мачеха и ее три дочери только и знали, что у ворот сидели, на улицу глядели, а Хаврошечка все на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.

Птица – счастья сегодня прилетела, чтоб познакомить вас с еще одним правом детей:

Все дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации – это значит, что дети не должны выполнять никакую работу, которая может представлять опасность для их здоровья.

Иногда случается, что детей из многодетных или бедных семей заставляют работать. Эти дети выполняют тяжелую работу по дому, на огороде или даже вне дома (например, моют чужим людям машины, нянчат соседских детей и т.п) для получения каких-либо денег.

Ребята, запомните, никто не вправе заставлять вас работать не по силам, даже родители. А вот помогать – да!

Представьте такую ситуацию, мама попросила сына убрать за собой игрушки и пропылесосить ковер или заправить свою постель, а он как закричит:

-Не имеете права заставлять меня работать, вы нарушаете мои права!

Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

— Нет, он не прав, потому что игрушки он должен убрать за собой и пропылесосить тоже — за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

— Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Показать иллюстрацию к сказке «Маша и медведь»

— Вспомните, как называется эта сказка?

Какие права нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?

— Право жить и воспитываться в семье. — Он хотел, чтобы Маша у него жила, в лесу.

-Право на защиту от всех форм эксплуатации — Он хотел, чтобы Маша, в избушке убирала, печку топила, пирожки пекла, кашу варила, да его кашей кормила.

Как должна ответить Маша, защищая свои права? … (Не имеешь права заставлять меня работать).

-Право на жизнь — А если Маша убежит, то он ее поймает и съест.

Беседа 7.. Право на дом и на приемлемый уровень жизни.

— Как вы думаете, почему Птица – Счастья принесла нам иллюстрацию с изображением дома?

Потому, что все дети имеют право на дом и на приемлемый уровень жизни.

У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Никто не имеет право выгонять вас из дома, входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища.

Никогда не открывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Показать иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка»

— Ребята, из какой сказки эти герои?

Посмотрите кто здесь не прав?

— Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

В дом без спроса к вам никто,

Заходить не может.

Ваши вещи и добро,

Брать не может тоже.

Беседа 8. Право на отдых и досуг.

Птица – Счастья приносит картинку с изображением мяча.

Ребята, сегодня птица – Счастья снова прилетела к нам, но на этот раз она хочет, чтобы вы поиграли с мячом.

Игра «Горячая картошка» Цель: передавать мяч точно в руки, никого не пропуская.

Описание: Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание: Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

-Ребята, кто из вас догадался, почему знакомство с правами детей мы сегодня начали с игры? Что это может обозначать?

Это значит, что все дети имеют право на отдых — на свободное время для игр и развлечений, занятий любимым делом, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом, искусством, музыкой, театральными постановками.

— Как вы любите отдыхать? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, рисовать, ходить в театр и кино, спать и т.п.)

— Без отдыха человек может заболеть.

«Сделал дело – гуляй смело» — гласит пословица.

— Ребята, есть ли примеры, когда вы сами нарушаете это право? (включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)

«Делу – время, потехе – час».

Каждый из нас обязан соблюдать права других ребят.

Для реализации права на отдых вам достаточно записаться в кружки, спортивные секции, творческие студии.

Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Наталья Неживенок
Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Цель: Дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

1. Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права. (право на жизнь, на отдых, на образование и т. д.). но у человека кроме прав есть еще и обязанности — то, что нужно делать обязательно: хорошо учиться, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.

Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права. А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.). Это и есть забота государства о детях.

2. Рассказ о правах ребенка.

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права. Какие же права ребенка вы должны знать?

1) Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование. Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать.

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых. У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе — отпуск.

3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка, эпизодами из любимых сказок.

1) «Нет ничего дороже жизни» (право на жизнь)

Вспомните сказку где было нарушено право на жизнь (Р. Н. С. «Волк и семеро козлят», «Колобок»)

2) Назовите сказку в которой врачи борются за право на жизнь (К. Чуковский «Айболит»)

3) «Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. «Маша и Медведь»)

4) Право на жилище (Р. Н. С. «Теремок»)

5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. «Лиса и Заяц»)

6) Право на труд

4. Воспитатель подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву)

Проект по формированию правовой культуры у детей старшего возраста «Правознайка» . Проект Правознайка» (старший возраст). Цель: Формировать правовую культуру. Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка и ее основными.

Театр мультяшек «Придумай сказку сам»Театр мультяшек. Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию игру-театр, придуманную и изготовленную мной. Играя в.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector