Агентский договор с белорусской компанией 2020 - Юридическое бюро Advokat-Popov.Ru
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Агентский договор с белорусской компанией 2020

Расчеты с Белоруссией: особенности импорта

Многие российские компании работают с белорусскими поставщиками. Разберемся, с какими сложностями могут столкнуться бухгалтеры, учитывая НДС по товарам, ввезенным из Белоруссии в Россию. Основные правила по уплате НДС российской фирмой-импортером определены в соглашении между Правительством России и Правительством Республики Беларусь (ратифицировано Законом от 28 декабря 2004 г. № 181-ФЗ). Закупая товар у белорусов, фирма-импортер получает от своих партнеров счет-фактуру с нулевой ставкой НДС. Затем бухгалтер российской фирмы определяет налоговую базу и начисляет налог на добавленную стоимость.

Не позднее 20-го числа месяца, который следует за месяцем оприходования ввезенных товаров, фирма-импортер должна перечислить НДС и сдать в свою инспекцию налоговую декларацию и комплект документов (раздел 1 Положения «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и РБ» (приложение к соглашению между Правительством России и Правительством Республики Беларусь)). Представить в налоговую надо (п. 6 раздела 1 Положения, письмо УФНС по г. Москве от 21 октября 2005 г. № 19-11/77133):

  • заявление о ввозе в трех экземплярах;
  • копию банковской выписки, которая подтвердит уплату НДС;
  • копию договора с партнером из Белоруссии;
  • транспортные документы;
  • товаросопроводительные документы.

Налоговики возвращают фирме-импортеру два экземпляра заявления о ввозе товара со своей отметкой. Один такой экземпляр надо отправить продавцу в Белоруссию, второй подтвердит право фирмы на вычет НДС.

Учтем расходы на перевозку

Одна из составляющих налоговой базы для расчета НДС – транспортные расходы на доставку товара из Белоруссии в Россию (п. 2 раздела 1 Положения). В базу для расчета налога их включают в том случае, если такие затраты уже не были учтены в стоимости товара.

Возможны три варианта доставки. Первый – фирма-импортер перевозит товар собственными силами. Налоговики считают, что в этом случае в налоговую базу надо включать все «перевозочные» расходы покупателя (вопрос 6 из приложения к письму ФНС от 10 ноября 2005 г. № ММ-6-03/842@). Речь идет, например, о стоимости ГСМ и командировочных расходах водителя.

Второй вариант – услуги по «транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке и экспедированию товаров» импортеру оказывает российский перевозчик. За подобные услуги фирма заплатит сумму с учетом НДС. Несмотря на это, чиновники утверждают, что «в налоговую базу по НДС при ввозе товаров включается стоимость услуг стороннего перевозчика» (письмо УФНС по г. Москве от 3 апреля 2005 г. № 19-08/23640). Однако НДС, уплаченный за доставку, фирмам разрешают принять к вычету (письмо ФНС от 18 октября 2005 г. № ММ-6-03/877, вопрос 23 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@). Надо только соблюдать порядок, установленный статьями 171 и 172 Налогового кодекса (вопрос 25 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@).

Третий вариант доставки – услуги по перевозке оказывает белорусская фирма. В этом случае вся сумма, уплаченная за перевозку, войдет в базу для расчета «импортного» НДС. Ведь по законодательству Белоруссии «налогообложение транспортных услуг по перемещению грузов из Республики Беларусь в Российскую Федерацию производится по нулевой ставке НДС» (постановление Совмина Республики Беларусь от 28 июня 2005 г. № 704, письмо ФНС от 18 октября 2005 г. № ММ-6-03/877).

Составим кучу заявлений

ФНС и Минфин выпустили немалое количество разъяснений по документам, которые российский покупатель должен представить в свою налоговую вместе с декларацией по НДС.

Например, в одном из своих писем чиновники разобрали такую ситуацию. Российская фирма неоднократно в течение месяца получает от своего белорусского поставщика товары. Ей приходится по каждому договору составлять заявление на ввоз (приложение № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам, утвержденной приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. № 163н). И объединять их нельзя. Дело в том, что в заявлении надо указывать номер и дату договора (вопросы 2, 13 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@, приложение № 5 к приказу Минфина от 28 декабря 2005 г. № 163н).

Получается жесткая схема: одна поставка – один договор – одно заявление. Более того, чиновники утверждают, что даже если договор был один, а поставок по нему много, то и в этом случае количество заявлений должно соответствовать количеству поступлений товара. Никаких реестров транспортных и товаросопроводительных документов налоговики не допускают (вопрос 27 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@).

Какие еще бумаги.

Кроме заявления, в пакет документов для налоговой, который должна собрать фирма-импортер, входят транспортные и товаросопроводительные документы. На что обратить внимание?

Транспортные бумаги должны подтвердить «перемещение товаров с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны» (п. 6 раздела 1 Положения). В зависимости от вида перевозки это могут быть:

  • международная авиационная грузовая накладная (для перевозок по воздуху);
  • железнодорожная транспортная накладная (для перевозок по железной дороге);
  • товарно-транспортная накладная российского или международного образца (для перевозок на автомобиле).

На сопроводительном документе поставщика из Белоруссии не требуется обязательной отметки белорусских налоговиков (вопрос 14 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@).

Ввезем по поручению

Импортные сделки часто совершают фирмы, которые выступают в роли посредника (комиссионера, агента, поверенного).

Рассмотрим две ситуации. Первая: посреднический договор (договор комиссии, агентский договор, договор поручения) заключен между российскими фирмами. Его цель – закупка белорусского товара. Кто должен платить НДС: комиссионер или комитент?

В этом случае компания-посредник действует от своего имени. Однако собственником ввезенного из Белоруссии товара она не становится (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК). Им будет комитент (принципал, доверитель). То есть фирма, которая поручила посреднику закупить товар. Она же принимает на учет ввезенные товары. Это значит, что начислять НДС при ввозе белорусского товара должна также компания-комитент (вопрос 19 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@, письмо УФНС по г. Москве от 19 августа 2005 г. № 19-11/59003).

В свою налоговую компания-комитент должна отнести копии двух договоров: договора комиссии и договора купли-продажи между белорусским поставщиком и комиссионером (вопрос 5 из приложения к письму ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/842@).

Вторая ситуация описана в том же письме чиновников. Она возникает, когда комиссионер действует в интересах белорусской фирмы. Например, когда посреднический договор заключен для ввоза и дальнейшей продажи белорусских товаров российскому покупателю. В этом случае фирма-посредник будет выставлять в адрес покупателя счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, указанием страны происхождения товара – Республика Беларусь и надписью «Без акциза». Начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость должен будет будущий российский покупатель импортного товара.

Агентский НДС при сделках с Белоруссией

Если посредник ввозит товар по поручению российской организации, именно он и будет являться покупателем. На нем лежит обязанность заплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором он учел ввезенные товары (п. 4 раздела 1 приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Республикой Белоруссия от 15 сентября 2004 г., ратифицированного Законом от 28 декабря 2004 г. N 181-ФЗ). В тот же срок ему нужно будет представить в инспекцию декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных пунктом 6 раздела 1 приложения к Соглашению. В него входят:

— заявление о ввозе товара (в трех экземплярах);

— выписка банка, подтверждающая факт уплаты налога;

— договор с белорусским поставщиком, на основании которого ввозится товар;

— транспортные документы, подтверждающие перемещение товара из Белоруссии в нашу страну;

— товаросопроводительные бумаги белорусского поставщика.

В случае неоднократного ввоза товаров в одном налоговом периоде покупатель должен составлять заявление по каждому договору отдельно. Все их нужно будет представить в налоговую, впрочем, как и посреднический договор, и договор купли-продажи, который заключил комиссионер (агент) с белорусским продавцом (письмо ФНС от 10 октября 2005 г. N ММ-6-03/842).

Однако возможна и другая ситуация: посредник, который импортировал товар, действует в интересах белорусской фирмы. В таком случае обязанность уплатить НДС по товарам, ввезенным из Белоруссии, будет лежать на российском покупателе, который приобретет товар. Для того чтобы он узнал об этом обязательстве, выставленные от своего имени счета-фактуры агент должен будет заполнить особым образом. Ему необходимо поставить нулевую ставку НДС, сделать пометку «Без акциза» и в качестве страны происхождения указать – «Республика Белоруссия». Получив такой документ, покупатель должен будет начислить и заплатить налог в срок, установленный Соглашением. Кроме того, ему придется подать декларацию и пакет документов, включая заявление о ввозе. Чтобы выполнить это требование, покупатель должен будет получить от посредника не только накладную и счет-фактуру, но и договор, транспортные и товаросопроводительные документы. Эти бумаги не обязательно подавать в оригинале, инспекторам подойдут и копии, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера (письмо ФНС от 15 июня 2005 г. N ММ-6-03/489). Но здесь возникает вопрос: должностные лица какой организации могут подтвердить достоверность копий – покупатель или посредник? Эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» рекомендуют покупателю по возможности заверять бумаги самостоятельно, сверив с оригиналами. Что же касается заявления о ввозе, порядок его заполнения разъясняется в письме Минфина от 4 августа 2006 г. N 03-04-13/1/09.

Данные посредника приводить не нужно, несмотря на то что продавцом для российского покупателя будет являться именно он. По строке «Продавец УНП или ИНН/КПП» нужно приводить данные белорусского продавца, а в графе «Серия, номер и дата товаросопроводительного документа» – реквизиты документов, оформленных при доставке товаров в Россию. В строке указания номера и даты договора следует приводить реквизиты именно посреднического договора, который послужил основанием для ввоза товаров. Но вместе с тем в налоговую нужно будет подать и копию договора купли-продажи.

Российская фирма ООО «Лотос» 27 июля 2006 года приобрела у ЗАО «Гранд» для дальнейшей перепродажи 20 шкафов белорусского производства стоимостью 160 000 руб.

В счете-фактуре от 27 июля 2006 года N 25, который получен от «Гранда», стоит нулевая ставка НДС, пометка «Без акциза», а в качестве страны происхождения указано: «Республика Белоруссия». Как следует из документов, представленных продавцом, «Гранд» на основании договора комиссии N 7/2006 от 10 июня 2006 года импортировал из Белоруссии шкафы для реализации в России по цене 4000 руб. Импортированный товар принадлежит комитенту – белорусской организации ООО «Сокол». Шкафы были ввезены на основании CMR-накладной СЯ N 2543127от 18 июля 2006 года.

Сумму НДС, которую «Лотос» должен заплатить за шкафы, составляет:

– 160 000 руб. х 18 % = 28 800 руб.

Налог был перечислен 7 августа 2006 года.

Бухгалтер «Лотоса» сделал такие проводки:

27 июля 2006 года:

Дебет 41 Кредит 60

– 160 000 руб. – оприходован товар;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС при импорте товаров из Белоруссии»

– 28 800 руб – начислен НДС;

7 августа 2006 года:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС при импорте товаров из Белоруссии» Кредит 51

– 28 800 руб. – уплачен НДС, начисленный при импорте белорусских столов.

16 августа «Лотос» представил в налоговую инспекцию декларацию по НДС, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также заверенные копии договора на покупку шкафов, посреднического договора между «Соколом» и «Грандом», на основании которого был ввезен товар, CMR-накладной и составленной комитентом товарной накладной (ТН-2). Проведя камеральную проверку, 1 сентября 2006 года инспектор проставил отметку об уплате НДС на заявлении о ввозе.

Бухгалтер «Лотоса» сделал такую проводку:

01 сентября 2006 года

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 28 800 руб. – принят к вычету уплаченный НДС.

Не последнюю роль в торговле между странами играет транспортный вопрос. Само собой, расходы на доставку отражаются в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (см. Соглашение) и входят в состав налоговой базы при их уплате. Она определяется как сумма стоимости товаров (цена сделки), включая затраты на их транспортировку и акцизы. Напомним, что согласно пункту 2 раздела 1 Положения при определении цены сделки учитывают следующее:

— расходы по доставке товара, в том числе траты на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование;

— стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

— стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

При заполнении заявления в графе 6 следует указать стоимость товаров, отраженных в товаросопроводительном документе продавца, а в графе 7 – вышеперечисленные расходы, принимаемые для определения налоговой базы, если они не были включены в стоимость товаров (гр. 6). Если на основании одного транспортного документа перевозятся товары, облагаемые по разным ставкам, то расходы для определения налоговой базы распределяются по группам.

При этом затраты по доставке включают в себя как траты, понесенные на территории Республики Белоруссия, так и в Российской Федерации.

обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

НДС при импорте из Белоруссии в Россию: нюансы 2019 — 2020

Ознакомиться с особенностями исчисления НДС в тех или иных ситуациях можно на нашем форуме. Например, по этой ветке можно узнать включаются ли в налоговую базу по НДС транспортные расходы при импорте товаров из Белоруссии.

По какой ставке считать белорусский НДС

При ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это списки, приведенные в ст. 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Для не освобождаемого от налога товара ставки при ввозе из Белоруссии действуют обычные — 20% или 10% — в зависимости от вида товаров. Пониженная 10%-я ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При отгрузках переходного периода (2018-2019 гг.) выбирать ставку НДС нужно, ориентируясь не на дату отгрузки товаров иностранным продавцом, а на дату их принятия на учет российским покупателем. Если товар отгружен в 2018 году, а на учет принят в 2019-м, ставка будет 20%.

Когда НДС при импорте из Белоруссии в Россию следует перечислить в бюджет

Уплатить НДС нужно до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором ввезенные товары были приняты на учет.

КБК для уплаты: 182 1 04 01000 01 1000 110.

Платить налог следует в свою ИФНС.

Если у компании имеется переплата по федеральным налогам, импортный НДС они могут не перечислять совсем. Однако в этом случае инспекторам необходимо подать соответствующее заявление с ходатайством о зачете переплаты.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 78 НК РФ, на принятие решения о зачете налоговикам дается 10 рабочих дней с даты подачи такого заявления. И если организация направит его без учета того, что оплата должна быть сделана к определенному дню, вполне вероятна ситуация, что инспекция проведет зачет, когда срок уплаты НДС уже пройдет, и тогда будут начислены пени.

Импорт из Белоруссии в Россию: что сдается в налоговую

По импортным ТМЦ заполняется особая декларация по косвенным налогам. Помимо этого, налоговикам следует направить ряд бумаг, подтверждающих факт импорта и уплаты НДС в бюджет.

Декларация заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, составлять ее нет необходимости.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2014 № 16–15/021948).

В случае ввоза безакцизных товаров заполнению в декларации будет подлежать только раздел 1 (помимо обязательного титульного листа). При этом сумма импортного налога, подлежащая уплате в бюджет, отразится в строке 030 раздела 1.

Документация, подтверждающая импорт

Наряду с декларацией в налоговую необходимо представить определенный пакет документов, а точнее их заверенных копий (за исключением заявления о ввозе товаров, которое сдается в оригинале):

  1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна). Если же говорить о том, как с этим моментом дело обстоит на практике, то банковской выписке налоговики предпочитают копии платежек с банковской отметкой и печатью.
  2. Договора поставки импортных товаров, заключенного с белорусским контрагентом. Если же ТМЦ поставлялись через посредника, необходимо приложить соответствующий посреднический договор, а также информационное сообщение со сведениями о поставщике.
  3. Транспортных и сопроводительных бумаг.
  4. Счета-фактуры.
  5. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно сдается в бумажном варианте (в 4 экземплярах), а также в электронном виде (его формат утвержден приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

О том, на основании каких документов можно взять в вычеты ввозной НДС, оплаченный посредником, читайте в материале «Как принять к вычету НДС, если на таможне его уплатил посредник?».

Заявление о ввозе при импорте из Республики Беларусь

Компании-импортеры заполняют раздел 1 заявления, внося в него данные о поставщике и покупателе, сведения о договоре и стоимости импортируемых ТМЦ. Раздел 2 заявления заполняется самими инспекторами (здесь же они проставляют свою отметку об уплате НДС). В некоторых ситуациях, например, при посредничестве, импортеру необходимо заполнить и третий раздел.

Бланк заявления вы можете скачать на нашем сайте:

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней и подтверждают уплату НДС:

  • Отметкой на бумажном заявлении. При этом один из экземпляров заявления остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру. Из них один документ предназначен для самой компании, а 2 других должны быть переданы белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.
  • Отдельным электронным документом, при отправке элеткронного заявления. В этом случае покупатель должен передать продавцу в электронном или бумажном виде копии своего заявления и подтверждающего документа, полученного от ИФНС.

Как принимается НДС к вычету

После того как импортер получит свой экземпляр заявления с отметкой налоговиков, он может заявить вычет (письма Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 № 03-07-13/01-36). Налоговое законодательство (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) содержит 3 условия, при одновременном соблюдении которых импортер вправе заявить о вычете НДС при импорте из Белоруссии:

  1. Товары были приобретены для НДС-облагаемых операций.
  2. ТМЦ поставлены на учет.
  3. Уплачен ввозной НДС.

Однако правила ведения книги покупок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, выдвигают еще одно дополнительное требование: заявление о ввозе товаров с отметкой контролеров должно быть зафиксировано в книге покупок с указанием номера платежного документа, на основании которого НДС был уплачен в бюджет (дата и номер заявления заносятся в графу 3 книги, а реквизиты платежного поручения — в графу 7).

Внимание! Вычет импортного НДС заявляется в обычной (квартальной) декларации — не путайте ее с декларацией по косвенным налогам. Заявленная сумма вычета отразится в строке 190 раздела 3 (письмо ФНС России от 20.10.2010 № ШС-37-3/13778@).

Однако есть случаи, когда НДС, уплаченный при ввозе товаров из ЕАЭС, нужно учитывать в их стоимости. Ознакомьтесь с такими случаями в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Как быть со сроками

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из Белоруссии уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408–11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Итоги

Товары, импортируемые из стран ЕАЭС (в т. ч. из Белоруссии), облагаются НДС по обычным ставкам (20 и 10%), если не являются освобождаемыми от налога. Уплата такого налога обязательна для всех импортеров вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Срок для уплаты и отчета по налогу, начисляемому при импорте из ЕАЭС, истекает 20 числа месяца, наступающего за месяцем, являющимся отчетным.

Отчетность представлена декларацией по косвенным налогам и заявлением о ввозе, сопровождаемыми копиями подтверждающих ввоз и уплату налога документов. За месяц, в котором операции по ввозу отсутствуют, отчетность не сдается. Оплаченный налог при условии принятия ИФНС документов о ввозе подлежит вычету.

См. также наши статьи:

Профессионально об актуальном: Агентский договор в праве Англии, США и России. Возможность использования агентского договора в Республике Беларусь

(в рамках описания международного торгового представительства как разновидности посреднической деятельности в международном торговом обороте)

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 4 декабря 2018 г.

1. Рассматривая национальные законодательства, предусматривающие регламентацию агентских отношений, необходимо, прежде всего, остановиться на праве Англии и США.

Агентский договор используется в праве Англии и США применительно к широкому кругу отношений. К агентским договорам относятся любые виды отношений, при которых одно лицо привлекается вторым лицом для совершения каких-либо действий таким образом, что, с одной стороны, привлеченное лицо не является лицом, самостоятельно принимающим решение о заключении договоров (англ. independent contractor), а с другой – не выступает в роли лица, оказывающего в силу своего служебного положения услуги фактического характера, не связанные с содействием в заключении сделки (англ. servant), то есть право Англии и США употребляет термин «агент» применительно к любому виду представительства как юридического, так и фактического. (При этом лицо, которое наделяет агента полномочиями именуется «принципал».)

Сутью агентских отношений является то, что любой агент действует для принципала и любой принципал находится в непосредственных отношениях с агентом. То есть праву Англии и США неизвестно деление агентских отношений на те, по которым агент сразу приобретает права и обязанности для принципала, и на те, по которым агент принимает права и обязанности для себя, а лишь впоследствии посредством совершения определенных действий передает результат принципалу. При этом не имеет значения, указывает ли агент на то, что он действует как агент в интересах некоего принципала. Неуказание агентом в отношениях с третьим лицом на то, что он действует в интересах принципала, не означает отсутствие агентских отношений между агентом и принципалом, а лишь увеличивает ответственность агента по отношению к третьему лицу, поскольку в данном случае право стоит на защите интересов третьего лица, который, совершая сделку с агентом, не знал о том, что данное лицо действует как агент.

Таким образом, наиболее общим определением агента является описание его как лица, которое прямо или подразумеваемо имеет полномочия для совершения действий от имени принципала и принятия от его имени прав и обязанностей. При этом под прямо выраженными полномочиями понимаются полномочия агента, согласованные между агентом и принципалом, под подразумеваемыми – полномочия, хотя и не согласованные между агентом и принципалом, однако обычно предоставляемые агенту в соответствии с практикой торгового оборота и необходимые агенту для выполнения им взятых на себя перед принципалом обязательств.

Право Англии и США позволяет классифицировать агентские договоры самым различным образом.

Прежде всего речь идет о том, что англо-американское право различает:

  • названных принципалов (named principal);
  • явных принципалов (disclosed principal);
  • скрытых принципалов (undisclosed principal).

Названным принципалом является лицо, наименование которого указано третьему лицу агентом.

Явным принципалом является лицо, о существовании которого третьему лицу известно от агента, однако имени его третье лицо не знает.

Скрытый же принципал остается неизвестным для третьих лиц. О том, что третье лицо имеет дело с агентом, оно может узнать лишь после заключения договора.

Доктрина Англии и США выделяет и несколько видов агентов в зависимости от разных оснований классификации. Одной из основных классификаций является их деление на:

  • генеральных агентов (general agents);
  • специальных агентов (special agents).

Право Англии рассматривает генерального агента как лицо, которое вправе совершать любые действия в определенной сфере. Право же США говорит о том, что генеральным агентом является лицо, уполномоченное на совершение ряда сделок, результатом которых является постоянная (длящаяся) услуга принципалу. Поэтому право США указывает также и такой вид агента, как универсальный агент (universal agent), то есть агент, который имеет право совершать любые действия в пользу своего принципала.

Специальным агентом в праве Англии называется лицо, которое уполномочено к совершению строго определенных действий, в США же в качестве критерия специального агента, отличающего его от агента генерального, является то, что результатом действия агента не является оказание постоянных услуг.

Кроме того, право Англии (в частности, закон о факторах – Factors Act 1889) специально выделяет так называемых торговых агентов (mercantile agents), к которым относятся лица, в рамках своей обычной деятельности в роли агента имеющие полномочия на продажу товаров, консигнацию товаров с целью продажи, приобретение товаров или привлечения аванса под обеспечение товаров. К торговым агентам относятся:

Под фактором право как Англии, так и США понимают прежде всего специальный тип профессионального агента, который действует в пользу скрытого принципала. Данный агент привлекается для продажи за вознаграждение товаров принципала, которые передаются ему для этой цели либо самим принципалом, либо иными лицами. Кроме широко распространенного термина «фактор» применительно к данному виду агентов встречаются и такие термины, как консигнационный агент (англ. consignee agent) или комиссионный агент (англ. commission agent), а право США использует и название «комиссионный торговец» (англ. commission merchant). Прецедентное право Англии указывает на то, что фактор имеет право в разумных размерах на продажу товаров в кредит.

Вторая разновидность торговых агентов – брокеры, однако поскольку они не являются торговыми представителями, их правовое положение рассматривается ниже.

Агент делькредере (del credere) – это агент, который берет перед принципалом обязательство уплатить покупную цену в случае, если покупатель не выполнил взятые на себя обязательства. В США, равно как и в праве стран континентальной Европы, фактор, продающий товар в кредит, считается для принципала агентом делькредере в силу нормы права.

2. Наряду с правом Англии и США агентский договор является поименованной сделкой и в праве России. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1005, далее – ГК РФ) под агентским договором понимается договор, в силу которого агент обязуется совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени, права и обязанности возникают у агента вне зависимости от того был указан в сделке принципал или нет, или вне зависимости от того вступил принципал в непосредственные отношения с третьим лицом либо нет. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени принципала, стороной является именно принципал. Кроме того, российский законодатель отмечает, что агенту предоставлены общие полномочия на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

При этом гражданское законодательство России (ст. 1011 ГК РФ) предусматривает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, регулирующие договор поручения или договор комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от собственного имени, если это не противоречит существу агентского договора.

Тем самым законодатель России признал, что агентский договор по своей правовой природе близок либо договору поручения (открытый агентский договор), либо договору комиссии с учетом возможности совершения не только сделок, но и иных юридически значимых действий (скрытый агентский договор), (что, безусловно, относится и к агентскому договору по англо-американскому и международному праву).

3. Право Республики Беларусь не называет агентский договор в качестве поименованной сделки, однако аналогично, как и в ситуации с договором дилерства (дистрибьюторства), в силу ст. 7 Гражданский кодекс Республики Беларусь, т.е. исходя из того, что в Республике Беларусь могут совершаться не только поименованные в законодательстве сделки, но и сделки, хотя прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему, агентский договор может применяться в национальном имущественном обороте, т.е. между субъектами Республики Беларусь и уж тем более данный договор может применяться в международном торговом обороте с участием субъектов Республики Беларусь, т.е. во внешнеэкономической сделке между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь.

При этом в качестве применимого права по агентским договорам с участием белорусских субъектов в сфере внешнеторгового оборота может применяться право Англии, США, России и иных государств, а также акты международного торгового права. Кроме того, указанные акты могут в качестве методических рекомендаций применяться и при составлении агентских договоров между белорусскими субъектами.

Необходимо отметить, что именно указанное в предыдущем пункте сходство и не позволило законодателю Республики Беларусь назвать агентский договор в Гражданском кодексе, так как он не увидел принципиальных отличий между этим договором и договорами комиссии или поручения. Не описывает эти отличия и гражданский законодатель России (однако он их все-таки обозначает). Исходя же из англо-американского и международного права эти отличия прежде всего заключаются в том, что если поверенный по договору поручения вправе совершать лишь юридически значимые действия, а комиссионер в рамках договора комиссии и вообще лишь сделки, то агент, наряду с юридическими действиями, вправе совершать и фактические действия, суть которых прежде всего заключается в создании условий или содействии в заключении договора между принципалом и третьим лицом, т.е. агент может посредничать при заключении договоров путем контактирования между собой принципала и третьего лица, а не только путем совершения сделок в интересах и пользу принципала.

Таким образом, в рамках агентского договора, наряду с отношениями, близкими либо договору комиссии, либо договору поручения, присутствуют также отношения чистого посредничества, которое определяется через отношения маклерства либо брокерства, а в праве Республики Беларусь реализуются через договор подряда или договор возмездного оказания услуг (см. более подробно об этом ниже).

Функ Я.И.,
доктор юридических наук, профессор, Председатель Международного
арбитражного суда при БелТПП

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Обложение НДС агентского вознаграждения в Республике Беларусь

Мой вопрос — белорусская компания за вознаграждение нашла покупателя на территории РБ. Вопрос по налогообложению-НДС и прибыль, бух учету по вознаграждению.

1) Какую сумму выручки должен показать у себя белорус?

2) Облагается ли вознаграждение белорусским НДС?

1) Денежные средства, поступившие от покупателя в пользу принципала и подлежащие перечислению ему, не учитываются ни в доходах, ни в расходах организации-агента в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 , п. 9 ст. 270 НК РФ. Выручкой агента является сумма вознаграждения по договору.

При наличии сходных норм в законодательстве РБ данное правило будет применимо и в учете белорусского партнера. Исходя из норм законодательства РФ (которые имеют сходные положения в РБ), белорусский партнер отразит поступившие суммы на счетах расчетов без отражения в составе доходов/расходов.

Бухгалтерский учет вознаграждения агента у ЦП должен вестись на счетах издержек (расходов) в корреспонденции со счетами расчетов на дату утверждения Отчета исполнителя.

2) Агентское вознаграждение облагается НДС по законам Республики Беларусь, так как на основании пп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) местом реализации услуг агента признается территория Республики Беларусь.

В Приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе в статье 29 указано следующее:

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

— работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подпунктами 1 — 4 настоящего пункта.

Посреднические услуги, оказываемые на основании агентских договоров, в том числе услуги по поиску покупателей для заключения с ними договоров купли-продажи продукции, к услугам, перечисленным в пп. 1 — 4 ст. 29 Приложения № 18, не относятся. Поэтому в отношении таких услуг применяются положения пп. 5 данной статьи. В них указано, что местом реализации услуг признается территория того государства — члена, налогоплательщиком которого оказываются услуги.

(Сходную позицию о месте реализации ранее озвучивал Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ на основании идентичных норм ст. 3 Протокола от 11.12.2009г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», который прекратил действие с подписанием вышеуказанного Договора).

Следовательно, российская организация при выплате вознаграждения белорусской компании налоговым агентом по НДС не признается (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ.

В связи с этим права на вычет сумм налога, уплаченных агентом (резидентом Республики Беларусь) с агентского вознаграждения, российская организация (принципал) не имеет.

Налог на прибыль

Налогооблагаемым доходом организации-агента признается сумма агентского вознаграждения ( п. п. 1 , 2 ст. 249, пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ).

Выручка от оказания посреднических услуг учитывается в составе доходов для целей налогообложения прибыли на дату утверждения отчета агента принципалом ( п. п. 1 , 3 ст. 271 НК РФ).

Российская организация не будет являться налоговым агентом по налогу на прибыль.

Исходя из положений ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

В соответствии со ст. ст. 286 и 310 НК РФ определены налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов. Это российские организации, выплачивающие иностранной организации доходы от источников в РФ, не связанные с ее постоянным представительством в РФ, и выплачивающие дивиденды налогоплательщикам — российским организациям.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, иные, чем предусмотрены НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение от 21.04.1995г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (далее — Соглашение).

На основании п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. При этом выражение «предприятие договаривающегося государства» означает предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого государства ( пп. «д» п. 1 ст. 3 Соглашения).

Как указал Минфин РФ в Информационном сообщении от 23.06.2011г. «Об отдельных вопросах применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995», в силу норм п. 1 ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Соглашения прибыль предприятия одного государства не должна облагаться налогом в другом государстве, за исключением случая, когда предприятие ведет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство.

Следовательно, так как белорусская организация осуществляет предпринимательскую деятельность только на территории Республики Беларусь, доход, полученный ею от российской организации, подлежит налогообложению только на территории Республики Беларусь. Поэтому российская организация не будет выступать налоговым агентом по налогу на прибыль организаций с суммы, уплачиваемого дохода белорусскому партнеру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector