Административно правовой статус государственных унитарных предприятий - Юридическое бюро Advokat-Popov.Ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовой статус государственных унитарных предприятий

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений

Особенностью административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений является то, что они являются собственностью государства.

Государство в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое, либо используемое ими не по назначению, имущество.

Важной мерой по управлению предприятиями явилось принятие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [9].

Собственником унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Федерации.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается решением Правительства Российской Федерации или другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Федерации принимается решением соответствующего органа субъекта Федерации.

Государственное предприятие может быть создано в следующих случаях:

  • 1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • 2) социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • 3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  • 4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • 5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • 6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной [3].

После принятия решения об учреждении предприятия и утверждения, наступает период государственной регистрации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7] с внесением их в государственный реестр юридических лиц и выдачей им свидетельства об индивидуальном номере налогоплательщика.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, например производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. В связи с этим у руководителя предприятия возникает необходимость вновь вступать в отношения с органами исполнительной власти по поводу получения лицензии на изготовление продукции (оказание услуг).

Этот порядок возникновения административно-правовых отношений урегулирован Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [12]. Кроме того, в целях получения сертификата качества на выпускаемую продукцию, руководители предприятий обращаются в органы исполнительной власти на основании Федерального закона «О техническом регулировании» [10].

Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

На административно-правовой статус государственных предприятий существенным образом влияет правовой режим их имущества.

Поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер взаимоотношений этих предприятий с собственником различен.

В отношении казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов, поскольку такое предприятие реализует полномочия в отношении закрепленного за ним имущества:

  • 1) в пределах, установленных законом;
  • 2) в соответствии с целями своей деятельности;
  • 3) заданиями собственника;
  • 4) назначением имущества [2].

Такое предприятие может распоряжаться имуществом с согласия собственника, который вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.

Федеральные казенные предприятия создаются по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный Правительством Российской Федерации [15]. Оно вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.

В отношении федеральных казенных предприятий предусмотрен режим директивного планирования. Он установлен постановлением Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» [13].

Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе осуществлять только ту деятельность, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.

Иными словами, казенными предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием директивного планирования.

Органом управления предприятия является администрация, осуществляющая функции оперативного управления им.

Управленческие отношения администрации распространяются на отношения внутри предприятия или учреждения. Возглавляет администрацию единоличный руководитель, ответственный за всю работу предприятия или учреждения, в том числе за работу его аппарата управления.

Руководитель предприятия наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом, средствами и организации работы предприятия. Он действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий не аналогичен статусу государственных предприятий.

В частности, отношениям органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями посвящены статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11]. Этим органам предоставлено право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями указанных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Следует учитывать, что субъектами властных отношений с муниципальными предприятиями являются в некоторых случаях органы местного самоуправления и администрации городов и районов, еще не отнесенным к органам местного самоуправления [3].

Государственное и муниципальное предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника его имущества. Остальным имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Его уставом могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Административно-правовое положение унитарных предприятий определяется:

а) общими нормами, относящимися ко всем унитарным предприятиям;

б) нормами, устанавливающими спе­ку данного их вида.

Основы административно-правового положения установлены нормами ГК РФ, нормами ФЗ от «О государственных и унитарных предприятиях»

Унитарные предприятия учреждаются в зависимости от их собственности уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Казенное предприятие субъекта РФ учреждается уполномо­ченным государственным органом субъекта РФ; муниципальное казенное предприятие — уполномоченным органом местного са­моуправления.

Казенное предприятие не может распоряжаться принадлежащим ему имуществом без согла­сия уполномоченного государственного органа или органа мест самоуправления.

Основы правового по­ложения руководителя: 1)Он является единоличным исполнитель­ным органом унитарного предприятия; 2)назначается собственни­ком принадлежащего ему имущества и ему подотчетен; 3)действу­ет от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы; 4)совершает сделки от имени унитар­ного предприятия; 5)утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; 6)осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудо­вые договоры; 7)издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуще­ствляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Г) Такие предприятия дей­ствуют в пределах административно-правового режима, независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявля­ется в установлении правовых норм и контроле за их соблюде­нием. Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конк­ретных вопросов их учреждения, определения профиля, органи­зации управления. Решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органа­ми, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юриди­ческие факты.

Управление негосударственными коммерческими организаци­ями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем соста­ве лиц, не входящих в «штаты» данной организации, но участву­ющие в принятии решений с правом решающего голоса; б) коллегиальные органы — организационно и юриди­чески оформленные группы лиц, наделенные определенной ком­петенцией, включающей, в частности, юридически-властные пол­номочия (совет директоров, дирекция, и т.д.); в) еди­ноличные — директор, генеральный директор, председатель и др.

Исполнительный орган может быть либо единоличным (дирек­тор — генеральный директор), либо одновременно единоличным и коллегиальным (дирекция, правление).

6б .Контроль и надзор в сфере государственного управления

Контроль— это система наблюдения и проверки процесса функционирования субъектов с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют — недопущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности и т.п. Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти — это форма обеспечения законности, которые позволяют контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности. Понятие контроля включает три взаимосвязанных элемента:

a. проверка фактического выполнения самим органом в пределах его компетенции и каждым из его сотрудников планов заданий и т.д.;

b. проверка путей и средств, именно эта сторона контроля позволяет оценить работу конкретного работника с деловой стороны;

c. принятие мер в процессе контроля для устранения недостатков, поощрения или наказания лица. Меры могут применяться самые разные материальные, организационные и т.п.

Проверка исполнения более узкое понятие, чем контроль. Проверка исполнения состоит в проверке выполнения органом или должностным лицом тех актов, которые ими самими изданы и адресованы подчиненным лицам и организациям. Контроль же включает проверку всей деятельности этих структурных подразделений. Эффективный контроль позволяет судить о деловом положении, эффективности закона и его исполнении. На основе полученной информации можно оперативно исправлять недостатки, вносить изменения и дополнения. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, совершенствования органов исполнительной власти, определение профессионализма кадров и борьбе с коррупцией. В период реформирования экономических отношений роль контроля была принижена.

Отсутствие контроля в ряде регионов, вылилось в сепаратизм, издание субъектами федерации нормативных актов грубо противоречащих федеральным законам.

26б . Административно — правовой статус общественных объединений

Понятие и содержание административно-правового статуса государственного унитарного предприятия

Дата публикации: 07.12.2015 2015-12-07

Статья просмотрена: 1116 раз

Библиографическое описание:

Хабибуллина А. Р. Понятие и содержание административно-правового статуса государственного унитарного предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 797-799. — URL https://moluch.ru/archive/104/24132/ (дата обращения: 23.11.2019).

Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются, прежде всего, во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти.

По мнению исследователей административно-правовые отношения опосредуют, прежде всего:

 процесс принятия управленческих решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, а также определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства или общественного самоуправления;

 отношения в связи и по поводу утверждения уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также ведения учета, государственного кадастра зарегистрированных и действующих предприятий и учреждений — юридических лиц;

 отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными предприятиями и учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на производство определенной продукции, выполнение работ или оказание услуг;

 отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием осуществляемой предприятиями и учреждениями деятельности;

 отношения по согласованию предложений по распоряжению государственным и муниципальным имуществом и реализации иных решений в соответствии с полномочиями собственника;

 многочисленные отношения, порождаемые осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением всеми предприятиями и учреждения ми установленных правил хозяйствования, осуществления ими различных видов деятельности и многих других правил охраны государственного, общественного порядка и общественной безопасности во всех ее разновидностях [7].

Эти взаимоотношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и подведомственными им в отраслевом, функциональном или территориальном отношении предприятиями и учреждениями, составляют основы содержательной характеристики их административно-правового статуса.

Любое предприятие и учреждение, являющиеся субъектом административно-правовых отношений, обладает соответствующим административно-правовым статусом.

Исследователи, например Е. В. Овчарова [8], подчеркивают, что если административно-правовой статус абстрактного юридического лица определяется нормами административного права, то административно-правовые отношения конкретного юридического лица зависят от юридических фактов, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение.

Связующим звеном между административно-правовым статусом и административно-правовым отношением является административная правосубъектность юридического лица, которая, как справедливо, на наш взгляд, отмечает В. В. Мазурин, «является правовой конструкцией, отражающей состав юридических фактов, наличие которых позволяет конкретному лицу (или вынуждает его) выступить в качестве субъекта права, имеющего соответствующий правовой статус» [6].

Следует согласиться с Н. В. Киселевой и другими авторами в том, что административно-правовой статус юридического лица имеет определенную структуру, которая включает целевой блок элементов, организационный блок элементов, компетенцию в сфере государственного управления и административную ответственность как необходимое правовое средство обеспечения надлежащего исполнения обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления [4]. В отличие от компетенции юридического лица в сфере государственного управления и административной ответственности юридического лица, характеризующих исключительно его административно-правовой статус, целевой и организационный блоки элементов его правового статуса в равной мере могут быть отнесены как к гражданско-правовому, так и к административно-правовому статусу.

В связи с этим, в содержание их административно-правового статуса, как правило, включаются следующие элементы:

а) место в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;

б) предмет, виды и сфера деятельности;

в) цели создания и деятельности;

г) задачи, решаемые в административно-публичной сфере;

д) функции, выполняемые в административно-публичной сфере;

е) общие и (или) специальные административные права (полномочия) в административно-публичной сфере;

ж) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) в административно-публичной сфере;

з) общие и (или) специальные административные обязанности в административно-публичной сфере;

и) юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения [1].

В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов выделяют общий и специальный административно-правовые статусы [5].

Общий административно-правовой статус предприятия представляет собой общую административно-правовую характеристику этого предприятия и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство предприятий.

Общий административно-правовой статус возникает у предприятия с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица). Одновременно с возникновением общего административно-правового статуса у предприятия возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) [3].

Специальный административно-правовой статус предприятия представляет собой специальную административно-правовую характеристику этого предприятия и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этого предприятия и др.

Унитарное предприятия осуществляют свою деятельность на основании положений гражданского, налогового законодательства, а также отдельных норм административного законодательства.

В связи с этим сущность административно-правового регулирования хозяйственной деятельности унитарных предприятий выражается в воздействии на них органов государственной власти и местного самоуправления. При этом воздействие заключается в осуществлении отдельных видов контроля или надзора (налогового, валютного, метрологического, таможенного, транспортного), государственной регистрации, принудительной ликвидации, предотвращении монопольной и иной деятельности, направленной на ограничение конкуренции, предоставлении гарантий и поддержки, применении мер юридической ответственности [9].

Создание предприятий является правом собственника имущества или уполномоченного им органа.

Таким образом, особенность административно-правового статуса унитарных предприятий состоит в том, что такие предприятия учреждаются на базе государственной собственности, предназначены для реализации деятельности, направленной на удовлетворение публичных интересов.

Наиболее предпочтительной и применимой, на наш взгляд, к унитарным предприятиям нам видится предложенная Д. Н. Бахрахом структура административно-правового статуса коллективных субъектов, которая представляет собой три основных блока: а) целевой; б) структурно-организационный; в) компетенционный [2].

  1. Бабай А. Н., Пархоменко А. Г. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. — М., Воронеж: МОДЭК, МПСУ, 2012. — 456с.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах: Учебник для вузов. — М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2002. — 640 с.
  3. Калугина Л. В. Административный механизм обеспечения правового статуса унитарных предприятий по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Л. В. Калугина. — Тюмень, 2007. — 20 с.
  4. Киселева Н. В. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / Н. В. Киселева // Источники частного и публичного права: сборник научных трудов по материалам III ежегодной Международной научно-практической конференции 28 марта 2014 г. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. — С. 140–144.
  5. Кононов П. И. Основные категории административного права и процесса: монография / П. И. Кононов. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 416 с.
  6. Мазурин В. В. Статус унитарных предприятий в финансовом праве РФ / В. В. Мазурин // Российское законодательство в современных условиях. Материалы IX ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. — Брянск: ООО «Изд-во «Курсив», 2011. — С. 170–177.
  7. Мартынова Т. Н. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т. Н. Мартынова. — М., 2003. — 178 с.
  8. Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е. В. Овчарова. — М., 2001. — 214 с.
  9. Палладина М. И. О некоторых проблемах правового статуса сельскохозяйственных унитарных предприятий и кооперативов / М. И. Палладина // Государство и право. — М.: Наука, 2009. — № 5. — С. 48–54.

Административно-правовой статус государственных коммерческих и некоммерческих организаций

Понятие унитарных предприятий. Государственные федеральные и региональные унитарные предприятия. Унитарные казенные предприятия. Государственные некоммерческие организации (бюджетные и автономные учреждения; государственные корпорации и государственные компании).

Существуют коммерческие и некоммерческие государственные организации. К коммерческим относятся государственные унитарные предприятия.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации, а также организации деятельности регулируют федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Ведущее место среди них занимает Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [38. Ст. 113-115,294-297, 299-300; 91; 300; 307; 423].

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. В связи со свойством неделимости имущества предприятие и получило наименование унитарного (от лат. — единство). По той же причине не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

В стране создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие; государственное предприятие субъекта РФ; муниципальное предприятие); 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Вопросы организации управления унитарным предприятием урегулированы в отдельной главе Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [91. Гл. IV. Ст. 20-28]. В ней установлены права собственника имущества унитарного предприятия, правомочия и ответственность руководителя унитарного предприятия, правовой режим сделок, в которых заинтересован руководитель унитарного предприятия, крупных сделок унитарного предприятия и его заимствований, контроль за деятельностью унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и ему подотчетен. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности. Он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Государственные некоммерческие организации создаются в организационно-правовой форме государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений, государственных корпораций и государственных компаний.

Государственное бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Собственник закрепляет за государственным бюджетным учреждением имущество на праве оперативного управления. Такие учреждения финансируются полностью или частично государством в порядке, определяемом законом [34. Ст. 161; 38. Ст. 120, 296].

Различают государственные бюджетные учреждения, созданные Российской Федерацией — федеральные, и созданные субъектами РФ — региональные. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений установлен Правительством РФ. Устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Министерством финансов РФ [390].

Государственное бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Государственное автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов государственной власти в сферах пауки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Основы организации и деятельности автономного учреждения определены Федеральным законом «Об автономных учреждениях» [174].

Государственное автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено федеральным законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления учреждением деятельности и использования закрепленного за учреждением имущества.

Вопросы организации управления автономным учреждением урегулированы в отдельной главе Федерального закона «Об автономных учреждениях» [174. Гл. 3. Ст. 8-17]. В ней определены структура и компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования и деятельности, компетенция учредителя в области управления автономным учреждением, правовой режим крупных сделок и последствия его нарушения, правовой режим сделок, в которых заинтересовано автономное учреждение.

К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся: 1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений; 2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств; 3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа; 4) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним; 5) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если по федеральному закону для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения.

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (далее — корпорация). Корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей

Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации, если законом не предусмотрено иное. В случаях и порядке, установленных федеральным законом, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Он определяет минимальный размер имущества корпорации, гарантирующего интересы се кредиторов.

Корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Для создания корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ [117. Ст. 7.1].

В России учреждены следующие государственные корпорации: 1) Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»; 2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; 3) Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта; 4) Российская корпорация нанотехнологий. Федеральные законы, предусматривающие создание корпораций, устанавливают цели создания и ликвидации корпораций, их правовое положение, цели деятельности и функции, порядок формирования имущества корпораций, порядок их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, порядок осуществления контроля за деятельностью корпораций и их отчетности. В законах определены органы управления корпораций, порядок их образования, компетенция и порядок их деятельности [74; 75; 76; 1441.

Государственная компания — не имеющая членства некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (далее компания). Компания создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное компанией в результате ее собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью компании, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Компания не отвечает по обязательствам России, а Россия не отвечает по обязательствам компании, если федеральным законом не предусмотрено иное. Компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую таким целям.

В России создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Ее правовое положение, основы организации и деятельности, управления компанией урегулированы федеральным законом [73].

Особенности правового статуса государственных унитарных предприятий;

Административно-правовое положение предприятий и учреждений

Понятие и виды предприятий и учреждений

Предприятия и учреждения – разновидности организаций, исполняющих экономические, социально-культурные и иные функции. В качестве таковых они являются субъектами управления.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждение выполняет управленческие, социально-культурные или иные функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера.

Предприятия и учреждения осуществляют деятельность на основании Гражданского кодекса РФ, иных нормативных актов Российской Федерации.

Классификация предприятий может быть произведена по нескольким основаниям:

1) в зависимости от видов собственности: государственные, муниципальные, частные, общественные, смешанных форм собственности;

2) в зависимости от организационно-правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, потребительский кооператив и др.;

3) в зависимости от форм предприятий, определяемых их отраслевой, производственно-технологической специализацией: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, предприятия торговли, жилищно-коммунальные предприятия.

Учреждения могут быть федеральными, субъектов РФ, муниципальными, частными. В зависимости от сферы деятельности выделяют учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Административно-правовое положение предприятий и учреждений может быть охарактеризовано следующими чертами:

· предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация производится на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1;

· осуществление предприятием (учреждением) некоторых видов деятельности, установленных федеральным законом, требует специального разрешения государства (лицензии). Лицензирование осуществляется лицензирующими органами – федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Федерального закона от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»2;

· некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Так,государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций осуществляется на основе Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008г.[22];

· предприятия и учреждения обязаны представлять государственным органам налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Органы государственной власти не вмешиваются в деятельность предприятий и учреждений, кроме случаев осуществления контрольных полномочий, вправе применять к ним меры ответственности. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий осуществляется под контролем Федеральной антимонопольной службы.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1.

Государственным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (учредителем). При этом собственником может выступать Российская Федерация или субъект Российской Федерации, их права осуществляют соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с действующим законодательством имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В зависимости от правового режима имущества данные предприятия делятся на два вида:

основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Закон предусматривает, что государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации);

2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России и обеспечивающей ее безопасность;

6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

2) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России;

3) необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

4) необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

5) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

6) необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

7) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Специфику правового статуса унитарного предприятия определяет ряд особых полномочий собственника имущества унитарного предприятия. Согласно ст.20 Закона собственник имущества:

1) принимает решение о создании, реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, принимает решение об участии унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) его финансово-хозяйственной деятельности;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

5) формирует его уставный фонд;

6) назначает на должность его руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера;

7) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом предприятия и обладает иными правами на основании ст. 20 (п. 1) ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Собственник имущества казенного предприятия, помимо вышеуказанных правомочий, в частности, вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, утверждать смету доходов и расходов предприятия.

Особым статусом обладает руководитель унитарного предприятия. Он является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и подотчетен собственнику имущества. Ряд требований, в том числе по соблюдению запретов, установленных законом для данных субъектов, приближает их статус к статусу государственного гражданского служащего. Назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе[23]. Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Принятие решения об учреждении (реорганизации, ликвидации) федерального казенного предприятия, утверждение его устава, внесению в него изменений, осуществляется Правительством РФ. Иные правомочия собственника данных субъектов реализуют Правительство РФ или уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector